English version

Наше всё

Кто такой Щусев? В последние пару недель, с тех пор, как архитектору исполнилось 150 лет, на этот вопрос отвечают с разных сторон по-разному. Самый пространный, подробно иллюстрированный и элегантно оформленный ответ – выставка в двух корпусах Музея архитектуры на Воздвиженке. Четыре куратора, полтора года работы всего музея и экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер. Рассматриваем и показываем, что там к чему.

mainImg
Архитектор:
Сергей Чобан
Александра Шейнер
Выставка Щусева для Музея архитектуры, он же ГНИМА имени А.В. Щусева – институциональная, «именная», очень важная. Может и поворотная? Пару лет назад Елизавета Лихачева мне сказала, что с подготовки к Щусеву может начаться постоянная экспозиция, а ведь отсутствие постоянной экспозиции – одна из главных музейных «болей», давно, после переезда половины коллекции из Донского монастыря на Воздвиженку. Словом неудивительно, что в выставку вложено много времени и сил: «весь музей работал над ней полтора года», хотя кое-кто мне говорил, что и все четыре. Три книги и одна на подходе (про гостиницу «Москва»), фильм, порядка 700 экспонатов из 18 коллекций – работа, правда, огромная. Плюс дизайн от Сергея Чобана. Словом, музей сейчас в центре внимания вполне заслуженно. 

Попробую изложить по порядку. У выставки несколько особенностей: во-первых, она научно-исследовательская и в наше время, – когда все в основном сосредоточены на развлечении почтеннейшей публики за деньги, а от приставки «НИИ» стремятся поскорее избавиться, – музей оправдывает свою приставку в полной мере. Не могу сказать, что это произошло внезапно, я наблюдаю за музеем больше 20 лет, он прошел все стадии от отрицания до принятия, был очень скучным научным, был модным тусовочным с водкой под соленые огурцы в ледяной Руине, чего с ним только не было. Все это время верой и правдой служил архитектурным архивом для исследователей. Тут необходим комплимент Елизавете Лихачевой: при Ирине Коробьиной отреставрировали Руину и отрыли временный вариант постоянной экспозиции, но именно при Лихачевой сами большие музейные выставки стали опять становиться фундаментальными, одна за одной: с подлинниками, исследованиями; но и с модным экспозиционным дизайном. 
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Далее. Когда начали готовить выставку про отца-основателя, выяснилось, что вроде бы все всё о нем знают «и в то же время ничего», как говорила Алиса. В книгах лакуны, издано не все, полноценной монографии по-прежнему нет, – по церковным проектам есть одна, Дианы Кейпен-Вардиц, вероятно, через какое-то время появится еще одна, более основательная и на материалах личного архива Щусева, от Сергея Колузакова. Но в остальном Щусев оказался не то чтобы фундаментально изучен. Выставка – никак не монография, но закрывает часть пробелов, тем более что ее каталог 7-сантиметровой толщины и весом с хороший кирпич, объединен со сборником из 9 исследовательских статей по разным темам. Честно говоря, не знаю, зачем так сделали – много лучше было бы издать сборник отдельно, его проще было бы купить, и тем не менее, «задел» дальнейшего изучения архитектуры и биографии Щусева очевиден.
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Не менее полезен двухтомник: в одном томе мемуары четырех человек, в другом все статьи и письменные работы Щусева. Кроме того, сейчас музей в телеграм-канале регулярно выкладывает небольшие фрагменты «о Щусеве», что тоже любопытно, ну, для клипового сознания и вообще. Плюс фильм, а на самом деле два: от музея и от первого канала

Это совершенно точно не монография, не окончательное фундированное исследование, но подготовка к нему; такая любопытная примета времени, когда информацию можно получать очень разными способами. Со всех сторон нам теперь рассказывают, кто такой Щусев. 
Щусев
Должна сказать, для меня Алексей Викторович Щусев не очень понятен как архитектор.  

