Сеанс городской терапии

Новый вход в парк Горького с Ленинского проспекта, спроектированный и построенный архитекторами Wowhaus, продолжает заложенные когда-то теми же авторами тенденции раскрытия парка городу, хотя он и не чужд тонкого переосмысления его традиций.

mainImg
Мастерская:
WOWHAUS http://wowhaus.ru/
Проект:
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта
Россия, Москва, Ленинский проспект, д. 6, стр. 1

Авторский коллектив:
Руководители: Дмитрий Ликин, Олег Шапиро
Главный архитектор проекта: Э. Русенко
Ведущий архитектор: Татьяна Старченко
Архитекторы: Ильяс Гильманов, Дарья Дордина, Алина Малышева, Александра Плотникова
При участии: София Жукова, Янина Смагина
ГИП: Алексей Жирков
Менеджер проекта: Диана Долгополова

2017 — 2018 / 3.2018 — 9.2018

Заказчик: Департамент капитального ремонта г. Москвы
Смежники: Озеленители: «Архитектура Живой Формы»; проект освещения от компании «Культура света»
Новый вход в парк Горького открыли в сентябре 2018 года на день города, как важный для города инфраструктурный объект. Так и есть: долгое время, идя или проезжая по Ленинскому проспекту, было сложно представить, что отсюда до парка рукой подать, – нет, следовало обойти угол метро, пройти по Садовому кольцу, только так мы попадали к одному из входов.

Немного истории
Заметим, что архитекторы Wowhaus работают с преобразованием парка Горького давно, с «капковских» времен. Они были первыми, кто заметно изменил парк, и с другой стороны, для бюро это одна из знаковых и стартовых реализаций. Также как впрочем и для Москвы: понятие парк Горького стало почти нарицательным – эмблемой урбанистических преобразований столицы. Голицынский пруд и Оливковый пляж, на котором хотели расставить яблони, но оливы оказались дешевле – 2011 год; Летний кинотеатр «Пионер» – 2011; павильоны и пергола – 2012; каток, основоположник больших московских катков нашего времени – 2011-2012 и так далее. Открывшаяся в 2013 Крымская набережная, помимо прочего, стала входом в парк с набережной, под мостом, с прямым переходом в реконструированную тогда же Воробьевскую набережную, принадлежащую ЦПКиО. Архитекторы аккуратно, хотя и под стоны тех, кто любил Луна-парк с аттракционами, внедряют новую концепцию и в том числе способствуют раскрытию территории, ее большей доступности и безбарьерности. Ведь правду сказать, к главному входу Щуко-Спасова мне лично и подойти-то как-то робко, кажется, что тут же остановит милиционер. Сияющий и чистый, в белой рубашке, а все же. Хотя возможно не все это ощущают и ходят себе преспокойненько через главный вход, тем более его тоже реконструировали, в 2015, поместив во фланкирующих колоннаду пилонах музей парка.

После 2013 года начинается перерыв в работе Wowhaus с парком Горького; заложив основы, архитекторы переключаются на другие проекты. Новый вход с Ленинского проспекта, завершенный осенью 2018 – своего рода возвращение. К истокам или старому другу, с грузом нового опыта и впечатлений.

Если же мы углубимся в историю еще чуть-чуть, то обнаружим, что: «Впервые идея создания сквозного прохода от Ленинского проспекта к Парку Горького была предложена еще в 1932 году в генплане Москвы авторства А. Щусева и А. Власова, но в планы архитекторов вмешалась война». Так что граница между Градской больницей и бывшим Мещанским училищем и богадельней Купеческого общества как была, так и оставалась закрытой.

«К проекту нового входа вернулись из-за быстрого развития парка Горького и музея «Гараж», – поясняют архитекторы.

Раскрытие «Гаража»
Действительно, новый вход проложен между зданиями института Стали и сплавов и территорией Первой градской больницы, – а ведет прямехонько на площадь Искусств перед музеем «Гараж», зданием шестидесятнического кафе «Времена года», реконструированного Ремом Колхасом. Площадь была открыта тогда же, когда и новое здание музея, в 2015 году, – но с тех пор подход к ней был как-то сбоку, и смотрела она на край парка и на забор еще не реконструированного Шестигранника Жолтовского, тоже предназначенного «Гаражу». Иными словами, не имела того центрального значения, которое необходимо для площади со столь громким названием.
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов
© Департамент капитального ремонта города Москвы
  • zooming
    1 / 6
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта
    © WOWHAUS
  • zooming
    2 / 6
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Общая аксонометрия
    © WOWHAUS
  • zooming
    3 / 6
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта
    © WOWHAUS
  • zooming
    4 / 6
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Генплан
    © WOWHAUS
  • zooming
    5 / 6
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Взрыв-схема
    © WOWHAUS
  • zooming
    6 / 6
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта.Разрез
    © WOWHAUS

