English version

Три измерения города

Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.

mainImg
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
ЖК Depo в Минске
Беларусь, Минск, пр. Независимости — пр. Машерова — ул. Красная — ул.Киселева

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: С. Скуратов.
Конкурс, ГАП: К. Маркус, архитекторы: Я. Акимов, И. Голубев, К. Голубева, И. Ляшенко, С. Морозов, И. Скибневский, А. Смирнов, С. Субботин, С. Чекмарев.
Концепция, ГАП: К. Маркус, А. Чалов, архитекторы: М. Арутюнян, Е. Гайдуков, И. Ляшенко, А. Незнамов, Ф. Торгашёв, В. Циндренко, Н. Шумейко, Р. Яценко.

2018 — 2021 / 2021

Заказчик – А-100 Девелпомент
Минск – город проспектов, и проспект Независимости среди них самый парадный. Чем-то похож на Тверскую: широкий, сначала очень помпезный, потом – просто послевоенный классицизм с национальными мотивами. За рекой Свислочь на линию проспекта нанизана площадь Победы, овальная в плане, до 1961 года она называлась Круглой. Сейчас это центр города с классической архитектурой вдоль проспекта и бонусом – с парками у реки. Очень хорошее место. К северу от площади за образующими ее домами проспекта с 1926 года, то есть еще с довоенного времени, существовало трамвайное депо. 

В 2006 году депо закрыли, а с 2017 года компания А-100 начала превращать его территорию в самый премиальный квартал Минска – Depo. Как сказано на презентационном сайте, «ничего даже близкого по задумке в Беларуси еще не делали». Проведенный в 2018 году конкурс на архитектурно-градостроительную концепцию территории выиграл Сергей Скуратов. 

После победы в конкурсе Скуратов сделал, одну за другой, две архитектурные концепции всего комплекса, в 2019 и 2020 годах. Исходная версия была переработана, но основные идеи сохранились. Затем, в 2021–2023, SSA сделали рабочую документацию и реализовали три первых дома 1(6) очереди. Сейчас идет строительство двух домов 2(7) очереди.

Вот ролики трех итераций работы,
начиная с конкурсного проекта 2018 года: 



Промежуточный вариант концепции 2019 года
(для просмотра включите VPN)



Итоговая концепция 2020 года: 


Однако после 2022 года реализация продолжается, хотя и по уже утвержденной концепции Сергея Скуратова; бюро в работе над проектом, к сожалению, больше не участвует. По словам архитектора, расставание с заказчиком вызвано изменившейся политической и экономической ситуацией; авторы оставили девелоперу список важных для реализации вещей и обсудили вероятные изменения.

Иными словами, сейчас мы наблюдаем проект в начальной стадии реализации. Но слышали о нем довольно много хорошего, так что, наконец, съездили в Минск и разобрались, насколько возможно, в ситуации на сегодняшний момент.
  • zooming
    ЖК Depo в Минске, 3 корпуса по улице Киселева, 6 очередь (1 очередь строительства)
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

И сразу скажу вот что: Сергей Скуратов начиная с «Садовых кварталов», набил руку – в общем-то, стал настоящим мастером проектирования крупных комплексов, объективно говоря, новых районов со сложной объемно-пространственной организацией. Включенных в город на уровне современных градостроительных предпочтений, нередко встроенных в контур исторических кварталов, фактурных, деликатных к памяти места и однако современных.

Все такие проекты – как правило большие, сложные и долгие; неудивительно, что в процессе развития на них воздействует историческая неизбежность разной степени неотвратимости. Некоторые не пошли в работу, другие – даже «Садовые кварталы» – были более или менее трансформированы, чтобы не сказать искажены. Так что и оценивать тут надо, во-первых, характер замысла, а во-вторых, объем его сохранности. 

Так вот, в Минске объем сохранности замысла, по-прежнему, довольно высокий. Согласно недавнему, февральскому рассказу представителей А-100, планируется реализовать и городскую площадь с искусственным прудом, посреди которого частично восстановят для кафе разобранную автомойку (sic!) депо, и пешеходную улицу, и многоуровневое устройство пространства, и высотность, и скошенные коньки кровель, установить арт-объект в память о депо и  сохранить другие, небольшие, но напоминающие об истории места элементы, такие как, к примеру, рельсы.
  • zooming
    Бетонная мостовая со старыми рельсами и новым, брендированным люком. ЖК Depo в Минске, 3 реализованных на начало 2024 года корпуса
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Фрагмент кирпичной кладки. ЖК Depo в Минске, 3 реализованных на начало 2024 года корпуса
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Если будет реализован пруд, малая высотность и многоуровневая структура нового городского пространства внутри площади – это уже будет очень много. Но, поскольку изменения в проекте все же произошли, я бы рассмотрела его в две итерации: построенную часть и всю концепцию в целом. 
Первые дома
Начнем с осязаемого – с впечатлений, которые производят новые, уже реализованные дома. Их три, и они одинаковые, поставлены в ряд за «сталинским» фронтом во второй линии вдоль улицы Киселева.

