Вероятно, впечатление опрятного городка, куда хочется приехать на все летние каникулы, Крапивна начала производить не так давно. За последние несколько лет удалось благоустроить исторический центр – за счет победы в конкурсе «Комфортная среда» для малых городов и исторических поселений (проект «Парк уездного периода»). Все популярнее становится Фестиваль Крапивы, который каждое лето привлекает тысячи туристов. А празднование 500-летия Тульского Кремля и городов Засечной черты позволило отреставрировать четыре значимых объекта культурного наследия: Никольский собор, дома купцов Прянчикова и Астафьева, в которых открылись художественные галереи – это на 1000-то местных жителей; а также здание бывшего полицейского управления.
Последний объект в городе лучше знают как «Дом с колоннами». За свою историю он успел побыть и семейным гнездом, и школой, и полицейским управлением. А потом вытянул счастливый билет, попав в оперативное управление музея-усадьбы «Ясная Поляна», поскольку был связан еще и с общественной деятельностью Льва Толстого. С 2021 года здесь работает Музей Земства и градостроительной истории. И если из названия может показаться, что это скучно, то реальность оказывается лучше ожиданий.
Почему земства
Тему для экспозиции предложил РНИИ культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева. Музеев земства в России еще не было, а через это специфическое явление можно объемно показать отрезок отечественной истории: оно позволяет поговорить о женском образовании, образцовых фасадах и типовой застройке, медицине и почтовой службе, геодезии и мастер-планировании… Есть и такой аргумент: 1864 год, когда была принята Земская реформа, входит в проект «100 дат российской идентичности».На мысль о земствах натолкнула как история самого здания – в нем в XIX веке располагались присутственные места Крапивенского уезда, полицейское управление и казначейство; так и связанная с ним общественная деятельность Льва Толстого, который участвовал в работе органов земского самоуправления и мировых судов, открывал в уезде школы.
Экспозиция развернулась в семи залах, рассказывая не только об опыте местного самоуправления в Крапивенском уезде, но и развитии Крапивны от крепости до современного малого города. В будущем музей могут расширить филиалы, развивающие общую идею – аптека, больница, школа.
Как показать земство?
Современный музей, коллекция и концепция которого к тому же создаются с нуля, не может ограничиться хранением и показом исторических артефактов. В материальности и подлинности его главная сила, способная конкурировать за внимание с доступным цифровым контентом, но из-за него же приходится придумывать новые форматы показа, которые позволят переместить посетителя из поверхностных информационных слоев чуть глубже – к смыслам, чувствам, взаимосвязям.Чтобы определиться с концепцией, заведующая филиалом Ольга Венёвцева и бюро музейной сценографии Метаформа начали с проектных семинаров: команда музея предлагала разделы и слои, а команда музейных проектировщиков показывала, как это может быть реализовано. Первый вал идей постепенно сокращался, как кинолента при монтаже, получая все более ясную структуру и очертания.
Задачей бюро Метаформа оказался не только дизайн в части подбора оттенков, мебели, шрифтов и освещения, но и задача «упаковки» информации. Из текстов объемом в десятки тысяч знаков, написанных приглашенными узкими специалистами, нужно было сделать что-то емкое, понятное и в достаточной степени универсальное, чтобы работать на уровне разных посетителей – профессионалов, школьников или случайных туристов.
Часть материала прекрасно уложилась в сопроводительные записки, инфографику и таймлайны, но потребовалось изобретать и новые форматы. Например, чтобы посетитель не заскучал, читая цитаты из произведений литературы, их оформили в виде телефонной книги: можно позвонить какому-либо персонажу, чтобы тот поведал свои мысли о земстве. Говорят, что детей в этой части музея приводит в восторг телефон с дисковым набором. На соседней стене, где показывают отрывки из фильмов, их ждет еще одно открытие – Дэниэл Рэдклифф в роли земского врача.
Присутствующий в каждом зале интерактив сбалансирован так, чтобы не превратить экспозицию в набор аттракционов. Варианты исполнения разные: от простых, кинетических объектов – когда можно перевернуть герб города, а за ним найти стереофотографию, до цифровых придумок – с голосами, проекциями, списками.
Стены залов стали своего рода энциклопедией, в которой рассказ о земствах излагается на трех уровнях – государства, губернии и Крапивны. Ориентироваться помогает цвет: каждому уровню в оформлении соответствует зеленый, синий или розовый шрифты. Дополнительный слой связан с личностью Льва Толстого.
Что касается непосредственно дизайнерских решений, команда Метаформы постаралась сохранить дух усадебного дома, подбирая уместные материалы, оттенки и проектируя мебель. Коллекцию помогали собирать друзья музея, местные жители и случайные неравнодушные люди. В ней представлены археологические находки, макеты и чертежи зданий, геодезические инструменты XIX века, документы, касающиеся деятельности полицейского управления и казначейства. Для большей части этих предметов идеальным решением стали выдвижные ящики, которые защищают экспонаты от света, а также сохраняют пространство и добавляют элемент исследовательского опыта.
Еще один уровень экспозиции, о котором хочется сказать, – архитектурно-градостроительный. Нельзя утверждать, что земская реформа определяла облик уездных городов, но некоторое влияние все же оказывала: занимаясь строительством дорог, школ и больниц, земства выступали заказчиками архитектуры общественных зданий. Как пишет Виктория Баженова, «за 50 лет в провинции сформировался особый архитектурный язык – простой, функциональный, но вместе с тем очень выразительный». Земства внесли вклад в распространение типовых проектов, которые при этом сохраняли местный колорит. Наверняка эта тема еще ждет своих исследователей.

