По два, по три на ветку. Древолюция 2025

Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.

mainImg
В течение последних четырех лет фестиваль-практикум «Древолюция» растет. В нескольких направлениях: удаляется от «материнской» фабрики Обло основателя Николая Белоусова; получает все большую территорию; а участники приобретают все лучший скилл проведения презентаций, часть из которых – уже почти перформансы. 
  • zooming
    Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Древолюция началась в 2003 году; поездила по разным городам и затем вернулась в Галич, в окрестности завода по производству бруса, срубов и проектов деревянных домов с красивым названием Обло; для справки «обло» – это один из способов кладки бревен в срубе: есть «в обло», а есть «с остатком». Ну так вот. Фестивалей по сооружению деревянных объектов, вообще-то, немало. Был фестиваль «Города»; не так давно «Архитектон» в Петербурге показывал деревянные объекты вокруг Манежа в сквере и на площади. Древолюция отличается тем, что была задумана как практикум, то есть ее главная задача – научить студентов архитектурных вузов полноценно работать с деревом руками, делать красивые вещи – равно как и понимать, как все устроено в деревянном производстве. Ну и вторая задача придумать что-то эдакое. Следующее отличие – Древолюция устойчива, существует давно; и еще – в судействе объектов как правило участвуют известные архитекторы; ну и еще – она, кажется, проходит в самых спартанских и неформальных условиях. Хотя последний тезис кто-то, вероятно, опровергнет: были фестивали на Байкале и на Алтае, там дальше. 
  • zooming
    Николай Белоусов, основатель и куратор практикума. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Оскар Мамлеев, профессор МАРХИ, жюри. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Итак. В позапрошлом году Древолюция вышла за границы завода на территорию соседней деревни Дмитриевское; в прошлом – перебралась на другой берег озера, к селу Туровское и туристической тропе «Галичское Заозерье». 

В этом году практикум отправился дальше, к селу Толтуново; да и поле – говорит Николай Белоусов – в прошлом году было в продольном измерении 300 метров, а теперь – в поперечном. Участников в 2024 было 77, теперь 86, а заявок было 124. И объектов – было 9, стало 10. Что немудрено: поди освой такое поле. На самом деле освоили не целиком, но объекты достаточно заметны, чтобы не потеряться.

Заявленная тема практикума: «Открытая книга поля». Лирично, эмблематично, и поди разбери, о чем и про что. Кто-то трактовал ее буквально, но большинство – умозрительно. 

На мой субъективный взгляд, объекты-участники можно подразделить на те, которые попытались работать с пространством – и те, которые, растерявшись в большом пространстве, стали «просто объектами». Первые взяли на себя наибольшую ответственность и выиграли, поскольку, в силу уникальности любого выбранного участка и его трактовки, оказались редкими, сложными птицами. Вторые – ограничившие себя ролью объектов – наоборот, на первый взгляд выбрали роль попроще, но оказались в более сложной ситуации: объектов как таковых просто много, в умах жюри еще больше, так что конкуренция шире, сравнивать есть с чем, и чего-то нового в этой, второй, части, предложить не удалось. 

В этом году Николай Белоусов разделил оценщиков на две части: экспертный совет высказался и затем пошел дышать воздухом, а жюри два часа громко спорило о пустяках: дать одно призовое место или три, придумать ли для каждого проекта свою номинацию... В итоге получилось 4 места:
 
Гран-при – Летá; 1 место – Грядущее; 2 место – Стог; 3 место – Взмах. Даже в рифму. 


В первых двух пунктах мы с жюри совпали, так что я расположу проекты в том порядке, в котором нравится лично мне. В конце концов, жюри тоже 2 часа решало, определять ли места вообще. 

Летá / команда Цех
Гран-при

Андрей Рымов, Анна Золотова, Федор Драницын, Алиса Стенберг, Михаил Гаркуша, Мария Демидова, Николай Гедеванишвили, Валерия Трепыхалина, Александр Грицин, Денис Котенко, Геннадий Кочкин 

Поле расположено на одной из просторных, широких террас перед Галичским озером. К востоку поднимается склон, заросший соснами, вдоль склона перед полем – дорога в сторону деревни Быки, она приводит к полю и она же уводит с него. 

