Польза, прочность и красота природы

Публикуем отрывок из книги Анны Мартовицкой «Архитектурный путеводитель. Норвегия 2000-2020». Издательство DOM publishers, 2019.

Анна Мартовицкая

Автор текста:
Анна Мартовицкая

26 Декабря 2019
mainImg
0 Путеводитель, презентация которого состоялась на прошедшей неделе в посольстве королевства Норвегия, прежде всего демонстрирует, как именно страна может распорядиться нефтяным ресурсом для развития рукотворной обитаемой среды и, как следствие, современной архитектуры. За пятьдесят лет, прошедшие с начала добычи, Норвегия не только превратилась в одну из самых комфортных стран Европы, но и выработала собственную архитектурную политику, немалую роль в которой играет внимание к суровому, но захватывающе красивому северному ландшафту и в не меньшей степени – к реальному, практическому решению экологических проблем. А не только к разговорам о них, что было подчеркнуто на презентации.
Анна Мартовицкая на презентации путеводителя
Предоставлено посольством Норвегии

Современная архитектура Норвегии, действительно, представляет собой развитое и разнообразное явление: оно шире столичного строительства и интереснее общепризнанных «звезд» – знаменитого туристического маршрута, который между тем безусловно прекрасен, и подводного ресторана Снохетты, бурно обсуждаемого в этом году. Двадцать последних лет, охваченных в путеводителе, дали 150 заметных объектов, собранных в 7 глав по регионам, снабженных фотографиями каждого из них, а также картами, маршрутами и GPS-координатами, зашифрованными в QR-кодах, как это принято в серии путеводителей DOM publishers. С таким путеводителем немедленно хочется отправиться осваивать норвежские просторы – путешествие будет отлично информированным. 
ЮТ
Архитектурный путеводитель Норвегия 2000-2020
Предоставлено DOM publishers

Путеводитель вышел на английском и русском языках, купить его можно на сайте издательства, русская версия стоит 1300 рублей, английская 38 евро.

Публикуем вступительную главу об архитектуре Норвегии 2000-2020 с разрешения автора и издательства.


Анна Мартовицкая
Польза, прочность и красота природы
Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что еще на рубеже XX и XXI столетий о таком явлении, как «норвежская архитектура», знали разве что продвинутые специалисты по Скандинавии, тогда как среди широкой публики Норвегия была популярна, в основном, как страна фьордов и северного сияния, а также родина многих зимних видов спорта. Двадцать лет спустя ситуация изменилась кардинально: произведения современных норвежских архитекторов привлекают к себе колоссальное (полностью заслуженное!) внимание, став для туристов таким же аттрактором, как, например, знаменитые водопады или живописный утес «Язык тролля». Завидное благосостояние Норвегии создало экономические предпосылки для успешного развития архитектуры и строительной отрасли, а продуманная государственная политика в этой сфере и действенные механизмы социально ответственного бизнеса направили усилия в максимально эффективное русло. Произведения современной архитектуры стали неотъемлемой частью развития и обновления норвежских городов – вне зависимости от масштаба последних, красноречивым свидетельством чему и служит данный путеводитель, посвященный постройкам, реализованным не только в крупнейших мегаполисах страны фьордов, но и в целой россыпи крошечных населенных пунктов. Впрочем, обо всем по порядку.
  • zooming
    1 / 7
    Анна Мартовицкая. Архитектурный путеводитель Норвегия 2000-2020. М., 2019
    Предоставлено DOM publishers
  • zooming
    2 / 7
    Анна Мартовицкая. Архитектурный путеводитель Норвегия 2000-2020. М., 2019
    Предоставлено DOM publishers
  • zooming
    3 / 7
    Анна Мартовицкая. Архитектурный путеводитель Норвегия 2000-2020. М., 2019
    Предоставлено DOM publishers
  • zooming
    4 / 7
    Анна Мартовицкая. Архитектурный путеводитель Норвегия 2000-2020. М., 2019
    Предоставлено DOM publishers
  • zooming
    5 / 7
    Анна Мартовицкая. Архитектурный путеводитель Норвегия 2000-2020. М., 2019
    Предоставлено DOM publishers
  • zooming
    6 / 7
    Анна Мартовицкая. Архитектурный путеводитель Норвегия 2000-2020. М., 2019
    Предоставлено DOM publishers
  • zooming
    7 / 7
    Анна Мартовицкая. Архитектурный путеводитель Норвегия 2000-2020. М., 2019
    Предоставлено DOM publishers

