English version

Блеск дерзновенный

Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.

mainImg
Архитектор:
Юлий Борисов
Мастерская:
UNK https://unk.ltd/
Проект:
Школа «Новый взгляд» в «Садовых Кварталах»
Россия, Москва, ул. Усачева

Авторский коллектив:
UNK project: Юлий Борисов, Павел Култышев, Дмитрий Захаров
Умная школа: Марк Сатран, Константин Серегин
Storaket: Нарбэ Бедроссян, Меружан Минасян, Нарек Нерсисян, Сона Манукян, Марианна Саркисян, Лилит Тадевосян

4.2020 — 6.2020 / 2021 — 9.2024
Здание школы «Новый взгляд» построено по проекту, который появился внутри «Садовых кварталов» самым последним, заключительным. В 2020 году, после того, как стало очевидно, что предшествующий проект невозможен из-за изменения прав собственности на часть земли, отведенной для здания, Москомархитектура и МГИМО, в то время планировавший управлять школой, провели конкурс. Победивший в нем проект бюро «Восток» / Martela вызвал немало критических дискуссий, в том числе на архитектурном совете. Он не был реализован.

Итогом дискуссий 2020 года стало то, что на первый план вышел проект Юлия Борисова и архитекторов UNK; на конкурсе он занял второе место. Проект, созданный в партнерстве со Storaket – они работали с объемно-планировочными решениями, и «Умной школой» Марка Сатрана – они предложили «технологию», подход к образовательному пространству, – уже в 2020 году сравнивали по техногенности архитектуры и цельной, обтекаемой лаконичной форме со штаб-квартирой Apple.

Он получил АГР, был отмечен в числе номинантов Архитектурной премии мэра Москвы, и сейчас реализован, быстрее, чем планировалось, так как сроки строительства были сокращены. Однако здание очень похоже на исходную, проектную версию себя: заметно, что и форме, и фасадам здания как в идее, так и в реализации архитекторы уделили много внимания.
Школа в «Садовых Кварталах»
Фотография: предоставлена UNK

Настояли, как рассказывает автор проекта Юлий Борисов, на осуществлении дорогих решений: структурном остеклении, керамике и прочем. 
Все наши знаковые проекты проходят через конкурсы, либо открытые, либо закрытые. Практически ни одного знакового проекта заказного у нас нет. Мы постоянно участвуем, образно говоря, «в спортивных соревнованиях». По данному конкурсу задача была очень сложной. Школа должна была стать кульминацией прекрасного объекта – комплекса «Садовые кварталы», где работал Сергей Скуратов и много других знаковых архитекторов. Объект классный, у него есть свое лицо, дизайн-код, свои плюсы и минусы… Соответственно, это был вызов. Вторым вызовом было то, что я сам – местный житель и сейчас рассматриваю возможность, что мой четвертый ребенок пойдет в эту школу. Так что у меня была вдвойне повышенная степень ответственности.
 
Третье – участок не подходит для школьного здания. Он зажат по инсоляции, там очень сложные условия, негде было разместить спортивное ядро. И, наконец, здание школы должно было стать итоговым акцентом «Садовых кварталов», своего рода «вишенкой на торте». Она должна была, с одной стороны, следовать дизайн-коду, но внести что-то свое, отличаться.
 
На мой взгляд, наш проект удовлетворил всем требованиям. Отсутствие спортивного ядра мы компенсировали множеством террас на кровлях, где тоже можно заниматься физкультурой. Относительно дизайн-кода: в «Садовых кварталах» принят значительный процент керамики на фасадах, в основном кирпич, – мы тоже использовали керамику, но только более дорогую, поливную. Долго подбирали цвет, с переливом, металлизированный, затем проследили за тем, чтобы китайские производители воспроизвели его точно. В «Садовых кварталах» приняты скругленные углы с моллированным стеклом – мы изогнули стекло в консоли главного фасада, выходящей на пруд. Она прозрачная – оттуда открывается панорама всей центральной части комплекса, очень впечатляющая.
 
