Ледокол Баумана

На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.

mainImg
Кампус МГТУ спроектирован и построен в очень короткие сроки: за 4 года с 2020 по осень 2024.

Руководитель авторского коллектива – главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, авторы проекта – ТПО «Прайд», со стороны проектной организации кампус курировала Елена Мызникова, со стороны МГТУ – главный архитектор университета Андрей Тютин. В работе участвовали несколько ГАПов, поскольку корпуса и пространства разного назначения и значимости сгруппированы на нескольких площадках. В историческом центре Москвы, хотя и за Садовым кольцом: в Немецкой слободе. Топовый, знаковый, звучный и  большой. Мегапроект. 
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Елена Мызникова, руководитель авторского коллектива Технологической долины МГТУ
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Андрей Тютин, главный архитектор МГТУ
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Экскурсию для журналистов Сергей Кузнецов начал с благодарности мэру Сергею Семеновичу Собянину, без искренней заинтересованности которого современной архитектурой проект вряд ли бы смог состояться, особенно в такой короткий срок. Подчеркнул, что общественных пространств в итоге реализации проекта в районе 2-й Бауманской стало значительно больше: раньше вся территория центральной части кампуса была «за забором», а теперь проходима с нескольких сторон. А заключил свой рассказ Сергей Кузнецов приблизительно следующими словами: проект кампуса МГТУ – образцовый, его задача показать, что так строить можно и нужно по всей стране. Вот почему здания общежитий немного напоминают ледокол. И напомнил присутствующим о своем проекте «Русское идеальное» в Никола-Ленивце, там идеал и тут идеал: «Страна должна выглядеть так. <...> Надо делать образцовые проекты. Пробивать стену» , – так резюмировал свое выступление главный архитектор Москвы. 

Уже само это высказывание провоцирует к жизнестроительному восприятию проекта: не только Андрей Боков говорит о том, как нам обустроить Россию.

Итак, «Технологическая долина», или кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана, расположена на нескольких площадках, на разных сторонах 2-й Бауманской улицы и разных берегах Яузы.
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Концепция 2021 года
    © Сергей Кузнецов & ТПО «Прайд»
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Генплан основной части на 2-й Бауманской улице
    © Сергей Кузнецов & ТПО «Прайд»

Основная часть – напротив главного здания университета, между 2-й Бауманской и просто Бауманской улицей. На месте бывшего Института химзащиты, он-то и был закрытой территорией военного ведомства. Здесь вокруг овальной в плане площади сгруппированы несколько новых корпусов МГТУ: цифровой трансформации и цифрового же материаловедения, технологий защиты природы, инновационный хаб, так же как и конгресс- и медиацентр. Здания, кроме двух последних, разделены между собой значительными паузами и сгруппированы вокруг площади как лучи, расходящиеся от центра.
  • zooming
    План цокольного этажа. Технологическая долина МГТУ на Яузе. Центральная часть
    © Сергей Кузнецов & ТПО «Прайд»
  • zooming
    План 1 этажа. Технологическая долина МГТУ на Яузе. Центральная часть
    © Сергей Кузнецов & ТПО «Прайд»
  • zooming
    План 2 этажа. Технологическая долина МГТУ на Яузе. Центральная часть
    © Сергей Кузнецов & ТПО «Прайд»
  • zooming
    План 3 этажа. Технологическая долина МГТУ на Яузе. Центральная часть
    © Сергей Кузнецов & ТПО «Прайд»

Скругленные торцы со стороны площади решены в виде стеклянной «гармошки», на которую в технике шелкографии нанесены надписи, соответствующие специализации каждого корпуса. Западный торец кластера защиты природы, обращенный к Бауманской улице, но углубленный относительно ее красной линии – такой же складчатый, как и внутренние вогнутые поверхности и при взгляде в улице образует некоторую интригу, призывающую прохожего зайти и посмотреть, что там внутри. 
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В центре площади – амфитеатр, в центре амфитеатра Древо знаний; его роль исполняет дуб, но не обычный для Москвы дуб черешчатый, quércus róbur, а с изрезанными листьями, похожими на листья клена – дуб красный, quércus rúbra. Вероятно, чтобы сложнее было представить себе на его ветвях русалку и ученого кота... Дерево уже сейчас достаточно большое, хороший, взрослый крупномер. 
  • zooming
    1 / 4
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

По овальному контуру площадь накрывает натяжной козырек из архитектурной мембраны на металлических конструкциях. Последние – гордость проекта, они разработаны немецкими инженерами компании Марка Шлайха schlaich bergermann und partner. Они же делали кровлю стадиона ФК «Краснодар», спроектированного архитекторами СПИЧ, и занимались целым рядом других проектов в России, – рассказывает главный архитектор Москвы.

