Идеями лучимся / Delirious Moscow

В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.

mainImg
Архитектор:
Владимир Плоткин
Евгений Леонов
Мастерская:
Архип (United Riga Architects) https://www.ura.group/
ТПО «Резерв» http://www.reserve.ru
Проект:
Проект конкурса Облик реновации, лот № 23
Россия, Москва, Москва ЮАО, Царицыно, кварталы 1, 4, 14, 14б и 2а, 2б

Авторский коллектив:
В. Плоткин, С. Успенский, Н. Толмачева, Е. Быкова, Д. Чернов, М. Панкратьев, С. Поспелов, А. Платонов.

12.2020 — 3.2021
Арсен Хаиров
Проект конкурса Облик реновации, лот №1
Россия, Москва, СЗАО, Северное Тушино, мкр. 1,2, 5; СЗАО, Митино, поселок Новобратцевский; ЗелАО, Крюково, мкр. 19

12.2020 — 3.2021
В Гостином дворе хорошо, светло, солнечно, не тепло и не холодно. Арх Москва встречает нас двумя юбилейными экспозициями: справа фанерная инсталляция ABD architects Бориса Левянта, бюро празднует свое 30-летие; слева инсталляция из длинных кирпичей – архитекторов DNK ag, Натальи Сидоровой, Даниила Лоренца и Константина Ходнева, их мастерской 20 лет, причем до того, как основать свое бюро, двое из трех его руководителей работали в ABD, так что, по словам Бориса Левянта, возникает некая преемственность. 

Инсталляция ABD – павильон с прорезными фанерными стенами, причем орнамент образован стилизованными фигурками. По словам Бориса Левянта они символизируют множество людей, работавших и работающих в бюро на протяжении этих 30 лет; на выставке мне удалось подслушать, что эти фигурки мужские и женские, что, в общем-то, если об этом знать, кажется весьма очевидным. 
Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру

Павильон DNK ag, по словам Константина Ходнева, многозначный. Кирпичи образуют треугольники, поскольку основателей трое, а если сложить 4 треугольника, получается юбилейная цифра XX в римском написании. От себя добавлю, что цилиндр, конечно, напоминает о конструкциях Щухова, но его исполнение в кирпиче (а не в металле) добавляет какой-то еще смысловой слой, то ли о самом употребимом в Москве фасадном материале, то ли о плинфе, то ли о конструкциях Алехандро Аравены на венецианской биеннале. Хотя издали он выглядит как металлический. (см. подробнее о павильоне DNK ag)
Павильон XX. Группа DNK ag отмечает 20-летие. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру
Павильон XX. Группа DNK ag отмечает 20-летие. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру

По центру – выставка Москомархитектуры, ведомство показывает проекты финалистов конкурса «Облик реновации». Победителей обещают объявить в скором времени, так что показ на выставке – предварительный, вероятно поэтому он оформлен несколько герметично: каждое из многочисленных бюро-участнков представлено узнаваемым фасадным паттерном в синем пенопласте на зеркальном фоне, у основания импровизированного «фасада» расположен QR-код, который ведет на страницу проекта на сайте Архсовета Москвы. На странице с десяток картинок и небольшое описание, но найти эти страницы через поисковую систему невозможно, я проверяла. Получается характерный для архитекторов подход: показать и не показать, вроде бы проект доступен, и в то же время «еще не опубликован». Между пенопластовыми «фасадами» на оси Гостиного двора устроена «площадь», общественное пространство с небольшими пуфиками; над головами посетителей подвешены блестящие «диваны», что создает, в окружении зеркал, очень блестящий образ реновации. 
Павильон МКА Облик реновации, экспозиция финалистов конкурса. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру
Павильон МКА Облик реновации, экспозиция финалистов конкурса. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру

Он отлично рифмуется с самой высокой инсталляцией нынешней Арх Москвы – павильоном «Идея Москвы». Павильон расположен на оси в (почти) геометрическом центре всего зала, его высота 18 метров – почти до потолочных конструкций, выше, чем когда-то была деревянная башня Тотана Кузембаева. Сооружен он из алюминиевых сценических конструкций и увенчан синего цвета «шишечками хмеля». Глава компании Экспо-Парк Василий Бычков рассказал нам, что синий цвет появился в ответ на зеленый цвет пинаклей высотки на Баррикадной: «проезжая мимо, я увидел, их покрасили в зеленый цвет! Тут я решил, что наши масонские шишечки будут синими»
Павильон-высотка Идеи Москвы. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру

