«Корейская волна» Доминика Перро

В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.

mainImg
Доминик Перро известен в России прежде всего своим нереализованным проектом Новой сцены Мариинского театра, но среди его работ – масштабные комплексы Национальной библиотеки Франции в Париже, Олимпийского велодрома в Берлине и Дворца правосудия ЕС в Люксембурге. Первой его постройкой в Южной Корее стала «плаза» (по сути, многофункциональный центр) для Женского университета Ихва, открывшаяся в 2008 году; она мгновенно стала одним из знаковых сооружений Сеула.
 
Этот университетский проект появился на старте архитектурно-строительного бума, охватившего Южную Корею в начале XXI века. После азиатского финансового кризиса 1997 года страна пережила стремительное восстановление и период устойчивого экономического роста, что привело к резкому увеличению инвестиций в инфраструктуру и недвижимость. В результате стала возможной та глобальная перестройка – в прямом и в переносном смысле, – которая уже два десятилетия охватывает всю страну. Изменения происходят молниеносно и, как правило, радикально: на месте обветшалых жилых кварталов или полей за считанные месяцы вырастают элитные жилые комплексы высотой под сорок этажей или амбициозные культурные центры, объединяющие на гигантских площадях выставочные залы, библиотеки, лекционные пространства и, разумеется, многочисленные кафе.
 
Нередко такие центры впоследствии частично пустуют или функционируют без четко выстроенной программы мероприятий. В таком случае они играют скорее общественную роль как символы инноваций, позитивных перемен, заботы государства о жителях района. В этом смысле философия корейских проектов перекликается с западными инициативами по «переосмыслению» заброшенных промышленных зон и созданию культурных центров в депрессивных районах. Речь идет не только о столичном, сеульском, регионе, но и о других городах по всей стране. В этой динамике ощущается то, что сами корейцы называют пали-пали («быстрее-быстрее», 빨리빨리): скорость, прагматизм и часто работа на износ – главные характеристики современного корейского общества.
 
Южная Корея стремится утвердить себя как современное и технологически развитое государство. Это стремление к быстрому развитию и международному признанию отчетливо проявляется в архитектуре, ставшей важным инструментом для формирования национального имиджа. За последние годы Корея превратилась в трендсеттера во многих областях культуры и креативных индустрий: весь мир знает музыку k-pop, корейские сериалы-дорамы, феномен k-beauty, следит за триумфами корейского кино на международных фестивалях. Нобелевская премия по литературе, присужденная корейской писательнице Хан Ган в 2024, также стала символом этого культурного подъема. Возможно, уже скоро мир заговорит и о халлю («корейской волне») в архитектуре. Пока же в этой сфере идет движение в обратном направлении: ведущие западные архитекторы по-прежнему приглашаются в Корею. С начала 2000-х здесь успели поработать почти все мировые «звезды», превратив страну в одну из самых динамичных «сцен» современной архитектуры.
 
Броские, фотогеничные здания стали визитной карточкой Сеула, а стремление к созданию архитектурного вау-эффекта в социальных сетях превратилось в одну из стратегий мэрии и городского комитета по туризму. Среди примеров – Музей искусств Сеульского национального университета – SNUMoA (Рем Колхас и OMA, 2009), «Донгдэмун дизайн плаза» (Заха Хадид, 2014), Центр культуры JCC (Тадао Андо, 2015), штаб-квартира конгломерата Amorepacific (Дэвид Чипперфильд, 2017), штаб-квартира компании ST International с арт-пространством SongEun (Herzog & de Meuron, 2021), флагманский бутик Dolce&Gabbana в квартале Чхонгдам-дон (Жан Нувель, 2021) и Центр искусств LG (Тадао Андо, 2022).
 
