Новый путь

Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.

mainImg
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
МФК «ЯР ПАРК» 1 версия
Россия, Казань, береговая линия реки Казанка

Авторский коллектив:
Руководитель творческого коллектива, автор проекта: ​С. Скуратов
Главные архитекторы проекта, авторы: А. Барклянский, А. Незнамов, С. Безверхий
Архитекторы, авторы проекта: М. Бежков, И. Индралиев, А. Нагорная, Ю. Парфёнова, А. Скилягина, А. Смирнов, П. Стрельцова, Р. Тарасов, С. Третьякова, Т. Хабурзания, А. Шайбакова, А. Шевченко 
Визуализация: Я. Акимов, И. Индралиев, С. Морозов, А. Незнамов
Макет: В. Козицкий, Д. Кагдин, Ф. Михайлов

9.2021 — 2.2022
Над проектом крупного жилого, а главное, многофункционального комплекса Яр Парк в самом центре Казани Сергей Скуратов работает с 2021 года, и главная его составляющая – градостроительная. Распределение пазла объемов, функций, в том числе и общественных, высотности и пропорций, зелени, воды и застроенных территорий. Уже исходя из постановки задачи очевидно, что при всех достоинствах элегантной и скрупулезной проработки развиваться такому проекту не может быть легко.

Так и получилось: недавно архитекторы завершили работу над третьей версией комплекса; ее публиковать пока нельзя, зато первую и вторую – можно. А поскольку главные идеи были сформулированы в самом начале и, к счастью, не утрачены, то наибольший интерес с точки зрения, собственно, архитектурно-градостроительной работы – на данный момент представляет первая версия проекта. Там было предложено все главное из того, что составляет особенности будущего Яр Парка. 
 
Это особенный проект на особенной территории, в уникальном для Казани месте. Признаюсь, у нас в бюро есть проекты и побольше, но по уровню ответственности эта работа, думаю, на первом месте. Если говорить об урбанистической инфраструктуре Казани, думаю, это один из самых важных на текущий момент проектов в городе. Само место – обязывает.
 
Впервые в истории Казани мы создаем пространство у воды, которое одновременно является и общественным, и жилым. Две ипостаси общественной функции – проницаемое пространство здания культурно-выставочного Форума, рассчитанного на одновременное пребывание 3000 человек. Он объединяет две рекреационных территории: вдоль набережной и вдоль проспекта. Вся территория будет покрыта зеленью, водоемами, спортивными и детскими игровыми площадками.
 
И самое главное – территория комплекса будет открытой, без всяких заборов и преград.
  • zooming
    МФК «ЯР ПАРК» 1
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    МФК «ЯР ПАРК» 1
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Действительно, участок – в самом центре, недалеко от моста Миллениум, на правом берегу разлившейся после запуска водохранилища 1960-х годов Казанки. Сейчас река между двумя мостами, если смотреть из Кремля, выглядит как внутреннее озеро города. Широкая водная гладь, 2 х 1 км, покрупнее озер Кабан и, к тому же, самое центральное по своему расположению между Кремлем и жилыми районами правого берега Казанки. Они, к слову сказать, все относятся к послевоенному времени. Есть тут и панели, и постройки поновее, есть похуже, есть получше, но все складывается в этакую разнотоновую массу приблизительно одной высоты. Акцентов не очень много: «Казан», дворец бракосочетаний в форме котла, и светящееся по ночам колесо обозрения. 



Впрочем, уже во время работы с Яр Парком, после того, как была предложена первая версия комплекса, Сергей Скуратов, в какие-то очень короткие сроки, построил чуть восточнее, у одноименного моста, комплекс Миллениум, блестящий стеклом и натуральной медью; если и Яр Парк реализуют, чего хотелось бы, то тут образуется «скуратовский уголок», а значит, поскольку SSA известные перфекционисты – заповедник архитектуры, качественной от замысла до исполнения.

Но вернемся к Яр Парку.