Для одних Щусев это Марфо-Мариинская обитель с резьбой Коненкова и живописью Нестерова, для других он автор Мавзолея, для третьих строчка в названии музея. Очень разносторонний был архитектор, кажется только ему одному удалось не просто гибко, но именно что успешно, с хорошим результатом пройти перипетии первой половины российского XX века.
Посмертный портрет Щусева, стоявший в углу на лестнице, перенесли, сейчас он перед входом в Анфиладу. Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Такую «всеядность» в XX веке, который может похвастаться списками модернистов, не принявших классику, и классиков, не принявших авангард, сложновато понять. Другие «не могли», а он мог. Ругался, как рассказывают, на ВХУТЕМАС и его выпускников за безграмотность, но работал и в конструктивизме, и в модерне, в разных видах сталинской классики и пышном национальном стиле – его яркому примеру, театру в Ташкенте, на выставке уделено пол-зала. После войны делал проекты восстановления городов: Сталинграда, Истры, Великого Новгорода, Туапсе, Кишинева. То есть – и храмо-, и градо-строитель.
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Нельзя, вероятно, называть Щусева реставратором, но домонгольскую церковь Василия в Овруче он при участии Петра Петровича Покрышкина для Николая II реконструировал, поставив на «свои» места найденные фрагменты, и историей архитектуры интересовался всерьез. Ключевой памятник советских двадцатых – Мавзолей, точнее говоря, Мавзолеи, Ленина – они вероятно, стали своего рода защитной грамотой для Щусева: то ли как автор гробницы вождя, то ли как просто очень умелый человек, он почти без потерь прошел не только смены стилевых предпочтений, но и репрессии.
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Защищал отправленного в ссылку реставратора Петра Барановского. И вот еще удивительно: когда в 1937 году его «разнесли» в газете «Правда» коллеги-архитекторы – добрые люди Савельев и Стапран, – Щусева всего лишь понизили в должностях, и даже из союза архитекторов не выгнали после этой статьи. А других казнили и ссылали. Вот как так? 

Все это можно объяснять и понимать по-разному. Словечко «всеядность» имеет очевидно негативные коннотации – ты либо за красных, либо за белых, – но ведь можно посмотреть и иначе, как сказал на открытии выставки один из четырех кураторов, замдиректора музея по науке Анатолий Оксенюк: «Человек, который хочет и может работать, будет работать и будет успешен». Прямо скажу, не всегда, ох не всегда это работает, но какое прекрасное мотивационное напутствие для всех. 

И еще мне почему-то кажется, есть такие люди, которым надо, может, было бы жить вечно. Жил бы Щусев в наше время, был бы очень неплох на высокой должности, строил бы и башни, и стадионы, и созданием мастер-планов бы руководил. Не знаю, мог бы он сделать постсоветскую архитектуру счастливой, это вот как раз вряд ли, но эффективной бы сделал совершенно точно. А может я и не права – вон, какие слова молодого Щусева о церковной архитектуре, хочется кому-нибудь на лбу выгравировать такие слова: «оно должно подчиняться только религиозной идее и не терпеть рабского стеснения в формах». 
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Словом, глаза разбегаются. 

Неудивительно, что одна из задач выставки – показать многообразие личности и в то же время как-то его абсорбировать, «собрать». В чем много помогает архитектура экспозиции от Сергея Чобана и Александры Шейнер. 
Экспозиция
Она – вторая особенность. Легкая, простая и емкая. С таким дизайном выставка похожа на модный журнал. С хорошей типографикой, ненавязчивыми комментариями, особенно хорошо авторы разложили в среднем зале новый логотип музея в виде буквы Щ на латинские номера Мавзолеев. Мы как будто ходим внутри книги о Щусеве, написанной, напомню, еще не до конца. Не буквально, конечно, это сейчас была метафора, но ощущение любопытное. 
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

И еще одна особенность собственно экспозиционного дизайна – он очень деликатен по отношению к историческим интерьерам, как классицистической Анфилады, так и сводчатого Аптекарского приказа. Другие выставки отгораживаются или спорят, перекрикивают, а эта, простая и белая, как-то очень неплохо рифмуется. Александра Шейнер рассказала мне, что это намеренно: в некоторых случаях авторы экспозиции даже уменьшили высоту стендов, чтобы были видны медальоны за ними, и предлагали медальоны подсветить. Все это разумные решения не только потому, что историческую обстановку музея надо уважать (признаем, это не всегда работает) – но еще потому что сами залы Анфилады тут в некотором роде экспонат, в них-то и открылся в 1948 году музей Щусева. 

