Судьбы агломерации

Летняя практика Института Генплана была посвящена Новой Москве. Всего получилось 4 проекта с совершенно разной оптикой: от масштаба агломерации до вполне конкретных предложений, которые можно было, обдумав, и реализовать. Рассказываем обо всех.

mainImg
Очередная практика Института Генплана Москвы (отчет от предыдущей, 2021 года, см. здесь) длилась полтора месяца летом 2022 года и была посвящена сюжетам, связанным с развитием Новой Москвы. 
cic =

Максим Гурвич, советник директора ГБУ «ГлавАПУ», доцент кафедры «Архитектура», ГУЗ

В этом году Новой Москве исполняется 10 лет. Вместе со студентами мы решили подвести итоги и наметить перспективы развития ТиНАО. Практика этого года была выстроена по сквозному сюжету: от уровня агломерации и «городов в городе» к небольшим локальным проектам.

На макроуровне мы смотрели, как взаимодействуют сейчас Старая и Новая Москва с точки зрения агломерации. В дальнем поясе ТиНАО нас интересовало будущее: рано или поздно эти территории будут осваиваться, и мы выдвинули собственную гипотезу, как это произойдет. В районах, примыкающих к старым границам города, группа студентов проанализировала среду, которая формировалась с 2012 года, и выдвинула предложения по ее дальнейшему развитию.

Первый пояс
Всего проектов получилось четыре. Мы начнем с самой большой группы и «первого пояса» – группа Анны Ивановой формулировала предложения по развитию городской среды в Рассказовке, поселении на Боровском шоссе недалеко от Переделкино, которое сейчас активно застраивается. Да что там, почти застроено. Поэтому авторы сосредоточились на возможностях, которые может дать городской среде создание новых общественных пространств. 

 
Рассказовка. Создавая новые истории

руководитель: Анна Иванова
авторы: Катя Емельянова, Евгения Никитина, Дина Ахметзянова, Даниил Македонский, Алина Хазбулатова, Григорий Пан, Екатерина Шуляк, Тихон Василевский, Дмитрий Дьяченко, Олеся Труфакина, Эмиль Тулиганов

В этой работе мы бросили сами себе вызов: взяли развитую территорию, практически застроенную, с хорошим транспортом и целым рядом достоинств, и попробовали понять – а действительно ли там все хорошо?
 
Мы, конечно, рассматривали далеко не только благоустройство, хотя касались его опосредованно и использовали те возможности, которые оно может дать. Но не благоустройство определяет качество жизни на городских территориях. Мы думали о развитии общественных пространств, об их связанности, о том, насколько их достаточно, достаточно ли функций, всем ли всего хватает. Попробовали поставить задачи исходя из выявленных потребностей территории – во многом уже сложившейся – и решить их теми средствами, которые нам показались доступными и возможными.
 
Должна сказать, что было непросто. Наша группа самая большая и участники – из очень разных территорий РФ и даже из Казахстана. Не все даже смогли приехать на защиту проектов. Кто-то работал очно, кто-то удаленно. Достаточно сложно было всех скоординировать, подружить, обнаружить достоинства каждого участника, включить в общую согласованную работу. Но думаю, мы справились и у нас получился отличный проект, в котором каждый проявил себя очень достойно.

Проект предполагал три сценария: компромиссный, «отвязный» и «золотую середину», на которой авторы и сосредоточились. Работа, таким образом, получилась достаточно смелой, если проецировать ее на реальность – и в то же время, если вспомнить о том, что перед нами студенческий проект, в достаточной мере соотнесенной с конкретикой, не оторванной от фактов. 
Тема: «Рассказовка. Создавая новые истории». Руководитель: Анна Иванова
© Институт Генплана Москвы / практика 2022