В силу своего географического расположения между Европой и Арктикой Норвегия всегда отличалась суровым климатом и, как следствие, никогда не была перенаселена. Плотность ее населения составляет менее 14 человек на квадратный километр, тогда как в соседней Дании, куда более компактной по своей территории, этот показатель почти в сто раз больше! Только четыре процента общей площади Норвегии занимают пахотные земли, причем в силу исключительно гористой местности эти территории удалены друг от друга зачастую на очень значительные расстояния. Так что неудивительно, что большинство норвежских городов – и больших, и малых – расположены по соседству со скалистыми ландшафтами, а история их развития – это история выживания в суровых природных условиях. В этих условиях речь о роскоши никогда не шла: лаконизм и рациональность были присущи национальной архитектуре Норвегии задолго до укоренения парадигмы модернизма. Все изменилось в 1970 году, когда в Норвегии начали добывать нефть, и она из одной из беднейших стран Европы превратилась в очень состоятельную державу. Показатель ВВП на душу населения вырос более чем в 25 раз, и у Норвегии появились колоссальные финансовые возможности для вложений в собственное благополучие. В этом процессе решающую роль, несомненно, сыграли национальный характер норвежцев, ориентированных, прежде всего, на практичность принимаемых и реализуемых решений, и прочные социал-демократические устои общества, ставящие во главу угла принципы устойчивости, экологичности и равенства. Сегодня Норвегия – это страна едва ли не с самой эффективной государственной программой поддержки архитектуры и дизайна, благодаря которой качественно спроектированные и реализованные объекты жилья, офисные комплексы, общественные и инфраструктурные сооружения служат одним из ключевых средств планомерного улучшения жизни граждан.

В 2009 году был принят документ «Норвежская архитектурная политика», где сформулированы основные приоритеты развития национальной архитектуры: экологичность, высокое качество проектных решений, уважительное отношение к архитектурному наследию и культурной среде, а также компетентная пропаганда знаний об архитектуре среди всех слоев общества. Действенность этих формулировок – в том, что в Норвегии они не просто декларируются, а реализуются, причем максимально повсеместно. Архитектурная политика осуществляется с участием более 10 министерств, в сотрудничестве с частным бизнесом и при максимальном вовлечении конечных пользователей и местных жителей. Итог: приблизительно треть всех новых зданий в сегодняшней Норвегии строится по индивидуальным архитектурным проектам, которые, как правило, выбираются с помощью конкурса и затем проходят процедуру общественных обсуждений. Результатом такого во всех смыслах демократического архитектурного процесса становятся здания, которые отличают выразительность объемно-пространственного решения, ясность и четкость пропорций, изысканность в подборе материалов, а также тактичное отношение к природе и ярко выраженная социальная направленность.

