Было проведено 15 воркшопов, их результаты представлены на выставке с дизайном Тимура Башкаева. Вместо прошлогоднего «темного леса» от ЦЛП – АБТБ показывает единообразные стенды с кратким описанием, видео проекта и QR-кодом, ведущим на аудио-файлы. Зато все крупно пронумерованы; а разбавлены воздушными шариками в виде рыбки Немо из мультфильма.
Надо сказать, «Открытый город» – фестиваль крепко устоявшегося формата. Общая тема, воркшопы с конца лета до ноября, выставка, защиты, презентации. Он ежегодно проходит во Флигеле-Руине Музея архитектуры. Впрочем, темы транспорта еще не было. Она важная, существенная очень, влияет на жизнь людей и города. Но не вполне архитектурная. Впрочем, архитекторам не привыкать к кроссдисциплинарности, да и транспорт касается, как правило, автора любого проекта, он профессиональным вопросам, пожалуй, ближе, чем прошлогодняя религиозность...
Выставочный дизайн помимо лаконичной ясности, как оказалось, отличается гибкостью: на третьем галерейном ярусе поместились два неформатных проекта: записи звуков Садового кольца от воркшопа бюро «Мочалов и Партнеры» и проект, посвященный освещению подземных переходов, от IND. Этот последний развернулся шире всех, выстроив на трех балконах примеры коридорного освещения разной степени креативности. По словам участников, они провели эксперимент в городе: осветили один из переходов цветным светом, а затем подробно опрашивали тех, кто входил и выходил. Город разрешил опыт на 15 минут и только один – почему, интересно? Результатом стал альбом проектов возможной трансформации подземных переходов, со световыми колоннами и так далее.
Бюро NEFA предложили самую литературную, оторванную от действительности и погруженную в ностальгию, тему, исследовав железнодорожный маршрут Москва-Петушки. Вышло романтическое высказывание в жанре objets trouvés в виде матрасных пружин и резных консолей от деревянных домов. Сложно сказать, удивительно ли, но он здесь один такой. Других романтиков не нашлось.
Впрочем, DO buro & Aeronova в поиске «баланса между поэзией и пользой» предложили аэростаты, собирающие воду из воздуха.
Группа ATRIUM собрала коллекцию мостов будущего. ASADOV исследовали версии мобильности будущего в разных видах.
Два сюжета посвящены ТПУ, перспективной типологии нашего времени. Бюро с говорящими названиями ПРОСТОР и «Сила ветра» предлагают посетителям «стать архитекторами своего водного пространства»: построить на синих кубиках конструкции из элементов, распечатанных цветным пластиком на 3D.
Самый обаятельный – на мой взгляд – проект Института Генплана, который вместо масштабной проблематики, столь свойственной этой организации, казалось бы, «по определению», – сосредоточился на самокатах. Во-первых, воркшоп их не проклинает, за это уже спасибо, и на самом стенде написано, что мол, запретить-то просто... Во-вторых, в трехмерной сетке расставлены очень симпатичные модели. Реальны ли предложения – еще узнаем, альбом проекта уже у нас на руках, изучим.
Воркшоп Института Генплана Москвы «Реновация мобильности. Трансформация СИМ». Образовательный фестиваль «Открытый город» 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Но что может быть увлекательнее результата, в котором очевидно не только исследование, хорошая прогулка участников, поставленный вопрос или интерактив, – если не такой отчет, в котором сразу читается итоговый проект.
Обязательно что-нибудь упущу, но. Самый масштабный проект сделала группа Музея транспорта для площади Трех вокзалов. Да-да, & DOMO Spacerunners & STEP. Транспортные решения. Они, не побоюсь этого слова, хотя архитекторы его в письменной речи и не любят, забабахали кучу связок и развязок, предложили максимальное, как кажется, развитие общественных пространств для москвичей и гостей, – а также всмотрелись в северо-восток и запланировали четыре масштабных комплекса новой застройки, в том числе, как теперь можно, офисной/деловой.