Помимо исследования ситуации и проектных предложений, сопровожденных их визуализациями (рендеры похвалили все; ими занимался Тихон Василевский), команда показала внушительный альбом – страниц в нем оказалось больше, чем слайдов в презентации – и вывесила на стене три плаката гипотетических мероприятий, которые могли бы развить общественную жизнь района: от фестиваля поэзии до фестиваля самогона. Группа не только придумала бренд проекта, но пришла на защиту в «фирменных» майках – такое, прямо скажем, случается нечасто; зато останется на память о совместной работе. 
Часть команды проекта «Рассказовка. Создавая новые истории»
Фотография © Лада Сирош / предоставлено Институтом Генплана Москвы
Анна Иванова развешивает плакаты проекта «Рассказовка. Создавая новые истории»
Фотография © Лада Сирош / предоставлено Институтом Генплана Москвы

Сейчас Рассказовка интенсивно застраивается жилыми комплексами. В то же время и метро, и железная дорога, и шоссе – рядом, даже аэропорт Внуково не так далеко. Что, как и небольшая удаленность от МКАД, объясняет интенсивность строительства и востребованность жилья здесь. С другой стороны, Рассказовка – сосед Переделкино, место с культурной, в частности, «поэтической» историей; было бы странно забыть об этом всём... 
Событийность. Тема: «Рассказовка. Создавая новые истории». Руководитель: Анна Иванова
© Институт Генплана Москвы / практика 2022

Так получилось четыре сюжета: один посвящен развитию нескольких «каркасов» городского пространства, работающих на его цельность. 
  • zooming
    1 / 7
    Название работы: «Рассказовка. Создавая новые истории». Руководитель: Анна Иванова
    © Институт Генплана Москвы / практика 2022
  • zooming
    2 / 7
    Название работы: «Рассказовка. Создавая новые истории». Руководитель: Анна Иванова
    © Институт Генплана Москвы / практика 2022
  • zooming
    3 / 7
    Название работы: «Рассказовка. Создавая новые истории». Руководитель: Анна Иванова
    © Институт Генплана Москвы / практика 2022
  • zooming
    4 / 7
    Название работы: «Рассказовка. Создавая новые истории». Руководитель: Анна Иванова
    © Институт Генплана Москвы / практика 2022
  • zooming
    5 / 7
    Название работы: «Рассказовка. Создавая новые истории». Руководитель: Анна Иванова
    © Институт Генплана Москвы / практика 2022
  • zooming
    6 / 7
    Название работы: «Рассказовка. Создавая новые истории». Руководитель: Анна Иванова
    © Институт Генплана Москвы / практика 2022
  • zooming
    7 / 7
    Название работы: «Рассказовка. Создавая новые истории». Руководитель: Анна Иванова
    © Институт Генплана Москвы / практика 2022

Плюс три проекта, «нанизанных» на эти каркасы. Каждый добавляет функций и «историй». Проекты группируются в разных «углах» территории. 

Один посвящен развитию пруда – того самого, Большого Федосьинского, и его набережной. 
Название работы: «Рассказовка. Создавая новые истории». Руководитель: Анна Иванова
© Институт Генплана Москвы / практика 2022
Набережная пруда. Название работы: «Рассказовка. Создавая новые истории». Руководитель: Анна Иванова
© Институт Генплана Москвы / практика 2022

Второй – аллотмент-хозяйство (от слова allotment – приусадебное). Его расположили в западной части, за домами «частного сектора», который здесь, как ни удивительно, еще сохранился. Хозяйство включает теплицы, огороды, «переносные витрины» – все, что позволяет адаптировать дачные садово-огородные занятия к городским условиям и приходящим из квартир садоводам. 
Название работы: «Рассказовка. Создавая новые истории». Руководитель: Анна Иванова
© Институт Генплана Москвы / практика 2022
Аллотмент-хозяйство. Название работы: «Рассказовка. Создавая новые истории». Руководитель: Анна Иванова
© Институт Генплана Москвы / практика 2022

