English version

Domus Aurea

Рассматриваем дом Тессинский-1 Сергея Скуратова, завершенный в 2023 году. Расположенный в середине района Серебрянической набережной, на пересечении ее основных улиц, он берет на себя некую «узловую» роль: не только реагирует на все вокруг и не только сохраняет внутри себя много воспоминаний о заводе ЭМА, но сплетает это все в некий по-новому срежиссированный узор, примиряя яркое «золото» и темный кирпич, не в малой степени – с помощью нового, современно-архаичного кирпича Columba, который, если подумать, и есть тут самый драгоценный элемент.

mainImg
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
Клубный дом «Тессинский, 1»
Россия, Москва, Тессинский переулок, 1

Авторский коллектив:
С. Скуратов – руководитель творческого коллектива, автор проекта, М. Серебряников – главный архитекор проекта, при участии: С. Морозов, Я. Акимов

2018 — 2020 / 2020 — 2023

Девелопер: INSIGMA
Дом Тессинский-1 Сергея Скуратова, проект которого мы рассматривали довольно подробно в 2020 году, – напомню, что в 2021 он вышел и в финалисты WAF, – сдан в эксплуатацию в 2023.

Дом готов и его можно рассматривать в городе. 
  • zooming
    Дом Тессинский, 1
    Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена SSA
  • zooming
    Дом Тессинский, 1
    Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена SSA

Нельзя сказать, что район Серебрянической набережной теперь уже полностью сложился – хотя бы потому, что участок напротив, на том же перекрестке, пока пустует... – но в его миксе определенно появился некий узловой акцент. Или просто – узел.

В этом месте теперь можно проводить семинары по стилевому анализу и контекстуальному мышлению для студентов архитектурных вузов – не удивлюсь, что кто-то так и делает. 

А мы пока попробуем понаблюдать и отметить несколько особенностей дома. 

Во-первых, он реагирует на все вокруг. Впитывает и раздает. Тут начинаешь думать, что название Тессинский не зря созвучно французскому слову tissue* – ткань; дом так и плетет, переплетает разные темы. В этом он совсем не похож на интроверта Art House; а ведь и тот – пример размышлений о «духе места». Но других, других... Какими разными они могут быть. Один темный, брутальный, лаконично граненый, замкнутый и задумчивый. Гордый, отстраненный, молчаливый, то ли рок-музыкант, то ли художник на вернисаже: заговорит только тогда, когда заставят. Новый дом, если продолжить сравнение, больше похож на куратора той же выставки: он как будто «за всё в ответе», за весь район в целом. Поднимает золотистую голову, держит перекресток и перспективу Серебрянического переулка. 
  • zooming
    Дом Тессинский, 1
    Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена SSA
  • zooming
    Клубный дом «Тессинский, 1»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA

Причина таких особенностей понятна: если Art House погружен, скажем так, в размышления о старой промышленной архитектуре – то Тессинский-1 погружен в кирпичный пром непосредственно, поскольку выстроен на территории бывшего завода электромедицинского оборудования ЭМА, в него встроены фасады двух заводских корпусов XIX века, а третий, советский корпус, реконструированный в 2008–2012 годах, определил параметры дома по Тессинскому переулку. Новый дом «сделан» из воспоминаний о заводских строениях. 
Дом Тессинский, 1
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA

Впрочем, это именно воспоминания: фасады корпусов позапрошлого века, не имевших охранного статуса, первоначально планировалось сохранить, но они не выдержали нагрузок и были воспроизведены из красного кирпича, обработанного пескоструйным аппаратом и тонированного в коричневый цвет. Что вписывается в рамки сложившейся в Москве практики воспроизведения фрагментов исторических зданий в составе новых комплексов – вспомним, к примеру, Эрмитаж Плаза или БЦ на Страстном бульваре. Как и там, фасады были обмерены и воспроизведены близко к тексту. Отличит разве что краевед, да и то, боюсь, не всякий. 
  • zooming
    Дом Тессинский, 1
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Дом Тессинский, 1
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Дом Тессинский, 1
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    Дом Тессинский, 1
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Разглядывая реализованный дом, мне удалось заметить одну деталь: асимметричное скругление одного откоса окон новой части перекликается с «романскими» скруглениями в окнах 1895 года архитектора Сергея Калугина. 
  • zooming
    Дом Тессинский, 1
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    Дом Тессинский, 1
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Иными словами, на своем современном фасаде Скуратов не просто придумал мотив, а «подсмотрел» его в исторической части здания. Интересно, когда в уже готовом доме можно разглядеть такого рода нюансы. 