Авторы поставили по краю дороги вдоль поля 33 белых столба. Рельеф поля к входному углу плавной волной понижается, лес тоже неравномерен – авторы же выстроили верхушки столбов по ровной линии воображаемого «горизонта». Похоже, как высказался Константин Ходнев из ДНК аг, на забор коттеджного поселка, который только-только начали строить. Но это – ассоциация «сниженного» порядка, а сами столбы выглядели вполне абстрактно. К тому же по своей длине объект оказался самым масштабным, равноценным полю, хотя, вероятно, его можно было бы растянуть еще больше... Словом, думаю, он справедливо получил свой гран-при. Поскольку мощнее всех – и в то же время как-то отрешенно – работает именно с пространством поля, на равных. 
  • zooming
    Летá / команда Цех / Гран-при. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Летá / команда Цех / Гран-при. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Долгие споры вызвал вопрос: надо или не надо было присоединять к столбам «беседку» или «сени», встречающие зрителя на дороге при подъезде к столбам. Эксперты высказались в том смысле, что надо было остаться на стороне минимализма и не делать беседки вообще: мол, чем проще, тем лучше. Победителям практикума внушительно объяснили преимущества лаконики. А и зря.
  • zooming
    Летá / команда Цех / Гран-при. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Летá / команда Цех / Гран-при. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Я думаю несколько иначе. В нынешнем своем виде столбам необходим некий акцент – может быть, несколько иной, чем беседка из тонких столбов, которая получилась сейчас, более простой и крупный; «голова» ползущего по пологому склону «червяка». Можно было обойтись и без головы – но тогда столбы следовало бы сделать выше и крупнее, а их ряд длиннее. 

Напоминает ли число столбов о «тридцати трех коровах», том же числе богатырей или числе лет земной жизни Христа – гадать не будем, хотя название Лета с ударением на последнем слоге говорит о чем-то, как минимум, мифоритуальном. 
  • zooming
    1 / 7
    Летá / команда Цех / Гран-при. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 7
    Летá / команда Цех / Гран-при. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 7
    Летá / команда Цех / Гран-при. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 7
    Летá / команда Цех / Гран-при. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    5 / 7
    Летá / команда Цех / Гран-при. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    6 / 7
    Летá / команда Цех / Гран-при. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    7 / 7
    Летá / команда Цех / Гран-при. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Грядущее. Инверсия / команда Название
1 место

Тимофей Филиппов, Катя Галюк, Елизавета Калюжная, Ростислав Ершов, Алена Ефимова, Стефания Большакова, Катя Васильева, Микаэль Адамов, Левон Калачян, Никита Мозжухин, Антон Черемисов, Мария Сычёва, Акела Тавхелидзе 
 
По мнению ряда членов жюри, объект был сделан очень уж просто: как ряд из не слишком прямо сколоченных рамочек, а голубой цвет в цвет неба не вполне «попадал». По мнению мимо идущего искусствоведа, был случаен, и издали объект вызывал скорее вопросы, нежели украшал поле... 