Строили быстро, были, надо сказать, попытки удешевления, но мы твердо стояли на своем, отстаивали качество каждой детали. Посмотрите, какие у нас стекла в консоли: герметик в швах – белого цвета, а шелкография, скрывающая межэтажные перекрытия, составлена из миниатюрных символов школы, тоже белых.
  • zooming
    Шелкография на стекле главной консоли. Школа в «Садовых Кварталах»
    Фотография: предоставлена UNK
  • zooming
    Швы структурного остекления главной консоли. Школа в «Садовых Кварталах»
    Фотография: предоставлена UNK

Итак, рассмотрим школу.

Это первая школа, построенная в Хамовниках за последние 25 лет. 

Ее план – непрост и определен, во многом, участком. Тыльные корпуса, где собрана большая часть классов, вытянуты между складчатым домом Сергея Чобана и кварталом номер один, параллельно 1-мы Шибаевскому проезду. С этой стороны подъезжают машины родителей, здесь, благодаря перепаду высот, появился заметно углубленный относительно городских улиц двор, для игр и занятий спортом. Рядом с ним расположен двусветный спортзал. 

[существенный комментарий: представленные в этом тексте планы и разрезы относятся к конкурсному проекту 2020 года и реализованную планировку школы представляют лишь в общих чертах, хотя иллюстрируют большую часть базовых подходов к компоновке ее пространства]
  • zooming
    Школа в «Садовых Кварталах», конкурсный проект, 2020 год. Схема плана третьего этажа
    © UNK
  • zooming
    Школа в «Садовых Кварталах», конкурсный проект, 2020 год. Схема плана 3,5 этажа
    © UNK

Левый, вытянутый на северо-запад, корпус отведен для младшей школы – так они получают свое приватное, более спокойное пространство. Средняя школа, предметные кабинеты и мастерские – справа, в том числе в поперечном корпусе; и в «балке» четвертого этажа: стеклянный фронт кабинетов развернут ради лучшего освещения относительно нижнего этажа и смотрит на юго-юго-запад, а коридор, соединяющий классы – это стеклянная галерея, очень светлая, хотя и смотрит на северо-восток.
  • zooming
    Школа в «Садовых Кварталах», конкурсный проект, 2020 год. Схема плана четвертого этажа
    © UNK
  • zooming
    Школа в «Садовых Кварталах», конкурсный проект, 2020 год. Схема плана первого этажа
    © UNK

В сторону главного общественного пространства «Садовых кварталов» – на пруд – выходят два объема, установленных поперечно этому лучу. В сущности, это большие корпуса-«носы» с открытым амфитеатром между ними. Так у главного фасада школы возникает три акцента, контрастно взаимодействующих между собой – этакая троица: большой стеклянный объем, ртутно-стеклянный, цельный и немного асимметричный для раскрытия центра, – слева; тоже стеклянный, но более компактный, тонкий и расчерченный линиями ламелей учебный корпус справа; и открытый амфитеатр, продолженный растущим вверх зеленым холмом – между ними. Как «протуберанец» зеленых склонов центральной общественной части, что лучше всего заметно, если смотреть с противоположной стороны пруда. 
Школа в «Садовых Кварталах»
Фотография: предоставлена UNK

Асимметрия и пустота по центру – актуальный модернистский подход, он позволяет, с одной стороны, «разгрузить» главный фасад, через контраст и паузу убрать массив, попутно увеличив световой фронт двух поперечных корпусов; с другой стороны, такой фасад заметен, он привлекает внимание: и парадоксальностью паузы вместо портика, знакомого нам по «сталинским» школам, и восхождением зеленого склона. 
  • zooming
    Школа в «Садовых Кварталах»
    Фотография: предоставлена UNK
  • zooming
    Школа в «Садовых Кварталах»
    Фотография: предоставлена UNK

Да, если говорить о типологии, здесь мы, конечно, имеем дело со школой-«звездой», чье главное достоинство в большом световом фронте и сокращающем пути общем центре. Только она скорректирована условиями участка, «цветок» вырос без северо-восточной части. 

