Площадь–набережная–сквер

Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.

mainImg
Архитекторы Института Генплана Москвы сейчас много работают с городом Пятигорском и его окрестностями. Кроме того, в последние годы в Институте принято давать для студенческих практик не абстрактные, а актуальные темы, находящиеся в разработке: и тьюторам они знакомы в деталях, и какая-то интересная мысль может в процессе работы над практикой родиться. К тому же, как известно, среди участников практики Институт также подбирает и будущих сотрудников. 

Так что и на защите неизменно присутствует директор Института Генплана Татьяна Гук. Впрочем, по ее собственным словам, если в прошлом году она погрузилась в проблематику летней практики достаточно глубоко, в этом – намеренно ограничилась наблюдением; но результатом довольна. 
Ребята, вы большие молодцы и много чего умеете. Может быть, еще не умеете чего-то рутинного, но это практика, вы еще студенты. Вы к нам пришли за знаниями. Надеюсь, что вы их приобрели. Может быть, кому-то из вас захочется с нами поработать.
 
В этом году командам достались задачи, не вполне равноценные по сложности – но зато реальные. Думаю, что было непросто, могу предположить, что кто-то из руководителей был достаточно строг… Но уровень работ очень хороший, чему мы, конечно же, рады. На мой взгляд, от года к году растет уровень и исследования, и проектов, и подачи.

В практике участвуют, традиционно, студенты из разных городов. Особенностью 2024 года стало проведение хакатона: в определенный момент все участники проектирования встретились очно и работали в режиме мозгового штурма в личном общении. Все также добрались до своих площадок в Пятигорске и изучили их реальное состояние. 
Команда проекта «Река времен». Площадь Ленина. Победители конкурса. Институт Генплана, летняя студенческая практика 2024 года
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Защита же проходила – уже не первый год – на камерной, но импозантной сцене Ситуационного центра московской мэрии. 

Публикуем проекты в порядке мест, определенных жюри. 

1. 
Река времен, 
или Грот Дианы на площади Ленина

Проект Река времен. Площадь Ленина в Пятигорске
Институт Генплана, летняя студенческая практика 2024 года, руководители: Григорий Мустафин и Полина Джус

Первое – официальное название проекта, второе придумалось во время доклада команды, поскольку его основным пафосом и одновременно противоречием стал контраст между старым образом советской площади: прямолинейной, жаркой и наполненный мемориалами, – и ее новым образом, предложенным авторами.
  • zooming
    Защита команды проекта «Река времен». Площадь Ленина. Институт Генплана, летняя студенческая практика 2024 года
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Защита команды проекта «Река времен». Площадь Ленина. Институт Генплана, летняя студенческая практика 2024 года
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Новый образ созвучен урбанистическим тенденциям нашего времени: площадь становится зеленее, ее пространство усложняется и наполняется объектами общественного назначения и рекреационными возможностями, аккуратно обходя памятные места, в частности, фонтан «Чаша слез». 
Проект Река времен. Площадь Ленина в Пятигорске
Институт Генплана, летняя студенческая практика 2024 года
Проект Река времен. Площадь Ленина в Пятигорске
Институт Генплана, летняя студенческая практика 2024 года

Проект отличала высокая степень проработки как истории, так и схем предлагаемых решений, эффектная подача – попросту было хорошо видно, что в него вложено много, в том числе дизайнерского, труда. 

Особенно хорош оказался изогнутый мост, парящий над целым рядом амфитеатров: то и другое стало откликом на значительные перепады высот на площади Ленина. Он напоминает мост Зарядья, в последние годы успешно размножающийся почкованием по всей стране, и тем не менее смелость предложенного вторжения подкупает. Могло бы получиться эффектно. 
Проект Река времен. Площадь Ленина в Пятигорске
Институт Генплана, летняя студенческая практика 2024 года

Они, действительно, способны превратить утомительные подъемы и спуски парадной советской площади, не без оснований напоминающие лестницы католических паломничеств, – в разноуровневые прогулочные пространства. 

Недостатком проекта стало, как это бывает, его достоинство: авторы смело расположили свои современные интервенции в пространстве модернистской площади, но эта смелость кажется несколько произвольной. Попытка связать изгиб предложенного пути с летящей модернистской буквой «л» не очень-то работает: росчерк новой реки остается отдельным, современным, хотя и довольно привлекательным объектом, накладывается поверх старой площади, образуя палимпсест с тем отличием, что «текст» предыдущих зданий и лестниц не соскребли с пергамента, а оставили на месте. В этом заметна терпимость архитекторов нашего времени. 

