Ледяной цветок

Конкурс на концепцию нового пространства Театра Камала в Казани завершился победой консорциума под лидерством Wowhaus. Рассказываем о проектах-призерах и показываем предложения финалистов.

mainImg
Архитектор:
Кэнго Кума
Олег Шапиро
Дмитрий Ликин
Мастерская:
WOWHAUS http://wowhaus.ru/
Проект:
Театр Камала в Казани
Россия, Казань, между улицей Хади Такташа и озером Нижний Кабан

Авторский коллектив:
Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича

2021 — 2022
Театр Камала в Казани
Россия, Казань

Авторский коллектив:
Bespoke, Asif Khan, Charcoalblue, AKTII, Atelier Ten

2021 — 2022
Метрополис https://metropolis-group.ru/
Театр Камала в Казани
Россия, Казань

Авторский коллектив:
Метрополис, Wolf D. Prix / Coop Himmelb(l)au, Miriada Group

2021 — 2022

Татарский государственный академический театр им. Галиасгара Камала – старейший национальный театр в России. Уже более 35 лет его домом является модернистское здание-парусник на берегу озера Кабан, и сегодня театру необходимо не просто новое здание, а площадка, созданная по запросам коллектива – с возможностями для экспериментов, с вариативностью использования пространств. Еще одно важное требование – инклюзивность. И, наконец, театр должен стать новой архитектурной доминантой набережной, поддерживая при этом связь с контекстом.

Конкурс был объявлен в июле и собрал заявки от 537 архитекторов со всего мира. По итогам квалификационного отбора был составлен список из восьми консорциумов-финалистов, которые приступили к работе над проектами.

В новом здании театра должны появиться три зала – большой, универсальный и восточный, креативно-образовательные лаборатории, общественная зона, а также репетиционные и административные помещения. А архитектура здания должна стать воплощением «сердца татарского народа».

Для участников был организован «Тамашачы тамашасы» – спектакль в формате «театра горожан», где казанцы поделились со сцены своими ожиданиями о будущем театра. Также разработке проектов предшествовали архитектурная экскурсия, ток-шоу «Театр Камала в 2056 году», вовлекающая экскурсия по театру, серия установочных семинаров и 45 индивидуальных консультаций с представителями. Для финалистов были созданы специальные аналитические материалы, и 75 экспертов в области истории и этнографии помогали участникам прочувствовать дух места и понять местную культуру.

Победа по итогам презентации готовых проектов и финального заседания жюри досталась консорциуму под лидерством бюро Wowhaus. Второе и третье места – у консорциумов Bespoke и Метрополис. Трое призеров получат вознаграждение в размере 2,5 млн, 1,5 млн и 1 млн рублей соответственно. Реализация проекта-победителя намечена на 2026 год.

Ниже представляем эти проекты и предложения остальных финалистов.


 

Первое место

Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича
Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича

Форма здания – отсылка к «ледяным цветам», которые в зимнее время вырастают на озере Кабан. Так, зимой театру гарантировано полное слияние с контекстом, а летом единение с природой обеспечат прозрачные фасады. Также здание вписывается в окружение за счет парка с пешеходными маршрутами и рекреационными зонами, продолжая существующее благоустройство прибрежных территорий.

Не только «ледяные цветы» легли в основу формообразования. Здание стало воплощением татарской души – острой и закрытой снаружи, мягкой и сердечной внутри. Эта идея поддерживается концепцией освещения – огонек разгорается в фойе, а свет и тепло от него постепенно растворяются в фасадах.

Попасть в театр можно с любой стороны здания. Об удобстве сотрудников архитекторы позаботились, создав отдельный этаж для артистов и администрации.
  • zooming
    1 / 13
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича
  • zooming
    2 / 13
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича
  • zooming
    3 / 13
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича
  • zooming
    4 / 13
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича
  • zooming
    5 / 13
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича
  • zooming
    6 / 13
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича
  • zooming
    7 / 13
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича
  • zooming
    8 / 13
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича
  • zooming
    9 / 13
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича
  • zooming
    10 / 13
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича
  • zooming
    11 / 13
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича
  • zooming
    12 / 13
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича
  • zooming
    13 / 13
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича

Второе место

Bespoke, Asif Khan, Charcoalblue, AKTII, Atelier Ten
Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
Bespoke, Asif Khan, Charcoalblue, AKTII, Atelier Ten

«Белокаменное» здание театра – многосложный образ, вдохновленный и стенами Казанского Кремля, и рукописными бумажными сценариями, и эстетикой советского модернизма. Театр не стремится занять доминирующую роль в пространстве набережной, он  подстраивается под окружение, становится фоном меняющегося в течение года пейзажа.