Конечно, законодателем мод в национальной архитектуре Норвегии на правах столицы был и остается Осло – город, на территории которого реализуется сразу несколько масштабных государственных программ, служащих эталоном для остальных регионов страны. Прежде всего, это принятая в 2000 году программа «Город у фьорда», призванная насытить всевозможными функциями и тем самым включить в активную городскую жизнь береговую линию Осло, на протяжении предыдущих веков традиционно занятую промышленностью и портом. Исторически сложившаяся гигантская зона доков, верфей и пирсов сегодня служит колоссальным ресурсом перепрограммирования территории. И хотя возрождение и возвращение Осло этих пространств началось еще в 1980-е годы, когда из района Акербрюгге была выведена первая крупная верфь, по-настоящему повсеместным этот процесс стал именно в 2000-е, когда было принято решение о включении в программу всей приморской зоны города общей площадью 225 га. На месте индустриальных сооружений, магистралей и железнодорожных путей создаются офисы, жилье, учреждения культуры, а также разнообразные рекреационные пространства, нанизанные на единый пешеходный и велосипедный маршрут Havnepromenaden. Все новые постройки проектируются максимально энергоэффективными, сокращение транспортных потоков (за счет строительства подземных и даже подводных тоннелей) и озеленение также поспособствуют улучшению экологической ситуации. Важно и то, что создание новых многофункциональных кварталов (от иконического Barcode) и знаменитой Sørenga до еще нереализованного Filipstad) не только оживляет центральную часть города, но и помогает предотвратить дальнейшее расползание пригородов. При этом максимально продуманный дизайн-код каждого из новых районов и строгий контроль за его соблюдением гарантируют гуманный масштаб их застройки и сохранение сложившихся визуальных связей «старого» Осло с морем. Важнейшей составляющей «Города у фьорда» также является культурная функция, призванная добавить в формируемый заново морской фасад столицы знаковые сооружения общественного назначения. Ее самыми известными воплощениями, безусловно, стали здания Национальной оперы мастерской Snøhetta и музея современного искусства Аструп-Фернли (единственная постройка Ренцо Пиано в Скандинавии), однако в самое ближайшее время этот список дополнит целый ряд не менее ярких объектов – так, в 2020 году откроют свои двери Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна (Kleihues + Schuwerk), Музей Мунка (Estudio Herreros, LPO Arkitekter) и Городская публичная библиотека им. Дейхмана (Lund Hagem Architect, Atelier Oslo).
  • zooming
    1 / 6
    Анна Мартовицкая. Архитектурный путеводитель Норвегия 2000-2020. М., 2019
    Предоставлено DOM publishers
  • zooming
    2 / 6
    Анна Мартовицкая. Архитектурный путеводитель Норвегия 2000-2020. М., 2019
    Предоставлено DOM publishers
  • zooming
    3 / 6
    Анна Мартовицкая. Архитектурный путеводитель Норвегия 2000-2020. М., 2019
    Предоставлено DOM publishers
  • zooming
    4 / 6
    Анна Мартовицкая. Архитектурный путеводитель Норвегия 2000-2020. М., 2019
    Предоставлено DOM publishers
  • zooming
    5 / 6
    Анна Мартовицкая. Архитектурный путеводитель Норвегия 2000-2020. М., 2019
    Предоставлено DOM publishers
  • zooming
    6 / 6
    Анна Мартовицкая. Архитектурный путеводитель Норвегия 2000-2020. М., 2019
    Предоставлено DOM publishers

Те же принципы – создание максимально экологичных по своей «начинке» и сомасштабных человеку по габаритам построек – положены в основу преобразования и других промышленных территорий в пределах Осло. Например, бывшая фабричная территория Vulkan, где когда-то располагалось литейное производство, превращена в многофункциональный бурлящий жизнью квартал, в застройке которого аутентичные промышленные постройки органично соседствуют с произведениями современной архитектуры. Кстати, именно здесь реализован первый проект национальной программы FutureBuilt (штаб-квартира организации Bellona, арх. LPO Arkitekter), в рамках которой в столице Норвегии и ее ближайших пригородах строятся 50 зданий с низким энергопотреблением и нулевым уровнем выбросов. Спустя десять лет после запуска FutureBuilt насчитывает уже десятки реализаций и как программа, в рамках которой в проектировании и строительстве объектов самого разного назначения системно применяются инновационные технологии и материалы, стала не менее важной вехой в развитии национальной архитектуры, чем уже упоминавшийся «Город у фьорда». Говоря о преобразовании промышленных территорий Осло, нельзя не упомянуть и район Nydalen: там, где еще десять лет назад преобладали наполовину опустевшие производства, сегодня создан потрясающий по своей энергетике жилой и офисный квартал, в облике которого старинные кирпичные строения органично соседствуют с современными постройками из бетона, стекла и дерева, а благоустроенные набережные реки получили продолжение в виде скверов и парков. «Между зеленью и водой» – так нередко характеризуют застройку Осло, и в своем современном воплощении город действительно стремится сделать этот баланс основой развития как старых, так и новых районов.

