АМ Алексея Ильина основана, по моим ощущениям, не так давно – около 2020 года, правильно? – но уже достаточно известна по участию в конкурсах и крупным проектам. Чем вы занимаетесь прямо сейчас, на каком направлении специализируетесь, на высотном московском строительстве?
Алексей Ильин:
Мы предпочитаем не ограничивать себя какой-либо специализацией – наоборот, берем принципиально разные задачи, объекты разного масштаба и функции. Я, к примеру, с большим интересом работал над собственным домом, который вошел в недавно вышедшую в издательстве TATLIN книгу «Дом архитектора».
Частный жилой дом
Фотография: предоставлена А. Ильиным
Тем не менее – да, мы следуем за актуальными тенденциями московского архитектурного рынка и прямо сейчас у нас в работе несколько высотных проектов. Сейчас строится несколько крупных комплексов: ЖК Voice Towers, Нагатино iLand. В Amber City уже 8 этажей первой очереди выведены в бетоне.
Для одного из кварталов ЖК Shagal мы предложили достаточно разнообразные фасады, реагирующие на соседство воды. Все это – в процессе реализации. Почти готов офис в Переведеновском переулке Rail.a. Еще 5 крупных проектов мы пока не имеем права показывать.
Какая самая большая высотная отметка среди ваших проектов?
Сейчас – 360 метров.
Я помню, вы участвовали в московском конкурсе «Фасады реновации», и победили в одном из разделов, а потом та же пластическая идея – башни со скругленным, цилиндрическим верхом – появилась у вас в проекте ЖК Voice. Все хочу спросить, что там, в верхней части, расположено?
Под этим «сводом» – объемное двойное пространство, там помещается как квартира-пентхаус с террасой, так и техэтаж. В этом проекте мы не имели возможности экспериментировать с разновысотной композицией, еще действовали высотные ограничения. Поэтому дома одной высоты, но различаются по цвету и поставлены под прямым углом друг к другу; это позволяет полуцилиндрической форме завершений «заиграть» более интенсивно. Кроме того, так каждая башня получает нетривиальные торцы.
Какими принципами вы руководствуетесь при работе с такого рода высокоплотными комплексами сейчас, проектируя для Москвы?
Сумма этих принципов достаточно известна. Безусловно, мы стремимся к многофункциональности общественных пространств на уровне пешехода, созданию комфортного пространства как снаружи, так и внутри. В это понятие входит и разнообразная, как при ближайшем рассмотрении, так и при взгляде издали, современная архитектура: форма, фактура, силуэт. Сейчас плотность может быть распределена по высоте, мы имеем возможность варьировать высоту от средней до максимальной этажности, работая с объемами на разных уровнях, формировать своего рода «слои» ощущения города – близкий, средний, дальний. Это дает значительное пространство для маневра.
Говоря о современной архитектуре, что вы имеете в виду? Стекло, металл?
Стекло и металл – в том числе, в крупномасштабном современном строительстве без них не обойтись – но не столько и не только. Сейчас каждый автор находит собственные варианты в широком спектре актуальной «азбуки». Мне нравятся современные материалы, гибкие линии, работа с объемом, цветом, крупной динамичной формой – но не менее важными я считаю и детали, моделировки, мелкие нюансы, в том числе ощущаемые на уровне пешехода.
К примеру, на миниатюрной территории, которая окружает офисное здание Rail.a, мы предложили встроить в мощение «рельсы» – как металлические, так и «световые»: полосы подсветки. То и другое откликается на соседство железной дороги.
Расскажите об этом проекте. Он почти готов?
Да, стройка уже в серьезной стадии, здание наполовину облицевали, думаю, в этом году его должны завершить. Мы сейчас пристально наблюдаем за процессом завершения.
Там с трех сторон фальцевый фасад обтекаемой формы, как скорлупа или ракушка – в духе стримлайна или аэрострима. А четвертый фасад, обращенный к железнодорожным путям, решен как своего рода витрина, обращенная к поездам. Должен сказать, это эффектное зрелище, я и сам был бы не против работать в таком офисе. Rail.a занимается проектированием мостов и дорог, так что тема транспорта для них – близкая.
