Иркутск как Дрезден

Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.

mainImg
Книга «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров» вышла сначала на немецком языке, а в 2020 увидела свет и на русском, в московском издательстве «Курс». Книга выросла из кандидатской диссертации, подготовленной на кафедре Технического университета Дрездена, где Анастасия Малько продолжила обучение после Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ) – эти два учебных заведения сотрудничают на протяжении многих лет.

Анастасия анализирует немецкий опыт градостроительного регулирования, эффективного для сохранения исторической архитектурно-градостроительной среды. В книге сформулированы возможности использования немецких правовых и градостроительных инструментов в исторических городах России. Выводы исследования могут быть использованы в муниципальном законодательстве и органах планирования исторических городов.
cic =

Анастасия Малько

Уникальность немецкого опыта – в скрупулезности проведения историко-архитектурного анализа и в тщательном подборе нужного комплекса инструментов для сохранения и развития историко-архитектурной среды. Четвертая глава раскрывает практическое применение данных инструментов для трех кварталов, и этот опыт может быть очень полезен для исторических городов России, в особенности «Регламент по сохранению градостроительных особенностей», благодаря которому достигается сохранение исторического облика города.


Публикуем фрагмент четвертой главы, в котором рассмотрены инструменты сохранения и градостроительного развития исторического наследия в Германии и вопросы их практической реализации в Дрездене в кварталах Ойсере Нойштадт, Иннере Нойштадт, Блазевитц-Штризен-Нордост. Здесь будет приведен небольшой отрывок, посвященный анализу инструментов, примененных в квартале Иннере Нойштадт.

Район Иннере Нойштадт расположен с правой стороны реки Эльбы и является продолжением исторического ядра Дрездена района Альтштадт («Старого города»). В Иннере Нойштадт гармонично сочетается архитектура разных эпох, олицетворяющая свидетельство выдающейся европейской городской культуры.

Благодаря тщательно подобранным инструментам градостроительного развития и сохранения достигнут баланс интересов, позволяющий обеспечить не только сохранение аутентичности исторического облика архитектуры периода грюндерства, но и обеспечить диалог между застройкой более поздних эпох, сохраняя гармонию исторического городского пространства и обеспечивая его дальнейшее развитие.
Вид на исторический центр города и прилегающий район Иннере Нойштадт, Отто Герхард (Otto, Gerhard), 1998.05.09, Aufn.-Nr.: df_hauptkatalog_0749317, SLUB / Deutsche Fotothek)
© Изображение предоставлено Анастасией Малько
Охрана исторических памятников архитектуры в районе Иннере Нойштадт

В районе Иннере Нойштадт находится большое количество памятников архитектуры, состояние которых регулируется Саксонским законом о защите памятников регионального уровня. Любые действия, по отношению к данным объектам (реставрация, ремонт, а также иные вмешательства) контролируются Управлением культуры и охраны памятников архитектуры города Дрездена (нем. Amt für Kultur und Denkmalschutz).
Район Иннере Нойштадт, карта памятников 2009, по материалам Управления культуры и охраны памятников города Дрездена (LH Dresden Amt für Kultur und Denkmalschutz)
© Изображение предоставлено Анастасией Малько

Однако несмотря на традиционное наличие статуса охраны объектов культурного наследия и охранных зон было решено ввести дополнительные регламенты для сохранения целостности исторического облика и уникального исторически ценного городского пространства. Для этого был разработан и принят в 1990-е годы ряд законодательных инструментов. Району Иннере Нойштадт присвоен особый статус «Района градостроительной охраны памятников» (нем. Städtebauliches Denkmalschutzgebiet) в рамках специализированной программы, введенной Федеральным министерством Германии совместно с Саксонским банком развития (нем. Sächsischer Aufbaubank) для сохранения исторически ценных районов, находящихся под угрозой. Для проведения мероприятий по градостроительной охране исторической среды в 2001 году был разработан «Регламент по сохранению градостроительных особенностей» Н-30 (нем. Erhaltungssatzung H-30).

В отрывке рассматривается эффективность данных дополнительных немецких инструментов по охране и развитию историко-архитектурной среды по следующим критериям: цели инструмента по отношению к сохранению исторической архитектурно-градостроительной среды, применимость данных инструментов для достижения целей, действие инструментов (временной отрезок) и границы применимости инструментов. Эти категории следует понимать следующим образом:

Цели инструмента. Инструменты анализируются с точки зрения степени целевой установки, направленной на сохранение исторической архитектурно-градостроительной среды. «Непосредственная» целевая установка в этом контексте означает, что инструмент в первую очередь направлен на сохранение исторической архитектурно-градостроительной среды. В случае классифицирования «опосредованной» целевой установки, данный инструмент в основном ориентирован на другую проблему и лишь косвенно связан с сохранением ценной исторической среды.

