ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном острове

В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.

mainImg

ЭКСПО в Осаке: 55 лет спустя

Осака уже принимала всемирную выставку в 1970 году. Тогда ЭКСПО проектировали будущие Притцкеровские лауреаты: великий Кендзо Тангэ создал мастер-план, а его ученик Арата Исодзаки – фестивальные пространства выставки.

Первая японская ЭКСПО состоялась через шесть лет после Олимпийских игр, которые прошли в 1964 году в Токио – тогда, и благодаря играм, столичная инфраструктура была существенно модернизирована. Осака – третий по величине город Японии – приютил следующее по времени крупное мероприятие общемирового масштаба.
  • zooming
    Башня Солнца. ЭКСПО 1970
    © taiyounotou-expo70.jp
  • zooming
    Выставка Tree of Life. ЭКСПО 1970
    © taiyounotou-expo70.jp

Тогда среди участников присутствовали не только 77 стран мира, но и японские корпорации – впервые показавшие на ЭКСПО прототипы беспроводных телефонов и высокоскоростных поездов, предвестников синкансэнов. Посещаемость всемирной выставки 1970 года составила рекордные 64 миллиона гостей. Побить этот рекорд смог только Шанхай в 2010 году.

Очевидно, амбиции организаторов нынешней ЭКСПО были не меньшими.
 

Собственный остров

Сейчас для ЭКСПО выделили насыпной остров Юмесима площадью порядка 400 га. Как и большинство рукотворных островов Японии, он создан из отходов: химически обработанного пепла и несгораемого измельченного мусора. По такой же технологии создан остров, на котором располагается международный аэропорт Осаки – Kansai.

В начале нулевых Юмесиму называли потенциальным местом проведения Олимпийских игр 2008 года, на которые претендовала Осака. Но тогда олимпийской столицей выбрали Пекин, так что искусственный остров в Осакском заливе еще много лет стоял без дела, пока в 2018 Осака не получила право проведения ЭКСПО.
  • zooming
    Мастер-план ЭКСПО 2025
    © Су Фудзимото / Japan Association for the 2025 World Exposition
  • zooming
    ЭКСПО 2025, ситуационный план
    © © Expo 2025 / expo2025.or.jp

Тема выставки 2025 года – «Проектирование будущего общества
для нашей жизни», подтемы: «спасение жизней», «улучшение жизни», «объединение жизней» / то есть установление связей между людьми. 

***

Буквально спустя 10 дней после открытия всемирной выставки в прессе появилось сообщение, что по окончании ЭКСПО на острове начнется стройка одного из самых больших в мире курортов с казино. Планируется, что оператором этого проекта будет девелоперская компания из Лас-Вегаса, а в результате его реализации к 2030 году на Юмесиме появятся десятки отелей, ресторанов и прочей туристической инфраструктуры. Стоимость проекта оценивают почти в 9 млрд долларов. Японцы отдали американской компании исключительное право на управление всеми будущими казино в стране.

«Большое Кольцо» Фудзимото

Главной архитектурной доминантой, и символическим воплощением темы единства стало «Большое Кольцо», Grand Ring, архитектора Су Фудзимото – деревянная конструкция высотой с десятиэтажный дом с променадом вдоль всей окружности на крыше. Внутри кольца располагается большинство павильонов и арт-объектов выставки.
«Большое Кольцо» Су Фудзимото
Фотография © Expo 2025 , OBAYASHI CORPORATION Co., Ltd, photo by shinwa Co., Ltd

Созданное из нескольких видов древесины – японского кедра, кипариса и сосны, оно уже успело попасть в Книгу рекордов Гиннесса как самое большое архитектурное сооружение из дерева в мире. Масштабы и правда впечатляют. Более 2 км по длине окружности, почти 700 метров в диаметре. Ну и кроме того, оно невероятно фотогеничное. В зависимости от угла зрения и положения солнца деревянные блоки образовывают то синтоистские ворота-тории, то кубики из игры Дженга. При строительстве конструкции использовали традиционную японскую технику соединения деревянных элементов – Nuki, когда одна балка встраивается в другую. Такой же способ применяется при возведении синтоистских святилищ и буддийских храмов.
  • zooming
    «Большое Кольцо» Су Фудзимото
    Фотография © Анастасия Маркитан
  • zooming
    «Большое Кольцо» Су Фудзимото
    Фотография © Анастасия Маркитан