Новый вход со стороны Ленинского проспекта не только ненавязчиво оживил сам проспект и развил, усложнил городские связи, но и существенно раскрыл пространство перед «Гаражом», придал ему качества парадности и сделал более доступным. К тому же вид, который открывается из пространства нового входа – на «Гараж» и Шестигранник. Раньше, повторюсь, сам музей-то приходилось немного искать в парке, а про сооружение Жолтовского и не говорю. Теперь они акцентированы уже самим открывшимся видом, теперь им достается больше внимания и интереса. Может и реконструкция Шестигранника ускорится, а?

Гибридная структура
Качество входа в парк под мостом с Крымской набережной – естественная ненавязчивость. Идешь себе и идешь, разве вот можно присесть на скамейках, удачно спрятанных от дождя под мостом. Особенность парадного входа – классицистическая акцентность и структурность. Уж здесь нельзя не заметить, что пересек некий портал и попал в мир с иными свойствами. Это противоположные решения, и в эмоциональном отношении, и с точки зрения принципов урбанистической эстетики.

А вот новый вход объединяет два названных принципа.

Во-первых, у него есть портик. Правда, вытянутый вдоль Ленинского проспекта, вовсе не массивный, металлический и черный, как будто «выращенный вверх» из заборов двух соседних учреждений. То есть он и акцентирует вход, и в то же время сращивает два забора, берет на себя две функции и до некоторой степени мимикрирует, сливаясь с контекстом. И ритм его стройных трубок-опор сбитый, нерегулярный, как будто здесь бредет гигантская сороконожка. Но опор – два ряда, как и в пилонаде главного входа; они объединены «крышей», она ни от чего не защитит, зато состоит из зеркальных вмятин, так что кажется, что черные столбики растворяются в небе. А по ночам «пилонаду нашего времени» подсвечивают, встроенные в зеркальный верх лампочки образуют размытые столбики белого света между черных «ног».
  • zooming
    1 / 6
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонидов
    © Департамент капитального ремонта города Москвы
  • zooming
    2 / 6
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов
    © Департамент капитального ремонта города Москвы
  • zooming
    3 / 6
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов
    © Департамент капитального ремонта города Москвы
  • zooming
    4 / 6
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Вид ночью на вход
    © WOWHAUS
  • zooming
    5 / 6
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Вид ночью на перголу
    © WOWHAUS
  • zooming
    6 / 6
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов
    © Департамент капитального ремонта города Москвы

Во-вторых, у нового входа, как и у старого парадного, есть ступеньки. Кто бывает в парке, тот знает, что пройдя через пилонаду Щусева/Власова, посетитель попадает сначала на площадь, и не какую-нибудь, а Ленина, после чего спускается вдоль цветников по протяженному ступо-пандусу. Новый вход Wowhaus-a тоже заканчивается со стороны парка ступеньками. Вообще говоря это предсказуемо, поскольку парк занял место ВСХВ, а выставка расположилась на полях в приречной зоне – ПЦиКО располагается в низине, поэтому с обеих сторон требуется спуск. Архитекторы Wowhaus превратили свой вариант ступенек, что тоже достаточно предсказуемо, в амфитеатр. Но непростой, а скошенный и напоминающий греческий театр после землетрясения, когда у него немного поехали камни. Зубчатые в плане скамейки вписаны в треугольники, между ними вьется зигзаг каменного пандуса, поддержанный по краям крупными ступенями. Пройтись по такому сооружению – само по себе приключение, в какой-то момент начинает кружиться голова, присядешь на скамейку даже зимой. А значит, место будет востребовано детьми, изучающими свойства измененного пространства, и взрослыми, поджидающими их в созерцании парка, это как минимум. В отличие от ступеней Главного входа, на мой вкус скорее утомительных, здешний амфитеатр-зигзаг – пространство задержки, затягивающее и провоцирующее провести в нем время. Впрочем для тех, кто спешит, спуск продублирован обычной лестницей.
  • zooming
    1 / 8
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов
    © Департамент капитального ремонта города Москвы
  • zooming
    2 / 8
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов
    © Департамент капитального ремонта города Москвы
  • zooming
    3 / 8
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов © Департамент капитального ремонта города Москвы
    © Департамент капитального ремонта города Москвы
  • zooming
    4 / 8
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий
    © Музей современного искусства «Гараж»
  • zooming
    5 / 8
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий
    © Музей современного искусства «Гараж»
  • zooming
    6 / 8
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий
    © Музей современного искусства «Гараж»
  • zooming
    7 / 8
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов
    © Департамент капитального ремонта города Москвы
  • zooming
    8 / 8
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий
    © Музей современного искусства «Гараж»

