Один из разделов текущего «Архитектона» посвящен итогам студенческих экспедиций по Ленинградской области, большая часть которой – настоящая terra incognita, или, как охарактеризовал Сергей Мишин, – «лимб, в котором пребывает много хороших людей». То же, скорее всего, будет верно для любой периферии, удаленной от административного центра.
Выставка «Область». Архитектон, 2025.
Фотография © предоставлена фестивалем «Архитектон»
Мы редко направляем внимание за пределы пригородных дворцовых комплексов. А там, за канвой экскурсионного маршрута, могут храниться ответы на волнующие вопросы – про наши корни и идентичность, источники красоты и смысла. А еще – просматриваются альтернативные ветви урбанизма.
Петербург с его регулярностью, плотной застройкой и угрюмыми спальными районами создает у своих жителей настолько сильную привычку к цивилизации, что, покидая его пределы, каждый раз удивляешься: ого, всего 15 минут на «Ласточке», а тут другой мир – море, лес и цапли в камышах. Как среди них мог получиться такой город? Если помните, в финал конкурса на концепцию парка «Тучков буян» попал проект бюро Кенго Кумы – он как раз привносил в центр города кусочек Ленобласти с ее сказочными соснами и черными прудами. И это было хорошо.
Выставка «Область». Архитектон, 2025.
Фотография © предоставлена фестивалем «Архитектон»
Ступай туда, неведомо куда
Стирать белые пятна на карте Ленобласти помогают путеводители, карты и различные проекты: сайт Особо охраняемых природных территорий, например, открыл мне существование Вепсского леса, Усть-Луги и трилобитов в каньоне реки Лава. Однако есть места, куда не поедет ни журналист, ни блогер – не прельстится, или же не догадается. Кураторы и сами, возможно, не догадывались, куда отправляют группы студентов. Как в волшебной сказке, они стали в чисто поле и выстрелили из лука, целясь подальше от нахоженных маршрутов.
Получилось шесть направлений для шести групп студентов, у каждой из которых был свой куратор-проводник. Жребий определил, кому ехать в волосовские болота, а кому – в гости к вепсам. Как выяснилось, никто в этих местах прежде не бывал, а в некоторых случаях даже не догадывался об их существовании.
Выставка «Область». Архитектон, 2025.
Фотография © предоставлена фестивалем «Архитектон»
Принеси то, неведомо что
Чем дальше в лес, тем ночь темнее. Мало того, что группы ехали в незнакомые места, они ехали еще и без конкретной задачи. Определить фокус исследования предлагалось прямо в процессе – никто же не знает, что там, в области. Вернуться нужно было живым и немного изменившимся.
Кураторы, впрочем, все же пытались дать своим группам точку опоры – подготовили «брифы» с первичным планом действий, предложили заранее составить персональные путеводители с точками интереса, обозначили гипотезу для последующего уточнения, либо выбрали объект исследования.
Экспедиции длились 3-4 дня, по итогам каждая группа сформировала экспозицию. Рассказываем, что же из чего выросло.
Выставка «Область». Архитектон, 2025.
Фотография © предоставлена фестивалем «Архитектон»
Ландшафтные параллели / Кировский район
Кураторы: Петр Советников и Вера Степанская, KATARSISСамые известные места этого района – Шлиссельбург и Дорога жизни. Группа исследовала северную часть, которая подходит к Ладожскому озеру – на весельных лодках, автомобилях, электричках и пешком – захватив несколько деревень, Староладожский и Новоладожский каналы, тростниковые поросли, тропинки и грунтовки. На пути попался даже понтонный мост, который нужно разводить самостоятельно. Изначально была выдвинута гипотеза об отсутствии центричности, транзитном характере района, его линейности и слоистости: ландшафт напоминает срез путиловской известняковой плиты. Студенты выявили четыре базовых формирующих элемента – линию, границу, тоннель и линейное пространство. В экспозиции каждому элементу посвятили окошко в стене, а в центре расположили игру-лабиринт, которая отражает сумму впечатлений о топографии района: на диске-балансире вырезаны лес, озеро с берегом, шоссе, тростники и другие места.
Группа KATARSIS. «Область», Архитектон, 2025.
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Группа KATARSIS. «Область», Архитектон, 2025.
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Группа KATARSIS. «Область», Архитектон, 2025.