Надо сказать, что «сталинская» застройка, которая образует в данном случае и контекст, и историческую рамку, во многих городах похожа: штукатурка, крупные классические детали, теплые, в основном бежевые оттенки – на фасадах домов, очерчивающих по контуру большие, подчас очень большие дворы. Внутри же как правило  – совершеннейшая деревня: неряшливые детские площадки, временные торговые точки, машины, мусорная растительность, сушатся ковры... Все это обычно и ждешь увидеть за уличным фасадом. 

А здесь все наоборот. За больше уютными, чем парадными штукатурными домами и столбиками ворот открывается стройный и пластичный ряд круглящихся углов, выстроенных в шахматном порядке окон, рельефной «штриховки» кирпича, блестящего моллированного стекла. Не говоря уже об аккуратных растениях. 
  • zooming
    ЖК Depo в Минске, 3 корпуса по улице Киселева, 6 очередь (1 очередь строительства)
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    ЖК Depo в Минске, 3 корпуса по улице Киселева, 6 очередь (1 очередь строительства)
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Не удивляешься тому, что новые дома поставлены под углом 45° к старому контуру – как будто подчеркивая, что они – принципиально другие, несмотря на явное созвучие оттенка цвета и высотности и ритмические переклички с тыльными фасадами застройки 70-летней давности. 

Но это – другой мир. Заметно новее и дороже, хотя и прячется «за спиной» старого. 
ЖК Depo в Минске, 3 корпуса по улице Киселева, 6 очередь (1 очередь строительства)
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

Так что первое впечатление при входе во двор к первым реализованным корпусам можно описать как обнаружение некоей hidden gem. И оно парадоксальным образом родственно ощущению, которое может появиться у туриста в городе Минске, и даже совсем поблизости: так на другой стороне проспекта во дворе среди замшелых гаражей отыскиваешь чисто выбеленный костел Святой Троицы. Находишь один город среди другого, и это – принципиально важное впечатление.

Только если говорить о костеле, то там Минск XIX века прорастает, или выживает, внутри преобладающего «сталинского», а в случае с Depo – в контурах послевоенной застройки на наших глазах формируется зародыш нового современного города. 

При всей современности он подчинен высотным и прочим ограничениям,  контекстуально реагирует на историческое прошлое и на соседние здания. Так, кирпич как материал для фасадов Сергей Скуратов выбрал не только потому, что он как архитектор очень любит кирпич, хотя это тоже правда, но еще и как память о промышленном прошлом депо. Корпуса из красного кирпича поместил в центральную часть, потому что она ближе к середине территории бывшей промзоны, а светлый кирпич предложил использовать на зданиях, которые тяготеют к внешнему контуру – потому что они откликаются на соседство светло-бежевых «сталинских» домов, поддерживают их цветовую тональность. 

Таковы и первые построенные дома комплекса. При солнце оттенок их кирпича, слегка варьирующийся от серого до золотистого, «попадает» близко родственен цвету соседних старых домов. И в то же время этот кирпич – совершенно другой: и тонкий, и фактурный, и образует линейно-штриховой рельеф. Больше всего он напоминает текстуру скуратовского же дома Медный 3.14
ЖК Depo в Минске, 3 корпуса по улице Киселева, 6 очередь (1 очередь строительства)
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

