Угадай мелодию

Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.

mainImg
Я сама не слышала, но говорят, что предположение коллег оказалось правильным: а именно, ближе к окончанию вручения архитектурной премии Сергей Кузнецов со сцены подтвердил, что победителей выбирал мэр Москвы Сергей Собянин. В то же время церемония была построена так, что представителям жюри предлагали угадывать компанию-победителя по трем вопросам. Мне это кажется удивительным, обычно жюри это и есть те, кто все знает, но опять же, говорят, нет, не обязательно жюри все знает, проголосовали, забыли, и уже на сцене узнают, кому вручать. Итак, предположу, что жюри выбрало 50 номинантов, то есть поработало как экспертный совет, а 12 победителей, получателей премии по 1 млн каждая, выбрал мэр. 

Подтвердить или опровергнуть эту гипотезу можно будет, когда я получу комментарий от Сергея Кузнецова: запрос в пресс-службу отправлен в четверг 3 июля, пресс-служба обещала – «Вернемся с ответом на запрос до следующего четверга». Недельку. Ждем. Опять же, говорят, неделя это еще немного, некоторые комментарии утверждают и по две. 
zooming

Пока будем опираться на гипотезу, что победителей выбрал мэр.

С одной стороны, это логично: она называется «Архитектурная премия мэра» – следовательно, мэр и выбирает, кому дать премию. С другой стороны, бывают ведь такие премии, где высшее начальство назначает награду, а решение принимают профессионалы. Однако кто скажет, что профессионалы не участвовали? Голосовали же. Провели черновую работу. 

Следующая гипотеза: мэр выбирает победителей как лучших, с его точки зрения, представителей архитектурной политики города. Такая премия претендует быть набором «образцовых» подходов – архитекторы на них посмотрят – и скорректируют свой визуал. Город изменится; на смену «лужковскому» стилю придет «собянинский». Вероятно, мы наблюдаем этот процесс прямо сейчас. Следовательно: архитекторам важно «угадать мелодию», чтобы встроиться в процесс – или, боюсь это сказать, наоборот, отстроиться от него – а нам, наблюдателям, чтобы понять, как именно тот «стиль» рождается и какой он...

Сейчас будет маленькое отступление: помимо архитекторов премия награждает, хотя и без денег, архитектурные медиа. Вручает ее пресс-секретарь Сергея Кузнецова Мария Ульянова, и в этом году ее комментарий о сути премии особенно точен: [премия] «...дает нам возможность выделить представителей средств массовой информации, которые с вниманием относятся к архитектурной политике Москвы». 

...так вот, изучение премии позволяет нам не только увидеть, как рождается «новый стиль», но и присмотреться к архитектурной политике Москвы. По-средневековому, глазами. Нарочно не буду использовать понятия «эмотех». 

Здесь мы изучим три самые объемные номинации, так как именно в них есть материал, позволяющий судить, кто у кого выиграл. Внимание: сначала смотрим на номинантов, и только потом на победителей. 

Офисы. Десять объектов, один победитель. Один из девяти – штаб-квартира компании Сибур от архитекторов СПИЧ, строящаяся на месте клубного дома Негоциант, недавно снесенного на Якиманке, на восточном конце пешеходного Патриаршего моста. Снесенный дом был одним из самых развесистых в Москве представителей историзирующей эклектики 2000-х (2007–2014, автора пока узнать не удалось), новая штаб-квартира наследует от него пятно, высотность, обилие террас и, как кажется, каменные межэтажные перемычки фасадов. Все остальное – гармошка стекла, но особенно хорош спуск с моста с винтовой лестницей и стеклянной трубой лифта. 
  • zooming
    Корпоративный центр ООО «СИБУР». ЦАО, ул. Большая Якиманка, д. 2
    © СПИЧ
  • zooming
    Корпоративный центр ООО «СИБУР». ЦАО, ул. Большая Якиманка, д. 2
    © СПИЧ

Другие офисные здания можно было бы подразделить на: с атриумом и без, со стенами и со стеклянными фасадами. Среди них выделяется несколько проектов в оптимальными планировками: от Kleinewelt, Parsec, IND и ADM. С некоторой оговоркой к ним же можно отнести офисы со стенами от ЦЛП и Инпад. 

