Осознание Москвы

Выставка «Москва: проектирование будущего» в Музее Москвы рассказывает историю города – в том числе управления им и его утопических проектов наравне с реальными генпланами – в очень наглядной и популярной форме. Прямо-таки формирует сознание.

mainImg
0 Выставка «Москва: проектирование будущего» в Музее Москвы посвящена 30-летию Москомархитектуры и 70-летию Института Генплана, а также году архитектуры в СНГ. Над ней работали председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов (материалы его диссертации стали частью экспозиции), специалисты Москомархитектуры, Института Генплана Москвы, Музея Москвы и других организаций. В кураторскую группу вошли Александр Змеул и Юлия Шишалова.

Выставка предназначена как для широкой аудитории, взрослой и детской, так и для профессионалов. Главный куратор выставки Дмитрий Ликин, партнер архбюро Wowhaus и главный художник Первого канала, выступая на открытии, сказал, что город кажется людям данностью, а цель же выставки – показать, какие люди и какой труд за этим стоит.
Коллаж по центру экспозиции: извозчик, городовой, сварщик, художница. Все скелеены в духе коллажа 1920-х годов. Автор: художник Олег Бородин. Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру
 
Выставка состоит из двух больших частей: мультимедийной, популярной, и более строгой, музейной. Экспозиция оформлена бюро Planet 9 Агнии Стерлиговой. Первая часть – попытка выделить элементы ДНК города: это земля, вода, дороги, сакральное, светское. И рассказать их историю. Пять павильонов, покрытых декоративной графикой и эффектными заголовками, распределены по просторному залу. Особенно почему-то бросается в глаза заголовок «Москва сакральная», про церкви, мечети и синагоги, только потом понимаешь, что рядом с ней имеется «Москва светская», про театры и спорт. Между собой неожиданно рифмуются «История зелени», про парки, и «История земли», про владения. Есть раздел, почти целиком посвященный «Архнадзору», начиная от его зачатков в палатах Щербакова и дорогостоящего переноса трассы ТТК под Яузу в ответ на протесты против строительства автострады по Госпитальному валу. 
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру

Внутри павильонов показывают мультимедийные произведения – короткометражки, созданные командой Михаила Зыгаря. Ролики называются «История будущего», они очень короткие – минут по пять, и стилизованы в духе клипового мышления современного человека: на экране то и дело появляются сообщения, похожие на переписку в чатах, иконки лайков и прочие эмодзи – и это там, где речь идет о временах, когда смартфонов не было в помине.

Сценарии, с одной стороны, не лишены юмора, но с другой стороны, не обходят острых углов российской истории – к примеру, в ролике о воде сообщается, что канал Москва-Волга строили заключенные, и сколько именно зэков работало в день, причем по данным «Мемориала». Однако и в интонациях, и в текстах позитив преобладает. Просветительские ролики сделаны уверенной профессиональной рукой; помимо развлечения, милого сердцу современного музейного посетителя, не чураются цифр, схем и планов – в очень умеренном объеме, в таком, который не дает усомниться в достоверности представленного здесь краткого курса истории города. 
  • zooming
    1 / 3
    Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    2 / 3
    Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    3 / 3
    Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
    Фотография © Василий Буланов

К примеру, в павильоне «Москвы сакральной» наглядно и модно объяснено, что такое сорок сороков, что сорок в прошлом представлял собой нечто вроде административного округа. Жители образовывали «комьюнити» по церковным приходам, а на всемосковский крестный ход собирались сначала по сорокам, к которым были приписаны (вот откуда происходит организация советских демонстраций с первоначальным сбором на заводам, школам и организациям). Здесь же наблюдаем забавный чат-диалог, иллюстрирующий процесс появления в Москве молельных домов иных религий и конфессий: «...нам нужна синагога» – в ответ молчание – «нам очень нужна синагога». И так далее.

