Дворец Советов

В издательстве «Коло» вышла монография о Владимире Щуко, написанная еще в середине прошлого века. Публикуем фрагмент, посвященный главному проекту архитектора.

mainImg
Книга о Владимире Щуко, которая наконец увидела свет благодаря издательству «Коло» – первая и наиболее полная на сегодняшний день монография об архитекторе. Ее написал другой выдающийся деятель своей эпохи – Лев Ильин, вскоре после смерти зодчего. И автор, и герой книги – выходцы из мастерской Леонтия Бенуа в Высшем художественном училище Императорской Академии художеств.

В 1941 году автор передал рукопись для хранения в архив Кабинета теории и истории Всесоюзной академии архитектуры, а в 1942 году погиб в блокадном Ленинграде во время артиллерийского обстрела. Издание рукописи по тем или иным причинам не случилось и после войны. 

Рукопись была разделена автором на шесть глав. Текст описывает Щуко как крупнейшего советского архитектора, легко переходившего от неоклассики к конструктивизму, неординарного графика и яркого театрального художника, и в то же время является документом своей эпохи. Рукопись дополнена списками проектных и театрально-декоративных работ архитектора, автобиографией Владимира Щуко, а также воспоминаниями о нем архитектора Владимира Мунца, которые помогает создать объемный и правдоподобный образ зодчего. Издание снабжено предисловием и комментариями Ильи Печенкина и Ольги Шурыгиной.

С любезного разрешения издательства, публикуем фрагмент последней главы, посвященной кульминационной работе Владимира Щуко – проекту Дворца Советов. 
Проект Дворца Советов в Москве. Вариант. 1933. Перспектива
В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, А. П. Великанов и др.
Дворец Советов

…На четвертом туре (в закрытом конкурсе) 10 мая 1933 года был принят за основу проект Б. М. Иофана. 4 июня были приглашены для совместной работы с ним Щуко и Гельфрейх. Тогда же Совет строительства вынес постановление об увенчании здания скульптурой В. И. Ленина высотой от 50 до 70 м.

Лето и осень этого же года Щуко и Гельфрейх посвятили исканиям возможности увязать скульптуру со зданием по принятому основному проекту Дворца. Эти искания отразились в ряде вариантов, выполненных Щуко и Гельфрейхом с группой своих сотрудников, с одной стороны, и Б. М. Иофаном – с другой. В вариантах Щуко и Гельфрейха виден весь последовательный ход этих исканий. Они представляют соединение первого конкурсного проекта Щуко и Гельфрейха с утвержденным проектом Иофана, который, в свою очередь, в некоторых частях испытал влияние их первого конкурсного проекта.

Искания заключались прежде всего в том, чтобы из венчающей части здания в концепции утвержденного проекта Иофана создать пьедестал для крупнейшей фигуры. Это можно было сделать только двумя путями: или сдвинув фигуру на один из краев этой венчающей массы здания (мысль Иофана), или же поставив скульптуру в центре венчающей части (мысль Щуко и Гельфрейха). При последнем решении пришлось бы увеличить высоту сооружения и число цилиндрических объемов, суживающихся по мере их нарастания.

В первых вариантах нижний первоначальный ярус трактуется как барабан, а переходная часть к скульптуре – как уступчатый купол. Постепенно значение первого основного барабана начинает уменьшаться, а роль последующих уступов – соответственно, возрастать. Их этих вариантов создалась трехъярусная композиция круглых частей, сперва с преобладанием нижнего яруса, потом – довольно четкая композиция с преобладанием по высоте и объему второго яруса при значительной высоте третьего яруса и наименьшей высоте первого. При всех этих вариантах нижняя прямоугольная часть сохраняет примерно трехступенчатый характер.
В конечном результате искания авторов привели к выводу о необходимости повысить всё здание. Для того чтобы отойти от куполообразной формы, нужно было, конечно, значительно увеличить высоту. Тем самым здание приняло форму пьедестала.

Итогом этой работы явились шесть вариантов Щуко, Гельфрейха и их группы, которые были представлены в виде фото в Совет строительства. Последний одобрил круглый вариант № 1 и предложил продолжать дальнейшую его разработку со смягчением перехода от четвертого барабана к пятому.

Проверка силуэтов всех этих вариантов делалась не только путем построения перспектив, но и путем вмонтирования в фото, снятое с модели центральной части Москвы, масштабного макетного изображения Дворца Советов.

Принятый вариант № 1 во многом сходен с окончательной композицией. В верхней части он состоит из пяти уступов, которые возрастают по мере движения кверху; они обработаны вертикальными лопатками без антаблементов. Здесь уже введены диагональные пилоны, уступы которых в каждом ярусе увенчаны скульптурой так, как мы видим это в техническом проекте.

