English version

Шитье по контексту

Монорельс – транспортное или зрелищное сооружение? Обслуживание убыточно, для города он чемодан без ручки. Интерны Wowhaus поработали над проектом превращения монорельса в Моносад – гигантский (5 км) убранистический аттракцион, подхватывающий местные и городские сюжеты как функционально, так и образно.

mainImg
Мастерская:
WOWHAUS http://wowhaus.ru/
Проект:
Моносад на московском монорельсе
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Руководители бюро: Олег Шапиро и Дмитрий Ликин
Куратор проекта: Ирина Головицкая
Ведущий архитектор проекта: Анастасия Измакова
Авторский коллектив: Янина Смагина, Жанна Галут, Федор Наумов, Константин Андреев, Татьяна Черномашенцева, Дарья Голубева, Софья Естрина, Екатерина Аникина
Консультанты: Максим Любавин (КБ23), Константин Паливода (КБ23), Илья Петрасов (АО «ВДНХ»), Денис Ромодин (Музей «Пресня»), Александра Боярская (Nike), Дмитрий Степчков (ГУП «МосгортрансНИИпроект»), Владимир Муравьев (Монорельсовая транспортная система), Вадим Кохтев (АО «Альфа-Банк»).

1.2018 — 5.2018
История проекта реорганизации монорельса началась с информации о его сносе. Это решение городских властей ожидаемо – функциональная принадлежность монорельса так и не определилась за четырнадцать лет эксплуатации; при этом полный снос сооружения, в строительство которого еще недавно вкладывались средства и усилия, демонстрирует несостоятельность градостроительной политики последних двух десятилетий. Архитекторы Wowhaus предлагают эстакаду не сносить, а превратить в рекреационную зону – спортивный парк-сад.
Градостроительный контекст. Проект «Моносад» © WOWHAUS
zooming
Функциональное зонирование. Проект «Моносад» © WOWHAUS

Пять километров функций
Темой парка по замыслу архитекторов стал спорт – его структура формируется вокруг беговых и вело-дорожек, и архитекторы назвали свой, довольно специфический вариант парка на путях легкого метро «тропой здоровья». Но спорт – спортом, для него что только не проектируют, а особенность проекта – тщательное вычитывание из контекста территории и нанизывание на пресловутую ветку легкого метро разных сюжетов и функций. Так, чтобы пешеходная или велосипедная прогулка длиной 5 км с небольшим была насыщена сменой впечатлений – но в то же время и так, чтобы новый нетипичный парк притягивал тех, кто рядом живет или работает.
zooming
Событийная программа. Проект «Моносад» © WOWHAUS
Функциональное зонирование и потенциальные пользователи. Проект «Моносад» © WOWHAUS

Архитекторы полностью продумали процесс переустройства всех пяти километров эстакады с конструктивно-технической точки зрения. Пути монорельса идут где-то рядом, где-то разделяются – их соединили настилами и вынесли наружу консоли, увеличившие площадь верха. Станции – довольно крупные сооружения с широкими площадками для пассажиров – переосмыслили функционально, стремясь рационально использовать их крытые теплые помещения.
Разрезы. Проект «Моносад» © WOWHAUS
Разрезы. Проект «Моносад» © WOWHAUS
Разрезы. Проект «Моносад» © WOWHAUS

Монорельс берет начало от станции «Тимирязевская», где находятся учебные и жилые корпуса Тимирязевской сельскохозяйственной академии – поэтому здесь в проекте задумана учебная оранжерея, она вписана в поворотный круг и стала стартовой точкой парка.
Оранжерея. Проект «Моносад» © WOWHAUS

Спальные районы между «Тимирязевской» и «Улицей Милашенкова» архитекторы трактовали как зону популяризации спорта, рассчитанную не на профессиональные тренировки, а на энтузиастов разных возрастных групп от детей до пенсионеров: здесь разместили интерактивные детские площадки, места для развлечений и общественную оранжерею.
Зона популяризации спорта, пересекающая спальные районы между станциями метро «Тимирязевская» и «Улица Милашенкова». Проект «Моносад» © WOWHAUS