Еще несколько короткометражек, расположенных вне павильонов, рассказывают о внезапных событиях, изменявших жизнь города: Олимпиаде-80, Мундиале-2018, переносе столицы в 1918 году из Петербурга в Москву. Звук каждого ролика неплохо аккумулирован между перегородками, однако когда входишь в первый зал, бормотание слышится со всех сторон – представим себе, что это город рассказывает свою историю, привлекая посетителя то в один угол, то в другой. 

Другая часть выставки – более строгая, информативная и менее развлекательная – расположена в дальней части зала. Строгость, впрочем, относительна: здесь также присутствуют игровые элементы – экраны, где можно попробовать себя в непростой роли проектировщика города. Там любой посетитель запросто может заставить квадратный участок жилыми домами – впрочем, потом ему объяснят, что это не очень правильно; но и за руку не хватают, знай себе расставляй домики.
Игра в градостроителя. Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру

Вторая часть разделена на два продольных «нефа»: пойдешь налево, найдешь историю управления архитектурой и устройством города, пойдешь направо – найдешь историю градостроительных утопий, визионерских идей, предлагавшихся, когда-то всерьез, а потом все больше в шутку, для Москвы в XX и XXI веке, от авангарда до современности.

Посередине, на широком экране-триптихе показывают фильм о развитии Москвы: генпланах 1920-х, 1935-го, 1970-го, 1990-х и о современных проектах.
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография © Василий Буланов

Основная часть фильма скорее повествовательная, но его постсоветская треть более эмоциональна: в ней подчеркнут и заострен контраст между первым периодом развития Москвы после 1991 года, когда «большая часть города превращается в гигантсткий рынок», «памятники архитектуры массово уничтожаются, сносятся и перестраиваются», а «продуманная реконструкция городской среды в современных формах», как на Остоженке, характерна только для «дорогих жилых и офисных зданий», – и периодом мэра Сергея Собянина: он охарактеризован как «новый этап градостроительства, цель которого создание города для людей, а не машин». Здесь перед глазами проходят парки, благоустроенные улицы, реорганизация промзон (показывают ЗИЛАРТ), программа реновации, конкурс на ее фасады, приоритет развития городской среды, строительство хорд, развитие метро и ТПУ (показывают «Нижегородскую»). По занавес мелькает несколько больших проектов: штаб-квартира РЖД на Рижской и высотный ТПУ на месте ТЦ «Крестовский» Рижского рынка; НКЦ Роскосмоса; кампус МГТУ, МГУ и кампус в Коммунарке, «Второе Сити» на месте района Камушки, высотная застройка Южного порта, планы ЭКСПО 2030 в Новой Москве. Нам дают бегло взглянуть нате проекты, которые сейчас считаются приоритетными.
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру

Часть экспозиции, расположенная от входа слева, посвящена людям, внесшим вклад в формирование облика столицы. Зигзагообразная лента белых стендов – это 24 человека, выбранных куратором Дмитрием Ликиным. Среди них, естественно, главные архитекторы города: Иван Мичурин, автор Плана Императорского Столичного города Москвы 1739 года, Дмитрий Ухтомский, потомок князя Юрия Долгорукого и автор Красных Ворот для императрицы Елизаветы, Никола Легран, разбивший бульвары при Екатерине Второй. И так далее вплоть до Семенова, Власова, Посохина, Кузьмина. Каждый из 24 персонажей представлен портретом, описанием, схемой города с его постройками и главной работой, например генпланом или проектом здания. Иллюстрации – в основном воспроизведения, не подлинники, хотя не исключено, что подлинники на выставке появятся позднее.

В списке есть выдающиеся мастера, которые не были главными архитекторами, но определили развитие архитектуры Москвы, такие как Казаков, Иофан и Олтаржевский, Жолтовский и Щусев. Впрочем в ряд попали и такие зловещие противоречивые персонажи, как Лазарь Каганович, строитель знаменитого метро, инициатор расстрелов и уничтожения памятников архитектуры, проживший почти сто лет до 1991 года, свидетель краха не только собственной карьеры, но и страны.
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография © Василий Буланов