Как следствие, сместилось и ядро атриума. В том числе – в стеклянную консоль: именно ее фасады обеспечивают внутреннее пространство естественным светом. Также как и роскошным панорамным видом, сверху, с уровня 2 этажа и со ступенек амфитеатра. 

Не менее важно, что «стеклянная консоль» приоткрывает внутренность школы для взгляда снаружи. Вообще-то тут много стекла на фасадах, освещения внутри достаточно и вечером все корпуса светятся изнутри. Но с основном они полуприкрыты ламелями и мы чувствуем только, что внутри есть жизнь. 
Школа в «Садовых Кварталах»
Фотография: предоставлена UNK

А главный стеклянный объем – действительно, показывает внутреннее устройство. От открытых коммуникаций на потолке, до амфитеатра, который в данном случае дерзко «парит» в пространстве между третьим и вторым этажами, рифмуясь, если посмотреть в профиль, с открытым амфитеатром снаружи. 
Школа в «Садовых Кварталах»
Фотография: предоставлена UNK
 
В балконе второго этажа перед амфитеатром размещена сцена – тоже нетривиальное решение. Она может быть огорожена шторами, образующими и задник, и занавес, так что когда идет представление или репетиция, снаружи тоже хорошо видно, что внутри что-то происходит. 

Из-за большого пролета, белого цвета и отсутствия косоуров амфитеатр выглядит стройным и, действительно, парит, хотя толщина несущей поверхности достаточно большая. Зато на нижней плоскости есть круглые фонари белого света. Они напоминают о библиотеке Аалто, хотя в данном случае свет искусственный.
  • zooming
    Вид на нижнюю поверхность амфитеатра из атриума. Школа в «Садовых Кварталах»
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Школа в «Садовых Кварталах», конкурсный проект, 2020 год. Схема разреза 1-1
    © UNK

Круглые фонари, подхватывая тему, распространяются везде: из видно на потолке атриума через стекло – как созвездие, и в виде круглых ламп на газоне склона они тоже есть. 
  • zooming
    Школа в «Садовых Кварталах»
    Фотография: предоставлена UNK
  • zooming
    Школа в «Садовых Кварталах»
    Фотография: предоставлена UNK

Соседи амфитеатра – лестницы. Входя из-под невысокой консоли через невысокий холл – поражаешься тому, как пространство вырастает куда-то далеко вверх переплетениями лестниц, соединяющих балконы и висячие островки. Здесь хочется вспомнить Хогвартс и задуматься, не меняют ли они по ночам своего положения в пространстве. Поскольку застыли асимметрично, как в игре «замри».  
  • zooming
    Школа в «Садовых Кварталах», конкурсный проект, 2020 год. Схема разреза 2-2
    © UNK
  • zooming
    Школа в «Садовых Кварталах», конкурсный проект, 2020 год. Схема плана второго этажа
    © UNK

Внизу расположилось несколько островков переговорных, тоже белых, окруженных кориановыми скамейками и растениями зимнего сада. 

Всё это – целая система. Сложное, многослойное, «перевязанное» пространство на всю высоту.

Помимо амфитеатра и зон общения в атриуме есть коворкинг и библиотека. Из соседних помещений в атриум выходят овальные окна. 
  • zooming
    Школа в «Садовых Кварталах». Окно в сторону атриума
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Школа в «Садовых Кварталах». Атриум
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Керамика на фасадах выглядит черной; на самом деле это металлический блеск. Здесь видится некая подмена – вроде бы керамика родственна кирпичу, да, но! Будучи покрыта металлизированной поливой и «собрана» в ламели, она больше похожа на металл. Для поверхностного взгляда, конечно. Идешь мимо – и кажется, что стеклянные корпуса школы забраны энергичными металлическими сетками-решетками. На главном фасаде они круглятся, на тыльных, боковых – создают углы, структуру, довольно-таки брутальную. Словом, если смотреть поверхностно, ламели кажутся металлическими. 
  • zooming
    Школа в «Садовых Кварталах»
    Фотография: предоставлена UNK
  • zooming
    Школа в «Садовых Кварталах»
    Фотография: предоставлена UNK

При входе, под главной консолью – не так. 