Сергей Кузнецов также прокомментировал тему сходства решения площади с берлинским Сони Центром, несколько лет назад популярную в общественных обсуждениях проекта МГТУ: с одной стороны, работы Хельмута Яна всегда вызывали уважение Сергея Кузнецова – «в моей коллекции даже есть его рисунки». С другой стороны, натяжная кровля это распространенный прием, прежде всего в стадионах – «в моем портфолио есть стадионы»; да и в Москве уже достаточно много парящих кровель, к примеру в Зарядье, хотя «парящие кровли бывают разными». 
  
  

Словом, надо признать, что такого рода решение полуприкрытой козырьком площади получило определенное развитие в современной архитектуре, и Сони Центр – не единственный аналог, если подумать, можно найти целый ряд других прообразов, а следовательно, прием можно считать закрепившимся в словаре современной архитектуре как один из ее архетипов. Кроме того, вспоминается, что Сергей Кузнецов активно занимается спортом, так что и сравнение со стадионом приобретает новый смысл... Представим себе, как студенты перед занятиями устраивают пробежку вокруг амфитеатра: не марафон, конечно, но тоже разминка. 

Но я отвлекаюсь. Скопление главных корпусов вокруг площади, преимущественно, интравертно, ориентировано на ясно обозначенный центр. С окружением центральный комплекс взаимодействует скорее нейтрально; но есть два исключения. Или даже три. 

Первое – складчатый фасад корпуса со стороны Бауманской. Это самый деликатный акцент; войти с этой стороны из города на площадь можно по ровной плоскости. Не то со стороны 2-й Бауманской – здесь перепад около 7 метров, здесь лестница, площади снизу не видно, зато в сторону улицы выстреливает острый приподнятый «нос» Инновационного хаба. Вдали маячит, привлекает внимание кольцо натяжного козырька. Именно «нос» вступает в диалог со старым зданием МГТУ, Слободским дворцом. Он и есть главный фасад нового кампуса. 
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Третий способ взаимодействия центральной площади с окружением – внутренняя ось. Ее присутствие отдельно акцентировал на экскурсии Сергей Кузнецов. К югу от скопления центральных кластеров разбит сквер, а еще чуть дальше золотистый портал корпуса Биомеда «нанизан» на одну пространственную ось с Древом знаний в амфитеатре, проходящую через крупную «арку». 
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Так возникает три связи с городом: первая деликатно интригующая; вторая – наоборот, дерзкая; третья – внутренняя. 

Поблизости есть еще два корпуса. Один – Квантум-парк, углом по 2-й Бауманской и Бригадирскому переулку. Его образ, по словам Сергея Кузнецова, складывался сложнее всего, несколько раз изменялся, пока не пришел к решению с полосками шелкографии. 
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Второй корпус – технологический, появился на стороне Слободского дворца, он вытянут между 2-й Бауманской и Яузой вдоль Технического переулка: с обеих сторон на торцах выступают крупные консоли из шахматных «клавиш» в золотистом обрамлении; на повороте стеклянный фасад становится зубчатым. 
Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вторая часть «технической долины» – новые общежития; они расположены на другой стороне Яузы, на Госпитальной набережной, и до них по прямой около километра, а пешком 15 минут. Теперь, когда открылся новый пешеходный мост между общежитиями и Лабораторным корпусом 1979–2004 годов постройки, уже точно 15 минут. 

Мост – ключевой элемент проекта, в урбанистическом смысле. Сложно сказать, как там будет в холод и дождь – вероятно, как на любой открытой местности – но в солнечную погоду он чудо как хорош. На нем обустроена велосипедная дорожка с длинными удобными пандусами, с него открывается отличная панорама реки. В панораме принимают активное участие собственно новые корпуса общежитий, очень кокетливо зеркалирующие застройку противоположного берега. Любоваться панорамой можно со ступенек «амфитеатра» – частью моста стало общественное пространство для созерцания реки, вывешенное на изогнутой металлической консоли над водой. Я не люблю слова уникальный, но, пожалуй, в московских проектах такое решение раньше еще не использовали. Кристаллические лифтовые башни кажутся уменьшенным вариантом «кристаллов» общежития. 
  
 

Металлические конструкции моста – не слишком массивные, даже легкие, и в них встроена вечерняя подсветка, так что в темноте кессоны светятся и отражаются в воде. 

Студентов по мосту, во всяком случае в солнечный день, идет довольно много. 

