Ледокол Баумана

На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.

mainImg
Кампус МГТУ спроектирован и построен в очень короткие сроки: за 4 года с 2020 по осень 2024.

Руководитель авторского коллектива – главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, авторы проекта – ТПО «Прайд», со стороны проектной организации кампус курировала Елена Мызникова, со стороны МГТУ – главный архитектор университета Андрей Тютин. В работе участвовали несколько ГАПов, поскольку корпуса и пространства разного назначения и значимости сгруппированы на нескольких площадках. В историческом центре Москвы, хотя и за Садовым кольцом: в Немецкой слободе. Топовый, знаковый, звучный и  большой. Мегапроект. 
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Елена Мызникова, руководитель авторского коллектива Технологической долины МГТУ
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Андрей Тютин, главный архитектор МГТУ
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Экскурсию для журналистов Сергей Кузнецов начал с благодарности мэру Сергею Семеновичу Собянину, без искренней заинтересованности которого современной архитектурой проект вряд ли бы смог состояться, особенно в такой короткий срок. Подчеркнул, что общественных пространств в итоге реализации проекта в районе 2-й Бауманской стало значительно больше: раньше вся территория центральной части кампуса была «за забором», а теперь проходима с нескольких сторон. А заключил свой рассказ Сергей Кузнецов приблизительно следующими словами: проект кампуса МГТУ – образцовый, его задача показать, что так строить можно и нужно по всей стране. Вот почему здания общежитий немного напоминают ледокол. И напомнил присутствующим о своем проекте «Русское идеальное» в Никола-Ленивце, там идеал и тут идеал: «Страна должна выглядеть так. <...> Надо делать образцовые проекты. Пробивать стену» , – так резюмировал свое выступление главный архитектор Москвы. 

Уже само это высказывание провоцирует к жизнестроительному восприятию проекта: не только Андрей Боков говорит о том, как нам обустроить Россию.

Итак, «Технологическая долина», или кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана, расположена на нескольких площадках, на разных сторонах 2-й Бауманской улицы и разных берегах Яузы.
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Концепция 2021 года
    © Сергей Кузнецов & ТПО «Прайд»
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Генплан основной части на 2-й Бауманской улице
    © Сергей Кузнецов & ТПО «Прайд»

Основная часть – напротив главного здания университета, между 2-й Бауманской и просто Бауманской улицей. На месте бывшего Института химзащиты, он-то и был закрытой территорией военного ведомства. Здесь вокруг овальной в плане площади сгруппированы несколько новых корпусов МГТУ: цифровой трансформации и цифрового же материаловедения, технологий защиты природы, инновационный хаб, так же как и конгресс- и медиацентр. Здания, кроме двух последних, разделены между собой значительными паузами и сгруппированы вокруг площади как лучи, расходящиеся от центра.
  • zooming
    План цокольного этажа. Технологическая долина МГТУ на Яузе. Центральная часть
    © Сергей Кузнецов & ТПО «Прайд»
  • zooming
    План 1 этажа. Технологическая долина МГТУ на Яузе. Центральная часть
    © Сергей Кузнецов & ТПО «Прайд»
  • zooming
    План 2 этажа. Технологическая долина МГТУ на Яузе. Центральная часть
    © Сергей Кузнецов & ТПО «Прайд»
  • zooming
    План 3 этажа. Технологическая долина МГТУ на Яузе. Центральная часть
    © Сергей Кузнецов & ТПО «Прайд»

Скругленные торцы со стороны площади решены в виде стеклянной «гармошки», на которую в технике шелкографии нанесены надписи, соответствующие специализации каждого корпуса. Западный торец кластера защиты природы, обращенный к Бауманской улице, но углубленный относительно ее красной линии – такой же складчатый, как и внутренние вогнутые поверхности и при взгляде в улице образует некоторую интригу, призывающую прохожего зайти и посмотреть, что там внутри. 
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин и др.)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин и др.)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В центре площади – амфитеатр, в центре амфитеатра Древо знаний; его роль исполняет дуб, но не обычный для Москвы дуб черешчатый, quércus róbur, а с изрезанными листьями, похожими на листья клена – дуб красный, quércus rúbra. Вероятно, чтобы сложнее было представить себе на его ветвях русалку и ученого кота... Дерево уже сейчас достаточно большое, хороший, взрослый крупномер. 
  • zooming
    1 / 4
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин и др.)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин и др.)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин и др.)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин и др.)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

По овальному контуру площадь накрывает натяжной козырек из архитектурной мембраны на металлических конструкциях. Последние – гордость проекта, они разработаны немецкими инженерами компании Марка Шлайха schlaich bergermann und partner. Они же делали кровлю стадиона ФК «Краснодар», спроектированного архитекторами СПИЧ, и занимались целым рядом других проектов в России, – рассказывает главный архитектор Москвы.