Самое очевидное заявление о многообразии вынесено вперед, в первый зал: тут нас встречают заголовки «музейщик», «защитник», «реставратор» – любопытно, что главного, «архитектор», нету – вероятно, подразумевается «кто еще кроме как архитектор». А также список основных наград, от императорских до сталинских (вождя Щусев не пережил, умер в 1949 году), и портрет, картина маслом в золоченой раме. Сразу скажу, несколько таких «выпадающих» из общего строя вкраплений связаны с тем, что хранилища-источники потребовали «не переодевать» работы, то есть рамы вынужденные, но и вносят разнообразие. 
  • zooming
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Все остальное – а материала, как мы помним, очень много – аккуратно и тщательно вписано в концепцию: белые рамки ритмически срифмованы и отчасти нивелируют неизбежную разноформатность графики. И все залы погружены, в основном, в белый цвет, оживленный простой ступенчатой формой, источником которой, как рассказывают авторы, стал силуэт Мавзолея. Более того, Сергей Чобан и Александра Шейнер нашли там, у Ленина, пропорции Золотого сечения и выстроили свои ступеньки тоже в «золотой» пропорции: чуть больше, чуть меньше. 
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Перевернутые пирамиды формируют профили подставок для макетов, и только в одном месте – в маленьком проходном зале, посвященном мостам, архитекторы позволили себе соорудить крупные ступени, добавив к ним эффект перспективы: средняя часть скошена, что, при общей сдержанности решения, производит должный эффект, особенно – если идти, уже посмотрев выставку, назад, к выходу. 
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Не меньшее впечатление производит дугообразная скамейка в самом центре, как бы некие «качели», если представить ее себе на плане, между авангардом и имперской классикой – и белые схематичные планы городов, в проектировании восстановления которых Щусев принимал участие после войны: Сталинграда, Истры, Великого Новгорода, Туапсе, Кишинева. И металлические стеллажи в заключительном зале Анфилады, посвященном истории создания музея.
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

В экспозиции Аптекарского приказа, посвященной церквям, стеллажей намного больше – но там и экспонаты размещены плотнее, их больше – зато пространство организуют круглые и скругленные подставки-колонны, похожие на колонны новгородско-псковских храмов, – на них размещены шесть белых макетов, заказанных специально для выставки. Поэтому они одномасштабны и служат одновременно экспонатами и выставочным приемом. К слову, часть экспозиционной застройки планируется сохранить и использовать впоследствии: это относится и к подставкам, и к решетчатым стендам, простым и на вид очень прочным, несмотря на прозрачность. Больше всего выиграет пространство Аптекарского приказа, здесь появился новый гардероб и кладовки, устроенные так, что теперь для любого входящего очевидно, где начало экспозиции – стенки «ведут» за собой посетителя.
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Сергей Чобан и Александра Шейнер позволили себе только один цветной акцент – красный зал на «перекрестке». Он напоминает о конференц-зале Петербургской Академии художеств и это логично, так как в нем выставлены академические рисунки и дипломная работа Щусева. Есть в этом решении и немного лирики: и Чобан, и Шейнер учились в Академии, защищались в том же зале, что и Щусев. 
  • zooming
    1 / 4
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    2 / 4
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    3 / 4
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    4 / 4
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Словом, белый цвет с одной сквозной темой и не слишком кричащими акцентами – почти беспроигрышное решение для богатой экспонатами выставки: он и объединяет, и «успокаивает», и даже делает как будто более заметными те деликатные пластические комментарии, которые позволяют себе авторы пространства выставки. Может ли быть так, что сдержанность дизайна стала откликом на критику слишком яркой, по мнению некоторых ценителей, выставки Мельникова? Может да, а может и нет. Во всяком случае сейчас на выставке светло и спокойно. Что хорошо, поскольку очень многое надо воспринять.
Многотемье
Итак, Щусев – строитель Мавзолея, это в центре Анфилады, Щусев – автор церквей модерна, это в Аптекарском приказе. Очевидные вещи. Но есть довольно много неочевидных, «открытий» – для тех, конечно, кто не очень хорошо знает творчество Щусева, а таких большинство, все (и я) как-то знают его точечно.