Тем не менее напомню, оптимальный современный офис – в плане прямоугольный, стеклянные стены с равноудаленным от них лифтовым ядром в центре. Пространство максимально освобождено от колонн и хорошо освещено. В нем можно устроить open space или любую другую, может быть, менее эффективную, но более комфортную, планировку. 
 
В рамках этой парадигмы решен БЦ AIR на Ходынке от ADM Architects: на каждом этаже та самая идеально эффективная планировка – но, следуя новым правилам города, авторы, не жертвуя эргономикой, добавили спиральную скульптурность, повернув все этажи на один и тот же градус. Казалось бы, идеальный ответ на сочетание требования рынка и заказчика – и города. Рынок в данном случае требует правильный план, а город скульптурность. 
   
 

Победил объект довольно красивый, и близкий к идеальной схеме – но тем не менее жертвующий эффективностью в пользу эффектной формы. Сплющенное чешуйчатое яйцо БЦ Шелепиха впечатляет, но освещенная зона там, в зависимости от высоты, то больше, что меньше. Да, ядро на севере, в узкую часть смотрят двери туалетов, сам объем склонен к югу, можно предположить, что в верхних ярусах северной части рабочих пространств попросту нет. Верхние этажи, где обычно располагают кабинеты начальства, благодаря форме получают террасы на кровле выступающих нижних эркеров, – но существенно теряют во внутреннем пространстве. 
  • zooming
    Победитель в номинации Офисы. Бизнес-центр «Шелепиха». ул. 2-я Магистральная, з/у 7А/1 (ЦАО, Пресненский)
    © Апекс
  • zooming
    Бизнес-центр «Шелепиха». ул. 2-я Магистральная, з/у 7А/1 (ЦАО, Пресненский)
    © Апекс

Если же мы посмотрим на, уже довольно давний, релиз МКА о проекте, то в нем идет речь только о выразительности формы – что, опять же, говорит о приоритете. 

Сама по себе форма Елене Струговец удалась. Тем не менее не так сложно заметить ее погруженность в московский контекст: овал перекликается с БЦ Орбитал Юлия Борисова, расположенным в 400 метрах к северу, а подсветка консолей – с БЦ Twist Андрея Романова, который стоит далеко, у Савелова, но тоже на развязке; и чешуйчасть, как мы знаем, тоже была инсталлирована на московской почве в работах ADM.

Итак, первый признак «архитектурной политики» – заметная форма. Не-прямоугольная и сразу привлекающая внимание – чтобы посмотреть на десять картинок и выбрать одну, ту, которая сильнее отличается ото всех остальных. Wow-форма даже в ущерб, пусть и незначительный – но все же надо это отметить – практической эффективности. 

Жилье. Четырнадцать объектов. Здесь тенденция перестает быть чистой – у номинантов тоже немало нетривиальных форм: к примеру, поворот консолей в проекте СПИЧа или мондриановская раскраска стекла у UNK. Треугольные башни ATRIUMa у реки за спиной «Острова мечты». Или смешной, из разных видов колонн, дом ЦЛП в начале Никитского бульвара.

Самые простые из вошедших в шорт-лист – два лота Ивана Грекова для Северного порта, там, где когда-то был большой проект Сергея Скуратова. Но тут, понятное дело, задачей было упрощение. 
   
