Луч солнца золотого

Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.

mainImg
Архитектор:
Андрей Гнездилов
Максимилиан Мосешвили
Павел Журавлев
Даниил Кодичев
Проект:
Кванториум в Выксе
Россия, Выкса, Территория индустриально-туристского парка «Баташев»

Авторский коллектив:
А. Гнездилов, М. Мосешвили, П. Журавлев, А. Таирова, Д. Кодичев, А. Талаева, Е. Королев, А. Московченко, О. Каменская

2020 / 10.2025

Заказчик: АО «Выксунский металлургический завод»
«Квант ОМК» в Выксе это первый в стране детский технопарк с металлургическим уклоном. Его открыли недавно, в октябре, одновременно с  перенесенной шуховской водонапорной башней. Набор детей в группы начали с сентября.

Детские технопарки «кванториумы» строились по федеральной программе. В данном случае слово «технопарк» означает центр дополнительного внешкольного образования, оснащенный хорошим оборудованием. Их уже сотни, их создавали по всей стране; государство финансировало 50%, регион и его предприятия – вторую половину. Однако Объединенная металлургическая компания построила здание на собственные средства. ОМК вложила в строительство выксунского Кванториума около 720 млн рублей, и 120 млн рублей дала Нижегородская область – на деньги региона закупили оборудование для аудиторий. Надо сказать, в моей практике российского архитектурного журналиста это редкий случай, когда объем инвестиций открыто озвучивают, вместо того чтобы кокетливо скрывать... Такой подход заказчиков, ОМК и ее руководителя Анатолия Седых, вызывает уважение. 

И вот еще что. Здание меня очаровало намного больше «вживую», нежели когда я его видела на рендерах. Там было как-то немного картинок, возникали вопросы к подчеркнуто асимметричному расположению окон и сочетанию темного кирпича с черным металлом, которое как будто поднадоело. В реальности оказалось, что все окна – на своих местах, мотивированы функционально и практически, металл с кирпичом достаточно качественны, но главное – «домик» выксунского Кванториума компактен и сомасштабен человеку. Не большой и не маленький; современный, не экстра-хайтечный – но закат в качественном стекле его витража отражается идеально ровно.
  • zooming
    Кванториум в Выксе
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Кванториум в Выксе
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Как-то он неожиданно уместен в неравномерном окружении будущего выксунского «Шухов-парка». Аккуратное, ненавязчивое, но уверенное в себе вкрапление. Все бы промышленные парки так рождались, с спокойной постепенностью. 
Нам предложили дизайн-код, основанный на заводских материалах: черная сталь и кирпич. Так что мы с самого начала сложили вместе два объема, буквально два кусочка пенопласта на макете, две половины. И добавили диагональ. Почему? Потому что объект – совсем небольшой, без диагонали он внутри, едва начавшись, сразу бы заканчивался. И даже с диагональю требовался какой-то прием, поскольку две половины как-то неубедительно соседствовали, «соскальзывали». Когда придумался зубчатый коридор – и все встало на свои места.
 
Я очень доволен реализацией; впечатления на месте оказались гораздо лучше моих ожиданий. При том что мы ни разу не ездили в Выксу на авторский надзор, все решали удаленно. Хорошо получился витраж, так, как и было у нас задумано: там стойки расположены не регулярной решеткой, а в свободном порядке. Поначалу мы это задумали с учетом отражения деревьев. Теперь деревьев нет, но пожалуй, получилось не хуже – растительность была «мусорной», зато в стекле отражается закат, и для него тоже больше уместно асимметричное построение сетки. 

Или, например, потолок коворкинга и козырька снаружи – визуально совпадают, а я знаю, как не просто просто добиться такой точности от строителей. Словом, думаю, удалось качественно реализовать.

