English version

Цветок озера

Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.

mainImg
Мастерская:
WOWHAUS http://wowhaus.ru/
Проект:
Театр Камала в Казани
Россия, Казань, улица Хади Такташа, дом 74

Авторский коллектив:
Команда Wowhaus
Главный архитектор бюро и проекта: Олег Шапиро. Генеральный директор бюро Wowhaus: Анна Ищенко. Руководитель проектной группы: Дарья Ионова. Ведущие архитекторы: Кристина Рыкова, Ольга Павленко, Дарья Енжиевская, Ильяс Гильманов. Архитекторы: Анна Бажкова, Юлия Беличенко, Анастасия Боровкова, Даниил Журавлев, Аминат Ибрагимова, Елизавета Ивлева, Дарья Истомина, Наталия Карпова, Петр Мальцев, Анастасия Морозова, Маргарита Цветкова, Екатерина Яскеляйнен, Анна Бычкова, Ольга Сорокина. При участии: Анастасии Рыжовой, Андрея Севостьянова, Марии Лепиной, Татьяны Свириной, Григория Воронина, Юлии Пушкиной, Артема Осипова, Камиллы Вильямовой. Разработка декоративных элементов интерьера с национальным орнаментом: Екатерина Ковбашина, Галина Серебрякова. Генеральное планирование и благоустройство: Анна Душанова. Ландшафтный архитектор: Юлия Рябова. Руководитель менеджерской группы: Марина Есина. Менеджеры проекта: Никита Смирнов, Анна Филичкина

Kengo Kuma and Associates
Founder: Kengo Kuma. Project Manager: Justin Xu Chief, BoBo Wu. Architect: Pavel Muradov, Yu Zhao 

ГУП «Татинвестгражданпроект» (Казань, Россия)
Руководители: Адель Хуснутдинов, Хайдар Хасьянов. Руководитель проектной группы: Александр Сидоров. ГИП: Артур Исмагилов. Помощник главного инженера проекта: Наиль Закиров. Ведущие конструкторы: Андрей Соколов, Виталий Бантуров, Асият Кирасиров, Нурислам Гарипов, Артем Сокоров, Вера Машина, Гузель Иматдинова, Дмитрий Бородкин. Ведущие инженеры электрики: Валентина Умова, Светлана Бурова, Ирина Карих, Екатерина Иванова, Мария Шишкина, Любовь Леднева, Шамиль Муллахметов, Светлана Демидова Ведущие инженеры ВК: Анастасия Никитина, Светлана Синицына, Ирина Садриева, Венера Катканова, Карина Аблиева. Ведущие инженеры ОВиК: Марина Никифирова, Ольга Бобкова, Елена Хамматова, Антон Тетерин, Евгений Зайцев, Гульнара Афонина, Татьяна Парамонова, Алия Алексеева, Вадим Романов. Ведущие инженеры технологи: Антон Радионов, Мария Маклакова, Юлия Антипина

2021 — 9.2024 / 2023 — 2025

Заказчик: Правительство Республики Татарстан, Институт развития городов Республики Татарстан, ГКУ «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан» 

Генеральный подрядчик: ЕвроСтройХолдинг+ (Казань)

Несущие системы (Новосибирск, Санкт-Петербург), Производственно-строительная компания «Светлый дом» (Казань), Союз-М (Казань), BULAT VISUAL STUDIO (визуализации), НПО Диодис (Казань), Тимер Лэнд Плюс (Казань), КБ-Строй (Компания под брендом ROOFLONG) Санкт-Петербург, Cladding Solutions (Сербия), Solargy» (Ижевск), Титан (Казань), Larta Glass
Театр имени Галиасгара Камала в Казани – значительное явление. Мало того, что  первый национальный театр Татарстана обладает хорошим модернистским, теперь уже «старым», зданием. Так ведь и новое, современное здание построено, на другой стороне озера, по проекту, победившему в конкурсе 2021/2022 года. Лидеры – знаменитое российское бюро Wowhaus, «звезда» – Кэнго Кума. Несмотря на множество обстоятельств, авторы неформально общались все время работы. И сделали все возможное для того, чтобы замысел осуществился. 