На данный момент отведенный для него участок представляет собой пустое пространство – с уже реализованным намывом, спрямившим береговую линию – и разделяет две территории отдыха в центре города: парк и аквапарк. 
  • zooming
    МФК «ЯР ПАРК» 1. Ситуационный план
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    МФК «ЯР ПАРК» 1
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Сергей Скуратов, как мы видим из авторского комментария, сосредотачивается на том, чтобы после реализации Яр Парк не разделял парки между собой, а связывал – и сам бы стал рекреационной территорией. 

Территория вытянута с запада на восток между берегом и городской улицей Сигбата Хакима. Три важные градостроительные оси жилых районов сходятся примерно к центру участка; здесь же с Яр Парком соседствует Татнефть Арена.

Главную, продольную, ось комплекса провели параллельно берегу; соединив два парка на торцах участка, ось превратилась в протяженный многофункциональный крытый молл: здесь лобби жилых домов, гостиницы и офисов, и фитнес с бассейном, и конгресс-холл с трансформируемым залом, и магазины, и места, где можно погулять и посидеть. 
   
  

  
За последние 15 лет стало принято считать, что оптимальный способ организации общественного пространства в городе дает квартальная застройка с магазинами в первых этажах. Однако она образует стену, очень много отдает приватным дворам и мало – городу; и еще для кварталов оптимальна небольшая высота, а значит, и малая плотность. Для высокой плотности, наоборот, лучше подходит высотная застройка, в этом случае для общественных пространств остается больше места. И если мы посмотрим на 2000-е или, наоборот, на современные проекты Москвы, то этот вопрос и тогда решался, и сейчас решается через «башни на стилобате». Двор на кровле парковки, магазины по периметру. Кварталы и башни на стилобате это, в сущности, две основные типологии, сосуществующие на протяжении последней четверти века. 

В проекте Яр Парка Сергей Скуратов предлагает – скажу так – новый градостроительный гибрид. Функции, которые в обеих названных выше версиях мы привыкли находить по внешнему контуру: приватное внутри, общее снаружи – Скуратов собирает в «позвоночнике» молла, в самой середине. Дома пристыкованы к многофункциональному «хребту» как ветки к стволу, некоторые непосредственно, некоторые навесным переходом; под углом 90°, но чаще мериодионально, так как это наиболее выгодная ориентация для инсоляции.
  • zooming
    МФК «ЯР ПАРК» 1
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    МФК «ЯР ПАРК» 1. Генеральный план с территорией перспективного развития
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Что полностью освобождает территорию для города и горожан, как со стороны реки, так и со стороны жилых районов. Сюда можно будет беспрепятственно войти, пройти насквозь к воде, пляжу, набережной, причалам яхт-клуба – и выйти в любую сторону. 
  • zooming
    МФК «ЯР ПАРК» 1
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    МФК «ЯР ПАРК» 1
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

В предложенном «градостроительном гибриде» можно усмотреть влияние микрорайонной застройки в той ее версии, которая была близка к идеям города-сада. Дома не прячутся за забором – в конце концов это центр города – их можно будет обходить с разных сторон. Но и не образуют «красной линии», о которой так много говорили последователи Нового урбанизма (или Петра Великого?) с восьмидесятых городов. Справедливости ради надо сказать, что исторического города тут не было никогда – напомню, застраивать правый берег Казанки начали в шестидесятые, после заполнения водохранилища, раньше тут были леса и поля, потом – собственно микрорайоны. 

Так что неудивительно, что именно здесь высотки наконец-то «поняли»: их сила не в том, чтобы прятаться за «стекляшками» или малыми объемами, выдвинутыми на линию улицы, имитируя исторический город. Их сила «внутри». В общем-то, дома тут подключены к моллу примерно как жилые единицы НЭРа подключались к трассам; хотя, конечно, не совсем так. Тем не менее, свежий, интересный поворот. 

