Промышленный Петербург

Фрагмент из книги «Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга», раскрывающей новые грани наследия северной столицы.

mainImg
В издательстве «Северный паломник» вышла книга «Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга» – переработанный и дополненный вариант исследования, впервые опубликованного в 2003 году. Новое издание так же подготовлено под редакцией доктора архитектуры, профессора Маргариты Штиглиц и содержит новые материалы и фотографии.

«В книгу вошли очерки о 51 предприятии. Выбор мотивирован, прежде всего, историко-архитектурной значимостью объектов, степенью их сохранности и реальными перспективами использования. Также 174 предприятия представлено в адресном указателе исторических промобъектов Петербурга XVIII-XX вв» – говорится на сайте издательства.

Книга раскрывает ценность наследия, оставшегося в тени классических ансамблей Петербурга, его активную градоформирующую роль, высокий технический и эстетический уровень построек. Карты и богатый иллюстративный ряд позволяет использовать книгу в качестве альтернативного путеводителя по Петербургу.

С любезного разрешения Маргариты Штирлиц публикуем рассказ об объекте, открывающем книгу – Новом Адмиралтействе.

Книгу пока еще можно приобрести в магазинах «Подписные издания», «Читай-город» и MonitorBox.
Адмиралтейский судостроительный завод

АО «Адмиралтейские верфи»

В самом названии предприятия заключается напоминание об Адмиралтействе – первой русской судостроительной верфи, непосредственным и достойным преемником которой стал этот старейший кораблестроительный завод. Его двухсотлетняя история связана с важнейшими этапами превращения России в могучую морскую державу.

Расположение комплекса в нижнем течении Невы, где она делает плавный изгиб, на трех небольших островах: Ново-Адмиралтейском, Матисовом и Галерном, было очень удобно для кораблестроения. Уже в XVIII веке здесь размещались Галерный двор, лоцманская деревня и многочисленные склады. Они смыкались с Адмиралтейством, занимавшим все обширное прибрежное пространство от Зимнего дворца до Новой Голландии и Галерной верфи.

Но благоустройство столицы требовало вывода промышленности из Адмиралтейства, находившегося в непосредственной близости от царской резиденции и городского центра. Поэтому указом императора Павла в 1800 году на Ново-Адмиралтейском острове, называвшемся тогда Калинкиным, на месте Галерного двора была основана верфь, названная Новым Адмиралтейством, куда постепенно переводилось производство крупных военных судов. На соседнем Галерном островке стали строить фрегаты, клипера и небольшие парусники. При этом Старое Адмиралтейство продолжало работать еще несколько десятилетий.

В застройке обоих островов можно выделить следующие основные этапы. Первый этап в 1825–1838-е годах связан с работами по развитию и улучшению флота, проводившимися в царствование Николая I. Архитекторы Э.Х. Анерт и И.Г. Гомзин, инженеры П.-Д. Базен, Л.Л. Карбоньер и В.П. Лебедев построили в этот период целый комплекс зданий самого разнообразного назначения – эллинги, мастерские, склады, чертежную и др. Осуществлялись также и работы по внутреннему и внешнему благоустройству завода. Тогда же был возведен первый в России каменный эллинг. Автор первоначального замысла – выдающийся инженер Пьер-Доминик Базен – взял за прототип аналогичное сооружение во Франции. Грандиозный эллинг перекрыт высокой крышей-шатром размерами 92 × 29 × 26 м. Структурную основу здания составляют кирпичные пилоны, связанные продольными аркадами. Гигантская арка на торце, обращенном к Неве, была сплошь остеклена (этот стеклянный экран разбирался перед спуском корабля). Строители остроумно перевели тип деревянного перекрытия в металлическую комбинированную безраспорную конструкцию. Мощная рама с нижним арочным поясом не оказывала давления на вертикальные опоры. Строительство этого уникального сооружения, украсившего, наряду с Сальным буяном, панораму Невы напротив Горного института, было окончено в 1838 году.
Малый каменный эллинг
© Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. Штиглиц М.С., Лелина В.И., Гордеева М.А., Кириков Б.М.