В перерыве между парами немало людей и на бульваре между двумя корпусами общежитий. 
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Бульвар – открытый, общественный, по нему можно пройти, в частности, к стадиону Металлург, который теперь принадлежит МГТУ. Начинается бульвар от моста, его заполняют скамейки и клумбы – все на колесиках, как и во дворе кластера Ломоносов. С противоположной стороны, ближе к спорткомплексу 1980 года постройки, бульвар продолжает вереница качелей – прямо как на Триумфальной площади, только поменьше масштабом, зато, вроде бы, больше посадочных мест. 
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Нам удалось попасть в лобби общежитий – там журналистов сопровождал выпускник, кажется, председатель студсовета, и он все повторял, что селят сюда не всех, а активистов, спортсменов, «...ну, на оценки тоже обращаем внимание». Первокурсников не селят в новое общежитие. Определенно, оно стало классом «элит». Недаром Сергей Кузнецов рассказывал на экскурсии, как депутат перепутала проект, из-за его блестящей внешности, с элитным жильем. Тем не менее это общежитие. В первом этаже столовая, коворкинг, и сервис-центр с круглым ресепшном. Много белых колонн, в том числе наклонных, прямо-таки лес. Часто встречаются офисные перегородки, и в столовой, и в коворкинге. Коворкинг, как нам объяснили, доступен не только жителям конкретного корпуса, а всем студентам МГТУ. 
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Лестницы тонкие, форточки за металлическими решетками, которые образуют ритм на стеклянном фасаде. 
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Взаимное расположение двух корпусов определил канализационный коллектор, который прорезает протяженный участок вдоль по диагонали: архитекторам известно, что такого рода условия способны превратить неудобную конфигурацию в почти нереальную, – но в данном случае территория, надо это признать, все же была довольно значительной. 

Так появился пешеходный бульвар – и так возник скос нижнего восточного угла протяженного корпуса, именно там коллектор подходит к пятну застройки ближе всего. Один скос, по-видимому, породил другие и два очень простых объема получили крупную огранку: уже не только внизу, но и вверху. 
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Объемы – зеркальные, отражают окрестности и друг друга, а наклон нижнего скоса испытанным приемом отражает бульвар, отбрасывая, заодно, максимум бликов. 
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Об отражении неба и говорить не приходится. Хочется назвать здания кристаллами и сравнить с кристаллом на проспекте Вернадского – тот был в начале истории, этот тоже в начале какой-то истории через 30 лет... Интересно. Хотя, конечно, наш новый кристалл – другой. Различия и в форме, здесь она крупнее, и в условности понятия «кристалл» – в данном случае больше похоже именно что на огранку некоего камня. Впрочем, вероятно, химики из МГТУ могут мне возразить...
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Тем не менее нет сомнений в том, что форма – простая и крупная, масштаб придает ей размашистости, особенно в некоторых ракурсах. В этом грани вторят острому «носу» на 2-й Бауманской.

Все элементы комплекса, несмотря на различия и даже определенную дальность соседства, подобны друг другу, не зря Сергей Кузнецов определяет их как единый ансамбль. Были по берегам Яузы ансамбли петровских дворцов – а теперь ансамбль кампуса технического университета. Даже бетонный «Титаник» как будто вписался. У ансамблевости есть две характерные черты: во-первых, в обоих случаях новые части комплекса МГТУ образуют открытые для города пространства, бульвар, площадь, сквер; находят оси, связывают части комплекса, иногда визуально, иногда территориально, как мост. Во-вторых, они отличаются общим подходом к форме, и речь не только о дорогих современных материалах и технологиях – предположим, что в утрасовременном кампусе технического вуза использование качественных строительных материалов, подразумевается хотя бы исходя из самого статуса проекта. 

Вернемся к упомянутому в начале сравнению с проектом «Русское идеальное» – не только потому, что обе реализации, категорически, на первый взгляд, не схожие масштабом, расположением и даже материалом, – оба, как минимум, отличаются высокой степенью блеска и отражают все вокруг себя. А прежде всего потому, что оба подчинены: во-первых, простой форме; во-вторых, одному преобладающему материалу. Только в Никола-Ленивце это полированная сталь, а в МГТУ стекло. 