Центральное ядро молла – расположенный на перекрестье продольной и поперечной осей Форум. Строго говоря, это конгресс-центр и его атриум-фойе. Но – какой атриум! Работая с уровнями и масштабом, авторы превращают его в огромное пространство, теплое и одновременно проницаемое для взгляда и прохода человека. Высокое, просторное. Многоярусное. В крытую городскую площадь. В Казани это актуально, зимой там ох как холодно, холоднее, чем в Москве. 
  • zooming
    МФК «ЯР ПАРК» 1
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    МФК «ЯР ПАРК» 1
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Атриум трехсветный, хотя это определение как-то не очень даже подходит, поскольку стены полностью прозрачные, с максимально незаметной расстекловкой. Со стороны реки вход безбарьерный на уровне -2.7 метра; вокруг – парковки, но пятно входа достаточно большое и с восточной стороны его очерчивает, непринужденно пересекая границу стекла, лестница-амфитеатр, высотой приблизительно с один этаж, около 3 метров; амфитеатр, местами прерываемый лестницами продолжается на значительную длину и снаружи, и внутри. 
  • zooming
    МФК «ЯР ПАРК» 1. План 1 этажа
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    МФК «ЯР ПАРК» 1. План -1 этажа
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Первый этаж, таким образом, самый просторный и лишен перегородок. Его основную площадку авторы трактуют как трансформируемое место для временных мероприятий: и выставок, и фуршетов, и лекций. Выше и чуть западнее, на уровне 6 метров, то есть, приблизительно, 2 этажа, в пространстве парит первый конференц-зал, со стеклянными стенами. 
  • zooming
    МФК «ЯР ПАРК» 1
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    МФК «ЯР ПАРК» 1
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    МФК «ЯР ПАРК» 1
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    МФК «ЯР ПАРК» 1
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

За ним, чуть западнее – еще один, большой трансформируемый, разделяемый на два и на три, конференц-зал. 
  
    

  
Все вместе – пространство сложное, но светлое и для восприятия сделанное легко: на просвет, с минимальными тонкими колоннами, с прозрачностью и «парением». Современное, технологичное, непринужденное – как у Азимова. Внутри не только лестницы, но и пандусы, особенно к востоку и западу, в глубине, около гостиницы, фитнеса и офисов. Интересное пространство, очень хочется увидеть и исследовать его после реализации. И очень большая надежда на то, что при осуществлении тут обойдется без вездесущих никелированных поручней наших дней... Авторы и заказчики, вы уж постарайтесь, а? 

На выходе к северу – опять ступеньки лестниц и амфитеатра. Воду Сергей Скуратов проводит на другую сторону парка, получается этакий дискретный залив, отведенный от реки и тоже обозначающий ось, намекающий на значение водной глади в этом пространстве. Тут можно будет смотреть над водой искусственного залива на воду реки через стекло атриума. Красиво. 
  • zooming
    Вид от «залива» из северной части на юг. В перспективе – Национальная библиотека Татарстана, бывший Музей Ленина. МФК «ЯР ПАРК» 1
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    Вид с востока на запад, северная часть комплекса. МФК «ЯР ПАРК» 1
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Как не вспомнить знаменитый пруд в «Садовых кварталах». Но только в Казани тема развернута шире. В прибрежном Яр Парке вода особенно значима. Тут и бассейн сделан так, как это принято в приморских курортах, чтобы, плавая в искусственной воде, можно было встык-вровень наблюдать воду естественную. И по причалам яхт-клуба можно погулять. 
  • zooming
    МФК «ЯР ПАРК» 1
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    МФК «ЯР ПАРК» 1
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    МФК «ЯР ПАРК» 1. Генеральный план
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    МФК «ЯР ПАРК» 1
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Если же продолжить разговор о продольном молле-«пути» – авторы делают все возможное для того, чтобы акцентировать торцы участка, превратить их в «порталы» входа: так у гостиницы над входом появляется акцент бронзово-медного раструба. Оттененный другим, на жилой башне слева к северу – это, к слову сказать, один из любимых приемов архитектора Скуратова, там на верхнем ярусе планировалось высокая лоджия общественного пространства для жителей, с видом на город. 
  • zooming
    МФК «ЯР ПАРК» 1
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    МФК «ЯР ПАРК» 1. Схема озеленения территории
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Наконец, Сергей Скуратов предложил соединить мостом парк и полуостров, на котором стоит Дворец бракосочетаний в форме Казана – иными словами, архитекторы смотрят шире и дальше своего участка, выступают с инициативными предложениями созвучными сути собственного проекта: его «пути», его характера, связывающего городскую ткань.
МФК «ЯР ПАРК» 1
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

