Где скалы древние свой вековой покой
в воде, как в зеркале, недвижной отражают,
Там кто-то бережно заботливой рукой
под воду клад бесценный опускает.
в воде, как в зеркале, недвижной отражают,
Там кто-то бережно заботливой рукой
под воду клад бесценный опускает.
Николай Рерих
В этом году фестиваль «Открытый город» раскрывается новыми гранями под кураторством бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры». Тему выбрали из разряда вечных, но сложно познаваемых и сложно обсуждаемых – «Пространство духа», причем как внутри религиозной функции, так и вне ее. Несмотря на многие «но» выбор кажется крайне актуальным и соответствующим качанию маятника культуры. Наше время многим напоминает период между двумя большими войнами. Как и тогда, люди ищут опору, объяснение и оправдания, которые помогали бы справляться с реальностью и теневой стороной мироздания. Ищут не в традиционных религиозных институтах – потому что уже был Ницше, открытия в области мозга и разросшееся до пантагрюэлевских масштабов инфополе – а чаще в эзотерике, мистике, ЗОЖ. Только раньше была Елена Блаватская, а сейчас – Елена Блиновская. В этом контексте действительно полезно сесть и хорошенько задуматься о себе и о вечном. Какому богу я служу? Во что верю? С чем соизмеряю свои ценности? Кто автор звездного неба и морального закона?
И более узко – как это все уживается с городом, осталось ли в повседневности сакральное, есть ли у него дом?
В соответствии с широтой темы фестиваль отличается большим количеством крайне интересных воршкопов. В одном из них мы поучаствовали.
Сакральный язык природы
Бюро GAFA предложило искать сакральное через постижение языка природы. Что кажется очень логичным и правдивым. Если допустить, что сакральное всё же существует, то оно появилось задолго до нас: в «сутках» Вселенной человечество живет от силы пару последних минут. Поэтому можно предположить, что в наибольшей степени сакральное проявлено или сконцентрировано вне культуры – то есть в природе, которую можно принять за своеобразный первоисточник.Помните фильм «Прибытие», сюжет которого основан на концепции лингвиста Фердинанда де Соссюра? Его главная героиня изучала язык пришельцев. А как только изучила – научилась предвидеть будущее, вместе с языком интегрировав базовый навык этих самых существ. То есть, постигая язык природы, на котором, возможно, говорит сакральное, мы приблизимся и к пониманию сути самого сакрального.
Конечно, не GAFA первые стали искать присутствие бога в природе, но гениально соединили свой подход с реальностью. Так ли много нетронутой природы осталось даже в нашей стране? Люди ездят за ней на плато Путорана, за реку Катунь, к жерлам вулканов Камчатки. Но для таких поездок не только сложно найти время, но и ресурсы. Прекрасной альтернативой стала Карелия – в ней много первозданной дикости, неизведанности, она одновременно близкая и недоступная. А еще на ладожских шхерах провел два судьбоносных года Николай Рерих.
При чем тут Рерих?
В бортовом журнале Юрий Гагарин сравнивал увиденное в иллюминаторе именно с красками Рериха. Лилово-голубые картины, пожалуй, знают или могут узнать все. Иногда встречается забавное сравнение – русский Индиана Джонс. Да, археолог и путешественник, художник и мыслитель. Только искал он клады и сокровища иного рода.О карельском периоде Рериха известно достаточно много – мы знаем, где художник жил и бывал, что написал около 200 полотен, придя к характерному колориту; в повести «Пламя» читаем о «радости и бодрости» севера. Как пишет историк культуры Дмитрий Попов, в Карелии «мастер всё вдохновеннее вглядывается в нетленную красу небесных созвездий, всё крепче хочет связать её с тайной земли, всё убеждённее ищет родственные нити между миром “этим” и “тем”».
Подобными поисками занимались в экспедиции и студенты воршкопа.
В начале было слово (и в конце)
Желающих отправиться в Карелию оказалось много – команда GAFA получила 65 заявок от студентов Москвы, Санкт-Петербурга и Казани. Из них нужно было выбрать только 15. Достаточно легкое по форме проходное испытание – эссе на тему «Мое место силы» – помогло собрать мотивированную и разностороннюю группу. Эссе же стало и первым этапом в размышлениях о сакральном.Не обошлось без мистики – среди участников оказалась сразу несколько однокурсников из МАРХИ. Подтасовка невозможна, поскольку портфолио и эссе кураторам воркшопа предоставлялись в формате «инкогнито».
В результате группа действительно подобралась разношерстная – кто-то уже работает в крупном бюро, кто-то занимается промышленным дизайном, думает о магистратуре в Милане или сомневается в выборе профессии. Многие уже были в Карелии и других подобных местах, другие же впервые пробовали бруснику или ходили босиком по мху.
