English version

Civitas ludens*

Тула, город суровых оружейников, получил новую набережную – релакс-пространство постиндустриального типа. Оно живо реагирует на все вызовы контекста, осмысляя их легко и непринужденно, как игру, а не нравоучение. Центр города «заиграл» – красками, пространством, множеством поведенческих вариантов. Ну и для детей масса необычных развлечений.

mainImg
Мастерская:
WOWHAUS http://wowhaus.ru/
Проект:
Ревитализация исторического центра города Тулы
Россия, Тула, Казанская набережная

Авторский коллектив:
Ведущий архитектор: Михаил Козлов
Архитекторы: Мария Хохлова, Анастасия Измакова, Анна Карнеева, Марина Пахомова, Кристина Рыкова, Ян Фриз
Визуализатор: Екатерина Ковбашина
Генплан: Нина Смирнова, Александра Никульникова, Любовь Перетокина
ГИПы: Алексей Жирков, Алексей Павлов
Менеджер проекта: Светлана Стефашина

2016 — 2017 / 2017 — 8.2018

Заказчик: «Тульская набережная»

Озеленение: Студия Архитектура Живой формы
Освещение: Культура Света
Проект набережной реки Упы у Тульского Кремля был анонсирован в июле 2017 года, а сейчас, через год, он реализован. Набережную торжественно открыли в день города, 8 сентября, в присутствии губернатора Алексея Дюмина, активно продвигавшего проект. О проекте мы рассказывали довольно подробно, теперь рассматриваем то, что получилось.
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018
Фотография © Олег Леонов, Департамент капремонта Москвы / предоставлена WOWHAUS
zooming
Слева Алексей Дюмин. Справа Олег Шапиро. На открытии набережной 09.09.2018. Тула. Предоставлено WOWHAUS

У этого сюжета много слоев, что свойственно проектам благоустройства вообще и разработкам Wowhaus в частности. Кроме того соруководитель бюро Олег Шапиро подчеркивает: архитекторы работали с проектом на всех уровнях, от макро-задач, таких как мастер-план и транспортная схема, до микро-решений отдельных элементов. Так что и рассматривать его хочется послойно, от найденных принципиальных решений до приятных деталей.
Ревитализация исторического центра города Тулы. Проект благоустройства
© WOWHAUS

Рассматриваемая территория – с двух сторон от строго прямоугольного и невысокого Тульского кремля: северо-западной и северо-восточной. До недавнего времени они были совершенными задворками, поскольку территория между рекой и кремлем большую часть XX века принадлежала Тульскому оружейному заводу, расположенному здесь же, рядом, на острове, который своим расположением напоминает парижский Cite, но центр города, который там когда-то и впрямь был, в начале XVI в. перенесли на южный берег Упы, и с тех пор повелось, что южнее реки в Туле развивался город в рамках укреплений, а севернее, вдоль Тулицы начиная от устья, строились заводы, создававшие на ее русле пруды для металлургической работы. Главный оружейный завод Петр I построил именно на острове, там он до сих пор и находится.
  • в XIX веке набережная называлась Казанской, на реке Упе были устроены пруды и лодочная станция. Завод закрыл станцию и спустил пруды в 1906 году;
     
  • во время ВОВ по берегу реки Упы проходила железная дорога, снабжавшая электростанцию углем. После войны ее разобрали;
     
  • решения об обустройстве сквера на Казанской набережной, улице Металлистов и Советской принимались в 1948 и 1956 годах, но не были выполнены. 
Окрестности стен тульского кремля до реконструкции, 2017. Фотография предоставлена WOWHAUS
Русло реки Упы до реконструкции, 2017. Фотография предоставлена WOWHAUS