Вслед за Осло эстафету переосмысления бывших промышленных и портовых зон подхватили практически все города Норвегии, будь то крупные Ставангер и Берген или более мелкие, такие как Ларвик, Порсгрунн, Кристиансанн, Мандал и многие другие. Традиционно жившие рыболовством и судоперевозками, эти города сегодня используют пространства верфей и доков для реализации знаковых проектов – как правило, общественно-культурного назначения, – которые делают более разнообразной жизнь местного комьюнити, создают на карте Норвегии новые точки притяжения и в долгосрочной перспективе служат катализатором дальнейших позитивных преобразований прилегающих территорий.

Чрезвычайно показателен в этом смысле опыт города Драммен, расположенного в 40 км от Осло. Начиная с первой половины XIX века, он был крупным промышленным и портовым центром Норвегии, а также одним из ключевых пунктов экспорта леса. Подобным успехом на индустриальном поприще город обязан в первую очередь своим расположением на реке Драмменсельве, и именно она пострадала от промышленного бума едва ли не больше всех: к середине 1980-х годов уровень ее загрязнения превысил критический, а оба берега были сплошь застроены фабричными и портово-ремонтными комплексами. Этими территориями город был фактически отрезан от своей водной артерии, а удручающее экологическое состояние реки делало изоляцию вдвойне тяжелой и болезненной. Конечно, в одиночку город никогда бы не справился с этой проблемой, но в дело вмешалось Министерство окружающей среды, давшее старт программе регенерации акватории реки. Еще одной важнейшей для города федеральной инициативой стало строительство новой автострады – из центра Драммена были выведены все транзитные шоссе: для их перепрокладки были сооружены подземные тоннели, а также участки окружной дороги. Очищенная река (а сегодня в Драмменсельве можно купаться и ловить рыбу) и освобожденный от потока транзитного транспорта центр стали для города мощнейшими ресурсами дальнейшего развития. На заброшенных территориях бывших фабрик Драммен развернул активное строительство, очень внимательно следуя разработанному мастер-плану, основным принципом которого было сбалансированное развитие этих участков. И вновь: под балансом понимается разумное сочетание не только функций, но и застроенных/свободных пространств. Социальные и коммерческие объекты здесь всегда соседствуют с жильем, а новое строительство – с благоустроенными общественными пространствами самого разного формата (парки, скверы, набережные, площади и пр.). Так, на левом берегу реки, вдоль которого раньше проходила одна из транзитных автомобильных дорог, был разбит Elveparken (частично на насыпных территориях), который стал продолжением главной площади города с ее магазинами, кафе и ратушей. А напротив него, в бывшей главной промзоне города Grønland, развернулось основное строительство: за первые 15 лет нового столетия вдоль правого берега реки выросли малоэтажные жилые кварталы, офисные комплексы, ресторанчики, магазины, кафе. Вместо располагавшихся здесь ранее обширных парковок был построен автовокзал, а пешеходный подземный тоннель соединил новый район с главным железнодорожным вокзалом Драммена. Между собой берега соединил пешеходный мост Ypsilon (2008, арх. Arne Eggen Architects) – белоснежное вантовое сооружение, в плане получившее форму буквы Y, завоевало множество профессиональных наград (например, European Steel Bridges Award) и стало символом обновления Драммена. Эффектный силуэт моста сегодня является едва ли не самым фотографируемым объектом города, а раскинувшийся на правом берегу у его подножья научно-образовательный парк Papirbredden – воплощением успешной трансформации бывшей промзоны (LPO Arkitekter).