Третий сюжет заимствован уже не из СНТ-шной, а из городской активности частного человека – в гаражах, еще существующих у метро «Рассказовка» и вероятнее всего предназначенных под снос, авторы предлагают организовать арт-кластер «Гаражи», сохраняя таким образом две локальные и в то же время характерные «зацепки» уходящей реальности: с дачной и гаражной реальностью, – но на новом «хипстерском» уровне. 
Аллотмент-хозяйство. Название работы: «Рассказовка. Создавая новые истории». Руководитель: Анна Иванова
© Институт Генплана Москвы / практика 2022
Арт-кластер Гаражи. Название работы: «Рассказовка. Создавая новые истории». Руководитель: Анна Иванова
© Институт Генплана Москвы / практика 2022

По завершении презентации руководитель группы Анна Иванова представила каждого участника, отметив сильные стороны каждого – напомним, они из разных мест и даже стран.  
Арт-кластер Гаражи. Название работы: «Рассказовка. Создавая новые истории». Руководитель: Анна Иванова
© Институт Генплана Москвы / практика 2022
Города в городе
Два следующих проекта посвящены «второму поясу» Новой Москвы, территориям за ЦКАД в районе Вороново. Ими руководил Максим Гурвич. 
cic =

Максим Гурвич, советник директора ГБУ «ГлавАПУ», доцент кафедры «Архитектура», ГУЗ

Недавно мы готовили для мероприятия выступление на тему «Есть ли жизнь за ЦКАДом?». Да, жизнь там есть, но она постепенно будет меняться. При этом дальний пояс ТиНАО сильно отличается от ближнего: там нет скоростного транспорта, он не так привязан к Старой Москве. Однако здесь прекрасная природа и свой темп жизни, несвойственный мегаполису.

Я хотел, чтобы молодые архитекторы и урбанисты рассказали о том, какой они видят эту жизнь, сконструировали ее образ. Но больше всего меня интересовало – кто будет главным героем этой жизни?

 
«Города в Городе»
Новая субурбия

руководитель: Максим Гурвич
участники: О. Видергольд, А. Подольская, У. Семенова, Р. Кучук


Хорошо проработанный проект от четырех авторов, с красивой презентацией, последовательным и детальным предпроектным анализом по разным критериям, от природных до экономических. Некоторые выводы, впрочем, могут показаться слишком общими, к примеру «мы выяснили, что цены на жилье в ТиНАО ниже, чем в Москве», – такие обобщения следовало бы, вероятно, сопровождать ремаркой «как известно»; впрочем, особенность искупается наличием данных, в частности, цен по разным населенным пунктам, и средним арифметическим: в ТиНАО 140 т.р./м2, в «старой» Москве – 195 т.р./м2.

Авторам также удалось обнаружить достаточно много участков для потенциального проектирования и застройки, а также – выявить связь между памятниками истории и культуры и реками (что надо признать логичным и исторически обусловленным): так на схемах появилась планировочная дуга, обозначающая вереницу мест с «повышенным» рекреационным потенциалом. 
Название работы: «Рассказовка. Создавая новые истории». Руководитель: Анна Иванова
© Институт Генплана Москвы / практика 2022

Авторы предлагают сохранить: зеленый каркас, водные ресурсы, историческое наследие, а застраивать 2 пояс – малоэтажкой. Получившийся портрет жителя участники сами признали несколько условным, однако любопытно предложенное сопоставление жителя американской/европейской и московской субурбии. Согласно нему получается, что в зарубежной субурбии преобладают успешные работающие зрелые люди, а в московской – пока что пенсионеры. 
  • zooming
    1 / 5
    Название работы: «Города в Городе» Новая субурбия. Руководитель: Максим Гурвич
    © Институт Генплана Москвы / практика 2022
  • zooming
    2 / 5
    Название работы: «Города в Городе» Новая субурбия. Руководитель: Максим Гурвич
    © Институт Генплана Москвы / практика 2022
  • zooming
    3 / 5
    Название работы: «Города в Городе» Новая субурбия. Руководитель: Максим Гурвич
    © Институт Генплана Москвы / практика 2022
  • zooming
    4 / 5
    Название работы: «Города в Городе» Новая субурбия. Руководитель: Максим Гурвич
    © Институт Генплана Москвы / практика 2022
  • zooming
    5 / 5
    Название работы: «Города в Городе» Новая субурбия. Руководитель: Максим Гурвич
    © Институт Генплана Москвы / практика 2022