Итак, если смотреть из города, то Тессинский-1, в отличие от Art House, «вплетен» в городскую ткань, принадлежит ей. Что делает его более сложным: отвечая на многие вопросы, дом дает много ответов. Карабкается по склону, формируя начало Николо-Воробинского переулка совместно с домом NV/9 Ирины Римашевской. Улавливает городские оси; уравновешивает вертикали и горизонтали, даже строит себя от вертикальной «головы» на перекрестке – кстати, вы заметили, что дома Скуратова очень нередко имеют головы? – к «хвосту» консоли на восточном торце. Обыгрывает два уровня высотности, историческую и современную. Режиссирует, не теряет контроля, но и допускает живописные вольности, балансирует на асимметрии частей. В сумме – сложносочиненная композиция, но сложность не бросается в глаза, а значит, уравновесить ее удалось. 
  • zooming
    Дом Тессинский, 1
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    Дом Тессинский, 1
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA

Другая особенность перекликается с современными тенденциями. За последнее десятилетие в Москве стал популярен металл золотистого оттенка. Где его только не используют, и в спортивных сооружениях, и в жилых домах. Золото стало почти что правилом, посмотрим хотя бы на соседний ЖК Titul Вадима Грекова. 

Для Сергея Скуратова Тессинский-1 – первый  опыт работы с золотистым тоном. Сейчас, глядя на дом, архитектор говорит, что тон ярковат, слишком блестит, и очень уж золотистыми получились оконные рамы. И даже заключает: «больше не буду его использовать». Но добавляет, что за несколько лет блеск должен немного потускнеть. Все же не композит, а архитектурная бронза, сплав меди и цинка.
Дом Тессинский, 1
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA

Тем не менее переплетение кирпича и золота получилось интересным в своей нелинейности. 

Объемная решетка откосов башни – основная «картина», которую дом предъявляет городу; именно она делает его узнаваемым. Но есть и дополнительные нюансы. В «складке занавеса» над главным лобби со стороны Тессинского переулка золотые откосы окон увеличиваются, подчеркивая изгиб – к слову сказать, эту часть дома видно даже с Садового кольца.
Дом Тессинский, 1
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Дом Тессинский, 1
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA

Кирпичный фасад малого корпуса накрывает золотая «шапка» карниза, соединенного с объемом и с кровлей, увенчанной парой «труб» вентвыходов. В этой золотой «лепке» над темным фасадом – довольно много обаяния. Город как будто становится «золотым» прямо у нас на глазах. Что, впрочем, может быть не только метафорой, но и правдой, получившей отражение в новых любимых приемах московских архитекторов...
  • zooming
    Дом Тессинский, 1
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Дом Тессинский, 1
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В то же время откосы золотистой «головы» высокого корпуса на протяжении почти всего светового дня направляют, как бронзовое зеркало, свет в створ Николоворобинского переулка: с этой стороны верхняя часть, особенно в солнечный день, замечательно светится желтым.
  • zooming
    Дом Тессинский, 1, вид из Николо-Воробинского переулка
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Дом Тессинский, 1, вид из Николо-Воробинского переулка
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Далее о золотых поверхностях. В московской практике последних лет они либо плоские, либо изогнутые, либо ажурные, либо рамки. Вариантов немало. Между тем Скуратов выбирает такие сочетания материала и формы, которые в Москве еще не использовались: решетку заостренных металлических ребер на «голове» и, более спокойную и регулярную, но тоже рельефную, сетку на малом корпусе. В обоих случаях, замечу, – золото подчинено рельефу, что делает его восприятие более живым. А на внутреннем фасаде «городской виллы» сетка просто необходима, благодаря ей золото расступается и объем приобретает необходимую степень сложности. 
  • zooming
    Клубный дом «Тессинский, 1»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    Клубный дом «Тессинский, 1»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    Клубный дом «Тессинский, 1»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    Клубный дом «Тессинский, 1»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA

Двор, где чаша фонтана напоминает об одной из исчезнувших с лица земли московских «малых рек», предназначен только для жителей дома. Если со стороны Николо-Воробинского переулка фасад дома, сохраняя верность исторической и географической правде, «ползет вверх», – то внутри он выровнен по мерке тротуара, пол лобби и пол двора это одна поверхность, вымощены они одинаково, в северной части возвышается дом NV/9, с этой стороны проходит подпорная стена, она открывается аркой только для воды фонтана; вверху балкон, позволяющий осмотреть двор с верхнего уровня, и лестница, спускающаяся с Николо-Воробинского переулка от верхнего, второго, входа. 
Клубный дом «Тессинский, 1»
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA

Чем-то структура этого двора напоминает итальянское патио: уровни, лестницы, регулярность, закрытость. Тут можно вспомнить, что на крыше протяженного корпуса, для верхних квартир, тоже устроены патио, террасы с открытым верхом. 
Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье / проект
© Sergei Skuratov Architects

Сам двор продолжает темы, начатые на фасадах. Тем – треугольные ребра башни-«головы», смотрит на закат, здесь – «тело» виллы, тоже решетчатое и золотое, обращено к востоку. Там золотые вставки в изгибе углубления, здесь – золотые выступы балконов; можно представить себе, что снаружи слегка нажали, чтобы они появились внутри. Но лучше всего в этом дворе, конечно, солнечным днем – тогда окна дома NV/9 бросают блики на темную кирпичную стену и она оживает. И золотая стена виллы – ну как тут не вспомнить про Domus Aurea? – тоже распределяет солнечные блики, только утром. 
  

Золотые рамы окон – согласимся с автором, – действительно добавляют решению некоторой контрастной «плакатности». Но не могу сказать, что такого рода «плакатность» так уж плоха сама по себе. В ней можно увидеть «изюминку»: высказывание на темы московской современности и в то же время – пестрой специфики исторически свойственной московской архитектуре. Что помогает дому вступить в диалог со всеми уровнями контекста, как исторического, так и географического: не будем забывать, что справа и слева его окружают золотые главы разновременных церквей, даже желтые фасады ампира у Яузских ворот и смелый оранжевый БЦ Силвер Сити включаются в ту же мизансцену. 
  

Но Скуратов, кроме того – архитектор живописный. К сочетанию двух базовых и простых материй: кирпича и золота, он добавляет материю сложную – плинфообразный кирпич Petersen Columba от датского завода Кристиана Петерсена. В кладке использовано десять типов и оттенков кирпича; несколько типоразмеров фабрика изготовила специально для этого дома на заказ. В сущности, фасад получился ручной работы; сиди и любуйся. Терракота разных оттенков перемежается, по законам импрессионистической живописи, с солнечным горчично-желтым, и, главное, с ультрамариновой синевой, которая позволяет сделать общий тон темным, избегая черноты. 
  • zooming
    Дом Тессинский, 1
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    Дом Тессинский, 1
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

К слову сказать, при всем разнообразии пестроты последнего десятилетия развития столичной архитектуры – такой ее разновидности еще нигде не было: кирпичи яркие, но не броские, разноцветные, но держат один тон; живописной сдержанностью похожи на карельские гранитные камни, те тоже вроде одного тона, но вкрапления там встречаются ох какие яркие. Совершенно определенно, другой такой поверхности в Москве нет, и еще неизвестно, когда сможет появиться. 
  • zooming
    Дом Тессинский, 1
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    Дом Тессинский, 1
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA

Именно этот кирпич, а вовсе не золото, здесь – самое драгоценное из фасадных решений. Тонкий, многоцветный с заметными желтоватыми вкраплениями, полосатый кирпич, с одной стороны, служит фоном, вбирая контрастные цветовые свойства и «примиряя» их внутри себя. 