В 2021 году SSA озвучили и перспективы второй очереди, дальнейшей работы с окружением участка: предложили включить в сферу застройки бывший Леруа Мерлен, с сохранением функции строительного магазина. Масштабно, творчески – Сергей Скуратов инициативный, активный архитектор – вышли за рамки задания. Наметили точки роста. 

Это логично и, если мыслить профессионально, естественно: при планируемом объеме строительства здесь, в центре, должен возникнуть настоящий «полицентр», как его называют сейчас градостроители: помимо жилья всё, что душе угодно. Осталось добавить филиал Эрмитажа. Шучу. Все возможные городские функции и вероятные точки притяжения тут, кажется, учтены. Ну а выставки приложатся; тем более что архитекторы уже подобрали актуальных казанских скульпторов и сами предложили несколько кортеновых арт-объектов. 
  • zooming
    МФК «ЯР ПАРК» 1
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    МФК «ЯР ПАРК» 1
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Хорошо, а что жители? Квартиры здесь, определенно, не дешевые. Не оставили же их без приватных пространств? Нет, не оставили. Для жителей зарезервированы все кровли молла и примыкающих зданий: архитекторы даже, предвидя актуальный запрос, рисуют там общественные огороды. Ну или клумбы. Все это на высоте порядка 10 метров над городом и рекой, в панорамами. Плюс некоторое количество приватных террас. И верхние части башен, о которых упоминалось выше.
  • zooming
    МФК «ЯР ПАРК» 1
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    МФК «ЯР ПАРК» 1. Схема озеленения кровли молла
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Для того, чтобы сделать все общественным, городским – нужно было освободить пространство. Архитекторы, как видно на схемах выше, раздвигают объемы в стороны, освобождая центр. И – в первом варианте, рассчитывая на возможность снятия действующих здесь высотных ограничений до 100 метров, – предлагают существенное повышение башен: в первой очереди один дом высотой 135.2 м – по одной квартире на этаже, как в Нью-Йорке – и 170 м; еще одна 135.2 «тонкая» башня плюс небоскреб 245 метров в высоту – во второй очереди. Аргументация: чем выше объемы, тем они тоньше, тем меньше визуальный «вес» всего комплекса, он тянется вверх, а не выстраивается стеной, как вся предшествующая застройка.

Сергей Скуратов говорит, что главным ориентиром был казанский кремль с его чередой тонких высотных акцентов, с башнями и минаретами. 
    
 

  
Поворачиваясь под разными углами, башни меняют толщину; благодаря расстановке в шахматном порядке первый ряд раскрывает виды на реку второму. Расстояния достаточно велики, чтобы избежать взгляда окно-в-окно. 

Но главное, на мой взгляд – разновысотность. Все мы знаем, хотя бы на примере московского ЖК Метрополия: случается что и башни поставят близко друг к другу и подрежут по верху «как ножницами». Эффект будет столь же непритязательным, что и со стенообразными кварталами. 

Итак. Башни. Надо. Делать. Разновысотными. Чередовать с пластинами, менять размеры и фасады. Здесь, в Яр Парке, все это есть. Есть и разнообразие квартир и фасадов, варьирующих любимые скуратовские приемы: стекло «в пол», треугольные эркеры, плавно меняющие угол поворота, «ласточкины хвосты» в плане, скругленные углы с моллированным стеклом. Камень, металл разного вида. 