Последние два яруса представляют как бы башню, состоящую из нижнего очень высокого цилиндра и небольшой верхней части, служащей уже непосредственной опорой для фигуры. В прямоугольной нижней части главный вход решен также в прямоугольной форме.

В октябре и ноябре 1933 года была сделана перспектива и развитие квадратного в плане варианта. Вариант выглядел тоже очень строго, классично и лаконично. Нижние части Дворца очень близки к предыдущим вариантам. Верхние части дают очень уравновешенное соотношение прямоугольных объемов: в основном объеме три группы ярусов с постепенным умеренным нарастанием высоты кверху. Этот вариант был отклонен советом строительства.

В работе Щуко и Гельфрейха над вариантами в течение этого периода участвовали архитекторы П. В. Абросимов, А. П. Великанов, Л. М. Поляков, И. Е. Рожин, А. Ф. Хряков, Е. Н. Шухаева и Ю. В. Щуко.

В следующий период (ноябрь 1933 – февраль 1934) шла работа над архитектурным проектом Дворца Советов с центральным положением фигуры, совместно с Б. М. Иофаном. Эскизный проект был представлен в двух вариантах. Один вариант прямоуголен в плане, другой сохранял трапециевидную форму нижней части. Совет строительства постановлением от 19 февраля 1934 года утвердил прямоугольный вариант.

Прием этого варианта устанавливает окончательно основы образа Дворца Советов, и начинается длительный период искания тремя авторами – Гельфрейхом, Иофаном и Щуко – его силуэта, его деталей и всего характера его архитектуры.
Среди вариантов этого этапа нужно особо отметить варианты с винтообразным решением. Во втором снизу круглом ярусе делаются симметричные наклонные пандусы, которые потом переходят в односторонний пандус, идущий до самого верха. Это сообщает всей верхней части чрезвычайную динамичность.
После этого следуют варианты, сделанные в мастерской по заданию авторов во время поездки Щуко, Гельфрейха и Иофана за границу в сентябре – декабре 1934 года. Среди них особого внимания заслуживает вариант № 3, который дает некоторые новые мотивы в смысле переходов от прямоугольной части к круглой. Здесь введены раскреповки от прямоугольной части к круглой, а также – раскреповки в верхнем прямоугольном ярусе и постановка над ним сначала восьмиугольной части, а затем круглой.

Период января – августа 1935 года был посвящен ряду вариантов различных объемных решений и проработке планировки.

Под влиянием впечатлений, полученных в США, Щуко предложил ряд вариантов, названных сотрудниками американскими. Они по существу являются попыткой провести квадратную схему целиком через все ярусы. В трактовке последних двух ярусов видна та простота масс, которая свойственна новейшим американским небоскребам. Проект представляет любопытное и притом очень цельное сочетание классически решенной нижней части, как бы объединяющей принципы Древнего Востока, Эллады и Рима, с современно трактованными верхними, венчающими частями сооружения. Верхний ярус оставлен совсем гладким, что дает тактичный переход от сильной стилистики архитектуры к реализму венчающей фигуры. Этот проект не получил одобрения совета строительства, который, отклоняя его, указал на необходимость разработки круглого, уже утвержденного варианта.

Кроме «американских», за этот период был составлен ряд других вариантов, в которых можно отметить два основных направления. Одна серия вариантов создает постепенный переход с помощью большого количества ярусов, которые внизу, за исключением самого первого над стилобатом, очень низки и постепенно переходят в верхние ярусы, имеющие преобладающие размеры по высоте. Контур этого перехода в силуэте напоминает профиль Эйфелевой башни, но в массивных пропорциях.

Другая серия вариантов приближается к конусу, причем число ярусов становится меньше и они крупнее. Предпоследний, самый высокий ярус получает сильное развитие. Некоторые из этих последних вариантов переходят уже в грузность, сооружение становится тяжелым. Все эти варианты, в которых делается еще раз проверка качества силуэта, не получили развития.

Во всей дальнейшей работе над образом здания (восьмой этап) разрабатывается идея вариантов № 1 и № 7 пятого этапа. В результате этого в январе – феврале 1936 года был создан второй архитектурный проект. Он исполнен в двух вариантах фасада: с шестью и с пятью барабанами. Проект был представлен в совет строительства, который утвердил вариант с пятью барабанами.