К примеру, надо знать, что Щусев не просто автор Казанского вокзала, а что он строил его всю жизнь, из императорского времени до сороковых. Может и его карьера в начале большевистского времени так травоядно сложилась потому, что он был важен как архитектор очень большого вокзала, а для 1920-х поезд культовая вещь, очень важная, потому что транспорт должен был налаживаться. 

И как хорошо совпало, что нынешний директор музея Наталья Шашкова защитила кандидатскую диссертацию как раз по Московско-Курской железной дороге, главным архитектором которой был Щусев. Так на выставке появился целый зал: не только про Казанский вокзал, но и про малые станции, дополнительные, тоже щусевские. И зал про мосты.
  • zooming
    1 / 7
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    2 / 7
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    3 / 7
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    4 / 7
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    5 / 7
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    6 / 7
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    7 / 7
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Работа Щусева с проектами московской Академии наук, позднее построенной, как известно, по проекту Юрия Платонова, тоже не очень известна, между тем она вдохновила часть академической застройки Ленинского проспекта, а где-то и легла в основу. 
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Гостиница «Москва» – тоже отдельный сюжет. С ним связана та самая статья-донос 1937 года из «Правды», то есть началась она для Щусева болезненно, и закончилась тоже грустно: гостиницу сломали и сделали из нее муляж, похожий, но не очень, причем тогда, в начале 2000-х, «при Давиде», музей пытался бороться за сохранение подлинного здания, как и почти тогда же – за сохранение подлинного Военторга. То и другое не удалось, и сейчас нам показывают собранные при разрушении фрагменты подлинного здания «Москвы».

Очень красиво в стеклянном кожухе у основания колонн разложена всякая гостиничная ерунда, от четок и старого телефона до гипсовой капители пилястры и балюстры ограждения. Граненые медальоны из кессонов потолка – на стенах. 
  • zooming
    1 / 9
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    2 / 9
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    3 / 9
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    4 / 9
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    5 / 9
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    6 / 9
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    7 / 9
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    8 / 9
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    9 / 9
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Или вот, например, о работе Щусева с восстановлением городов тоже как будто бы не было очень известно. Особенно важен для него был Кишинев, там Щусев родился и провел детство, и Новгород – образец для представлений модерна о «русском духе» и источник для архитектуры церквей. Почему только Щусев Псков не восстанавливал, вот вопрос; видимо, так исторически сложилось. В аннотации к новгородскому проекту есть слова Щусева с рекомендацией «внешний облик выдержать в духе классики и новгородско-псковской архитектуры». Ужасно захотелось поехать в Новгород и поискать среди сталинок такие мотивы – но кажется, все же их там нет. 
Музей 
Отдельная тема музей, ему посвящен последний зал анфилады.

И тут надо сказать, что музеев было два. Точнее сначала, конечно, был один – музей при созданной в начале 1930-х Академии архитектуры, и находился он в Донском монастыре. Потом в 1945 году Щусев создает второй – Музей русской архитектуры. Вот прямо так, с упором на идентичность в названии. Впрочем, в тот исторический момент многие только об идентичности и думали (и опять напрашивается: что-то да делал бы Щусев сейчас). Здесь же в пояснении сказано: на тему архитектурного музея Щусев высказывался еще в 1919 году, и у него был опыт руководства Третьяковской галереей (именно! опять же, не все об этом знают; в 1926–1928 годах). Поддержку «общедоступного музея» Щусев получает прямо от Молотова, и тогда же получает здание, дом Талызиных, за три года расселяет жильцов коммуналок, которые там были, и в 1948 году открывает в Анфиладе, то есть прямо там, где сейчас выставка в честь Щусева, выставку, посвященную всем периодам русской архитектуры. Поговаривают, что часть экспонатов была заимствована из музея Академии архитектуры. 
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Дело это стало для Щусева последним: в 1948 открыли музей, в мае 1949 Щусев умер, и музей на следующий день назвали его именем. 

История, надо сказать, довольно любопытная, будем надеяться, музей не перестанет ее рассказывать. В 1964 два музея объединили в один под именем Щусева, а в 1990-е музей выехал из Донского монастыря и поселился в доме Талызиных, где ему теперь очень тесно. 