Продолжая разговор о глобальных приоритетах развития норвежской архитектуры, нельзя не упомянуть и тот осознанный выбор в пользу экологичных строительных материалов, который у архитекторов страны фьордов давно вошел в привычку. Если объект может быть построен из дерева – можно не сомневаться в том, что это будет сделано. В современной Норвегии из дерева (как натурального, так и термически обработанного) возводят здания любой типологии и площади, от самых камерных, вроде уличных павильонов, до масштабных жилых комплексов, как, например, Waterfront в Ставангере (AART Architects + Kraftværk), причем этот материал может служить как для виртуозной интеграции новой постройки в сложившееся окружение (см., например, жилой комплекс Breiavannet Park в том же Ставангере (Helen & Hard), так и для воплощения самых смелых пластических экспериментов (жилой комплекс Rundeskogen в Саннесе (dRMM Architects, Helen & Hard) или придания общественным пространствам необходимой тактильности и теплоты (см. проект открытого морского бассейна в районе Sørenga, в отделке которого ключевую роль играет материал Kebony – производимая в Норвегии модифицированная древесина, отличающаяся невероятно высокой устойчивостью к воздействию влаги, перепада температур и микроорганизмов). Принципиально важно и то, что, увлеченно исследуя эстетические и конструктивные возможности дерева, норвежские архитекторы продолжают многовековую историю использования этого материала, тем самым создавая удивительный симбиоз традиции и современности.

Фактически 1000-летняя традиция строительства из дерева в Норвегии не прерывалась никогда, равно как и традиция подчеркнуто аккуратного обращения с ландшафтом. Если на участке имеется перепад рельефа, норвежский архитектор обыграет его максимально виртуозно, а если с места строительства открывается красивый вид, постройка, скорее всего, будет полностью подчинена вдохновляющему созерцанию. Подобный тактичный подход к ландшафту регулируется строительными нормами и правилами, а для части территории Норвегии даже стал основным принципом долгосрочного развития. Речь о федеральной программе «Национальные туристические дороги», призванной объединить в логичные по трассировке и протяженности маршруты наиболее известные достопримечательности Норвегии и обеспечить их удобной инфраструктурой. Программа, стартовавшая в 1994 году и рассчитанная до 2029 года, являет собой весьма изобретательный механизм популяризации наследия, в котором местные архитектурно-строительные традиции играют первостепенную роль.

У проекта было две основные сверхзадачи: дать мощный толчок развитию туристической отрасли, тем самым обеспечив даже в самых отдаленных от столицы населенных пунктах достаточное количество рабочих мест, и кардинально улучшить имидж Норвегии на общемировой арене, подчеркнуть ее самобытность и привлекательность. В структуре Государственной администрации норвежских дорог (Statens vegvesen) был выделен одноименный департамент, который и занялся разработкой маршрутов, – естественно, при помощи архитекторов, инженеров, ландшафтных дизайнеров, географов и специалистов в области туризма. Всего были составлены 18 маршрутов общей протяженностью 2151 км. В 2005-м Парламент Норвегии принял программу к реализации, придав ей статус национальной. Полностью «Национальные туристические маршруты» должны открыться в 2029 году, хотя уже сегодня большинство из них функционирует.

Основной статьей расхода в рамках программы стало развитие дорожной сети, благодаря которой, собственно, в стране и возникла альтернатива крупнейшим транспортным артериям, а многие мелкие поселения, особенно расположенные на изрезанной береговой линии Норвегии, наконец-то обрели удобную связь друг с другом и с центром. Не менее важным аспектом доступности того или иного маршрута стала его благоустроенность: найдя, ради чего людям стоит поехать в отдаленный уголок Норвегии, и обеспечив им беспрепятственный путь туда, программа столь же тщательно продумала инфраструктуру каждого объекта. Удобные автостоянки, смотровые площадки и места отдыха, туалеты, мусорные баки и информационные стенды – вот обязательный минимум для любого из них, в ряде случае дополненный кафе и мини-отелями. И здесь на первый план вышла архитектура: осознав предстоящий объем строительства, инициаторы программы решили обернуть это в свою пользу. Именно архитектура, равно как современное искусство, были названы такими же приоритетами развития «Национальных туристических дорог», как и сохранение природных и исторических достопримечательностей, а один из девизов программы был сформулирован как «Дизайн своего времени». Краеугольным же камнем проекта стало положение о том, что все вновь возводимые элементы должны быть постройками самого высокого качества и при этом не доминировать над ландшафтом, а органично дополнять его.