Фасады всех корпусов, и учебных на 2-й Бауманской, и общежития на Госпитальном валу, обернуты стеклом почти полностью, с небольшими вкраплениями серебристого, а чаще желтого металла. В более ответственных частях из стекла лепится форма. Там, где акцент не требуется, авторы используют стеклянную плоскость – как будто бы «отпуская» тему: где надо просто, ограничиваются стеклянными плоскостями. Остекление дорогое, структурное, с характерными швами черного герметика – их разгранка, где-то прямоугольниками, где-то сеткой ромбов, образует подоснову рисунка стеклянных плоскостей.
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вспоминается формулировка о «зданиях из стекла и бетона» – первоначально, в 1960-е, она имела позитивные коннотации, затем, у градозащитников 1980-х – 1990-х, приобрела негативные; и вот теперь опять позитивные. Мы видим перед собой здания, визуально полностью «сделанные» из стекла.  
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Степень зеркальности – не стопроцентная, как то случалось у авторов 1990-х, но тоже достаточно высокая. Они рассчитаны на отражения, а также на – это словечко мне недавно подсказали архитекторы – переотражения. Они, эти зеркальные двойники соседних зданий, будь то ампирных, или посмодернистских, которых тоже вокруг немало, или – тоже стеклянных, – становятся важным участником общего разговора. В какой-то степени это лабиринт зеркал. 
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Третий участник фасадного решения, после акцентных форм, сетки структурных полос, блеска и отражений – надписи на стекле. Прежде всего формулы. 
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

А первоначально к проекту планировали привлечь художника-граффитиста Покрас Лампаса; однако на более простом и понятном варианте – формулах – настоял университет.

Помимо надписей, в той же технике нанесены полосы на фасады здания Квантум парка.
  • zooming
    Корпус медиакластера и флигель Фанагорийских казарм на первом плане, башня НИИТП на дальнем плане. Вид с Бауманской улицы
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Стеклянная «гармошка» на главной площади кампуса. Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вот и думаешь, что же общего между всеми корпусами «долины»? И кажется, что это общее – архетипичность формы. Решения, которые мы видим в проекте, одновременно эффектны и легко читаемы: да-да, это несмотря на лабиринт отражений. Мы начали привыкать к отражениям и их тоже воспринимаем как архетип. Как и «стеклянное здание». В какой-то момент кажется, что некий старт стеклянным корпусам, сама не зная об этом, дала призма НИИТП на Бауманской улице.

Кстати любопытно, что самые простые стеклянные плоскости тут тяготеют к внешнему контуру, а насыщенные – и формой, и отражениями – группируются во внутренних пространствах. 

Архетипы, как и натяжные купола, бывают разные. Как правило, когда говорят «архетип», речь идет о чем-то очень древнем. Но в данном случае, разглядывая блики и отражения на стеклянных корпусах нового кампуса МГТУ, думаешь, что авторы задались целью собрать группу узнаваемых приемов современной архитектуры – то есть ее, складывающиеся на наших глазах, архетипы. Недаром эпитет, чаще всего употребляемый по отношению к Технологической долине – это, вероятно, слово современный. 
   
    