Слушаю вас и понимаю, что вы, вероятно, с большой серьезностью относитесь к качеству воплощения проекта. Всегда ли удается оставить за собой авторский надзор?
Нам пока что удается, это важная стадия. К тому же это совсем недорого, надзор, конечно, не имеет экономической целесообразности, но очень важен для нас.
С какими стадиями проектной документации вы работаете в бюро? Концепция, П, РД?
Мы всегда обязательно работаем со стадией П, то есть проект, без этого ничего не получится. На РД мы приглашаем проверенных коллег.
У нас есть постоянные партнеры, «Проект 2018», эта компания организована не архитектором, и у нас нет творческих трений и пересечений; у них есть ГИПы, инженеры, большой штат конструкторов, и у нас с ними хороший контакт, мы вместе быстро можем найти хорошее решение. Очень удобно со многих точек зрения – и им, и нам. Все большие проекты мы делаем совместно.
Если нам браться еще и за рабочку, это автоматически ведет к увеличению компании до ста человек, а я бы этого не хотел.
Сколько сотрудников у вас сейчас?
Тридцать – тридцать пять. У нас очень маленькая текучка и молодой состав. Есть студенты. Одна девушка поехала вот в Милан экзамены сдавать… Есть главный архитектор мастерской, Игорь Симороз, он курирует все проекты. Есть несколько ГАПов.
Вы говорили о разнообразии. Какие еще проекты его составляют?
Вот сложный проект – Парк покорителей Космоса в Саратовской области, мы его сделали совместно с бюро «Красный квадрат». Он должен быть реализован, но это госзаказ, с ним непросто и небыстро. Гигантский развлекательный комплекс с множеством павильонов. Мы постарались избежать крикливости «Диснейленда», но сделать эффектные, интересные вещи, например, использовали печать на металле.
Или вот проект для Минвод. Он в дело не пошел, но зато выиграл Серебряный знак на прошлогоднем «Зодчестве». Мы специально сделали деревянный макет для выставки – в общем, было неожиданно и приятно.
В чем фишка этого проекта? В изогнутой форме?
Не только. Здания обходят ценные деревья на участке, это и определяет форму. Пространство на уровне земли – общественное, то есть тут везде можно было бы пройти и выйти на видовую площадку, а панорама там феерическая: площадка расположена на склоне, высоко. Ядром программы комплекса был многофункциональный концертный зал. Такого зала в Кисловодске пока нет, так что когда приезжают знаменитости, выступать им негде.
Кроме того, мы предложили протянуть туда трубы с минеральной водой – знаете, специалисты считают, что пользы от бутилированной минеральной воды в бутылке не намного больше, чем от самой простой воды. Поэтому мы предусмотрели «минералопровод». Увы, проект пока не развивается.
Участвуете ли вы в конкурсах?
Тут сложная история. Вообще-то я конкурсы очень люблю. Еще во время учебы мы с Александром Цимайло восхищались Бродским и Уткиным, их офортами, и сами отрабатывали штриховую графику рапидографом, отправляли работы и на японские конкурсы – но там не выиграли. А вот в Чикаго выиграли и даже получили премию – $7000. Тут же потратили ее на поездку в Европу, многое удалось тогда посмотреть: Барселону, Париж, разные локации. Диплом потом тоже делали вместе – 10 планшетов с плотной штриховкой; нам тогда помогал Николай Ляшенко. Он только-только вернулся из Германии, и мы вместе сделали такой макет, каких в то время, в 1996 году, еще не бывало – с деревьями, с людьми, проволочками какими-то...
Впрочем, не все конкурсы и не всегда радуют. К примеру, мы участвовали в закрытом конкурсе на кварталы со стороны набережной в Тушино, от Asterus. Сделали разноформатные дома – от таунхаусов до башен, ступенчатые, с террасами, с крупными сквозными отверстиями, и еще, «на закуску», круглый дом «Колизей». Очень старались. Но даже не вышли в финал. Потом пробовали разузнать, почему – нам сказали, что получилось слишком сложно.