Третий элемент, который, хотя и не без некоторой натяжки, можно сопоставить со структурой парадного входа, – смотровая площадка. Признаться, он здесь – один из ключевых и даже кажется своего рода «гвоздем», на котором держится композиция. В парадном входе смотровая площадка это собственно южная кромка Ленинской площади, с балюстрадой и видом на главную аллею, все примерно как в усадьбе Архангельское, только меньшей высоты. Здесь для смотровой площадки предусмотрена отдельная консоль-балкон, не по центру, а справа, чтобы не мешать тем, кто спешит. У балкона замечательные стеклянные ограждения, которые так редко встречаются в Москве и вовсе не загораживают вид, но дают ощущение обрыва и мечты о полете. Внизу балкон опирается на замечательного оранжевого «ежа», конструкцию из перекрещенных металлических труб: он и поддержка, и арт-объект, не зря же мы идем на площадь искусств. Было бы может быть, отлично снабдить трубы ступеньками для лазания детей – но нет, в данном случае авторы намеренно придерживаются только пространственно-пластических развлечений, никаких «аттракционов» здесь нет, возможно потому, что это всё же вход, про-ход, слишком долгие задержки нарушили бы его жанровую целостность.
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий
© Музей современного искусства «Гараж»
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий
© Музей современного искусства «Гараж»

Плетение потоков
Между тем несмотря на структурные переклички с парадным Главным входом, собственно пространство здесь решено аклассично, современно и совершенно в духе Wowhaus-a. Или даже так: три вещи, так или иначе несущие иконографически-контекстуальный смысл, служат некими реперными точками, поводами для остановок, они, каждая по-своему, преграждают путь. Все остальное внимание архитекторов сосредоточилось на потоках, продольной организации. Она состоит из нескольких дорожек-течений, по ощущением их две или три, скажем так, две с половиной. Две стартуют от двух входов под портиком с Ленинского проспекта, одна ближе к метро, другая к больнице. Та, что справа, из светлого камня, – слева из темно-зеленого. Между ними небольшой парк, трава, деревья и скамейки, между ними тоже дорожки, ходить здесь, в отличие от гигантских цветников Главного входа, можно свободно и куда хочешь. Но две основные «нити» (вспоминается пресловутая дорожка из желтого кирпича) ведут вперед. Зеленая дорожка, чей цвет возможно должен напоминать о том, что идем мы в парк, начинает плавно спускаться, перепад высот довольно большой, 12 метров вниз, если считать от проспекта.

«Светлый путь», то есть часть, выложенная розоватым камнем, никуда не спускается, а ведет нас под перголу вдоль длинной деревянной скамейки. Пергола – антипод входному портику, она подчеркивает продольное движение потока, ее крыша решетчатая, в форма волны похожа на летящий по воздуху платок, что, если вдуматься, может напомнить коварные нежности сталинского кино, – чем она тоже, хотя и по-своему, перекликается с историей парка Горького. А ведет и направляет она нас к балкону, к созерцанию панорамы. Вдоль балкона, налюбовавшись, можно спуститься по лестнице: правая и левая части здесь особенно расходятся по высоте, зеленая дорожка спустилась тем временем на 3 метра.
  • zooming
    1 / 11
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов
    © Департамент капитального ремонта города Москвы
  • zooming
    2 / 11
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов
    © Департамент капитального ремонта города Москвы
  • zooming
    3 / 11
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов
    © Департамент капитального ремонта города Москвы
  • zooming
    4 / 11
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий
    © Музей современного искусства «Гараж»
  • zooming
    5 / 11
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий
    © Музей современного искусства «Гараж»
  • zooming
    6 / 11
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий
    © Музей современного искусства «Гараж»
  • zooming
    7 / 11
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий
    © Музей современного искусства «Гараж»
  • zooming
    8 / 11
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий
    © Музей современного искусства «Гараж»
  • zooming
    9 / 11
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий
    © Музей современного искусства «Гараж»
  • zooming
    10 / 11
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Пергола
    © WOWHAUS
  • zooming
    11 / 11
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Вид с амфитеатра
    © WOWHAUS