И еще по вечерам он светится желтым светом изнутри. Почему? Потому что многие внутренние помещения, начиная с лестниц – и даже одна из круглых колонн во входном атриуме – покрашены в желтый цвет; он похож на кадмий желтый средний, но как будто чуточку мягче. Это усиливает солнечные блики, ну а ночью – теплоту свечения.
Кванториум в Выксе
Фотография © Сергей Ясинский / предоставлена ОМК

Вообще-то желтый цвет в школах и прочих детских зданиях используют часто, но трактуют его скорее прямолинейно – кажется, именно тут я впервые вижу такой, основанный скорее на рефлексах, подход. Желтого цвета немало, но он не заполняет собой все, а скорее «вспыхивает»: чередуется с белыми поверхностями, черным металлом, стеклом и сюжетами из ряда объемно-пространственного построения. 
  • zooming
    Кванториум в Выксе
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Кванториум в Выксе
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Я бы сказала даже так: все многочисленные «Лучики» и «Солнышки» тут приобрели несколько иное, в большей степени пространственное измерение. Так что и – пусть банальное, но в данном случае уместное – определение «солнечный дом» приходит в голову и не отпускает. Авторам удалось не только впустить внутрь достаточно света, но и организовать с ним диалог, некую световую сценографию. 
  • zooming
    Кванториум в Выксе, 2025
    Фотография © Ксения Кокорина
  • zooming
    Кванториум в Выксе, 2025
    Фотография © Ксения Кокорина

Света много: здание просвечивается насквозь, через окна в стенах и кровле, витражи и стеклянные стены классов, выходящие в коридор. Иногда даже кажется, что какой-нибудь луч нет-нет да и проберется с южного фасада на северный. 
  • zooming
    Кванториум в Выксе
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Кванториум в Выксе
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

И это притом что здание – вовсе не «стеклянная призма», если смотреть снаружи. Снаружи не то чтобы много стекла, и – никакой детоориентированной цветистости, а, согласно дизайн-коду и современным тенденциям, натуральные материалы.
  • zooming
    Кванториум в Выксе
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Кванториум в Выксе
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Здание, действительно, состоит из двух объемов, состыкованных продольной стороной и поставленных под углом ровно 10° друг к другу. Откуда взялся такой угол, сложно сказать, вероятнее всего пятно застройки определено участком и, в общем и целом, встраивается в сетку города, которая, в свою очередь, соотносится с прудом, сооруженным в конце XVIII века для завода.
«Шухов-парк». Генплан
© ОМК / Выкса

Тем не менее северный кирпичный объем параллелен кирпичному же заводскому корпусу-руине, хотя и отличается от него по цвету, он не красно-терракотовый, а темно-коричневый. Впрочем, диалог возникает не только с руиной, но и с новой гостиницей «Шухов» от бюро Frontarchitecture, тоже кирпично-металлической, но с красным кирпичом... Два объема как сиамские близнецы, один смотрит в сторону пруда, другой – немного кивает гостинице. 

Они также соединены наподобие объемной головоломки – такие любили рисовать и лепить архитекторы АСНОВА в 1920-е, а позднее они были распространены в «пластмассовом» виде среди детских игрушек 1970-х и 1980-х. Фасады двух объемов строго различаются по материалу: один кирпичный, другой железный. Но черно-металлическая часть «прорезает» кирпичную, выходя на север консолью-телевизором. На самом деле какого-либо внутреннего проходящего сквозь здание и выходящего наружу объема, в сущности, нет: в консоли помещается конференц-зал и один крупный класс с витражами во всю стену, обращенными к шуховской башне, главной достопримечательности парка. 
  • zooming
    Кванториум в Выксе
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Кванториум в Выксе
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Эффект создается пластикой объемов. У кирпичного – один скат кровли, что дает трапеции на торцах. Он как будто половинка здания, разрезанного продольно по оси конька. В повышенной части спрятаны конструкции техкровли; никаких «ящиков и ящичков» там нет, что правильно: здание невысокое, его кровлю будет видно и с дамбы, и из окон верхнего этажа гостиницы.

У металлического объема два ската и, с западной стороны, характерный силуэт барн-хауса с витражом, обведенным толстой металлической рамкой. Но объемы устроены так, что, как будто бы, особенно для взгляда пешехода, металлический пропускает некую «руку» – или, скорее, большую голову сквозь кирпичный объем, любопытствует, что там, с противоположной стороны... Верхняя плоскость этой «головы» расположена на одном уровне с коньком металлической кровли. Таким образом два материала визуально объединяются несколько «прочнее». 