Словом, еще в 2017 Тульский Кремль можно было объехать на автомобиле с трех сторон, а с четвертой к нему подступал заводской забор. Главными сюжетами реализованного сейчас проекта архитекторов Wowhaus, реализованного по инициативе губернатора области, стали две вещи: первая – завод передал территорию старицы реки Упы городу, перенеся забор на остров; заиленное русло реки почистили и укрепили деревянными сваями. Вторая – улицу Металлистов, которая начинается от Зареченского моста и ведет к угловой Спасской башне кремля, сделали пешеходной, также как и Крестовоздвиженскую площадь между башней и массивным зданием Сбербанка, ранее служившую разворотным кольцом.
Вид Крестовоздвиженской площади до реконструкции, 2017. Фотография предоставлена WOWHAUS
Фонтан на Крестовоздвиженской площади. Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Фонтан на Крестовоздвиженской площади. Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Фонтан на Крестовоздвиженской площади. Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Площадь стала последней «точкой» нового прогулочного маршрута вокруг кремля: отсюда можно попасть как в самую тихую историческую часть города, где довольно много домов XVIII века, навевающих ощущение благостного покоя – так и на оживленную, может быть даже немного слишком, середину Советской улицы. Площадь стала шарниром между двумя мирами, деловым напряженным и спокойным полумузейным. Последнему еще предстоит немалая реконструкция, а ядром музейной части центра должна стать новая пешеходная улица Металлистов, состоящая почти сплошь из особняков XIX века: на данный момент здесь отреставрирована большая часть фасадов, открыта пара ресторанов, вывески оповещают о прошлом и о запланированном будущем. Вскоре, согласно планам, дома и их дворы должны превратиться в музейный квартал, где немалую долю займут экспозиции РВИО, которое сейчас поддерживает довольно энергичный музей в тульском кремле.
 
в составе музейного квартала на улице Металлистов планируются филиалы:
музея-заповедника «Куликово поле»,
Тульского государственного музея оружия,
Историко-краеведческого музея,
художественного музея,
музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»,
музея и штаба Центрального казачьего войска
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография © Олег Леонов, Департамент капремонта Москвы
Набережная реки Упы, Тула. 2017-2018 © Wowhaus
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS

Но вернемся к реализованной части, собственно проекту благоустройства. Это большой проект, длина всего маршрута, образующего в плане фигуру подобную единице с длинным носом-улицей и палочкой-набережной – чуть больше полутора километров, площадь 21 га (для сравнения длина сквера на Крымской набережной в Москве, эталонного произведения Wowhaus в том же жанре – вдвое меньше, где-то 850 м).
 
длина деревянной набережной вдоль реки Упы в Туле – 670 м
протяженность мостков – 270 м
установлено 385 опор освещения
построено 19 беседок и павильонов

вывезено более 40 000 м3 ила из р. Упы
вывезено более 70 000 м3 мусора и грунта
в берег реки вбито более 1000 свай из лиственницы
вымощено более 41 000 м2 тротуаров из плитки
проложено более 30 000 м кабеля

Маршрут, с одной стороны, заполнен базовыми, «сетевыми» элементами – такими, как цилиндрические ларьки-дровницы с едой, сложенные из белых брусьев или павильоны-кафе с похожей актуально-решетчатой структурой деревянных стен, но со ступенчатыми скатными кровлями, – эти повторяющиеся элементы поддерживают дизайн-код и позволяют гуляющему сориентироваться, довольно быстро становится понятно, что там – еда. Замечу, что все киоски ко дню открытия, он же день города, были арендованы и работали. Другой повторяющийся элемент – скамейки из деревянных реек, изогнутые и прямые, без спинки и со спинкой, нередко повернутые спиной от гуляющих по дорожкам в сторону созерцания – прежде всего, реки. Подобный прием Wowhaus использовали в парке Красногвардейские пруды, здесь он тоже присутствует, хотя и менее интенсивен.
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Киоск в начале улицы Металлистов. Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Повторяющиеся павильоны и скамейки, равно как и мощение, из бетонной крошки, но разнообразное, создают своего рода каркас, на который наложены разные сюжеты – столь длинное пространство необходимо делить на тематические зоны, чтобы избежать однообразия. Так вот, самый на мой взгляд интересный из этих уникальных сюжетов – мостики на склоне реки. На тонких красных ногах, с красно-белыми перилами, они захватили пересечение двух основных потоков: того, что выходит из Кремля через открытые в рамках проекта Водяные ворота, и того, что движется вдоль реки в обе стороны. Пешеходный перекресток оформлен воздушно, ненавязчиво, но ярко. Идя вдоль набережной поначалу не замечаешь, что оказался уже довольно высоко над склоном, и момент обнаружения – ох, да мы уже на мосту – тоже чего-то стоит. Слева и справа внизу по траве бегают, а иногда катаются боком по склону дети разных возрастов.
Ревитализация исторического центра города Тулы
Фотография © Олег Леонов / предоставлена Wowhaus
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография © Олег Леонов, Департамент капремонта Москвы
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография © Олег Леонов, Департамент капремонта Москвы
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография © Олег Леонов, Департамент капремонта Москвы