22 Октября 2024

Похожие статьи
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Технологии и материалы
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Сейчас на главной
Пресса: «Очевидно, что я неудобна. Со мной тяжело работать»...
На вопрос «Как вас сейчас представить?» Елизавета Лихачева ответила кратко: «Искусствовед». Позади шесть лет директором Музея архитектуры, музеефикация дома Мельникова, год и девять месяцев у руля Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Работы достаточно и сегодня. Мы с трудом нашли время для разговора в ее плотном деловом графике.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Классика для статуса
По проекту архитектурной студии AN Architects отель в Великом Новгороде поднял свой статус с трех звезд до уверенных пяти. В интерьерах много мрамора и натурального дерева, номера оформлены в английском стиле, в ресторане же используются русские мотивы: резные наличники, традиционный орнамент, кольчуга.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Акценты для луга
Мы раньше и города такого не знали, Княгинино. А там каждый пятый житель студент, прямо мечта Азимова. Реализованный по проекту ГОРА «Студенческий луг» расположен далековато от университета, зато близко к центру. Главный акцент – покрытая гонтом вышка-«обсерватория». Существенно еще то, что, согласно плану, каждый павильон закреплен за одним из факультетов Нижегородского государственного инженерно-экономического университета.
«Аристократизм, приватность, de luxe… разнообразие»
У Мытного двора в Петербурге не так давно, примерно полгода назад, сменился владелец, класс жилья, проект и архитектор. О проекте мы уже рассказывали по итогам рассмотрения на Градостроительном совете Петербурга. А сегодня беседуем с представителями девелопера о ЖК «Евгеньевский», теперь – de luxe, авторства Евгения Герасимова. Он построен на теме аристократизма и отсылках к разным видам исторической архитектуры, по части которых бюро «Евгений Герасимов и партнеры» – большие мастера.
Полезные связи
Zaha Hadid Architects представили проект мастерплана Наполи-Порта-Эст, который призван оживить заброшенные промышленные кварталы Неаполя и соединить их с центральной частью города.
Архитектура в рельефе
Трансформация исторического здания педагогического института в отель и офисы по проекту CBA architectes дала городу Руан новую смотровую площадку.
Пресса: Советский модернизм, который мы теряем
Общественная дискуссия вокруг судьбы Большого Московского цирка и сноса комплекса зданий бывшего СЭВа вновь привлекла внимание к проблеме сохранения архитектуры послевоенного модернизма
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Здоровый дух
Для спортивной базы в Зеленогорске бюро «Луч» предложило корпуса, которые свободно размещаются в сосновом лесу, гармонируя с ним скатными кровлями, природными материалами и цветовой гаммой. Также проект предусматривает приспособление бывшего финского усадебного дома, сохранившегося на участке.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Стеклянная граница оптимума
Очень маленький дом с оптимальной планировкой – 21 м2 – тем не менее включает две роскошные вещи. Во-первых, сауну, хотя и в виде кабины; во-вторых, угол из структурного стекла, изнутри стекло – от пола до потолка. Вот это, правда, роскошь для дома с фанерным конструктивом, что признает и сам автор.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
Щепотка ностальгии
Кафе-кулинария по проекту студии архитектуры и дизайна OBJCT открылось в Волгограде в здании бывшего Тракторного завода, который сейчас играет роль бизнес-парка. Чтобы воссоздать дух советского времени, архитекторы использовали мозаику, стеклоблоки, растения в кадках, а также терраццо. Фанера и красные акценты сделали интерьер светлым и свежим.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Пресса: Александр Скокан: «Ужас в том, что “Аушвиц” — идеальный...
В начале 1945 года советские войска освободили польский город Освенцим, а с ним и самый известный лагерь смерти, одно из главных свидетельств Холокоста — «Аушвиц». 40 лет спустя архитектор Александр Скокан и художник Иван Лубенников разработали проект реконструкции советского раздела музея-мемориала. Обновленная экспозиция открылась 8 мая 1985 года и просуществовала вплоть до 2013-го, когда ее в очередной раз осовременили. По просьбе «Сноба» публицист, соучредитель и бывший главред архитектурного журнала «Проект Россия» Анатолий Белов встретился с Александром Скоканом, чтобы узнать о правоверном модернизме проектировщиков «Аушвица», искусстве добывать стройматериалы в эпоху позднего застоя и о том, каково жилось в бывшей гостинице для офицеров СС.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Тяга к ремеслу
По проекту бюро KIDZ в Тель-Авиве открылась нео-изакая. Учитывая равнодушие горожан к сложным дизайнерским решениям, архитекторы сосредоточились на материалах, освещении и мебели. Такой подход соотносится с японскими понятиями «шокунин» и «коадавари», означающими искусного мастера и внимание к деталям. Единственным предметом декора стала лаковая миниатюра, найденная на блошином рынке.
Компактное построение
В буколическом окружении рисовых полей престижного района Бали Pererenan, на возвышении с видом на океан, Антон Кочуркин и 8Lines, выиграв конкурс, спроектировали апарт-отель. Его уже начали строить. Особенность проекта – оптимальные компактные планировки, он рассчитан на средний достаток.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.
Большой брат
Жилой комплекс Architecton построен в Екатеринбурге по проекту бюро Archinform на месте техникума 1930-х годов. Снос конструктивистского здания стал потерей для города, которую архитекторы попытались восполнить, сохраняя память места через эксперимент с формой.
Ленты и складки
Выставочный центр по проекту Zaha Hadid Architects в Пекине реализован как модульное сооружение, что сократило затраты на строительство и его сроки.
Красный конь
Суперграфика на фасадах жилого комплекса, построенного в Екатеринбурге по проекту бюро «План Б», вдохновлена мезенской росписью. Красный пигмент для 23-этажной башни выбрали не только как акцентный, но и устойчивый в штукатурке. Не менее яркими получились вестибюли подъездов, оформленные приемом color block.
Памяти Александра Раппапорта
Человек, «глубоко мыслящий и всесторонне одаренный»; «ренессансный гений – уникальный эрудит, мудрый философ, тончайший поэт, виртуозный музыкант и проницательный художник»; «один из последних архитекторов, входивших в интеллектуальную элиту»... С нами больше нет Александра Раппапорта.
Производство знаний
Компания «Даль» заняла второе место в конкурсе на редевелопмент Главного корпуса Ижевского завода. Команда предложила будущим инвесторам на выбор два сценария развития территории – межвузовский кампус или бизнес-хаб, но в обоих случаях отвела историческому зданию Семёна Дудина роль центра популяризации наук. Внушительное предпроектное исследование определило архитектурные решения.
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.