Все фасады у здания – главные, что символизирует равенство культурных слоев, языков, мировоззрений и традиций внутри татарского общества. Горизонтальный объем дополняется вертикальной башней, где расположены смотровая площадка и ресторан с панорамными видами.
  • zooming
    1 / 7
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Bespoke, Asif Khan, Charcoalblue, AKTII, Atelier Ten
  • zooming
    2 / 7
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Bespoke, Asif Khan, Charcoalblue, AKTII, Atelier Ten
  • zooming
    3 / 7
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Bespoke, Asif Khan, Charcoalblue, AKTII, Atelier Ten
  • zooming
    4 / 7
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Bespoke, Asif Khan, Charcoalblue, AKTII, Atelier Ten
  • zooming
    5 / 7
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Bespoke, Asif Khan, Charcoalblue, AKTII, Atelier Ten
  • zooming
    6 / 7
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Bespoke, Asif Khan, Charcoalblue, AKTII, Atelier Ten
  • zooming
    7 / 7
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Bespoke, Asif Khan, Charcoalblue, AKTII, Atelier Ten

Третье место

Метрополис, Wolf D. Prix / Coop Himmelb(l)au, Miriada Group
Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
Метрополис, Wolf D. Prix / Coop Himmelb(l)au, Miriada Group

Как и в других проектах, театр вплетается в ткань парка и набережной. Архитекторы создают новое общественное пространство и туристическую достопримечательность. Комплекс состоит из нескольких «распознаваемых башен», главная из которых – Башня-Тюльпан, из нее открывается вид на город. Силуэт комплекса позволяет обыграть существующий ландшафт и сформировать новые точки притяжения – к примеру, здесь появляется площадь для мероприятий под открытым небом.
  • zooming
    1 / 9
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Метрополис, Wolf D. Prix / Coop Himmelb(l)au, Miriada Group
  • zooming
    2 / 9
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Метрополис, Wolf D. Prix / Coop Himmelb(l)au, Miriada Group
  • zooming
    3 / 9
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Метрополис, Wolf D. Prix / Coop Himmelb(l)au, Miriada Group
  • zooming
    4 / 9
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Метрополис, Wolf D. Prix / Coop Himmelb(l)au, Miriada Group
  • zooming
    5 / 9
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Метрополис, Wolf D. Prix / Coop Himmelb(l)au, Miriada Group
  • zooming
    6 / 9
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Метрополис, Wolf D. Prix / Coop Himmelb(l)au, Miriada Group
  • zooming
    7 / 9
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Метрополис, Wolf D. Prix / Coop Himmelb(l)au, Miriada Group
  • zooming
    8 / 9
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Метрополис, Wolf D. Prix / Coop Himmelb(l)au, Miriada Group
  • zooming
    9 / 9
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Метрополис, Wolf D. Prix / Coop Himmelb(l)au, Miriada Group