Итак, это редкое в истории современной российской архитектуры здание, построенное по проекту, победившему в конкурсе, раз, и с участием международной звезды, а у Кэнго Кумы это первый реализованный в России проект – это два. Wowhaus – авторы многих проектов общественных зданий, известное российское бюро, это три. 

Страшно представить себе, чего это стоило участникам процесса, но звезды тут, определенно, сошлись. 

Рассматриваем историю и результат. 

Театр построен в рекордные сроки, которые дополнительно сократили в ходе реализации, и близко к идеям, предложенным в победившем конкурсном проекте 2022 года. Почти полностью – силами российских подрядчиков и из российских материалов. Это без преувеличения новый символ города и Республики Татарстан, функция которого намного шире, чем набор сценических площадок с современным оборудованием. Нам кажется, что такие здания способны менять людей и города. Поэтому посвящаем ему большой и подробный текст, в котором попытались осветить и его архитектурные особенности, и контекст, и то, как бюро Wowhaus боролось за точную передачу образа. 

***


Первая пьеса на татарском языке была написана в 1887 году, а спустя почти 20 лет труппа «Сайяр», кочевавшая с гастролями по городам и весям Российской империи, наконец осела в Казани и дала первые публичные спектакли на родном языке. Вот бы показать тем артистам ледяной цветок, в который переедет их театр после миллениума.

Больше века театр концентрировал в своих стенах национальную культуру. Он быстро получил академический статус, стал носить имя классика татарской драматургии Галиасгара Камала, а в 1986 году удостоился нового, специально для него построенного здания на берегу озера Кабан – с брутальным характером и национальными орнаментами на фасадах. Здание спроектировали Мунир Агишев и Георгий Горлышков из ЦНИИПИ типового и экспериментального проектирования имени Мезенцева, оно по сей день остается одним из узнаваемых и любимых горожанами символов Казани.
Татарский академический театр имени Галиаскара Камала
© Денис Есаков
Маркер новой эпохи
В XXI веке театру вновь потребовался переезд: репертуар, труппа, разнообразие форматов росло, а помещения оставались те же. В 40-метровой столовой, например, приходилось обедать в несколько смен; подводили акустика и логистика. Но комфорт и техническое оснащение – не единственная причина, по которой в Казани решились на столь масштабный проект.

Важность институции подчеркнута в одном из разделов технического задания цитатой Томаса Манна: «Театр – это место, где толпа превращается в народ, а народ – в нацию». Другой раздел вторит: «Строительство нового здания для Театра Камала является шансом по переосмыслению собственной культурной истории и формированию депровинциализирующего пространства, стимулирующего поиск и не замкнутого на предписывающих нарративах западной/модерной исключительности». Если старое здание является «пространственным символом советской татарской нации», то новое должно служить «творческой лабораторией по самоосмыслению и витриной для презентации современной татарской культуры», – пишет историк Альфрид Бустанов.

Для нового театра город выбрал площадку на противоположном берегу озера Кабан и объявил международный конкурс. 
Театр Камала в Казани
Фотография © Андрей Артис / предоставлена WOWHAUS
Национальность, преемственность, инклюзивность
Конкурс стартовал в 2021 году и собрал 537 заявок со всего мира. В финал прошли 8 консорциумов, наиболее полно ответивших подробному техническому заданию, которое включало как длинный перечень необходимых помещений, так и культурно-идеологические аспекты, упомянутые выше. Отдельно подчеркивалась важность преемственности, инклюзии и включенности в городской контекст. 

Для финалистов провели ряд промежуточных встреч с главой республики Татарстан, главным архитектором города и представителями театра. Театр подготовил специальную постановку, которая помогла проектировщикам проникнуться его духом и узнать важные для горожан тонкости: в спектакле участвовали обычные люди, которые рассказывали, как добираются до театра, за что любят его, как часто приходят. 