Окна не очень-то утоплены в толщу стены, зато за стеклом лоджий – тот же кирпич, что делает фасад многослойным. 
  • zooming
    ЖК Depo в Минске, 3 корпуса по улице Киселева, 6 очередь (1 очередь строительства)
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    ЖК Depo в Минске, 3 корпуса по улице Киселева, 6 очередь (1 очередь строительства)
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Тема раскрывается, когда мы видим северные фасады домов. Они целиком витражные и прикрыты сеткой чуть отстающих от стекла бетонных ламелей, белых вертикальных и черных горизонтальных. Мотивация понятна: с северной стороны надо ловить свет, так что квартиры получают стеклянные стены, а заодно виды в сторону центральной части комплекса. А с образной точки зрения получается, что стену как будто отсекли ножом, обнажив некую внутреннюю материю, проницаемую , тонкокостную, но устойчивую. 
  • zooming
    ЖК Depo в Минске, 3 корпуса по улице Киселева, 6 очередь (1 очередь строительства)
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    ЖК Depo в Минске, 3 корпуса по улице Киселева, 6 очередь (1 очередь строительства)
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Идею «среза» подхватывают рамки входных порталов: они не монолитны, а рассечены тонкими щелями над головой входящего и желобками, которые им вторят, по сторонам, практически сложены из раздельных полос или, наоборот, рассечены чем-то тонким. Тоже своего рода штриховка, подчеркивающая эффект расслоения, нивелирующая массивность, она делает мотив чуть менее застывшим и чуть более легким, как будто «необязательным». Кроме того в створы между полосками удобно было встроить и технические приспособления.  
  • zooming
    ЖК Depo в Минске, 3 корпуса по улице Киселева, 6 очередь (1 очередь строительства)
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    ЖК Depo в Минске, 3 корпуса по улице Киселева, 6 очередь (1 очередь строительства)
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Между тем если посмотреть на северные фасады в ракурсе – очевидно их происхождение от модернистских ламелей и ребер. 
  • zooming
    ЖК Depo в Минске, 3 корпуса по улице Киселева, 6 очередь (1 очередь строительства)
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    ЖК Depo в Минске, 3 корпуса по улице Киселева, 6 очередь (1 очередь строительства)
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Возвращаясь к «кирпичной коже» надо сказать, что южный фасад хотя и образует единый массив с боковыми и даже «перетекает» в них благодаря углам, – однако отличается. Он классически симметричен, масса кирпича преобладает, а шахматный ритм окон до брутального уверенен: все это перекликается со «сталинскими» соседями, но на ноте, опосредованной стримлайном, стилистикой оттепельных радиоприемников. Впрочем сейчас скругленные углы – это актуальный оттенок ретро.  

Боковые стены, плавно принимая эстафету, меняются: окна сразу за поворотом получают широкие ровные откосы-срезы, всегда с одной стороны, шахматная расстановка теряет жесткость, а к северному краю стена сгущается в преддверии сплошного стекла.

По словам архитекторов, решение боковых фасадов рассчитано на косой свет. 
 
  

 
Между тем Сергей Скуратов подчеркивает: реализованные дома ему симпатичны, но суть проекта – не в них. 
Каждый отдельный дом здесь – сравнительно «скромный», он часть целого. В проекте порядка 7 га, 21 жилой корпус, больше 30 секций. В таком большом комплексе отдельные дома не должны претендовать на яркое высказывание, – важнее общая композиция.

Суть проекта – в предложенных градостроительных решениях, организации пространства, ​принципах построения – в том, как все это должно работать вместе.

Так что важнее рассмотреть общий замысел. Он заключен в двух концепциях: конкурсной 2018 года и доработанной, 2019 года. 
Параллели и меридианы
Вместо того, чтобы выбирать между планировкой, которая вторит существующей и той, которая выстраивает себя вопреки сложившейся сетке, Сергей Скуратов объединяет два метода. Благо площадь территории – 7 га – это позволяет. 

Все очерчивающие участок улицы проходят разными не правильными углами, тяготеющими к 45°, – но SSA основную часть зданий ориентируют ровно по сторонам света, что удобно для инсоляции. Именно поэтому три дома, которые мы рассматривали выше, построенные в южной части рядом с проспектом Независимости, оказались под углом к «сталинской» застройке, вытянутой по красной линии – они подчиняются логике и морфологии новой городской ткани. 
  • zooming
    ЖК Depo в Минске, промежуточная архитектурная концепция, 2019
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    ЖК Depo в Минске, промежуточная архитектурная концепция, 2019
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Но новые корпуса, которые соседствуют с улицами, выстроены, в основном, по красным линиям и формируют уличный фронт, которого в значительной части контура территории исторически не существовало – говоря точнее, его роль брал на себя забор трамвайного депо. 
  • zooming
    Ориентация застройки по сторонам света. ЖК Depo в Минске, промежуточная архитектурная концепция, 2019
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    Ориентация застройки вдоль прилегающих улиц. ЖК Depo в Минске, промежуточная архитектурная концепция, 2019
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

Так что формат застройки – смешанный.