Кураторы «высотки» – Илья Мукосей и Василий Бычков, она служит одним из конференц-залов выставки, а за содержательную часть отвечают гигантские баннеры с картинами Олега Кулика. Их четыре: на одном очень веселый психоделический велосипедист с бравурным комментарием о мобильности, на другом девушка с веслом, причем, как рассказал на пресс-конференции Василий Бычков, Кулик сейчас работает над такой деревянной скульптурой, так что на картинке перед нами своего рода эскиз, а тема появилась на «высотке» в результате некоего опроса: девушку с веслом назвали одним из главных символов Москвы. Третья картинка – о возвращении прошлого, внизу там Минин и Пожарский, причем призывная рука Минина заворачивается в этакий оптический ролик и «возвращается» сверху. Но лучше всех старик Хоттабыч, трясущий бородой над башнями Сити, он вот по-настоящему страшный. 
Олег Кулик. Идеи Москвы. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру
Олег Кулик. Идеи Москвы. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру

Главная инсталляция – «высотка», наполненная гипертрофированным позитивом Кулика, – в целом отражает общий тон размышлений, возникающих на выставке.

Ее тема – «Идеи», была предложена, насколько можно судить, достаточно случайно, Владимиром Кузьминым: «...на одном из заседаний Арх Клуба я осмелился предположить, что наше поколение никаких новых идей не рождает, и был приятно удивлен, когда меня начали энергично опровергать...». Так что участников некоммерческой экспозиции попросили «предложить идеи». Поскольку главным «гостем» Арх Москвы 2021 года стала Москва (после Калужской, Астраханской и прочих областей) – то получилось так, что идеи в основном для Москвы. Но не обязательно. 

Архкаталог выстроился в длинную линию с двумя другими экспозициями – десяти архитектурных вузов, выставкой «Взгляд извне», где высказывания ученых и литераторов совмещены с двумя «планшетами» иностранных бюро. Ряд завершает выставка «Будущее в прошлом», составленная из 16 утопических проектов из фондов Музея архитектуры, – по словам Василия Бычкова, в общей сложности эта линия – «луч» – самая длинная выставка в его жизни, 115 метров. 

Самая длинная, самая высокая, – какое-то всё самое-самое, не исключено, потому, что главный герой – Москва. В веренице идей также отлично читается тема небоскребов, их проблематике, как и расползанию метрополиса Москвы, посвящена где-то половина высказываний. 
Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру

Бюро Захи Хадид предсказывает Москве высотное высокоплотное будущее – надо сказать, они не только участвуют в «линейной выставке» длиной 115 метров, но и показывают отдельную выставку, своих российских проектов и построек, в отдельном зале Арх Клуба на 2 этаже (подниматься на лифте в дальней части, за большим амфитеатром).
Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру

Тимур Башкаев в своей экспозиции архитектора года, которую он превратил в небольшой амфитеатр-конференцзал, также размышляет о высотном будущем Москвы и экспериментирует с нелинейной формой. 
Тимур Башкаев дает интервью на стенде Архитектора года. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру
Павильон архитектора года Тимура Башкаева. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру

Другая половина, или скажем так, другая часть, экспонентов интерпретирует тему характерной для Москвы многослойности, всеядности и «биоразнообразия» в широком смысле. 

Эта тема не обошла и другую тематическую экспозицию – Антитезы, к примеру Nowadays показывают там город как паттерн накладывающихся друг на друга рисунков, ATRIUM выстраивает спираль ДНК из алюминиевых профилей, Wowhaus предлагает жилище для насекомых, Борис Бернаскони – вертикальную ферму для выращивания салата, а Тотан Кузембаев критикует город и зовет в деревню, показывая инсталляцию из костей, воблы, мусора и кладбищенских цветов. Инсталляции объединены в оппозиции, половина справа от входа, другая половина слева, и «смотрят» друг на друга через окна, прорезанные в стенах павильонов. 
Проект Антитезы: Павильон Развитие / Антон Надточий, Вера Бутко, Сергей Надточий, Роман Хорев / ATRIUM. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру
Проект Антитезы: Павильон НЕ-Город / Тотан Кузембаев. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру
Проект Антитезы: Павильон Природа / Олег Шапиро, Дмитрий Ликин / Wowhaus. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру
Проект Антитезы: Павильон Постоянство / Ната Татунашвили, Наталья Маста- лерж, Лера Чубара, Александр Гаприндашвили / nowadays. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру

Выставка героев программы NEXT! – бюро .ket, – напротив, позиционирует себя как безидейная, что напоминает предшествующий павильон победителей программы NEXT!, с надписью «никакой архитектуры» – в этом смысле между молодыми архитекторами выстраивается некий консенсус: пока все другие ищут идеи, задумываются о том, утопию или антиутопию нам обещает высокая плотность, рассуждают о том, искусство ли архитектура, они прокламируют нейтралитет.