Организаторы регулярно опрашивают посетителей ЭКСПО, что их впечатлило на выставке больше всего. Большинство называет именно Кольцо Фудзимото. Обязательно поднимитесь на его крышу. Эскалаторы располагаются с регулярной частотой вокруг всего кольца. Сверху особенно заметны причудливые геополитические сочетания вроде соседства павильонов Бахрейна и Туркменистана. Впрочем, бюджеты разных стран на создание павильонов тоже хорошо просматриваются с круговой смотровой площадки.

Печально, но предсказуемо – деревянную конструкцию по окончании ЭКСПО разберут, оставят только 10 процентов Кольца, то есть примерно 200 метров. Правительство Осаки говорит, что не может позволить себе содержать и поддерживать 2-километровое сооружение.
   
 

Павильоны. Форма vs. содержание

Если Grand Ring всех очаровал, то с национальными павильонами ЭКСПО все не так однозначно. На платформе Reddit, в бесконечной ветке, посвященной выставке в Осаке, – не только калейдоскоп мнений и полезных лайфхаков о посещении выставки, но и посты в стиле «почему меня не впечатлил ЭКСПО» тоже нередки.
zooming

Я сформулировала для себя несколько субъективных критериев, по которым оценивала павильоны:

– архитектура должна вызывать вау-эмоции. Это так называемая архитектура массового праздника или архитектура впечатлений. То, что цепляет взгляд и выделяет павильон из десятков других сооружений, которыми заполнена центральная площадь.

– качество исполнения. Не всегда, но часто коррелирует с именем архитектора или бюро, создавшего павильон. Условный Кенго Кума плохо не сделает.

– смысловое и визуальное содержание выставки. Большинство стран не заморачивались и ограничились видеопроекциями с открытками-презентациями природных красот своих стран. При всей моей любви, например, к Перу, съемки пустыни Наска и улыбающихся жителей Анд в обнимку с альпаками уже очень вторичны.

– из предыдущего вытекает еще один критерий – новизна информации. То, что в Перу добывают соль и разводят альпак, знают все, а вот технология по восстановлению коралловых рифов с помощью 3D печати, которую разработали ученые из Саудовской Аравии – это как минимум неочевидно, и заставляет взглянуть на страну вне привычных культурных стереотипов.

Исходя из этих критериев, я отметила несколько национальных павильонов, которые я успела посетить за два дня на ЭКСПО и которые в хорошем смысле можно назвать «архитектурным Диснейлендом»:
Япония
Павильон Японии, без преувеличения, – хэдлайнер ЭКСПО и по форме и по содержанию. Авторы проекта – бюро Nikken Sekkei, работает с 1900 года, и считается второй по величине архитектурной практикой в мире. Здание спроектировано из экологичных CLT-панелей, образующих закольцованную конструкцию, отсылающую к цикличности жизни.
Слева Большое кольцо Су Фудзимото, справа павильон Японии Nikken Sekkei
Фотография © Анастасия Маркитан

Внутри – трехчастная выставка о технологиях, используемых Японией при производстве пищи, одежды и материалов и энергии. Биогазовая установка как часть экспозиции превращает пищевые отходы с ЭКСПО в электроэнергию, а роль водорослей в промышленности страны показана с помощью нескольких симпатичных экспозиционных приемов, среди которых персонажи Hello Kitty, стилизованные под разные типы морских растений.
  
  

Япония требует регистрации на сайте для доступа в павильон, но поскольку сайтом и приложением ЭКСПО невозможно полноценно пользоваться (очень плохой UI и UX), то есть лайфхак: утром и вечером доступ в павильон в порядке живой очереди. В среднем 30–40 минут. Но этот опыт определенно стоит ожидания.
Павильон Японии / EXPO 2025
Фотография © Анастасия Маркитан
Саудовская Аравия
Павильон Саудовской Аравии / EXPO 2025
Фотография © Анастасия Маркитан