Финалисты

ПТМ СА РТ арх. Новикова Н.М., Borgos Pieper, Theatre Projects
  • zooming
    1 / 5
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    ПТМ СА РТ арх. Новикова Н.М., Borgos Pieper, Theatre Projects
  • zooming
    2 / 5
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    ПТМ СА РТ арх. Новикова Н.М., Borgos Pieper, Theatre Projects
  • zooming
    3 / 5
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    ПТМ СА РТ арх. Новикова Н.М., Borgos Pieper, Theatre Projects
  • zooming
    4 / 5
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    ПТМ СА РТ арх. Новикова Н.М., Borgos Pieper, Theatre Projects
  • zooming
    5 / 5
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    ПТМ СА РТ арх. Новикова Н.М., Borgos Pieper, Theatre Projects
ТПО «Прайд», Zaha Hadid Architects, Atelier Ten, Theatre Projects
  • zooming
    1 / 5
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    ТПО «Прайд», Zaha Hadid Architects, Atelier Ten, Theatre Projects
  • zooming
    2 / 5
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    ТПО «Прайд», Zaha Hadid Architects, Atelier Ten, Theatre Projects
  • zooming
    3 / 5
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    ТПО «Прайд», Zaha Hadid Architects, Atelier Ten, Theatre Projects
  • zooming
    4 / 5
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    ТПО «Прайд», Zaha Hadid Architects, Atelier Ten, Theatre Projects
  • zooming
    5 / 5
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    ТПО «Прайд», Zaha Hadid Architects, Atelier Ten, Theatre Projects
Megabudka, Form, ZARF architects
  • zooming
    1 / 5
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Megabudka, Form, ZARF architects
  • zooming
    2 / 5
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Megabudka, Form, ZARF architects
  • zooming
    3 / 5
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Megabudka, Form, ZARF architects
  • zooming
    4 / 5
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Megabudka, Form, ZARF architects
  • zooming
    5 / 5
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Megabudka, Form, ZARF architects
АБ «Рождественка», BURO SMART
  • zooming
    1 / 4
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    АБ «Рождественка», BURO SMART
  • zooming
    2 / 4
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    АБ «Рождественка», BURO SMART
  • zooming
    3 / 4
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    АБ «Рождественка», BURO SMART
  • zooming
    4 / 4
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    АБ «Рождественка», BURO SMART
КГАСУ, Shanghai DaPei Architectural Design Co, «Диалог»
  • zooming
    1 / 4
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    КГАСУ, Shanghai DaPei Architectural Design Co, «Диалог»
  • zooming
    2 / 4
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    КГАСУ, Shanghai DaPei Architectural Design Co, «Диалог»
  • zooming
    3 / 4
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    КГАСУ, Shanghai DaPei Architectural Design Co, «Диалог»
  • zooming
    4 / 4
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    КГАСУ, Shanghai DaPei Architectural Design Co, «Диалог»
***
Инициаторами конкурса стали Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов и Татарский государственный Академический театр им. Г. Камала. Конкурс проходит при поддержке Правительства Республики Татарстан, Министерства культуры Республики Татарстан, Исполнительного комитета города Казани и фонда «Институт развития городов Республики Татарстан». Оператором выступает Международная урбанистическая лаборатория «ЦЕНТР Lab».

Среди членов жюри: директор премии Aga Khan Award Фаррух Дерахшани, главный режиссер Театра Камала Фарид Бикчантаев, основатель Archdaily.com Дэвид Базульто, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, народная артистка России Чулпан Хаматова, художественный руководитель Государственного театра наций Евгений Миронов, художественный руководитель Электротеатра Станиславский Борис Юхананов.
Архитектор:
Кэнго Кума
Олег Шапиро
Дмитрий Ликин
Мастерская:
WOWHAUS http://wowhaus.ru/
Проект:
Театр Камала в Казани
Россия, Казань, между улицей Хади Такташа и озером Нижний Кабан

Авторский коллектив:
Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича

2021 — 2022
Театр Камала в Казани
Россия, Казань

Авторский коллектив:
Bespoke, Asif Khan, Charcoalblue, AKTII, Atelier Ten

2021 — 2022
Метрополис https://metropolis-group.ru/
Театр Камала в Казани
Россия, Казань

Авторский коллектив:
Метрополис, Wolf D. Prix / Coop Himmelb(l)au, Miriada Group

2021 — 2022

18 Февраля 2022

Похожие статьи
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Три стихии плюс
Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Сохраняя равновесие
Подведены итоги специальной номинации «Кирпичного конкурса» от журнала «Проект Балтия» и компании Архитайл. Участники работали над фасадами первых этажей нескольких зданий жилого комплекса «А101 Лаголово» в Ленинградской области.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Призрак города
Среди конкурсных проектов на въездной знак для южного въезда в Дербент нашим читателям больше всего понравится проект TOBE architects. Нам он тоже понравился и мы решили рассмотреть его чуть детальнее.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.