Форма без случайностей

Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.

mainImg
Архи.ру:
Вы в «Генпро» новый креативный директор. Это не часто встречается в архитектурных бюро. Как у вас это устроено?

Елена Пучкова:
У нас уникальная структура, «Генпро» – одна из немногих компаний, где основатель, Даниил Катриченко, не архитектор. Его философия – продвигать бренд через креативных директоров и мастерские. В отличие от бюро, построенных вокруг одного имени, у нас каждый может вырасти до любой высоты. Я пришла сюда около трех лет назад – теперь я креативный директор и вхожу в список ключевых лиц компании.

Как устроены ваши студии?

У каждого креативного директора своя мастерская с двумя-тремя ГАПами, возглавляющими команды из 5–6 человек. Мы стараемся быть универсальными специалистами, проектируем офисы, жилые дома, общественные пространства. Работаем по принципу: проект берет тот, у кого есть ресурсы. При этом сохраняется специализация, как по типам объектам, так и по подходу к ним. Моя мастерская, к примеру, сильна в проектировании офисов. Мы предпочитаем сложные участки с большим количеством ограничений и, как результат, более сложные формы с лаконичными фасадными решениями. 
Елена Пучкова
© Генпро

Долгое время лицом компании был Энди Сноу, и казалось, что «Генпро» несет на наш рынок какие-то зарубежные стандарты. Насколько это действительно так?

Я не очень люблю критерии «это наше, это не наше». Есть красиво, есть некрасиво. Говоря о современной архитектуре, по большому счету, если человека переместить в любую точку мира и показать ему незнакомое здание, он никогда не определит, где он находится – в Лондоне, Париже или Москве. Скорее, различия есть в подходах к проектированию. После МАРХИ, где я училась на кафедре ЖОС, я поступила в Лондон на программу Шумахера. Моя магистерская работа – здание, способное полностью трансформироваться. Так вот иностранные инженеры, конструкторы охотно берутся за такие задачи. У нас же к такому относятся с опаской, ведь ответственность несёт не тот, кто придумал эффектную концепцию, а совсем другие специалисты. Плюс немаловажную роль играет финансовый аспект.

А у «Генпро» есть свой фирменный стиль?

Наши проекты можно узнать, возможно, даже не столько по самой архитектуре, сколько по подаче. Многие архитектурные бюро имеют классные проекты, которые не похожи друг на друга. Тот же самый Кутузовский XII вообще не похож на White Khamovniki; нельзя сказать, что, если поставить их рядом, станет ясно, что это сделало одно архитектурное бюро – они абсолютно разные. И все же повторяемость каких-то определенных приемов неизбежна. Как в том анекдоте, когда они собирали самолет, а каждый раз получался паровоз: все равно какие-то элементы, которые тебе близки, начинаешь перекладывать с объекта на объект. Чаще всего это касается материалов, особенно с учетом нынешних ограничений. Есть три-четыре материала, из которых можно сделать высокую башню, на этом, собственно, и все. У других материалов проблемы с поставками, у третьих цвет не получается нужный, четвертые некачественные, плюс бюджет. И ты так или иначе начинаешь подбирать цвета, которые тебе нравятся.

У меня есть один любимый оттенок, ничего с собой поделать не могу. Это медный цвет, не такой, как мерзкая рыжая медь, а правильный, ровно как мне надо. Мы его нашли, и он перетекает из объекта в объект. У меня были попытки отказаться от него, хотя бы на одном проекте. По итогу на стадии работы с визуализациями снова появляется этот оттенок. И всем нравится. К сожалению, так будет получаться всегда. Есть какие-то отдельные секции в рамках застройки, которые ты принципиально хочешь сделать непохожими на то, что делал до этого. Но все равно на какой-то одной башне, одной секции появится твоя «подпись». Причем это происходит непроизвольно, просто так получается, как бы ты ни пытался этого избежать.

Как бы вы описали свои предпочтения – какую архитектуру вам нравится делать?