Хотя, по словам Николая Белоусова, в солнечную погоду голубой цвет точно «попадал» в цвет неба и был похож на кусочек неба в березовой роще. 
Грядущее. Инверсия / команда Название / 1 место. Древолюция 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Тем не менее именно в нем, по масштабу меньшем, чем предыдущий, заложена наиболее острая пространственная интрига, а может быть, даже драматургия. Если 33 коровы встречают входящего или приезжающего на поле – то этот объект, все зрители сразу и дружно именовали его «голубым» – позволяет в поля уйти. Точнее, перейти с одной естественной террасы на другую, попасть с поля на лужайку. 
  • zooming
    Грядущее. Инверсия / команда Название / 1 место. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Грядущее. Инверсия / команда Название / 1 место. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Его суть – портал, или даже труба. Впрочем, прозрачная, не страшная, из такой можно выйти. На большом поле она широкая, дальше сужается вечным берниниевским жестом, на другом конце превращается из портала в дверь, узкий проход. И одновременно спускается по склону, так что тут не один пространственный аттракцион, а два. 
  • zooming
    Грядущее. Инверсия / команда Название / 1 место. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Грядущее. Инверсия / команда Название / 1 место. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Может быть, он и гран-при заслуживал. Почему? Потому что сложнее всех других именно по сценографии. К тому же именно здесь авторы устроили при показе настоящий перформанс – одна девушка, призывая «почувствовать» сначала поле, затем поляну, вела зрителей за собой; и только затем присоединился внушительный коллектив. Команда была самой большой – 13 человек. 
  • zooming
    1 / 3
    Грядущее. Инверсия / команда Название / 1 место. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    Грядущее. Инверсия / команда Название / 1 место. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    Грядущее. Инверсия / команда Название / 1 место. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

  
Дальше я буду двигаться не по пунктам решения жюри, а как нравится. 

Поле, по итогу размещения объектов, оказалось разделено на три плана: первый вдоль дороги, дальний на кромке перепада рельефа к следующей приозерной террасе, – и средний, среди поля. Вдоль дороги выстроились три объекта, и каждый из них, хотя и все по-разному, служат входом на поле. 

Противо стояние / команда КУБ+

Елизавета Росс, Алексей Беспалов, Кирилл Гилёв, Дарья Тихонова, Валерия Лубских, Екатерина Князева, Матвей Гудков
Противо стояние / команда КУБ+. Древолюция 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Я сразу прозвала этот объект для себя «пропилеями» и не собираюсь отказываться от названия, поскольку пропилеи и есть. Там, где ответвление дороги в виде накатанной колеи сворачивает на поле и идет по нему, команда установила две одинаковые этажерки. Со стороны панорамы скамейки, на торцах резьба, мотивы которой заимствованы у галичских домов, а с обратной стороны – плакетки с названиями и авторскими коллективами всех объектов, а также деревянные рамки, каждая из которых нацелена на объект, чье название подписано на соседней плакетке. 
  • zooming
    Противо стояние / команда КУБ+. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Противо стояние / команда КУБ+. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Такого на Древолюции еще не было, никто ничего не подписывал. 

Увы, «полезность» замысла помешала ему занять какое-либо призовое место. Владимир Кузьмин определил объект как скорее практический, а не художественный и даже сделал вывод, что авторы «пожертвовали собой» чтобы донести до зрителей полезную информацию. Николай Белоусов считает, что блоки должны были быть крупнее, а сейчас слишком маленькие. 
  • zooming
    Противо стояние / команда КУБ+. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Макет. Противо стояние / команда КУБ+. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Ну, вообще-то может и могли, и практической значимости никто не отменял, однако: на Древолюции такое впервые, собрана информация и пропилеи недвусмысленно указывают вход-выход. Объект, действительно, взял на себя серьезную инициативу, но это не минус, а плюс. Скажу больше: без пропилей поле как таковое «развалилось» бы, они держат его не хуже, а может быть, еще и получше, чем белые столбы. 
  • zooming
    1 / 6
    Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 6
    Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 6
    Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 6
    Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    5 / 6
    Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    6 / 6
    Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Еще надо сказать, что КУБ+ – не просто команда из Новосибирска, а уже и архитектурное бюро. 

Эпилог / команда Бригада

Софья Панченко, Виктория Денисова, София Рыбакова, Дарья Захарова, Максим Соложеницин
Эпилог / команда Бригада. Древолюция 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Объект-башня поставлен на той же линии дороги, но на дальнем краю поля, там, где дорога уходит в лес. На самой высокой точке территории. Глядя на него, еще раз понимаешь, зачем авторам Леты понадобилась беседка «сеней»: там начало, тут конец. Ну или наоборот. 

Решетчатая башня сделана из брусьев, покрашенных в темно-коричневый цвет. Между брусьями – красные кубики. Функция – лазалка, по кубикам можно забраться вверх на платформу, установленную на уровне приблизительно 2.5 метра. Что дети сразу же и сделали. 