Или недавний конкурс на ТПУ «Фили». Поговорив с заказчиками, мы получили уверенность в том, что требуется смелое здание прямо над дорогой. Мы такое и спроектировали – здание-рамку, и если ехать по трассе проспекта Багратиона, то в определенном ракурсе Москва-Сити оказывалась бы внутри этой рамки.
Просчитали вместе с нашими партнерами-конструкторами реалистичность предложения, в том числе строительство над трассой без ее остановки на длительный период: можно было бы остановить движение на 2 часа, подвезти ферму, краном ее поднять. Еще придумали «улитку» – рампу съезда с эстакады. Интересный был проект, 2 см документации в толщину. И, главное – совершенно реализуемый. Победа нам не досталась, тоже не исключено, что из-за смелости предложения. Участвовали в конкурсе Garage Screen 2022 года.
И все же, как автор, немало участвовавший в конкурсах – поделитесь лайфхаками?
Думаю, что их три. Первое, и я это понял достаточно давно: если в голову сразу приходит красивая идея – о ней надо забыть. Она придет еще 90% участников. Второе: подача должна быть классной. Жюри рассматривает сотни проектов, вы и сами знаете – это много. Подача должна зацепить в первую очередь. Третье правило – крутая идея. Конечно, она нужна. Но она идет третьим пунктом, потому что если у тебя хорошая идея и ты не смог ее грамотно представить, то все бессмысленно.
Преподаете ли вы?
Сейчас нет. Я преподавал полтора года в МАРШе – это дало колоссальный опыт, но и стало для меня очень большой нагрузкой. Надо сказать, я ответственно подошел к задаче... Хотя у нас было всего 12, кажется, человек в группе. Двое из них поработали в бюро, потом один уехал в Петербург, другой – в Швейцарию.
Преподавание – хорошая тема. Когда ты начинаешь объяснять то, что самому кажется совершенно очевидным, какие-то вещи становятся сформулированными. В этом главная польза. Но преподавание требует большого напряжения, вовлеченности, участия во всех процессах. Может быть, я приду к нему несколько позже.
Вы известны как рисующий архитектор. Что вы рисуете и как?
Я рисую всегда только с натуры. Рисовать с фотографии мне неинтересно.
То есть как импрессионисты, о которых Дега говорил, что они готовы умоститься над обрывом и писать, не обращая внимания ни на что?
Ну, я как Марке, знаете, есть картина: он сидит на пляже в костюме, бабочке, шляпе и пишет, а вокруг жарко, бегают дети и все такое. Хотя я не люблю, когда вокруг много людей – это мешает.
А темы? Вы рисуете архитектуру?
Не обязательно архитектуру – все, что рисуется. Хотя я бы так сказал: мне интереснее города, чем, скажем, природные пейзажи. Но в Москве не получается – в Москве работа, поэтому я рисую в основном во время поездок. Вот съездил к дочери в Амстердам, она там учится – заодно и порисовал. Теперь она по обмену едет в Лондон – тоже съезжу. Старшая дочь уже профессиональный художник, очень любит работать маслом, у нее было несколько выставок. Сейчас учу младшую дочь, ей 6 лет.
Ваша техника – черный контур в сочетании с акварелью?
Мне вообще близка смешанная техника. Для контуров я использую китайскую кисть – это сродни фломастеру, внутри флакончик, он заряжается чернилами. Она может дать и очень тонкую, и толстую линию. Дальше – акварель, дорабатываю поверх мягким цветным карандашом, обычно у меня их несколько. Люблю гризайль.
У вас были выставки как у художника?
Немного. Я участвовал в «Архиграфике», однажды даже получил там первый приз. Потом была выставка в галерее моего друга на «Красном Октябре», там у меня была серия маяков. В какой-то момент увлекся маяками; и должен сказать, что добраться до маяка – а самые интересные находятся, в основном, в Дании и Норвегии – довольно сложная задача с точки зрения логистики. В Исландии так и вообще было почти невозможно писать, хотя что-то мне удалось сделать и там.