Архитектурный бум последних лет охватывает не только государственные инициативы, но и частный сектор, особенно крупные корпорации (Samsung, Hyundai, Amorepacific и др.). Показателен пример частного музея Leeum в Сеуле, в основе собрания которого – художественная коллекция Ли Бён Чхоля, основателя Samsung. Для его создания Культурный фонд Samsung пригласил сразу трех архитекторов мирового уровня – Марио Ботту, Жана Нувеля и Рема Колхаса (2004).
 
Многие современные проекты в Корее реализуются по смешанным схемам, когда застройщиком выступает частная компания, а город оказывает ей поддержку через инфраструктурные или урбанистические программы. В стратегию мэрии Сеула заложены разнообразные механизмы стимулирования частного сектора, например, налоговые льготы или система бонусов коэффициента плотности застройки (FAR bonus/incentive zoning). По этой схеме столичные власти позволяет девелоперам строить здания большей площади в обмен на полезные городу компоненты: архитектурно значимые проекты, парки, общественные пространства. Также существует официальная конкурсная программа 공모형 민간투자사업 («частный инвестиционный проект публичного типа»), в рамках которой Сеул выбирает участок и устанавливает условия строительства (площадь, высотность, программу с полезными городу объектами и т. п.), а затем реализует проект совместно с победителем конкурса – девелопером, стоящим во главе консорциума (архитекторы, конструкторы, подрядчики и др.). Такая модель сочетает частный капитал и креативный потенциал с общественными интересами и тем самым минимизирует нагрузку на городской бюджет.
 
Lightwalk – транспортно-пересадочный узел района Каннам на проспекте Ёндон-дэро
© Rayus/ Dominique Perrault Architecte /adagp

Среди зарубежных архитекторов, активно работающих в Корее, видное место занимает Доминик Перро. Помимо проектов уже завершенных (например, большого образовательного комплекса страховой компании Hanwha в Йонъине, 2019) и находящихся на стадии реализации (скажем, в Сеуле стартуют строительство многофункционального комплекса Twin Peaks и реконструкция элитного жилья «Апгуджон-2»), в 2021 Перро был генеральным директором (то есть главным куратором) 3-й Сеульской биеннале архитектуры и урбанизма, особенно важного форума именно в контексте бурного архитектурного развития Южной Кореи. Но даже на фоне этих достижений и архитектурного бума в целом проект Lightwalk, который сейчас входит в активную фазу строительства в центре Сеула, поражает масштабом и амбициозностью замысла.
Транспортный узел
Проект Lightwalk, разработанный бюро Доминика Перро совместно с местной мастерской Junglim Architecture, был выбран в результате международного конкурса, проведенного в 2017. Цель проекта – создание транспортно-пересадочного узла Ëндон-дэро в одном из самых оживленных районов Сеула – Каннаме. Это крупнейшее подземное строительство в истории Южной Кореи: 167 000 м2 охватывают шесть подземных уровней с двумя линиями метро, двумя линиями экспресс-поездов GTX, автовокзалом, общественными пространствами, коммерческими и офисными помещениями; сверху появится наземный променад длиной в километр. Влияние проекта на городской ландшафт трудно переоценить.
 
Место действия – Каннам – сам по себе легенда. До 1960-х здесь простирались рисовые поля, а теперь район стал символом богатства, успеха и современного образа жизни, о чем с иронией поет исполнитель PSY в знакомом многим хите Gangnam Style, открывшем музыке k-pop двери на мировую сцену. История Каннама – это история стремительного урбанистического преображения: буквально за два десятилетия (с 1970-х по 1990-е) вместо сельскохозяйственных угодий появились широкие проспекты, современные жилые комплексы, деловые кластеры с штаб-квартирами Samsung, Hyundai, LG и других бизнес-гигантов, корпоративные и культурные пространства.
 