И тем не менее недоосмысленность противоречия между двумя подходами, искусственность соединения нового со старым, где одно просто терпит другое, заметна. Неудивительно, что проект стал поводом для достаточно пространных рассуждений члена жюри Александра Колонтая об уместности мемориалов скорби на городских площадях. Впрочем, эти рассуждения было адресованы скорее к сложившейся в советское время структуре площади – то есть к прошлому. Но они же подчеркнули и внутреннее, неизбежное и почти не отменяемое, противоречие показанного проекта.

Интересно, сможет ли кто-то когда-то его решить, гармонично соединив площадь-мемориал советского времени и общественное пространство с современным благоустройством. Тема интересная. Но, как справедливо заметила директор Института, более чем сложная. 
   
  

 

2. 
Набережная реки Подкумок
Бетонный коготь

Выступление Татьяны Гук, директора Института Генплана, летняя студенческая практика 2024 года
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Опять же, второе название – придумано только что с целью отметить самое удивительное из решений проекта. Собственно же проект команды, занявшей второй место, был посвящен – в отличие от первого проекта, названного «река», хотя в нем рассматривали площадь, – реке. И ее берегам. В настоящее время местами труднодоступным и используемым, разве что, «диким» способом. 
Проект Набережная реки Подкумок
Институт Генплана, летняя студенческая практика 2024 года, руководители: Мария Киреева, Ирина Корбел, Наталья Чадина

Река Подкумок – главная река Пятигорска, она проходит через весь город с запада на восток, после чего через 40 км впадает в реку Куму, главную реку города Минеральные воды.
Проект Набережная реки Подкумок
Институт Генплана, летняя студенческая практика 2024 года, руководители: Мария Киреева, Ирина Корбел, Наталья Чадина

Авторы рассматривали протяженный – 6.7 км – участок в западной части города, между историческим центром и несколькими планируемыми новыми стройками. Примерно в 2 км к северу от реки и от озера Новопятигорское в городе планируется новый общественно-деловой центр: место развивается, и ему нужна новая окультуренная набережная. Дело осложняется тем, что вокруг реки – достаточно много территорий частной застройки ИЖС, в некоторых местах, особенно в южной части, она подходит к реке вплотную. 
  • zooming
    Защита команды проекта Сквер имени Анджиевского. Институт Генплана, летняя студенческая практика 2024 года
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Защита команды проекта Сквер имени Анджиевского. Институт Генплана, летняя студенческая практика 2024 года
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Проект Набережная реки Подкумок
Институт Генплана, летняя студенческая практика 2024 года, руководители: Мария Киреева, Ирина Корбел, Наталья Чадина

Проект был разработан почти так же тщательно, как и работа команды, занявшей 1 место. И также обильно насыщен функциями – Дарья Листопад даже задала вопрос, как авторы предлагают обеспечить их организацию и поддержку.
  • zooming
    Проект Набережная реки Подкумок
    Институт Генплана, летняя студенческая практика 2024 года, руководители: Мария Киреева, Ирина Корбел, Наталья Чадина
  • zooming
    Проект Набережная реки Подкумок
    Институт Генплана, летняя студенческая практика 2024 года, руководители: Мария Киреева, Ирина Корбел, Наталья Чадина
  • zooming
    Проект Набережная реки Подкумок
    Институт Генплана, летняя студенческая практика 2024 года, руководители: Мария Киреева, Ирина Корбел, Наталья Чадина
  • zooming
    Проект Набережная реки Подкумок
    Институт Генплана, летняя студенческая практика 2024 года, руководители: Мария Киреева, Ирина Корбел, Наталья Чадина

Тут предложен и скалодром, и гастробар, и библиотека – последнюю особенно выделяет неомодернистиская форма белого «пузыря» с сухожилиями перемычек, в какой-то мере она вступает в спор со своей консервативной функцией, но зато хорошо созвучная понятию «современный». 
  • zooming
    Проект Набережная реки Подкумок
    Институт Генплана, летняя студенческая практика 2024 года, руководители: Мария Киреева, Ирина Корбел, Наталья Чадина
  • zooming
    Проект Набережная реки Подкумок
    Институт Генплана, летняя студенческая практика 2024 года, руководители: Мария Киреева, Ирина Корбел, Наталья Чадина
  • zooming
    Проект Набережная реки Подкумок
    Институт Генплана, летняя студенческая практика 2024 года, руководители: Мария Киреева, Ирина Корбел, Наталья Чадина
  • zooming
    Проект Набережная реки Подкумок
    Институт Генплана, летняя студенческая практика 2024 года, руководители: Мария Киреева, Ирина Корбел, Наталья Чадина

Но меня больше всего поразило присутствие в наборе «Музея интерактивной организации пространства». Что за музей? В нем предполагается история развития интерактива или примеры? Или история с примерами? Но жюри было в этом году очень активно, и эти вопросы остались не заданными. В то же время коллег впечатлило присутствие понятия «салютогенный дизайн»: дизайн, рассчитанный на укрепление здоровья через общение с природой. Как и расчет на экологию, в том числе восстановление эндемиков. 