Редкостная особенность: авторы предусмотрели подсветку, закрепив на красных кубиках фонарики с подзарядкой от солнечной батареи. Вечером верхняя  кубическая по абрису, часть башни должна светиться.
  • zooming
    1 / 6
    Эпилог / команда Бригада. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 6
    Эпилог / команда Бригада. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 6
    Эпилог / команда Бригада. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 6
    Эпилог / команда Бригада. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    5 / 6
    Эпилог / команда Бригада. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    6 / 6
    Эпилог / команда Бригада. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Стог / команда Контур
2 место

Евгений Чугунов, Никита Овсюк, Екатерина Зайцева, Полина Житова, Иван Харланов, Аркадий Удов, Владимир Ермаков, Ярослав Ерохин, Мария Кравцова

Контур – тоже из Новосибирска, и эта команда образована из преподавателей и учеников одноименной архитектурной школы. 
Стог / команда Контур / 2 место. Древолюция 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Обсуждение жюри было бурным, и сторонников у «Стога» было достаточно. Кто-то сказал мне: впервые слышу этот звук, как деревянные плашки бьются друг о друга... Оно, может, и впервые, но мне объект больше всего напомнил «турецкий ветряной колокольчик» – вещь известную и даже распространенную. 

Суть в том, что к перемычкам цилиндрического объема в 4 яруса подвешены тонкие кусочки горбылей, и на ветру они, действительно, стучат друг об дружку.
  • zooming
    1 / 5
    Стог / команда Контур / 2 место. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Стог / команда Контур / 2 место. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Стог / команда Контур / 2 место. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Стог / команда Контур / 2 место. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    Стог / команда Контур / 2 место. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Прообраз считывается на раз, однако башню поставили не то чтобы в геометрическом центре, но посередине поля и она тоже заметным образом обозначает центр. 

К слову, Николай Белоусов признался, что поначалу планировал дать всем командам задания строить башни, но потом отказался от этой идеи. 

А что, было бы интересно. 

Взмах /
команда Квадрат +1
3 место 

Елизавета Ярославцева, Мария Ярославцева, Дарья Казарина, Александра Белоусова, Алексей Зудеев
  • zooming
    Взмах / команда Квадрат +1 / 3 место. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Взмах / команда Квадрат +1 / 3 место. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В прошлом году на Древолюции появилась команда школьников-старшеклассников. В этом году они в 11 классе, двое – внучка организатора Древолюции Александра Белоусова и Алексей Зудеев – собираются поступать в МАРХИ. 

Нынешний объект команды напоминает предыдущий своим тесным взаимодействием с рельефом: он плотно «посажен» на небольшой холм. Напоминает он и о Древолюции 2018 года, где гран-при получил проект «Дом пророс»: там авторы приделали деревянные весла-крылья руинам деревенских домов, почти ушедших в землю. 

Тем не менее работа раскрывает, и самым прямым, буквальным способом, тему практикума: «Открытая книга поля». Он похож и на весельную лодку, и на машущую крыльями птицу, и на открытую книгу. Тем более что покрашен в белый цвет. 
  • zooming
    1 / 4
    Взмах / команда Квадрат +1 / 3 место. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Взмах / команда Квадрат +1 / 3 место. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Взмах / команда Квадрат +1 / 3 место. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Взмах / команда Квадрат +1 / 3 место. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

 

Пишет... /
команда Кос-Мос

Николай Смирнов, Дмитрий Рогачиков, Максим Кузнецов, Полина Воробьева, Юлия Гаевая, Юлия Сорокина, Иван Кидинов, Любовь Кидинова

Тут у нас не объект, а, скорее, история. Красивую идею полукупола из тонких деревянных арок, предложенную авторами, воплотить не удалось – единственная возведенная арка рассохлась и сломалась.
  • zooming
    Первый объект команды Кос-Мос / Древолюция 2025
    Фотография © Владимир Белоусов
  • zooming
    Первый объект команды Кос-Мос / Древолюция 2025
    Фотография © Владимир Белоусов