Петербургские зодчие эпохи классицизма сознавали значение устья Невы как «морских ворот» города. Архитектурный замысел Нового Адмиралтейства, уже на ранней стадии учитывавший важное градостроительное значение комплекса, был разработан по принципам классической композиции. В конце Галерной улицы просматривался главный вход на завод. От него вела длинная аллея – главная композиционная и функциональная ось комплекса. Справа от нее размещалась непосредственно судостроительная часть – эллинги и главные мастерские. На береговой полосе перед зданиями – пристань и дамбы с павильонами для публики, наблюдавшей за церемонией торжественного спуска кораблей. Благоустроенный вид берега и всего завода со стороны Невы во многом объяснялся присутствием царствующих особ и свиты на 26 церемониях. В 1830-х годах были устроены пристани, набережная, чугунные ворота с решетками и мосты. Рисунки, а позднее фотографии торжественных спусков кораблей на воду часто воспроизводились в иллюстрированных журналах. Торжественность и красота подобных зрелищ были бесспорны, особенно сам момент спуска, когда архитектура корабля еще неотделима от архитектуры эллинга.
Малый каменный эллинг. Гравюра середины XIX в.
© Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. Штиглиц М.С., Лелина В.И., Гордеева М.А., Кириков Б.М.

По левую сторону от главной аллеи размещались различные мастерские – шлюпочные, литейные, меднокотельные. Среди них доминировало вытянутое вдоль дороги каменное двухэтажное здание, увенчанное башней с часами. Здесь находились канцелярия, чертежная и плазы для разбивки судов. Так уже в первой половине XIX века были заложены основы планировки старой, наиболее парадной части завода. Новый каменный эллинг, построенный рядом со старым по проекту военных инженеров С.Н. Будзынского, Н.П. Дуткина и Н.Д. Куторги в 1893 году, дополнил панораму берега. Окончательно завершил ее храм-памятник русским морякам, погибшим в Цусимском бою, Спас-на-водах, построенный в 1911 году по проекту М.М. Перетятковича (уничтоженный в 1930-е годы).
Вид со стороны реки Мойка
© Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. Штиглиц М.С., Лелина В.И., Гордеева М.А., Кириков Б.М.
Храм «Спас на водах»
© Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. Штиглиц М.С., Лелина В.И., Гордеева М.А., Кириков Б.М.

Не сохранились также два каменных эллинга на Галерном островке. Здесь, у слияния рек Фонтанки и Невы, в начале XX века под руководством инженера Н.И. Дмитриева и архитектора А.И. Дмитриева были сооружены электростанция и новая судостроительная мастерская, а рукав Фонтанки переоборудован в бассейн для достройки судов. Последние заводские постройки предреволюционного времени – плаз и административное здание – возведены под руководством архитектора Н.П. Козлова.

В советский период завод вписал много ценных страниц в историю отечественного судостроения, однако ничего сколько-нибудь значительного в архитектурном плане на территории предприятия построено не было. Скорее, наоборот: со сносом храма-памятника Спас-на-водах была уничтожена панорама прибрежной части завода. Каменные эллинги застроили с торцов малопривлекательными зданиями из силикатного кирпича. Исчезли мощные градостроительные акценты при въезде в морскую столицу.
  • zooming
    1 / 5
    Большой каменный эллинг и мастерская на Матисовом острове
    © Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. Штиглиц М.С., Лелина В.И., Гордеева М.А., Кириков Б.М.
  • zooming
    2 / 5
    Постройки на Галерном острове
    © Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. Штиглиц М.С., Лелина В.И., Гордеева М.А., Кириков Б.М.
  • zooming
    3 / 5
    Застройка Галерного острова
    © Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. Штиглиц М.С., Лелина В.И., Гордеева М.А., Кириков Б.М.
  • zooming
    4 / 5
    Кузница
    © Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. Штиглиц М.С., Лелина В.И., Гордеева М.А., Кириков Б.М.
  • zooming
    5 / 5
    Судостроительная мастерская
    © Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. Штиглиц М.С., Лелина В.И., Гордеева М.А., Кириков Б.М.

К счастью, сами постройки еще сохранились, однако увидеть их можно только с территории завода. Современное государственное предприятие «Адмиралтейские верфи» занимает оба острова – Ново- Адмиралтейский и Галерный, а также часть Матисова острова, на котором с 1792 года находился знаменитый механический и литейный завод Ч. Берда (где, в частности, был построен первый русский пароход). Здесь изготавливалось и немало металлических конструкций и декора для зданий Петербурга и других городов. Наибольшую ценность из сохранившихся построек этого завода представляют служебное здание (дом Берда) и производственный корпус с водонапорной башней. С 1881 года завод Берда стал собственностью акционерного общества Франко-русских заводов.