На торцах ЖК «Филатов луг» размещены ваши увеличенные акварели. Вы часто рисуете для зданий?
Специально вообще никогда. В случае с «Филатовым лугом» нужно было что-то делать с этим домом – он по форме, как видите, достаточно простой. Мы решили сделать муралы. Чужие работы было использовать сложно, поскольку требовалось разбираться с авторскими правами, и мы выбрали из своих. Там фрагменты видов Амстердама и Копенгагена; надо сказать, Копенгаген – это вообще мой любимый город... Все было прорисовано в Автокаде. Мы нашли возможность напечатать на керамограните – и, должен сказать, фантастически хорошо вышло с цветопередачей, не ожидал, что так получится.
Вообще-то я не уверен, что нужно такие вещи делать на домах, но так сложилось...
Почему не уверены? Существует же большая традиция муралов и монументального искусства, хотя бы в модернизме...
Да, но, во-первых, это нужно делать специально. А тут сложилась такая ситуация – нужно было оживить торцы домов; я и сам удивился, что получилось неплохо.
Других подобных опытов у вас не было?
Была одна интересная история, которая, впрочем, не воплотилась. Мы участвовали в конкурсе на станцию метро «Остров мечты». Первое место досталось TOTEMENT/PAPER, мы оказались на втором. Но потом что-то там не задалось, позвали нас, потом и от нашего проекта отказались – из-за черного цвета. Окончательный вариант делал Мосинжпроект.
Но я не об этом. Работая над проектом, мы изучали место, сходили в «Остров мечты». К зданию многие относятся с обоснованным скептицизмом, но как парк аттракционов он считается лучшим в Москве. Так вот, там есть коридоры, моллы, ведущие к основному залу – и они оформлены как узнаваемые города: Москва, Париж... И мы в своем проекте сделали реминисценцию: поместили на станции мои рисунки Амстердама, Антверпена – сделали «акварельный город».
Да, был и такой опыт.
Но все это – отдельные случаи, результат стечения обстоятельств. Специально эскизов для своих зданий я не делаю и не стремлюсь к этому. В процессе проектирования рисую, да, и много. Прорисовываю проекты до деталей, использую рисование для размышления.
А для архитектурной подачи?
Знаете, сейчас рисованная подача – это роскошь. Которая требует сил и времени. Как и макет. Все заменили видео и картинки. Заказчик хочет видеть фотореалистичный рендер. Иногда, когда срочно надо сделать вариант, я могу что-то нарисовать по болванке – но это случается редко, уже не помню, когда в последний раз было.
Как вы начинали? Вижу в вашем портфолио несколько очень известных зданий. Что вам дал опыт работы в крупных бюро?
Опыт очень много дал, конечно.
Я начал работать около 1993 года, на третьем курсе института. Большая часть работавших в то время архитектурных бюро занималась преимущественно частными интерьерами и домами. Было только три частные компании, которые активно участвовали в городском строительстве: СКиП, ТПО «Резерв» и «Группа АБВ» – компания Павла Андреева, Никиты Бирюкова и Алексея Воронцова. Они и стали моими, без преувеличения, «отцами» в архитектурной профессии: учили, рассказывали, что и как устроено. Никита Бирюков всегда меня поддерживал и ценил. Мы сидели в мастерской безвылазно, чертили еще вручную, без компьютеров – но именно работа в АБВ позволила мне сразу включиться в городское проектирование.
Одной из удач я считаю работу, в самом начале 2000-х, над зданием БЦ «Дукат», который строился как офис компании Heinz, американцами для американцев – они тогда были здесь очень активны. Стадию дизайн-девелопмента сделала компания SOM. Мы занимались адаптацией, ездили в Америку – даже вместе с конструкторами. В то время в Москве современных офисов не было или почти не было, и мы многому научились.