Параллельно белой ленте стендов идет лента черная: схемы управления архитектурой и строительством Москвы, начиная с 1740 года, когда в городе было 138 тысяч населения на 7100 га, и заканчивая нашим временем и нашим многомиллионным городом. Это материалы кандидатской диссертации главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова. В них можно проследить роль всех ведомств, в том числе Москомархитектуры, которая еще недавно включала в себя и Генплан и много других подразделений, впоследствии выделенных в самостоятельные институты. Приближаясь к современности, схемы становятся сложнее.
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография © Василий Буланов

Показалось любопытным, что в XVIII веке главный архитектор в табели о рангах стоял после обер-полицмейстера, то есть это была почти военная должность. Но так было при Елизавете, а при Екатерине II Комиссия каменных строений и стоящий во главе ведомства архитектор подчинялся непосредственно императрице.
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография © Василий Буланов

В правом нефе в разделе «Утопия» собраны впечатляющие мечты, некоторые из которых – к сожалению, а некоторые – к счастью, не осуществились. Они сгруппированы в четыре группы: авангард, сталинская архитектура, модернизм и группа с хитрым названием «ре:акция». Интересно распределение конкурса 1934 года на грандиозный проект Наркомтяжпрома на Красной площади по двум группам. Наркомтяжпромы Мельникова и Леонидова, как и положено, попали в авангард, хотя томные обнаженные скульптуры в проекте Мельникова, вознесшиеся выше башен Кремля,  отсылают, скорее, к ар-деко, если не к ар-нуво (!), и остальной проект выполнен в духе Сант-Элиа, а Наркомтяжпромы Ивана Фомина и Бориса Коршунова для того же конкурса попали в сталинский раздел. Это говорит о том, насколько сложна была переломная эпоха 1930-х в идеологическом и стилевом отношении.
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография © Василий Буланов
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография © Василий Буланов

Несколько сложно для восприятия в разделе авангард мелькание картинок с надписями на экране: не всегда запомнишь название. План Корбюзье снести весь центр Москвы, кроме Кремля, и переделать радиальную планировку на прямоугольную а ля Манхэттен, конечно, не забудешь, да и предложение известное.

А вот спиральную башню – дипломный проект Дворца Коминтерна Лидии Комаровой 1929 года, который явно предвосхищает музей Гуггенхайма Френка Ллойда Райта в Нью-Йорке, построенный на двадцать лет позже, – хотелось рассмотреть подробнее. Как известно, третья жена Райта Ольга Ивановна, до того как выйти за Райта в 1928 году, была женой русского архитектора Владимира Хинценберга, то есть теоретически могла знать о витающих в воздухе идеях. Русский след в американском шедевре интригует. 
Лидия Комарова. Проект здания Коминтерна
Журнал Современная архитектура №4 1929 г.
Лидия Комарова. Проект здания Коминтерна
Журнал Современная архитектура №4 1929 г.

Эпоха модернизма не уступает по смелости авангарду. Утопический проект Павлова по тотальной перестройке Замоскворечья со сносом многих исторических зданий или тоннель под Красной площадью, проекты группы Гутнова «Новый элемент расселения» с футуристической бионической структурой и оттепельный Дворец Советов Власова – антииерархический, цветной и веселый продукт «растекания» архитектуры, если пользоваться термином Владимира Паперного, автора «Культуры-2». 

Для раздела «Ре: акция» (полагаю, кураторы намекали на реакцию как термин, противоположный революции) выбраны утопические проекты с 1980-х по наше время. В акварелях «Стиль 2001 года» Михаила Филиппова, с которыми он выиграл международный конкурс журналов JA и A+U в 1985 году, панельный московский район постепенно заменялся традиционным городом.

