English version

Кампус за день

Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.

mainImg
Вряд ли кто-то согласится, что проект развития университета, даже небольшого, даже самую предварительную концепцию, можно сделать за сутки. Тем не менее мы знаем, что так бывает, и – тоже тем не менее, хакатоны популярны, поскольку... обостряют всё, и чувства, и мысли. 

А тут работа шла на выставке – известный прием, когда команда проектировщиков становится своего рода экспонатом, еще Евгений Асс много лет назад на биеннале его опробовал – и, что немаловажно, одна из команд выиграла приз, немаленький: 150 000 рублей. Было за что побороться, помимо профессионального роста, и сутки не спать. 

Мозговой штурм проходил на стенде Москомархитектуры, на котором также были показаны три новых московских кампуса разной степени готовности: кластер Ломоносов в Долине МГУ, МТГУ имени Баумана и мастер-план МГСУ на Ярославском шоссе. 
  • zooming
    Работа команд шла на стенде Москомархитектуры за поликарбонатной стенкой, но внутрь можно было заглянуть
    Фотография © Владимир Кудрявцев / предоставлена Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    Стенд МКА, на котором проводили хакатон, был посвящен новым московским кампусам, три проекта разной степени готовности были показаны на внешней части стенда в виде призматрона
    Фотография © Владимир Кудрявцев / предоставлена Институтом Генплана Москвы

Студентам – участникам хакатона – предложили подумать над предложениями для территории МГПУ: Московского городского педагогического университета. Все три команды работали над одной темой, но автономно, в разные дни.

Университет – небольшой, он расположен в восточной части Москвы, на краю микрорайона, примостившегося между Измайлово и МКАДом, с двух сторон он граничит с парком. На территории – два учебных корпуса, один 1987, другой 2002 года постройки, трехэтажные, с характерным, тяготеющем к кресту, планом, стремящимся к максимальной инсоляции аудиторий – симпатичные здания со спокойными бело-розовыми фасадами, и 11-этажное общежитие в глубине территории. Благоустройства, фактически, нет, хотя некоторое время назад именно здесь располагался единственный в стране колледж ландшафтного дизайна. Сейчас тут находятся факультеты естественных наук и спорта. Вся территория обнесена забором, внутри, помимо трех зданий, есть сквер-площадь с характерной круговой дорожкой, и, у восточной границы, открытый стадион. 
  • zooming
    Татьяна Гук объявляет победителя хакатона на стенде МКА и Института Генплана
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Объявление победителя. Хакатон Института Генплана и МКА на Арх Москве 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Предложения участников, что довольно предсказуемо в наше время, тяготели к созданию общественных пространств, коворкингов, навесных переходов между зданиями – удивительно, что их до сих пор нет – а также, хотя бы частичному, раскрытию территории для города и окрестных жителей: две команды предложили сквозной проход по оси кампуса в парк, одна сосредоточилась на «интенсификации» единственной городской улицы, к которой примыкает территория МГСУ; примечательно, что она носит имя архитектора Чечулина. 
Все участники героически поработали и показали интересные результаты – настолько, насколько это вообще возможно, когда мозговой штурм ограничен всего лишь одним днем. Такие опыты полезны, и для студентов, и для тьюторов – и для университета, мы видели заинтересованность со стороны заказчика, представитель МГПУ вошел в жюри и очевидно, что высказанные участниками идеи вызвали интерес у руководства университета.
 
Да, приз ушел одной команде – таковы были правила в данном случае, – но подчеркну, в каждом предложении были свои сильные стороны. Ценя усилия всех команд, мы решили присудить, помимо первого места два вторых.

Итак, один победитель и два обладателя вторых мест. 