В итоге Заху Хадид, Асифа Хана, Coop Himmelb(l)au и других финалистов обошла связка Wowhaus и Kengo Kuma. По словам главного режиссера театра и члена жюри Фарида Бикчантаева, «этот консорциум выполнил каждую букву функционального задания» – в чем немалая заслуга именно Wowhaus. Если японское бюро отвечало за образную часть проекта, то российское бюро искало способы реализации, настраивало планировочную структуру и театральную технологию, пользуясь опытом, накопленным в проектах «Практика» и «Электротеатр Станиславский». Значительная часть этой работы была проделана уже на этапе конкурса. Немецкое бюро Werner Sobek сопровождало инженерные решения, а казанский архитектор Герман Бакулин помогал с градостроительной частью.
  • zooming
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича
  • zooming
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича

В декабре 2022 Wowhaus подписал контракт на проектирование, генеральным проектировщиком выступил институт «Татинвестгражданпроект». Вскоре из консорциума вышли Werner Sobek, а официальное сотрудничество с Kengo Kuma завершилось в 2023 году из-за юридических ограничений, введенных японским правительством.

Неформальное же общение продолжалось до самого открытия. И случилось оно неожиданно быстро для всех – в феврале 2025 года театр принял «Казаныш», самый большой и представительный за всю свою историю. Торопились же строители к саммиту БРИКС, который прошел в октябре 2024 года – работа велась круглогодично, на площадке одновременно находилось около 2000 человек, к октябрю «цветок» полностью расправил свои ледяные лепестки, но завершить интерьеры полностью все же не успели. И все же – путь от идеи до первого спектакля занял примерно три года. Подчеркивается, что сжатые сроки никоим образом не повлияли на образное решение.
Ледяной цветок
Образ, на котором остановился Кенго Кума, на первый взгляд может показаться неожиданным и даже несколько внеположным культуре Татарстана. В основу концепции легли ледяные цветы – явление, которое изредка можно наблюдать на озере Кабан. Оно не слишком характерное, но по поиску «озеро Кабан зимой» фотографии легко обнаруживаются в сети. Озеро, с которым связаны исторические вехи и легенды, важно для города, а зима во многом определяет Россию – вот и две точки опоры. Возможно, команда Кенго Кумы знала и о том, что одно из самых известных татарских литературных произведений – это «Белые цветы» Абдурахмана Абсалямова. В честь романа даже назван бульвар. Образ цветов любил использовать и поэт Габдулла Тукай. А еще ледяной цветок напоминает «розу пустыни» – морфологическую разновидность гипса, которая образуется в песках пустыни. Это связывает театр в Казани с исламским миром Ближнего Востока. 
Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича
Театр Камала в Казани. Фасады
© WOWHAUS

Главную роль в материализации образа цветка играют «ледяные осколки», которые образуют второй слой фасада. Они решены как треугольники разного размера, с рамой из алюминия, заполненной уникальными стеклоизделиями из триплекса. С лицевой стороны остекление завершается прижимными планками – более тонкими конструкциями, образующими «морозный» узор. Летом он напоминает прожилки на листьях или стрекозином крыле. Тем не менее, размеры треугольников внушительные – максимальная длина самого большого – 80 метров. Но с противоположного берега озера они выглядят хрупкими и тонкими, как настоящая корочка льда. 
Театр Камала в Казани
Фотография © Андрей Артис / предоставлена WOWHAUS
Театр Камала в Казани
Фотография © Андрей Артис / предоставлена WOWHAUS

Всего таких конструкций 19. Закрепленные под разными углами, они обрамляют все здание, уподобляя его круговой скульптуре. Конечно, есть и более, и менее выгодные точки обзора, но все они просчитаны и смоделированы заранее. Один из важных ракурсов – с площади перед старым театром. Поверхность лепестков, установленных под разными углами, дает отражающий эффект, интенсивности которого удивляются даже архитекторы: здание выглядит по-разному не только в разные сезоны, но реагирует на погоду и положение солнца. Треугольники могут быть как горячими-багровыми от закатного солнца, так и прозрачно-ледяными от минусовой температуры и снега.
Театр Камала в Казани
Фотография © Андрей Артис / предоставлена WOWHAUS
Театр Камала в Казани
Фотография © Андрей Артис / предоставлена WOWHAUS