Здесь же, в числе поздних утопий, присутствует первый вариант Москва Сити Бориса Тхора и башня ГЦСИ Михаила Хазанова, проект, из которого в 2009 году была осуществлена только реконструкция двухэтажного здания-основы. Другие проекты – принципиально не рассчитанные на реализацию, не столько утопии, которые когда-либо планировали осуществиться, сколько художественные высказывания: к примеру, проект развития Москвы вниз под землю от группы «Обледенение архитекторов», 2000 года и проект Кремлевского университета студента школы МАРШ Олега Сазонова, сделанный в 2016 году в школе МАРШ под руководством Олега Шапиро и Дмитрия Ликина. Прямо скажем, выборка утопий недавнего времени более чем неполная, в ней не хватает не только монументальных классицистических проектов группы МАРХИ Михаила Белова 2021 года. Кроме того подборка утопий недавних лет – подчеркнем, что это отнюдь не выставка архитектурных проектов, а именно что попытка собрать коллекцию утопий, продолжив историю градостроительных фантазий XX века, – оказалась ощутимо иронической и какой-то случайной, что ли, как и сами современные утопии. 
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография © Василий Буланов

Сейчас, как кажется, время не утопий, а смелых, ну, во всяком случае в высотном отношении, проектов, действительно нацеленных на реализацию. Они мельком показаны рядом, в ролике Института Генплана и, надо сказать, не менее серьезны, чем в свое время проекты Наркомтяжпрома. А может быть, и много более. Потому что утопии, ушедшие в прошлое, поневоле приобретают романтический оттенок несбывшейся мечты – другое дело проекты, чье будущее еще не написано. 

Последний раздел выставки – для отдыха. Здесь приблизительно воссоздан кабинет, а точнее даже гостиная генпланиста времени примерно НЭРа: книги, часть – о Чарльзе Камероне, другая часть – о проблемах московских пробок, разложены на треугольных столиках с конусовидными ножками, модными в период оттепели. Здесь диваны, здесь можно отдохнуть, полистать и почитать, прежде всего книги, выпущенные Институтом Генплана и Москомархитектурой в последние годы; книги в шкафу, шкаф тоже ретро. На стене развешено множество макетов – таких, которые обычно делают для работы над ППТ и планированием новой застройки – их можно назвать частью рутинной работы планировщиков. 
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру

Что можно сказать об увиденном? Во-первых, эта выставка про градостроительство, а не про архитектуру. Поэтому, встречая время от времени одни архитектурные произведения и не встречая другие, очень важно держать в голове, что те произведения, которые мы встречаем, отмечены как важные в градостроительном отношении. Это не история архитектуры города, а история управления городом, как утопического, так и реального. 

Во-вторых выставка с точки зрения истории города, безусловно, очень познавательна и рассчитана на восприятие посетителем с любой подготовкой – как сказал на открытии Сергей Кузнецов, ее должен понять и школьник, – но в то же время человек, причастный теме, тоже что-то может для себя здесь найти. Признаем, что такую выставку – развлекательно-познавательную – крайне сложно сделать на градостроительном материале, который как правило состоит из схем. В наше время схемы, конечно, стали нагляднее, и все же градостроительство, особенно в случае города, в котором живет страшно подумать сколько миллионов человек – наука очень сложная и сделать из нее рассказ, доступный любому посетителю Музея Москвы, ох как непросто.

Так что, вероятно, неслучайным стало участие в статусе основного куратора Дмитрия Ликина, главного художника Первого канала, который, как известно, знает толк в правильной подаче информации: и усваиваемой легко, и несущей нужный месседж. Здесь определенно получилось и то, и другое – ходишь по выставке и чувствуешь, как легко и непринужденно в сознании закрепляется новый образ истории московского градостроительства, нацеленной в будущее, поскольку Москва, как мы хорошо знаем, – город будущего. Выходишь прямо другим человеком.

22 Декабря 2021

Лара Копылова Юлия Тарабарина

Авторы текста:

Лара Копылова, Юлия Тарабарина
Похожие статьи
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Воображаемая стена
В Никола-Ленивце сожгли на Масленицу объект со многими смыслами: кому «языческая традиция», кому преодоление преград. Замысел был тонкий и сложный, так что ничего удивительного, что получилось не всё. Действо, однако, провоцирует к усложнению процесса сожжения, предлагает новые слои последовательного восприятия. И, конечно, оставляет свободу интерпретаций. Что искусительно. Ими и займемся.
Курдонеры на «гринфилды»
Еще один проект, рассмотренный градсоветом Петербурга, – эскиз застройки микрорайона по соседству с Юнтоловским заказником. Бюро SLOI Architects понизило высоту на 20 метров, добилось силуэтности и сохранило коэффициент использования территории на прежнем уровне. Но вопросы к работе все равно остались.
Палисады в Мытном дворе
На прошлой неделе градсовет Петербурга рассмотрел проект застройки территории Мытного двора, подготовленный «Студией 44». Исторические здания отреставрируют, утраченные восстановят, а на месте складов появятся новые четырехэтажные дома. Проект приняли тепло, вопросы у экспертов вызвало только примыкание к Овсянниковскому саду и высота, показавшаяся слишком скромной.
Градсовет Петербурга 25.01.2023
Для Пироговской набережной «Студия 44» предложила белоснежный дом с тремя ризалитами и каскадом террас. Эксперты разбирались, что в проекте перевешивает: вид на воду или критическая близость к шестиполосной магистрали.
Градсовет Петербурга 14.12.2022
Градсовет критично отнесся к проекту гостиницы на Октябрьской набережной и эскизу застройки микрорайона «Юнтолово», но одобрил проект спортивного центра на берегу Малой Невки.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Сценарии для Московской области
Мособлархитектура и АПМО провели VI Форум проектировщиков – главный ежегодный практикум для архитекторов Подмосковья, собрав ответы на наиболее насущные вопросы при подготовке проектной документации, а также представив новые подходы к территориям на примере лучших практик.
Жизнь в трещинах асфальта
В рамках программы «Сказки о золотых яблоках» в Альметьевске открылся Индустриальный сквер – общественное пространство рядом с действующей котельной, над которым работала команда из архитекторов, антропологов, культурологов и ботаников. Результат – многослойное пространство, выросшее из семян татарской земли.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Три «зеленых» истории
Рассматриваем городские экологические проекты, представленные Институтом Генплана на Зодчестве. Они очень разного масштаба: от сбора информации и пожеланий жителей в масштабе города до выращивания луговых растений между домами и картин, которые, как оказалось, лечат деревья, помогают затягивать раны в коре. + перечень естественных для Москвы видов в помощь девелоперу.
Королевство зеркал
На XXX по счету Зодчестве столько решеток и зеркал, что эффект дробления реальности на кусочки многократно усиливается. Только ради этого ощущения стоит посетить фестиваль. Но кроме того выставка богата, разнообразна и работает как хорошо отлаженная машина по всем направлениям: губернскому, студенческому, арт-объектному, круглостольному и прочим. Делать бы и делать такие фестивали.
Первая легальная
Руководство Винзавода и Москомархитектуры открыли выставку граффити на бетонной железнодорожной стене при Курском вокзале. По словам организаторов, это первый опыт легального граффити в городском пространстве Москвы. Он интересным образом соседствует с нелегальными надписями напротив.
Город в потоке
Книги Института Генплана, выпущенные к 70-летию и к юбилейной выставке – самый удивительный трехтомник из всех, которые мне приходилось видеть: они совершенно разные, но собраны в одну коробку. Это, впрочем, объясняется спецификой каждого тома, разнообразием подходов к информации и сложностью самого материала: все же градостроительство наука многогранная, а здесь оно соседствует с искусством.
Утопии в городе
В Музее Москвы до 14 мая открыта выставка «Москва: проектирование будущего». Параллельно проходят круглые столы и паблик-токи. Вашему вниманию – сокращенная расшифровка разговора, посвященного архитектурным утопиям.
Технологии и материалы
Больше стекла: окна РЕХАУ в загородных домах