Спроектированный бюро Foster+Partners, павильон Саудовской Аравии – оммаж традиционным деревням в пустыне. Камень на домах будто потрескался на жаре, но в глубине улицы есть внутренний двор, где можно укрыться от зноя и выпить чай с шафраном.
  • zooming
    Павильон Саудовской Аравии / EXPO 2025
    Фотография © Анастасия Маркитан
  • zooming
    Павильон Саудовской Аравии / EXPO 2025
    Фотография © Анастасия Маркитан

Сценарий выставки спроектирован таким образом, что зритель продвигается вглубь «улицы», попутно заходя в каждый из домов, где его ждет аудиовизуальный перформанс от местных музыкантов, фильм о главном национальном проекте Королевства – городе Неом и несколько занятных научных проектов от саудовских ученых. Саудовская Аравия на правах хозяйки ЭКСПО-2030 обозначила этим проектом уровень амбиций в отношении следующей всемирной выставки в Эр-Рияде. 
  • zooming
    Павильон Саудовской Аравии / EXPO 2025
    Фотография © Анастасия Маркитан
  • zooming
    Павильон Саудовской Аравии / EXPO 2025
    Фотография © Анастасия Маркитан


 Для входа в павильон не нужна регистрация. Кроме того, мне повезло, и очередь на вход была минимальна. У персонала павильона идеальный английский, в отличие от остального ЭКСПО. И еще здесь очень крутая сувенирная лавка и кафе, где можно приобрести кофе, шафрановый чай и разные непростительно вкусные арабские десерты.
Катар
Катар в своей концепции обращается к морю как единому пространству, соединяющему торговые, культурные и дипломатические связи между государством Персидского залива и Японией. Павильон создан архитектурным бюро Kengo Kuma & Associates, также работавшим с Португалией и Малайзией. Форма катарского павильона вдохновлена традиционной лодкой доу, а каркас обтянут белоснежной тканью, напоминающей паруса.
Павильон Катара / EXPO 2025
Фотография © Katsumasa Tanaka / предоставлена Kengo Kuma and Associates

Внутреннее пространство занимает мультимедийная экспозиция, созданная студией OMA/AMO, о береговой линии Катара и ее взаимосвязи с культурными и экономическими устремлениями государства. На втором этаже разместились камерная библиотека и художественные произведения мастеров из Катара и Японии.
 
  

 Здесь, как и у Саудовской Аравии, очень симпатичная подборка сувениров с паттернами и принтами, повторяющими форму павильона.
Узбекистан
Мне очень нравится все, что в последние несколько лет делает Фонд развития культуры и искусства Узбекистана: от павильона на Венецианской биеннале до выставки узбекского искусства в Лувре. У павильона Узбекистана на ЭКСПО качественный продакшен и архитектура от немецкой студии Atelier Brückner.
Павильон Узбекистана / EXPO 2025
Фотография © Josef S. Indelka / предоставлена Atelier Brueckner

Концептуально форма отсылает к караван-сараям, которые располагались вдоль Шелкового пути и служили приютом для купцов. Внутри – неожиданный инженерный спецэффект. Пока зрители рассматривают инсталляции о знаковых проектах страны, движущаяся платформа медленно поднимает их на верхний уровень здания. Двери распахиваются и вы оказываетесь на залитой солнцем крыше среди деревянных колонн, символизирующих сад.
  
  
 Сувенирный магазин при павильоне отделан бухарской глазурованной плиткой всех оттенков бирюзы. Потомственный керамист Абдулвахид Каримов обжигал их в своей студии вручную.
Нидерланды
Гигантский светящийся шар – центральный элемент павильона Нидерландов, спроектированного архитектурным бюро RAU Architects.
Павильон Нидерландов / EXPO 2025
Фотография © Tellart

Объем павильона заключен в волнистые изгибающиеся элементы на фасаде, которые символизируют воду – основную тему экспозиции. Выставка исследует взаимоотношения Нидерландов с водой, особенно в контексте изменения климата и повышения уровня морей.
  • zooming
    Павильон Нидерландов / EXPO 2025
    Фотография © Tellart
  • zooming
    Павильон Нидерландов / EXPO 2025
    Фотография © Анастасия Маркитан