Консоль расположена невысоко, но глубокий корызек хорошо защищает от дождя. Он слегка, как будто с усилием, приподнят вверх; кстати говоря об усилии – это, вероятно, правда, все же консоль с большим выносом. Вход похож на пещеру и особенно выразительны компактные круглые колонны, поддерживающие консоль у самого входа в школу. Они, тоже серебристые, выполнены из той же керамики, что и консоль, и создают над и перед входом целостное поблескивающее пространство, пластичное, впечатляющее. 
  • zooming
    Школа в «Садовых Кварталах»
    Фотография: предоставлена UNK
  • zooming
    Школа в «Садовых Кварталах»
    Фотография: предоставлена UNK

Что-то в них есть от колонн символизма и модерна начала XX века: именно такие, короткие и «загадочные» колонны были в тот момент широко распространены. У них, в отличие от тонких изящных колонн авангарда и модернизма, чьих «родственников» мы можем наблюдать внутри в атриуме – есть свое, брутальное обаяние. Они как сказочные «стражи» при входе. Тут и вспоминаешь, что архитекторы UNK, работая над проектом школы «Новый взгляд», присмотрели для своего офиса «особняк Шервуда» периода позднего модерна, авторства Николая Бутусова, 1911 года постройки, и отреставрировали его. Не знаю, как кому, а мне кажется, что сходство стеклянной консоли с поливной керамической «подпушкой», похожей майолику модерна, есть. 

Итак, школа реализована и на данный работает если не в полную силу – максимальное количество учеников еще не набрано – то очень интенсивно, до 20:00, со всеми кружками, дополнительными занятиями и прочим. 

Если первоначально предполагалось, что это будет школа при МГИМО, то теперь в новопостроенном здании расположилась частная школа «Новый взгляд», самостоятельное учебное заведение (учредитель школы – ГК «Регион»). Хотя, как мне, школа уже сейчас сотрудничает с несколькими вузами, в том числе МГИМО. 

Зданием довольны; а Юлий Борисов, в свою очередь, позитивно оценил дизайн интерьера, выполненный по проекту Елены Араловой, ED архитектура. В интерьере преобладает белый цвет и свет, оттененный, особенно на потолках, актуальным ярко-розовым цветом magenta. 

Каким же образом этот «новый штрих» вписался в комплекс «Садовых кварталов»? На этот счет есть не одна точка зрения. Одни говорят, что да: дизайн-код соблюден через гнутое стекло и керамику, вид на пруд раскрыт, да и в поверхности пруда здание хорошо отражается, работает этаким «светлячком». 
  • zooming
    Школа в «Садовых Кварталах»
    Фотография: предоставлена UNK
  • zooming
    Школа в «Садовых Кварталах»
    Фотография: предоставлена UNK

Другие говорят: нет, тут нужен был простой объем с консолью, приподнятой выше. 

А я бы сказала так. Да, вписался – но по контрасту.

Как «юный герой», представитель нового поколения – в проект, который начался давно и развивался по правилам. Хотя и не весь по одним правилам: вспомним хотя бы дом в западной части 4 квартала от Андрея Савина и бюро «Арт-Бля». Если приглядеться к нему и еще чуточку подумать, то мы увидим, что асимметричный стеклянный объем-консоль школы переглядывается – а может быть, даже этак хитро перемигивается, – именно с ним. По диагонали. Светло-бирюзовым оттенком, да и формой «носа», слегка развернутого вбок. Конечно, стеклянный фасад школы строже и собраннее. Но и диагональ – прослеживается.  