Применимость инструмента. Анализ применимости инструментов позволяет определить «успешность» инструмента для сохранения исторической архитектурно-градостроительной среды на практике. При обеспечении инструментом полного сохранения ценной исторической среды он классифицируется как инструмент с «высоким достижением цели». При частичном улучшении состояния предыдущего состояния исторической среды на непродолжительное время, инструмент классифицируется как инструмент со «средним достижением цели». При незначительном сохранении исторической среды инструмент классифицируется «низким достижением цели».

Действие инструментов (временной отрезок). Проводится анализ продолжительности действия инструментов.

Границы инструмента. В этом аспекте объясняются пределы диапазона каждого инструмента.
Программа «Градостроительная охрана памятников» для района Иннере Нойштадта

В марте 1994 года в рамках программы «Градостроительная охрана памятников» была выделена часть района Иннере Нойштадта, практически не пострадавшая во время войны и имеющая особое историко-культурное значение для архитектурного наследия Германии.
  • zooming
    Район, Иннере Нойштадт, исторические здания на дворцовой площади / Palaisplatz, вид с юго-запада, 1954.08, Foto: Möbius, Walter, Aufn.-Nr.: df_hauptkatalog_0125174, SLUB / Deutsche Fotothek; 2014, Малько А.
    © Изображения предоставлены Анастасией Малько

Данная программа была выбрана для района Иннере Нойштадта по нескольким причинам:
  • собственная доля инвестирования средств города Дрездена в рамках программы «Градостроительной охраны памятников» составляла 20% что значительно ниже, чем в «Районах регенерации» (33%);
  • в ходе выполнения мероприятий программы предоставляется возможность налаживания диалога с землевладельцами для расходования средств на городское развитие с целью сохранения особенностей исторических среды;
  • согласно Градостроительному праву в Строительном уставе Германии (нем. Städtebaurecht im Baugesetzbuch) проведение мер по обновлению исторических кварталов имеет первоочередное значение в процессе регенерации городов;
  • в 1991 году в районе Иннере Нойштадт площадь пустующих квартир, увеличилась на 50%. Этот социальный аспект указал на необходимость принятия дополнительных мер, обосновав недостаточность действий, ранее проводимых согласно Строительному уставу Германии.
Основой для реализации Программы и разработки дополнительных инструментов, «Концепции регенерации» и «Регламента по сохранению градостроительных особенностей», является Генеральный план 715.1 для района Иннере Нойштадта (нем. Rahmenplan 715.1 für die Innere Neustadt), который был разработан в начале 1990-х годов. Во время его разработки были проведены детальные исследования исторического квартала, предложены возможные стратегии для восстановления и регенерации района, а также проведен анализ текущих потребностей в области использования этого района. Объем финансирования на период 1993-2013 годов был оценен примерно в 12,6 млн. евро. При этом программа предусматривала средства для сохранения исторически ценных зданий. Особое значение в процессе тщательной реставрации (нем. behutsame Sanierung) было уделено зданиям в стиле барокко и периода грюндерства. Таким образом, владельцам памятников, находящихся в частной собственности, предъявлялись высокие требования к реставрации зданий, являющихся памятниками. Процентная доля средств, финансируемых за счет программы, выглядит следующим образом:

- 71% финансирование для преобразования дорог, пешеходных путей, площадей
- 21% финансирование реконструкции жилых и коммерческих зданий
- 6% финансирование для восстановления муниципальных объектов
- 2% подготовка, проведение и последующий контроль за состоянием.
Оценка эффективности программы Градостроительная охрана памятников

Цель инструмента: после анализа Программы, данный инструмент можно отнести к категории «непосредственная целевая установка», направленная на сохранение исторической архитектурно-градостроительной среды, так как ключевая задача программы заключается в сохранении целостных градостроительных фрагментов, а не единичных объектов.

Применимость инструмента для достижения цели: в ходе Программы было решено большое количество поставленных задач, однако по-прежнему стоит вопрос о разрешении конфликта между барочной застройкой и массовой жилой застройкой периода 1960-х годов. Границы между зданиями разных архитектурных стилей и типологий должны быть улучшены. Несмотря на неполное достижение поставленных целей, данный инструмент можно классифицировать как инструмент с «высоким достижением цели», так как в результате проведения мероприятий данной Программы была не только сохранена, но и по-новому развита исторически сложившаяся планировочная структура квартала.