Это что-то простое, лаконичное, без имитаций. Настоящий ужас, когда используя современные материалы, обладающие другими свойствами и к тому же в несколько раз дешевле, начинают имитировать исторические здания из натурального камня. У таких материалов другое отражение, другая фактура, а на детализацию часто не хватает бюджета. В итоге получается, что вроде габариты те же, а козырьков нет, деталей нет, и выглядит все это максимально не эстетично. Лучше делать проще, чтобы объем смотрелся цельно. Я вообще не люблю случайные места на фасаде и искренне считаю, что залог хороших фасадных решений – правильные пропорции и ровная сетка. Всегда можно спрятать неровный шаг при помощи оконных проемов, оставляя простенки ровными, что будет незаметно человеческому взгляду. 

Каждый раз, когда я еду по Москве, я не могу понять, в чем была проблема сделать ровные простенки: здания выглядят так, будто их просто не свели, а натянули на то, что было. Для того, чтобы избегать таких проблем, важно на самых ранних этапах сводить комплексно планировочные и фасадные решения, а не проектировать их отдельно. Я учу своих сотрудников: если у вас образуется «случайное место», например, технический этаж под окном, который имитирует окно – он никогда не будет выглядеть как окно! Ты едешь мимо и видишь эту имитацию. Я заставляю делать технические лоджии полноценной частью архитектуры, углублять их внутрь, оформлять рейками, использовать активный цвет. Не надо пытаться на ровном фасаде имитировать окно там, где его нет. 

Еще один мой принцип – я стараюсь в жилье избегать длинных, одинаковых по контуру стилобатов. Люди не смотрят вверх – только при покупке квартиры. Потом они гуляют, уткнувшись в телефон, и видят то, что перед ними. А когда перед глазами монотонный ряд витражей, восприятие архитектуры искажается. Мы стараемся, особенно когда это большой урбан-блок, опускать секции с фасадами до самого низа, формируя между ними визуальные разрывы, чтобы создать ощущение, будто ты в европейском городе, где каждое здание уникально.

Как вы думаете, нынешний тренд на авторскую архитектуру позволит архитекторам увеличить свой вес, свою значимость в проекте? 

Безусловно, сейчас профессия архитектора как творца, создателя возвращается, и отношение к автору объекта начинает меняться даже у девелоперов. Спасибо им большое за это, спасибо миру, в котором мы живем за смену этих трендов. Я помню, когда мы учились, преподаватели говорили: «Вы сейчас красивые проекты рисуете, классные театры, музеи, а потом придете в реальную жизнь и будете проектировать совсем другое». Но я даже младшим и старшим сотрудникам сейчас говорю, что нам очень повезло, что возвращается имя архитектора. А ведь был период абсолютно безымянной архитектуры. Сейчас мы знаем большинство авторов, даже люди, далекие от архитектуры, знают какие-то имена, что является огромным достижением. Мне редко приходится сталкиваться с прямым давлением со стороны заказчиков. Если и бывает, то в мелочах и с большой деликатностью: «Вы автор, конечно, мы все понимаем, но у нас там у кого-то наверху, например, аллергия на этот цвет. Не могли бы вы использовать другой».

Давайте немного поговорим про рабочий процесс. Вы начинаете с эскизов или сразу работаете в программе?

Массинг я делаю в Revit, коллеги используют SketchUp. Фасады часто рисуем вручную, особенно если участок сложный. Однако важно сразу понимать, как решение впишется в финансовую модель, поэтому специализированные программы подключаем еще на этапе формообразования, для расчета технико-экономических показателей и т.д. 

Кажется, что большая часть задач – довольно стандартна. Где искать креатив?

Даже в «кубике» можно найти оригинальность. Это возвращаясь к вопросу о «почерке» и фирменном стиле. Например, в моей мастерской мы часто используем скругления и плавные линии – они делают фасад деликатнее. Или террасы: сейчас они на пике спроса, но важно, чтобы они не образовывались самопроизвольно. Необходимо продумать виды, приватность, как они будут работать зимой. 

Нейронки используете?