Треугольники – по большей части декоративные элементы, которые также защищают помещения от солнечных лучей. «Тело» здания состоит из множества пластичных объемов, образующих сложную, но уравновешенную композицию, в которой ярусы остекленных поверхностей чередуются с закрытыми. Стекло нужных габаритов с энергосберегающим покрытием, несущие алюминиевые системы и алюминиевые облицовочные панели, напомним, произведены российскими компаниями.
Театр Камала в Казани
Фотография © Андрей Артис / предоставлена WOWHAUS
Театр Камала в Казани
Фотография © Андрей Артис / предоставлена WOWHAUS

В ходе проектирования и реализации, когда уточнялись театральная технология, ветровые и снеговые нагрузки, было принято решение отказаться от стеклянного потолка в круглом зале, сократить общественную площадь на кровле и отказаться от ведущей на нее лестницы-амфитеатра. Корректировки, влияющие на образ, команда бюро Wowhaus обсуждала с японскими коллегами. По сравнению с первоначальными рендерами смягчилась колкая острота треугольников, хотя и в таком виде она способна вызывать опасения: после «Казаныша» разошлись фотографии с углом, оказавшимся в пешеходной зоне на уровне человеческого роста, который маркировали красной лентой. Архитекторы предлагали для маркировки использовать металлические прижимные планки, а в случае с треугольником у служебного входа – иначе выполнить благоустройство. Но как раз эти решения не были реализованы из-за спешки.   
Сокровища Сююмбике
Идея резкого контраста холодной светопрозрачной оболочки и жаркого, насыщенного национальными узорами интерьера также принадлежит бюро Kengo Kuma. Орнамент, заметный еще с улицы, покрывает изогнутые стены, отделяющие фойе залов от центрального вестибюля. Все четыре зала расположены на одном уровне, но у каждого – свой характер. 
  • zooming
    1 / 7
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича
  • zooming
    2 / 7
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича
  • zooming
    3 / 7
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича
  • zooming
    4 / 7
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича
  • zooming
    5 / 7
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича
  • zooming
    6 / 7
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича
  • zooming
    7 / 7
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича

Оказалось, что красный цвет с конкурсных визуализаций татарской культуре не близок. Архитекторы Wowhaus пригласили для разработки декора Народного художника Республики Татарстан Наилю Кумысникову, она вместе с дизайнером Джамилем Федотовым предложила использовать золотые и серебряные поверхности так, чтобы превратить фойе в сокровищницу последней царицы Казанского ханства Сююмбике. Есть легенда, что ее казна была спрятана на дне озера Кабан, многие пытались искать. Когда на площадку принесли готовые элементы, они и правда напоминали груды монет.
Театр Камала в Казани
Фотография © Wowhaus

Для фойе и каждого из залов Наиля Кумысникова разработала собственные орнаменты и композиции. Фойе заполнили «золотые» и «серебряные» элементы из нержавеющей стали, напоминающие традиционные женские украшения. Архитекторы придумали для них многослойные стены-панно, в которые встроено освещение с диммерами, меняющими интенсивность, температуру и оттенок освещения. Вечером и в пасмурную погоду теплое свечение так и манит зайти внутрь. «Паруса» на потолке выглядят как деревянные, но на самом деле они тоже металлические – в соответствии с требованиями пожарной безопасности. 
   

Большой зал с двумя балконами и тремя уровнями фойе рассчитан на 771 место и выглядит очень торжественно, хотя решен он довольно минималистично. Арочные своды, плавные полукруглые формы, приглушенные цвета напоминают архитектуру мечетей. Большая сцена отделана светлым дубом, на дверные полотна нанесен деликатный орнамент.
Театр Камала в Казани
Фотография © Андрей Артис / предоставлена WOWHAUS
Театр Камала в Казани
Фотография © Андрей Артис / предоставлена WOWHAUS
Театр Камала в Казани
Фотография © Андрей Артис / предоставлена WOWHAUS