Но дело не в этом. К чередованию кирпича, стекла и металла, к пятиугольным контурам торцов мы уже привыкли. Важно – как непринужденно они в данном случае сочетаются между собой, формируя единство образности и разнообразие ракурсов, демонстрируя линии пересечений, а в некоторых ракурсах образуя этакие «крылья», похожие на соединенные в полузамок пальцы руки.
  • zooming
    Кванториум в Выксе
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    Кванториум в Выксе
    © АБ «Остоженка»

Очевидно, что у каждой из двух фактур свои особенности, к примеру, для кирпича больше характерен живописный разброс разноформатных окон, а для металла регулярные полосы фальцевых стыков. Но и в кирпичной части находится место для регулярных вертикалей, уравновешенных столь же ровной штриховкой рельефных горизонтальных полос. 
  • zooming
    Кванториум в Выксе
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Кванториум в Выксе
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Кванториум в Выксе
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Кванториум в Выксе
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Если мы посмотрим на планы, то увидим, что северный кирпичный и односкатный объем включает в себя обе лестницы, восточную и западную – что неудивительно, самые асимметричные окна на лестницах и эта особенность «принадлежит» кирпичному объему. Стена коридора с северной стороны – прямая и параллельна внешней стене. «Ступени» возникают с южной стороны, где они параллельны внешней стене. Ступени не произвольны: в сущности, здесь в один ряд выстроены классы разной длины. 
  • zooming
    План 1 этажа. Кванториум в Выксе
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    План 2 этажа. Кванториум в Выксе
    © АБ «Остоженка»

Получается так, что благодаря диагональному коридору северный объем «тонет» или «растворяется» в более крупном пятне южного прямоугольника. В северной части на 2 этаже конференц-зал и большой класс-автоквантум, а на 1 этаже – такой же просторный металлоквантум: к слову сказать, именно она отмечена на фасадах кирпичными полосками.
  • zooming
    Кванториум в Выксе, 2025
    Фотография © Ксения Кокорина
  • zooming
    Кванториум в Выксе, 2025
    Фотография © Ксения Кокорина

Зато в южной части на 2 этаже – все профильные классы: IT-квантум, биоквантум, наноквантум, промробоквантум, а на первом – два зала для свободного общения: интерактивная научно-познавательная зона и коворкинг с шахматной гостиной. Это логичное распределение, так как южная стена лучше всего освещена. 
Кванториум в Выксе
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Благодаря ступенькам-выступам классов у коридора появляется дискретно-перспективное измерение: он то расширяется, то сужается. Совершенно не «коридорный» – если говорить об устоявшихся представлениях – получился коридор. 

Если смотреть с разных торцов, то он и ощущается по-разному – при взгляде с востока гладкий и широкий раструб. Впрочем, он энергично, «быстро» уходит вглубь, черная решетка на потолке обозначает границу северного объема, а помещенная чуть выше желтая «южная» решетка из линий, поставленных поперечно, подчеркивает и развивает тему столкновения, «угла встречи», проявляя пластическую сущность здания в его интерьере. Ну и делая пространство, определенно, не скучным, но и не декорированным втуне, а именно что осмысленным. 
  • zooming
    Кванториум в Выксе
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Коридор. Вид с востока. Кванториум в Выксе
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Если смотреть с запада, от главного входа – то на нас смотрят желтые простенки: они останавливают взгляд, и очень удачно: на них размещены названия классов. 
  • zooming
    Кванториум в Выксе
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Кванториум в Выксе
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Да, подчеркну, все интерьерные решения, все эти желтые колонны – тоже от архитекторов «Остоженки». Всегда бы так. 

Самые освещенные – торцы. Это касается и северо-восточного угла, здесь помогает витраж, пусть северный, но зато во всю стену; но, прежде всего, речь о входном атриуме. Его западная стена целиком стеклянная, и прекрасно отражает небо на закате.
  • zooming
    Кванториум в Выксе
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Кванториум в Выксе
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Южные окна впускают дополнительный свет – и во второй половине дня, а дополнительные занятия, как правило, тогда и проходят, здесь будет особенно хорошо.
  • zooming
    Кванториум в Выксе
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Кванториум в Выксе
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Атриум двусветный, но с северной стороны, там, где к нему приходит коридор – в нем выгорожен второй ярус «Коворкинга». Это очень приятное пространство. По вечерам, а это, как мы помним, самое активное время для Кванториума, оно будет освещено, без преувеличения, с четырех сторон: дверь из коридора стеклянная, стена со стороны атриума тоже, западная часть – часть входного витража. А северная стена – белая с широким скатом, отражает-аккумулирует солнечный свет. 
  • zooming
    Кванториум в Выксе
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Кванториум в Выксе
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Словом, даже удивительно, как много архитектурного позитива, работающего на настроение, обнаруживается в этом, в общем-то, очень небольшом и не очень сложном, лаконичном здании для детей. Добавьте новое оборудование – а через стеклянные стены коридора неплохо видно, как его много, – получается прямо-таки искра позитива поважнее сохраненной, что впрочем тоже важно, шуховской водонапорной башни. Мы не знаем, кто, как именно и по каким программам будет учить будущих юных металлургов, рассчитывая задержать их в родном городе и привить интерес к профессии. Но, судя по атмосфере, заложенной в здание Кванториума и считываемой на уровне эмоций – начало положено. 
Архитектор:
Андрей Гнездилов
Максимилиан Мосешвили
Павел Журавлев
Даниил Кодичев
Проект:
Кванториум в Выксе
Россия, Выкса, Территория индустриально-туристского парка «Баташев»