Ночью решетки мостков нависают белыми каркасами над множеством точечных фонарей: одни из них светятся сами, другие образуют круги света на траве и кажется, что ты оказался в каком-то игрушечном эльфийском лагере под стенами небольшой крепости.
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Поперечные мостки соединяют этот воздушный променад с землей с одной стороны, и с рекой – с другой. В сторону реки отходят аппендиксы-балконы для любования окрестностями, им вторят два более капитальных, бетонных, моста, тоже, впрочем, ведущих «в никуда» – к забору завода, который, впрочем, превратившись в серое полотно за красной решеткой, выглядит вполне дружелюбно. Поразительно, что подходить можно прямо к забору, то есть площадки для гуляющих образовались не только с городской, но и с заводской стороны. Мосты широкие, на них скамейки и кадки с деревьями, это скорее мосты-балконы. Все вместе, конечно, вызывает некоторые ассоциации с парящим мостом в Зарядье, нашим самым главным теперь мостом «в никуда», но и отличается тоже сильно: здесь мы видим структуру менее пафосную, но много более разветвленную и оживленную. На мостках совершенно не страшно, они дружелюбны и не слишком напряжены в инженерном отношении, баланс между неощутимостью отрыва от земли и ощущением многоярусности пространства лишь оживляет чувства, не испытывая их масштабом.

Что любопытно, мостки скрашивают не весь рельеф, а в какой-то момент опускаются – к амфитеатру, традиционно важной точке многих проектов Wowhaus – кажется, именно с их легкой руки амфитеатры так расплодились в российской действительности. Этот – довольно большой, расположился рядом с главной осью, ведущей от Водяных ворот, то есть из центра города, на мост над водой. Здесь же внизу расположена пристань (она напоминает о существовавшей здесь еще в XIX веке торговой пристани), так что сидя, можно наблюдать за семействами, отплывающими на лодках покататься, что само по себе довольно увлекательно. Очень практичная находка – в верхней части амфитеатра расположилась высокая деревянная спинка: для идущих мимо это поручень, для посетителей соседнего кафе подобие вынесенной наружу стойки бара, а сидящих на верхней ступеньке амфитеатра это сооружение закрывает от солнечных лучей с юга.
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018
© WOWHAUS
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Надо сказать, что набережная очень тесно связана с кремлем, и пространственно, и символически. Кремль видно отовсюду, он становится частью сюжета детских площадок, а подростковая площадка на каркасе струганных, но не цилиндрованных, с сучками, бревен, знающему человеку может напомнить о деревянных стенах, до Екатерины II проходивших по линиям Советских улиц и построенных (между прочим) Василием III раньше каменно-кирпичного кремля. То есть здесь могут возникнуть ассоциации как с ночным лагерем под стенами, так и со старыми деревянными стенами города – но все они очень игровые, к чему располагает невеликая высота кремлевских стен, – и очень хорошо, потому от серьезных реконструкций со щами в бороде, пожалуй, уже давно сводит зубы, а вот так, без лишнего пафоса, у нас русскую старину нечасто подают, но именно этот способ делает ее дружелюбной и невраждебной.
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018
© Wowhaus
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография © Олег Леонов, Департамент капремонта Москвы
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография © Олег Леонов, Департамент капремонта Москвы
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография © Олег Леонов, Департамент капремонта Москвы
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018
Фотография © Олег Леонов, Департамент капремонта Москвы / предоставлена WOWHAUS
Справа – павильон для настольного тенниса. Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография © Департамент капремонта Москвы