Зеленый камень тропинки подчеркнут тем, что слева от него поверхность опять вложена светлым гранитом – цветовая, без рельефа, граница увлекает, заставляет внимательнее разглядывать то, что под ногами, и оживляет сюжет. Дети любят прыгать по разноцветному мощению, ходить по бордюрам и линиям. Взрослые тоже, только они не признаются, хотя это обогащает их эмоциональный опыт. Может быть и заметят, что здесь, в начале склона, произошло пересечение двух дорожек.
  • zooming
    1 / 4
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов
    © Департамент капитального ремонта города Москвы
  • zooming
    2 / 4
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов
    © Департамент капитального ремонта города Москвы
  • zooming
    3 / 4
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий
    © Музей современного искусства «Гараж»
  • zooming
    4 / 4
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов
    © Департамент капитального ремонта города Москвы

Дальше зеленая тропинка переходит в зигзагообразный пандус между ступенями амфитеатра. Его острые углы заходят на лестницу, сшивая две части главного спуска. И тут тропинка исчезает. Всё, мы спустились, теперь под ногами подозрительно-гладкий наливной бетонный пол, такой же, как на площади искусств, в сторону которой мы движемся. Но еще один маленький акцент – стены транформаторной будки перед площадью получили мятую зеркальную поверхность, такую же, как под козырьком входного портика. Это – последний привет от приключения, пережитого нами при пересечении двухсот метров протяженности нового входа. Дальше начинаются иные сюжеты, связанные к освоением логики современного искусства.
***

Архитекторы Wowhaus, признанные мастера парково-урбанистической работы, стоявшие у истоков этого направления, превратившегося сейчас в мощный поток, верны себе: соединили город со своим любимым парком. Обустроили еще одну пешеходную связь, элемент проницаемости городской ткани. Помнится, в 1970-е об этом говорили герои НЭРа Гутнов и Лежава, – о том, что город должен быть таким, чтобы его можно было спокойно пройти пешком, не обходя огромные пространства, да еще несколькими маршрутами. Тогда по нему будет хорошо_гулять, не упираясь ежемоментно в заборы. Сколько лет прошло (около пятидесяти), а проекты такого рода лишь поштучно реализуются. Но и то хорошо.

Вход получился легким и тонким, ненавязчивым и современным. Можно было поставить на этом месте массивные ворота в фронтоном и аркой, лучше всего из разноцветной фанеры и подсветить так, чтобы вырви-глаз. И москвичи бы потянулись стройной вереницей к новому входу. Но проезжая по проспекту, улавливаешь изменения лишь краем глаза – что-то раскрылось, что-то белое маячит, вроде бы этого не было, все на уровне пространственных ощущений, без тяжести и обязательности. Здесь использован тот тип изменений, которые происходят исподволь, без транспарантов, радикально меняют настроение, но так, что сразу и не поймешь, почему. Как будто слегка изменилась погода. Это очень ценно, поскольку бережет человеческие эмоции, не давит на них, а работает терапевтически (помните? «все вы хирурги, нет среди вас ни одного терапевта»©, – так вот здесь все наоборот).

И в то же время, при всей невесомости проекта, его почти-неощутимости, он очень насыщен. Казалось бы чего проще, надо открыть проход, так убрали забор, построили лестницу, так нередко и делают, и все счастливы, раз у можно пройти. Но здесь еще много всего, целая сценография чувств. Нужно, конечно уметь ощутить все наслоения пространства, возможностей, графики и смыслов, заложенные в это преддверие парка и переплетенные в этакую неплотную косу. Гулять, наблюдать, вдумываться. Но можно и быстро пробежать. Так что вход для всех, пользуйтесь.
Мастерская:
WOWHAUS http://wowhaus.ru/
Проект:
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта
Россия, Москва, Ленинский проспект, д. 6, стр. 1

Авторский коллектив:
Руководители: Дмитрий Ликин, Олег Шапиро
Главный архитектор проекта: Э. Русенко
Ведущий архитектор: Татьяна Старченко
Архитекторы: Ильяс Гильманов, Дарья Дордина, Алина Малышева, Александра Плотникова
При участии: София Жукова, Янина Смагина
ГИП: Алексей Жирков
Менеджер проекта: Диана Долгополова