Можно было расчертить все меридиональными строчками домов, вытянутых по оси север-юг, не обращая внимания на линии улиц, или играя с ними в ракурсы, как делали в 1970-е; можно было, наоборот, следовать исторической морфологии городской ткани, разметив все рамками кварталов, вторящих направлениям улиц и во внутреннем построении, так сказать, выстроить новую часть города, подчиняясь исходным данным и консервативному типу планировки, как было принято делать последние 15–20 лет. И как это, к слову, было нарисовано в Проекте детального планирования, белорусском аналоге российского ППТ. 

Скуратов действует смелее, но и более гибко. Не гонится только за инсоляцией и «строчками», а смешивает меридиональные дома с широтными. Так образуется крест, сведенный к центральной общественной площади с прудом. Почти как в «Садовых кварталах», только там к пруду сходятся именно что кварталы, а здесь кварталов нет, ни одной рамки, ни полной, ни половинки, ни угла. 
ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
© Сергей Скуратов

Даже фронт улиц тут сформирован дисперсно, с разрывами. 

То есть крайностей тут нет, но планировка далеко не самая обычная. Тем не менее для принятых решений архитекторы находят «привязку» контексте: тип застройки «дисперсный с прозорами», который в Минске, в том числе и на проспекте Независимости, встречается достаточно часто. 
Морфотипы застройки, существующие в Минске. Жилой комплекс в Минске: конкурсная концепция, 2018
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

Интерпретация «минского» морфотипа застройки – не единственное контекстуальное решение.

Не менее важно предложенное продолжение проспекта Машерова пешеходной улицей. Проспект часть внутреннего кольца Минска, его можно сравнить с московским Бульварным или Садовым. В этом месте трасса отклоняется к северу; исторически это, вероятнее всего было сделано для того, чтобы обогнуть территорию бывшего депо. Сейчас задача противоположная – создать внутри городское общественное пространство. 

Архитекторы подчеркивают: магазинов в первых этажах внешнего контура не достаточно, они не развивают пространство внутри района. И – «заводят» пешеходный поток с проспекта по прямой. Заодно обнаруживают в ближайшем окружении небольшую башенку – на здании бывшего радиозавода, тоже 1950-х годов постройки. Между домами площади Победы и этим акцентом, совсем небольшим, возникает визуальная и смысловая ось, – своего рода нить, которой авторы «семантически» связывают между собой здания 1950-х и на которую, в конечном счете, нанизывают весь новый квартал.  

Ось – пешеходная улица, – вполне логично приходит не только к башенке, но и к повороту улицы Красной. Заодно обнаруживается угол: пешеходная линия к меридиану подходит под ровно 45°, что добавляет проекту регулярности. 
  • zooming
    Визуальная и смысловая ось. ЖК Depo в Минске, промежуточная архитектурная концепция, 2019
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    Ориентация застройки вдоль планировочной оси. ЖК Depo в Минске, промежуточная архитектурная концепция, 2019
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Однако башенка – цель артистичная, но не очень значительная. Есть другая. К северу от улицы Красной на территории бывшего радиозавода, а сейчас ПТО «Горизонт», согласно генплану Минска планируется реконструкция, строительство и создание большого общественно-культурного центра. Так что пешеходная улица ЖК Depo будет вести в его сторону. 

Но на этом драматургия не заканчивается. 

Перепад высот на участке – 13 метров от Красной до проспекта Незалежности. И Скуратов использует его своим любимым способом: зонирует пространство по вертикали. Приватные дворы для жителей выше, общественные ниже уровнем. Сам по себе этот подход для современной архитектуры скорее привычен, сейчас часто появляются приватные дворы на кровле стилобатов. Но отличие Depo в том, что прием встроен в городской ландшафт. Приватные дворы с холмами геопластики окажутся на уровне города, а улица с кафе и магазинами вдоль нее – спускается вниз. Начинается она с треугольного офисного здания справа, его скругленный «нос» образован тем самым углом 45°, а слева кирпичным зданием бывшей полицейской части 1911 года постройки. 
  • zooming
    ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Над улицей переброшены два пешеходных мостика, соединяющих приватные дворы вверху, а в стилобате правой, северной части – в отсеченном улицей остром треугольнике, – авторы предложили поместить фитнес, с двух сторон окруженный магазинами, так как этот треугольник – наиболее «тонкая» часть между двумя общественными улицами, проспектом и новой пешеходной. 
  • zooming
    1 / 10
    ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    2 / 10
    ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    3 / 10
    ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    4 / 10
    ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    5 / 10
    ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    6 / 10
    ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    7 / 10
    ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    8 / 10
    ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    9 / 10
    ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    10 / 10
    ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Заканчивается улица лестницей 5-метровой высоты, по которой можно подняться в город, и амфитеатром. Под землей здесь – многофункциональное пространство, прямоугольник которого уходит к северо-западу под улицу Красную.