Оконная и дверная индустрия кажется консервативной в плане дизайна, но на самом деле изменения, которые произошли с ней в последние годы, значительны. Анализируем тренды на проектах выставки Open Village, индикатора всего самого популярного в мире частного домостроения.
Карусель для авиаторов
Для обновленного Парка Авиаторов в Петербурге компания «Новые горизонты» спроектировала и построила игровой комплекс «Карусель». Яркий объект с двумя ярусами маркирует главную событийную площадь парка, а детям предлагает разнообразные сценарии игры на разной высоте.
Устойчивое завтра
Названы победители Holcim Awards – премии за достижения в области устойчивой архитектуры. Показываем все проекты из «короткого списка».
Новые декоры в европейской коллекции Homapal 2022-23
Еще больше уникальных цветов и поверхностей металлизированных HPL пластиков появилось в обновленной коллекции бренда Homapal. Самые изысканные металлические текстуры сочетаются с преимуществами износостойкого и гибкого ламината.
Блестящая жизнь в деталях
В ряду металлов, которые выигрышно смотрятся как в классическом, так и в ультрасовременном интерьере, латунь занимает особое место. Неслучайно ее называют «новым золотом». На примере проектов компании HÖGER смотрим, как добиваться эффекта “латуни” и других металлов при помощи современных технологий.
Фасадная подсистема от «ОРТОСТ-ФАСАД»: надежность...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» разработала и запустила собственное производство подсистемы для устройства облицовки навесных фасадов. Инновационная разработка позволяет решать проблемы, связанные со сложной геометрией фасадов и работами на высотных зданиях.
Декоративное панно из алюминиевых панелей ГК АСП...
На путевой стене станции метро «Яхромская» в Москве установили монументальное панно в честь празднования 800-летия столицы в 1947 году. Панно выполнялось из трехслойных алюминиевых панелей с сотовым заполнением от компании ГК АСП.
Зимний сценарий
Осень и зима – не повод грустить и сидеть дома.
Рассказываем, какие малые архитектурные формы делают общественные пространства теплее, уютнее и интереснее даже в самые промозглые, пасмурные или студеные дни.
Больше чем детская площадка
Компания «КБЭА» из Чебоксар переосмысливает функционал детских площадок: с их помощью наука выходит в городское пространство и становится частью социокультурного программирования территорий.
Будущее фасадной инженерии: как решить проблемы строительства...
Вместе с постоянно развивающимися технологиями строительства область фасадной инженерии также переживает значительные изменения, однако далеко не все оказались к ним готовы. Опытом делится компания Unistem, лидер на рынке фасадного консалтинга.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Краски и штукатурки Baumit: идеальное финишное покрытие
В процессе отделки дома или квартиры одним из главных вопросов является выбор финишного покрытия, ведь это решение влияет не только на внешний вид стен сегодня, но и на то, как они будут выглядеть со временем. Рассказываем о том, какие штукатурки и краски предлагает Baumit для создания идеального фасада и интерьера, которые будут радовать много лет.
Облицовочный кирпич от BRAER: размер имеет значение
Сегодня наиболее распространенными форматами кирпича являются 1НФ, 0,7 НФ и 1,4НФ. У каждого есть свои преимущества. В линейке облицовочных кирпичей BRAER есть все три, но как определиться с выбором нужного? Попробуем разобраться.
Отдых в большом городе
Простая скамейка, установленная в нужном месте, способна дарить минуты отдыха и объединять. Рассказываем, как с помощью городской мебели «Хоббика» даже в самом урбанизированном контексте можно устроить островки для полноценной релаксации.
Кто построит будущее
Детские площадки меняются вместе с городской средой и предлагают детям не только палитру сенсорных ощущений и физической активности, но и образы, заимствованные у мировой архитектуры. Один из примеров – футуристические игровые комплексы, спроектированные компанией «Новые горизонты».
Сейчас на главной
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
Урбанистический катализатор
Модернистское офисное здание в 1960-е изменило характер амстердамской промзоны, а теперь превратилось в корпус студенческого жилья и вновь оживило свой район. Авторы реконструкции – Studioninedots.
Космос в матрешке
Школа креативных индустрий в Воронеже заняла необычное здание в форме матрешки. Авторы интерьерной концепции постарались сделать пространство функциональным, а также добавили связь с историей города: первый общественный этаж украшает мозаика и горельеф на космическую тему, которые в том или ином виде удалось спасти из снесенного ДК 50-летия Октября.