Команда не стала сдаваться и за три дня придумала новый объект – в виде большого пера; скамейка рядом с ним изображает чернильницу. Прямо как в учебнике русского языка средней школы... Но что поделать, зато презентация была жизнерадостной. 
  • zooming
    Пишет... / команда Кос-Мос. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Пишет... / команда Кос-Мос. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Член жюри актер Даниил Страхов высказал собственный вариант трактовки пера: мол, какая же птица могла такое перо обронить – намекая, вероятно, на перо птицы Крок. Не могу сказать, что предложенная аллюзия существенно спасла положение. Вот если бы усеять все поле такими перьями, тогда бы, может быть, да. 

Тем не менее исходную идею надо признать красивой: купольная сетка из деревянных арок, поставленных на равном расстоянии с общим центром. 
  • zooming
    Первый объект команды Кос-Мос / Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Первый объект команды Кос-Мос / Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Красиво-то красиво, но! Авторы, судя по макету, собирались там еще и качели подвесить. Определенно, надо поработать над расчетами. Такие тонкие арки, как мы видели на фотографии выше, качели вряд ли бы выдержали. 

Имаго / команда Шпон

Федор Дяченко, Арсен Папоян, Иван Демьянов, Иван Шариков, Филипп Царьков, Арина Шевцова, Софья Суковенко, Елена Жукова, Полина Воробьева, Леонид Сменов

Определенным обаянием в моих глазах обладает объект Имаго. Во-первых, красиво называется. Читаем: имаго это «взрослая стадия индивидуального развития насекомых и некоторых других членистоногих, на которой они достигают половой зрелости и способны к размножению и расселению. При этом они обычно не растут и не линяют». А в психологии, наоборот, «бессознательно сформированный в детстве образ значимого взрослого, влияющий на отношения». Выбирай, как говорится, на вкус. 

Во-вторых, отлично смотрится в поле издали, напоминает кино 1970-х годов с развевающимися театральными драпировками, да и девушками в белых туниках.
  • zooming
    Имаго / команда Шпон / Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Имаго / команда Шпон / Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Драпировки развеваются отлично. Тем не менее справедливо кто-то сказал, что провисят они такими красивыми до первого дождя. Сложно не заметить также, что из поворотных элементов на ветру крутится только самый большой, маленькие застыли; и все они, фанерные, уже сейчас рассохлись. 
  • zooming
    1 / 4
    Имаго / команда Шпон / Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Имаго / команда Шпон / Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Имаго / команда Шпон / Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Имаго / команда Шпон / Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

 
Два следующих объекта родственны даже визуально. У каждого есть своя «фишка», и в то же время из каждого во множестве торчат деревянные «хвосты», чтобы не сказать палки, как не стертые линии построения на чертеже. Прием очень популярный на фестивалях архитектурных объектов, так что даже хочется предположить, что кто-то считает: нагородить побольше палок, получится объект... Не обижайтесь, авторы, но такого рода ежиков за последние 15-20 лет было построено немалое количество. Тем не менее: у двух местных ежиков есть свои истории, хотя не все команды, рассказали их на показе целиком. Точнее так: одна да, другая нет. 

Заплатка / команда Предвкушение

Екатерина Онищенко, Дмитрий Бурмистров, Егор Дьяконов, Анастасия Ведута, Софья Констанди, Анастасия Романова, Елизавета Айрапетян, Евгения Певчина, Владимир Гребенкин

Надо сказать, участники Древолюции 2025 года заметно выросли в плане презентации. Вероятно, осознав, что это не столько практикум – ниже объясню, почему – сколько перформанс, выучили слова и были артистичны. Всех превзошли «Грядущее» и «Заплатка», они еще и роли распределили. Заплатка – чуть ли не по слову. Не только они, но и они тоже, выступали, сидя на ветках собственного объекта.
  • zooming
    Заплатка / команда Предвкушение. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Заплатка / команда Предвкушение. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Согласно замыслу, авторы нашли прогал между деревьями, отделяющими поле от так называемого «Сада камней». А надо сказать, нынешний практикум, как и предыдущий, проходил на территории «Галичского заозерья» – а это пешеходная и спортивная тропа на противоположном от города берегу озера. Все названия там написаны на табличках. Сад камней выглядит как совсем небольшое, подсохшее озерко, тем не менее считается, что там обнажается дно страшно сказать какого древнего периода и среди камней можно найти отпечатки аммонитов. 