  

Но вернемся к сложному. В победители выбрано 3 объекта. Один поддерживает тенденцию заметной формы – комплекс «Родина-Переделкино» Филиппа Никандрова невозможно будет не заметить, в том числе благодаря скай-мостам, которые, согласно утверждениям неизвестных, сейчас едва ли не служат пропуском московских согласований. 
  • zooming
    Один из трех победителей в номинации Жилье. Многофункциональный комплекс с многоэтажной жилой застройкой Боровское ш. (ЗАО, Ново-Переделкино)
    © Горпроект
  • zooming
    Многофункциональный комплекс с многоэтажной жилой застройкой Боровское ш. (ЗАО, Ново-Переделкино)
    © Горпроект

Второй объект – дом Phantom на Малой Сухаревской; в рамках премии указано авторство Апекс.

Его первая особенность – здание строят на месте доходного дома Гефсиманского общества XIX века, со сносом и реконструкцией фасада по чертежам. Ранее в релизе МКА говорилось об интеграции старого фасада в новый дом, но согласно сообщению Архнадзора от января 2024 года, уже тогда стена «была успешно «ингерирована» экскаватором». 

Вторая особенность: за построенным заново фасадом вырастают вогнутые стеклянные стены-волны, легко выигрывающие в соседстве со стеклянной надстройкой театра «Вишневый сад», но в общем и целом, работающие с ней в одной теме «стекло над камнем». Со стороны Садового, над фасадом волны воздушные и похожи на паруса.

А с тыльной стороны – вместо прогиба мы видим выгиб, вместо углубления объем, вместо парусов массу крупных белых балконов. И только с этой стороны на премии был показан проект. Я даже поначалу его не узнала. 
  • zooming
    Один из трех победителей в номинации ЖильеЖилой комплекс с подземной автостоянкой Малая Сухаревская пл., з/у 6 (ЦАО, Мещанский)
    © Апекс
  • zooming
    Жилой комплекс с подземной автостоянкой Малая Сухаревская пл., з/у 6 (ЦАО, Мещанский)
    © Апекс

Иии – тут мы обнаруживаем еще один узнаваемый признак: сильно выступающие, объемные, белые ленты; лучше – балконов. Очень южные на вид, придающие Москве курортный привкус. Как ленты океанского лайнера, только еще более заметные. Ленты, замечу, в их новом, активно-агрессивном виде после спокойных полос модернизма ввела в употребление Заха Хадид для всего мира, а в Москве – ATRIUM. 
  • zooming
    Многофункциональный комплекс с многоэтажной жилой застройкой Боровское ш. (ЗАО, Ново-Переделкино)
    © Горпроект
  • zooming
    Жилой комплекс с подземной автостоянкой Малая Сухаревская пл., з/у 6 (ЦАО, Мещанский)
    © Апекс

Третья особенность Phantom-a! Авторы концепции, то есть архитектурного замысла – не Апекс, а PLP Architecture, также известные в Москве как авторы штаб-квартиры Яндекс. 

О чем нам это говорит в исторической перспективе? Что практика новодельных фасадов жива, это раз, что проект выбрали, судя по всему, за форму дворового фасада, а главный почему-то не акцентировали – два, и что наградили в данном случае не то чтобы авторов замысла, а проектировщиков локального сопровождения – это три. 

Третий проект-победитель в номинации жилье – две башни на территории бывшего ЗИЛа, между ТРЦ Ривьера, ЖК Фрост и Инсайдер – ЖК А22. Этот, похоже, придуман самими Апекс. Собственно башни – как башни, поинтереснее лотов 6 и 7 Северного порта, но почему их выбрали, для меня загадка. Разве что можно предположить, что за гибкость линейного переплетения на фасадах: если мысленно положить южную башню на бок, то можно даже заметить сходство с производственным помещением КРОСТ, выигравшим в 7 номинации. 
  • zooming
    Многофункциональный жилой комплекс с подземной а/с Автозаводская ул., вл. 22 (ЮАО, Даниловский)
    © Апекс
  • zooming
    Победитель в номинации Промышленность. Производственное здание с административно-бытовым корпусом. Шоссейный проезд, з/у 12А (ЮВАО, Печатники)
    © А-Проект.к

Итак, популярны не только скульптурные ленты, но и изгибы линий. В которых можно увидеть проекцию изогнутого объема на плоскость. Не можешь искривить форму – криви линию, не ленись. 