Всего в рамках «Национальных туристических дорог» должно быть реализовано 250 объектов. 150 из них уже построены, и в немалой степени именно они сегодня формируют имидж Норвегии как передовой архитектурной державы. В программе отметились такие международные и национальные звезды, как Петер Цумтор (Мемориал в Вардё, 2011), Snøhetta (смотровая площадка Эггум на одном из островов архипелага Лофотен, 2007), бюро Jarmund/Vigsnæs (общественный центр на Лофотенских островах, 2006 и смотровая площадка на водопаде Steinsdalsfossen, 2014) и 70°N arkitektur (смотровые площадки и места отдыха на Лофотенских островах, 2004-2006). Конечно, наиболее известной постройкой среди всех перечисленных является мемориал, созданный Петером Цумтором совместно со скульптором Луиз Буржуа. И если для Буржуа ключевой темой инсталляции стала история (в XVII веке в Вардё по обвинению в колдовстве к сожжению на костре был приговорен 91 человек), то Цумтор черпал вдохновение исключительно в пейзаже и традиции: основой конструкции стали деревянные рамы для вяления трески, на которые натянута парусиновая оболочка. В ней архитектор проделал 91 окно (по числу жертв), в каждом из которых горит лампочка, – точно такие же лампочки в своих окнах до сих пор зажигают местные жители: даже в условиях полярного дня они сигнализируют о том, что рабочий день окончен и обитатели вернулись домой. В 2016 году Цумтор завершил реализацию своего второго проекта в рамках «Национальных туристических дорог»: в ущелье Аллманнаювет, на месте бывших шахт по добыче цинка, швейцарский архитектор построил музей, в облике и конструкции которого местные материалы и ландшафт также стали определяющими.

Существующая постройка, хоть и несколько иной эпохи, стала отправной точкой и для бюро Snøhetta: немецкие укрепления времен Второй мировой войны в горном массиве Эггум архитекторы превратили в место отдыха с киоском и туалетом. Лаконичный деревянный объем словно выдвинут из каменного амфитеатра, причем выполненные из габионов брутальные стены последнего служат объединяющим мотивом для всего участка, включая оформление стоянки для автомобилей и смотровой площадки. Jarmund/Vigsnæs и 70°N arkitektur, наоборот, имели дело с незастроенными ландшафтами и свою интервенцию в них осуществили с помощью деревянных конструкций: первые выстроили павильон для велосипедистов по образу и подобию хижин для рыбаков, вторые создали лаконичную платформу, защищающую посетителей от ветра и создающую комфортные условия для наблюдения за птицами, которая своими внешними очертаниями и ступенчатой структурой вторит холмистому пейзажу.

Важно, что именно «Национальные туристические дороги» стали билетом в жизнь для многих молодых архитектурных бюро страны: Jensen&Skodvin, Reiulf Ramstad Architects, 3RW, Saunders & Wilhelmsen – вот лишь некоторые из тех, чья карьера пошла в гору именно после реализации одного или нескольких проектов, так или иначе воспевающих красоту национальных ландшафтов. В этом смысле нельзя не вспомнить смотровую площадку Стегастейн на маршруте Аурландсфьеллет, принесшую мировую славу архитектору Тому Сандерсу: место, предназначенное для изучения захватывающих дух видов на фьорд и горы, представляет собой вынесенную над обрывом деревянную консоль, угол которой скруглен, так что от пропасти наблюдателей отделяет лишь едва заметный бортик из прозрачного стекла. Не менее яркий пример – смотровая площадка на «Лестнице троллей», спроектированная Реульфом Рамстадом. Парящая над крутым скалистым сводом платформа, покрытые ржавчиной бортики которой чередуются с полностью прозрачными вставками, несколько лет назад обошла все архитектурные СМИ как пример дизайна инновационного и одновременно идеально оттеняющего суровые и величественные пейзажи норвежских фьордов. Множества наград и похвал Рамстад заслужил и за информационный центр на этом же маршруте: вытянутые треугольные объемы из необработанного бетона с озелененными кровлями очаровывают сочетанием конструктивной смелости и визуальной скромности. Используя исключительно современные материалы и формы, архитектор безошибочно считывает дизайн-код окружающей местности. Столь же смелым и при этом точным попаданием в контекст можно считать и его туристический маршрут на пляже Сельвика (2013): сооружение из грубого бетона представляет собой длинный и извилистый пандус с довольно высокими бортиками, плавно спускающийся от шоссе к берегу моря. Там, где можно было бы проложить короткие мостки, архитектор отдает предпочтение сложной спиралевидной структуре, считая, что она лучше настраивает путешественника на созерцание пейзажа. Бортики позволяют путникам в любом месте сделать паузу, кроме того, в их «складках» с легкостью нашлось место для зоны пикника, парковок, туалетов и прочего. И важно, что, несмотря на довольно внушительные габариты, постройка идеально вписана в ландшафт: изгибы дорожек повторяют структуру пролегающего неподалеку шоссе, а ее пластика и подчеркнуто шершавая текстура поверхности напоминают мегалиты.