После принятия архитектурного проекта был объявлен конкурс на скульптуру Ленина, увенчивающую Дворец, размер которой тогда определен был уже в 100 м (в результате конкурса, как известно, был выбран проект скульптора С. Д. Меркурова). Это привело к перифразе архитектурного проекта в новый, измененный, где при сохранении прежней общей высоты Дворца, считая и скульптуру, высота последней была увеличена за счет уменьшения высоты самого здания.

Первый ярус прямоугольного основания над стилобатом в фасаде, обращенном к Кремлю, трактуется в большинстве вариантов всех этапов в виде боковых вынесенных вперед крыльев. В последующих проектах всё время идут поиски формы главного входа: в одних она прямоугольная, в других – полукруглая. Окончательный эскизный проект решает вход в прямоугольной форме, которая сохраняется и в техническом проекте.

Вариант, выполненный в марте – июне 1937 года (архитектурно-технический проект), закрепил уже установившийся образ. Основными частями всего комплекса Дворца Советов остаются: общее основание площади на уровне второго яруса набережной, стилобат с пандусами и широкой лестницей главного фасада и три прямоугольных яруса, из которых главным является первый. Из пяти ярусов круглой части первые четыре возрастают по высоте, образуя в профиле плавную, изогнутую общую линию уступов. Композиция заканчивается верхним небольшим ярусом, являющимся опорой для самой статуи.

К этому времени проект уже получает вполне выраженную архитектонику и стилистический характер. Все здание приняло в общем целостный характер, тяготеющий к новаторству.

В дальнейшем, как известно, проект в основном не изменялся и было приступлено к его осуществлению, т. е. были положены рамки всяким возможным вариантам в отношении архитектоники. Эти рамки становятся всё более и более тесными по мере того, как здание осуществляется.

Внешняя композиция здания в целом закончена, и главные творческие усилия теперь направляются на решение интерьеров. Щуко принял участие в руководстве проектированием первых главнейших интерьеров: главного зала, частично – малого зала и фойе. Эти работы проводились отдельными бригадами во главе с Хряковым по главному залу, с Ю. В. Щуко по малому залу и с [А. И.] Баранским, Рожиным и Поляковым по фойе.

Главный зал представляет труднейшую, не имеющую в истории архитектуры прецедентов задачу решения интерьера такой площади и высоты. В основном его концепция представляет ротонду, в которой огромный сферический купол опирается на цилиндрическое основание, образуемое тридцатью двумя пилонами. Система пилонов вместо колонн является конструктивной предпосылкой, которая придала залу основной современный тон. Эти пилоны отражают в своей форме движение от кулуаров к большому залу, к центру, они динамичны. То же самое устремление чувствуется и в сильнейшем художественно-декоративном идеологическом моменте – огромном пьедестале, поддерживающем выразительную многофигурную группу во главе с Лениным. В декорации нижней опорной части проскальзывают едва заметные напоминания классики, которые как бы сдерживают сильную динамичность.

Над поясом антаблемента, объединяющим пилоны, поднимается колоссальный купол, очень смело решенный без украшений и покрытый каннелюрами, которые разбиты на пояса. Это облегчает купол и вместе с тем сообщает его поверхности как бы вибрацию, которая должна быть еще усилена искусственными световыми эффектами.

В целом зал чрезвычайно прост и должен производить своей ясной формой грандиозное впечатление. Но огромная величина его поверхности позволяет всё-таки поставить вопрос: достаточна ли такая чрезвычайная простота при почти полном отсутствии деталей, чтобы зал получил необходимое архитектурное насыщение, чтобы он стал материальным? На чертеже при небольшом масштабе получается одно впечатление; в натуре, при громадных поверхностях, зал может показаться лишенным достаточного формального содержания.

Малый зал имеет полуциркульную форму. Общий тон его архитектуры по тогдашнему эскизу тоже очень сдержанный, но по форме плана несколько ближе к античному характеру. Кривые части амфитеатра очень кстати должны быть украшены скульптурами на пьедесталах. Однако так же, как и в пьедестале группы Ленина в главном зале, в малом элементы декорации не совсем учитывают масштаб и силу, необходимые для внутренних помещений: эти скульптуры на пьедесталах будут выглядеть как бы монументами с городской площади.

Архитектура смежных зал являлась наиболее разработанной частью интерьеров ко времени созыва пленума Союза архитекторов, посвященного строительству Дворца Советов, в июле 1939 года. Парадное решение помещений, которые непосредственно соединяются с кулуарами и главным залом, представляет собою сложную проблему. Здесь надо дать интерьер, который был бы достаточно самостоятельным и вместе с тем учитывал бы то, что он непосредственно переливается в соседнее пространство.
Вся стилистическая характеристика этих интерьеров, при общей благородной основе, представляла на тот момент еще некоторую борьбу между современными устремлениями и приемами классической архитектуры.