Что еще интересно: стилобат башен Апекса напоминает Wellton Towers, тоже КРОСТа. Только форма чуть более системная, граненая. А местами еще и с готическим таким подвывертом. 
  • zooming
    Многофункциональный жилой комплекс с подземной а/с Автозаводская ул., вл. 22 (ЮАО, Даниловский)
    © Апекс
  • zooming
    Многофункциональный жилой комплекс с подземной а/с Автозаводская ул., вл. 22 (ЮАО, Даниловский)
    © Апекс

Еще раз итого: объем, объемная лента, плоская, но гнутая линия – наши друзья. 

Школы. Номинантов тоже в общей сложности десять, как и у офисов. Разные, но преимущественно именно СОШ и ДОУ. В число победителей не попали: цветная школа и детский сад от ASADOV для Level Селигерская; еще более яркая, опять же мондриановская, школа от Моспроекта-2. А также две, напротив, деликатные, с естественными материалами на фасадах, от Апекс и Синтаксис – вот тут Апекс выступил хорошо, если во дворе школы ЖК Прайд на Полковой действительно будут такие деревца, как показано в проекте, там будет приятно находиться. Разлапистая звездообразная школа в Десеновском поселении, где архитекторы подписаны как «СпецСтройМонтаж»; надо будет выяснить, им ли принадлежит концепция, пока что – не верится. 
   
  

Совершенно мне не понятно, почему в число призеров не попала школа ЖК Shift в Донском проезде от ЦЛП. Там любопытнейшая идея: простой прямоугольный блок, на фасадах открытый бетон и деревянные рамы окон. Или их имитация.
  • zooming
    Комплексная жилая застройка 2 этап строительства. ДОО на 100 мест и блок начальных классов на 210 мест 2-й Донской проезд. вл. 10 (ЮАО, Донской)
    © Цимайло, Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    Комплексная жилая застройка 2 этап строительства. ДОО на 100 мест и блок начальных классов на 210 мест 2-й Донской проезд. вл. 10 (ЮАО, Донской)
    © Цимайло, Ляшенко и Партнеры

Теперь о призерах. Видеть учебные корпуса нового кампуса МГТУ в их числе, в свою очередь, неудивительно. 

Удивительны другие две вещи: кампус открыли давно, теплой осенью 2024 года, а он все еще радостно прикидывается проектом. Известно, что на премии Москвы такое сплошь и рядом случается: внесли какие-то изменения в АГР в самый последний момент, и вот вам формальный повод пожаловать на премию. 
Учебные корпуса и административные здания с адресным ориентиром: пересечение 2-ой Бауманской ул. и Бригадирского пер., Госпитальная наб., 4с1А пер. Бригадирский (ориен. пер. Бригадирский, вл. 13) (ЦАО, Басманный)
© ТПО Прайд

Мне не понятно другое: почему на церемонии не назвали основного руководителя всей работы, которая провела не одну экскурсию по кампусу – я была на двух – Елену Мызникову?

В списке награжденных авторов фигурируют Елизавета Берестенко, Екатерина Лазарева и основатель фирмы Николай Гордюшин. Начинает напоминать историю с присуждением Ленинской премии авторам Останкинской башни. Впрочем, в данном случае награду не получил и руководитель коллектива проекта МГТУ, стоявший в иерархии еще выше Мызниковой – сам Сергей Кузнецов. Опять же, почему? Чтобы не перекладывать награду из левой руки в правую? 

