Ускользающая красота

Фрагмент из книги «Монументальная мозаика Москвы: между утопией и пропагандой» с фотографиями Джеймса Хилла.

mainImg
0 Издательство «Бомбора» совместно с центром современного искусства CUBE! выпустило книгу, посвященную монументальной мозаике Москвы.

Основная ценность книги, пожалуй, в ее иллюстрациях. Фотографии, которых здесь больше сотни, сделаны Джеймсом Хиллом, обладателем Пулитцеровской премии и лауреатом World Press Photo. Качество работ и цветопередача наделяют фотографии научной и документальной ценностью. Мозаики можно рассмотреть в деталях, а указание адресов позволяет использовать книгу в том числе и в качестве путеводителя.

Под одной обложкой собраны мозаичные панно, размещенные на самых разных архитектурных объектах Москвы – от вестибюлей метрополитена до панельных домов. Материал группируется по темам: разделы посвящены армии, спорту, науке, культуре, абстракциям. Подготовка книги к публикации сопровождалась также серьезной работой по атрибуции. Во вступительной статье Екатерина Рускевич и Анна Петрова прослеживают историю мозаики от Месопотамии до советской Москвы. 

С любезного разрешения издательства публикуем фрагмент, исследующий женские образы. 
Е.С. Зернова «Книги – память человечества», Ул. Донская, 39/4 1960-е
Фотография © Джеймс Хилл / предоставлено издательством «Бомбора»
«Женщины мира, вперед, вперед!»
Женские образы в советском монументальном искусстве интерпретировались художниками по большей части символически: все они становились знаками и аллегориями. Если в ранней московской мозаике 1930-х у Дейнеки женщина-мать еще соположена в одной серии панно с женщиной с веслом и женщиной-спортсменкой, то уже у Павла Корина за женскими образами закрепляются гендерные роли: традиционный – матери с ребенком на руках (панно на станции метро «Новослободская», 1952) и типично советский – труженицы-колхозницы (станция «Павелецкая», 1963). Для панно на «Новослободской» художнику позировала жена архитектора станции Алексея Душкина, Тамара, образ которой читается и на «Павелецкой».
А.А. Дейнека, мастерская В.А. Фролова, «Скульптура (Статуя). Станция метро »Маяковская", арх. А.Н. Душкин 1938 г
Фотография © Джеймс Хилл / предоставлено издательством «Бомбора»
А.А. Дейнека, мастерская В.А. Фролова, «Мать с ребенком». Станция метро «Маяковская», арх. А.Н. Душкин 1938 г
Фотография © Джеймс Хилл / предоставлено издательством «Бомбора»

Женщина возглавляет «Парад трудящихся» на правой части триптиха в вестибюле станции «Добрынинская» (1951). Она держит ребенка на плече, прямо у плаката с портретом Гагарина (до 1960-х здесь был Сталин). В торце подземного зала этой же станции внутри арки размещается панно Серафима Павловского (1967), на котором «мать и дитя», выложенные смальтой и натуральным камнем», становятся центром мироздания: за ними плывут планеты и парят искусственные спутники.

Послевоенное агитационное искусство распространяет образ Родины-матери, известный по плакату (1941) Ираклия Тоидзе и отсылающий к России-матушке еще времен Первой мировой. Павел Корин на «Комсомольской-кольцевой» (1954) изображает попирающую фашистские штандарты Родину-мать с ветвью оливы и серпом и молотом в руках. Ее суровый взгляд и поза победительницы отсылает к античной Афине Палладе, а синее платье и красная накидка – к образу Богородицы (Корин происходил из династии иконописцев).
П.Д. Корин «Рабочий и колхозница», фрагмент. Станция метро «Павелецкая» Кольцевой линии, торец подземного зала 1963 г (?)
Фотография © Джеймс Хилл / предоставлено издательством «Бомбора»

Символом многообразия национальных культур советской империи выступают представительницы советских республик в национальной одежде (женский народный костюм действительно сохранялся во многих традициях дольше и лучше мужского). На станции метро «Киевская-кольцевая» (1953) девушки в венках и вышиванках гуляют по улицам Киева и на Красной площади в Москве. В расположенном на той же станции панно «Содружество народов – источник расцвета социалистической Родины» в народных костюмах выступают девочка и две девушки, тогда как мальчик на первом плане одет в голубую рубашку с пионерским галстуком.