Нужно сказать, что практически каждый архитектор, участвовавший в программе «Национальные туристические дороги», построил для нее несколько объектов. Это связано с тем, что программа не проводит конкурсы на каждую из площадок, а в режиме преквалификации выбирает именно проектировщиков, с которыми хочет работать. Так, например, Ларс Берге в 2010 году создал на горном маршруте Флотане туалетные кабинки из бетона и дерева – наклонные, лаконичные, они и сами похожи на валуны, которых в этих местах хватает; в 2011-м – построил на маршруте Ведахаугане извилистую пешеходную дорожку, на всем протяжении которой сделана столь же прихотливо извивающаяся деревянная скамья, а в 2013-м реконструировал там же бывшую лесопилку, превратив ее в арт-центр и музей.

Карл-Вигго Хольмебакк и вовсе сотрудничает с проектом с момента его старта. В 1997 году именно он создал смотровую площадку Nedre Oscarshaug, в структуру которой была интегрирована первая арт-инсталляция – двухстворчатая стеклянная карта, помогающая идентифицировать окрестные горы и одновременно защищающая от ветра. В 2006-м он придумал для маршрута Рондане систему из спиралевидных дорожек и видовых площадок, которая в прямо смысле парит меж вековых сосен (причем в ходе строительства было срублено всего одно дерево, что кажется подлинным чудом с учетом масштаба созданного аттракциона). В 2008-м Хольмебакк еще раз применил этот ход – в соседнем Стрембю спроектировал еще одну сложносочиненную видовую площадку в виде спиралей, только на этот раз в бетонных бортиках еще и вырезаны сидения и столики, а в 2010-м построил зал ожидания на пристани парома, накрыв традиционный прямоугольный объем футуристичной кровлей из фиброгласа, которая вечером работает как маяк. Сейчас архитектор задействован в программе реновации территории вокруг Vøringsfossen – одного из самых известных водопадов Норвегии, где к 2020 году будет создана целая сеть видовых площадок, дорожек, мест отдыха и мини-гостиниц.

Каждые 5-8 лет состав «архитектурной сборной», работающей в рамках программы, полностью обновляется, причем у известных архитекторов при отборе нет никаких преимуществ: если они и побеждают, то благодаря идеям и предложениям, а не имени. Важно и то, что, выступая заказчиком архитектурных объектов, программа «Национальные туристические дороги» не выдвигает никаких обязательных требований к строительным материалам. И все же палитра реализованных построек обращает на себя внимание известным единообразием: дерево (причем преимущественно местная лиственница), необработанный бетон, натуральный камень, стекло, кортен. Там, где это возможно, архитекторы включали в состав проектируемых комплексов уже имевшиеся на участке сооружения (например, остов старого каменного дома в Нессебю, во время войны использовавшегося как склад амуниции, стал частью более масштабной композиции, служащей местом отдыха и медитации, – арх. Margrete B. Friis, 2006; или два деревянных сарая в Sognefjellshytta, которые соединены новым деревянным объемом – арх. Jensen & Skodvin Arkitektkontor, 2014). Также они старались привлекать местные производства: сварных стальных пластин, как в конструкциях «боксов» для наблюдения за птицами, установленных в долине реки Snefjord – арх. PUSHAK arkitekter, 2005; деревообрабатывающие – для создания конструкций и покрытия пешеходных мостов Tungeneset и Bergsbotn на острове Сенья – арх. Code Arkitektur, 2008 и 2010. Столь внимательное отношение к контексту понятно, ведь в данном случае именно он является смыслообразующим элементом каждого проекта, подталкивающим архитекторов не столько к самовыражению, сколько к сотворчеству и поиску скрытых качеств того или иного места. Урок Норвегии в том, что подобная работа может вестись централизованно, в масштабах всей страны, способствуя развитию одновременно и национальной экономики, и местной архитектуры, и международного имиджа.

