К 2030 году количество турпоездок по РФ должно увеличиться до 140 млн в год, сейчас это количество составляет 92 млн; а численность работников туротрасли – вырасти на 400 000 человек. Во всей стране определили 12 макротерриторий, в состав которых вошли 52 региона из 89 субъектов РФ. Для каждой теперь разработан мастер-план туристического развития, реализация которого должна привести за 5 лет к системному росту и управляемому развитию сферы туризма с учетом региональной специфики. Среди регионов есть определенные тематически, «Большое Золотое кольцо» или «Из Москвы в Санкт-Петербург», но больше географических, как «Дальний Восток» или «Восточный юг России».
Федеральная туристическая межрегиональная схема территориально-пространственного планирования макротерритории «Большой Алтай»
© Институт Генплана Москвы / предоставлено: ПроГород, Группа ВЭБ.РФ
Алтай – что-то между тем и этим, сюжетным и географическим. В составе макротерритории – Республика Алтай, или, как ее еще называют, Горный Алтай – самая высокая горная область Сибири, расположенная в географическом центре Азии. Горный Алтай – сам по себе туристический сюжет, поскольку даже в голове человека, плохо понимающего, где это, а таких увы большинство, при его упоминании возникают четкие ассоциации именно с путешествием. Вторая составляющая – Алтайский край, предгорья с целебными солеными озерами и санаториями. А также с архитектурным наследием купеческого строительства XIX века. Третья – Кузбасс, угледобывающий регион, на юге которого расположен горнолыжный курорт Шерегеш, который на данный момент известен как развивающийся быстрее всех других в стране. На всей макротерритории расположено 26 горнолыжных комплексов, а это больше, нежели где-либо еще в РФ.
Федеральная туристическая межрегиональная схема территориально-пространственного планирования макротерритории «Большой Алтай»
© Институт Генплана Москвы / предоставлено: ПроГород, Группа ВЭБ.РФ
Иными словами, перед разработчиками стояли задачи: проанализировать очень большую территорию, не один регион, а три; найти общее и различия, достоинства и недостатки, «точки роста», развитие которых потенциально может быть наиболее эффективным.
Ксения Титова, исполнительный директор блока «Активы ВЭБа: новые решения», ВЭБ.РФ
Если говорить о специфике проекта, я бы назвала три главные составляющие. Первая – масштабный сбор аналитики, связанной с пространственным распределением туристических ресурсов на территории, которая сейчас является лидером по росту турпотока и очень привлекательна для инвестирования. Второе – распределение ключевых зон развития: коллеги сформировали методологию, матрицу критериев, по которым производилась оценка территорий на предмет их готовности принимать туристов, в частности, инфраструктурной обеспеченности. Зонирование позволяет понять, где реализовывать инвестиционные проекты в туризме сегодня наиболее перспективно. Третье – позиционирование, описание новых видов продукта, которые могут быть специфичны для Большого Алтая и которые ты не встретишь в других регионах. Уникальная характеристика территории, которая отличает ее от того же Урала или европейской части России.
Мы, ПроГород (Группа ВЭБ.РФ), сопровождали проекты, напомню, их было 12, в качестве квалифицированного заказчика: формировали единую методологию и техническое задание, вели экспертизу отчетных материалов, взаимодействовали с регионами – выступали соразработчиками всех проектных решений.
Все работали в междисциплинарных консорциумах, прежде всего с рыночными консультантами в области гостиничной недвижимости, поскольку специфика задачи предполагает исследование рынка средств размещения – в данном проекте таким аналитиком выступил NF Group. Мы старались не фантазировать, а отталкиваться от реалий, то есть насколько это действительно возможно и необходимо. Использовали большие данные, анализировали не только официальную статистику, а реально все; за социологию отвечал институт РОМИР – чтобы определить портрет туриста, с помощью социологической панели была сформирована репрезентативная выборка из более чем 2000 квалифицированных респондентов из всех федеральных округов.
Опыт работы над Большим Алтаем мы считаем позитивным. Регионы были по-настоящему заинтересованы в проекте и очень помогали. Отдельно отмечу рабочую группу из Бийска – это было очень активное взаимодействие, но также и Междуреченск, и Кемерово много помогли нам. С точки зрения проектных решений и проработок нам было очень классно работать с коллегами из Института Генплана. Это большая и опытная команда, которая может эффективно и классно реализовывать проекты подобного уровня.
