Так что архитекторы «срифмовали» каждый из корпусов ЖК МИRA с окружающими зданиями – в зависимости от того, какой знаковый объект расположен ближе. И от того, какие виды откуда открываются. Получив в итоге сумму стоящих близко друг к другу – и схожих на уровне общего, базового подхода – но в нюансах различных, разнообразно реагирующих на контекст домов.
На самом деле в проекте – два раздельных пятна подземных парковок и стилобатов. Одно крупнее, вытянуто вдоль бровки речного склона и активно работает с рельефом, поскольку перепад высот тут с запад на восток – порядка 5 метров: в глубине высота стилобата больше, ближе к проспекту меньше. Здесь одним стилобатом объединены, фактически, два корпуса, К1 и К2, а визуально – три объема. В глубине, в южной оконечности участка – еще одна пластина, К3. Таким образом, участок заполнен, но в средней части остается существенное пространство двора; его контур закрыт, но не целиком, а только по двум сторонам.
Два корпуса: К1 и большая пластина К2, срезаны по диагонали – поначалу хочется предположить, что одной плоскостью сечения, но нет, линии среза параллельны, у третьего корпуса срез отодвинут немного южнее, что, тем не менее, не мешает констатировать, что в реальности они будут считываться как единый срез. Первый, у К1, открывает инсоляцию для дома Жолтовского; второй раскрывает виды, на восток, к восходящему солнцу. И еще немного на запад, так как срез, а в К2 он начинается на высоте десятого, в К1 на высоте шестого этажа – проходит практически по широте. То есть аккуратно с запада на восток.
В остальном корпуса ориентированы параллельно и перпендикулярно проспекту, а он, как известно, направлен на северо-восток, здесь – под 60°, так что и срез «обнаруживает» в здании угол проспекта.
На срезанных углах задуманы треугольные террасы. Будем надеяться, что они станут общими прогулочными пространствами для всех жителей; хотя бы – каждого корпуса. Впрочем, внутри двор тоже достаточно обширный. А рядом, как мы помним, Ростокинский парк.
Благоустройством придомовой территории, стилобата и внутреннего двора занималось архитектурное бюро «Дружба», предусмотревшее уличную зону ритейла внутри комплекса и снаружи – дорожки для прогулок, ведущие на набережную и далее, через мостик в парк. Внутри квартала разобьют парк «Лесная тропа» с кустами, камнями, полевыми травами, деревьями, фонтаном, напоминающим родниковые ключи, и качелями.
Интересно обнаружить, что наиболее остро на окружение откликаются два корпуса, параллельные шоссе. Для невысокого, 15-этажного соседа 11-этажного Жолтовского – корпуса К1 – главной темой, в силу соседства, становится акцентирование классики. Впрочем, ее проводят вполне дистанцировано: именно тут появляются объемные полукруглые колонны, но межэтажный пояс – в виде вогнутых дуг, заостренных волн. Притом что у Жолтовского – пилястры. А цвет не желтый, темный, почти черный. Иными словами, никакого буквализма, только перекличка «на классическую тему». И капителей, разумеется, нет. Зато несколько верхних этажей обходятся без пилястр и укутаны в сплошное остекление, что, с одной стороны, визуально облегчает образ здания, а с другой, позволяет добавить этажей и квадратных метров.
Фасады двух других корпусов представляют собой вариации на темы не классики, но модернизма. К3 расположен максимально далеко от проспекта Мира, в глубине квартала, этот корпус идет параллельно «Дому на ножках», и его фасады – преимущественно стеклянные, причем остекление спроектировано не как плоскость, а углами-ребрами, что легко увидеть на планах и визуализации. В пресс-релизах фасад назван «динамичным». Рисунок углов-ребер рифмуется с формой балконов на доме 1968 года, за счет чего два объекта «дружат».