Решение интерьера главного зала уже при жизни Щуко было доведено до такой законченности, что он прорабатывался в дальнейшем только в деталях. К сожалению, проектирование всех остальных интерьеров в это время было только в зачатке, и Щуко не привелось углубиться в эту работу, о которой он так мечтал. Его идеи, его приемы в известной степени продолжают развиваться и могут плодотворно отразиться и в дальнейшей работе над Дворцом Советов. Определение этих путей не входит в план и возможности настоящей работы.

11 Марта 2022

Похожие статьи
Архитектура впечатлений
Бюро Planet9 выпустило книгу «Архитектура впечатлений», посвященную значению экспозиционного дизайна в современном культурном пространстве. В ней собраны размышления о ключевых принципах выставочной архитектуры, реальные кейсы и закулисные истории масштабных проектов. Предлагаем познакомиться с фрагментом книги, где речь идет о нескольких биеннале – венецианских и уральской.
Не серый, а цветной
Итогом последней проектно-исследовательской лаборатории, которую с 2018 года проводит петербургский офис международного архитектурного бюро MLA+, стала книга, посвященная серому поясу Петербурга. Ранее студенты и профессионалы раскрывали потенциал водных и зеленых территорий города.
Теория руины
Публикуем фрагмент из книги Виктора Вахштайна «Воображая город. Введение в теорию концептуализации», в котором автор с помощью Георга Зиммеля определяет руины через «договор» между материалом и архитектором.
Инструменты природы
Публикуем фрагмент из книги архитектурного критика Сары Голдхаген, в котором исследуется возможность преодолеть усыпляющее воздействие городской среды, используя переменчивость природы.
Выставки больших надежд
В Strelka Press выпущено русскоязычное издание книги Ника Монтфорта «Будущее. Принципы и практики созидания». Публикуем отрывок о Всемирных выставках в Нью-Йорке 1939/40 и 1964 годов, где экспозиция General Motors «Футурама» представляла эффектную картину ближайшего будущего.
Из агоры в хаб
Публикуем фрагмент из книги «Музей: архитектурная история», посвященный современным формам институции: музей как агломерация, хаб, фабрика или проун.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
Теоретик небоскреба
В Strelka Press выпущено второе издание книги Рема Колхаса «Нью-Йорк вне себя». Впервые на русском языке она вышла в этом издательстве в 2013. Публикуем отрывок о «визуализаторе» Манхэттена 1920-х Хью Феррисе, более влиятельном, чем его заказчики-архитекторы.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Иркутск как Дрезден
Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.
Ваши бревна пахнут ладаном
По любезному разрешению издательства Garage публикуем две главы из книги Николая Малинина «Современный русский деревянный дом»: главу о девяностых и резюме типологии современного деревянного частного дома.
«Не просто панельки»
Публикуем фрагмент книги Марии Мельниковой «Не просто панельки: немецкий опыт работы с районами массовой жилой застройки» о программах санации многоквартирных зданий в Германии и странах Прибалтики, их финансовых и технических аспектах, потенциальной пользе этого опыта для России.
Уолт Дисней, Альдо Росси и другие
В издательстве Strelka Press вышла книга Деяна Суджича «Язык города», посвященная силам и обстоятельствам, делающим город городом. Публикуем фрагмент о градостроительной деятельности Уолта Диснея и его корпорации.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Press в рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Гаражный заговор
Публикуем главу из книги «Гараж» художницы Оливии Эрлангер и архитектора Луиса Ортеги Говели о «гаражной мифологии» и происхождении этого типа постройки. Книга выпущена Strelka Press совместно с музеем современного искусства «Гараж».
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Памятник архитектуры
Публикуем главу из книги Григория Ревзина «Как устроен город». Современное отношение к памятникам архитектуры автор рассматривает в контексте поклонения мощам, смерти Бога и храмового значения парковой руины.
Башни и коробки. Краткая история массового жилья
Публикуем фрагмент из новой книги Strelka Press «Башни и коробки. Краткая история массового жилья» Флориана Урбана о том, как в 1960-е западногерманская пресса создавала негативный образ новых жилых массивов ФРГ и модернизма в целом.
Новейшая эра
В июне в Музее архитектуры презентована книга-исследование, посвященная ближайшим тридцати годам развития российской архитектуры. Публикуем фрагмент книги.
Технологии и материалы
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сейчас на главной
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
«Слово и камень» №3
Альманах современного церковного искусства – издание с аскетическим дизайном и пространными текстами, в том числе со множеством интервью – вышел в третий раз. Новая книжка самая объемная. Пролистали, показываем оглавление и редакционную статью.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).