Свой проект авторы называют «город-лес» по созвучию с городом-садом, сосредотачиваются на идеях развития речного и зеленого каркаса, выявляют значимые места вдоль рек и предлагают дополнить новыми посадками озеленение – и без того зеленой, казалось бы, территории, – чтобы создать цельные и качественные природные маршруты. Акцент сделан на связности, которая, согласно замыслу, должна проявить себя через наложение разных «сеток». 
Название работы: «Города в Городе» Новая субурбия. Руководитель: Максим Гурвич
© Институт Генплана Москвы / практика 2022

Для более детального рассмотрения авторы выбрали участок возле деревни Юрьевка, – и заполнили его застройкой исключительно разнообразной морфологии, от глемпинга и кохаузинга до делового, но малоэтажного, центра. Кольцевые планировки напоминают в равной степени план средневековой Москвы и опыты НЭРа. Все выглядит красиво до утопичности – хотя, с другой стороны, намечает цели и задачи, к которым можно было бы стремиться. Вот только как прийти к этому идеалу, об этом проект не говорит, да и, наверное, не мог бы. 
  • zooming
    1 / 9
    Название работы: «Города в Городе» Новая субурбия. Руководитель: Максим Гурвич
    © Институт Генплана Москвы / практика 2022
  • zooming
    2 / 9
    Название работы: «Города в Городе» Новая субурбия. Руководитель: Максим Гурвич
    © Институт Генплана Москвы / практика 2022
  • zooming
    3 / 9
    Название работы: «Города в Городе» Новая субурбия. Руководитель: Максим Гурвич
    © Институт Генплана Москвы / практика 2022
  • zooming
    4 / 9
    Название работы: «Города в Городе» Новая субурбия. Руководитель: Максим Гурвич
    © Институт Генплана Москвы / практика 2022
  • zooming
    5 / 9
    Название работы: «Города в Городе» Новая субурбия. Руководитель: Максим Гурвич
    © Институт Генплана Москвы / практика 2022
  • zooming
    6 / 9
    Название работы: «Города в Городе» Новая субурбия. Руководитель: Максим Гурвич
    © Институт Генплана Москвы / практика 2022
  • zooming
    7 / 9
    Название работы: «Города в Городе» Новая субурбия. Руководитель: Максим Гурвич
    © Институт Генплана Москвы / практика 2022
  • zooming
    8 / 9
    Название работы: «Города в Городе» Новая субурбия. Руководитель: Максим Гурвич
    © Институт Генплана Москвы / практика 2022
  • zooming
    9 / 9
    Название работы: «Города в Городе» Новая субурбия. Руководитель: Максим Гурвич
    © Институт Генплана Москвы / практика 2022

 
Вороновское – опытное поле ТиНАО

руководитель: Максим Гурвич
автор: Катерина Лысенко


Один из самых аналитичных проектов, при том что над ним работал всего один автор. Катерина приходит к выводу, что территорию Вороновского следует рассматривать как состоящую из двух частей, которые обладают разным потенциалом, и развиваться они должны по-разному. Одна – вокруг расположенного ближе к ЦКАДУ поселку ЛМС (поселку ЛугоМелиоративной станции), – в большей степени городская, здесь возможна малоэтажная застройка разной морфологии и университетский кампус. Это «Центр смыслов». Вторая территория расположена дальше, она в большей степени природная, это «Опытные поля». Таким образом, на поставленный самой себе вопрос «Город или деревня?» Катерина дает ответ: «город сосуществует с деревней». 
  • zooming
    © Институт Генплана Москвы / практика 2022
  • zooming
    © Институт Генплана Москвы / практика 2022

