Задача заключалась в том, чтобы деконструировать привычный образ, показать подземку по-новому – а значит, вернуть зрителям остроту восприятия.
Выставка «Высоко под землей», Музей Москвы, 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
На выставку собрали 350 экспонатов из 25 музеев, а также из архивов и частных коллекций. Список привлеченных экспертов по объему сравним с титрами полнометражного кино. Кроме куратора Никиты Голованова, хочется отметить светодизайн от Yarko lighting design studio, авторов мультимедийного наполнения – студию «Артман», хочется рукоплескать композитору Михаилу Федотову и отдать должное архитектурному бюро Planet9 во главе с Агнией Стерлиговой, отвечавшему за экспозиционный дизайн и собравшему всех субподрядчиков в единый ансамбль.
Выставка «Высоко под землей», Музей Москвы, 2025
Фотография © Сергей Лукьянов
Вначале мы попадаем в центральный зал – некую космическую станцию с зеркальным потолком, заставленную чемоданами-лайтбоксами – нашим культурным багажом. В лайтбоксах в формате слайд-фильмов демонстрируются произведения искусства из московского метро, причем таким образом, что вещи невозможно узнать: скульптура и элементы декора помещены на нейтральные фоны, сняты со всех сторон, на них контрастно падают свет и тени. Рассматривая «контент», задаешь себе вопрос: «Неужели все это богатство – в открытом доступе?»
Слева от центрального космического холла тянется анфилада залов: «Свет и цвет. Витражи», «Медальоны» – здесь фарфоровые и майоликовые панно, «Римская мозаика», «Флорентийская мозаика», «Чеканка и литье», «Свет и тень. Осветительные приборы». Создатели сознательно отказались от хронологии, выбрав принцип каталогизации по материалам и техникам. Такой формальный подход дробит массив информации на чёткие категории, создавая необходимую структуру для повествования. Как отмечается в лаконичных и содержательных сопроводительных текстах, этот метод позволяет вернуть «элементам оформления метро статус самостоятельных произведений искусства».
Выставка «Высоко под землей», Музей Москвы, 2025
Фотография © Сергей Лукьянов
Мы, например, узнаем, что возрождение витражей началось в СССР только после войны – до этого они ассоциировались с украшением церквей и в декоре общественных пространств их не использовали. В 1951 году для станции метро «Новослободская» впервые было заказано 32 витража, дизайн для которых разработал Павел Корин.
Интерес представляют и керамические фризы на кольцевой станции «Проспект Мира» про проекту архитекторов Владимира Гельфрейха и Михаила Минкуса: в медальонах изображены не выдающиеся ученые, как планировалось на каком-то этапе, но виноградари, садоводы и другие представители сельскохозяйственных профессий, потому что изначально станция называлась «Ботанический сад».
Широко известна трагическая история мозаичиста Владимира Фролова (1874-1942), который умер в блокадном Ленинграде, окончив мозаики для станции «Новокузнецкая». Сегодня на этой станции художнику установлена мемориальная доска. Но есть уточнение: мозаики предназначались для «Автозаводской», называвшейся в те годы «Завод имени Сталина». Именно эту станцию автор Алексей Душкин считал лучшим своим произведением.
Внедрению в метро другого типа мозаики – флорентийской – способствовал Борис Иофан, потому что планировал применить ее для оформления Дворца Советов. Масштабный пример флорентийской мозаики относится к нашему времени – это станция «Достоевская» (2010) художника Ивана Николаева (1940-2021), внука Зинаиды Серебряковой.
Раздел выставки «Чеканка и литье» оформлен металлическими трубами, напоминающими металлические же профили на станции «Маяковская», и рассказывает не только о бронзе, меди и алюминии, но и шире о современных технологиях, потому что метро во все времена – витрина технологических возможностей. Один стенд посвящен бесшовному крепежу керамической плитки. Его придумал художник и технолог Алексей Филиппов (1882-1956), основавший при Академии архитектуры СССР лабораторию «Керамическая установка». Результаты его изыскания можно увидеть в переходах между двумя станциями «Комсомольская», кольцевой и радиальной.
Особого внимания заслуживает раздел об освещении, где представлена эволюция светильников для эскалаторов: за первые три десятилетия было создано девять разных моделей. Казалось бы, утилитарный элемент, но его прорабатывали с музейной тщательностью. Эта деталь особенно ярко иллюстрирует скрупулёзный подход к проектированию: свет в метро должен был быть интенсивным, но не слепящим и при этом находиться в нужных местах и правильно освещать декор и произведения искусства.
Пройдя «технологическую анфиладу», мы попадаем в раздел «Забытое» с рассказом о павильонах и станциях, которые по тем или иным причинам были перестроены или снесены, как, например, наземный павильон «Павелецкой» Алексея Душкина и Николая Князева. Он был похоронен в массиве перестроенного вокзала, от него остался только фасад. И это очень правильный познавательный раздел, потому что напоминает, что метро – не навсегда, что этот художественный феномен надо беречь.
Эволюция осветительных приборов. Выставка «Высоко под землей», Музей Москвы, 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Завершается выставка разделом «Грядущее» – на больших экранах показывают станции, которые войдут в строй в ближайшее время. По мнению кураторов, концептуально рассуждать о будущем очень любили в XX веке и сам такой подход кажется старомодным. Время настолько ускорилось, все правила и технологии меняются так быстро, что на самом деле будущее исчезло: поэтому смелые футуристические прогнозы решили опустить.
Обогащенный новыми знаниями и впечатлениями, зритель возвращается по уже пройденным залам к началу выставки и в центральном холле, где лайтбоксы, он может посидеть в вагоне метро – вдоль длинной стены идут макеты нескольких вагонов в натуральную величину в разрезе. Но и тут изобретательные организаторы не оставляют посетителя без развлечения. Сидя в вагоне, можно прослушать воспоминания строителей метро, например, рассказ о том, как в горах Кавказа добывали особый красный камень для станций, и работа над проектом начиналась с покупки волов для перевозки тяжелых грузов.
Выставка воздействует на все рецепторы – зрение, слух, ко многому можно прикоснуться. Разве что обоняние осталось не задействованным – пока. Каждый раздел легко продолжить и расширить, что мы, очевидно, увидим в строящемся Музее транспорта на Новорязанской улице в будущем.
Особую ценность выставке придают многочисленные документальные фотографии: простые рабочие, мужчины и женщины кропотливо устанавливают витражи, отливают бронзовые решётки, шлифуют до зеркального блеска мраморные стены. Здесь можно понять, насколько метро было продуктом коллективного труда.
Выставка «Высоко под землей», Музей Москвы, 2025
Фотография © Людмила Лунина Архи.ру
Как отмечала философ Ирина Сандомирская, говоря о послевоенной реставрации петербургских дворцов, подобные масштабные проекты становятся актами коллективной психотерапии и помогают пережить сложные времена. Для Москвы таким исцеляющим трудом является создание метро.
«При выходе из вагона не забывайте о прекрасном», – прочтете вы на стене напоследок, покидая залы Музея Москвы. И вы точно о нем не забудете! Спустившись в метро – самое настоящее, с толпой, свистом электричек, лязгом дверей и где-то даже запахами, – вы будете вздрагивать от собственной тени и пристально рассматривать каждый пилон, светильник, решетку воздуховода и любой вбитый в стену гвоздь.
Выставка «Высоко под землей», Музей Москвы, 2025
Фотография © Сергей Лукьянов