В чертежах, как всегда у SSA – подробнейшая детализация. 
   
  

   
В роли «вишенки на торте» – поиски местной темы, казанской идентичности. Архитекторы не только изучили работы местных скульпторов и выбрали их них лучших.

Они еще и изучили два языка. Тут тоже шучу. Не изучили, но коснулись в своем проекте: старотатарской письменности – ее арабески занимают, растворяясь по мере повышения, фасад одной из башен; кроме того, обратились к работам Фаика Тагирова, татарского авангардиста, и адаптировали его паттерн на основе староарабского почерка «куфий» в интерьерах и благоустройстве.
  • zooming
    МФК «ЯР ПАРК» 1
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    МФК «ЯР ПАРК» 1
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Словом, это была масштабная работа, обладающая, помимо архитектурно-градостроительной дерзости – впрочем, как мне кажется, обоснованной – значительным объемом детальных проработок, «погружающих» наблюдателя в проект.

Вторая версия Яр Парка датирована 2022 годом и связана с сокращением высотности. Две супер-тонкие башни стали меньше ростом и превратились в дома с треугольным планом. 
  • zooming
    МФК «ЯР ПАРК» 2
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    МФК «ЯР ПАРК» 2. Схема генплана
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Офисы переехали из восточной части в западную. А эстетика визуальных решений приобрела большую «собранность» и несколько «грозовой» оттенок. 
  
  

  
Но ключевые решения: продольная ось молла, к которой стыкуются жилые и офисные объемы, искусственный залив, прозрачный атриум Форума и даже блестящий медный раструб «перспективного окна» со стороны парка с его куфическими паттернами, а главное – открытое для города пространство комплекса, не разделяющее, а связывающее – все осталось на месте. Сергею Скуратову, определенно, нравится найденное решение. 

Остается ждать и наблюдать, что же получится в третьем варианте из этого смелого, роскошно-размашистого, высокотехнологичного и гламурного как по предполагаемому качеству исполнения, так и по ценности, заложенной для города и горожан – в разы превосходящего московские «Садовые кварталы» – проекта. Решение современное и по технологии, и по образности, и, что важнее, в социальном смысле. Так как исключает заборы, делает важное для Казани пространство общим – не стесняя при этом жителей, которые смогут «в тапочках» по теплому переходу спуститься хоть в фитнес, хоть в ресторан, хоть в кино и яхт-клуб. Сложное, срежиссированное для всех, пространство. Казань может гордиться, среди жилых комплексов Москвы ничего похожего, столь же открытого, разнообразного, масштабного и «отрегулированного» – кажется, пока не получилось и даже не планируется. 
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
МФК «ЯР ПАРК» 1 версия
Россия, Казань, береговая линия реки Казанка

Авторский коллектив:
Руководитель творческого коллектива, автор проекта: ​С. Скуратов
Главные архитекторы проекта, авторы: А. Барклянский, А. Незнамов, С. Безверхий
Архитекторы, авторы проекта: М. Бежков, И. Индралиев, А. Нагорная, Ю. Парфёнова, А. Скилягина, А. Смирнов, П. Стрельцова, Р. Тарасов, С. Третьякова, Т. Хабурзания, А. Шайбакова, А. Шевченко 
Визуализация: Я. Акимов, И. Индралиев, С. Морозов, А. Незнамов
Макет: В. Козицкий, Д. Кагдин, Ф. Михайлов