1 место / Познание

Команда 3, авторы проекта Познание
Фотография © Владимир Кудрявцев / предоставлена Институтом Генплана Москвы

Кураторы: Александр Котенков, заместитель начальника управления перспективных проектов Института Генплана Москвы; Мария Помелова, бюро «Чехарда»
Студенты: Алина Аракчеева / МИТУ-МАСИ, Маргарита Выходцева / МАРХИ, Анастасия Гаврик / ГУЗ, Анастасия Грачева / СПбПУ, Валерия Дегтярева / МАРШ, Ксения Каспирович / МАРХИ, Александр Коврига / МАРХИ, Игорь Осколков / КГАСУ, Никита Павлов / НИУ ВШЭ, Камиля Хиясова / ГУЗ, Анна Чвилёва / КубГУ, Екатерина Патрашко / МАРХИ

  • zooming
    Хакатон Института Генплана и МКА на Арх Москве 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Хакатон Института Генплана и МКА на Арх Москве 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Команда оказалась самой большой, работала в последний день, о них было совершенно точно известно, что не спали ночь, доделывали, – и картинок в этом предложении было больше всего. Хотя «генплана», по меткому замечанию Андрея Гнездилова, не было – иными словами, команда не показала собственно картинку преобразования территории кампуса, а сосредоточилась на сумме предложений, не сведенных в некую привычную сумму. Возможно, к лучшему – «точек роста» авторы предложили довольно много. 
Проект Познание, победитель хакатона
Хакатон Института Генплана Москвы, 3 группа

Как и другие команды, они предложили использовать парк – но, в отличие от коллег, протянули туда мостик: на западном его окончании в парке разместили эстраду, а на восточном, в пазухе учебного корпуса, – летний кинотеатр. Еще одно «место для выступлений» предсказуемо оказалось на сквере-площади. Стадион тоже оставили в восточной части, где был. 

Важное, хотя и очевидное, решение – общежитие и два учебных корпуса соединили навесными переходами; ну, конечно же, они нужны, хотя функция старого, восточного корпуса на данный момент, кажется, остается под вопросом, после того, как из него в 2015 году выехал факультет Дизайна и технологий. В его северо-восточном углу команда предложила зимний сад, совмещенный с переходом. 

Смысловой каркас проекта авторы определили как основанный на активации разных чувств: вкуса, зрения, слуха, тактильности, обоняния... Плюс – «аллея чувств» вдоль городской улицы, где соединяются они все. Красивый подход к объяснению функциональной программы, образ кампуса перестает быть унылым. Вот разве что арт-объект «Пять чувств», предложенный командой, выглядит несколько сомнительно, как чупа чупс с пятью ножками. Но его роль в данном экспресс-исследовании минимальна. 
  • zooming
    1 / 8
    Проект Познание, победитель хакатона
    Хакатон Института Генплана Москвы, 3 группа
  • zooming
    2 / 8
    Проект Познание, победитель хакатона
    Хакатон Института Генплана Москвы, 3 группа
  • zooming
    3 / 8
    Проект Познание, победитель хакатона
    Хакатон Института Генплана Москвы, 3 группа
  • zooming
    4 / 8
    Проект Познание, победитель хакатона
    Хакатон Института Генплана Москвы, 3 группа
  • zooming
    5 / 8
    Проект Познание, победитель хакатона
    Хакатон Института Генплана Москвы, 3 группа
  • zooming
    6 / 8
    Проект Познание, победитель хакатона
    Хакатон Института Генплана Москвы, 3 группа
  • zooming
    7 / 8
    Проект Познание, победитель хакатона
    Хакатон Института Генплана Москвы, 3 группа
  • zooming
    8 / 8
    Проект Познание, победитель хакатона
    Хакатон Института Генплана Москвы, 3 группа

Авторы сделали и несколько симпатичных точечных предложений: к примеру, велопарковку с подвешиванием велосипедов, хотя вроде бы территория достаточно большая, чтобы и так их ставить, и капсулы уединения – впрочем, только летние. 
Проект Познание, победитель хакатона
Хакатон Института Генплана Москвы, 3 группа

Тем не менее совершенно не удивительно, что проект впечатлил жюри, как проработкой, так и ненавязчивым обаянием деталей без претензии на планирование крупных вторжений: на роль последних тут могут претендовать разве что два перехода и зимний сад. 
Проект Познание, победитель хакатона
Хакатон Института Генплана Москвы, 3 группа

Команда проекта «Познание» также оказалась единственной, в чей градостроительный анализ вошел внимательный обзор транспортной доступности территории кампуса. 