Восточный зал на 241 зрителя имеет сложную для акустики круглую форму и нехарактерный для современной сцены богатый декор. Стены оформлены «монетами», вдохновленными татарской кольчугой, нагрудным украшением или чешуей рыбки все из того же озера. Задачку с монетами решали долго: их нельзя было делать из металла по соображениям акустики.В итоге архитекторы и подрядчики-производители остановились на гипсе. Каждая монета выпуклой формы состоит из  металлического каркаса, в качестве основного материала использован гипс, а на поверхность нанесена металлизированная краска.  Получилась практически ручная работа – 1200 монет весом в 40 килограмм каждая были отлиты на небольшом производстве в Казани. Выпуклая форма отражает звук, тем самым улучшая акустику. 
Театр Камала в Казани
Фотография © Андрей Артис / предоставлена WOWHAUS
Театр Камала в Казани
Фотография © Андрей Артис / предоставлена WOWHAUS

Универсальный зал – многофункциональное пространство в формате black box, где зритель полностью фокусируется на сцене, а режиссер может позволить себе различные эксперименты. Зал можно адаптировать для различных мероприятий, он вмещает от 100 до 274 зрителей. 
Театр Камала в Казани
Фотография © Андрей Артис / предоставлена WOWHAUS

Камерный зал с окном, выходящим на набережную, предназначен для лекций, концертов, встреч с артистами и других мероприятий. Вместе все залы вмещают 1347 зрителей. 
Театр Камала в Казани
Фотография © Андрей Артис / предоставлена WOWHAUS
Дом актера
О впечатлении, которое театр будет производить на самих актеров и всех, кто создает спектакль, архитекторы позаботились не меньше. Сказать, что все силы брошены на эффектные залы и вестибюли – нельзя.

Потоки зрителей и актеров разведены. В распоряжении труппы – половина или даже большая часть царства. В цокольном этаже располагаются артистические для музыкантов, а репетиционный зал оркестра с большим панорамным окном, выходящим на озеро Кабан, вынесен на четвертый этаж. В части первого этажа располагаются цех для производства декораций, откуда их загружают в основные залы, а также большой репетиционный зал – полная копия основной сцены. Рядом с ней, кстати, находятся гримерные заслуженных артистов: чтобы никакой форс-мажор в виде неисправного лифта, например, не помешал звезде добраться до места выступления. 
Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича
Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича

Третий же этаж – театральный полностью. Помимо репетиционных залов, гримерных, и кабинетов здесь располагается столовая с панорамным видом на озеро и старое здание. Совершенно роскошная, просторная и светлая столовая. 

Также есть пространство с игровым оборудованием, где актеры могут оставить своих детей на время репетиций и спектаклей. Часть помещений могут использовать театральные студии. С третьего этажа на лифте можно напрямую попасть за кулисы сценических залов.
Театр Камала в Казани
Фотография © Андрей Артис / предоставлена WOWHAUS
Больше, чем театр
Согласно изначальной концепции, театр станет городским общественным пространством и будет открыт для посетителей весь день – чтобы попасть внутрь, не обязательно покупать билет на спектакль, турникеты расположены в глубине перед залами.

Широкая лестница, хорошо просматриваемая за главным входом, дает эффект открытости. Можно зайти с улицы Хади Такташ, взять кофе в красивом стаканчике в буфете «Кош» и выйти на набережную. Можно задержаться у панорамных окон, посмотреть выставку в вестибюле, отвести ребенка в детский клуб, а самому поработать в коворкинге. Еще один сценарий: подняться на крышу или провести время в эффектном видовом ресторане «Сайяр». 

Впрочем, пока что вся эта система работает не в полную силу, поскольку проходит стадию настройки и отладки. 
Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича

Вокруг театра также складывается особенная среда, которая станет частью благоустройства набережной, разработанного Turenscape и MAParchitects, с остановкой на кольцевом маршруте вокруг озера. Благоустройством прилегающих парков занимаются  «Архдесант» и «Парк-Сервис» в связке и дружеском контакте с  Wowhaus. Уже реализован театральный сад, воссоздан пойменный лес. Неподалеку запланировано открытие станции метро и реновация свечного завода, для которого есть прекрасный проект бюро Wall. Территории за театром, которые сейчас на его фоне выглядят довольно скромно, вероятно, будут меняться: как минимум за счет реновации фасадов. 
Театр Камала в Казани
Фотография © Андрей Артис / предоставлена WOWHAUS
Театр Камала в Казани
Фотография © Андрей Артис / предоставлена WOWHAUS