Да, экспериментируем с AI: например, Midjourney для быстрых визуализаций или Architechtures для генерации планировок. Правда, ИИ пока далек от идеала: планировки получаются «кривыми», а фасады – шаблонными. Ну и активно используем ChatGPT для различных задач: тексты, обработка картинок и т.д. При работе с ним важно контролировать его творческий порыв, он периодически начинает проектировать за тебя, и результат сомнительный.
  • zooming
    1 / 4
    Nice Tower
    © Генпро
  • zooming
    2 / 4
    Nice Tower
    © Генпро
  • zooming
    3 / 4
    Nice Tower
    © Генпро
  • zooming
    4 / 4
    Nice Tower
    © Генпро

Один из ваших текущих проектов это бизнес-центр NICE TOWER, расскажите, как шла работа над ним.

Это мой любимый «малыш», у меня уже много таких любимцев, но некоторые пока конфиденциальные. У проекта был очень сложный участок: тут коллектор, тут подпорная стена, тут участок кончился, а здесь красная линия. Но самые интересные формы получаются на площадках с большим количеством ограничений, и этот не исключение. Основная сложность заключалась в том, что форма участка имела очертания сапога, что в объеме почти всегда воспринимается не очень эстетично. Для того, чтобы форма казалась менее тяжелой, мы визуально разделили ее на два объема. Но мы также любим своих заказчиков и хотим, чтобы они к нам возвращались, поэтому важно было выдержать экономическую целесообразность проекта. И для наибольшей эффективности мы сохранили общую инфраструктуру и функциональную связь между частями.
Nice Tower
© Генпро

Так, при визуальном восприятии объект как бы состоит из двух обособленных частей: одна выше, другая ниже. Они связаны между собой архитектурными поясами, при этом посередине разделены другим материалом. В зоне первого этажа весь объем утоплен, что создает эффект, будто здание парит над землей. При этом обе части продолжают оставаться единым зданием с общими лифтами, лестницами, техническими помещениями, вестибюлем и т.д. В ходе работы появлялось много классических идей, вроде панорамных лифтов в перемычке, однако все еще оставалась проблема массивности одной из частей здания. Тогда мы начали работу с формой в горизонтальном направлении, выдвигая модули по три этажа друг относительно друга. При дальнейшей разработке выяснилось, что этот прием отлично работает и для башенной части здания. Объемы консольно смещаются друг относительно друга, из-за чего здание выглядит более динамичным.

Я вижу в проекте ваши любимые террасы...

На верхних этажах размещены террасы, да, сейчас это весьма востребовано. Я понимаю, почему они актуальны. Я мечтаю, чтобы, когда мы переехали в новый офис, у нас обязательно была бы просторная терраса. Людям нравится выйти, поговорить, освежиться. И на самом деле это очень сильно экономит время сотрудников: не нужно спускаться на первый этаж.

Как решены фасады?

Фасад мы сделали максимально простым – по сути, это ровная фасадная сетка. В процессе разработки мы усложнили форму простенков и развернули их по модулям: в одной части они ориентированы в одну сторону, в другой – в противоположную. 
Nice Tower
© Генпро

В проектировании офисных зданий обычно гораздо больше возможностей для творчества и интересных решений, чем в жилых объектах. Здесь мы всегда стараемся искать уникальную форму, при этом сохранять фасады достаточно лаконичными. Я в целом не фанат очень сложных фасадных решений, люблю отыгрывать формой, чтобы при использовании простой фасадной сетки здание выглядело выигрышно в любом случае. Если уникальной форме придать слишком активный фасад, она сразу перестанет считываться. 