2 место / Пшеничная аллея

Команда 1, авторы проекта Кампус-город
Фотография © Владимир Кудрявцев / предоставлена Институтом Генплана Москвы

Кураторы: Сергей Лукьяненко, начальник мастерской проектирования объектов городской среды, Институт Генплана Москвы; Милан Стаменкович, руководитель концептуального отдела ТПО Pride
Студенты: Елизавета Усова, Никита Пищаев, Полина Лукьянчук, Кристина Бабенко, Дарья Иванушкина, Арсений Ежов, Владислав Пащинский, Анастасия Костенко, Дарья Петрушина, Татьяна Чеснокова

  • zooming
    Хакатон Института Генплана и МКА на Арх Москве 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Хакатон Института Генплана и МКА на Арх Москве 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Отличие этого проекта – достаточно активное вторжение предлагаемых сооружений в контекст территории. Иными словами, если команда номер 3 только предложила точки, темы и референсы для их развития – то вторая команда все нарисовала очень определенно, причем в трех видах графики: генплан в модной аксонометрии, вступление как стилизацию под комиксы, плюс они же предложили героя «вузика», уже в объемно-мультяшной стилистике.
  • zooming
    Проект Пшеничная аллея, 2 место
    Хакатон Института Генплана Москвы, 2 группа
  • zooming
    Проект Пшеничная аллея, 2 место
    Хакатон Института Генплана Москвы, 2 группа

Словом, было очевидно, что рисовать участники команды умеют, неплохо и по-разному. Полезное умение в наше время господства презентаций. 

Вторая команда оказалась единственной из трех, кто не предложил переходов между общежитием и учебными корпусами, и не задумался над проходом сквозь территорию из города в парк, или не акцентировал такой проход. В их предложении отчетливо читаются две части. Одна вдоль улицы, соединяющая мини-кафе и входные группы в своего рода стену. Другая – несколько павильонов на территории, соединенных тропой-кровлей, петляющей в глубине. 
Проект Пшеничная аллея, 2 место
Хакатон Института Генплана Москвы, 2 группа

Заметим, что эта клманда, помимо трех видов качественной графики принесла на защиту еще и макет. 
Хакатон Института Генплана и МКА на Арх Москве 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Как и было сказано, в проекте предложено больше всего построек: два амфитеатра, один – спортивный, в дополнение к стадиону на его прежнем месте, другой развлекательный, третий так и просто круговой «циркус».
Проект Пшеничная аллея, 2 место
Хакатон Института Генплана Москвы, 2 группа

Самый очевидный недостаток предложения – кровля-тропинка распределена по территории скорее произвольно, а о самых коротких путях авторы забыли. Самым большим достоинством была презентация, энергичная до театральности, хотя местами, может быть, и слишком. 

2 место / Кампус-город

  • zooming
    Команда 1, авторы проекта Кампус-город
    Фотография © Владимир Кудрявцев / предоставлена Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    Хакатон Института Генплана и МКА на Арх Москве 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Кураторы: Анастасия Агафонкина, руководитель Архитектурно-планировочного объединения №2, Виктор Обвинцев, главный архитектор «Капитал Груп»
Студенты: Екатерина Репан, Анна Меркулова, Алиса Мурашова, Екатерина Яценко, Амрита Дхали, Светлана Ваврина, Егор Черных, Никита Мажуга

Команда, работавшая в первый день хакатона, по солидарному мнению жюри, сделала проект с самой «традиционной» подачей: по правилам генпланистов. 
Проект Кампус-город
Хакатон Института Генплана Москвы, 1 группа

Их предложение включает активацию парка, сквозной проход для горожан днем, вероятно, перекрываемый ночью для безопасности, так же как и навесные переходы между общежитием и учебными корпусами. Существующую спортивную площадку авторы дополняют стадионом покрупнее в центре территории: все же одна из специализаций этого кампуса – спортивная. Команда также предложила дополнительную входную группу в западной части, но в виде наземного перехода, а не мостика, акцентную площадь на остром углу в западной части, только тут помещен не арт-объект, а фонтан. Сквер-площадь благодаря его центральному местоположению и в этом проекте превращается в главное общественное пространство: авторы накрывают его этаким нелинейным «крылом» навеса, размещают там, в числе прочего, коворкинг, музей, кафетерий, и кроме того предлагают еще одно, зеркально-симметричное, крыло в качестве козырька у нового учебного корпуса. 
Проект Кампус-город
Хакатон Института Генплана Москвы, 1 группа