Тульский кремль в полной мере стал теперь центром ненапряженной, мультикультурной рекреации – он, вообще говоря, благодаря тому, что крепость строили итальянцы, очень ясно устроен: прямоугольник, четыре угла, четверо ворот. Теперь, когда все входы-выходы восстановлены, здесь действительно можно гулять в любом направлении, вариантов множество: гонять пинг-понг, кататься на лодках, лазить по веревочным дорожкам (не говоря о многофункциональной спортивной коробке у дальнего правого края, проводить концерты, причем в двух местах: в амфитеатре, изначально предложенном Wowhaus-ом и на сцене чуть левее и ближе к стенам, предложенном в процессе проектирования мэрией и горожанами (получается две сцены, одна внизу, с «водным» фоном, другая вверху, традиционная, но там больше места для оборудования). На деревянной стене, отгораживающей набережную от еще пока недореконструированных задворок улицы Металлистов, для любителей почитать разместилась историческая хронология набережной. Все это завязано вокруг кремля и со всем этим можно контактировать в разном порядке.
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Еще один способ осмысления соседства памятника архитектуры, удачно состыковавшийся с любимым почерком архитекторов – цвет. Кремль красно-белый, примерно треть стен и башен построены из белого камня, остальное из кирпича. Элементы благоустройства тоже красно-белые, только оба цвета яркие. «Красную нить» образуют ноги мостков, красные круглые кадки и яркие цилиндрические фонари, белую – крашеное дерево киосков и решетки мостков. Здесь можно вспомнить, что красный лейтмотив уже был опробован Wowhaus-ом недавно в Красногварейских прудах и претендует на роль фирменного авторского приема. О дереве уже говорилось, в нем также можно углядеть напоминание о старом кремле, но в то же время дерево – типичный материал современного благоустройства, способно напомнить о старых деревянных стенах, уже говорилось. К трем цветам добавляется черный, связанный с металлом, что нормально для города оружейников, но заметим, что черный – как будто принципиально не чугунный, что встречается на других улицах, – а стильный, деревянный, и оттенен белым.
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Одним их самых ярких пятен новой набережной Упы стали фасады корпусов (действующего, напомним, завода) на другом берегу. Когда, анонсируя проект, архитекторы говорили о подновлении фасадов, казалось, речь о чем-то формально-необходимом. Но получившееся сейчас чередование цветов мало того, что праздничное: красный, светло-серый, – так еще и поддерживает ассоциации с конструктивизмом, искусством времени индустриализации, оставляя место и для «дворцово-замковой» ноты эклектики. Как-то совершенно не беспокоит тот факт, что мы не можем попасть на остров – завод заиграл, представил себя публике красочно, да и забор вовсе не уныл, красная решетка роднит его с набережной и кроме того он поднят высоко, почти на гребень склона. Засадить бы склон погуще ивами – но там по правилам режимной территории кроме травы ничего расти не может.
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