Решетки-стеллажи последнего зала становятся той почти не верифицируемой «зацепкой», которая связывает выставку в Анфиладе с ее продолжением, посвященным церковной архитектуре Щусева – там установлены похожие конструкции, рассчитанные на повторное применение в дальнейшем. Музей был концом, церкви началом, и все как будто закольцовывается. 
Церкви 
Выставка церковных проектов Щусева, напомню, занимает Аптекарский приказ, у нее отдельные кураторы: ученый секретарь музея Юлия Ратомская и замдиректора по науке Анатолий Оксенюк. По-хорошему, на нее можно прийти отдельно, поскольку она очень насыщенна, экспонаты в два ряда, шесть новых белых макетов очень симпатично зонируют пространство, в общем, это такой большой учебник по церковной архитектуре начала века.
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

И живописи. Щусев работал и с консерватором Нестеровым (он поссорился с архитектором, когда тот построил Мавзолей), и с авангардистами: Петровым-Водкиным, Рерихом и даже Натальей Гончаровой. Его первой заметной работой стало восстановление домогольской церкви Василия в Овруче совместно с реставратором Петром Петровичем Покрышкиным, причем в процессе раскопали основания лестничных башен, которые тут же и восстановили. Показывают видео с освящения храма, причем Щусева там разглядеть сложно, а Николая II – видно. Тогда Щусев стал одним из любимых архитекторов царской семьи, потому-то он потом построил для великой княгини Елизаветы Федоровны Марфо-Мариинскую обитель, безусловный шедевр церковного модерна, целостное, очень романтичное и красивое произведение, которое все так любят. 
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Экспонатов множество, но «держит» пространство выставки нестеровский картон Нерукотворного Спаса, написанный для показа Елизавете Федоровне, единожды поставленный на фасад, – любопытнейший аналог современных рендеров и VR-моделей, которые показывают заказчикам для презентации и обсуждения проектов. Откуда он в музее неизвестно, вероятно, был в коллекции самого Щусева. Но живопись очень «достоверная», добротная, выдерживает рассматривание с близкого расстояния. 
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Не менее хорош узнаваемый издали Петров-Водкин: вроде бы известно, что он по образованию иконописец, но ранние работы как-то редко видишь и не всегда есть возможность сравнить Троицу с «Пролетарской Мадонной». 
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Кто-то сказал, что экспонатов многовато, а мне нравится изобилие «вытащенных на свет» рисунков и эскизов. В том числе орнаментов, это отдельная тема, можно рассмотреть каждую завитушку.
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Словом, для поклонников Марфо-Мариинской обители эта выставка – находка. Как, надо думать, и для церковных архитекторов и их заказчиков, которых надо сюда на экскурсии водить, хотя бы – чтобы почитали размышления Щусева о свободе творчества. Развитие церковной архитектуры в православии в начале века пережило подъем, но затем остановилось и все никак не может вырваться обратно на свободу. Вряд ли надежды обоснованы, но вдруг выставка и здесь поможет? 
  • zooming
    1 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    5 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    6 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    7 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    8 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    9 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    10 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    11 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    12 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    13 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    14 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    15 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    16 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

 
Итак, кто же такой Щусев? Однозначного ответа выставка не дает, да и не должна; но задает много вопросов, «остраняет» тему и освежает восприятие. Фигура Щусева срослась с музеем и стала – это, конечно, субъективный взгляд, но кажется, что так и есть – за многие годы какой-то застывшей и одновременно неясной, в отличие от многих его современников – без яркого определенного образа. Все знают, что Шехтель строил особняки, Мельников искал собственную форму авангарда, Гинзбург – это экспериментальный дом не хуже, чем у Корбюзье, и так далее. А про Щусева такой зацепки нет, точнее, он распределяется между многими точками: обитель, вокзал, гробница – и теряет ясность. Сродни посмертному скульптурному портрету на лестнице, где глаз академика почти не видно, и лицо какое-то стертое. В портрете прием понятен: Сарра Лебедева показала, как покойный Щусев в 1949 году «уходит» от современников, растворяется. И вот эта неопределенность, неясность какая-то, как будто «прилипла» к Щусеву. То ли он гениальный архитектор, то ли талантливый администратор, то ли в церковное время раскрылся полностью, то ли в авангарде, то ли в сталинское. Выставка же показывает, что «реперных точек» было не три, а больше, – может быть, она станет началом или «драйвером» исследования какого-то нового уровня, которое когда-нибудь объяснит нам, что же за человек был академик. А может наоборот, после того, как весь материал будет собран и проанализирован, вопросы все равно останутся открытыми, и так будет и нужно. 