Сергей Кузнецов также прокомментировал тему сходства решения площади с берлинским Сони Центром, несколько лет назад популярную в общественных обсуждениях проекта МГТУ: с одной стороны, работы Хельмута Яна всегда вызывали уважение Сергея Кузнецова – «в моей коллекции даже есть его рисунки». С другой стороны, натяжная кровля это распространенный прием, прежде всего в стадионах – «в моем портфолио есть стадионы»; да и в Москве уже достаточно много парящих кровель, к примеру в Зарядье, хотя «парящие кровли бывают разными». 
  
  

Словом, надо признать, что такого рода решение полуприкрытой козырьком площади получило определенное развитие в современной архитектуре, и Сони Центр – не единственный аналог, если подумать, можно найти целый ряд других прообразов, а следовательно, прием можно считать закрепившимся в словаре современной архитектуре как один из ее архетипов. Кроме того, вспоминается, что Сергей Кузнецов активно занимается спортом, так что и сравнение со стадионом приобретает новый смысл... Представим себе, как студенты перед занятиями устраивают пробежку вокруг амфитеатра: не марафон, конечно, но тоже разминка. 

Но я отвлекаюсь. Скопление главных корпусов вокруг площади, преимущественно, интравертно, ориентировано на ясно обозначенный центр. С окружением центральный комплекс взаимодействует скорее нейтрально; но есть два исключения. Или даже три. 

Первое – складчатый фасад корпуса со стороны Бауманской. Это самый деликатный акцент; войти с этой стороны из города на площадь можно по ровной плоскости. Не то со стороны 2-й Бауманской – здесь перепад около 7 метров, здесь лестница, площади снизу не видно, зато в сторону улицы выстреливает острый приподнятый «нос» Инновационного хаба. Вдали маячит, привлекает внимание кольцо натяжного козырька. Именно «нос» вступает в диалог со старым зданием МГТУ, Слободским дворцом. Он и есть главный фасад нового кампуса. 
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин и др.)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин и др.)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Третий способ взаимодействия центральной площади с окружением – внутренняя ось. Ее присутствие отдельно акцентировал на экскурсии Сергей Кузнецов. К югу от скопления центральных кластеров разбит сквер, а еще чуть дальше золотистый портал корпуса Биомеда «нанизан» на одну пространственную ось с Древом знаний в амфитеатре, проходящую через крупную «арку». 
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин и др.)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин и др.)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин и др.)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин и др.)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Так возникает три связи с городом: первая деликатно интригующая; вторая – наоборот, дерзкая; третья – внутренняя. 

Поблизости есть еще два корпуса. Один – Квантум-парк, углом по 2-й Бауманской и Бригадирскому переулку. Его образ, по словам Сергея Кузнецова, складывался сложнее всего, несколько раз изменялся, пока не пришел к решению с полосками шелкографии. 
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин и др.)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин и др.)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Второй корпус – технологический, появился на стороне Слободского дворца, он вытянут между 2-й Бауманской и Яузой вдоль Технического переулка: с обеих сторон на торцах выступают крупные консоли из шахматных «клавиш» в золотистом обрамлении; на повороте стеклянный фасад становится зубчатым. 
Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин и др.)
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вторая часть «технической долины» – новые общежития; они расположены на другой стороне Яузы, на Госпитальной набережной, и до них по прямой около километра, а пешком 15 минут. Теперь, когда открылся новый пешеходный мост между общежитиями и Лабораторным корпусом 1979–2004 годов постройки, уже точно 15 минут. 

Мост – ключевой элемент проекта, в урбанистическом смысле. Сложно сказать, как там будет в холод и дождь – вероятно, как на любой открытой местности – но в солнечную погоду он чудо как хорош. На нем обустроена велосипедная дорожка с длинными удобными пандусами, с него открывается отличная панорама реки. В панораме принимают активное участие собственно новые корпуса общежитий, очень кокетливо зеркалирующие застройку противоположного берега. Любоваться панорамой можно со ступенек «амфитеатра» – частью моста стало общественное пространство для созерцания реки, вывешенное на изогнутой металлической консоли над водой. Я не люблю слова уникальный, но, пожалуй, в московских проектах такое решение раньше еще не использовали. Кристаллические лифтовые башни кажутся уменьшенным вариантом «кристаллов» общежития. 
  