Относительно второй из победивших школ, строящейся при ЖК «Летний сад» и «Город», – она большая и совершенно не плохая, но довольно обычная на современном уровне развития. Опять же не могу понять, почему отметили именно ее. 
Здание образовательной организации (среднее образование) на 800 мест Дмитровское ш., з/у 107/1(САО,Дмитровский)
© WELTBAU / АБ Клен

Мой собственный фаворит среди трех награжденных школ – музыкальная школа при Консерватории. Тут два сюжета: во-первых, реконструкция здания 1930-х, сделанная в 1990-е, была явно не удачной и есть шанс его теперь «оживить». Второй – новый корпус, который наклоняется к старому веером консолей, увеличивающих площадь этажей в очень стесненной ситуации – как он там уместится, на площадке несложного доходника XIX века, одному Богу известно – и соединяется с ним переходом. 
  • zooming
    Реконструкция здания центральной музыкальной школы Малый Кисловский пер., вл. 4, стр. 5, вл. 4-6, стр. 14 (ЦАО, Пресненский)
    © ИНПАД
  • zooming
    Реконструкция здания центральной музыкальной школы Малый Кисловский пер., вл. 4, стр. 5, вл. 4-6, стр. 14 (ЦАО, Пресненский)
    © ИНПАД


Какое резюме? 

Очевидно предпочтение форм, привлекающих внимание: яйцо, изгиб, скругленный угол, ленты балконов должны лететь, консоли нависать, голова поворачиваться, складываться-раскладываться. Чем чудесачее, тем лучше. Но об этом уже лет пять говорят в кулуарах. Вслух говорит собственно Сергей Кузнецов, определяя новый московский стиль как «эмотех»: хай-тек плюс эмоции. «Яркие, запоминающиеся, выглядящие нетривиально и вызывающие эмоции»; проекты, отличающиеся «технически сложной, но одновременно драматичной и артистичной архитектурой <...> нарочитым использованием сложных инженерных решений, которые архитекторы не скрывают, а, наоборот, подчеркивают». 

А значит, надо согласиться с высказанной здесь идеей Григория Ревзина, что к нам – в Москву, а возможно повсеместно в мире – возвращается идея архитектуры аттракционов, звезд, их еще называют «летающим цирком». Вот только цирк – не тот, о котором вы подумали, а звездный – к нам вряд ли сейчас прилетит. 

К слову заметим, какие примеры приводит Сергей Кузнецов, говоря об эмотехе: 1. собственные работы, все, в авторском коллективе которых он значится как руководитель, от центра Винер до МГТУ; 2. работы знаменитых иностранцев, от RED7 до Бадаевского. Надо сказать, что в обоих случаях авторство заметно разделяется на ядро-идею и – обвязку, то есть собственно проектирование, в случае с иностранцами можно сказать – локальное сопровождение. Сопровождением в большинстве случаев, особенно с иностранцами, занималась компания Апекс, реже, но чаще для Сергея Кузнецова – Прайд, Генпро или KAMEN. Предположим, Кузнецов не может все время один придумывать эмотех, а иностранцев больше нет, кроме сингапурской компании, которую сопровождает тоже Апекс. Кстати, интересно, почему в премии не участвовал Большой московский цирк – но, вероятно, он еще не получил АГР. 

Получается два полюса: на одной стороне уникальные зрелищные решения – а на другой компании, специализированные на сопровождении, стадиях ПД и РД, которые, тем не менее, пробуют оторавться от прагматики и предлагать что-то знаковое. Они-то в изобилии отмечены в этом году премией Москвы. 

Прежде всего компания Апекс – очень большая, если посмотреть на список номинантов, она уступает только Мосинжпроекту, а его не догнать. Признанные специалисты в BIM, генпроектировании и сопровождении. Для которых, с их 3.7 млрд оборота в год, полученные в виде премий 3 млн как дробина слону. Так и хочется их сравнить с проектным институтом. Победившие проекты такие же. В институтах были такие архитекторы, собственные звезды, которым давали возможность поработать над собственными авторскими проектами. В этой роли сейчас выступает Елена Струговец, можно за ней наблюдать. Второй проект чужого авторства – PLP; третий обычный, нельзя сказать, что преодолевающий планку. 