Предпроектный анализ, помимо истории местности и морфологии ее рукотворной среды, в основном дачно-ларёчной, показал ограниченные возможности застройки Вороновского. Из 206 км2 этого, самого большого в составе Москвы внегородского муниципального образования, а это примерно 2 Парижа, под застройку предназначено 1018 га; 747 га – другого назначения. 
  • zooming
    1 / 7
    Название проекта: «Вороновское – опытное поле ТиНАО». Руководитель: Максим Гурвич
    © Институт Генплана Москвы / практика 2022
  • zooming
    2 / 7
    Название проекта: «Вороновское – опытное поле ТиНАО». Руководитель: Максим Гурвич
    © Институт Генплана Москвы / практика 2022
  • zooming
    3 / 7
    Название проекта: «Вороновское – опытное поле ТиНАО». Руководитель: Максим Гурвич
    © Институт Генплана Москвы / практика 2022
  • zooming
    4 / 7
    Название проекта: «Вороновское – опытное поле ТиНАО». Руководитель: Максим Гурвич
    © Институт Генплана Москвы / практика 2022
  • zooming
    5 / 7
    Название проекта: «Вороновское – опытное поле ТиНАО». Руководитель: Максим Гурвич
    © Институт Генплана Москвы / практика 2022
  • zooming
    6 / 7
    Название проекта: «Вороновское – опытное поле ТиНАО». Руководитель: Максим Гурвич
    © Институт Генплана Москвы / практика 2022
  • zooming
    7 / 7
    Название проекта: «Вороновское – опытное поле ТиНАО». Руководитель: Максим Гурвич
    © Институт Генплана Москвы / практика 2022

От предыдущего проекта, рассматривавшего ту же территорию и значительно более детализированного, работу отличает сосредоточенность на инновационной экономике и вероятных путях ускорения развития науки и производств. Возможно, в этой особенности подхода проявило себя то, что автор – студент ВШУ.
  • zooming
    1 / 6
    Название работы: «Вороновское – опытное поле ТиНАО». Руководитель: Максим Гурвич
    © Институт Генплана Москвы / практика 2022
  • zooming
    2 / 6
    Название работы: «Вороновское – опытное поле ТиНАО». Руководитель: Максим Гурвич
    © Институт Генплана Москвы / практика 2022
  • zooming
    3 / 6
    Название работы: «Вороновское – опытное поле ТиНАО». Руководитель: Максим Гурвич
    © Институт Генплана Москвы / практика 2022
  • zooming
    4 / 6
    Название работы: «Вороновское – опытное поле ТиНАО». Руководитель: Максим Гурвич
    © Институт Генплана Москвы / практика 2022
  • zooming
    5 / 6
    Название работы: «Вороновское – опытное поле ТиНАО». Руководитель: Максим Гурвич
    © Институт Генплана Москвы / практика 2022
  • zooming
    6 / 6
    Название работы: «Вороновское – опытное поле ТиНАО». Руководитель: Максим Гурвич
    © Институт Генплана Москвы / практика 2022
Агломерация в целом


Возможности развития Московской агломерации в ТиНАО

руководитель: Максим Перов
авторы: Анастасия Данилюк, Мария Ожерельева, Артемий Круглов /ИОН РАНХиГС/, Данил Петренко, Александра Козловская, Ирина Чульжанова /географический факультет МГУ/, Денис Тетюшкин /ФГРР НИУ ВШЭ/

cic =

Максим Перов, «Институт Генплана Москвы», советник директора

Задание моей группы было дано намеренно с минимумом ограничений. Я предложил участникам рассмотреть различные проблемы Московской агломерации в целом, не сосредотачиваясь на территориально-административном делении, но разделив материал тематически.
 
Как части агломерации мы рассматривали и ТиНАО, и область, и собственно Москву в пределах МКАД.