Ну так вот. Вторая особенность – холмистость, террасы и зелень. Везде в «Садовых кварталах» зелени запланировано было много, да и реализовано достаточно, особенно на первых порах. И холмов во дворах, разноуровневых террас – тоже. Но здесь, в здании школы Юлия Борисова, и зелени, и террас было задумано очень много, больше, чем вокруг. Тоже – попытка соревнования: внутри очень современного, дорого спроектированного и реализованного комплекса, – сделать все еще современнее, техничнее и «зеленее». 
  • zooming
    Школа в «Садовых Кварталах»
    © UNK
  • zooming
    Школа в «Садовых Кварталах»
    © UNK

Эксплуатируемые кровли еще планируется реализовать, холм мы видели. А вот зеленые фасады в данном случае, увы, отменили. Хотя тот же автор, Юлий Борисов в БЦ «Земельный» отлично показал нам, что идея вполне реализуема, там растения развиваются и даже меняют осенью свой цвет... К слову сказать, на мой взгляд, между этими двумя проектами UNK вообще много общего, взять хотя бы, помимо зелени и скругленных углов, металлический блеск в сочетании со стеклом. Руководство школы меня поправило: школа это школа, ее некорректно сравнивать с офисным зданием. Но я же сравниваю не функцию, а образ и архитектурный прием. К тому же это мое авторское оценочное суждение; имеет право на существование. Между зданиями достаточно много общего – высокое качество, лаконизм, блеск... Только там металл, а здесь керамика. 

Теперь о керамике. На ней построен еще один контраст – горизонталь против вертикали. Сергей Скуратов заложил в центре, вокруг пруда, ритм с вертикальной доминантой этажей, объединенных раскладкой фасада. Затем – не исключено, что в числе прочего и под влиянием «Садовых кварталов» – тема разошлась по всей Москве, по стране, набила оскомину и всё такое... Будем надеяться, не из-за Хамовников. Пятый жилой квартал решен в том же ритме, и его путают с домами Скуратова, по словам автора и к его досаде. 

Школу Юлия Борисова с домами Сергея Скуратова перепутать невозможно. Кто-то скажет, что это минус, а кто-то может, скажет, что плюс.

Притом что она, как было сказано выше, следует ряду пожеланий дизайн-кода – в их реализации считывается элемент сепарации от него; некоей, не лишенной дерзости, независимости под девизом, ну, предположим, таким: «хочу и буду!».

В «Садовых кварталах» много стекла, но нет больших стеклянных пятен и объемов? Нет, так будет! – и появляется крупная «консоль-скульптура». Как некий «пузырь», надутый школой в сторону респектабельного городского квартала. Правда, респектабельный, отрехтованный, застывший и красивый, из дорогого стекла. Не такой, как у Олсопа, и все же, если задуматься, некий нюанс есть. 

В «Садовых кварталах» почти нет горизонталей – так вот, держите – всё, кроме стеклянного объема, в здании школы будет горизонтальным. 

И, должна сказать, горизонтальные объемы с ламелями нравятся мне в этом здании больше всего. Они не скрывают своей дерзости. Хотя немного скрывают, конечно, но это со стороны главного фасада. А с тыльной – нет. При подходе от улицы Усачева мы видим черные полосатые, выстреливающие и перекрещенные, «балки» третьего и четвертого этажей. И правильно, там учат подростков, им требуется полет и дерзновение. Вот он, по-моему, лучший, хотя и не респектабельно-главный, ракурс этого проекта. 
  • zooming
    Школа в «Садовых Кварталах»
    Фотография: предоставлена UNK
  • zooming
    Школа в «Садовых Кварталах»
    Фотография: предоставлена UNK
Архитектор:
Юлий Борисов
Мастерская:
UNK https://unk.ltd/
Проект:
Школа «Новый взгляд» в «Садовых Кварталах»
Россия, Москва, ул. Усачева

Авторский коллектив:
UNK project: Юлий Борисов, Павел Култышев, Дмитрий Захаров
Умная школа: Марк Сатран, Константин Серегин
Storaket: Нарбэ Бедроссян, Меружан Минасян, Нарек Нерсисян, Сона Манукян, Марианна Саркисян, Лилит Тадевосян

