В поисках стиля: паттерны и гибриды

Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?

mainImg
Исследование проводили студенты 1 и 2 курсов бакалавриата МАРШ с рамках программы «История архитектуры и градостроительства», который в Школе ведут Марат Невлютов и Елена Борисова. 

Самое любопытное, на наш взгляд, в этой работе – ее старт: Москву разбили на 21 сектор, а студентов на 21 небольшую группу и дали задание определить здания последних десяти лет постройки. Если между Садовым кольцом и ТТК мало что находилось, студенты могли двинуться в центр или наружу.

Но главное – на первом этапе здания выбирали на глаз (!). По ощущениям. 
Задание. Разделение на секторы. Исследование «Новый московский стиль». Арх Москва & МАРШ
© МАРШ & Арх Москва / куратор: Илья Мукосей, методика: Марат Невлютов и Елена Борисова

Затем студенты проверили свои интуитивные датировки: «Попадание составило порядка 80%», – пишет куратор Илья Мукосей. Получилось около 120 зданий.

Анализируя их на серии воркшопов, студенты нашли 14 свойств, характерных для архитектуры 2015–2025 и предложили для них иконки-обозначения и названия. 
  • zooming
    Выставка исследования «Новый московский стиль», Арх Москва 2025, МАРШ & Арх Москва
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка исследования «Новый московский стиль», Арх Москва 2025, МАРШ & Арх Москва
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Выбрали «иконы стиля» – здания за период 2015–2025, представляющие свойства особенно хорошо; и еще немного поискали среди зарубежных современных и исторических прообразов. Определили, что свойства по одиночке нигде не встречаются, а встречаются только в виде гибридов. Составили карту и красиво отобразили распространенность свойств на территории города. 
  • zooming
    Монтаж экспозиции. Выставка исследования «Новый московский стиль», Арх Москва 2025, МАРШ & Арх Москва
    Фотография © © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты
  • zooming
    Выставка исследования «Новый московский стиль», Арх Москва 2025, МАРШ & Арх Москва
    Фотография © © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты

Таким образом, основной результат исследования – 14 свойств. Заметим, что, если смотреть по нижней линии, то они распределены по применимости: к объемно-планировочному построению, фасаду, деталям, и эта применимость на шкале накладывается. А также снабжены, помимо названий, кратким комментарием-описанием. 
Иконки свойств. Формирование свойств. Исследование «Новый московский стиль». Арх Москва & МАРШ. Показано на выставке Арх Москва 2025
© МАРШ & Арх Москва / куратор: Илья Мукосей, методика: Марат Невлютов и Елена Борисова

Тем не менее, авторы не считают исследование законченным, а его итог «забронзовевшим» справочником. Наоборот, исследование позиционируется как предварительный подход к снаряду, и это, конечно, правильно. Цитируем: «Итоговая экспозиция стала фиксацией процесса исследования, а не его финальной точкой, что открывает новые возможности для дальнейшего изучения Нового Московского стиля». 

«Как пользоваться?
Конечно, совпадение по одному свойству ничего не говорит.
Чтобы с большой долей уверенности отнести здание к периоду 2015-2025, надо, чтобы в нем сочетались хотя бы 2–3 из 14 признаков. У рекордсменов это число доходит до 6–7. Их студенты назвали супергибридами. На планшете с Основной информацией есть таблица примеров супергибридов. Из 120 зданий, включенных в итоговую таблицу, нашлось 8 таких супер-объектов».
  • zooming
    Примеры супергибридов. Исследование «Новый московский стиль». Арх Москва & МАРШ
    © МАРШ & Арх Москва / куратор: Илья Мукосей, методика: Марат Невлютов и Елена Борисова
  • zooming
    Распространенность выявленных свойств среди исследованных 120 зданий. Исследование «Новый московский стиль». Арх Москва & МАРШ
    © МАРШ & Арх Москва / куратор: Илья Мукосей, методика: Марат Невлютов и Елена Борисова

Скажем еще буквально пару слов, прежде чем опубликовать исследование целиком. Когда на Арх Москве его обсуждали на круглом столе, основным был вопрос: что такое стиль, применимо ли это понятие к проведенному исследованию и его результатам и к «новой московской архитектуре». Андрей Иванов предложил для найденных свойств название «паттерны»; оно хорошо подходит, организаторы сразу же за него ухватились и обещали использовать в дальнейшем. 