Следующая часть эстакады проходит над железнодорожными путями, по одной из версий департамент Транспорта планирует сохранить трамвайное движение, и для того, чтобы трамваи могли перебираться через ж/д пути с помощью фрагмента эстакады монорельса, архитекторы предусмотрели пандус. Эта часть – «транзитная зона», здесь вело- и беговые дорожки идут параллельно путям, их оградили от трамваев зелеными шпалерами.
Транзитная зона. Проект «Моносад» © WOWHAUS

Середина монорельса – станция «Телецентр» – точка сосредоточения офисов телекомпаний. Комплекс Останкинского телецентра работает круглосуточно, в нем функционирует более двухсот телекомпаний, здесь же расположен Международный институт кино, телевидения и радиовещания. Сотрудники телецентра нуждаются в зонах отдыха в шаговой доступности от места работы, которые включали бы в себя места для прогулок, кафе, рестораны и магазины, а также возможно и фитнес-комплексы – запланированная здесь casual-зона включают все эти инфраструктурные объекты. Далее она плавно переходит в зону «Мечтательного сада» – парковую территорию, засаженную плодово-ягодными деревьями.

Мечтательный сад задуман как главная точка притяжения, способная привлечь в парк посетителей со всего города. Отсюда открывается вид на останкинскую церковь и усадьбу, пруд и телебашню, что учтено в проекте – запланированы видовые площадки. Помимо цветущих весной и плодоносящих летом деревьев сад включает открытый панорамный бассейн, подобных которому в Москве нет, – он предусматривает возможность подплыть к краю и посмотреть сверху на Останкинский пруд. Несложно заметить, что бассейн – своего рода эхо пруда, он дублирует пруд даже пропорционально, кажется его приподнятым над землей отражением. Водную чашу архитекторы поделили на две зоны: для спорта и для отдыха.
Зона Останкинского пруда. Проект «Моносад» © WOWHAUS
Над Останкинским прудом. Проект «Моносад» © WOWHAUS
zooming
Мечтательный сад. Проект «Моносад» © WOWHAUS
zooming
Мечтательный сад. Проект «Моносад» © WOWHAUS

Сад продолжается зоной семейного досуга, которая по смыслу дополняет зону популяризации спорта при улице Милашенкова, и также примыкает к жилому микрорайону. Станцию монорельса «Улица академика Королева» – прямоугольное в плане и достаточно крупное здание – авторы превращают в детский спортивный центр, который становится ядром зоны. Рядом – досуговый центр и места ожидания для родителей, с кафе и ресторанами, в том числе на крыше; они призваны обеспечить приток посетителей вечером. Дальше тему спортцентра продолжает двухъярусная игровая площадка с защищающей от дождя крышей.
Проект «Моносад» © WOWHAUS
zooming
Зона семейного досуга. Проект «Моносад» © WOWHAUS
zooming
Зона семейного досуга. Проект «Моносад» © WOWHAUS
Зона семейного досуга. Проект «Моносад» © WOWHAUS

На следующем участке монорельс проходит рядом с ВДНХ. Выставочный комплекс сам по себе привлекает посетителей, и задача парка в этом месте – подхватить поток. Внимание гуляющих должно привлечь буйство природы в экспериментальной оранжерее – в нее архитекторы превращают бывшую станцию «Выставочный центр» и она должна напомнить «о романтическом контексте ВДНХ». Растения «выплескиваются» наружу и увивают конструкции монорельса, как в джунглях – как будто природа вышла из-под антропогенного контроля и захватила эстакаду. Сюжет дополняют световые инсталляции – сейчас в проекте они выглядят как радужная арка.
Зона рядом с ВДНХ. Проект «Моносад» © WOWHAUS
Экспериментальная оранжерея. Проект «Моносад» © WOWHAUS
Зона рядом с ВДНХ. Проект «Моносад» © WOWHAUS