Lightwalk – транспортно-пересадочный узел района Каннам на проспекте Ёндон-дэро
© Dominique Perrault Architecte

Будучи одной из крупнейших агломераций мира (здесь живет около 26 миллионов человек, или 52 % населения страны), Сеул, в отличие от многих других столиц, не имеет единого ядра. Его формируют несколько традиционных центров притяжения: историческая часть с королевскими дворцами и мэрией, университетский Хондэ, клубно-развлекательный Итэвон, финансово-административный Ёыйдо, деловой Каннам и другие. Большие территориальные разрывы между районами и интенсивный трафик заставляют муниципальные власти постоянно развивать транспортную сеть, чтобы город оставался мобильным и связным. К обширной сети метрополитена с 2025 добавились линии экспресс-поездов (GTX), соединяющие города-спутники с ключевыми районами Сеула, проходя столицу насквозь. Две такие линии пересекутся с двумя линиями обычного метро (2 и 9) в будущем ТПУ Ëндон-дэро. Помимо метро, проект включает подземный автовокзал и, возможно, станцию высокоскоростных поездов дальнего следования (KTX). Так получится универсальный узел, который объединит все виды городского и регионального транспорта.
 
ТПУ протянется вдоль проспекта Ëндон-дэро, одной из главных магистралей южного Сеула, рядом с крупнейшим в городе конгресс-центром Coex (он прежде всего известен своей популярной у пользователей соцсетей эффектной библиотекой Starfield по проекту бюро Gensler).
 
Lightwalk – транспортно-пересадочный узел района Каннам на проспекте Ёндон-дэро
© Rayus/ Dominique Perrault Architecte /adagp

Хотя основная функция объекта – утилитарно-транспортная, подземная площадь в 167 000 м2 задумана как полноценное общественное пространство. Помимо большой зеленой зоны на поверхности (она перекроет проходящий здесь проспект Ёндон-дэро, а тот уйдет под землю), которая будет служить площадкой для ярмарок, летних фестивалей и зимнего катка, планируется создать в ТПУ выставочные пространства, а также многочисленные офисные и коммерческие зоны. По оценкам мэрии Сеула, ежедневно ТПУ будут пользоваться около 600 000 пассажиров.
 
В интервью англоязычной газете The Korea Herald Доминик Перро отметил, что проект Lightwalk призван открыть новую страницу в истории урбанистических подземных пространств, превращая инфраструктурный узел в живую, многофункциональную городскую среду.
Горизонталь вместо вертикали
В стремительно развивающемся ввысь Сеуле французский архитектор задумал многомиллиардный проект «в горизонтали», внеся радикально зеленую пешеходную паузу в одну из самых загруженных магистралей города. Повторяя удачный опыт преобразования автотрассы в 11-километровую прогулочную зону вдоль ручья Чхонгечхон (2005) и эстакады у Центрального вокзала в променад Seoullo 7017 (2017, MVRDV), проблему задыхающегося в пробках мегаполиса власти города пробуют решить внедрением в плотную коммерческую и офисную застройку проспекта Ëндон-дэро пешеходной зоны в 32 000 м2. Подобный линейный парк по сути продолжает традиционные французские парковые партеры (от Пале-Руаяль в Париже до центральной ленотровской оси Версаля). В этом месте Ëндон-дэро уйдет под землю, оставив на поверхности, в прямоугольной сетке проспектов, километровый зеленый отрезок – своеобразный «геометрический эталон», по выражению бюро Перро.
 
Lightwalk – транспортно-пересадочный узел района Каннам на проспекте Ёндон-дэро
© Rayus/ Dominique Perrault Architecte /adagp