Бродя по выставке, мне на стенде исследования удалось услышать от незнакомой посетительницы: «ну, что это такое, я такое делала для ПР сколько-то лет назад... Ну, для 1–2 курса сойдет...». Это подталкивает нас к следующим размышлениям: во-первых, такая ли уж незнакомая была посетительница; во-вторых, исследование такого рода, вероятно, не первое, в том числе для современной архитектуры. Что правда. Стоит посмотреть в пинтерест, как глаз начинает сам, безо всякого разрешения, определять паттерны и приемы и прямо-таки просит их систематизировать... Вероятно, у многих, кто интересуется современной архитектурой, такого рода порывы случались. И многие готовы добавить к отобранному в данном исследовании пулу из 14 свойств что-то свое, а что-то, наоборот, предложить выкинуть. Еще сложнее с определением стиля и применимости этого понятия. Тут можно отдельный трактат писать и, вероятнее всего, не один. Честно говоря, я бы как историк искусства, предложила бы совершенно иные критерии, но не столь отчетливо-визуальные, напоминающие конструктор. Оговоримся, что определения стиля и архитектурного стиля, от которых отталкивались авторы, взяты, по их собственному признанию, из Википедии. Но, к слову сказать, определения общего плана в wiki как правило не так уж плохи.

Так что надо полностью согласиться с авторской оговоркой о предварительности всей работы и выводов. И тем не менее, определенным драйвером для изучения и обобщения такие исследования очень даже могут служить. 
ЮТ
zooming

Больше того, если начать рассматривать процесс исследования, а не только его иконки-результаты, там можно обнаружить много интересного: и пары, и сравнения. Поэтому – 

Ниже публикуем все исследование целиком. 

Определения

Стиль – совокупность признаков, характеризующих произведения искусства определенного времени, направления или индивидуального творчества.

Архитектурный стиль – целостная совокупность характерных черт и признаков произведения архитектуры определенного времени и места. Стиль совмещает в себе характерные черты, проявляющиеся в особенностях творческого метода архитектора, способах формообразования, приемах композиции, функциональной, конструктивной и художественной сторон.

Вызов

Классификация стилей – одна из задач истории и теории архитектуры. Человеку, знакомому с ними хотя бы на базовом уровне, нетрудно различить готику, классицизм и даже советский модернизм, опираясь на формальные признаки этих исторических стилей.  А можно ли, пользуясь тем же инструментарием, выявить характерные признаки архитектуры буквально вчерашнего и даже сегодняшнего дня?

Гипотеза 

В Москве за последние 10 лет сложился полноценный архитектурный стиль, который достаточно точно определяется по применяемым композиционным и формальным приемам, деталям, материалам.

Задачи

1.
Выявить маркеры, или свойства, стиля – характерные признаки московских зданий, определяющие принадлежность объекта к стилю. Такие признаки могут проявляться в:
  • градостроительных, объемных, силуэтных и фасадных
  • решениях
  • архитектурных деталях
  • применяемых отделочных материалах и т.п
2.
Найти супергибриды – объекты, сочетающие в себе
наибольшее количество свойств.

3.
Выбрать иконы стиля – примеры зданий и комплексов, наиболее выразительно отражающих стиль.

План работы

  1. На основе натурных наблюдений составить каталог рядовых зданий, построенных за последние 10 лет, Дополнить  его на основе публикаций архитектурных медиа, более «знаменитыми» постройками.
  2. Сравнить здания в каталоге между собой, выделяя и классифицируя те черты и характеристики (от градостроительных до деталей), которые их объединяют.
  3. Составить перечень таких характеристик, рассматривая их как формальные признаки стиля. Дать им названия и определения.
  4. Среди зданий, попавших в коллекцию, выделить те, которые соответствуют максимальному числу характеристик .
  5. Среди объектов, попавших в коллекцию из медиа, выбрать наиболее выразительные с точки зрения выбранных характеристик.