Главными проблемами Московской агломерации группа назвала: неконтролируемый рост застройки, однотипность и низкое качество жилья, перегруз транспортной системы, гиперконцентрацию мест приложения труда.
Вадим Рублев, начальник сектора концептуальных проработок Института Генплана, Катерина Лысенко, Максим Гурвич, замдиректора Института Генплана
Фотография © Лада Сирош / предоставлено Институтом Генплана Москвы

Работу разделили на несколько тематических разделов, распределив их между несколькими авторами. Один из них был посвящен развитию московской субурбии: здесь автор определил 3 участка для застройки в малоэтажном формате – в Коммунарке, Троицке и Вороново. Героем другого сюжета стал зеленый каркас, начиная от озеленения вдоль автомобильных трасс и и заканчивая предложением по благоустройству реки Неглинной. Третий очерк был посвящен межвузовскому кампусу, его авторы предложили разместить рядом с Троицком. Четвертый исследовал деловые районы. 
Название работы: «Возможности развития Московской агломерации в ТиНАО». Руководитель Максим Перов
© Институт Генплана Москвы / практика 2022

***


Всех участников наградили дипломами, некоторых – книгами, изданными к 70-летию Института Генплана.
  • zooming
    1 / 7
    Название работы: «Возможности развития Московской агломерации в ТиНАО». Руководитель Максим Перов
    © Институт Генплана Москвы / практика 2022
  • zooming
    2 / 7
    Название работы: «Возможности развития Московской агломерации в ТиНАО». Руководитель Максим Перов
    © Институт Генплана Москвы / практика 2022
  • zooming
    3 / 7
    Название работы: «Возможности развития Московской агломерации в ТиНАО». Руководитель Максим Перов
    © Институт Генплана Москвы / практика 2022
  • zooming
    4 / 7
    Название работы: «Возможности развития Московской агломерации в ТиНАО». Руководитель Максим Перов
    © Институт Генплана Москвы / практика 2022
  • zooming
    5 / 7
    Название работы: «Возможности развития Московской агломерации в ТиНАО». Руководитель Максим Перов
    © Институт Генплана Москвы / практика 2022
  • zooming
    6 / 7
    Название работы: «Возможности развития Московской агломерации в ТиНАО». Руководитель Максим Перов
    © Институт Генплана Москвы / практика 2022
  • zooming
    7 / 7
    Название работы: «Возможности развития Московской агломерации в ТиНАО». Руководитель Максим Перов
    © Институт Генплана Москвы / практика 2022
  • zooming
    1 / 9
    Практика Института Генплана 2022
    Фотография © Лада Сирош / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    2 / 9
    Практика Института Генплана 2022
    Фотография © Лада Сирош / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    3 / 9
    Практика Института Генплана 2022
    Фотография © Лада Сирош / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    4 / 9
    Практика Института Генплана 2022
    Фотография © Лада Сирош / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    5 / 9
    Практика Института Генплана 2022
    Фотография © Лада Сирош / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    6 / 9
    Практика Института Генплана 2022
    Фотография © Лада Сирош / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    7 / 9
    Практика Института Генплана 2022
    Фотография © Лада Сирош / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    8 / 9
    Практика Института Генплана 2022
    Фотография © Лада Сирош / предоставлено Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    9 / 9
    Практика Института Генплана 2022
    Фотография © Лада Сирош / предоставлено Институтом Генплана Москвы