При входе посетителям вручают миниатюрные версии светящегося шара. Они загораются и реагируют на экспонаты по мере того, как гости осматривают выставку. Очень камерно и интимно.
  • zooming
    1 / 3
    Павильон Нидерландов / EXPO 2025
    Фотография © Tellart
  • zooming
    2 / 3
    Павильон Нидерландов / EXPO 2025
    Фотография © Tellart
  • zooming
    3 / 3
    Павильон Нидерландов / EXPO 2025
    Фотография © Анастасия Маркитан
Швейцария
Павильон от Manuel Herz Architects, по словам архитекторов, «встроен в природу». Конструкция из легкого мембранного материала, имеет наименьший экологический след из всех павильонов ЭКСПО. Экспозиция исследует переход Швейцарии от альпийских традиций к инновациям. Посетители проходят через четыре тематических сферы, посвященных человеческому потенциалу, устойчивому развитию и науке будущего.

Хотя планов на дальнейшее использование павильона после выставки пока нет, модульная структура намекает на его будущее за пределами Осаки. 
   
 

Итог

Я отметила объекты, больше всего впечатлившие меня на ЭКСПО. Но выставка сама по себе крайне неоднородная. Мегапроекты вроде павильона Японии соседствуют со сборными павильонами Commons, участники которых – страны с гораздо более скромными бюджетами. Все это разбавлено паблик-артом, инсталляциями и конструкциями разной степени любопытности, разбросанными по всей территории ЭКСПО.

Самым распространенным материалом, из которого были сделаны все самые классные сооружения, была древесина, ротанг, бамбук. И дело не только в архитектурных традициях Японии. Из-за крайне сжатых сроков, отведенных на строительство (6–7 месяцев), большинство участников выбрали дерево. С ним проще работать, оно легкое, поэтому на фундамент требуется меньше бетона.
  • zooming
    Кроссовки ЭКСПО от бренда Mizuno
    Фотография © Анастасия Маркитан
  • zooming
    Даже канализационные люки _оделись_ в ЭКСПО
    Фотография © Анастасия Маркитан

В целом, ощущается, что многое на ЭКСПО было сделано впопыхах. Это и недостаток волонтеров, способных ответить на базовые вопросы посетителей, и хаотичное нагромождение разных арт-объектов на главной площади. Но если ваша цель – увидеть максимум архитектуры от звездных бюро, рассмотреть детали конструкций павильонов, вдохновиться нетривиальными решениями в экспозиционном дизайне, то ЭКСПО подходящее место. Да, массовое, местами «в лоб». Но для более неочевидных концепций и идей есть архитектурная биеннале в Венеции, она тоже открыта прямо сейчас – до осени.

ЭКСПО в Осаке продлится до 13 октября.
Посетители в кафе павильона ОАЭ
Фотография © Анастасия Маркитан

Лайфхаки для посещения ЭКСПО


При покупке билетов на ЭКСПО выбирайте Восточный вход (East Gate), если планируете добираться на метро. Станция Yumeshima удобно расположена в получасе езды от центра Осаки, ну и в целом метро в Японии – лучший способ передвижения, учитывая цены местных такси.

Не пытайтесь увидеть все, иначе рискуете получить гигантскую когнитивную нагрузку из-за потока входящей визуальной информации. Вы при всем желании не обойдете все национальные и тематические павильоны, поэтому составьте заранее список приоритетных, изучив отзывы на Reddit или чаты про Японию в телеграме.

Выберите одну-две приоритетных для вас темы и исследуйте их. Для меня таковыми были архитектура павильонов от известных студий и архитекторов. И в меньшей степени тематические павильоны.
   
  

Запаситесь терпением. Ни в один из павильонов нельзя попасть без очереди. Свои минимальные 20 минут придется отстоять на вход в каждый. В качестве вознаграждения – в большинстве своем качественный экспозиционный дизайн и вдохновение, особенно если вы сами заняты в креативных профессиях.

На территории ЭКСПО есть несколько фирменных сувенирных магазинов, главным персонажем которых стал маскот Мяку-Мяку, очень японский по образу персонаж причудливой амебоподобной формы. В качестве памятного сувенира можно привезти брелок, мягкую игрушку, кошелек или кроссовки с айдентикой Мяку-Мяку. А для любителей ставить штампы о посещении достопримечательностей продается специальный паспорт ЭКСПО, в который во всех павильонах ставят штамп с эмблемой страны.
 

20 Мая 2025

Похожие статьи
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.