Так вот, на пути к Саду камней в ряду деревьев авторы обнаружили прогал, и предложили свой объект в качестве «заплатки». По их словам, рядом нашлись сосны и осины, так что объект представляет собой гибрид тех и других. 
  • zooming
    Заплатка / команда Предвкушение. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Заплатка / команда Предвкушение. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

На что Тотан Кузембаев, известный своим интересом к вопросам экологии, заметил, что вот срубили живые красивые сосны, сделали из них доски, а из досок – не красивое искусственное дерево. 

Однако! Помимо концепции, нельзя сказать, чтобы удавшейся, у авторов были расчеты: доски-«ветки» уменьшались в ходе «роста» модульно, на определенную ширину, и были рассчитаны на колебания от ветра. Впрочем, ветер должен быть достаточно сильным, а объект, рассчитанный на ветер, лучше было ставить там, где «Стог», в центре поля – во всяком случае, здесь мы качания досок не наблюдали. 

Еще раз однако – среди «веток» авторы поместили два гамака – а плести их архитекторов научили жительницы соседней деревни. 

Перекати-поле / команда Муха

Таисия Дашкевич, Софья Щербак, Мария Провилкова, Адриан Антончук, Юлия Кашко, Алена Грибанова, Арина Красильникова, Ксения Рашевская, Екатерина Фроленкова, Анастасия Чижевская

Еще один объект, зримо демонстрировавший практику «сидения на ветках» – Перекати-поле. 
Заплатка / команда Предвкушение. Древолюция 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Его разместили тоже по центру и у жюри он вызвал закономерное недоумение: почему не катится? 

Нет, не катится, стоит на месте крепко, хотя среди макетов я нашла один такой комочек, больше похожий на перекати-поле и отражающий свое название. 
  • zooming
    Перекати-поле / команда Муха. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Перекати-поле / команда Муха. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В данном случае, кажется, история – про то, как авторы, придумав объекту имя, в процессе проектирования ушли от него очень далеко, но имя не сменили и, как следствие, адекватно представить свою работу не смогли. А представили так: во-первых, весь период движения толпы зрителей по полю девушки – а команда женская – сидели на своей конструкции, представляя симпатичный объект для фотосъемок. Во-вторых, они покрасили часть конструкции в оттенки, близкие к цветам поля; вот сейчас повредничаю, в покраске все были какие-то сиренево-фиолетовые модные цвета, тогда как колокольчики и горошек к августу отцвели и на поле преобладали, помимо вечных желтых, пурпурно-красные, малиновые оттенки луговых васильков и бодяка. 

Презентовала объект, как, кстати, и перо, девушка с букетом – по букету было отлично видно, что цветы в нем розовые, а колер на конструкции лиловый. Да и желтая пижма тоже отличается от цвета дерева.
  • zooming
    Перекати-поле / команда Муха. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Перекати-поле / команда Муха. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Если хотели сделать ставку на цветение луга – да! к слову сказать, студенты работали на лугу, не на поле, поле это засеянное культурами, а луг дикий, – так вот, если хотели сделать акцент на цветении, колера надо было подбирать лучше, а пока... не попали. 

Но главное не в этом. А в том, что большую часть времени – и какую-то часть серверных ресурсов, судя по оброненным где-то замечаниям – эта команда потратила на расчет устойчивости конструкции. Да-да, «ежик» сделан без болтов, и это – вообще-то, достижение, это интересно. Но авторы ни слова не сказали об этом. Впрочем, говорят, все компьютерные расчеты не дали нужного результата, а устойчивостью объект обязан куратору Николаю Белоусову, который, видя безуспешные попытки рассчитать, сказал авторам их бросить, сам пришел на поле и показал, как надо ставить палки, чтобы они держались. 