Посмотреть внутренние пространства театра можно, записавшись на экскурсию. Еще лучше – сами мечтаем об этом – купить билет на спектакль. Которые здесь едва успевают показывать: театр востребован как крупная событийная площадка и принимает фестивали, форумы и праздничные мероприятия.
Театр Камала в Казани
Фотография © Андрей Артис / предоставлена WOWHAUS

Иными словами, новый театр Камала – это востребованный, в том числе на самом высшем уровне, общественный центр и ивент-площадка. О современной многоукладности и разнофункциональности библиотек, музеев и театров много говорят, но нельзя сказать, что это стремление, входя в противоречие с безопасностью и правилами рынка, часто реализуется; такого рода случаи по-прежнему редки. Так что и за функционированием нового театра Камала – застывшего в стекле редкого ледяного цветка с теплой «душой» внутри – мы будем наблюдать с интересом. 
  • zooming
    1 / 4
    Театр Камала. План на отметке 0.000
    © Wowhaus
  • zooming
    2 / 4
    Театр Камала. План на отметке 8.400
    © Wowhaus
  • zooming
    3 / 4
    Театр Камала. Фасад
    © Wowhaus
  • zooming
    4 / 4
    Театр Камала. Акустические панели Малогозала
    © Wowhaus
Мастерская:
WOWHAUS http://wowhaus.ru/
Проект:
Театр Камала в Казани
Россия, Казань, улица Хади Такташа, дом 74

Авторский коллектив:
Команда Wowhaus
Главный архитектор бюро и проекта: Олег Шапиро. Генеральный директор бюро Wowhaus: Анна Ищенко. Руководитель проектной группы: Дарья Ионова. Ведущие архитекторы: Кристина Рыкова, Ольга Павленко, Дарья Енжиевская, Ильяс Гильманов. Архитекторы: Анна Бажкова, Юлия Беличенко, Анастасия Боровкова, Даниил Журавлев, Аминат Ибрагимова, Елизавета Ивлева, Дарья Истомина, Наталия Карпова, Петр Мальцев, Анастасия Морозова, Маргарита Цветкова, Екатерина Яскеляйнен, Анна Бычкова, Ольга Сорокина. При участии: Анастасии Рыжовой, Андрея Севостьянова, Марии Лепиной, Татьяны Свириной, Григория Воронина, Юлии Пушкиной, Артема Осипова, Камиллы Вильямовой. Разработка декоративных элементов интерьера с национальным орнаментом: Екатерина Ковбашина, Галина Серебрякова. Генеральное планирование и благоустройство: Анна Душанова. Ландшафтный архитектор: Юлия Рябова. Руководитель менеджерской группы: Марина Есина. Менеджеры проекта: Никита Смирнов, Анна Филичкина

Kengo Kuma and Associates
Founder: Kengo Kuma. Project Manager: Justin Xu Chief, BoBo Wu. Architect: Pavel Muradov, Yu Zhao 

ГУП «Татинвестгражданпроект» (Казань, Россия)
Руководители: Адель Хуснутдинов, Хайдар Хасьянов. Руководитель проектной группы: Александр Сидоров. ГИП: Артур Исмагилов. Помощник главного инженера проекта: Наиль Закиров. Ведущие конструкторы: Андрей Соколов, Виталий Бантуров, Асият Кирасиров, Нурислам Гарипов, Артем Сокоров, Вера Машина, Гузель Иматдинова, Дмитрий Бородкин. Ведущие инженеры электрики: Валентина Умова, Светлана Бурова, Ирина Карих, Екатерина Иванова, Мария Шишкина, Любовь Леднева, Шамиль Муллахметов, Светлана Демидова Ведущие инженеры ВК: Анастасия Никитина, Светлана Синицына, Ирина Садриева, Венера Катканова, Карина Аблиева. Ведущие инженеры ОВиК: Марина Никифирова, Ольга Бобкова, Елена Хамматова, Антон Тетерин, Евгений Зайцев, Гульнара Афонина, Татьяна Парамонова, Алия Алексеева, Вадим Романов. Ведущие инженеры технологи: Антон Радионов, Мария Маклакова, Юлия Антипина