Налицо баланс между новыми сооружениями и их полезностью при несколько вялой графике, – не исключено, что последнее стало некоторым минусом для проекта, в остальных своих решениях достаточно сильного.
  • zooming
    Схема открытых и закрытых территорий. Проект Кампус-город
    Хакатон Института Генплана Москвы, 1 группа
  • zooming
    Предпроектное исследование: социокультурная антропология. Проект Кампус-город
    Хакатон Института Генплана Москвы, 1 группа

Проект Кампус-город был наиболее явным образом ориентирован на раскрытие территории и ее совместное использование вузом и горожанами. Хотя нельзя сказать, что все решения непростой задачи совмещения открытости и безопасности были в данном случае по-настоящему продуманы авторами. Впрочем, именно эту задачу надо, вероятно, признать одной из тех, что за день не решаются.

***

Жюри хакатона
Дарья Листопад, партнёр архитектурного бюро Megabudka
Ирина Кузнецова, куратор образовательных проектов Москомархитектуры
Андрей Гнездилов, соучредитель и первый заместитель директора архитектурного бюро «Остоженка»
Татьяна Гук, директор Института Генплана Москвы
Елена Иванова, зав. научно-исследовательской лабораторией образовательных инфраструктур МГПУ
Юлия Тарабарина, главный редактор Архи.ру