4.2020 — 6.2020 / 2021 — 9.2024

21 Марта 2025

UNK: другие проекты
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Гибкость и острота современности
Роскошные, текучие, большие кокошники и спиральные бочки-колонны как из цветной жевательной резинки: в Москве, кажется, нет других таких особняков стиля нео-рюс модерна. А Теремок на Малой Калужской, ранее, как кажется, малоизвестный, «заиграл» и стал заметен после реставрации для офиса «архитектурной экосистемы». Видно, что Юлий Борисов и архитекторы UNK вложили всю душу и в поиск нового офиса, и в его приведение в современный вид. Рассматриваем парадоксы истории особняка и его пластического решения. Спойлер: тут встречаются две современности, обе прямо на острие «лезвия актуального».
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Форма немыслимого
Павильон АТОМ на ВДНХ хочется сопоставить с известной максимой архитекторов и критиков: «придумал? теперь построй!». Редко можно встретить столь самоотверженное погружение в реализацию, причем сложные конструктивные и инженерные задачи, поставленные UNK перед самими собой, тут представляются неотъемлемой, важной частью архитектурной идеи. Challenge соответствует месту – все же «выставка достижений», а павильон посвящен атомной энергетике. Рассматриваем: снаружи, изнутри и с изнанки.
Медный шаг
Квартал номер 5, над которым в ЖК «Остров» работали архитекторы АБ ASADOV, одновременно масштабен, хорошо заметен благодаря своему центральному расположению – и контекстуален. Он «не перекрикивает» решения соседей, а скорее дает очень взвешенное воплощение дизайн-кода: совмещает кирпич и металл светлого и темного оттенков и большие медные поверхности, ортогональную геометрию снаружи и гибкие линии во дворе.
Свет для Острова
Впервые для себя рассматриваем проект подсветки целого жилого района; впрочем, авторы проекта вечернего освещения ЖК «Остров», UNK lighting, и сами признают, что эта работа – крупнейшая не только в их портфолио, но и в стране. Они называют свой подход европейским, его основные принципы: плавность переходов, комфорт для глаз и то, что подсветка сосредоточена, в основном, в нижнем уровне, «работая» для пешеходов.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Кольцевое построение
Проект UNK interiors, победивший в конкурсе на метро «Загорье», модульностью и простотой формы созвучен идеям индустриальной жилой застройки ближайшего окружения. В то же время станция «вся металлическая», в чем откликается на название Липецкой улицы, поскольку Липецк – центр металлургии. Казалось бы, авторы могли увлечься брутальными образами проката и домны, но проект получился лаконичным и легким – изучаем, почему.
Функция треугольника
Экстравагантная форма расширяющейся кверху тонкой пластины – не формальный жест, а отклик архитекторов UNK на требования участка и ТЭПы. Решения по-модернистски рациональны, экономны и функциональны. Дом галерейный, торцы подчеркнуты «пластинчатым» сдвигом, а широкие фасады составлены из треугольных эркеров.
Юлия Тряскина: «В современном общественном интерьере...
Новая премия общественных интерьеров IPI Award рассматривает проекты с точки зрения передовых тенденций современного мира и шире – сверхзадачи, поставленной и реализованной заказчиком и архитектором. Говорим с инициатором премии: о специфике оценки, приоритетах, страхах и надеждах.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Супер-пергола
Новый бизнес-центр на Пресне, в 1-м Земельном переулке, совмещает технологичность и эко-ориентированность. Его обтекаемые формы и белая диагональная решетка фасадов сочетаются с новой версией вертикального озеленения: отстоящей от фасада зеленью дикого винограда, которая не спорит с решеткой-«перголой», но лишь оттеняет ее.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Эффект оживления
Проект Останкино Business Park разработан для участка между существующей станцией метро и будущей станцией МЦД, поэтому его общественное пространство рассчитано в равной степени на горожан и офисных сотрудников. Комплекс имеет шансы стать катализатором развития Бутырского района.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Похожие статьи
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.