В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Метаформа
Генеральный директор – Александр Ткаченко; творческий директор, музейный сценограф, куратор концепции сценографии – Виктория Тарасова; генеральный продюсер – Артём Алексашин; продюсер – Елена Галиаскарова, Радмила Лурия; руководитель проекта – Андрей Зорькин; координатор проекта – Ольга Новожилова; главный инженер проекта – Сергей Логвинов; главный инженер мультимедиа – Дмитрий Казак; инженер мультимедиа – Олег Косульников; главный редактор – Сергей Серейчик; редактор и научный коммуникатор – Фёдор Кондрашов, Алина Черчинцева; дизайн-директор – Иван Пряженников; дизайнер-визуализатор – Андрей Торопов, Владислав Звезинцев; арт-директор – Татьяна Нехаева; графический дизайнер – Вера Качур, Мария Стенина; архитектор-проектировщик – Елизавета Игошева, Александр Сменцарев
Музей Мирового океана Президент – Светлана Сивкова, генеральный директор – Денис Миронюк, заместитель генерального директора по научной работе – Лариса Зубина, заместитель генерального директора – Виктор Стрюк (до 2017), заместитель генерального директора по флоту – Алексей Штукин, заместитель генерального директора – Алексей Буданов, главный хранитель – Оксана Латышева, начальник отдела капитального строительства – Юлия Осинцева, заведующий отделом природы – Василина Медведева, заведующий отделом аквариумистики – Юрий Тришкин, заведующий отделом выставок – Марина Королева, заведующий художественно-оформительской мастерской – Дмитрий Литвин, главный инженер-рыбовод – Татьяна Аксёнкина, старшие научные сотрудники – Ирина Байкова, Людмила Гимбицкая, Николай Мартынович, Эдуард Мычко, Лариса Емельянова, Ольга Виноградова, Ирина Хабидова, научный сотрудник – Александр Тепляков
3.2022 — 4.2023
/ 4.2023 — 5.2024
Генеральный подрядчик: Строймонолитсервис
Аквариумисты или аквариумная технология: Аква лого инжиниринг
Заказчик: Публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства»
Музей Мирового океана – большая и серьезная институция, которая начала развиваться в 1990 году. Первой площадкой стал борт научно-исследовательского судна «Витязь», в числе прочего доставлявший ученых для измерения глубины Марианской впадины. Сегодня «флот» музея расширился не только судами различного типа, но и зданиями – от исторических пакгаузов до специально построенных корпусов. Все они концентрируются на участке набережной Петра Первого в Калининграде, которая представляет собой что-то вроде тематического парка – заходишь на территорию музея и погружаешься в мир шпангоутов, якорей, маяков и батометров.
Накопленные музеем знания обширны, коллекции – многочисленны и специфичны. В фонд входит, например, огромный скелет кашалота, или глубоководный аппарат «Мир-1», который участвовал в съемках фильма «Титаник» – режиссер Джеймс Кэмерон до сих пор на связи с основателем и президентом музея Светланой Сивковой. Вместе с тем растет востребованность – в этом году музей занял 9 место по посещаемости в России.
В день географа 18 августа открылся новый экспозиционный корпус «Планета Океан» – тот самый «шарик», который несколько лет украшал набережную Петра Великого, обещая жителям и гостям Калининграда новую достопримечательность.
Открытия ждали долго: международный конкурс на концепцию прошел еще в 2011 году. Больше всего жюри тогда понравился проект мастерской петербургского архитектора Олега Романова – здание в виде земного шара, с козырьком-волной. Завершить строительство планировали к Чемпионату мира по футболу 2018 года, однако смена подрядчиков заставила то и дело откладывать сроки.
Диаметр шара, на поверхность которого нанесены снимки из космоса, – 42 метра. Внутри на девяти уровнях размещается основная экспозиция и вспомогательные помещения, а в примыкающем кубе – образовательный центр «ОКЕАНиЯ».