В остальном зоны сквера-набережной постоянно меняют жанр и структуру: начиная от спорта на восточном краю, к «несерьезному» спорту-пинг-понгу, к подростковой площадке-«острогу», к детской площадке-бублику, похожему на бублик парка имени Баумана и Городской фермы на ВДНХ; и так далее, с перерывом на сиреневый сад и к геопластику, как на Крымской набережной (качели и коробка с цепочками – инициатива города, их в проекте не было). Заметно, что как архитекторы накапливают опыт и группы приемов, опираясь на более ранние наработки, но и дополняя их состав – здесь вот придумали мосты и балконы.
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018
© WOWHAUS
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография © Олег Леонов, Департамент капремонта Москвы
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография © Олег Леонов, Департамент капремонта Москвы
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография © Олег Леонов, Департамент капремонта Москвы
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография © Олег Леонов, Департамент капремонта Москвы
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография © Олег Леонов, Департамент капремонта Москвы
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Растительность планируют рассаживать в течение ближайшего года, до весны 2019. Сиреневый сад у Водяных ворот уже посажен, впрочем, кусты совсем небольшие, много меньше, чем, к примеру, липы и клены в Москве на Садовом – здесь сирени предстоит разрастись, что может быть и хорошо, лучше приживутся. Сейчас помимо молодой сирени и берез присутствует в основном коротко стриженый газон – в дальнейшем на клумбах, пока сравнительно однообразных, планируется насадить полевые травы и цветы.
 
уже обустроено более 58 000 м2 газонов и цветников
высажено более 20 000 деревьев и кустарников

к весне 2019 запланировано высадить
более 500 деревьев
11 000 кустарников
2 170 м2 цветников из многолетников, лучковичных и злаковых, на берегу реки

Боскеты, задуманные в западной части, пока что крайне невысоки, их также ждет обновление. Садово-парковая часть проектов благоустройства в целом, как правило – самая хрупкая. В Москве уже не раз случалось так, что единожды насаженная модная растительность жила примерно год, а затем со сменой контракта либо хирела, либо уступала место «муниципальному счастью» в виде душистого табака и бархоток. Будем надеяться, что в Туле такого не произойдет и к следующему лету набережная «заколосится» и приобретет совсем законченный вид. К слову, озеленение улицы Металлистов и сейчас выглядит вполне законченным и представляет собой пешеходный бульвар, где липы с засыпанными галькой стволами образуют сравнительно узкий – 3,5 метра – променад по центру и почти вдвое более широкие (~5,5 м) пространства по бокам, со стороны домов. По краям спокойно может проехать спецтранспорт, середина же улицы очевидным образом зарезервирована за пешеходами.
Улица Металлистов до реконструкции, 2017. Фотография предоставлена WOWHAUS
Улица Металлистов после реконструкции. Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS
Улица Металлистов после реконструкции. Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Тула, как и многие другие областные центры вокруг Москвы, – город, в котором достаточно очевидно прочитываются разные слои его развития: к примеру, «частный сектор» здесь начинается почти сразу за границей бывших стен – Советских улиц, будучи разбавлен советской застройкой и сталинскими проспектами. Хорошо прочитываются фрагменты исторического города, и модернистские вкрапления, как вот, к примеру, здание бывшего исполкома, ныне горадминистрации. Заметны пятна «лужковского» постмодернизма и пафосного прочтения истории города оружейников – въезжающего из Москвы встречает музей оружия в виде гигантского шлема (построен в 2011), и довольно сложно определить свое к нему отношение: с одной стороны, символика понятна, в другой – не слишком ли? Музей построили в 2011 году, в 2014 отреставрировали собор, построили заново колокольню, открыли в кремле патриотический музей РВИО. В последние же годы Тулы коснулась новая волна обновления: появилось два многофункциональных кластера: «Искра» в здании бывшего епархиального училища и вокруг него, там чудесное тихое место и отличные рестораны, и «Октава» на территории работающего завода микрофонов – музей станка с мультимедийной экспозиций, большой постоянно функционирующий лекционный зал, коворкинг, обжитый двор и прочее; а также «Ликерка loft» и «Типография place». Новая набережная Упы, определенно, принадлежит этому кругу новшеств – постиндустриальному, призванному, в частности, привлечь людей в город не только гордостью за оружейный промысел, но и разнообразием среды и возможностей.