20 Сентября 2022

Похожие статьи
Большой дом
Студенты ГУЗ под руководством Максима Гурвича и Михаила Корси разработали целую линейку идей для небанальных многоквартирных – и многофункциональных – домов. Работали они, впервые в истории Университета землеустройства, с реальным заказчиком – компанией А101, при участии ее специалистов, и для реальной территории.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.
Кладбище внутри и снаружи
Воркшоп под руководством Института Генплана Москвы занял на «Открытом городе» одно из двух первых мест. Его тема – пути реорганизации городских кладбищ. Предложено два направления, для пригорода и для центра, диаметрально противоположные.
СПбГАСУ 2023: Санкт-Петербург
В очередной подборке дипломных работ выпускников СПбГАСУ – варианты преобразования бывших промышленных территорий Санкт-Петербурга. Проекты получили высокую оценку комиссии, а также награды на всероссийском конкурсе дипломных работ по архитектуре и дизайну.
СПбГАСУ 2023: Милан
Пять дипломных работ, подготовленных студентами СПбГАСУ в рамках сотрудничества с Миланским политехническим университетом (POLIMI). Все они посвящены проектам развития территории Ortomercato в Милане и отмечены профессорско-преподавательским коллективом POLIMI.
СПбГАСУ 2023: Арктика
Представляем пять «арктических» выпускных работ студентов Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. Все они посвящены развитию Салехарда, предлагают городу новые доминанты и стремятся учитывать требования к проектированию в условиях Крайнего Севера.
Санкт-Петербургская академия художеств 2023: бакалавры
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров, подготовленные в мастерских Никиты Явейна, Вячеслава Ухова, Евгения Жука и Николая Смелкова: 250-метровая башня, библиотека, конный клуб с мотелем и проект реставрации тихвинского Введенского Девичьего монастыря.
От «Правды» до Хабаровска
В этом году среди работ практикантов Института Генплана – идея для активации московского комбината «Правда» с постройками Ильи Голосова, благоустройство рабочего поселка на БАМе, от которого до ближайшего города – 12 часов езды на машине, и три версии превращения заброшенного пионерлагеря в образовательный хаб, подобный «Сириусу». Два участка из трех имеют заинтересованного заказчика, так что вероятно, что студенческие исследования не пропадут зря.
Санкт-Петербургская академия художеств 2023: мастерская...
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева: три варианта музейного комплекса на территории серого пояса, гидропарк в Приморском районе, а также мотель при конном клубе в Ольгино.
Уэс Андерсон в Волынщино
Студенты Британской высшей школы дизайна разработали под руководством Елены Бабкиной и Полины Лонтани эскизный проект интерьера спа-отеля в усадьбе Василия Долгорукова-Крымского в деревне Волынщино. В основе концепции – цвет как средство терапии и эстетика фильмов Уэса Андерсона.
СПбГАСУ 2023: бакалавры «Ландшафтной архитектуры»
Преподаватели нового направления СПбГАСУ выбрали и прокомментрировали лучшие работы третьего выпуска. Они посвящены ландшафтной ревитализации двух территорий: парка Ваккосалми в Сортавале и карьера в поселке Металлострой.
Магистры МАРХИ-2023
Выпускники кафедры «Архитектура жилых зданий» группы Владимира Юдинцева и Елены Ганушкиной решали в своих работах наболевшие проблемы Москвы: упорядочивали большие бесструктурные кварталы, активизировали межмагистральные территории и исследовали разнообразие исторической городской среды.
Форты, птицы и залив
Остров Котлин известен прежде всего тем, что на нем располагается город Кронштадт. Дипломная работа Анастасии Мишиной, выпускницы кафедры Дизайна архитектурной среды СПбГАСУ 2022 года, посвящена формированию туристической среды не менее интересной западной части Котлина: с фортами «Риф» и «Шанец», местами гнездования птиц и одними из лучших видов на Финский залив.
Калуга-Сити
Калуга в очередной раз стала площадкой для отработки идей молодых архитекторов. Под руководством Михаила Корси и при содействии главного архитектора города Алексея Комова бакалавры Государственного университета по землеустройству подготовили проект нового делового центра. В нем есть коливинги, фуникулеры, теплицы на крышах и множество отсылок к старой Калуге.
Древолюция на древозаводе
Практикум 2022 года осваивал часть территории завода «Проект Обло», на которой 19 лет назад прошла самая первая Древолюция. Получилось 5 объектов, два – скорее урбанистических, осмысляющих всю территорию практически как античный город, но, в то же время, не без касательства к философии экзистенциализма. Получилось любопытно, жюри обсуждало проекты целый день. Рассказываем обо всех.
СПбГАСУ-2022: магистры ДАС
Публикуем три работы, выполненные на кафедре Дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и рекомендованные преподавателями.
СПбГАСУ-2022: бакалавры ДАС
Публикуем три работы, выполненные на кафедре Дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и рекомендованные преподавателями.
Бакалавры Академии Глазунова 2022: Концепция развития...
Публикуем дипломные проекты бакалавров кафедры архитектуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Они посвящены гармонизации значимых мест Садового кольца путем восстановления памятников архитектуры, устройства парков и создания традиционной застройки.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.