Воплощением идеологем «дружба народов» и «мир во всем мире» женские образы становятся позднее, в 1960-е. Вторая мировая и последовавшая за ней холодная война обусловили противостояние и раздел сфер влияния между крупнейшими ядерными державами – США и СССР. Напряженная международная обстановка показательно разряжалась «слетами миротворцев», крупнейший из которых – Всемирный конгресс сторонников мира – проходит в 1949 году в Праге и Париже. Его эмблема – белый голубь с веткой оливы в клюве – была нарисована Пабло Пикассо и быстро стала универсальным символом мира. Профиль Сталина заменяется Павлом Кориным на летящих белых голубей в панно «Мир во всем мире» на станции «Новослободская». «Голубка Пикассо» воспроизводится Борисом Чернышевым рядом с фигурами «Девушки c Огненной земли» и «Юноши с Маркизских островов» – мозаиками здания Зеленого театра в Парке Горького, перестроенного специально для Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 года.
А.А. Кулиев «Искусство», фрагмент. Дворец культуры Первого государственного подшипникового завода (Театральный центр на Дубровке, Цирк танцующих фонтанов «Аквамарин») Ул. Мельникова, 7/1 1974
Фотография © Джеймс Хилл / предоставлено издательством «Бомбора»

Композиция Андрея Кузнецова «Матери мира» (1967) изображает детей, строящих из кубиков общую башню, в окружении матерей – женщин трех континентов: Африки, Азии и Европы. Это станковое панно, созданное для выставки «Советская Россия», было смонтировано на месте сталинского портрета в вестибюле станции «Проспект Мира», переименованной в 1957 году в честь международного движения за мир.
  • zooming
    1 / 4
    П.Д. Корин, В.Ф. Бордиченко, Б.В. Покровский «Мир во всем мире». Станция метро «Новослободская», торец подземного зала, арх. А.Н. Душкин 1952 г
    Фотография © Джеймс Хилл / предоставлено издательством «Бомбора»
  • zooming
    2 / 4
    И.Г. Бережной «Детская книга» Сущевский вал, 49 1979 г
    Фотография © Джеймс Хилл / предоставлено издательством «Бомбора»
  • zooming
    3 / 4
    Б.И. Казаков Панно в вестибюле Тушинская детская городская больница (Детская городская клиническая больница имени З.А. Башляевой), главный корпус Ул. Героев Панфиловцев, 28 1989 г
    Фотография © Джеймс Хилл / предоставлено издательством «Бомбора»
  • zooming
    4 / 4
    К.Ю. Королев «Моя Родина» («Россия»). Московский центральный автовокзал Щелковское шоссе, 75. Демонтировано 1966–1971 г
    Фотография © Джеймс Хилл / предоставлено издательством «Бомбора»

Спектр женских профессий значительно расширяется в искусстве модернизма. Женщина-учитель появится на панно Екатерины Зерновой (1960-е) и Игоря Бережного (1979), женщина-художник фигурирует в вестибюле конференцзала МГИМО ((1976) 1983), женщина-архитектор – в композиции Абдуллы Кулиева «Искусство» (1974). Аллегорическими женскими фигурами оперируют Борис Тальберг («Гостеприимство», 1980), Борис Неклюдов («Времена года», 1983) и Валентин Иванов (панно с тремя женскими лицами у «Трехгорной мануфактуры», 1976). Целая галерея женских образов – от Венеры Милосской до революционерки и японки с цветком в руках – представлена Владимиром Замковым в мраморной композиции «Культура, искусство, театр» (1980) в Культурном центре Олимпийской деревни.
  • zooming
    1 / 3
    В.К. Замков «Культура, искусство, театр». Культурный центр Олимпийской деревни (Концертный зал имени С.В. Рахманинова «Филармония-2»), фойе. Мичуринский проспект, Олимпийская деревня, 1, 1980 г
    Фотография © Джеймс Хилл / предоставлено издательством «Бомбора»
  • zooming
    2 / 3
    Неизвестный художник. Панно в конференц-зале Московский государственный институт международных отношений (МГИМО). Проспект Вернадского, 76 1976 (1983)
    Фотография © Джеймс Хилл / предоставлено издательством «Бомбора»
  • zooming
    3 / 3
    Неизвестный художник. Панно в конференц-зале Московский государственный институт международных отношений (МГИМО). Проспект Вернадского, 76 1976 (1983)
    Фотография © Джеймс Хилл / предоставлено издательством «Бомбора»