Далее следует зона профессионального спорта: площадки для силовых тренировок, экстремальных видов спорта, тренерские и медпункт. Спортивную зону сменяет культурная – заключительная часть парка.
zooming
Зона профессионального спорта. Проект «Моносад» © WOWHAUS

В зоне бывшего электродепо Монорельса, за улицей Сергея Эйзенштейна и совсем недалеко от ВГИКа, в бывшем депо монорельса согласно проекту расположились экспериментальные театральные площадки. В разворотном круге нашлось место для амфитеатра и отрытой сцены – напомним, в первом круге задумана экспериментальная оранжерея для Тимирязевки, а здесь, с противоположной стороны – сцена, вероятно, для будущих киношников. Впрочем появление театральных площадок также неудивительно если вспомнить, сколько в театров, а уж амфитеатров, имеется в портфолио Wowhaus, начиная от «Зеленого» неподалеку на ВДНХ и заканчивая Электротеатром или сценой внутри калужского ИКЦ. В здании депо авторы проекта также разместили музей уличного искусства и граффити, совместив его с музеем транспорта, который утратил свое помещение. Идея использовать экспонаты музея в качестве холста, согласно замыслу, поможет совместить художественную экспозицию с транспортной.
Зона ВДНХ, завершающий круг монорельса с театральной сценой. Проект «Моносад» © WOWHAUS
Зона ВДНХ, завершающий круг монорельса с театральной сценой. Проект «Моносад» © WOWHAUS
Зона ВДНХ, завершающий круг монорельса с театральной сценой. Проект «Моносад» © WOWHAUS
zooming
Схема депо монорельса. Проект «Моносад» © WOWHAUS
Зона ВДНХ, завершающий круг монорельса с театральной сценой. Проект «Моносад» © WOWHAUS
Зона ВДНХ. Проект «Моносад» © WOWHAUS

Связка сюжетов 
Не только функциональное наполнение Моносада, но и его образность чутко реагирует на окружение, хотя и лишена стилизаций – скорее авторы продумывают виды, иногда с точки зрения гармоничности, иногда – парадоксальности, хорошо отраженной в иллюстрациях. Чего строит взлет титановой ракеты музея Космонавтики на фоне увитой плющом «дачной» оранжереи, или коммунистический порыв мухинских Рабочего и Колхозницы вдали за обросшими растениями, читай «заброшенными» опорами монорельса – то и другое памятники деградировавшему футуризму, один 1930-х, другой 1990-х годов: неважно, что у них был разный бэкграунд, оба отброшены, и авторы проекта хорошо чувствуют этот пассеизм.
Презентация проекта «Моносад» на Арх Москве 2018 © WOWHAUS
Презентация проекта «Моносад» на Арх Москве 2018 © WOWHAUS

Из той же серии сюжетов с двойным дном – бассейн-реплика пруда, плод рефлексии о двух видах искусственной воды. Или решетки пергол в виде очень схематично изображенных, но узнаваемых колосков – напоминание о фонтане «Золотой колос» и близости ВДНХ, но в иллюстрациях, опять же, наложенное на Останкинскую башню.
Бассейны. Проект «Моносад» © WOWHAUS

Перед нами не просто качественное и разнообразное благоустройство, в этих шаманских бусах, нанизанных на неудавшийся мегапроект Юрия Лужкова, прорастают не только лианы и деревья, но перекрещиваются, усиливаются, переплетаются смыслы, которыми густо пропитана вся округа. В таком подходе много театрального – перед посетителем парка в движении раскроется спектакль картин, по типу театра Гонзага, на тему genius loci. Нынешние картинки, видимо – его ключевые акты. 

Утопия или не утопия, Хай-Лайн или не Хай-Лайн
Wowhaus предлагают реорганизовать монорельс в идеальный платоновский сад, что может показаться несколько утопическим – в Москве достаточно прогулочных парковых пространств. Однако прежде чем предложить концепцию Моносада архитекторы провели аналитику рекреационной инфраструктуры как всего города, так и тех районов, через которые проходит монорельс, ориентируясь на данные социологических исследований, для сбора которых в качестве консультанта привлекли своих давних партнеров бюро «КБ23». Чтобы быть востребованным в масштабе города, парк должен обладать уникальным назначением и предлагать помимо прогулочных зон объекты инфраструктуры, которые могли бы использоваться как в выходные, так и в будни – проект Моносада учитывает эти требования.