Экспозиция нового корпуса Музея Мирового океана – «Планета Океан»
На открытии первой очереди «Планеты Океан» Светлана Сивкова несколько раз повторяла фразу, приписываемую разным авторам: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху как птицы, плавать под водой как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить как люди». Именно такую сверхзадачу ставит себе музей: чтобы посетитель выходил из здания немного другим – словно съездил в экспедицию и многое понял.
Концепция и сценарий экспозиции разработан Музеем Мирового океана, создавшим уникальное повествование. Светлана Сивкова и многочисленная команда музея – главные идеологи, консультанты и научные редакторы экспозиции, собиравшие материалы для нее в течение 10 лет. Однако в «Планету» коллекции и аквариумы из нынешнего главного корпуса не просто переезжают – с помощью современного экспозиционного дизайна они сложатся в единое высказывание, цель которого – познакомить посетителя с важностью процессов, происходящих в мировым океане, но также и вдохновить его.
cic = 1
Лариса Зубина, заместитель генерального директора Музея Мирового океана по научной работе
Идея будущей экспозиции, рассказывающей о Мировом океане, была заложена еще в 1990 году. Принадлежит она основателю и президенту музея Светлане Геннадьевне Сивковой и тому небольшому коллективу, который стоял у истоков музея. В архиве музея хранится первая концепция экспозиции «Мировой океан», впоследствие получившая имя «Планета Океан». Мы представляли, о чем хотим рассказать и что хотим показать посетителю. Расширенная тематическая структура и эскизный проект на основе этих идей были создан в 2018 году. Над реализацией проекта с нами трудились научные сотрудники Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН, Балтийского федерального университета им. И. Канта и других крупных вузов страны.
Соединение всех материалов в понятный и увлекающий посетителя сюжет – задача, которую удалось решить бюро «Метаформа». Команда отвечала за нарративный дизайн, подготовку содержательной части, создание внутренней архитектуры и мультимедиа. Особую сложность вызвали интерактивные экспонаты – их создание было сродни изобретательской работе, подготовка требовала вникать в сложные физические явления. Сложная для экспозиции форма шара также не упрощала задачу. Проектирование заняло почти год, реализация – еще три.
cic = 1
Александр Ткаченко, директор и со-основатель бюро музейной сценографии «Метаформа»
Создание крупнейшей в России научной экспозиции стало для нас значительным профессиональным вызовом. В реализации проекта была задействована многопрофильная команда специалистов. Одним из итогов работы стала, например, разработка ряда инсталляций, не имеющих аналогов в мире, и объединение их в цельную повествовательную линию. Я искренне благодарен сотрудникам музея. Вместе мы разработали принципиально новый подход к научной коммуникации и, кажется, использовали все современные технологии, доступные сегодня при создании экспозиций.
Основной нарратив «Планеты Океан» – это экспедиция: посетитель получает посадочный талон и отправляется в путешествие, исследуя в тематических лабораториях те или иные аспекты океана. На семи этажах расположились шесть таких лабораторий, а также зал «Большой Океан», «Аквариумы», библиотека и вспомогательные помещения.
Экспозиция нового корпуса Музея Мирового океана – «Планета Океан»
Предоставлено пресс-службой ГК ориентир
Живая жизнь
Самая, пожалуй, очаровательная часть экспозиции – это аквариумы. После открытия «Планеты Океан» коллекция гидробионтов, которая размещалась в старом корпусе, увеличится почти в 10 раз: с 338 единиц до 3000 – во время экскурсии возникает ощущение, что каждую из этих единиц сотрудники знают в лицо и готовы рассказывать о них бесконечно. Для подводных жителей – от морских звезд и водорослей до медуз и акул – построено 29 аквариумов, а также 12-метровый «панорамный» тоннель. Все вместе они вмещают 1 200 000 литров воды.
Каждый аквариум воспроизводит ту или иную экосистему – рядом с обитателями Преголи можно рассмотреть биоразнообразие Амазонки или озера Байкал. Фонами служат снимки, сделанные из космоса. Выверенной емкие сопроводительные тексты помогают сориентироваться в названиях рыб, а также усвоить более глубокую информацию – об эндемиках, промысловых видах, поведенчески особенностях. Инфографика подталкивает к собственным исследованиям: определить стадию развития медузы, сравнить глубину водоемов или даты открытия тех или иных видов.