Мы, наше поколение, выросшее в СССР, в то время были очень мотивированными: быстрее, выше, сильнее... Все очень стремились к успеху. Это был какой-то бум. Сейчас все немного спокойнее, что ли. Постоянное движение вперед, к новым достижениям нам казалось совершенно естественным.
Потом так вышло, что у меня появился немецкий партнер – Сергей Чобан, и мы открыли бюро «Ильин Чобан». Вместе с Сергеем Кузнецовым спроектировали ФОК La Saluta на Таганке – к слову сказать, это первый в Москве дом с гнутой объемной керамикой.
Потом вы сотрудничали со СПИЧ и стали руководить мастерской №1?
Совершенно верно. Отчасти я и создал там систему мастерских. Моя мастерская функционировала как отдельная единица, я сотрудничал с компанией как проектный партнер.
Вы работали с «Лотосом», «Новатек-2», музеем «Коллекция» на ЗИЛАрте. Какой из проектов ваш любимый?
Музей «Коллекция», на мой взгляд, хорошо получился в реализации. Впрочем, это уже не моя заслуга, а коллег, которые занимались рабочим проектированием и довели проект до воплощения. С «Новатеком-2», должен сказать, мне повезло: я оказался первым, кого заказчик выслушал, кому удалось показать варианты. Был выбран самый интересный, на мой взгляд, вариант.
Я очень ценю и опыт реализаций, и профессиональное общение с Сергеем Чобаном.
Почему все же решили создать собственное бюро? И в какой момент это произошло?
Почему? Думаю, потому, что я перелистнул для себя эту страницу. Надо было двигаться дальше. Произошло – во время пандемии, где-то в 2020 году. Странное было время, все сидели по домам, моя семья была за городом, и я вечерами читал для них «Героя нашего времени». И в то же время период пандемии оказался турбулентным. В это время многое произошло. Но и у меня и раньше были самостоятельные проекты.
Например?
Например, проект 2018 года – дом «Аалто». Его строила финская компания YIT, они тогда привезли из Финляндии качественные материалы, металл хорошей толщины без искривлений.
Давайте вернемся к самому началу вашей карьеры. У вас две «ипостаси», художник и архитектор. С чего же все началось? С семьи? С художественной школы?
Семья у меня не архитектурная, родители инженеры. В художественную школу меня «запихнули»; не могу сказать, что мне нравилось, не могу сказать, что был хорош, особенно поначалу. Постепенно втянулся. Но главное – мой преподаватель, Виталий Всеволодович Верниковский – довольно известный художник, у него была своя манера, он рисовал деревянной щепкой – был по образованию архитектором. Его ученики давали уроки для поступления в МАРХИ прямо там же, в школе. Я присмотрелся и решил, что это хорошая специальность: она дает некое творческое видение и в то же время не лишена некоторого контакта с реальностью, здоровой приземленности. Причем я как-то сразу понял, что хочу совместить эти вещи, но в то же время понял, что хочу быть именно архитектором, не проектировщиком.
Как вы различаете тех и других?
Я бы сказал так: проектировщики смотрят на вещи довольно утилитарно. Я же смотрю с интересом, всегда. Мне интересно каждый раз что-то придумывать, какое-то новое решение – будь то маленькая деталь фасада или огромный градостроительный комплекс.
Итак, с восьмого класса я стал готовиться, пошел на курсы, сам записался. Никакой протекции у меня не было, никаких «лап». Сдал – на проходной балл, голову и композицию на 8 и 9, кажется, а в черчении, хотя любил и умел чертить, сделал две проекционные ошибки – получил 4. Еле прошел, иными словами. А потом увидел, что половина моих сокурсников вообще не очень умеет рисовать... Так-то. Тогда я понял: мне страшно повезло, что я вообще поступил.
Не разочаровались в выборе?
Вообще нет. Так сложилось, что я, собственно, никогда не планировал быть никем другим. Пока работа приносит удовольствие.
Амстердам. 2016,
Акварель. 60 х 45
© Алексей Ильин