11 Июня 2024

Похожие статьи
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
НИИФИЛ <аретова>
Борис Бернаскони в ММОМА показывает, как устаревшее слово НИИ делает куратора по-настоящему главным на выставке, как подчинить живопись архитектуре и еще рассказывает, что творчество – это только придумывание нового. Разбираемся в масштабе новаций.
Константинов: путь к архитектуре
До 26 мая включительно не поздно успеть на распределенную по двум площадкам выставку Александра Константинова, доктора математики и художника-концептуалиста, автора объектов, причем очень крупных, городского и ландшафтного масштаба. Выставка – в Западном крыле ГТГ, два восстановленных объекта – в ГЭС-2. Автор экспозиции в ГТГ – Евгений Асс.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Технологии и материалы
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
Сейчас на главной
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Чикагские лауреаты 2024
Премия The International Architecture Awards отметила сразу семь российских проектов – четыре из них стали победителями в различных номинациях, еще три удостоились почетного упоминания. Рассказываем о каждом.
Идеализация цилиндра
Студенческое общежитие Hoso в городе Порту по проекту местного бюро OODA удалось построить всего за 14 месяцев, причем на монтаж каждого из этажей уходило по неделе.
Искусство без барьеров
Бюро Олега Клодта обновило интерьеры инклюзивного пространства Третьяковской галереи. В «Добром музее» учтены потребности посетителей с различными ограничениями, а также создана дружественная атмосфера, располагающая к общению и раскрытию творческого потенциала.
Инфраструктурный луг
По замыслу архитекторов C.F. Møller, ливневые воды в датском городе Раннерс собирают и очищают на заболоченной территории у реки, одновременно играющей роль заповедника и рекреационной зоны.
Холм как монумент
Памятником экономических и политических перемен, начавшихся в КНР в конце 1970-х, стали музей и парк в Шэньчжэне по проекту бюро Urbanus.
Деревня у вулкана
Отель недалеко от Петропавловска-Камчатского по проекту бюро Fantalis: фасады из термодревесины, пять типов планировок, панорамные окна с видами на сопки и березовую рощу.
Искусство под холмами
Арт-лаборатории Хампи по проекту Sameep Padora & Associates – комплекс мастерских и жилья для художников в индийском штате Карнатака.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Luzhniki Collection: новый образ Хамовников
Изучаем фасадные и объемные решения одного из крупных и громких проектов, реализуемых на берегу Москвы-реки между спортивными аренами Лужников и сталинской классикой Хамовников – Luzhniki Collection. Слово «коллекция» в его названии присутствует вполне справедливо: тут и коллекция авторов, и коллекция тем, в том числе вычитанная в морфологии окружающих районов.
Кирпичная энергетика
В Вантаа под Хельсинки бюро Kivinen Rusanen Architects построило новый корпус электроподстанции: его фактурные кирпичные фасады ведут диалог с соседним историческим зданием.
Кора из кирпича
Для проекта клубного дома, расположенного среди сосен престижного подмосковного района, бюро «А.Лен» поработало с фасадами. Сочетание разных видов кирпича и кладки соотносится с объемно-пластическими решениями дома, а также усложняется включением окрашенных под дерево фрагментов и металлической «лессировки».
Молодежный апдейт
Торговому центру начала 2000-х в Гуанчжоу возвращена актуальность в ходе реконструкции по проекту местного бюро Atelier cnS.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Бермудский треугольник
Дом в Чебоксарах, спроектированный бюро House and Flat, умещается на маленьком треугольном участке. Его площадь – 86 м2, план вписан в трапецию, а ширина одной из стен – всего полтора метра. Найти форму помог опыт японских архитекторов.
Сны на Вуоксе
Еще один ландшафтный отель в карельских лесах от бюро Rhizome, в котором немедленно хочется забронировать номер. Башня и «кабины» разместились на берегу Вуоксы, прямо на гранитных валунах, среди берез и сосен – архитекторы чествуют каждый кусочек природы и включают его в опыт путешественника.
Гайя
На самом деле никакая, конечно, не Гайя, а Гея, по имени богини земли – так называлась парфюмерно-экологическая инсталляция архитекторов бюро KOSMOS на прошлогодней биеннале дизайна в Цюрихе. Парфюмеры разработали для нее запах тающего льда, и о чем же это нам говорит?
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
Изумрудная шкатулка
Бюро MDVA спроектировало для парка в Барнауле павильон, внутри которого располагается трехчастная театральная сцена с амфитеатром. Внешний контур строения формируют аркады из деревянных ламелей, а тентовый навес защищает зрителей от непогоды.
Гибкость и острота современности
Роскошные, текучие, большие кокошники и спиральные бочки-колонны как из цветной жевательной резинки: в Москве, кажется, нет других таких особняков стиля нео-рюс модерна. А Теремок на Малой Калужской, ранее, как кажется, малоизвестный, «заиграл» и стал заметен после реставрации для офиса «архитектурной экосистемы». Видно, что Юлий Борисов и архитекторы UNK вложили всю душу и в поиск нового офиса, и в его приведение в современный вид. Рассматриваем парадоксы истории особняка и его пластического решения. Спойлер: тут встречаются две современности, обе прямо на острие «лезвия актуального».
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Палубы и кессоны
Архитектурная мастерская Антона Литовского спроектировала дом-палубу: линейное устройство позволяет ему отгородиться от соседей протяженным глухим фасадом, а со стороны сада – раскрыться проницаемыми объемами разной конфигурации, объединяет которые кессонированный потолок.
«Устойчивая» мода
Бюро gmp реконструировало сразу четыре небольших здания в историческом квартале Шанхая под модный кластер ICCF Group. Проект стал результатом более чем десятилетнего сотрудничества двух компаний.
Сады на высоте
Бюро HENN выиграло конкурс на проект вертикальной фермы, совмещенной с офисным зданием, в новом районе на месте промзоны на юго-востоке Берлина.
В ожидании леса
Здание ресепшен курортного комплекса в Ленинградской области имеет сложную конфигурацию и конструктив. Архитекторы мастерской Kalinkahaus использовали несколько видов материалов на основе древесины: CLT-панели, LVL брус и фермы из клееной балки.
Семейное древо
По проекту команды Алексея Полищука в Ленинградской области построен дом, в котором бок о бок живут четыре семьи. Архитекторы предложили систему из автономных жилых блоков и общих пространств, а также объединили требования дизайн-кода поселка с пожеланиями заказчика: за лаконичными фасадами из планкена и фибробетона прячется интерьер, характерный для традиционного деревянного дома.
В основе – ромб
Арт-павильон в новом жилом районе Нанкина по проекту местного бюро azLa напоминает о 3-тысячелетней истории и столичном статусе этого мегаполиса.