Манифестом женского самопредставления становится панно Елены Романовой «Женщины и мода» (1982), демонстрирующее историю костюма: античную тогу, кринолины, турнюр… Здесь символом нового времени выступает девушка на каблуках, в желтом комбинезоне.
Е.Б. Романова «Женщины и мода», фрагмент. Магазин «Женская мода» Измайловское шоссе, 6, 1982 г
Фотография © Джеймс Хилл / предоставлено издательством «Бомбора»

 

04 Мая 2021

Похожие статьи
Не серый, а цветной
Итогом последней проектно-исследовательской лаборатории, которую с 2018 года проводит петербургский офис международного архитектурного бюро MLA+, стала книга, посвященная серому поясу Петербурга. Ранее студенты и профессионалы раскрывали потенциал водных и зеленых территорий города.
Теория руины
Публикуем фрагмент из книги Виктора Вахштайна «Воображая город. Введение в теорию концептуализации», в котором автор с помощью Георга Зиммеля определяет руины через «договор» между материалом и архитектором.
Дворец Советов
В издательстве «Коло» вышла монография о Владимире Щуко, написанная еще в середине прошлого века. Публикуем фрагмент, посвященный главному проекту архитектора.
Инструменты природы
Публикуем фрагмент из книги архитектурного критика Сары Голдхаген, в котором исследуется возможность преодолеть усыпляющее воздействие городской среды, используя переменчивость природы.
Выставки больших надежд
В Strelka Press выпущено русскоязычное издание книги Ника Монтфорта «Будущее. Принципы и практики созидания». Публикуем отрывок о Всемирных выставках в Нью-Йорке 1939/40 и 1964 годов, где экспозиция General Motors «Футурама» представляла эффектную картину ближайшего будущего.
Из агоры в хаб
Публикуем фрагмент из книги «Музей: архитектурная история», посвященный современным формам институции: музей как агломерация, хаб, фабрика или проун.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
Теоретик небоскреба
В Strelka Press выпущено второе издание книги Рема Колхаса «Нью-Йорк вне себя». Впервые на русском языке она вышла в этом издательстве в 2013. Публикуем отрывок о «визуализаторе» Манхэттена 1920-х Хью Феррисе, более влиятельном, чем его заказчики-архитекторы.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Иркутск как Дрезден
Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.
Ваши бревна пахнут ладаном
По любезному разрешению издательства Garage публикуем две главы из книги Николая Малинина «Современный русский деревянный дом»: главу о девяностых и резюме типологии современного деревянного частного дома.
«Не просто панельки»
Публикуем фрагмент книги Марии Мельниковой «Не просто панельки: немецкий опыт работы с районами массовой жилой застройки» о программах санации многоквартирных зданий в Германии и странах Прибалтики, их финансовых и технических аспектах, потенциальной пользе этого опыта для России.
Уолт Дисней, Альдо Росси и другие
В издательстве Strelka Press вышла книга Деяна Суджича «Язык города», посвященная силам и обстоятельствам, делающим город городом. Публикуем фрагмент о градостроительной деятельности Уолта Диснея и его корпорации.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Press в рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Гаражный заговор
Публикуем главу из книги «Гараж» художницы Оливии Эрлангер и архитектора Луиса Ортеги Говели о «гаражной мифологии» и происхождении этого типа постройки. Книга выпущена Strelka Press совместно с музеем современного искусства «Гараж».
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Памятник архитектуры
Публикуем главу из книги Григория Ревзина «Как устроен город». Современное отношение к памятникам архитектуры автор рассматривает в контексте поклонения мощам, смерти Бога и храмового значения парковой руины.
Башни и коробки. Краткая история массового жилья
Публикуем фрагмент из новой книги Strelka Press «Башни и коробки. Краткая история массового жилья» Флориана Урбана о том, как в 1960-е западногерманская пресса создавала негативный образ новых жилых массивов ФРГ и модернизма в целом.
Новейшая эра
В июне в Музее архитектуры презентована книга-исследование, посвященная ближайшим тридцати годам развития российской архитектуры. Публикуем фрагмент книги.
Технологии и материалы
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Кирпич плюc: с чем дружит кладка
С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».