Под аквариумами – целый «завод», где готовится вода необходимой фильтрации, температуры, уровня солености, ионизации и насыщенности кислородом. Одним из самых сложных в реализации оказался аквариум Белого моря – там необходимо поддерживать температуру на уровне 9 градусов. Воду в самих аквариумах очищают с помощью ультрафиолета, угольных фильтров, комплекса бактерий, микроорганизмов и водорослей. Для соли, которую привозят тоннами, предусмотрены ворота и грузовой лифт.
Главный аквариум занимает половину общего объема и выходит за пределы своего этажа – его нижняя часть начинается в «Лаборатории Балтийского моря», а верхнюю можно увидеть в зале «Большой океан». Высота столба воды составляет 8 метров – такая глубина оптимальна для тренировочных погружений аквалангистов.
Экспозиция нового корпуса Музея Мирового океана – «Планета Океан»
Из зоны аквариумов посетители попадают в зал «Большой океан». Его главное назначение – поразить и дать почувствовать мощь и красоту океана. Размещенные здесь объекты очень большие – под стать самому пространству, которое поднимается на несколько этажей. На 16-метровом экране в виде гигантской волны демонстрируют специально созданный для музея видеоряд. Орган со светодинамическими трубами – голос океана. Над ним разместился «Глобус» – трехметровая мультимедийная сфера, на оболочку которой выводят характеристики Мирового океана: как распределяются течения, меняется температура поверхности воды, состав соли. На всю высоту зала растянулась инсталляция «Равновеликие» – подводные существа разного размера, расположенные в такой последовательности, что при взгляде снизу кажется, что они одной величины. По периметру тянутся волнообразные кресла, на которых можно устроиться, чтобы все как следует рассмотреть, послушать орган или посмотреть видео. Сотрудники сравнивают этот зал с храмом, что-то сакральное в нем действительно есть.
Экспозиция нового корпуса Музея Мирового океана – «Планета Океан»
Самая познавательная и насыщенная объектами часть экспозиции – это так называемые лаборатории: залы, раскрывающие ту или иную тему, связанную с океаном. Всего их шесть, и каждую можно воспринимать как отдельный музей: Балтийского моря, Жизни, Воды и воздуха, Технологий, Космоса и земли, Красоты. Всего в экспозиции будет реализовано около 300 интерактивных инсталляций, разработанных командой бюро «Метаформа» специально для музея.
Экспозиция нового корпуса Музея Мирового океана – «Планета Океан»
Своей любимой проектировщики называют «Лабораторию воды и воздуха» – ее можно будет увидеть в конце года после полного открытия «Планеты». Интерактивные инсталляции продемонстрируют и объяснят множество привычных и специфических явлений: как образуются волны, цунами, тайфуны и айсберги; чем приливная волна отличается от стоячей; из чего состоит вода и какие формы она принимает; какие оптические и электрические явления бывают в атмосфере; как устроены озоновые дыры.
Не менее сложной в реализации была «Лаборатория космоса и земли», хотя архитекторам и помогал опыт работы с Пензенским планетарием. Для некоторых объектов прототипы уже существуют – в Китае или том же московском Лунариуме, но на просчет аналогичных моделей уходят месяцы. Другие же инсталляции приходится изобретать с нуля – например, симулятор землетрясения и вулканизма, который поможет понять разницу этих двух явлений. В этой лаборатории расскажут об устройстве Солнечной системы и Вселенной, космических явлениях, земной коре, дрейфе континентов. В планетарии можно будет посмотреть научные фильмы и послушать звуки космоса.
Отдельного пояснения требует и «Лаборатория красоты», куда посетитель попадает под конец путешествия. Здесь рассказывается, как океан проявился в искусстве, спорте, путешествиях, медицине и повседневной жизни человека. Каждый желающий сможет посетить каюты здоровья: водяную, соляную, ледяную, янтарную, а также пройтись по вулканическим породам на «каменной тропе».