Портик нового времени
В начале года в новосибирском аэропорте Толмачево открылся терминал С. Масштабный и прозрачный входной зал со светящимися колоннами внутри умело сочетает лаконизм с яркой фотогеничностью WOW-эффекта. Он – и новый фасад всего комплекса, и точка отсчета планируемой реконструкции, по завершении которой Толмачево станет крупнейшим региональным аэропортом России. Рассматриваем здание в контексте модернистских прототипов как Новосибирска, так и Ленинграда: они собираются в отдельную, не лишенную любопытных нюансов, историю.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
Пресса: Место под солнцем: как архитекторы «Студии 44» находят...
Архитекторы из «Студии 44» Антон Яр-Скрябин, Евгений Новосадюк, Иван Кожин и Илья Сабанцев рассказали о новом поколении архитекторов, о проектах, которые уже сейчас формируют облик современных российских (и не только) городов, а также о том, как молодому архитектору найти свое место под солнцем.
Опыт, чувства и баланс
Бюро GAFA подготовило проект благоустройства «Дом Дау» – нового полностью жилого небоскреба в Москва-Сити. Вызовом стала компактная площадь дворов и «портрет» будущего жильца: архитекторы предлагают ему практику созерцания и замедления, обращаясь как к традиционным ландшафтным средствам, так и новым, способным удивить. Например, кинетическим скульптурам.
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Карельский лабиринт
Лабиринт-квест на территории музея «Карельский дом в Чашково» привлекает внимание посетителей и работает как продолжение экспозиции: для его создания архитекторы использовали национальные орнаменты и элементы традиционного зодчества.
Чайка серебристая
Реконструкция здания ресторана на Верхневолжской набережной в Нижнем Новгороде, по сути, окончательно утвердила название этого объекта. Даже если ресторану присвоят иное официальное наименование, все равно это – «серебристая чайка» – достаточно посмотреть на него и вспомнить историю места.
Здание D
Проект Харбинского центр дизайна на севере Китая создан архитекторами Wuxing Youxing Space Design на основе «типографского» мотива – буквы D.
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Лепка ракурсом
Степан Липгарт внедряет на окраине Казани «схематизированное ар-деко», да еще и зеленого цвета, со стеклянистой корочкой на фасадах. Главные достоинства проекта – он тщательно выстраивает ракурсы, стремясь сформировать в непростом окружении зародыш города не только в смысле пешеходности, но и пластически. Работает с силуэтами, предлагает любопытные треугольные «горки» террас. Да и выстроен он как кристалл, по двум сеткам, ортогональной и диагональной. Что получилось, что нет, в чем особенности – читайте в тексте.
«Плавательный оперный театр»
Крытый бассейн начала 1970-х годов в Гамбурге, памятник архитектуры модернизма и одна из крупнейших оболочечных конструкций в Европе, реконструирован архитекторами gmp и конструкторами schlaich bergermann partner.
Разнообразие фасадов
Комплекс из жилья и офисов по проекту бюро ALTA в ближнем пригороде Парижа учитывает соседство маловысотной частной застройки, будущей станции метро и послевоенных многоэтажек.
Образовательный эксперимент для Севера
Бюро «Сити-Арх» продолжает работу над проектами экспериментальных государственных ДОУ: по многим параметрам им могут позавидовать частные сады и школы. На этот раз – в городе Губкинском Ямало-Ненецкого автономного округа. Будущих воспитанников ждет разнообразная образовательная и игровая среда, которая включает зимний сад, педагогов – возможности для внедрения новых практик.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Над Жемчужной рекой
Самый большой в мире пешеходный мост Хайсинь в Гуанчжоу стал важнейшим общественным пространством этого гигантского города.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Парк на острове
Рядом с Королевским оперным театром во внутренней гавани Копенгагена открылся парк по проекту бюро Cobe.
Стиль лобби
Магазин бренда Emka выделяется в галерее торгового центра Ростова-на-Дону за счет ставки на сдержанность, ритм и асимметрию: проектируя пространство, архитекторы вдохновлялись образами хороших отелей. Среди сложных решений: гранитная кассовая стойка и деревянные кессоны на потолке.