А над лестницей Сергей Скуратов предлагал установить над лестницей арт-объект, в концепции это был заржавленный трамвай, но не «настоящий», а скульптура из кортена, который Скуратов любит не меньше, чем кирпич: трамвай должен был распадаться, деконструироваться «в полете», причем была идея предложить работу над трамваем Алексею Козырю. 
ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
© Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
© Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

Сейчас место арт-объекта девелопер планирует сохранить, над ним будут работать белорусские художники. 

Наконец, апофеозом общественного пространства должен стать пруд на расширении пешеходной улицы – общественной площади комплекса. Как уже говорилось, дома, ориентированные по странам света, сходятся к нему крестообразно, создавая обрамление в виде «любопытных лиц» – взглядов витражных торцов. 
ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
© Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

Над прудом планируется поставить здание бара / галереи / ресторана – маленький общественный центр. Его архитекторы предложили собрать из фрагментов автомойки депо, тоже для сохранения памяти места. Но интереснее даже то, что оно тонкое, длинное и совсем небольшое, двухэтажное – этакая «точка», стягивающая к себе все пространство, создающая вокруг себя паузу пруда и площади. Словом, это то самое «малое», которое оказывается значимо как «большое». А следовательно, хороший пространственный парадокс. 
  • zooming
    ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Внутри ресторана-«мойки» – два этажа соединяет винтовая лестница. 
ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

Любопытно, что работа с контекстом не заканчивается ни на обрисованном контуре места, ни на автомойке, ни на найденной оси. Кроме того, Сергей Скуратов предложил сохранить два фрагмента существующей зелени: в начале пешеходной улицы и между «сталинскими» домами улицы Киселева. 
ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2019
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

Плюс новые деревья в холмах геопластики, плюс палисадники перед квартирами первых этажей, этакие зеленые мини-балконы, приподнятые над землей на 60 сантиметров, с контуром из зеленой изгороди. 

Не менее любопытно, что в конкурсной концепции вертикальное зонирование пространства было другим. 

Там общественный променад был расположен не ниже, а выше приватных дворов,  то есть был приподнятой прогулочной эспланадой, соединял для города проспект Машерова и улицу Киселева без лестниц, на одном уровне. 
Жилой комплекс в Минске: конкурсная концепция, 2018
© Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    Жилой комплекс в Минске: конкурсная концепция, 2018
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    Жилой комплекс в Минске: конкурсная концепция, 2018
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

В нем и белорусских орнаментов было больше: в мощении и на фасаде. В итоговом проекте остались только в мощении – и «растворяются», градиентом теряя жесткость, как это любит Сергей Скуратов. 

Словом, минский проект из тех, в которые надо вдумываться и вглядываться, чтобы понять. Четыре года работы, четыре варианта с изменениями, уточнениями. В альбомах по 150–250 страниц, и постоянно открываются какие-то новые повороты замысла. Который соответствует авторскому почерку на разных уровнях: от планировки «в трех измерениях», с особенным вниманием к вертикальному зонированию, что всегда очень влияет на восприятие городского пространства, и заканчивая мелочами, такими как сохранение деревьев или фрагментов здания автомойки (!), асимметричными откосами окон и объемной решеткой фасадов, диагональными коньками кровель или фактурной кладкой кирпича.

Вот только кирпич, как мне сказали в Минске, теперь уже планируется заменить на керамогранит. Однако основные пространственно-планировочные идеи проекта сохраняются. Что же, будем наблюдать. 
 
 
ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
© Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс в Минске: конкурсная концепция, 2018
© Сергей Скуратов ARCHITECTS
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
ЖК Depo в Минске
Беларусь, Минск, пр. Независимости — пр. Машерова — ул. Красная — ул.Киселева

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: С. Скуратов.
Конкурс, ГАП: К. Маркус, архитекторы: Я. Акимов, И. Голубев, К. Голубева, И. Ляшенко, С. Морозов, И. Скибневский, А. Смирнов, С. Субботин, С. Чекмарев.
Концепция, ГАП: К. Маркус, А. Чалов, архитекторы: М. Арутюнян, Е. Гайдуков, И. Ляшенко, А. Незнамов, Ф. Торгашёв, В. Циндренко, Н. Шумейко, Р. Яценко.