Входящий в двадцатку самых «высотных» городов мира Сеул получает гигантский проект, который в буквальном смысле переворачивает представление о новой архитектуре мегаполисов: он развивается по горизонтали и в глубину, а не вертикально. Своеобразный антоним окружающим небоскребам – «граундскейп» (groundscape) – термин, придуманный Домиником Перро для обозначения почти 60 подобных своих проектов. В описании ТПУ Ëндон-дэро бюро Перро амбициозно называет его «новым горизонтом», подчеркивая его концептуальное и визуальное отличие от привычного городского ландшафта.
«Светлый путь»
Главная, революционная, идея проекта, которая и дала название комплексу – Lightwalk – это внедрение в многоуровневые подземные пространства дневного света с помощью «светового луча». Эта система шахт с отражающими поверхностями, позволяющими солнцу проникать максимально глубоко, сравнивается в проекте Перро со старинными люстрами c хрустальными подвесками, усиливающими свет свечей. Также предполагается использовать эти шахты для вентиляции и поддержания температурно-влажностного режима на нижних уровнях комплекса. В темное время суток шахты, наоборот, будут направлять искусственный свет на поверхность, наполняя наземный парк мягким сиянием.
 
Lightwalk – транспортно-пересадочный узел района Каннам на проспекте Ёндон-дэро
© Rayus/ Dominique Perrault Architecte /adagp
Lightwalk – транспортно-пересадочный узел района Каннам на проспекте Ёндон-дэро
© Rayus/ Dominique Perrault Architecte /adagp

«Свет крайне важен, чтобы людям хотелось пользоваться этим пространством. Если естественный свет не будет проникать внутрь, получится, что мы построили крупнейшую в мире пересадочную станцию – и похоронили ее под землей», – отмечает архитектор в интервью газете The Korea Herald.
 
В официальных соцсетях бюро Перро источниками вдохновения проекта названы исторические маяки, верхние световые окна Центрального вокзала в Нью-Йорке, а также оптические опыты Исаака Ньютона по преломлению света через линзы. Эти примеры подчеркивают философию проекта: свет как архитектурная материя, формирующая пространство.
 
Lightwalk – транспортно-пересадочный узел района Каннам на проспекте Ёндон-дэро
© Rayus/ Dominique Perrault Architecte /adagp

Для того, чтобы проложенные глубоко пересадочные коридоры не превращались в «мрачные подземелья», проект предусматривает широкое использование зеленых насаждений и водных элементов. Такая практика уже стала привычной для некоторых станций и переходов сеульского и пусанского метрополитенов, где вертикальное озеленение (стены с живыми растениями) превращает часто депрессивное подземное пространство в более человечное и комфортное.
Узел проблем
Строительство ТПУ в районе проспекта Ëндон-дэро стало серьезным вызовом для Сеула. Выделенный первоначально бюджет в 600 млрд вон (около $430 млн) оказался недостаточным: общая стоимость проекта уже оценивается в 1,5 трлн вон (около $1,1 млрд). Изначально открытие станции планировалось на 2023 год, но затягивание сроков стало закономерным – у процесса слишком много участников, а согласования между Министерством земельных ресурсов, девелопмента и транспорта и мэрией Сеула чрезмерно сложны. Сейчас разногласия урегулированы, и завершение проекта обещают к 2028 году.
 
Lightwalk – транспортно-пересадочный узел района Каннам на проспекте Ёндон-дэро
© Dominique Perrault Architecte

Сложности усугублялись рядом параллельных проектов, включая Глобальный бизнес-центр (GBC) Hyundai, который должен стать символом нового, международного, уровня района Каннам («сделать его корейским Дефансом», по выражению представителей мэрии). Исходная идея столкнулся с юридическим препятствием: компания Hyundai, с самого начала работающая в рамках FAR (Floor Area Ratio) bonus/incentive zoning в партнерстве с мэрией Сеула и администрацией района Каннам, решила заменить утвержденный проект единого 569-метрового небоскреба (бюро SOM) на три здания меньшей этажности (Foster + Partners), что замедлило согласование не только планов компании, но и ТПУ, который предполагается соединить подземными переходами с деловыми зданиями по соседству – включая GBC Hyundai (расположится штаб-квартира Hyundai Motor и т. п.).
 