Мы, ПроГород (Группа ВЭБ.РФ), сопровождали проекты, напомню, их было 12, в качестве квалифицированного заказчика: формировали единую методологию и техническое задание, вели экспертизу отчетных материалов, взаимодействовали с регионами – выступали соразработчиками всех проектных решений.
Все работали в междисциплинарных консорциумах, прежде всего с рыночными консультантами в области гостиничной недвижимости, поскольку специфика задачи предполагает исследование рынка средств размещения – в данном проекте таким аналитиком выступил NF Group. Мы старались не фантазировать, а отталкиваться от реалий, то есть насколько это действительно возможно и необходимо. Использовали большие данные, анализировали не только официальную статистику, а реально все; за социологию отвечал институт РОМИР – чтобы определить портрет туриста, с помощью социологической панели была сформирована репрезентативная выборка из более чем 2000 квалифицированных респондентов из всех федеральных округов.
Опыт работы над Большим Алтаем мы считаем позитивным. Регионы были по-настоящему заинтересованы в проекте и очень помогали. Отдельно отмечу рабочую группу из Бийска – это было очень активное взаимодействие, но также и Междуреченск, и Кемерово много помогли нам. С точки зрения проектных решений и проработок нам было очень классно работать с коллегами из Института Генплана. Это большая и опытная команда, которая может эффективно и классно реализовывать проекты подобного уровня.
Итак, проект. В проекте очень, очень много цифр. Данных, графиков. Огромная информация и собрана, и проанализирована. Рынок гостиничной недвижимости анализировали NF Group, институт РОМИР провел соцопрос, плюс данные мобильных операторов от Лаборатории Феникс и данные банковских транзакций от Сбераналитики, несколько десятков глубинных интервью с профессионалами туриндустрии регионов, которые, как мы видим из комментария Ксении Титовой, оказались очень активны, и еще, в самом начале, краудсорсинг идей местных жителей.
Но лучшее определение для этого исследования, на мой взгляд, содержится в словах «не только по официальным источникам, а вообще по всем». Так, собственно, и надо планировать будущее регионов, думаю, в этом пункте ни у кого сомнений не возникнет. Чем больше объем данных – тем лучше. В идеале, собрать бы все-все.
Даже для такого крупного и опытного разработчика, как Институт Генплана, это большая работа.
Александр Мордвин, начальник мастерской планирования градостроительного развития, Институт Генплана Москвы
Пожалуй, по уровню и масштабу для нас этот проект – один из немногочисленных. Аналогичную работу в части туризма наш Институт делал по Кавказским Минеральным водам.
Здесь, для меня лично, как руководителя этого проекта, было интересно взаимодействовать с консорциумом профессионалов, большим количеством экспертов, которые, каждый со своей стороны, предоставлял аналитику.
Потом мы это всё компилировали, где-то подтверждали, где-то опровергали свои предположения. В рамках этого проекта мы разработали не один методологический подход к решению задач, в том числе по расчету турпотока, приоритизации зон развития, работе с очень большими объемами данных.
Кроме прочего, я впервые встречаю такой уровень вовлеченности заказчика в проект – хочу поблагодарить Ксению и ее команду, их можно назвать и соавторами, и идеологами некоторых вещей в проекте.
Здесь, для меня лично, как руководителя этого проекта, было интересно взаимодействовать с консорциумом профессионалов, большим количеством экспертов, которые, каждый со своей стороны, предоставлял аналитику.
Потом мы это всё компилировали, где-то подтверждали, где-то опровергали свои предположения. В рамках этого проекта мы разработали не один методологический подход к решению задач, в том числе по расчету турпотока, приоритизации зон развития, работе с очень большими объемами данных.
Кроме прочего, я впервые встречаю такой уровень вовлеченности заказчика в проект – хочу поблагодарить Ксению и ее команду, их можно назвать и соавторами, и идеологами некоторых вещей в проекте.
Часть данных подтверждает, в том числе, интуиции самого общего плана: да, территория перспективна в смысле развития туризма – в частности, если взять суммарно все три региона, авторам удалось обнаружить очень большое, чтобы не сказать максимальное, разнообразие представленных там видов туризма, от спорта до духовности, истории, археологии, санаториев, экологии и экзотики вроде наблюдения за звездами.
