Приглашенные эксперты: Виктория Попова, Оксана Веселкова, Алексей Смирнов, Илья Мири.
Участники: Ася Зуева (МГТУ им Баумана), Денис Лепин (МАрхИ), Анна Шмакова (МАрхИ), София Кораева (СПБГАСУ), Софья Королёва (МАрхИ), Арина Андросова (МАрхИ), Павел Сальников (МИИТ), Анжелика Харатян (РУДН), Алексей Крашенинин (ФГБОУ ВО ГУЗ), Елизавета Москалишина (НГАХА), Полина Лукьянчук-Скоробогатова (РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева), Дарья Лебедева (НИУ МГСУ).
Комментарий Анны Носовой:
«Перспектив и задач развития водной инфраструктуры в России – на долгие десятилетия. Если мы хотим осваивать их быстро и эффективно, уже в ближайшем будущем стране потребуются как архитекторы, так и специалисты широкого профиля, способные работать с прибрежными территориями с точки зрения архитектуры, инженерии и сервисным наполнением объектов, которые создают новый пользовательский опыт и экономику территории. Экспонатом выставки в Музее архитектуры стал макет, который демонстрировал рекреационный потенциал реки с разными сценариями ее использования на примере трех модульных объектов: природный яхт-клуб, малая марина в жилом районе и причал городского пассажирского транспорта.
В командной работе студенты и кураторы провели исследование водного пространства Москвы. Было решено проектировать не объекты, а пользовательский опыт, которые создают единую экосистему, связывающую инфраструктуру и жизнь города. Идея макета состояла в том, чтобы посетители выставки могли сами собрать свое пространство у воды из разных объектов. Для этого были разработаны модули и функциональная матрица сценариев. По оценкам посетителей выставки, значительным преимуществом проекта является актуальность темы и нереализованный спрос на доступные и многофункциональные пространства у реки. Сам макет стал своего рода социальным исследованием, с помощью которого удалось собрать запрос жителей города на использование реки в повседневной жизни».
Проекты студентов
Проект №1 Пассажирский причал
София Кораева, Елизавета Москалишина, Ася Зуева, Анжелика ХаратянСуществующие пассажирские причалы инертны к городской среде и ощущаются как тупик. Мы предлагаем взглянуть на них как на ворота к реке – создать транспортные хабы, открытые для любых пользователей: от городских линий и экскурсионных маршрутов до речного такси и частных судов.
Кроме базовых функций причала здесь необходимо добавить городскую полифункциональность: возможность выпить кофе, купить билеты на концерт для продолжения маршрута и другое. Теперь, сходя с теплохода, вы не оказываетесь в пустоте. Вы попадаете в удобное пространство, откуда можно сразу продолжить маршрут. Причал становится началом приключения
София Кораева, Елизавета Москалишина, Ася Зуева, Анжелика Харатян
Проект №2 Марина у жилого квартала
Павел Сальников, Денис Лепин, Анна Шмакова, Алексей Крашенинин, Арина Андросова, Дарья Лебедева
Будничное взаимодействие с рекой сегодня – роскошь, доступная немногим в разобщенных пространствах ЖК. Для жилой инфраструктуры у воды марина становится не дополнением, а транспортно-рекреационным хабом, где вода работает как естественный аттрактор. Превращаем ее из запертого двора в открытый хаб для резидентов и города. Добавляем речное такси и частные лодки в опыт использования реки. Теперь это место, где рождается любовь к воде, живописные берега Москва-реки становятся достоянием всех горожан.
Павел Сальников, Денис Лепин, Анна Шмакова, Алексей Крашенинин, Арина Андросова, Дарья Лебедева
Проект №3 Природный яхт-клуб
Софья Королева, Полина Лукьянчук-Скоробогатова
Вместо приватного яхт-клуба – «Общественный центр водной культуры». Это центр просвещения, где можно учиться парусному спорту, погружаться в изучение экологию реки, приходить на пикник. Архитектура, которая не отталкивает, а приглашает к взаимодействию.
Софья Королева, Полина Лукьянчук-Скоробогатова
Комментарий Анны Носовой:
«Мы привыкли, что город живет вокруг воды. Пора сделать так, чтобы он жил с рекой. Чтобы этого достичь, мы создали гибкий конструктор. Его модули – это готовые сценарии: «кофе с видом на воду», «пункт проката», «станция речного такси», «экологическая лаборатория». Их можно комбинировать, создавая пространства для любого берега – от центра до спального района. Мы получаем систему, где причалы, марины и яхт-клубы – это не отдельные объекты, а узлы одной сети. Сети мобильности, отдыха и впечатлений. Наш макет – это и есть тот самый конструктор сценариев. Здесь река выходит на первый план. Каждый куб – это функция, впечатление, возможность. Их можно менять местами, создавая свой уникальный сценарий взаимодействия с рекой».
Фотография © Слава Замыслов