Собственно идея превращения устаревшей навесной железной дороги в висячие сады не нова – московскому жителю, который после открытия парка Зарядье название Хай-Лайн не слышал разве что из утюга, американской прообраз придет в голову первым делом. Сходство со знаменитым парком DS+R на рельсах заметно невооруженным глазом – между тем авторы проекта его не отрицают, но и не подчеркивают, напоминая о том, что первым «висячим садом» на старой железной дороге был парижский парк La Coulée verte, обустроенный в 1988-1993 годах. С другой стороны, по признанию авторов проекта, их в большей мере интересовал пример сеульского парка Skygarden, построенного в 2015-2017 годах MVRDV.

Важным же для авторов был не звучный раскрученный образец, а требования контекста и обстоятельств существования убыточного легкого метро. Но. Даже беглого взгляда на проект достаточно, чтобы заметить: главной движущей силой работы архитекторов было увлечение тем неожиданным аттракционом, в который превращается монорельс, бывший с момента его строительства, уж признаемся, постройкой унылой и тяжеловесной, – при таком вот его урбанистическом обживании. Рассеяние уныния, увлеченность изобретением и античная радость возникновения нового общественного пространства, да еще такого забавного и заковыристого, неожиданного на всем протяжении – а вовсе не (только) пропаганда спорта, – стала и презентационным обрамлением проекта на Арх Москве. Возможно, кто знает, эллинская радость просвещения бытия окажется способной вести проект дальше, к вероятной реализации.

К слову сказать, там же на Арх Москве Олег Шапиро назвал два принципа работы бюро, которые хорошо стыкуются с Моносадом: предоставлять человеку максимальное количество возможностей при взаимодействии с пространством – и создавать архитектуру для радости.
 
Открытый диалог
Упомянутая выше креативная радость – самая симпатичная особенность проекта – складывается из двух составных частей, которые в данном случае действуют сообща.

Первая: проект никем не заказан, он – предложение для городских властей в режиме открытого диалога. Подобные предложения Wowhaus практикуют давно, проектируя «вперед», предлагая городу новые сюжеты урбанистического освоения запущенных «выморочных», или же просто плохо функционирующих пространств. Метод – назовем его методом проектного действия – помогает архитекторам работать с тем, что интересно, и ставить те задачи, которые, на их взгляд, действительно актуальны. Иногда это срабатывает, иногда нет: с Крымской набережной получилось просто отлично, это признают даже многие автомобилисты, лишившиеся съезда с Садового, с площадью Революции проект не был реализован. Немалый опыт Wowhaus в работе с проектами благоустройства должен, по идее, способствовать продвижению проекта.

Вторая составляющая прижилась в бюро не так давно. В Wowhaus много молодых сотрудников, но несколько лет назад бюро начало активно развивать программу трехмесячной интернатуры: временным сотрудникам она позволяет приобрести опыт реальной работы и пополнить портфолио, самому бюро – не терять молодого тонуса и браться за подобные, пронизанные радостной креативностью проекты. В прошлом году интерны работали над плотом и рядом городских инсталляций, в этом Моносад – целиком их работа, исполненная под руководством и при участии архитекторов Wowhaus. 
***

Проект – определенно урбанистическое исследование, во всех его частях, начиная с уже почти обязательно для проектов Wowhaus работы «КБ23», и включая далее как ответы на прагматические запросы округи, так и ответы культурно-исторические, соединяющие бодрость молодости и спорта с пассеизмом, неизбежным спутником городского переосмысления. Соединение этих не вполне родственных вещей – молодого, нового и бывшего, радостного и печального, прагматического и меланхолического, провоцирующее считывание, но не противоречащее и прямому прагматическому использованию – становится, кажется, одной из характерных черт проектов бюро.