Термины и цифры

Маркеры, или свойства, стиля – характерные признаки московских зданий, определяющие их принадлежность к стилю. Такие признаки могут проявляться в градостроительных, объемных, силуэтных и фасадных решениях, архитектурных деталях, применяемых отделочных материалах и т.п.

Супергибриды – объекты, сочетающие в себе наибольшее количество свойств.   
Иконы стиля – примеры зданий и комплексов, наиболее выразительно отражающих стиль.
  • 120 зданий в каталоге
  • 14 маркеров стиля
  • 10 супергибридов, сочетающих в себе от 6 до 8 свойств

Методика

Этап 1. Для студентов мы разделили город на 21 сектор и ограничили их 3 границами: Садовое кольцо, ТТК и МЦК. Каждый студент изучает свой сектор на предмет новейших зданий. Определить объекты нужно на глаз и потом выяснить точную дату строительства. По итогу каждый из студентов должен найти от 5 до 10 объектов, построенных после 2014 года. Если объектов не находится в нужном количестве, можно расширять свой сектор в сторону МЦК или центра.

Этап 2. Далее студенты составляют каталог из этих объектов в определенном шаблоне. Таким образом появляется каталог новейших зданий Москвы.
Этап 2. Поиск. Информации. Исследование «Новый московский стиль». Арх Москва & МАРШ. Показано на выставке Арх Москва 2025
© МАРШ & Арх Москва / куратор: Илья Мукосей, методика: Марат Невлютов и Елена Борисова

Комментарий от редакции. На самом деле, интересно рассматривать карточки, заполненные студентами. Там можно найти и первоначальные названия свойств – они, как оказалось, местами другие. Вы посмотрите, посмотрите...

Там виден «живой» материал, и хочется рекомендовать с нашей стороны Марату Невлютову и Елене Борисовой – провести такое исследование еще несколько раз с новыми студентами, поскольку оно фиксирует не только свойства архитектуры, но и особенности ее восприятия. Поэтому ему и не следует «застывать», фиксируя восприятие московской архитектуры во времени. К слову, именно эта особенность связывает исследование с предшествующими кураторскими инициативами Ильи Мукосея в проекте «Значимо!». Возможно, карточки надо дать и студентам, и жителям города, и специалистам. 

Ниже карточки студентов. 
  

Карточки, заполненные студентами – участниками исследвоания. Исследование «Новый московский стиль». Арх Москва & МАРШ. Показано на выставке Арх Москва 2025
© МАРШ & Арх Москва / куратор: Илья Мукосей, методика: Марат Невлютов и Елена Борисова


Этап 3. На воркшопе мы разделили студентов на группы по 3–4 человека. В своей группе по очереди каждый рассказывает про свои объекты. На этом этапе стоит больше акцентировать внимание на наблюдения, а не на общие данные.

После рассказа студенты должны сформировать ключевые свойства для своих групп. Далее студенты должны собрать сводную таблицу-сравнение.

Этап 4. После воркшопа студенты выписывают в отдельную карточку каждое свойство. 

Мы поменяли фокус с объекта на свойства, постарались их кристаллизировать. Свойства собрались в некоторые схемы-соотношения.
Этап 4. Формирование свойств. Исследование «Новый московский стиль». Арх Москва & МАРШ. Показано на выставке Арх Москва 2025
© МАРШ & Арх Москва / куратор: Илья Мукосей, методика: Марат Невлютов и Елена Борисова
  • форма + геометрические операции

Темы, которые акцентируют внимание на работу с геометрическими преобразованиями формы
  • форма + образность

Темы, которые взаимодействуют с формой через узнаваемый образ. Критика культуры использования референсовформа + образност
ь Темы, которые взаимодействуют с формой через узнаваемый образ. Критика культуры использования референсов.
  • форма + микс

Темы, которые работают с формой, но их недостаточно для отдельной группы.

  • фасады

Темы, связанные с фасадной композицией.

Этап 4. Формирование свойств. Исследование «Новый московский стиль». Арх Москва & МАРШ. Показано на выставке Арх Москва 2025
© МАРШ & Арх Москва / куратор: Илья Мукосей, методика: Марат Невлютов и Елена Борисова


Этап 5. Объединение каталогов. Далее мы собираемся снова все вместе, чтобы убрать лишние свойства, найти новые закономерности, протестировать все свойства на всех объектах.