 

Металлические конструкции моста – не слишком массивные, даже легкие, и в них встроена вечерняя подсветка, так что в темноте кессоны светятся и отражаются в воде. 

Студентов по мосту, во всяком случае в солнечный день, идет довольно много. 

В перерыве между парами немало людей и на бульваре между двумя корпусами общежитий. 
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Бульвар – открытый, общественный, по нему можно пройти, в частности, к стадиону Металлург, который теперь принадлежит МГТУ. Начинается бульвар от моста, его заполняют скамейки и клумбы – все на колесиках, как и во дворе кластера Ломоносов. С противоположной стороны, ближе к спорткомплексу 1980 года постройки, бульвар продолжает вереница качелей – прямо как на Триумфальной площади, только поменьше масштабом, зато, вроде бы, больше посадочных мест. 
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Нам удалось попасть в лобби общежитий – там журналистов сопровождал выпускник, кажется, председатель студсовета, и он все повторял, что селят сюда не всех, а активистов, спортсменов, «...ну, на оценки тоже обращаем внимание». Первокурсников не селят в новое общежитие. Определенно, оно стало классом «элит». Недаром Сергей Кузнецов рассказывал на экскурсии, как депутат перепутала проект, из-за его блестящей внешности, с элитным жильем. Тем не менее это общежитие. В первом этаже столовая, коворкинг, и сервис-центр с круглым ресепшном. Много белых колонн, в том числе наклонных, прямо-таки лес. Часто встречаются офисные перегородки, и в столовой, и в коворкинге. Коворкинг, как нам объяснили, доступен не только жителям конкретного корпуса, а всем студентам МГТУ. 
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Лестницы тонкие, форточки за металлическими решетками, которые образуют ритм на стеклянном фасаде. 
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Взаимное расположение двух корпусов определил канализационный коллектор, который прорезает протяженный участок вдоль по диагонали: архитекторам известно, что такого рода условия способны превратить неудобную конфигурацию в почти нереальную, – но в данном случае территория, надо это признать, все же была довольно значительной. 

Так появился пешеходный бульвар – и так возник скос нижнего восточного угла протяженного корпуса, именно там коллектор подходит к пятну застройки ближе всего. Один скос, по-видимому, породил другие и два очень простых объема получили крупную огранку: уже не только внизу, но и вверху. 
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Объемы – зеркальные, отражают окрестности и друг друга, а наклон нижнего скоса испытанным приемом отражает бульвар, отбрасывая, заодно, максимум бликов. 
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Об отражении неба и говорить не приходится. Хочется назвать здания кристаллами и сравнить с кристаллом на проспекте Вернадского – тот был в начале истории, этот тоже в начале какой-то истории через 30 лет... Интересно. Хотя, конечно, наш новый кристалл – другой. Различия и в форме, здесь она крупнее, и в условности понятия «кристалл» – в данном случае больше похоже именно что на огранку некоего камня. Впрочем, вероятно, химики из МГТУ могут мне возразить...
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Тем не менее нет сомнений в том, что форма – простая и крупная, масштаб придает ей размашистости, особенно в некоторых ракурсах. В этом грани вторят острому «носу» на 2-й Бауманской.

Все элементы комплекса, несмотря на различия и даже определенную дальность соседства, подобны друг другу, не зря Сергей Кузнецов определяет их как единый ансамбль. Были по берегам Яузы ансамбли петровских дворцов – а теперь ансамбль кампуса технического университета. Даже бетонный «Титаник» как будто вписался. У ансамблевости есть две характерные черты: во-первых, в обоих случаях новые части комплекса МГТУ образуют открытые для города пространства, бульвар, площадь, сквер; находят оси, связывают части комплекса, иногда визуально, иногда территориально, как мост. Во-вторых, они отличаются общим подходом к форме, и речь не только о дорогих современных материалах и технологиях – предположим, что в утрасовременном кампусе технического вуза использование качественных строительных материалов, подразумевается хотя бы исходя из самого статуса проекта. 