2018 — 2021 / 2021

Заказчик – А-100 Девелпомент

01 Апреля 2024

Сергей Скуратов ARCHITECTS: другие проекты
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Первая московская
«Качество образования во многом зависит от качества образовательной среды» – этот постулат последнего десятилетия Сергей Скуратов реализовал в проекте Первой московской гимназии на Ростовской набережной в Хамовниках. Здание легко встраивается в непростое городское окружение, откликаясь и на пешеходный поток горожан, и на тихий переулок; умело использует перепад высот; учитывает современные тенденции работы с образовательными пространствами. Рассматриваем.
Domus Aurea
Рассматриваем дом Тессинский-1 Сергея Скуратова, завершенный в 2023 году. Расположенный в середине района Серебрянической набережной, на пересечении ее основных улиц, он берет на себя некую «узловую» роль: не только реагирует на все вокруг и не только сохраняет внутри себя много воспоминаний о заводе ЭМА, но сплетает это все в некий по-новому срежиссированный узор, примиряя яркое «золото» и темный кирпич, не в малой степени – с помощью нового, современно-архаичного кирпича Columba, который, если подумать, и есть тут самый драгоценный элемент.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Тень от гвоздя
ЖК «Резиденции композиторов» построен по проекту Сергея Скуратова, который в 2011 году выиграл международный конкурс. Началось с поиска образа и отсечения лишнего, затем с реализации узнаваемой скуратовской архитектуры. А закончилось сносом корпусов фабрики Шлихтермана, сохранение которых было утверждено вместе с проектом всеми ведомствами. История кажется поучительной и важной для понимания истории всех 11 лет, на протяжении которых проектировали и строили комплекс.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Тонкая материя
Дом Медный 3.14 составлен из двух фактур, каждая из которых по-своему похожа на драгоценную ткань, и из трех корпусов, каждый из которых смотрит на одну из сторон света. Архитектура дома впитывает нюансы контекста, суммирует их и превращает в цельное ритмичное построение. Рассматриваем новый, только что завершенный дом Сергея Скуратова на Донской улице.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Дворы и башни: самарский эксперимент
Конкурсный проект «Самара Арена Парка», предложенный Сергеем Скуратовым, занял на конкурсе 2 место. Его суть – эксперимент с типологией жилых домов, галерейных и коридорных планировок кварталов в сочетании с башнями – наряду с чуткостью реакции на окружение и стремлением создать внутри комплекса полноценное пространство мини-города с градиентом ощущений и значительным набором функций.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
В пространстве парка Победы
В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Похожие статьи
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.
Перья на ветру
Павильон по проекту шанхайского бюро GN Architects, подчеркивая красоту пейзажа, служит для привлечения туристов на островок Чайшань в Восточно-Китайском море.
Дом из весенней материи
За этим домом мы наблюдаем уже пару лет: вроде бы простой, не очень сложный, но как удачно вписался в микрорайонный контекст после развязок МСД. Здорово запоминается этот дом всем, кто хотя бы время о времени ездит по шоссе. На наш взгляд, тут Сергею Никешкину, миксуя популярные приемы и подходы архитектуры 2010-х, удалось простое, вроде бы, здание превратить в высказывание «на тему дома как такового». Разбираемся, как так вышло.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Райский птичий лай
Вилла Casa Seriema, построенная в окрестностях Белу-Оризонти по проекту бюро Tetro, своими общественными пространствами обращена на горы, а частными комнатами – на густой лес.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Ковчег в заповеднике
Проект апарт-отеля мастерской Ильи Гринберга для Куршской косы – одновременно архитектурная капитуляция, как называют ее авторы, и осознанный выбор. Подход, вероятно, оценил бы Джон Рёскин, для которого в архитектуре была важна честность: здание не притворяется маленьким, не стремится раствориться или мимикрировать, но заявляет о себе с достоинством. Приняв данность ТЭПов и экономической модели, оно не увязает в рефлексии и демонстрирует сильные стороны. Подробную историю формообразования рассказывает главный архитектор проекта Илья Гринберг.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».