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Мы никогда не были в порту / Кингисеппский район
Куратор: Михеил Микадзе, АБ ХОРАМорской порт Усть-Луги – один из крупнейших инфраструктурных объектов области. Рядом с ним также проходит отрезок «Северного потока-2». Понятно, что этот объект очень закрытый – студенты кружили вокруг него несколько дней, и в конце концов умудрилась получить небольшую экскурсию по территории. Опыт ожидания, вероятно, повлиял на экспозицию – каждый сделал для нее свой особенный стул, отразив в дизайне и особенности района. Группа исследовала и другие места. «Зачем вам в Лужицы? – спросил водитель. – Там же ничего нет». Но имеющий глаза увидит. Главным открытием стало сходство порта и окружающих его деревушек: в обеих реальностях есть вода, вернакуляр, изолированность, только живут они в разных масштабах. Свои впечатления участники зафиксировали в нескольких зинах. Вышивка на драпировке экспозиции отражает разрозненность объектов интереса в районе, а также главные занятия исконного населения – рыбную ловлю и украшение свадебных нарядов.
Вепсский лес / Подпорожский район
Кураторы: Яна Голубева и Антон Тендитный, МЛА+У этой группы, кажется, была самая прямая дорожка: получив по жребию Подпорожский район, кураторы выбрали предметом исследования территорию заповедника Вепсский лес, обратились за поддержкой к проекту «Лес и ветер», который восстанавливает дома и организует туры в эту глубинку, а на презентации рассказали все за студентов. Целью экспедиции выбрали популяризацию места и аутентичного ландшафта. Экспозиция и правда привлекла внимание и была наиболее цельной и понятной: на стенах – «заветы» из тканей традиционными орнаментами, над столом с вепсской деревушкой – мобиль-оберег из различных сакральных предметов, включая череп щуки. В окошках – зины, путеводители и 3D-книга о крае. После фестиваля экспозиция переедет на территорию Вепсского леса.
Культура кучи / Тихвинский район
Кураторы: Андрей Воронов, АРХАТАКА и Владимир Кузьмин, ВШЭАндрей Воронов выбрал для своей группы курганы Приладожья – такой объект, который заставляет думать, философствовать и признавать собственное бессилие. Для архитекторов они представляют собой один сплошной парадокс. Лучше всего для кургана, чтобы о нем никто не знал, кроме ученых и археологов. С другой стороны, без охраны и особого статуса курган могут срыть, превратить в велотрек или погреб. Курган – это насыпь, но не любая насыпь – курган. О них сохранилось мало достоверной информации, основной способ исследования – послойное снятие грунта, которое приводит к разрушению памятника. Поэтому ученые ждут появления более щадящих способов и хранят расположение курганов в секрете. Трехчастная экспозиция смогла отразить эти противоречия. Листы с описаниями и исследованиями находятся за полупрозрачным слоем, прижимая который можно прочитать тексты. Но как только убираешь руку – их снова заволакивает туманом. Внутри столпа – тихое темное место, где ты можешь побыть с курганом наедине. На стенах – эволюция места от рождения до исчезновения.
Большой мох / Волосовский район
Кураторы: Сергей Мишин и Данияр ЮсуповДогадаться, что группу курировал Сергей Мишин, можно было по графике в экседре экспозиции и презентации, в которой студенты использовали метод вербального проектирования. В эту же компанию попал будущий композитор из консерватории, а в процессе выяснилось, что в болотах, по которым бродила экспедиция, работал над оперой «Садко» Николай Римский-Корсаков, а нынешние зоотехники говорят языком Бунина и Набокова. Болото определили точкой начала и протоматерией, делали тесты на мутно-прозрачность и пористость, исследовали хтонь и пытались придать форму неоформленности. Так появился центральный объект экспозиции, внутри которого зловеще застыли найденные в пути артефакты. Помимо графики на стенах есть и фотографии, сделанные с помощью пинхола из пивной банки.
Волховской район
Куратор: Илья Мукосей, МАРШЗдорово увидеть Ленобласть через призму школы МАРШ. Илья Мукосей, сам ничего не зная о месте, куда отправится, предложил студентам «порыться в интернете» и собрать личный путеводитель из самого удивительного. На месте же выяснилось, что даже краеведческий музей не отражает все многообразие района. Поэтому группа вступила в диалог с местной средой через сбор материальных предметов и в быстром темпе их музеефицировала. Студенты превратились в музейных сотрудников с каталогами и классификациями, подготовив для «Архитектона» несколько отделов, заполняющих лакуны Волховского музея. На презентации впечатлила глубина и серьезность подхода, в павильоне – количество материала и фактуры, собранных в такой короткий срок.
Вот и сказке конец
У выставки «Область» есть еще одно измерение. Один из кураторов фестиваля Сергей Падалко предложил разместить в зазорах между экспозициями студентов стенды с объектами застройщиков – спонсоров «Архитектона». И это, конечно, тоже часть Ленинградской области.
Выставка «Область». Архитектон, 2025.
Фотография © предоставлена фестивалем «Архитектон»
Выставка «Область». Архитектон, 2025.
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