Структура воркшопа:

  • Все каталоги всех студентов мы разложили на большом столе;
  • ​Каждый студент берет от 1 до 3 свойств и стикеры;
  • Смотря на каждый объект, студент должен решить, есть ли в дпнном объекте его свойство;
  • При нахождении свойств студент отмечает на каталоге при помощи стикеров;
  • Далее вся группа смотрит на получившиеся маркеры и обсуждает структуру

Этап 5. Объединение каталогов. Исследование «Новый московский стиль». МАРШ & Арх Москва. Показано на выставке Арх Москва 2025
© МАРШ & Арх Москва / куратор: Илья Мукосей, методика: Марат Невлютов и Елена Борисова

Этап 6. Гибриды. Ряд московских объектов не просто обладают одним свойством, а являются гибридами множества свойств. Тогда здание становится супергибридом. Если здание обладает одним характерным свойством – оно становится иконой своего стиля.

Мы предложили студентам попробовать создать свои гибриды. Каждый получил в хаотичном порядке пару свойств и постарался нарисовать эскиз здания-гибрида.
Этап 6. Гибриды. Исследование «Новый московский стиль». МАРШ & Арх Москва. Показано на выставке Арх Москва 2025
© МАРШ & Арх Москва / куратор: Илья Мукосей, методика: Марат Невлютов и Елена Борисова

Итоги

Архитектура сегодняшнего дня – живой, сложный, и главное – развивающийся организм. Мы коснулись его в нескольких точках и попытались обобщить свои впечатления. Дает ли сумма наших наблюдений целостную картину? Вопрос открытый. Скорее нет, чем да. Но может ли она стать основой для дискуссии? Скорее да, чем нет.

Образ города складывается из мелочей, но необходимо дополнительное усилие, чтобы за мелкими деталями и приёмами увидеть суть – базовые принципы и большие идеи, которые определяют состояние архитектуры сегодня и направляют ее развитие в будущем.

Поэтому сделанные нами выводы не инструкция по применению. А собранные нами наблюдения – лишь несколько строк в начале большой книги, к чтению которой мы только приступаем. И которая пишется прямо сейчас.

 

Авторы

Куратор проекта: Илья Мукосей
Методология исследования: Марат Невлютов, Елена Борисова

Исследование проводилось в 2024-2025гг. в рамках учебного модуля Архитектурной школы МАРШ «История архитектуры и градостроительства».
Преподаватели: Марат Невлютов и Лена Борисова. В исследовании принимали участие студенты бакалавриата МАРШ.

1 курс: Николай Аксенов,  Альберт Асратян, Федор Фома Заславский,  Александра Захарова, Джамиля Зулумханова, Елизавета Климонтова, Михаил Кречетов, Полина Михайлова,  Александра Панфилова, Исмаил Рамазанов,  Алена Савичева,  Ульяна Скворцова,  Имам Хангишиев, Вероника Юнашева,  Леонид Якименко
2 курс: Дарья Бережная, Алена Вингорская, Дарья Горшкова, Елизавета Мария Вельковская-Тарасенко, Мария Грекова,  Ролан Гусаров,  Денис Зазубрин,  Фёдор Купцов, Елизавета Мельчукова,  Марина Нагорнова,  Владимир Немцов,  Дарья Овчарова, Алина Петренко

Подготовка материалов к выставке: Марат Невлютов, Лена Борисова, Илья Мукосей, Денис Зазубрин, Алена Вингорская, Елизавета Мельчукова, Марина Нагорнова, Дарья Горшкова, Алина Петренко, Мария Грекова, Дарья Овчарова, Леонид Якименко

11 Июня 2025

Похожие статьи
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Уилкинсон и Макаслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Технологии и материалы
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Сейчас на главной
Возврат к реальности
Кураторами Венецианской архитектурной биеннале-2027 назначены китайские архитекторы Ван Шу и Лу Вэньюй, которые обещают показать «простые и истинные методы и идеи» – в отличие от оторванной от действительности погони за новизной, которую они считают причиной кризиса в архитектуре.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.