Инсталляция .ket представляет собой куб, увешанный поролоновыми «хвостами» ярко-розового цвета и предназначен, по словам архитекторов, для отдыха усталых посетителей выставки. 
Инсталляция победителя программы NEXT! бюро .ket. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру

На этом, местами безудержно-позитивном фоне, отражающем энергию мегаполиса, готового «выйти из себя» или, как сказал Владимир Кузьмин, занятого «метроболизмом», очень лирично смотрятся выставки, посвященные истории, наследию и реконструкции, в частности стенд Наринэ Тютчевой о проектировании для Соловков, снабженный щедрым рассказом об их истории, или замерший в углу стенд об Угличе как 100%-ной провинции, также как и посмертная выставка Александра Зосимова и фантазии «бумажных архитекторов» 1980-х из архива Юрия Аввакумова, который на открытии сказал, что эта выставка – подготовка большой выставки в Музее архитектуры, в результате которой около 250 работ будет передано музею. 
Посмертная выставка Александра Зосимова. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру
Архипелаг Не-Гулаг. Проект АБ Рождественка, посвященный Соловкам. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру

Вся выставка объединена в два луча, но, в отличие от осеннего варианта экспозиции, они расходятся от амфитеатра ко входу: слева «луч идей», некоммерческая экспозиция, включая Архкаталог, справа «луч материализации» со стендами производителей. 

В центре группируются, помимо стенда Москомархитектуры, экспозиция Мосинжпроекта и ГлавАПУ.

Рядом – двойная выставка журнала Проект Россия, который, с одной стороны, празднует 25-летний юбилей и показывает достаточно много номеров в цифровом виде: их можно листать, нажимая на кнопки. Вторая часть, с другой стороны, посвящена павильону России на венецианской биеннале, которая открылась для посетителей 22 мая, и, в свою очередь, тоже разделена на 2 части, об актуальной экспозиции, связанной с реставрацией павильона, и о проекте Евгения Асса, который привез в 2004 году в Венецию 90 студентов, проектировавших прямо в павильоне. По словам куратора выставки, главного редактора журнала Юлии Шишаловой, это были два единственных случая – тогда и сейчас – чтобы экспозиция российского павильона была организована по результатам конкурса, поэтому именно они и сопоставлены между собой. 
Двойной павильон Проект Россия′25 и Проект Венеция. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру
Проект Россия′25: кнопки. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру

Из важного также отметим продолжающийся проект «Идентичность в типовом», курируемый Еленой Петуховой, Дарьей Наугольновой и Алексеем Боевым, и посвященный вопросам обновления советских ДК. Сейчас на стенде, который называется «Модернизация модернизма», показано три проекта обновления ДК в разной стадии завершенности. 

На открытии главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов назвал Арх Москву лучшей архитектурной выставкой страны и даже немного поколебался относительно всего мира. Так что надо идти. 
 
Выставка работает 4 дня до воскресенья включительно, в программе более 100 мероприятий.
Архитектор:
Владимир Плоткин
Евгений Леонов
Мастерская:
Архип (United Riga Architects) https://www.ura.group/
ТПО «Резерв» http://www.reserve.ru
Проект:
Проект конкурса Облик реновации, лот № 23
Россия, Москва, Москва ЮАО, Царицыно, кварталы 1, 4, 14, 14б и 2а, 2б

Авторский коллектив:
В. Плоткин, С. Успенский, Н. Толмачева, Е. Быкова, Д. Чернов, М. Панкратьев, С. Поспелов, А. Платонов.

12.2020 — 3.2021
Арсен Хаиров
Проект конкурса Облик реновации, лот №1
Россия, Москва, СЗАО, Северное Тушино, мкр. 1,2, 5; СЗАО, Митино, поселок Новобратцевский; ЗелАО, Крюково, мкр. 19

12.2020 — 3.2021

03 Июня 2021

Похожие статьи
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Технологии и материалы
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Сейчас на главной
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больница в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.