2021 — 9.2024 / 2023 — 2025

Заказчик: Правительство Республики Татарстан, Институт развития городов Республики Татарстан, ГКУ «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан» 

Генеральный подрядчик: ЕвроСтройХолдинг+ (Казань)

Несущие системы (Новосибирск, Санкт-Петербург), Производственно-строительная компания «Светлый дом» (Казань), Союз-М (Казань), BULAT VISUAL STUDIO (визуализации), НПО Диодис (Казань), Тимер Лэнд Плюс (Казань), КБ-Строй (Компания под брендом ROOFLONG) Санкт-Петербург, Cladding Solutions (Сербия), Solargy» (Ижевск), Титан (Казань), Larta Glass

10 Июля 2025

WOWHAUS: другие проекты
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Ледяной цветок
Конкурс на концепцию нового пространства Театра Камала в Казани завершился победой консорциума под лидерством Wowhaus. Рассказываем о проектах-призерах и показываем предложения финалистов.
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Социо-биология ландшафта
Список новых типологий общественных пространств и объектов вновь пополнился благодаря бюро Wowhaus. На этот раз команда предложила кардинально новый для России подход к созданию места общения людей и животных
Сеанс городской терапии
Новый вход в парк Горького с Ленинского проспекта, спроектированный и построенный архитекторами Wowhaus, продолжает заложенные когда-то теми же авторами тенденции раскрытия парка городу, хотя он и не чужд тонкого переосмысления его традиций.
Civitas ludens*
Тула, город суровых оружейников, получил новую набережную – релакс-пространство постиндустриального типа. Оно живо реагирует на все вызовы контекста, осмысляя их легко и непринужденно, как игру, а не нравоучение. Центр города «заиграл» – красками, пространством, множеством поведенческих вариантов. Ну и для детей масса необычных развлечений.
Шитье по контексту
Монорельс – транспортное или зрелищное сооружение? Обслуживание убыточно, для города он чемодан без ручки. Интерны Wowhaus поработали над проектом превращения монорельса в Моносад – гигантский (5 км) убранистический аттракцион, подхватывающий местные и городские сюжеты как функционально, так и образно.
10 аэропортов
В стране интенсивно строят и реконструируют здания аэропортов: российские и иностранные архитекторы, причем нередко интерьеры получаются интереснее наружности, а иногда и фасад неплох. Рассматриваем 7 построек и 3 проекта по следам круглого стола с Арх Москвы.
Красный парк
Бюро Wowhaus превратило парк в центре Москвы в замечательное пространство для отдыха и занятий спортом, где каждый найдет место для себя, следуя за ориентирами красного цвета.
На семи холмах
Семь инсталляций для фестиваля фейерверков в Москве, многоэтажный плот в Выксе – эти и другие проекты реализовала команда интернов четвертой интернатуры Wowhaus.
Рекультивация городского центра
Проект благоустройства набережной в центре Тулы включает очистку реки, создание музейного квартала, развитие пешеходных и визуальных связей, равно как и постиндустриальной экономики туристического центра. Он возвращает старому городу структуру столетней давности, переосмысленную с учетом принципов современной урбанистики.
Мир радости
Вторая очередь Городской фермы на ВДНХ дополнила ландшафтно-архитектурный ансамбль сразу несколькими постройками, обыгрывающими характерный ассоциативный подход к созданию тематических павильонов.
ДК поколения Y
Архитекторы Wowhaus завершили строительство Инновационно-культурного центра в Калуге. Несмотря на то, что программа в процессе проектирования менялась со скоростью устаревания инноваций, архитекторам удалось справиться с ситуацией, превратив здание в плотный «узел» разнообразных культурных и спортивных пространств с гибким функционалом.
Уникальное общее
Представляем видеозапись круглого стола, проведенного Archi.ru на АРХ МОСКВА NEXT! В разговоре о новых форматах общественных пространств и методиках их создания приняли участие представители ведущих архитектурных бюро Москвы.
Похожие статьи
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Ледяной цветок
Конкурс на концепцию нового пространства Театра Камала в Казани завершился победой консорциума под лидерством Wowhaus. Рассказываем о проектах-призерах и показываем предложения финалистов.
Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.