Еще одна задержка связана с отказом одного из подрядчиков, Lotte Engineering & Construction, участвовать в строительстве второго участка ТПУ из-за роста затрат – несмотря на свою победу в тендере. После пересмотра бюджета тендера из-за отсутствия кандидатов, город увеличил бюджет участка на 672 млрд вон, после чего строительство возобновила Hyundai Engineering & Construction, которая уже работала на третьем участке. DL E&C, между тем, ведет работы на первом участке.
 
Lightwalk – транспортно-пересадочный узел района Каннам на проспекте Ёндон-дэро
© Rayus/ Dominique Perrault Architecte /adagp

В настоящий момент завершаются работы по прокладке инженерных коммуникаций и вентиляционных шахт для линии скоростного метро GTX. При этом была отменена первоначальная интеграция в ТПУ линии скоростных поездов дальнего следования (KTX): анализ Министерства транспорта показал неэффективность использования для нее тех же путей, что и для GTX, что потребовало срочной переработки планировки станций и линий.
 
Подобное масштабное строительство закономерно вызывает неудобства для тех, кто работает и живет поблизости: на проспекте Ëндон-дэро, где строится ТПУ, вместо шести полос движения с каждой стороны осталось по две, а на месте остального дорожного полотна вырыт котлован. Хотя после завершения работ километровый участок проспекта будет убран в туннель, сохранив свою изначальную пропускную способность, недовольство горожан, называвших эту магистраль за гигантские пробки и до старта строительства «дорогой в ад», вполне понятно. И если в некоторых случаях сеульская мэрия в ответ на многочисленные жалобы жителей изменяла свои планы (например, так был отменен проект перестройки экспресс-трассы Себу), здесь администрация района Каннам лишь принесла официальные извинения за приносимые во время строительства неудобства.
 
Lightwalk – транспортно-пересадочный узел района Каннам на проспекте Ёндон-дэро
© Dominique Perrault Architecte

Тревогу сеульцев вызывает масштаб строительства: сейчас работы идут в котловане глубиной 35 м (в целом ТПУ достигнет глубины около 45 м). Пользователи социальных сетей обеспокоены безопасностью строительства. Они серьезно опасаются провалов грунта, которые уже случались в Каннаме, или же шутливо предполагают, что по таким подземным туннелям и вторгнется северокорейская армия – ведь расстояние от Сеула до границы с КНДР всего 24 км. Чтобы обеспечить безопасность, город внедрил инновационные меры: систему радарного зондирования почвы, снабжение рабочих видеорегистраторами, создание сети наблюдения за проседанием грунта до 20 м. Об этом сообщил мэр Сеула – О Сехун – на специальной пресс-конференции, организованной непосредственно на месте стройки в апреле 2025-го.
 
Но описанные финансово-организационные сложности пока не имеют прямого отношения к архитектурной составляющей плана. Бюро Доминика Перро тем временем поддерживает мэрию Сеула, проводя информационную кампанию по разъяснению важности проекта публике.
Magnum opus
Если брать Lightwalk исключительно как произведение архитектуры, вне его сложной функциональной программы и большого экономического значения для Сеула, он важен не только своим масштабом и новаторством. Проект воплощает ключевые идеи философии архитектуры Доминика Перро, это своего рода программное произведение мэтра. Только что в свет вышла большая монография, посвященная работам Перро (Dominique Perrault. Gallimard, 2025), с текстами Нины Лежер, Эрика де Шассей и Барри Бергдолла. Однако его основные теоретические идеи были сформулированы еще в издании «Граундскейпы – другие топографии» (Groundscapes – Autres topographies. HYX, 2016), где Перро размышляет о проблемах современного города: высокой плотности застройки, постоянном росте населения и урбанизации все больших территорий. В ответ на эти вызовы он вводит понятие «граундскейп» (groundscape), альтернативную высотным зданиям архитектуру, которая развивается вглубь земли, а не только вверх. Отдельный раздел – «Архитектоники» – рассматривает взаимодействие архитектурной формы с рельефом. Подземное пространство не противопоставляется наземному, но становится его естественным продолжением, частью сложной, многослойной городской ткани. Архитектура работает со «слоями» земли, создавая новые ландшафты и уходя вглубь, при этом учитывает природный контекст. Последнее особенно актуально для южнокорейской столицы с ее длинным, экстремально жарким летом и очень холодной зимой.
 