Между тем хоть Щусев и не был единственным основателем Музея архитектуры, он, похоже, был тем человеком, благодаря которому музей поселился в центре Москвы и стал по-настоящему большим, исключительно ценным хранилищем информации по истории архитектуры. Честно сказать, не за Мавзолей, а за ГНИМА, – ему точно надо поставить памятник. 
Архитектор:
Сергей Чобан
Александра Шейнер

30 Октября 2023

Похожие статьи
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Подпольный город
Новая книга Андрея Иванова посвящена вернакулярным районам городов мира и заставляет подумать о вещах сверх того: например, степени субъектности человека, живущего в окружении застройки, «спущенной сверху» государством или архитектором. Прочитали книгу целиком и делимся своими впечатлениями.
Искусствовед между молотом и наковальней
Советская эпоха, несомненно, воспитала своего человека. Образ его, как правило, соотносят с колоннами физкультурников и другими проявлениями тоталитарной телесности, но это по крайней мере лишь половина дела. Режиму было важно не только то, как маршируют, но и как думают. А также – как проектируют и строят. Илья Печёнкин – о книге Николая Молока «Давид Аркин: «идеолог космополитизма» в архитектуре».
Все наоборот
Мало премий вместо многих, вручение в первый день а не в последний, проекции вместо планшетов, деревья внутри, а объекты на улице – обновление фестиваля Архитектон пошло, как будто бы, по надежному пути переворачивания всех традиций профессионального цеха – ну или хотя бы тех, что подвернулись под руку. Придраться, конечно же, есть к чему, но ощущение свежее и импровизационное. Так, чего доброго, и Москву начнут учить. Мы рассказывали об элементах фестиваля частями в телеграме, теперь рассматриваем все целиком.
Фальконье
Во Флигеле Руине Музея архитектуры открыта выставка «стеклянных кирпичей» Густава Фальконье. Они – прародители стеклоблоков, но более сложные и красивые. Выставка показывает подлинные «кирпичи», архитектуру с ними, историю уничтожения окон Фальконье в здании Госархива, а еще она стала одной из причин возродить технологию производства.
Ручеек вернакулярности
Книга Андрея Иванова «ГюмрИ», продолжающая его «Иереван» – одновременно урбанистическое исследование вернакулярного города на конкретном примере, краеведческий очерк и поэма. Она очень обаятельна и в ней, как и в «вернакулярном» городе, место находится практически для всего. Для четкого определения границ вернакулярности вот только не нашлось места, ну да это не страшно, образ города книга создает живейший.
Радикальная ирония
Издательство АСТ выпустило первый тираж путеводителя от авторов термина «капиталистический романтизм» и телеграм-канала «Клизма романтизма». Книга выходит за рамки жанра и предлагает широкому кругу читателей понять и простить здания, которые часто называют «градостроительными ошибками». Мы почитали и составили впечатление, делимся.
Улица рисунков зодчего Росси
В берлинском Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана открыта новая выставка, на которой представлены более 100 работ итальянского архитектора Альдо Росси, многие из них экспонируются впервые.
«Новая Эллада»
Публикуем рецензию на вышедшую в этом январе книгу Андрея Карагодина «Новая Эллада. Два века архитектурной утопии на южном берегу Крыма».
Планета Шехтель
Под занавес ушедшего года в издательстве «Русский импульс» увидела свет книга «Мироздание Фёдора Шехтеля», составленная Людмилой Владимировной Сайгиной – научным сотрудником Музея архитектуры, на протяжении многих лет изучающим биографию и творчество корифея московского модерна. Иначе говоря, под обложкой 640-страничного издания представлен материал, собранный в ходе исследования, ставшего делом всей жизни. Это дорогого стоит, хотя издание подкупает демократичностью исполнения и ценой.
Судьба Иофана
В издательстве «Кучково поле. Музеон» вышла книга Владимира Седова «Архитектор Борис Иофан». Она основана на материалах архива семьи архитектора из коллекции Музея архитектурного рисунка Сергея Чобана и дает возможность познакомиться с большим объемом малоизвестных ранее материалов. Но текст книги выходит далеко за рамки комментария к архиву – по словам автора, это творческая биография. Написана она живо, местами пронзительно и оттого звучит очень актуально.