Одним из итогов экспедиции станет книга – ее главы будут посвящены различным аспектам сакрального. Поэтому во время лесных прогулок студентам приходилось ловить свои мысли, а затем фиксировать их и превращать в эссе уже более глубокого толка.
Команда студентов
Проводники и волшебные помощники
Местом для экспедиции выбрали остров Кильпола. На одном из похожих, только поменьше, жил и Рерих. Здесь запросто можно встретиться с лосем, кабаном или зайцем, ночью испугаться тишины, увидеть звезды и северное сияние, наесться черники и за пять минут собрать корзину лисичек.У одной из шхер расположился ретрит-центр «Остров», который стал базовым лагерем для участников воркшопа. Это место предлагает умеренную аскезу, способствующую целям поездки – в меню нет мяса, сотовая связь или wi-fi почти отсутствуют, удобства на улице, за собой помойте тарелки. При этом стоит отойти от домиков на сто метров – и ты в окружении дикого леса, потеряться в котором без загруженной карты очень легко. Под руководством основателя центра Александра Аргеландера можно было попасть в самые глухие участки леса. В то же время такие прогулки дали понять – сакральное в толпе не слышно, требуются тишина и уединение.
Вопреки расхожему представлению о суровом севере, карельский перешеек отличается невероятным разнообразием красок и видов. Осмыслять гениальность эволюции и божественную красоту природных форм группе помогал ландшафтный инженер Евгений Левин – безусловный хедлайнер поездки. Наматывая километры по тропам или часто даже без них, то и дело задерживались. Тут валун, скошенный край которого стал платформой для изысканной ландшафтной композиции: из ковра мха растут веточки папоротника, красиво приземлились желтые листья березы, красная ягода добавила акцент, гриб уравновесил композицию. Симбиоз, красота и согласие – вот и тема главы родилась. Идем дальше – восхитительные болотистые поймы, устройство которых очищает воду от тяжелых металлов. А вот мягкие каменные ванночки в толще гранитной породы – Дзюнья Исагами, конечно, хорош, но естественности волны не достичь и ему. Вот разноцветные лишайники – совсем как камуфляжная куртка рыбака. Сукцессия, корневые системы, менеджмент веществ, грибницы-повелительницы – успевайте записывать. Энтузиазм Евгения был крайне заразителен и помогал соединить увиденное с реальными проектами: городами-губками, теневыми и ливневыми садами.
Плотная программа поездки – помимо прогулок были лекции, цигун, пленэры и различные мастер-классы – не оставила шансов уехать без ответов. Виктория Гавалиди работала катализатором мыслительных процессов и постоянно держала группу в тонусе, задавая вопросы и провоцируя обсуждения. Вариантов определения сакрального с каждым часом становилось всё больше, формулировки усложнялись и то приобретали, то теряли четкие контуры. Григориос Гавалидис как талантливый модератор не позволял мысли улететь в космос, помогал направить и сузить ее. Однако во время в одной из «летучек» у костра всё же констатировал: «Сакральное мы не найдем. Нужно сначала понять, кто ты, определить человека».
И это, пожалуй, действительно так – к пониманию сакрального можно только стремиться, так и не познав истины. Но в самом процессе много ценного.
Для праздности – важнейшего элемента творческой жизни – тоже было место. Свободным временем все распоряжались по-разному – рисовали, уходили на гору прислушиваться к местному духу, лежали на сапе посреди холодной Ладоги, высаживались на островах, чувствуя себя первооткрывателями. Многие вставали до рассвета, чтобы поприветствовать солнце с воды. Пили чай с Василием. И в эти моменты, вероятно, лучше всего и получалось услышать свой собственный голос.
Куда идет лось
На языке природы говорить о сакральном действительно оказалось проще: то и дело обращались к корням, циклам жизни и смерти, адаптации и симбиозу; всматривались в бесконечно разнообразные узоры. В какой-то момент обобщающим символом стал лось. Куда он идет, о чем думает? Григориос рассказал об опыте встречи со зверем на лесной тропе – городскому жителю он кажется инопланетным существом, в глазах которого читается мудрость Вселенной. О лосе даже рассказали Сергею Кузнецову по приезду в Москву.
В результате каждый участник нащупал свое ощущение сакрального, которое постарается отобразить в рисунках и тексте для общей книги. Также в экспедиции студенты собирали всевозможные артефакты, из которых сложится общее панно. Третьим итогом воркшопа станет фильм, в котором мысли о сакральном будут перемежаться с видами карельских пейзажей. Судя по интенсивной работе двух операторов, он обещает быть очень зрелищным.
Финальная выставка фестиваля, где будут представлены и итоги карельской экспедиции, состоится в ноябре во флигеле «Руина» Музея имени Щусева.
Путешествие стало возможным благодаря поддержке близких по духу компаний Tegola, Архитайл и проекта Timeless.