Авторский коллектив:
А. Гнездилов, М. Мосешвили, П. Журавлев, А. Таирова, Д. Кодичев, А. Талаева, Е. Королев, А. Московченко, О. Каменская

2020 / 10.2025

Заказчик: АО «Выксунский металлургический завод»

25 Ноября 2025

АБ «Остоженка»: другие проекты
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Белое крыло
Никакое оно не белое. А бежевое, белокаменное; работает с цветом известняка – гладкий посветлее, шершавый потемнее. Объединяет: абсорбирует и интерпретирует, темы, увиденные вокруг. Реагирует на все, сохраняя цельность высказывания – непростая задача – и внедряет узнаваемые черты собственного почерка: например, энергичные вырезы внизу, вверху и посередине.
Дом-лестница
Проектируя ЖК «Детали» в Новой Москве, Раис Баишев привил популярной московской теме дома-квартала идею из сюрреалистической графики Маурица Эшера – увидел в силуэтах ступенчатых повышений и спусков метафизическую мега-лестницу, сформировал внутри двора некую ключевую пустоту. Что дало проекту внутренний «стержень»: идея ощущается и в силуэте, и на фасадах.
Точка опоры
Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Цвет города, или размышления на склоне подмонастырской...
В 2022 году архитекторы АБ «Остоженка» выиграли конкурс, а в 2023 разработали и утвердили мастер-план застройки Черниговской улицы для девелопера GloraX. Проект учитывает 10-летнюю историю предшествующих проработок, сделан в сотрудничестве с нижегородскими архитекторами, и продолжает развиваться сейчас. Рассмотрели внимательно, со всеми поговорили, многое узнали.
Ансамбль индивидуальностей
Стартовало строительство первой очереди многофункционального комплекса INDY Towers на улице Куусинена по проекту архитектурного бюро «Остоженка». Проект открывает новые ракурсы сходства между колонной и небоскребом, изучаем нюансы и переклички.
Черное и красное
Kazakov Grand Loft не спроста так называется: отвечая на пожелания заказчика и отталкиваясь от исторической промышленной архитектуры ближайшего окружения, Валерий Каняшин и архитекторы АБ «Остоженка» предложили новый вариант современного дома в духе «лофта». Только кирпич здесь темно-серый, а металл медно-красный, и фасады романтических «крепостных» башен раскрываются к верхним ярусам внушительными стеклами больших окон. Но самое привлекательное – множество открытых террас на разных уровнях.
Сталь Forcera: благородная патина
Атмосферостойкая сталь – одновременно изысканный и брутальный материал, моментально превращающий объект в иконическое здание-скульптуру. Компания «Северсталь» представляет видеокейс уникального спорткомплекса в ЖК Veren Village, где использовалась атмосферостойкая сталь Forcera
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Гребень Стрельны
Разбираем «по косточкам» проект, награжденный Хрустальным Дедалом – ЖК «Veren Village» в Стрельне от АБ «Остоженка». Малоэтажный формат стал в нем триггером для типологических и формальных экспериментов – вроде бы перед нами узнаваемые современные подходы, но в то же время множество нюансов, в которые интересно вникать. Изучив его, думаем, что справедливо дали премию.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Баланс возможностей
ЖК «Новокрасково» в Люберцах можно понять как пример баланса максимума авторских усилий, вложенных в осмысление объема и пространства в ключе современных градостроительных принципов – и небольшого, в целом, бюджета проекта. Результат – комплекс совсем не похож на своих привычных подмосковных «сородичей». И продан был очень быстро.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Похожие статьи
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Технологии и материалы
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Сейчас на главной
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.