С другой стороны, поверхность живописна, а структура кладки с глубокими чередованиями – графична, и ее штриховка управляет восприятием новой части. Вверху она продолжает вертикали пилястр здания Сергея Калугина, а восточнее его абрис, в обоих случаях плавно – как тень – растворяя контуры в плоскости нового фасада. Удивительно тонко полоски растворяются в стене. 
Дом Тессинский, 1
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Полосатая кладка также удачно отражается в стекле лобби, выстраивая перспективу; так внешнее и внутреннее оказывает связано дважды, один раз потому, что стены и пол лобби действительно продолжают фасады и тротуар, а стекло прозрачное, второй раз через «наложенное» на стекло отражение. 

Любые изменения полосатой кладки легко чувствуются и позволяют строить новую поверхность не крупным артикулированным декором, как в исторических фасадах, а тонкими намеками, которые можно не заметить и пройти мимо, а можно – наоборот, долго разглядывать. 
  

_______________________________________
*
На самом деле Тессинский переулок назван по фамилии домовладельца XIX века Тессина, фамилия происходит от швейцарской реки Тессин, которая дала имя одному из кантонов, а название реки переводится как «река, текущая много раз», – кажется, что в этом переводе уже что-то есть для Тессинского переулка. Его также возводят старофранцузскому слову tessé, означавшему участок, поросший травой. Впрочем, все эти игры слов со спецификой участка перекликаются лишь косвенно и случайно. 
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
Клубный дом «Тессинский, 1»
Россия, Москва, Тессинский переулок, 1

Авторский коллектив:
С. Скуратов – руководитель творческого коллектива, автор проекта, М. Серебряников – главный архитекор проекта, при участии: С. Морозов, Я. Акимов