Lightwalk – транспортно-пересадочный узел района Каннам на проспекте Ёндон-дэро
© Rayus/ Dominique Perrault Architecte /adagp

Представляя проект Lightwalk на сеульском форуме «Nexus Seoul Next100: Chief Architect Partners Forum» в марте 2025-го, Доминик Перро сравнил город с живым организмом, а здания – с деревьями в лесу. Как деревья не могут существовать без корней, так и городу необходимы подземные пространства, питающие его структуру и обеспечивающие устойчивое развитие. Эти своеобразные «корни города» помогают ему расти, меняться и обновляться.
 
Lightwalk – транспортно-пересадочный узел района Каннам на проспекте Ёндон-дэро
© Rayus/ Dominique Perrault Architecte /adagp

В философии Перро «граундскейп» – это не просто архитектурная стратегия, а новый способ восприятия города как живой субстанции, где над- и подземные сооружения – взаимосвязанные элементы. Эта органическая метафора тесно связана с его экологическим мышлением: архитектура должна не столько покорять ландшафт, сколько врастать в него, взаимодействовать с землей, климатом и природными циклами.
 
Lightwalk – транспортно-пересадочный узел района Каннам на проспекте Ёндон-дэро
© Rayus/ Dominique Perrault Architecte /adagp

Как и в других своих проектах (например, cосны, высаженные среди корпусов Национальной библиотеки Франции в Париже, или яблоневый сад, окружающий Олимпийские велодром и бассейн в Берлине), в сеульском комплексе Перро вновь обращается к языку природы. Здесь партер из деревьев, соразмерных человеку, одновременно отделит и свяжет парк на крыше ТПУ с окружающим городом, мягко задавая границы пешеходному променаду; в то же время вертикальный ритм деревьев вплетает пешеходное пространство в окружающий ландшафт небоскребов. Земля в этом понимании – не просто опора для зданий, а живая основа города, посредник, способный соединять различные уровни урбанистического пространства. Она участвует в формировании здесь среды не меньше, чем воздух, свет или вода.
 
В проекте Lightwalk получает развитие и другая ключевая тема творчества Перро – концепция «универсальной пустоты» (le vide générique), проявляющаяся во многих его знаковых постройках. В Сеуле Перро вновь демонстрирует, что главным «строительным материалом» может быть совсем не материальный элемент. Во многомиллиардном проекте, который реализуется в деловом и финансовом центре одного из самых «пафосных» районов южнокорейской столицы, где все направлено на осязаемый и быстрый результат, на демонстрацию успеха и эффективности, центральным компонентом становится нечто неосязаемое – солнечный свет. Именно он играет ведущую роль, выступая проводником между поверхностью Земли и ее глубинами, между городом и природой, между людьми и их средой обитания. Он делает подземное пространство живым и дышащим, становясь главным выразительным средством архитектуры.
 
Lightwalk – транспортно-пересадочный узел района Каннам на проспекте Ёндон-дэро
© Dominique Perrault Architecte
Lightwalk – транспортно-пересадочный узел района Каннам на проспекте Ёндон-дэро
© Dominique Perrault Architecte
Lightwalk – транспортно-пересадочный узел района Каннам на проспекте Ёндон-дэро
© Dominique Perrault Architecte
Lightwalk – транспортно-пересадочный узел района Каннам на проспекте Ёндон-дэро
© Dominique Perrault Architecte

26 Ноября 2025

Похожие статьи
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Технологии и материалы
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Сейчас на главной
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.