Любопытный же сюжет? И ни слова о нем в открытую. 
  • zooming
    Перекати-поле / команда Муха. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Перекати-поле / команда Муха. Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вообще, надо сказать, несмотря на победу перформативности, слабым местом Древолюции остается словесное выражение идей, от названий до объяснений. 

Ну, какое поле? Луг. Перекати-поле не катится, книгу не прочитать, а хитрее всего «имаго» и «лета» – там вообще думай, что хочешь. Как говорил Птица До-До, «дитя мое, никогда не произноси слова только за то, что они красивые и длинные. Говори только то, что понимаешь...» ©.
  • zooming
    1 / 3
    Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    Древолюция 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Теперь я обещала сказать о практикуме. Много раз приходилось слышать, что Николай Белоусов придумал Древолюцию как средство предложить студентам работать не только с компьютером и карандашом, а руками; держать рубанок, пилить, строгать... Чтобы, в частности, понять, как реализуются придумки архитекторов, – в данном случае, в дереве. Хорошая идея; тем не менее смысл тоже важен и объекты без идеи не имеют шансов стать победителями – это тоже все, я думаю, понимают. Нужен баланс; он то есть, то нету. И вот кажется, баланс постепенно нарушается в сторону идей в ущерб работе руками. 

Понятно, руками работать – нужно больше сил, времени и упорства. Лопнула тонкая арка – так может быть, сделаем другую, более надежную? Слышала как жюри ругали «голубые рамочки» объекта «Грядущее» – криво сколочены; что правда. Фанера «Имаго» рассохлась. Какие объекты сделаны хорошо? Даже трудно сказать. Вероятно, «Взмах» – но он, в отличие от «Имаго», слабоват по смыслу. «Эпилог» с его фонариками – но там та же история, по смыслу не очень сильно. Это как будто сообщающиеся сосуды: у кого лучше сделано, там меньше философии, и наоборот. Исключение составил, пожалуй, объект «Пишет...», там и арки лопнули, и заменившая их идея не выдерживает критики категорически. 

Хорошо, но если фестиваль эволюционирует от практикума в сторону идей – тогда надо лучше жонглировать словами. Это пока тоже не получается. Презентация да, а слова нет, не очень, как выше уже было сказано.

Да и возьмем название объекта «Грядущее»: ну, если-палки, что там грядет и куда? Даже смысл – сравнение двух пространств, широкого луга и небольшой поляны – авторы придумали хорошо, и сценографию перехода: как в Буратино, от широкого входа к маленькой дверке, тоже – но предложенное название имеет свойство вообще не запоминаться. Есть такое свойство у сотрудников секретных служб, их подбирают из людей с невыразительными лицами. То же самое тут с названием. К слову сказать, и с именованиями у команды не очень хорошо, они даже себе ничего не придумали, ограничившись казалось бы парадоксальным, а на самом деле слабым выходом – «Название». В то же время подзаголовок – Инверсия – хороший. Но почему его не вынести вперед? 

Итак, от практикума движемся к смыслу, но со словами пока еще не очень научились работать. Что же хорошего в фестивале? Я думаю, лучше всего – атмосфера. За ней сюда едут студенты, за общением, воспоминаниями, драйвом. Он тут определенно есть. За тем же едет и жюри – не зря же 3 часа, если не больше, шло обсуждение: дать один приз или три? – Дали четыре. Назначить номинации или нет? – Не назначили. 

Красивое, душевное, атмосферное предприятие с тенденцией к росту. А остальное приложится. 
  
  

  
Жюри: Анвар Гарипов, Никита Агин, Бэлла Моисеева, Тотан Кузембаев, Владимир Кузьмин, Константин Ходнев, Даниил Страхов, Оскар Мамлеев

12 Августа 2025

Похожие статьи
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Технологии и материалы
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Сейчас на главной
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.