репортаж тульского телевидения: 


* civitas ludens – переводится буквально как «город играющий», содержит отсылку к трактату И. Хейзинги Homo ludens 
Мастерская:
WOWHAUS http://wowhaus.ru/
Проект:
Ревитализация исторического центра города Тулы
Россия, Тула, Казанская набережная

Авторский коллектив:
Ведущий архитектор: Михаил Козлов
Архитекторы: Мария Хохлова, Анастасия Измакова, Анна Карнеева, Марина Пахомова, Кристина Рыкова, Ян Фриз
Визуализатор: Екатерина Ковбашина
Генплан: Нина Смирнова, Александра Никульникова, Любовь Перетокина
ГИПы: Алексей Жирков, Алексей Павлов
Менеджер проекта: Светлана Стефашина

2016 — 2017 / 2017 — 8.2018

Заказчик: «Тульская набережная»

Озеленение: Студия Архитектура Живой формы
Освещение: Культура Света

09 Октября 2018

WOWHAUS: другие проекты
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Ледяной цветок
Конкурс на концепцию нового пространства Театра Камала в Казани завершился победой консорциума под лидерством Wowhaus. Рассказываем о проектах-призерах и показываем предложения финалистов.
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Социо-биология ландшафта
Список новых типологий общественных пространств и объектов вновь пополнился благодаря бюро Wowhaus. На этот раз команда предложила кардинально новый для России подход к созданию места общения людей и животных
Сеанс городской терапии
Новый вход в парк Горького с Ленинского проспекта, спроектированный и построенный архитекторами Wowhaus, продолжает заложенные когда-то теми же авторами тенденции раскрытия парка городу, хотя он и не чужд тонкого переосмысления его традиций.
Шитье по контексту
Монорельс – транспортное или зрелищное сооружение? Обслуживание убыточно, для города он чемодан без ручки. Интерны Wowhaus поработали над проектом превращения монорельса в Моносад – гигантский (5 км) убранистический аттракцион, подхватывающий местные и городские сюжеты как функционально, так и образно.
10 аэропортов
В стране интенсивно строят и реконструируют здания аэропортов: российские и иностранные архитекторы, причем нередко интерьеры получаются интереснее наружности, а иногда и фасад неплох. Рассматриваем 7 построек и 3 проекта по следам круглого стола с Арх Москвы.
Красный парк
Бюро Wowhaus превратило парк в центре Москвы в замечательное пространство для отдыха и занятий спортом, где каждый найдет место для себя, следуя за ориентирами красного цвета.
На семи холмах
Семь инсталляций для фестиваля фейерверков в Москве, многоэтажный плот в Выксе – эти и другие проекты реализовала команда интернов четвертой интернатуры Wowhaus.
Рекультивация городского центра
Проект благоустройства набережной в центре Тулы включает очистку реки, создание музейного квартала, развитие пешеходных и визуальных связей, равно как и постиндустриальной экономики туристического центра. Он возвращает старому городу структуру столетней давности, переосмысленную с учетом принципов современной урбанистики.
Мир радости
Вторая очередь Городской фермы на ВДНХ дополнила ландшафтно-архитектурный ансамбль сразу несколькими постройками, обыгрывающими характерный ассоциативный подход к созданию тематических павильонов.
ДК поколения Y
Архитекторы Wowhaus завершили строительство Инновационно-культурного центра в Калуге. Несмотря на то, что программа в процессе проектирования менялась со скоростью устаревания инноваций, архитекторам удалось справиться с ситуацией, превратив здание в плотный «узел» разнообразных культурных и спортивных пространств с гибким функционалом.
Уникальное общее
Представляем видеозапись круглого стола, проведенного Archi.ru на АРХ МОСКВА NEXT! В разговоре о новых форматах общественных пространств и методиках их создания приняли участие представители ведущих архитектурных бюро Москвы.
Похожие статьи
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.