9.2021 — 2.2022

20 Октября 2025

Сергей Скуратов ARCHITECTS: другие проекты
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Первая московская
«Качество образования во многом зависит от качества образовательной среды» – этот постулат последнего десятилетия Сергей Скуратов реализовал в проекте Первой московской гимназии на Ростовской набережной в Хамовниках. Здание легко встраивается в непростое городское окружение, откликаясь и на пешеходный поток горожан, и на тихий переулок; умело использует перепад высот; учитывает современные тенденции работы с образовательными пространствами. Рассматриваем.
Domus Aurea
Рассматриваем дом Тессинский-1 Сергея Скуратова, завершенный в 2023 году. Расположенный в середине района Серебрянической набережной, на пересечении ее основных улиц, он берет на себя некую «узловую» роль: не только реагирует на все вокруг и не только сохраняет внутри себя много воспоминаний о заводе ЭМА, но сплетает это все в некий по-новому срежиссированный узор, примиряя яркое «золото» и темный кирпич, не в малой степени – с помощью нового, современно-архаичного кирпича Columba, который, если подумать, и есть тут самый драгоценный элемент.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Тень от гвоздя
ЖК «Резиденции композиторов» построен по проекту Сергея Скуратова, который в 2011 году выиграл международный конкурс. Началось с поиска образа и отсечения лишнего, затем с реализации узнаваемой скуратовской архитектуры. А закончилось сносом корпусов фабрики Шлихтермана, сохранение которых было утверждено вместе с проектом всеми ведомствами. История кажется поучительной и важной для понимания истории всех 11 лет, на протяжении которых проектировали и строили комплекс.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Тонкая материя
Дом Медный 3.14 составлен из двух фактур, каждая из которых по-своему похожа на драгоценную ткань, и из трех корпусов, каждый из которых смотрит на одну из сторон света. Архитектура дома впитывает нюансы контекста, суммирует их и превращает в цельное ритмичное построение. Рассматриваем новый, только что завершенный дом Сергея Скуратова на Донской улице.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Дворы и башни: самарский эксперимент
Конкурсный проект «Самара Арена Парка», предложенный Сергеем Скуратовым, занял на конкурсе 2 место. Его суть – эксперимент с типологией жилых домов, галерейных и коридорных планировок кварталов в сочетании с башнями – наряду с чуткостью реакции на окружение и стремлением создать внутри комплекса полноценное пространство мини-города с градиентом ощущений и значительным набором функций.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
В пространстве парка Победы
В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Похожие статьи
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Технологии и материалы
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Сейчас на главной
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Перекресток культур
Бюро MAST, вдохновляясь атмосферой Тбилиси, превратило интерьер грузинского ресторана NENE в диалог культур, которым, на самом деле, и является этот прекрасный город.
Пресса: Движимые недвижимостью: Архитектурные и жилищные...
Что можно сказать об архитекторе по его дому, как традиции трансформируются под влиянием разгерметизации сообществ, где прорастают спустя полвека бумажные замки концептуалистов. Поступления на тематические полки ко Дню архитектора.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Русский Север и Арктика: четыре проекта
В Архангельской, Вологодской, Мурманской областях и Республике Карелия утверждена Туристическая межрегиональная схема территориального планирования. Ее цель – превратить сложный для путешествий регион в связанное и доступное направление. Ключевой инструмент – создание четырех межрегиональных «коридоров», которые укрепят горизонтальные связи между точками притяжения. В рамках стратегии разработаны пилотные проекты, которые и показываем.
Жила, жива и будет жить
Как сейчас принято, выставка куратора Сергея Хачатурова «Готический ампир» совмещает открытия исследователя в области истории искусства с крупной современной гризайлью Егора Кошелева, уверенно внедряющей в сознание зрителя эмоционально заряженный миф. Была готика в ампире, есть и сейчас; все связано. Вашему вниманию – рецензия, написанная арт-критиком и магистранткой МГУ Юлией Тихомировой.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Рай с видом на Кремль
Остров Балчуг постепенно утрачивает последние черты промышленного кластера, которым он был на протяжении полутора веков. На месте дореволюционных заводов и советских вычислительных центров сегодня вырастают современные жилые комплексы, предлагающие формат загородной жизни, тишину и приватность буквально у стен Кремля. Один из них – ЖК «Садовническая 69», новый ориентир в панораме Водоотводного канала.
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро .dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.