Наиболее сложно сочиненный фасад – у корпуса К2, который смотрит на Ростокинский парк. К2 состоит из трех объемов: во-первых, основного массива дома, отделанного светл0-серым камнем, во-вторых, розовой башни и, в-третьих, стеклянной перемычки между ними.
Та часть, которая в сером камне, решена спокойно: вертикали и горизонтали каменных панелей обрамляют прямоугольные окна.
Розовая башня – доминанта всего комплекса. В контексте проспекта, по которому непрерывным потоком идет трафик, башня играет роль маяка. Она декорирована розовым камнем, верхние ее этажи сделаны как своего рода наблюдательный пункт, со сплошным остеклением. Также в этой зоне пентхауса предусмотрена открытая терраса.
Верхние этажи всех трех корпусов композиционно выделены за счет максимального остекления, что помогает уйти от монотонности архитектурного образа и выделить самые престижные квартиры.
Две входа в ЖК запланированы со стороны набережной. Входную зону фланкируют V-образные опоры, оммаж соседнему «Дому на ножках».
Если подытожить, ЖК МИRA можно отнести к преобладающей в последние годы в Москве типологии застройки: высотной, с башней-акцентом высотой 83.1 метр. Плюсы такого рода объектов – возможность поселить достаточно большое количество людей рядом с парком и развитой городской инфраструктурой. Особенность работы с такими, высокоплотными объектами архитекторов Kleinewelt – акцент на разнообразии и разновысотности объемов, составляющих комплекс. А также оттенков%: к примеру, именно у этих авторов нередко черный соседствует с розовым оттенка «пепел розы» и светло-серым. В данном случае отсутствует, тоже любимый Kleinewelt, сдержанно-изумрудно-зеленый; но его с успехом заменяет обилие зеленых зарослей вокруг.
ЖК МИRА
© Kleinewelt Architekten
Еще одна особенность – внимание к деталям. Это в принципе необходимая черта современных жилых проектов в Москве: везде, но особенно на фасадах, – нужна некая «изюмина». В данном случае ее роль берут на себя нетипичные черные колонны, откликающиеся на белые пилястры Жолтовского. Они тут один из ключевых элементов, что видно хотя бы на эскизах. Как они сочно прорисованы.
Но ключевой элемент не один: есть башня, есть дом-гармошка, V-образные ноги... Ультрасовременные фасады, тщательно находят корреляции с соседними зданиями. Ближайшими. Это отличает комплекс от другого соседа – ЖК «Триколор» Владимира Плоткина. Тот тоже велик, еще выше, в нем 190 метров, разновысотен и разноформатен, но «одет» в одну полосатую «шкуру». Тот тоже выстраивает отношения с городским контекстом, и даже с домом на ножках, что очевидно, если ехать мимо из центра по проспекту – но все его корреляции рассчитаны на большее расстояние, иногда кажется, что больше чем на пару километров, в размахом.
Подход ЖК МИRА и такой же, и другой. Он меньше высотой и сложнее, его контекст рядом, он, как кажется, рассчитан на «растворение» высотной парадигмы в городской ткани.
Напрашивается вольное сравнение. Представим себе студентов: один встает во весь рост в галерки, другой тянет руку из пятого ряда. Примерно такое различие. Вовсе не исключено, что они предопределены положением двух высотных объектов – разнесенных по времени больше чем на 10 лет – в городе.
Кроме того может быть, главное отличие ЖК МИRA от соседних зданий, – это разворот в сторону от проспекта. Его предшественники торжественно обрамляют одну из центральных столичных магистралей. В новом ЖК эту роль отвели одному из трех и самому малому по высоте корпусу. Основной же объем квартир смотрит в сторону парка. Там же запланированы и главные входы. Так что и архитекторы сравнивают свой проект с «островом» – очевидно имея ввиду приватность.
Так что ЖК МИRA выглядит примером деликатной высотки. Меньше ростом, чем высотка-сосед, ближе к центру. Внимательно рефлексирует ближайшие акценты, откликается на них не без легкой фронды, но вежливо. Мирный проект на проспекте Мира.