26 Декабря 2019

Анна Мартовицкая

Автор текста:

Анна Мартовицкая
Похожие статьи
Не серый, а цветной
Итогом последней проектно-исследовательской лаборатории, которую с 2018 года проводит петербургский офис международного архитектурного бюро MLA+, стала книга, посвященная серому поясу Петербурга. Ранее студенты и профессионалы раскрывали потенциал водных и зеленых территорий города.
Теория руины
Публикуем фрагмент из книги Виктора Вахштайна «Воображая город. Введение в теорию концептуализации», в котором автор с помощью Георга Зиммеля определяет руины через «договор» между материалом и архитектором.
Дворец Советов
В издательстве «Коло» вышла монография о Владимире Щуко, написанная еще в середине прошлого века. Публикуем фрагмент, посвященный главному проекту архитектора.
Инструменты природы
Публикуем фрагмент из книги архитектурного критика Сары Голдхаген, в котором исследуется возможность преодолеть усыпляющее воздействие городской среды, используя переменчивость природы.
Выставки больших надежд
В Strelka Press выпущено русскоязычное издание книги Ника Монтфорта «Будущее. Принципы и практики созидания». Публикуем отрывок о Всемирных выставках в Нью-Йорке 1939/40 и 1964 годов, где экспозиция General Motors «Футурама» представляла эффектную картину ближайшего будущего.
Из агоры в хаб
Публикуем фрагмент из книги «Музей: архитектурная история», посвященный современным формам институции: музей как агломерация, хаб, фабрика или проун.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
Теоретик небоскреба
В Strelka Press выпущено второе издание книги Рема Колхаса «Нью-Йорк вне себя». Впервые на русском языке она вышла в этом издательстве в 2013. Публикуем отрывок о «визуализаторе» Манхэттена 1920-х Хью Феррисе, более влиятельном, чем его заказчики-архитекторы.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Иркутск как Дрезден
Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.
Ваши бревна пахнут ладаном
По любезному разрешению издательства Garage публикуем две главы из книги Николая Малинина «Современный русский деревянный дом»: главу о девяностых и резюме типологии современного деревянного частного дома.
«Не просто панельки»
Публикуем фрагмент книги Марии Мельниковой «Не просто панельки: немецкий опыт работы с районами массовой жилой застройки» о программах санации многоквартирных зданий в Германии и странах Прибалтики, их финансовых и технических аспектах, потенциальной пользе этого опыта для России.
Уолт Дисней, Альдо Росси и другие
В издательстве Strelka Press вышла книга Деяна Суджича «Язык города», посвященная силам и обстоятельствам, делающим город городом. Публикуем фрагмент о градостроительной деятельности Уолта Диснея и его корпорации.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Press в рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Гаражный заговор
Публикуем главу из книги «Гараж» художницы Оливии Эрлангер и архитектора Луиса Ортеги Говели о «гаражной мифологии» и происхождении этого типа постройки. Книга выпущена Strelka Press совместно с музеем современного искусства «Гараж».
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Памятник архитектуры
Публикуем главу из книги Григория Ревзина «Как устроен город». Современное отношение к памятникам архитектуры автор рассматривает в контексте поклонения мощам, смерти Бога и храмового значения парковой руины.
Башни и коробки. Краткая история массового жилья
Публикуем фрагмент из новой книги Strelka Press «Башни и коробки. Краткая история массового жилья» Флориана Урбана о том, как в 1960-е западногерманская пресса создавала негативный образ новых жилых массивов ФРГ и модернизма в целом.
Новейшая эра
В июне в Музее архитектуры презентована книга-исследование, посвященная ближайшим тридцати годам развития российской архитектуры. Публикуем фрагмент книги.
Технологии и материалы
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.