Маршрут построен
При поддержке фонда DICTUM FACTUM вышел в свет путеводитель по новейшей архитектуре Санкт-Петербурга, составленный Анной Мартовицкой. Делимся впечатлениями о книге.
Ода к ОАМ
В Петербурге начала работу VIII архитектурная биеннале. На дискуссии, где обсуждалось архитектурное просвещение, зал и председатель ОАМ попросили у редакции Архи.ру больше критики. Мы решили попробовать, и начать с самой выставки.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
К почти забытому юбилею
В Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка офортов архитектора-неоклассика Ивана Александровича Фомина, приуроченная к 150-летию со дня рождения мастера.
Город в потоке
Книги Института Генплана, выпущенные к 70-летию и к юбилейной выставке – самый удивительный трехтомник из всех, которые мне приходилось видеть: они совершенно разные, но собраны в одну коробку. Это, впрочем, объясняется спецификой каждого тома, разнообразием подходов к информации и сложностью самого материала: все же градостроительство наука многогранная, а здесь оно соседствует с искусством.
Архитектура взаимопонимания
В книге Феликса Новикова и Ольги Казаковой собран пласт малоизвестных построек 2 половины XX века, что позволяет выстроить новый визуальный ряд в рамках истории советской архитектуры от «классики» до постмодернизма. Но, как признают сами авторы, увы, пока не полностью.
Русско-советский Палладио. Мифы и реальность
Публикуем рецензию на книгу Ильи Печенкина и Ольги Шурыгиной «Иван Жолтовский. Жизнь и творчество» , а также сокращенную главу «Лиловый кардинал. И.В. Жолтовский и борьба течений в советской архитектуре», любезно предоставленную авторами и «Издательским домом Руденцовых».
Архитектура СССР: измерение общее и личное
Новая книга Феликса Новикова «Образы советской архитектуры» представляет собой подборку из 247 зданий, построенных в СССР, которые автор считает ключевыми. Коллекция сопровождается цитатами из текстов Новикова и других исследователей, а также очерками истории трех периодов советской архитектуры, написанными в жанре эссе и сочетающими объективность с воспоминаниями, личный взглядом и предположениями.
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Открыть что можно
Обнародован проект реконструкции и реставрации павильона России на венецианской биеннале. Реализация уже началась. Мы подробно рассмотрели проект, задали несколько вопросов куратору и соавтору проекта Ипполито Лапарелли и разобрались, чего убудет и что прибудет к павильону Щусева 1914 года постройки.
Живое дерево
Новая книга признанного специалиста по современной деревянной архитектуре России Николая Малинина, изданная музеем «Гараж», нетрадиционна по многим пареметрам, начиная с того, что не вписывается в правила жанровых определений. Как дышит автор – так и пишет. Но знает свой предмет нешуточно, так что книгу надо признать скорее приметой рождения нового жанра исследования, чем простым отступлением от норм.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Город сбывшейся мечты
Путеводитель Владимира Белоголовского по архитектуре Нью-Йорка последних 20 лет, изданный DOM Publishers, свидетельствует: реальный мегаполис начала XXI века ничуть не скромней фантастических проектов для него, которые так и остались на бумаге.
Черная точка
Выставка Александра Гегелло в музее архитектуры талантливо раскрывает творчество архитектора, который начал как ученик Фомина и закончил проектом мавзолея Сталина. В его работах переплетаются поиски метафизической формы, выучка неоклассика и лояльность мейнстриму.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Приключения цилиндра
Выставка в Комо, посвященная московскому клубу им. Зуева Ильи Голосова и его современнику – жилому дому «Новокомум» Джузеппе Терраньи, помещает Россию и Италию в международный контекст авангарда 1920-х. В сентябре ее покажут в Музее архитектуры им. А.В. Щусева.
Сквозняк из вечности
Книга Юрия Аввакумова «Бумажная архитектура. Антология», изданная Музеем современного искусства «Гараж» при поддержке фонда AVC Charity, – важный шаг на пути осмысления яркого культурного феномена. Публикуем рецензию и отрывок из книги.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.