Вернемся к упомянутому в начале сравнению с проектом «Русское идеальное» – не только потому, что обе реализации, категорически, на первый взгляд, не схожие масштабом, расположением и даже материалом, – оба, как минимум, отличаются высокой степенью блеска и отражают все вокруг себя. А прежде всего потому, что оба подчинены: во-первых, простой форме; во-вторых, одному преобладающему материалу. Только в Никола-Ленивце это полированная сталь, а в МГТУ стекло. 

Фасады всех корпусов, и учебных на 2-й Бауманской, и общежития на Госпитальном валу, обернуты стеклом почти полностью, с небольшими вкраплениями серебристого, а чаще желтого металла. В более ответственных частях из стекла лепится форма. Там, где акцент не требуется, авторы используют стеклянную плоскость – как будто бы «отпуская» тему: где надо просто, ограничиваются стеклянными плоскостями. Остекление дорогое, структурное, с характерными швами черного герметика – их разгранка, где-то прямоугольниками, где-то сеткой ромбов, образует подоснову рисунка стеклянных плоскостей.
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин и др.)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин и др.)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вспоминается формулировка о «зданиях из стекла и бетона» – первоначально, в 1960-е, она имела позитивные коннотации, затем, у градозащитников 1980-х – 1990-х, приобрела негативные; и вот теперь опять позитивные. Мы видим перед собой здания, визуально полностью «сделанные» из стекла.  
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин и др.)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин и др.)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Степень зеркальности – не стопроцентная, как то случалось у авторов 1990-х, но тоже достаточно высокая. Они рассчитаны на отражения, а также на – это словечко мне недавно подсказали архитекторы – переотражения. Они, эти зеркальные двойники соседних зданий, будь то ампирных, или посмодернистских, которых тоже вокруг немало, или – тоже стеклянных, – становятся важным участником общего разговора. В какой-то степени это лабиринт зеркал. 
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин и др.)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин и др.)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин и др.)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин и др.)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин и др.)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин и др.)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Третий участник фасадного решения, после акцентных форм, сетки структурных полос, блеска и отражений – надписи на стекле. Прежде всего формулы. 
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин и др.)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин и др.)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

А первоначально к проекту планировали привлечь художника-граффитиста Покрас Лампаса; однако на более простом и понятном варианте – формулах – настоял университет.

Помимо надписей, в той же технике нанесены полосы на фасады здания Квантум парка.
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин и др.)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова, Николай Гордюшин и др.)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вот и думаешь, что же общего между всеми корпусами «долины»? И кажется, что это общее – архетипичность формы. Решения, которые мы видим в проекте, одновременно эффектны и легко читаемы: да-да, это несмотря на лабиринт отражений. Мы начали привыкать к отражениям и их тоже воспринимаем как архетип. Как и «стеклянное здание». В какой-то момент кажется, что некий старт стеклянным корпусам, сама не зная об этом, дала призма НИИТП на Бауманской улице.

Кстати любопытно, что самые простые стеклянные плоскости тут тяготеют к внешнему контуру, а насыщенные – и формой, и отражениями – группируются во внутренних пространствах. 

Архетипы, как и натяжные купола, бывают разные. Как правило, когда говорят «архетип», речь идет о чем-то очень древнем. Но в данном случае, разглядывая блики и отражения на стеклянных корпусах нового кампуса МГТУ, думаешь, что авторы задались целью собрать группу узнаваемых приемов современной архитектуры – то есть ее, складывающиеся на наших глазах, архетипы. Недаром эпитет, чаще всего употребляемый по отношению к Технологической долине – это, вероятно, слово современный. 
   
    

22 Октября 2024

Похожие статьи
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Технологии и материалы
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Сейчас на главной
Диалог с памятью места
Показываем избранные дипломные проекты выпускников профиля «Дизайн среды и интерьера» Школы дизайна НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Сквозная тема – бережный диалог с историческим и природным контекстом. Итак, четыре проекта: глэмпинг в Карелии, музей в древнем Аркаиме, ревитализация конюшен в Петербурге и новая жизнь советского ДК.
Возврат к реальности
Кураторами Венецианской архитектурной биеннале-2027 назначены китайские архитекторы Ван Шу и Лу Вэньюй, которые обещают показать «простые и истинные методы и идеи» – в отличие от оторванной от действительности погони за новизной, которую они считают причиной кризиса в архитектуре.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.