Моносад был впервые презентован на Арх Москве в мае 2018, недавно проект вошел в шорт-лист премии WAF.
Мастерская:
WOWHAUS http://wowhaus.ru/
Проект:
Моносад на московском монорельсе
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Руководители бюро: Олег Шапиро и Дмитрий Ликин
Куратор проекта: Ирина Головицкая
Ведущий архитектор проекта: Анастасия Измакова
Авторский коллектив: Янина Смагина, Жанна Галут, Федор Наумов, Константин Андреев, Татьяна Черномашенцева, Дарья Голубева, Софья Естрина, Екатерина Аникина
Консультанты: Максим Любавин (КБ23), Константин Паливода (КБ23), Илья Петрасов (АО «ВДНХ»), Денис Ромодин (Музей «Пресня»), Александра Боярская (Nike), Дмитрий Степчков (ГУП «МосгортрансНИИпроект»), Владимир Муравьев (Монорельсовая транспортная система), Вадим Кохтев (АО «Альфа-Банк»).

1.2018 — 5.2018

23 Июля 2018

WOWHAUS: другие проекты
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Ледяной цветок
Конкурс на концепцию нового пространства Театра Камала в Казани завершился победой консорциума под лидерством Wowhaus. Рассказываем о проектах-призерах и показываем предложения финалистов.
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Социо-биология ландшафта
Список новых типологий общественных пространств и объектов вновь пополнился благодаря бюро Wowhaus. На этот раз команда предложила кардинально новый для России подход к созданию места общения людей и животных
Сеанс городской терапии
Новый вход в парк Горького с Ленинского проспекта, спроектированный и построенный архитекторами Wowhaus, продолжает заложенные когда-то теми же авторами тенденции раскрытия парка городу, хотя он и не чужд тонкого переосмысления его традиций.
Civitas ludens*
Тула, город суровых оружейников, получил новую набережную – релакс-пространство постиндустриального типа. Оно живо реагирует на все вызовы контекста, осмысляя их легко и непринужденно, как игру, а не нравоучение. Центр города «заиграл» – красками, пространством, множеством поведенческих вариантов. Ну и для детей масса необычных развлечений.
10 аэропортов
В стране интенсивно строят и реконструируют здания аэропортов: российские и иностранные архитекторы, причем нередко интерьеры получаются интереснее наружности, а иногда и фасад неплох. Рассматриваем 7 построек и 3 проекта по следам круглого стола с Арх Москвы.
Красный парк
Бюро Wowhaus превратило парк в центре Москвы в замечательное пространство для отдыха и занятий спортом, где каждый найдет место для себя, следуя за ориентирами красного цвета.
На семи холмах
Семь инсталляций для фестиваля фейерверков в Москве, многоэтажный плот в Выксе – эти и другие проекты реализовала команда интернов четвертой интернатуры Wowhaus.
Рекультивация городского центра
Проект благоустройства набережной в центре Тулы включает очистку реки, создание музейного квартала, развитие пешеходных и визуальных связей, равно как и постиндустриальной экономики туристического центра. Он возвращает старому городу структуру столетней давности, переосмысленную с учетом принципов современной урбанистики.
Мир радости
Вторая очередь Городской фермы на ВДНХ дополнила ландшафтно-архитектурный ансамбль сразу несколькими постройками, обыгрывающими характерный ассоциативный подход к созданию тематических павильонов.
ДК поколения Y
Архитекторы Wowhaus завершили строительство Инновационно-культурного центра в Калуге. Несмотря на то, что программа в процессе проектирования менялась со скоростью устаревания инноваций, архитекторам удалось справиться с ситуацией, превратив здание в плотный «узел» разнообразных культурных и спортивных пространств с гибким функционалом.
Уникальное общее
Представляем видеозапись круглого стола, проведенного Archi.ru на АРХ МОСКВА NEXT! В разговоре о новых форматах общественных пространств и методиках их создания приняли участие представители ведущих архитектурных бюро Москвы.
Похожие статьи
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.