Pipe Module: лаконичные световые линии
Новинка компании m³light – модульный светильник из ударопрочного полиэтилена. Из такого светильника можно составлять различные линии, подчеркивая архитектуру пространства
Быстро, но красиво
Ведущий производитель стеновых ограждающих конструкций группа компаний «ТехноСтиль» выпустила линейку модульных фасадов Urban, которые можно использовать в городской среде.
Быстрый монтаж, высокие технические показатели и новый уровень эстетики открывают больше возможностей для архитекторов.
Фактурная единица
Завод «Скрябин Керамикс» поставил для жилого комплекса West Garden, спроектированного бюро СПИЧ, 220 000 клинкерных кирпичей. Специально под проект был разработан новый формат и цветовая карта. Рассказываем о молодом и многообещающем бренде.
Чувство плеча
Конструкция поручней DELABIE из серии Nylon Clean дает маломобильным людям больше легкости в передвижениях, а специальное покрытие обладает антибактериальными свойствами, которые сохраняются на протяжении всего срока эксплуатации.
Красный кирпич от брутализма до постмодернизма
Вместе с компанией BRAER вспоминаем яркие примеры применения кирпича в архитектуре брутализма – направления, которому оказалось под силу освежить восприятие и оживить эмоции. Его недавний опыт доказывает, что самый простой красный кирпич актуален.
Может быть даже – более чем.
Стекло для СБЕРа:
свобода взгляда
Компания AGC представляет широкую линейку архитектурных стекол, которые удовлетворяют современным требованиям к энергоэффективности, и при этом обладают превосходными визуальными качествами. О продуктах AGC, которые бывают и эксклюзивными, на примере нового здания Сбербанк-Сити, где были применены несколько видов премиального стекла, в том числе разработанного специально для этого объекта
Искусство быть невидимым
Архитекторы Александра Хелминская-Леонтьева, Ольга Сушко и Павел Ладыгин делятся с читателями своим опытом практики применения новаторских вентиляционных решеток Invisiline при проектировании современных интерьеров.
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Дома из Porotherm
на Open Village 2022
Компания Wienerberger приглашает посетить выставку
Open Village с 16 по 31 июля
в коттеджном поселке «Тихие Зори» в Подмосковье. Этим летом вы сможете увидеть 22 дома, построенных по различным технологиям.
Вопрос ребром
Рассказываем и показываем на примере трех зданий, как с помощью системы BAUT можно создать большую поверхность с «зубчатой» кладкой: школа, библиотека и бизнес-центр.
Тульский кирпич
Завод BRAER под Тулой производит 140 миллионов условного кирпича в год, каждый из которых прослужит не меньше 200 лет. Рассказываем, как устроено передовое российское предприятие.
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Своя игра
«Новые Горизонты» предлагают альтернативу импортным детским площадкам: авторские, надежные и функциональные игровые объекты, которые компания проектирует и строит уже больше 20 лет.
Клуб SURF BROTHERS. Масштаб света и цвета
При создании концепции освещения в первую очередь нужно задаться некой идеей, которая будет проходить через весь проект. Для Surf Brothers смело можно сформулировать девиз «Море света и цвета».
Сейчас на главной
Зодчество: пять событий
Уже в среду в Гостином дворе стартует юбилейное, тридцатое «Зодчество». Рассказываем о том, что в этом году будет на фестивале.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
Глядя в небо
В Саратове названы победители фестиваля короткометражных любительских роликов, посвященных архитектуре. Фильм, приглянувшийся редакции, занял 1 место. Размышляем о типологии, объясняем выбор, «показываем кино».
Заплыв за книгами
Водоем на кровле у библиотеки в провицнии Гуандун сделал ее «подводной»: читатели как будто ныряют туда за книгами. Авторы проекта – 3andwich Design / He Wei Studio.
Мои волжские ночи
Павильон для кинопоказов и фестивалей на набережной Саратова: ажурные стены, пропускающие речной простор, и каннская атмосфера внутри.
Японский дворик
Концепция благоустройства жилого комплекса у Москвы-реки, вдохновленная модернистскими садами и японскими традициями: гравюры Кацусика Хокусай, герои Хаяо Миядзаки и пространства для созерцания.
Лекции отменяются
Новый корпус Амстердамского университета прикладных наук рассчитан на новый тип образования: меньше лекций, больше проектной работы.