Фасады Nice Tower полностью выполнены из стеклофибробетона, включая черные простенки. Металла здесь нет, только алюминиевые окна. Все в монохромной гамме, которая для меня всегда оставалась предпочтительной. Если бы была возможность, я бы все объекты проектировала именно в белом цвете. Он всегда выглядит дорого, качественно и эстетично. Даже если проехать по центру города, светлые фасады, особенно на клубных домах, всегда воспринимаются как более премиальные. Конечно, есть нюанс: в полностью белой монохромной среде человеку может быть тяжело ориентироваться, но светлый оттенок с вкраплениями – почему нет? В любом случае даже на больших урбан-блоках мы редко используем больше трех-четырех оттенков, в противном случае визуальный строй рушится.
Nice Tower
© Генпро


У вас сейчас в работе еще один большой проект, он в Подмосковье, это практически город-спутник, расскажите о нем...

Это действительно необычный продукт для региона – жилой комплекс «Мыс» от компании MR Group с крупными лотами, находится в Одинцовском городском округе. Его концепция исходит из того, что в Москве квартиры становятся все меньше и меньше, мы пытаемся на одном квадратном метре уместить все то, что порой физически не помещается. Поэтому идея проекта заключалась в том, чтобы создать просторные, по-настоящему комфортные для проживания квартиры, и при этом за городом.
Проект «Мыс»
© MR Group

То есть это комфорт-класс или бизнес?

Квартиры внутри крупнее, чем бизнес-класс, скорее ближе к премиуму. В фасадных решениях в силу того, что объект расположен в Подмосковье, использованы более доступные материалы. Все зависит от локации: есть фасады, которые выходят на основные площади – там мы используем кирпич на подсистеме, а есть те, которые обращены в более камерные зоны– там другие решения. Мы понимаем, что стоимость квадратного метра здесь значительно ниже, чем в столице. Поэтому задача состояла в том, чтобы создать действительно качественные квартиры с достойными фасадами, но при этом не по московским ценам.

Мастер-план разрабатывали вы?

Да, его уже несколько раз корректировали, как это обычно и бывает. На данный момент мы уже разработали три клубных дома и урбан-блоки. Следующие очереди сейчас в работе. По формату застройки здесь есть и ИЖС, и таунхаусы, и урбан-блоки, и клубные дома. С одной стороны, у тебя есть вся необходимая инфраструктура, которую можно создать исключительно в проекте с мультифункциональной застройкой. С другой стороны, ты находишься в супер-приватной зоне за шлагбаумом.
Проект «Мыс». Градконцепция. Общий план застройки
© MR Group

Территория проекта огромная – около 50 гектаров. Очень красивое озеро, которое планируют благоустроить, просторная парковая зона. Важно, что весь проект в зоне урбан-блоков сделан без заборов, что является негласным трендом на данный момент. Приватные дворы ограничены стилобатом. На территории есть детский сад, рядом школа на соседнем участке. В итоге получается почти сельская, но современная и комфортная жизнь в Подмосковье.

А как организованы сами квартиры?

Это действительно интересно, в этом проекте квартиры спроектированы с функциональным зонированием, с расстановкой мебели – все это делалось, чтобы показать потенциальным жильцам удобство планировок. Несмотря на то, что в итоге квартиры продаются без отделки, застройщик предоставляет эти разработки как фактуру, чтобы людям было проще представить свое будущее пространство.
  • zooming
    1 / 3
    Проект «Мыс». Клубные дома
    © MR Group
  • zooming
    2 / 3
    Проект «Мыс»
    © MR Group
  • zooming
    3 / 3
    Проект «Мыс»
    © MR Group

Часть квартир с террасами, везде предусмотрено рабочее место в обязательном порядке. Эта идея родилась из новой реальности удаленной работы. Я знаю множество весьма состоятельных людей, которые работают в Москве, но летом живут загородом и ездят в мегаполис на электричках – конечно, на элитных, типа «Спутника» и других. Людям действительно нравится жить там, где свежее воздух и совершенно другая атмосфера.

Квартирография в проекте очень разнообразная. Мы прорабатывали буквально каждый лот. Запрос был на уникальные квартиры для разных людей, с пониманием, для кого конкретно предназначены те или иные помещения. Например, если это мастер-спальня для родителей, то у нее одни потребности, а если для тинейджера – совсем другие. У девочки-подростка должна быть просторная ванная, где можно расслабиться в пене, а родителям нужен душ. И буквально каждая квартира отрисовывалась индивидуально: мы двигали диваны, телевизоры, меняли направление дверей, переставляли стиральные машины – все для того, чтобы пространство было максимально эффективным.
Проект «Мыс»
© MR Group

Получается что-то новое с точки зрения продукта?