Ролик проекта:
Перечислить всё совершенно невозможно, да и контрпродуктивно, тут интереснее типологизация. Вот, например, своего рода резюме исследования – предложенные направления развития туризма в регионе.
Федеральная туристическая межрегиональная схема территориально-пространственного планирования макротерритории «Большой Алтай»
© Институт Генплана Москвы / предоставлено: ПроГород, Группа ВЭБ.РФ
Мы поговорили с авторами, делая акцент, во-первых, на методиках Института, подходах, пригодившихся и развитых в данном проекте, а во-вторых, на той новизне, которую им удалось привнести в сумму уже имеющихся предшествующих наработок. Тут заключается некоторый парадокс, впрочем, подчеркну, парадокс мнимый. Одна из ключевых методик заключается в выявлении и использовании существующих наработок и проектов. Вспомним хотя бы другую работу НИиПИ, супер-парк Яуза, где соль заключалась не в работе с конкретными, уже сделанными, парками, а в их объединении между собой.
В том, чтобы не забывать об известном и уже сделанном, заключается и сильное место, и, в некотором роде, новизна, поскольку использование всех возможных данностей – прогрессивно.
Важная особенность методики – назову ее «принцип узла».
Суть в том, чтобы изучать существующие структуры, к примеру дорожной сети, находить в них места, потенциально сильные, но на данный момент слабо развитые. Для данного проекта это оказались радиальные транспортные связи, возможность проехать от одного аттрактора до другого, не делая кругаля, а срезав путь. «Ты не можешь комфортно доехать, допустим, из Усть-Кана или Усть-Коксы в Денисову пещеру, или не можешь добраться из Междуреченска в Шерегеш, а из Таштагола в Турочак, это приводит к перепрогонам, из-за которых регионы теряют существенную долю туристов, тогда как могли увеличивать время их пребывания на территории за счет сочетания разных дестинаций в одной поездке», – говорят авторы. – Несмотря на длинное транспортное плечо и перегруженность Чуйского тракта, межрегиональные связи все еще недостаточно развиты. Впрочем, не так, – поправляет руководитель команды Алекандр Мордвин: дороги есть, но в таком состоянии, что проехать можно только на вездеходе.
Отдельная тема в развитии транспорта: аэропорты и железные дороги, С точки зрения туризма они являются основным точками входа на территорию для туристов из других регионов РФ, кроме Сибирского округа, жители которого добираются, как правило, на автомобиле, а также иностранцев.
Сейчас доля въездного (то есть иностранного) турпотока составляет всего 1% в турпотоке макротерритории – очень мало. Потенциальные источники иностранных туристов – «дружественные» соседние страны: Китай, Монголия и Казахстан. Тут авторы дают взвешенный анализ. Китай больше заселен в восточной части и от Алтая отделен горами; зато его платежеспособное население огромное, так что тут расчет на реконструкцию аэропортов и маркетинг туристического направления, а также на улучшение инфраструктуры. Придание всем пассажирских аэропортам макротерритории международного статуса уже есть федеральных планах. Пока международный терминал есть только в Кемерово, но в марте этого года правительство утвердило распоряжение о придании международного статуса и аэропорту в Горно-Алтайске. Монголия рядом, но населения там меньше, особенно платежеспособного, в ее случае плюс – общность культурного ареала. В советский период железнодорожное сообщение между Казахстаном и Алтаем играло важную социальную и туристическую роль, обеспечивая регулярные поездки к родственникам и лечение на курортах, таких как соленые озера и бальнеологические курорты, но позднее активность использования спала вплоть до полного прекращения. В настоящее время восстановлен международный маршрут, связывающий Алтайский край с Казахстаном.
Ключевой составляющей проекта является прогноз и оценка турпотока и номерного фонда, подсчета гостиниц и их емкости. Здесь лично меня удивило наличие точных цифр, как по состоянию на 2024 год, а так и в прогнозе на 2030.
Авторы подчеркивают, что оценка числа туристических поездок (турпотока) в мастер-плане основывается на больших данных: по мобильным операторам и транзакциям анализировали структуру и распределение турпотока по территории, дополняя информацией о планируемых инвестиционных проектах и других факторах рынка. В методике прогноза учитывались подтвержденные планы строительства гостиниц и сопутствующей инфраструктуры, но авторы, по их словам, учли и гипотетические факторы – даже уровень благосостояния населения, инфляцию и развитие (или не-развитие) возможности выехать за границу.