МГТУ трогать не будем, на нем есть печать эмотеха и без меня. А вот, вспоминая Елену Мызникову, которую не назвали автором, рассмотрим работы ИНПАД – компании, название которой переводится как Институт проектирования, архитектуры и дизайна. Крепко укорененный в Екатеринбурге и специлизирующийся на ПД крупных жилых комплексов; «серьезный динозавр», годовой оборот примерно полмиллиарда. Честный институт, на своем сайте указывает выполненные именно им работы. В премии победил два раза. Музыкальная школа – видимо, действительно их концепция и идея. БЦ Noon – концепция бюро SREDAA, от ИНПАДа стадия ПД. 

Но на сайте премии об этом ни слова! А жаль. Кажется, если еще немного поискать, найдутся еще какие-то нестыковки. Хотелось бы, чтобы премия давала срез актуальных московских проектов точно, с именами авторов. И, кстати – авторскими коллективами. Сейчас информации как-то маловато. 

Другая очевидная особенность – среди победивших нет имен известных архитекторов. Их как будто намеренно оставили за бортом в номинантах. На первый план вышли компании-проектировщики – но с нехарактерной для них задачей делать зрелищную архитектуру. Нет ли здесь противоречия?

Получится ли, учитывая обозначенное противоречие, сделать из предложенных ингредиентов нашу самобытно-почвенную разновидность архитектуры аттракциона, эмотех? 

Вот он, вероятно, основной вопрос московской архитектурной политики.

06 Июля 2025

Похожие статьи
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
«Рынок неистово хочет общаться»
Арх Москва уже много лет – не только выставка, но и форум, а в этом году количество разговоров рекордное – 200. Человек, который уже пять лет успешно управляет потоком суждений и амбиций – программный директор деловой программы выставки Оксана Надыкто – проанализировала свой опыт для наших читателей. Строго рекомендовано всем, кто хочет быть «спикером Арх Москвы». А таких все больше... Так что и конкуренция растет.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Пользы не сулит, но выглядит безвредно
Мы попросили Марию Элькину, одного из авторов обнародованного в августе 2020 года письма с критикой законопроекта об архитектурной деятельности, прокомментировать новую критику текста закона, вынесенного на обсуждение 19 января. Вывод – законопроект безвреден, но архитектуру надо выводить из 44 и 223 ФЗ.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: Европа и отказ от формы
Рассматривая тематические павильоны и павильоны европейских стран, Григорий Ревзин приходит к выводу, что «передовые страны показывают, что архитектура это вчерашний день», главная тенденция состоит в отсутствии формы: «произведение это процесс, лучшая вещь – тусовка вокруг ничего».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: «страны с проблематичной...
Продолжаем публиковать тексты Григория Ревзина об ЭКСПО 2020. В следующий сюжет попали очень разные павильоны от Белоруссии до Израиля, и даже Сингапур с Бразилией тоже здесь. Особняком стоит Польша: ее автор считает «играющей в первой лиге».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: арабские страны
Серия постов Григория Ревзина об ЭКСПО 2020 на fb превратилась в пространный, остроумный и увлекательный рассказ об архитектуре многих павильонов. С разрешения автора публикуем эти тексты, в первом обзоре – выставка как ярмарка для чиновников и павильоны стран арабского мира.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Победа прагматиков? Хроники уничтожения НИИТИАГа
НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства сопротивляется реорганизации уже почти полгода. Сейчас, в августе, институт, похоже, почти погиб. В недавнем письме президенту РФ ученые просят перенести Институт из безразличного к фундаментальной науке Минстроя в ведение Минобрнауки, а дирекция говорит о решимости защищать коллектив до конца. Причем в «обстановке, приближенной к боевой» в институте продолжает идти научная работа: проводят конференции, готовят сборники, пишут статьи и монографии.
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Технологии и материалы
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Сейчас на главной
Возврат к реальности
Кураторами Венецианской архитектурной биеннале-2027 назначены китайские архитекторы Ван Шу и Лу Вэньюй, которые обещают показать «простые и истинные методы и идеи» – в отличие от оторванной от действительности погони за новизной, которую они считают причиной кризиса в архитектуре.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.