Все перечисленные выше здания и сооружения охраняются государством и являются великолепными образцами промышленного зодчества и памятниками истории отечественного судостроения.

Привлекательность этой территории для города очевидна. Идеи ее переустройства выдвигались еще главным технологом завода Н.И. Дмитриевым, предлагавшим вывести производство и отдать острова под жилую застройку. В наши дни также иногда поднимается тема переноса судостроения на другие территории. Подобные предложения пока не реализуются, поскольку для этого не созрели основные экономические предпосылки. Одно можно сказать с уверенностью: наиболее старая и ценная в историко-архитектурном отношении часть заводской застройки – первый каменный эллинг, мастерская и караульный дом могут быть выведены за пределы заводской территории без особого ущерба для производства и вместе с восстановленным храмом-памятником образовать музейно-выставочный и деловой центр.

17 Февраля 2021

Похожие статьи
Не серый, а цветной
Итогом последней проектно-исследовательской лаборатории, которую с 2018 года проводит петербургский офис международного архитектурного бюро MLA+, стала книга, посвященная серому поясу Петербурга. Ранее студенты и профессионалы раскрывали потенциал водных и зеленых территорий города.
Теория руины
Публикуем фрагмент из книги Виктора Вахштайна «Воображая город. Введение в теорию концептуализации», в котором автор с помощью Георга Зиммеля определяет руины через «договор» между материалом и архитектором.
Дворец Советов
В издательстве «Коло» вышла монография о Владимире Щуко, написанная еще в середине прошлого века. Публикуем фрагмент, посвященный главному проекту архитектора.
Инструменты природы
Публикуем фрагмент из книги архитектурного критика Сары Голдхаген, в котором исследуется возможность преодолеть усыпляющее воздействие городской среды, используя переменчивость природы.
Выставки больших надежд
В Strelka Press выпущено русскоязычное издание книги Ника Монтфорта «Будущее. Принципы и практики созидания». Публикуем отрывок о Всемирных выставках в Нью-Йорке 1939/40 и 1964 годов, где экспозиция General Motors «Футурама» представляла эффектную картину ближайшего будущего.
Из агоры в хаб
Публикуем фрагмент из книги «Музей: архитектурная история», посвященный современным формам институции: музей как агломерация, хаб, фабрика или проун.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
Теоретик небоскреба
В Strelka Press выпущено второе издание книги Рема Колхаса «Нью-Йорк вне себя». Впервые на русском языке она вышла в этом издательстве в 2013. Публикуем отрывок о «визуализаторе» Манхэттена 1920-х Хью Феррисе, более влиятельном, чем его заказчики-архитекторы.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Иркутск как Дрезден
Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.
Ваши бревна пахнут ладаном
По любезному разрешению издательства Garage публикуем две главы из книги Николая Малинина «Современный русский деревянный дом»: главу о девяностых и резюме типологии современного деревянного частного дома.
«Не просто панельки»
Публикуем фрагмент книги Марии Мельниковой «Не просто панельки: немецкий опыт работы с районами массовой жилой застройки» о программах санации многоквартирных зданий в Германии и странах Прибалтики, их финансовых и технических аспектах, потенциальной пользе этого опыта для России.
Уолт Дисней, Альдо Росси и другие
В издательстве Strelka Press вышла книга Деяна Суджича «Язык города», посвященная силам и обстоятельствам, делающим город городом. Публикуем фрагмент о градостроительной деятельности Уолта Диснея и его корпорации.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Press в рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Гаражный заговор
Публикуем главу из книги «Гараж» художницы Оливии Эрлангер и архитектора Луиса Ортеги Говели о «гаражной мифологии» и происхождении этого типа постройки. Книга выпущена Strelka Press совместно с музеем современного искусства «Гараж».
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Памятник архитектуры
Публикуем главу из книги Григория Ревзина «Как устроен город». Современное отношение к памятникам архитектуры автор рассматривает в контексте поклонения мощам, смерти Бога и храмового значения парковой руины.
Башни и коробки. Краткая история массового жилья
Публикуем фрагмент из новой книги Strelka Press «Башни и коробки. Краткая история массового жилья» Флориана Урбана о том, как в 1960-е западногерманская пресса создавала негативный образ новых жилых массивов ФРГ и модернизма в целом.
Новейшая эра
В июне в Музее архитектуры презентована книга-исследование, посвященная ближайшим тридцати годам развития российской архитектуры. Публикуем фрагмент книги.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.