Да, я такого раньше не встречала. Поэтому на разработку ушло много времени – мы действительно придумывали с нуля, что именно хотим получить в итоге. Это очень ценный опыт, когда не заказчик диктует условия, а вы совместно формируете итоговый продукт. У нас есть секция, которая выходит прямо на парк, практически все квартиры в ней с уникальными планировками и со своими индивидуальными террасами. 

А по фасадным материалам что использовали?

Это кирпич, не клинкерная плитка, за исключением одной секции, где много террас, и возникает проблема с отводом воды. У большинства людей именно кирпич ассоциируется с загородной жизнью. На фасадах также разместили большие корзины с встроенными кашпо, формирующие «зеленый» декор. Для проекта было выбрано более 15 видов кирпича, что в совокупности с использованием индивидуальных элементов исключает ощущения монотонности. Одну секцию решили сделать более «живой», с отклонением от строгой сетки. На первом этаже для формирования приятной тактильной среды также был выбран кирпич с объемной кладкой. 

Разумеется, и здесь мы не обошлись без активного террасирования. Каскады спроектированы не просто так, а с учетом видовых точек. Все продумано: где смотрим в одну сторону, где в другую, где не смотрим друг на друга, где не смотрим на паркинг. Проект получился действительно качественным и продуманным до мелочей, с совершенно новым подходом к организации жилого пространства в Подмосковье.

22 Октября 2025

Похожие статьи
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Технологии и материалы
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Сейчас на главной
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
Кто в Сити, кто в горы?
Второй по счету конкурс архитектурных идей телеграм-канала Небоскребы привлек профессиональное жюри и присудил, в главной номинации, денежный приз. Как водится, за горизонтальный небоскреб – все остальные, в основном, предложили вертикальные башни... Показываем победившие и не победившие идеи, размышляем о влиянии башни участка номер один. Где? Смотрите ближе к концу материала.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Перекресток культур
Бюро MAST, вдохновляясь атмосферой Тбилиси, превратило интерьер грузинского ресторана NENE в диалог культур, которым, на самом деле, и является этот прекрасный город.
Пресса: Движимые недвижимостью: Архитектурные и жилищные...
Что можно сказать об архитекторе по его дому, как традиции трансформируются под влиянием разгерметизации сообществ, где прорастают спустя полвека бумажные замки концептуалистов. Поступления на тематические полки ко Дню архитектора.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Русский Север и Арктика: четыре проекта
В Архангельской, Вологодской, Мурманской областях и Республике Карелия утверждена Туристическая межрегиональная схема территориального планирования. Ее цель – превратить сложный для путешествий регион в связанное и доступное направление. Ключевой инструмент – создание четырех межрегиональных «коридоров», которые укрепят горизонтальные связи между точками притяжения. В рамках стратегии разработаны пилотные проекты, которые и показываем.
Жила, жива и будет жить
Как сейчас принято, выставка куратора Сергея Хачатурова «Готический ампир» совмещает открытия исследователя в области истории искусства с крупной современной гризайлью Егора Кошелева, уверенно внедряющей в сознание зрителя эмоционально заряженный миф. Была готика в ампире, есть и сейчас; все связано. Вашему вниманию – рецензия, написанная арт-критиком и магистранткой МГУ Юлией Тихомировой.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Рай с видом на Кремль
Остров Балчуг постепенно утрачивает последние черты промышленного кластера, которым он был на протяжении полутора веков. На месте дореволюционных заводов и советских вычислительных центров сегодня вырастают современные жилые комплексы, предлагающие формат загородной жизни, тишину и приватность буквально у стен Кремля. Один из них – ЖК «Садовническая 69», новый ориентир в панораме Водоотводного канала.
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро .dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.