Слабой стороной проекта, по словам Александра Колонтая, методически почти идеального, стало берегоукрепление. Я бы добавила – и чрезмерное доверие к такой неустойчивой сфере, как поиск образа идентичности. Помимо набора функций и растений, изучения экологии и структуры местности, авторы обратили внимание на местную легенду об орле и змее (а где нет легенды об орле и змее?). Змея это, получается, река, а об орле призван напоминать коготь: часть берега команда видит как этакую бетонную консоль над водой. 
  • zooming
    Проект Набережная реки Подкумок
    Институт Генплана, летняя студенческая практика 2024 года, руководители: Мария Киреева, Ирина Корбел, Наталья Чадина
  • zooming
    Проект Набережная реки Подкумок
    Институт Генплана, летняя студенческая практика 2024 года, руководители: Мария Киреева, Ирина Корбел, Наталья Чадина

Другую часть – как амфитеатр с видом на воду и противоположный берег. 

В ответ на вопрос о типе берегоукрепления авторы ответили, что да, в основном бетон. Что входит в противоречие с заявленной экологической направленностью – соглашусь с Александром Колонтаем, фотографии реки в ее современном, исходном состоянии очень пасторальны и хороши, совершенно не хочется погружать эту южную речку, которая летом в значительной части уходит под каменистое русло, «в бетон». Вспоминается и история протестов по реке Вологде. 

Что, конечно, не умаляет других достоинств этого хорошо детализированного проекта. 

3. 
Сквер им. Г.Г. Анджиевского
Вопросы городского транзита / и стиля

Руководители: Александр Котенков, заместитель начальника управления перспективных проектов Института Генплана Москвы; Сергей Клычков, начальник сектора историко-культурных исследований Института Генплана Москвы
Проект Набережная реки Подкумок
Институт Генплана, летняя студенческая практика 2024 года, руководители: Мария Киреева, Ирина Корбел, Наталья Чадина

Третьей команде досталось, по признанию организаторов практики, самая сложная задача: небольшой прямоугольный сквер в самом центре города, в окружении исторической застройки, рядом с Романовской грязелечебницей. 

У сквера значительная история: в XIX веке поблизости находилась почтовая станция, в 1899 году его назвали Пушкинским, а в 1936 переименовали в честь тифлисского революционера Анджиевского, повешенного в войсках генерала Деникина в 1919 году в возрасте немногим меньше 23 лет. Там, в сквере, стоит и памятник революционеру. 
Проект Сквер им. Г.Г. Анджиевского
Институт Генплана, летняя студенческая практика 2024 года. Руководители: Александр Котенков, Сергей Клычков
  • zooming
    Проект Сквер им. Г.Г. Анджиевского
    Институт Генплана, летняя студенческая практика 2024 года. Руководители: Александр Котенков, Сергей Клычков
  • zooming
    Проект Сквер им. Г.Г. Анджиевского
    Институт Генплана, летняя студенческая практика 2024 года. Руководители: Александр Котенков, Сергей Клычков

Налицо пересечения с первым проектом: богатый исторический контекст, мемориальная составляющая, некоторая степень запущенности, только модернизма почти нет. 

Согласно анализу команды проекта, сейчас памятник Анджиевскому не акцентирован, сквер служит в основном для транзита, по периметру в основном парковка, а ларьки – их довольно много разномастных на границах сквера – планируется сносить и чем-то заменять. 
  • zooming
    Защита команды проекта Набережная реки Подкумок. Институт Генплана, летняя студенческая практика 2024 года
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Защита команды проекта Набережная реки Подкумок. Институт Генплана, летняя студенческая практика 2024 года
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Тема ларьков осталась за границами обсуждения, их коснулся лишь легкий флер осуждения присутствующих: чуть сильнее у команды, чуть слабее у жюри, а жаль. Жаль и тех, чьи это ларьки, тех, кто там работает, и тех, кто привык покупать. Хотелось бы знать, во что и по какому проекту они превратятся. И что будет с парковкой. Без этих нюансов рассматривать проект сквера сложновато, он оказывается как-то в отрыве от своего перенасыщенного контекста. 
  • zooming
    Проект Сквер им. Г.Г. Анджиевского
    Институт Генплана, летняя студенческая практика 2024 года. Руководители: Александр Котенков, Сергей Клычков
  • zooming
    Проект Сквер им. Г.Г. Анджиевского
    Институт Генплана, летняя студенческая практика 2024 года. Руководители: Александр Котенков, Сергей Клычков