Действие инструмента (временной отрезок)/границы инструмента: объем финансирования был рассчитан на период 1993-2013 годов. По сравнению с другими инструментами данная Программа может рассматриваться как долгосрочная мера с положительными эффектами. Критерии оценки воздействия включают: коэффициент проведенной реставрации зданий и площадей, положительное изменение демографической ситуации, преобразование и реорганизация общественных пространств, улучшение городской среды, наличие пустующего жилого фонда и объем финансирования.
Мероприятия, проведенные в ходе проведения программы «Градостроительная охрана памятников» по состоянию на 2014 год, по материалам Отдела генерального планирования города Дрездена (Stadtplanungsamt Dresden 22.01.2014)
© Изображение предоставлено Анастасией Малько

Поставленные цели Программы в большей степени достигнуты. Следует отметить, что частные инвесторы внесли весомый вклад в процесс регенерации, помимо средств самой Программы.

Регламенты и рекомендации для района Иннере Нойштадта

В «Регламенте по сохранению градостроительных особенностей» H-30 (нем. Erhaltungssatzung H-30) Городской совет города Дрездена (нем. Stadtrat der Landeshauptstadt Dresden) на заседании 13 сентября 2001 поставил перед собой следующие цели:

- сохранение и восстановление исторического городского облика;
- сохранение исторически ценной архитектурно-градостроительной среды;
- улучшение жилой и деловой среды путем преобразования улиц и площадей, а также благоустройства зеленых насаждений;
- обеспечение функциональной взаимосвязи отдельных подрайонов;
- восстановление городского исторического масштаба.

Первый «Регламент по сохранению градостроительных особенностей» H-03 «Альтендресден и Грюнринг в районе Иннере Нойштадт» (Erhaltungssatzung H-03 „Altendresden und Grünring in der Inneren Neustadt“ ), разработанный в 1990 году заложил основные положения для деятельности Отдела генерального планирования города Дрездена, при проведении консультации с владельцами недвижимости, которые были заинтересованы в сохранении исторических зданий.

Благодаря введенному Регламенту исторически ценная архитектурно-градостроительная среда была сохранена согласно предписанным правилам регенерации и реставрации, а также были улучшены некоторые жилые единицы и объекты общественного назначения.
  • zooming
    Район, Иннере Нойштадт, 1980-е, архив отдела генерального планирования города Дрездена / 2011, Малько А.
    © Изображения предоставлены Анастасией Малько

Применимость инструмента для достижения цели можно оценить как «высокую», исследуемый район был проанализирован в полном объеме, включая проведение мероприятий с участием горожан, все необходимые этапы были последовательно проработаны и проведены. Регламент служит основополагающим документом для района Иннере Нойштадта с «непосредственной целевой установкой», направленной на сохранение исторической среды. Благодаря данному инструменту район рассматривается как целостный комплекс с архитектурными и градостроительными особенностями.

Действие инструмента (временной отрезок)/границы инструмента: Регламент действует с 1993 года и не ограничен во времени.

В дополнение к данному Регламенту, приняты дополнительные «Регламенты по использованию рекламы и формообразованию архитектурных форм и оформлению фасадов» (нем. Werbe- und Gestaltungssatzung), «Стандарт проектирования общественного пространства города Дрездена» (нем. Gestaltungshandbuch für den öffentlichen Raum der Stadt Dresden), «Генеральный план освещения Дрездена» (нем. Lichtmasterplan Dresden) и был разработан проект «Концепции использования городских площадей» (нем. Nutzungskonzepte für städtische Plätze). Комплекс данных инструментов позволяет обеспечить высококачественный дизайн городского пространства в этом районе.
Участие горожан

Положительное развитие района возможно только благодаря четкой координации законодательных и планировочных инструментов с активным вовлечением жителей в их разработку. Именно поэтому в Отделе генерального планирования города Дрездена были проведены мероприятия разного формата для привлечения внимания жителей города и их интеграция в процессы планирования исторического квартала. Важным инструментом для определения проблем района стала «Карта чувственного восприятия района» (нем. Wohlfühlkarte), где участники могли отметить благополучные и проблемные места с помощью зеленого или красного символа. После обработки данных полученные результаты были включены в корректировку «Рамочного плана Иннере Нойштадта» (нем. Rahmenplans Innere Neustadt). Систематически с 2012 года проводились дальнейшие обсуждения и диалог с жителями по мере выполнения запланированных этапов.
Район, Иннере Нойштадт, «Карта чувственного восприятия района» (Wohlfühlkarte) 14 октября 2011 после окончания дискуссии по материалам Отдела генерального планирования города Дрездена, Dresdner Debatte, стр. 59
© Изображение предоставлено Анастасией Малько


Об авторе:

Анастасия Малько – архитектор, градостроитель, специалист по охране архитектурного наследия. Научный сотрудник проектов: «Unloved Heritage? Socialist City», «The Future of Modernist Housing. Living Labs Socialist City» Технологического университета Карлсруэ. Член ИКОМОС в Германии и Европейской ассоциации истории градостроительства (EAUH).