Из тех же, «узловых» подходов – определение зон развития туризма – целых туристических ареалов, уже популярных у туристов или обладающих значительным потенциалом. Таких точек роста определено 58, приоритетных – шесть, по два в каждом регионе. Для них предложены отдельные концепции.
Федеральная туристическая межрегиональная схема территориально-пространственного планирования макротерритории «Большой Алтай»
© Институт Генплана Москвы / предоставлено: ПроГород, Группа ВЭБ.РФ
Авторы особенно подчеркивают проект для Бийска. Бийск – город, построенный на нулевом километре Чуйского тракта, сохранил купеческую архитектуру XIX века. Ранее исторический центр города не привлекал особенного внимания, и мастер-планов для него не разрабатывали.
В новом мастер-плане историческому центру Бийска уделено много внимания; предусмотрена реставрация нескольких ОКН с их приспособлением для туризма.
Другой проект в Алтайском крае – Денисова пещера. В 2000-е годы в ней нашли ископаемые останки ранее не известного вымершего вида людей – денисовцев – за расшифровку их генома в 2022 была присуждена Нобелевская премия. Пещеру могут включить в список всемирного наследия ЮНЕСКО, в предварительный список она уже вошла. «Но сама по себе локация пока не соответствует общечеловеческому значению сделанного в ней открытия, хотя потенциально там можно реализовать очень классную историю – тем более участки принадлежат санаторию Белокуриха, который заинтересован в их развитии как экскурсионного направления для своих посетителей», – говорят авторы.
Междуреченск – это уже Кузбасс, горнолыжные курорты. Напомню, что таких курортов на макротерритории 26, в России больше нигде нет такой их концентрации. Сейчас туда ездят в основном сибиряки и незначительная доля москвичей, меньше 10% от общего числа. Авторы предлагают развитие инфраструктуры для занятий зимними видами спорта на склоне горы Югус. Эта локация не будет, да и не должна конкурировать с одним из самых популярных ГЛК России – Шерегешем. Разработчики позиционируют Югус как тренировочную базу для спортсменов – в городе действует школа олимпийского резерва – с одним из лучших в стране лыжно-трамплинных комплексов в окружении уникальной черневой тайги Шорского национального парка.
Совершенно иной, но чем-то сродни Бийску – проект в Кемерово: тематический парк, посвященный истории промышленного освоения Кузбасса. «Это дико интересная история», – говорят авторы. – «Мало кто знает, что еще в конце XIX – начале XX века на руднике, из которого вырос современный Кемерово, работали люди 30 национальностей из разных стран мира, в том числе США, где призывы поехать работать в Кузбасс публиковались даже в New York Times».
Еще два проекта расположены в Республике Алтай: агро-туристический комплекс «Амур» на реке Кокса на 218 номеров и комплексное развитие туристической инфраструктуры в Чемале по обеим берегам реки Катуни. Сегодня Чемал – самое популярное направление в республике всего в полутора часах езды от аэропорта Горно-Алтайска. Во многом это стало причиной хаотичной застройки и овертуризма, что привело к потере идентичности и самобытного облика территории.
К слову об экологии и этнографии.
В трех регионах авторы насчитали 110 коренных этносов. Преобладающие этнические меньшинства на территории – да, бывает и такая формулировка! – это алтайцы, шорцы. И даже немцы: еще с XVIII века по контрактам на Алтай приезжали немецкие специалисты в области горно-заводского производства. На юге Кузбасса и востоке Алтайского края живут старообрядцы.
Относительно экологии, проект направлен на решение проблемы избыточной антропогенной нагрузки на природные территории, речь о неконтролируемых потоках туристов и о застройке алтайских ландшафтов. Развитие дорожной сети призвано управлять направлением движения турпотока, формируя предсказуемое поведение туристов и ограждая природную экосистему от избыточного присутствия человека.
Ох, что-то на Алтай захотелось. Соленые озера... Пещерный человек... Звезды... Горы, наконец.
Федеральная туристическая межрегиональная схема территориально-пространственного планирования макротерритории «Большой Алтай». Перспективные туристические маршруты
© Институт Генплана Москвы / предоставлено: ПроГород, Группа ВЭБ.РФ