Авторы раскрывают историческую связь сквера с Романовской лечебницей и разделяют его небольшое пространство на несколько – довольно-таки много – функциональных зон. Функцию кафе переносят внутрь, в восточную часть сквера, и предлагают установить там скамейки с навесами, чья форма вдохновлена дилижансами, и под которыми было бы можно перекусывать, купив еду в каких-то, совсем небольших, и видимо, мобильных ларьках. 
  • zooming
    Проект Сквер им. Г.Г. Анджиевского
    Институт Генплана, летняя студенческая практика 2024 года. Руководители: Александр Котенков, Сергей Клычков
  • zooming
    Проект Сквер им. Г.Г. Анджиевского
    Институт Генплана, летняя студенческая практика 2024 года. Руководители: Александр Котенков, Сергей Клычков

Западную часть оставляют «бабушкам с внуками», здесь тихая зона и сад камней. У фонтана амфитеатр, от него к революционеру ведет мемориальная аллея. Есть место для ларьков и немного даже для парковки. Симметричная восьмилучевая планировка получила черты асимметрии. 

Налицо многосоставность и многофункциональность, может быть, даже перенасыщенность функциями. Если это транзитное пространство – странно ждать тишины, может быть, сделать его целиком транзитным? Или полностью «перекусочным», этакой городской террасой, благо в Пятигорске тепло, как учили нас ссыльные поэты, прибывавшие сюда на дилижансах? Довольно точными надо признать замечания, опять же, Александра Колонтая: планировка сквера a la Louis XIV идаельна для транзита, бороться с ее симметрией не следует; а вокруг фонтана, может быть, имеет смысл сгустить зелень. 

Но есть и другое замечание к проекту: все же столь явное разностилье предлагаемых новых объектов не стоит допускать даже в студенческой работе. «Классицистическая» арка откликается на историческое соседство, но если мы представим себе реализованной – вряд ли удачно подчеркнет, разве что контрастно оттенит.  
  • zooming
    Проект Сквер им. Г.Г. Анджиевского
    Институт Генплана, летняя студенческая практика 2024 года. Руководители: Александр Котенков, Сергей Клычков
  • zooming
    Проект Сквер им. Г.Г. Анджиевского
    Институт Генплана, летняя студенческая практика 2024 года. Руководители: Александр Котенков, Сергей Клычков


Жюри студенческой практики 2024 года
  • Татьяна Гук, директор Института Генплана Москвы 
  • Сергей Глубокин, заместитель начальника Управления Архитектурного совета Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы
  • Анна Иванова, заместитель директора Института Генплана Москвы 
  • Александр Колонтай, заместитель директора Института Генплана Москвы 
  • Дарья Листопад, сооснователь архитектурного бюро «Мегабудка»    
  • Анна Михеева, руководитель направления обучения и развития АНО «Среда возможностей»
  • Татьяна Страченко, руководитель проектной группы архитектурного бюро Wowhaus
  • Юлия Тарабарина,  главный редактор ARCHI.RU
  • zooming
    1 / 4
    Проект Сквер им. Г.Г. Анджиевского
    Институт Генплана, летняя студенческая практика 2024 года. Руководители: Александр Котенков, Сергей Клычков
  • zooming
    2 / 4
    Проект Сквер им. Г.Г. Анджиевского
    Институт Генплана, летняя студенческая практика 2024 года. Руководители: Александр Котенков, Сергей Клычков
  • zooming
    3 / 4
    Проект Сквер им. Г.Г. Анджиевского
    Институт Генплана, летняя студенческая практика 2024 года. Руководители: Александр Котенков, Сергей Клычков
  • zooming
    4 / 4
    Проект Сквер им. Г.Г. Анджиевского
    Институт Генплана, летняя студенческая практика 2024 года. Руководители: Александр Котенков, Сергей Клычков

17 Сентября 2024

Похожие статьи
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
СПбГАСУ 2024: иностранцы
Лучшие выпускные работы студентов из других стран, закончивших кафедру Архитектурного проектирования СПбГАСУ: конференц-центр в Марокко, фермерский рынок в Мозамбике и Музей армянской архитектуры.
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Итоги конкурса ИЗО студентов МАРХИ
Каждый год мы публикуем работы студентов МАРХИ, победившие в конкурсе «За исключительные успехи в изобразительных дисциплинах». Конкурс проводится с 2022 года. В этом году продолжаем традицию и знакомим с работами, получившими «золото», «серебро» и «бронзу».
РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды
Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.
Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.