Подробнее о книге можно узнать здесь.

04 Февраля 2021

Похожие статьи
Архитектура впечатлений
Бюро Planet9 выпустило книгу «Архитектура впечатлений», посвященную значению экспозиционного дизайна в современном культурном пространстве. В ней собраны размышления о ключевых принципах выставочной архитектуры, реальные кейсы и закулисные истории масштабных проектов. Предлагаем познакомиться с фрагментом книги, где речь идет о нескольких биеннале – венецианских и уральской.
Не серый, а цветной
Итогом последней проектно-исследовательской лаборатории, которую с 2018 года проводит петербургский офис международного архитектурного бюро MLA+, стала книга, посвященная серому поясу Петербурга. Ранее студенты и профессионалы раскрывали потенциал водных и зеленых территорий города.
Теория руины
Публикуем фрагмент из книги Виктора Вахштайна «Воображая город. Введение в теорию концептуализации», в котором автор с помощью Георга Зиммеля определяет руины через «договор» между материалом и архитектором.
Дворец Советов
В издательстве «Коло» вышла монография о Владимире Щуко, написанная еще в середине прошлого века. Публикуем фрагмент, посвященный главному проекту архитектора.
Инструменты природы
Публикуем фрагмент из книги архитектурного критика Сары Голдхаген, в котором исследуется возможность преодолеть усыпляющее воздействие городской среды, используя переменчивость природы.
Выставки больших надежд
В Strelka Press выпущено русскоязычное издание книги Ника Монтфорта «Будущее. Принципы и практики созидания». Публикуем отрывок о Всемирных выставках в Нью-Йорке 1939/40 и 1964 годов, где экспозиция General Motors «Футурама» представляла эффектную картину ближайшего будущего.
Из агоры в хаб
Публикуем фрагмент из книги «Музей: архитектурная история», посвященный современным формам институции: музей как агломерация, хаб, фабрика или проун.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
Теоретик небоскреба
В Strelka Press выпущено второе издание книги Рема Колхаса «Нью-Йорк вне себя». Впервые на русском языке она вышла в этом издательстве в 2013. Публикуем отрывок о «визуализаторе» Манхэттена 1920-х Хью Феррисе, более влиятельном, чем его заказчики-архитекторы.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Ваши бревна пахнут ладаном
По любезному разрешению издательства Garage публикуем две главы из книги Николая Малинина «Современный русский деревянный дом»: главу о девяностых и резюме типологии современного деревянного частного дома.
«Не просто панельки»
Публикуем фрагмент книги Марии Мельниковой «Не просто панельки: немецкий опыт работы с районами массовой жилой застройки» о программах санации многоквартирных зданий в Германии и странах Прибалтики, их финансовых и технических аспектах, потенциальной пользе этого опыта для России.
Уолт Дисней, Альдо Росси и другие
В издательстве Strelka Press вышла книга Деяна Суджича «Язык города», посвященная силам и обстоятельствам, делающим город городом. Публикуем фрагмент о градостроительной деятельности Уолта Диснея и его корпорации.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Press в рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Гаражный заговор
Публикуем главу из книги «Гараж» художницы Оливии Эрлангер и архитектора Луиса Ортеги Говели о «гаражной мифологии» и происхождении этого типа постройки. Книга выпущена Strelka Press совместно с музеем современного искусства «Гараж».
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Памятник архитектуры
Публикуем главу из книги Григория Ревзина «Как устроен город». Современное отношение к памятникам архитектуры автор рассматривает в контексте поклонения мощам, смерти Бога и храмового значения парковой руины.
Башни и коробки. Краткая история массового жилья
Публикуем фрагмент из новой книги Strelka Press «Башни и коробки. Краткая история массового жилья» Флориана Урбана о том, как в 1960-е западногерманская пресса создавала негативный образ новых жилых массивов ФРГ и модернизма в целом.
Новейшая эра
В июне в Музее архитектуры презентована книга-исследование, посвященная ближайшим тридцати годам развития российской архитектуры. Публикуем фрагмент книги.
Технологии и материалы
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сейчас на главной
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
«Слово и камень» №3
Альманах современного церковного искусства – издание с аскетическим дизайном и пространными текстами, в том числе со множеством интервью – вышел в третий раз. Новая книжка самая объемная. Пролистали, показываем оглавление и редакционную статью.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).