Корабельную тему поддерживают и вспомогательные помещения: кафе «Кают-компания», сувенирный магазин «Лавка боцмана», доска объявлений «Вахтенный журнал», гардероб в трюме. Под самым куполом шара располагается библиотека: уютное и эффектное пространство с отличным видом на набережную, корабли и порт. Работники носят форму стюартов и выдают билет в виде посадочного талона.
Сейчас «Планета Океан» работает в тестовом режиме для организованных групп – посетители могут увидеть аквариумы, зал «Большой океан», лаборатории Балтийского моря и Красоты, а также библиотеку. До конца 2025 года ожидается открытие второй и финальной третьей очередей.
Метаформа
Генеральный директор – Александр Ткаченко; творческий директор, музейный сценограф, куратор концепции сценографии – Виктория Тарасова; генеральный продюсер – Артём Алексашин; продюсер – Елена Галиаскарова, Радмила Лурия; руководитель проекта – Андрей Зорькин; координатор проекта – Ольга Новожилова; главный инженер проекта – Сергей Логвинов; главный инженер мультимедиа – Дмитрий Казак; инженер мультимедиа – Олег Косульников; главный редактор – Сергей Серейчик; редактор и научный коммуникатор – Фёдор Кондрашов, Алина Черчинцева; дизайн-директор – Иван Пряженников; дизайнер-визуализатор – Андрей Торопов, Владислав Звезинцев; арт-директор – Татьяна Нехаева; графический дизайнер – Вера Качур, Мария Стенина; архитектор-проектировщик – Елизавета Игошева, Александр Сменцарев
Музей Мирового океана Президент – Светлана Сивкова, генеральный директор – Денис Миронюк, заместитель генерального директора по научной работе – Лариса Зубина, заместитель генерального директора – Виктор Стрюк (до 2017), заместитель генерального директора по флоту – Алексей Штукин, заместитель генерального директора – Алексей Буданов, главный хранитель – Оксана Латышева, начальник отдела капитального строительства – Юлия Осинцева, заведующий отделом природы – Василина Медведева, заведующий отделом аквариумистики – Юрий Тришкин, заведующий отделом выставок – Марина Королева, заведующий художественно-оформительской мастерской – Дмитрий Литвин, главный инженер-рыбовод – Татьяна Аксёнкина, старшие научные сотрудники – Ирина Байкова, Людмила Гимбицкая, Николай Мартынович, Эдуард Мычко, Лариса Емельянова, Ольга Виноградова, Ирина Хабидова, научный сотрудник – Александр Тепляков
3.2022 — 4.2023
/ 4.2023 — 5.2024
Генеральный подрядчик: Строймонолитсервис
Аквариумисты или аквариумная технология: Аква лого инжиниринг
Заказчик: Публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства»
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая, в том числе, об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Технологии и материалы
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Сибириада нового быта
Публикуем рецензию на книгу Ивана Атапина «Утопия в снегах. Социально-архитектурные эксперименты в Сибири, 1910–1930-е», выпущенную издательством Музея современного искусства «Гараж».
Диалог с памятью места
Показываем избранные дипломные проекты выпускников профиля «Дизайн среды и интерьера» Школы дизайна НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Сквозная тема – бережный диалог с историческим и природным контекстом. Итак, четыре проекта: глэмпинг в Карелии, музей в древнем Аркаиме, ревитализация конюшен в Петербурге и новая жизнь советского ДК.
Возврат к реальности
Кураторами Венецианской архитектурной биеннале-2027 назначены китайские архитекторы Ван Шу и Лу Вэньюй, которые обещают показать «простые и истинные методы и идеи» – в отличие от оторванной от действительности погони за новизной, которую они считают причиной кризиса в архитектуре.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Никита Явейн возглавляет «Студию 44 — одну из немногих российских мастерских, чьи проекты знают по всей стране. Он рассказал ДП, какие принципы заменяют ему стиль и почему ИИ — не конкурент зодчим.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Городской интерфейс для скейтбординга
Скейт-парк Moreprk Skyline от бюро AAN Architects в Шанхае расположен в ТЦ и потому поднят над землей на 20 метров: сквозь его панорамные окна открываются виды города.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.