2017 — 2018 / 3.2018 — 9.2018

Заказчик: Департамент капитального ремонта г. Москвы
Смежники: Озеленители: «Архитектура Живой Формы»; проект освещения от компании «Культура света»

30 Апреля 2019

WOWHAUS: другие проекты
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Ледяной цветок
Конкурс на концепцию нового пространства Театра Камала в Казани завершился победой консорциума под лидерством Wowhaus. Рассказываем о проектах-призерах и показываем предложения финалистов.
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Социо-биология ландшафта
Список новых типологий общественных пространств и объектов вновь пополнился благодаря бюро Wowhaus. На этот раз команда предложила кардинально новый для России подход к созданию места общения людей и животных
Civitas ludens*
Тула, город суровых оружейников, получил новую набережную – релакс-пространство постиндустриального типа. Оно живо реагирует на все вызовы контекста, осмысляя их легко и непринужденно, как игру, а не нравоучение. Центр города «заиграл» – красками, пространством, множеством поведенческих вариантов. Ну и для детей масса необычных развлечений.
Шитье по контексту
Монорельс – транспортное или зрелищное сооружение? Обслуживание убыточно, для города он чемодан без ручки. Интерны Wowhaus поработали над проектом превращения монорельса в Моносад – гигантский (5 км) убранистический аттракцион, подхватывающий местные и городские сюжеты как функционально, так и образно.
10 аэропортов
В стране интенсивно строят и реконструируют здания аэропортов: российские и иностранные архитекторы, причем нередко интерьеры получаются интереснее наружности, а иногда и фасад неплох. Рассматриваем 7 построек и 3 проекта по следам круглого стола с Арх Москвы.
Красный парк
Бюро Wowhaus превратило парк в центре Москвы в замечательное пространство для отдыха и занятий спортом, где каждый найдет место для себя, следуя за ориентирами красного цвета.
На семи холмах
Семь инсталляций для фестиваля фейерверков в Москве, многоэтажный плот в Выксе – эти и другие проекты реализовала команда интернов четвертой интернатуры Wowhaus.
Рекультивация городского центра
Проект благоустройства набережной в центре Тулы включает очистку реки, создание музейного квартала, развитие пешеходных и визуальных связей, равно как и постиндустриальной экономики туристического центра. Он возвращает старому городу структуру столетней давности, переосмысленную с учетом принципов современной урбанистики.
Мир радости
Вторая очередь Городской фермы на ВДНХ дополнила ландшафтно-архитектурный ансамбль сразу несколькими постройками, обыгрывающими характерный ассоциативный подход к созданию тематических павильонов.
ДК поколения Y
Архитекторы Wowhaus завершили строительство Инновационно-культурного центра в Калуге. Несмотря на то, что программа в процессе проектирования менялась со скоростью устаревания инноваций, архитекторам удалось справиться с ситуацией, превратив здание в плотный «узел» разнообразных культурных и спортивных пространств с гибким функционалом.
Уникальное общее
Представляем видеозапись круглого стола, проведенного Archi.ru на АРХ МОСКВА NEXT! В разговоре о новых форматах общественных пространств и методиках их создания приняли участие представители ведущих архитектурных бюро Москвы.
Пути аскезы
Малая сцена «Электротеатра Станиславский» развивает идеи, заложенные в архитектуре главного здания, в свете подчеркнуто-брутального лаконизма, а может быть даже «аскезы». В ее театральном понимании, конечно.
Политех паркового периода
Множество мостов, амфитеатр и перекладка секретных сетей: о том, как архитекторы Wowhaus переработали концепцию благоустройства территории Политехнического музея, предложенную в 2011 Дзьюнья Исигами.
Музейная экспансия
Публикуем статью историка архитектуры Марины Хрусталевой о стратегиях развития московских и петербуржских музеев, опубликованную в тематическом номере журнала «Проект Россия» – «Культура» (№ 80, июнь 2016).
Похожие статьи
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Технологии и материалы
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сейчас на главной
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
«Слово и камень» №3
Альманах современного церковного искусства – издание с аскетическим дизайном и пространными текстами, в том числе со множеством интервью – вышел в третий раз. Новая книжка самая объемная. Пролистали, показываем оглавление и редакционную статью.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?