Лаборатория для жизни
Здание Лаборатории онкоморфологии и молекулярной генетики, спроектированное авторским коллективом под руководством Ильи Машкова («Мезонпроект»), использует преимущества природного контекста и предлагает пространство для передовых исследований, дружественное к врачам и пациентам.
Индустриальная романтика
Atelier Liu Yuyang Architects превратило заброшенный корпус теплоэлектростанции и часть территории набережной реки Хуанпу в Шанхае в атмосферное городское пространство, романтизирующее промышленное прошлое территории.
Архивуд–13: Троянский конь
Вручена тринадцатая по счету подборка дипломов премии АрхиWOOD. Главный приз – очень предсказуемый – парку Веретьево, а кто ж его не наградит. Зато спецприз достался Троянскому коню, и это свежее слово.
Судьбы агломерации
Летняя практика Института Генплана была посвящена Новой Москве. Всего получилось 4 проекта с совершенно разной оптикой: от масштаба агломерации до вполне конкретных предложений, которые можно было, обдумав, и реализовать. Рассказываем обо всех.
Твой морепродукт
Пожалуй, первая в истории Архи.ру публикация, в которой есть слово «сексуальный»: яркий и чувственный интерьер для рыбного ресторана без прямых линий и прямолинейных намеков.
Каньон для городской жизни
В Амстердаме открылся комплекс Valley по проекту MVRDV: архитекторы соединили офисы, жилье, развлекательные заведения и даже «инкубатор» для исследователей с многоуровневым зеленым общественным пространством.
Интерьер как пейзаж
Работая над пространствами отеля в Светлогорске, мастерская Олеси Левкович стремилась дополнить впечатления, полученные гостями от природы побережья Балтийского моря.
Законченный образ
Каркасный дом с тремя спальнями и террасой, для которого архитекторы продумали не только технологию строительства, но и обстановку – вся мебель и предметы быта также созданы мастерской Delo.
Маяк на сопке
Смотровая площадка, построенная в рамках проекта «Мой залив», дает жителям Мурманска возможность насладиться природой родного края, поймать северное солнце или укрыться от непогоды.
Рыбий мост
Пешеходный и велосипедный мост в пригороде Сиднея по проекту Sam Crawford Architects вдохновлен местной фауной и традициями аборигенов.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Здесь будет город-сад
Институт Генплана работает над проектом-исследованием территории площадью больше тысячи га в районе Вороново. Результат сравним с идеальным городом, причем идеи «города-сада» и компактной урбанизированной, но малоэтажной застройки с красными линиями, улицами, площадями пешеходной доступностью функций он совмещает в равных пропорциях.
Логика жизни
Световая инсталляция, установленная Андреем Перличем в атриуме башен «Федерации», балансирует на грани между математическим порядком построения и многообразием вариантов восприятия в ракурсах.
«Отшлифованный образ»
Завод по переработке овса по проекту бюро IDOM стоит среди живописного пейзажа Наварры и потому получил «отполированный» облик, не нарушающий окружение.
Избушка волонтера
Микродом, придуманный бюро Архдвор для людей, готовых совмещать путешествия с участием в восстановлении заброшенных деревень и памятников архитектуры. Первые Izbushk′и установлены в деревне Астошово и уже принимают гостей.
Магистры и бакалавры Академии Глазунова 2022: кафедра...
Публикуем дипломы архитектурного факультета Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Это проекты реставрации и приспособления Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде, суконной фабрики в Павловской слободе, завода «Кристалл» в Калуге и мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево.
Зеленые углы
Офисная башня NION во Франкфурте по проекту UNStudio станет одним из самых экологичных зданий Германии.
Алексей Курков: «Суть навигации – в диалоге с пространством...
Одна из специализаций бюро «Народный архитектор» – навигационные системы в общественных пространствах. Алексей Курков рассказал о том, почему это направление – серьезная архитектурная задача, решение которой позволяет не только сделать место понятным и комфортным, но и сохранить его память или добавить новую ценность.
Культура каменной кладки
Словацкое бюро BEEF Architekti попробовало переосмыслить типологию классической средиземноморской виллы, основываясь на исторических строительных технологиях и традиционных материалах.