Воркшоп Музея Транспорта Москвы & DOMO Spacerunners & STEP. Транспортные решения «Три вокзала». Образовательный фестиваль «Открытый город» 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Нельзя сказать, что авторы неправы, площадь нуждается в переосмыслении – лучше бы таком, чтобы на ней не стояли пробки и чтобы на самокате ее было легче пересечь, а не ждать целых 5 минут светофор. Но хотелось бы послушать градостроителей, интересно, какого рода критику тут предложили бы они.
Однако самое интересное мне рассказали в кулуарной уличной беседе: если пойти вглубь между Ленинградским и Ярославским вокзалом, можно найти некое сквоттинг-место, вероятно, уже почти разоренное, но «блошинка»-секонд-хенд там вроде бы еще действует.
В целом проект выглядит как масштабный, но самый что ни на есть реальный...
Результат воркшопа «Город как единая сеть» от тьюторов CONTINUUM & InnovaTransport мне лично представляется более фантастичным, хотя: – главный архитектор Москвы уже увидел, – сказали мне авторы на стенде. Судя по построению фразы мне показалось это может означать, что проект уже почти готов к воплощению. Эх... Ну вы о чем. Тем не менее проект, хотя и выглядит фантастично, в своей фантастичности обаятелен.
Над железнодорожными путями трасс D1 и D4, которые проходят вдоль улицы Бутырский вал, не так давно разобрали надземный пешеходный переход. Честно говоря, не знаю, что будет на этом месте, но что-то должно появиться, безусловно, учитывая интенсивность застройки территорий, прилегающих к комбинату «Правда». Участники воркшопа предлагают надстроить над ж/д путями конструкцию с «парящими» рельсами и разместить на них модальные кубики павильонов размером 5 х 5 м. С разной функцией: «транзитные» складываются в пешеходный переход, лифтовые доставляют к ним пешеходов; есть модули кафе и библиотеки и модуль сквера с деревьями. Все это предлагают управлять искусственным интеллектом: закончился пик перехода – лифты подбирают свои ножки и уезжают на обед, как мне удалось понять...
Воркшоп CONTINUUM & InnovaTransport «Город как единая сеть». Образовательный фестиваль «Открытый город» 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
И все это управляется через приложение. Матрица какая-то. Напоминает игрушки-стрелялки, где нужно найти и нажать определенную кнопку, чтобы к тебе приехала платформа, которая отвезет на следующий уровень. Но ведь интересно же.
И наконец, воркшоп DDD Architects показывает четыре проекта станций метро разной глубины залегания. Самые увлекательные: в одной прорезано зенитное окно, дающее на платформу естественный свет. Мы знаем, что одна из станций очень мелкого залегания – Кропоткинская. Вот бы где было – теоретически, конечно – возможно такое окно. На уровне города вокруг «окна» – открытый амфитеатр, вариант «третьего места». Как на Хитровке, да. Но ведь красиво! Как будто опрокинутая ступенчатая пирамида связывает город и метро.
Воркшоп DDD Architects «Метро 2.0. Новая среда транзитных пространств». Образовательный фестиваль «Открытый город» 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Другой называется «Убежище» и углублен больше всех; в качестве убежищ авторы выгораживают внутри вестибюля стеклянные зоны, похожие на переговорки. А где раскладушки, матрасы? – Хотелось спросить мне. Но не спросилось.
Или еще один вариант: когда метро закрывается, перед путями опускаются шторы и вестибюль превращается в театр теней. Нужен ли метро театр теней, вот вопрос. Но, с другой стороны, в Москве же уже есть театр в подземном бункере.
«Открытый город» открыт еще 2 дня и если вы хотите по-настоящему изучить проекты, послушать и посмотреть, вникнуть, потому что иначе не понятно, следует поторопиться. Во всяком случае сегодня мне удалось наблюдать, как на фестиваль вывели из метро целую толпу студентов, как классы школьников водят на экскурсии. Тоже дело.