2018 — 2020 / 2020 — 2023

Девелопер: INSIGMA

05 Августа 2024

Первая московская
«Качество образования во многом зависит от качества образовательной среды» – этот постулат последнего десятилетия Сергей Скуратов реализовал в проекте Первой московской гимназии на Ростовской набережной в Хамовниках. Здание легко встраивается в непростое городское окружение, откликаясь и на пешеходный поток горожан, и на тихий переулок; умело использует перепад высот; учитывает современные тенденции работы с образовательными пространствами. Рассматриваем.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Тень от гвоздя
ЖК «Резиденции композиторов» построен по проекту Сергея Скуратова, который в 2011 году выиграл международный конкурс. Началось с поиска образа и отсечения лишнего, затем с реализации узнаваемой скуратовской архитектуры. А закончилось сносом корпусов фабрики Шлихтермана, сохранение которых было утверждено вместе с проектом всеми ведомствами. История кажется поучительной и важной для понимания истории всех 11 лет, на протяжении которых проектировали и строили комплекс.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Тонкая материя
Дом Медный 3.14 составлен из двух фактур, каждая из которых по-своему похожа на драгоценную ткань, и из трех корпусов, каждый из которых смотрит на одну из сторон света. Архитектура дома впитывает нюансы контекста, суммирует их и превращает в цельное ритмичное построение. Рассматриваем новый, только что завершенный дом Сергея Скуратова на Донской улице.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Дворы и башни: самарский эксперимент
Конкурсный проект «Самара Арена Парка», предложенный Сергеем Скуратовым, занял на конкурсе 2 место. Его суть – эксперимент с типологией жилых домов, галерейных и коридорных планировок кварталов в сочетании с башнями – наряду с чуткостью реакции на окружение и стремлением создать внутри комплекса полноценное пространство мини-города с градиентом ощущений и значительным набором функций.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
В пространстве парка Победы
В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Долгожданная интервенция
В своей новой постройке Сергей Скуратов развивает тему баланса статики и динамики, продолжает эксперименты с кирпичными фасадами, апробирует новые элементы жилой архитектуры, но главное – решает накопившиеся градостроительные проблемы крупного фрагмента городской застройки.
Качество vs количество
Круглый стол «Погоня за радугой» на фестивале «Зодчество» стал заключительной чертой в обсуждении проблем архитектурного качества. Дискуссия сфокусировалась на вопросах профессиональной этики, ответственности архитектора и особенностях российской ментальности.
Похожие статьи
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Кирпич в динамике
Ажурный фасад из кирпича защищает офисное здание в Хошимине по проекту местного бюро Tropical Space от солнца; часть его панелей можно раскрывать как ставни.
Ветряные арки и солнечные дымоходы
Zaha Hadid Architects представили проект Международного научно-исследовательского центра имени Алишера Навои для района Новый Ташкент, который увеличит площадь столицы Узбекистана на 25 тыс. га.
Трепещущий пик
Для арт-центра Sun River в китайском Ваньнине бюро Wutopia Lab «насыпало» три горы и «разлило» море. В качестве литературной основы концепции выбрали «Волшебную гору» Томаса Манна.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
От гайки до цеха
Датское бюро Cobe представило проект превращения Таллинского машиностроительного завода в район смешанной застройки; в трех центральных цехах расположится центр инноваций.
Недра земли, потоки воды
В районе Малой Охты по проекту Степана Липгарта построен дом Akzent. Он имеет классическую трехчастную структуру и при этом, что называется, нарисован от руки: фасады отличаются друг от друга как пластикой, так и разнообразными деталями, не все из которых открываются с первого взгляда. Рассказываем о контексте и вместе с архитектором разбираемся в том, как создавалась форма.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Перемена функций
В бывшей меннонитской церкви 1950-х в Роттердаме открылся центр для занятий и выступлений юных музыкантов. Реконструкцией занималось бюро Powerhouse Company.
В черепичном ажуре
Частный дом в городе Фули недалеко от Ханоя по проекту H&P Architects защищен от солнца проницаемой «шторой» из традиционной черепицы.
А где воланчик?
Бюро MVRDV выиграло конкурс на проект спортивного парка в Шэньчжэне. Главная арена здесь получит крышу в форме гигантской ракетки для бадминтона.
Планы «мельницей»
В Сан-Паулу завершено строительство жилого комплекса из двух башен по проекту UNStudio. Каждая квартира выходит здесь сразу на три стороны.
Пихтовая динамика
Холдинг «Аэропорты Регионов» планирует построить в Карачаево-Черкессии аэропорт, который должен сделать курорты Архыза и Домбая доступнее. Победивший в закрытом конкурсе проект бюро Сергея Никешкина KPLN соединяет природную образность, стартующую от формы семечки хвойного дерева, открытые пространства для ожидания, красивые крупные деревья и зеленую кровлю, приподнятую на колоннах-иголках. И природно, и WOW.
Под одеялом ландшафта
Военную базу времен Второй мировой архитекторы MVRDV и ландшафтная студия Buro Harro превратили в жилой комплекс, вернув при этом в природное окружение.
Крыша-листок
Архитекторы BIG представили проект трансформации здания супермаркета на севере Дании в Музей бумажного искусства.
Идеализация цилиндра
Студенческое общежитие Hoso в городе Порту по проекту местного бюро OODA удалось построить всего за 14 месяцев, причем на монтаж каждого из этажей уходило по неделе.
Инфраструктурный луг
По замыслу архитекторов C.F. Møller, ливневые воды в датском городе Раннерс собирают и очищают на заболоченной территории у реки, одновременно играющей роль заповедника и рекреационной зоны.
Холм как монумент
Памятником экономических и политических перемен, начавшихся в КНР в конце 1970-х, стали музей и парк в Шэньчжэне по проекту бюро Urbanus.
Технологии и материалы
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Сейчас на главной
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Вторая ступень
Парк покорителей космоса имени Юрия Гагарина, расположенный недалеко от Саратова в месте приземления космонавта, власти города планируют развивать как тематический развлекательно-познавательный кластер. Согласно концепции, подготовленной архитектурной мастерской Алексея Ильина и медиагруппой «Красный квадрат», на его территории появится серия объектов, главным из которых станет павильон «Восток-1».
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.