English version

Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными метрами, а гектарами»

Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.

mainImg
Архи.ру:
Начать предлагаем с блица: где вы учились, где работали, как открыли свое бюро?

Марина Егорова:
Я училась в МАРХИ, и считаю свое поступление туда провидением – изначально я собиралась стать дизайнером. По окончании вуза пошла работать в бюро SPEECH, которое тогда возглавляли Сергей Чобан и Сергей Кузнецов. Дальнейшая траектория моей профессиональной деятельности была связана в большой степени с именем Сергея Кузнецова – он пригласил меня сперва в Москомархитектуру возглавить управление развития новых территорий, а потом порекомендовал на должность замдиректора Института Генплана Москвы. Забавное воспоминание: в Москомархитектуре меня в шутку прозвали Королевой Полей, поскольку я часто бывала на выездах в Новой Москве, где осматривала еще незастроенные площадки. 

Пресытившись работой чиновника, в 2021 году я решила открыть свое бюро, которому лишь недавно придумала название – Empate. Оно появилось как и многие другие: я заприметила новые ниши на рынке и увидела в этом возможности. В начале 2020-х девелоперы стали активно осваивать механизм КРТ – комплексного развития территорий. И я, как градостроитель со стажем, как человек, который косвенным образом участвовал в подготовке этого механизма, знает нормативы и отслеживает появление новых стандартов, подумала: а почему бы мне уже в статусе независимого предпринимателя не заняться тем, на чём я уже и так давно специализируюсь.

Название Empate – одновременно дань уважения профессии и признание в любви солнечному югу: это португальское слово, которое переводится как «чертить». Немаловажно, что по-английски empate значит «сопереживать». А ведь я как раз такая – архитектор и эмпат! Все сложилось.

Вы позиционируете себя как архитектор-градостроитель – значит ли это, что в вашем портфолио только мастер-планы, ППТ и КРТ?

Нет, отнюдь. Хотя не вижу ничего плохого в узкой специализации.

Я знаю, что для большинства молодых архитекторов главная мечта – реализовать себя в «объемке». Такую задачу они считают амбициозной. А градостроительство для них – что-то непонятное, почти абстрактное. И как себя позиционировать в связи с этим тоже не вполне понятно: когда ты проектируешь город или район, построенное все равно в итоге ассоциируется с теми, кто придумал конкретные здания, а не с планировщиком. Но при этом градостроительная концепция самым прямым образом влияет на архитектурный облик сооружений: всё начинается с объемно-пространственного решения, и только потом следует работа над фасадами. Так что это еще большой вопрос, кто здесь главный демиург. 

Мы разрабатываем АГК – архитектурно-градостроительные концепции, которые объединяют в себе и «объемку», и планирование. Сейчас прорабатывать архитектуру уже на стадии градостроительного решения – это тенденция.

Но вообще, конечно, мы масштабные – в том смысле, что привыкли мыслить не квадратными метрами, а гектарами. И нам это нравится. Однако же от проектирования здания или комплекса зданий никогда не откажемся. Нам все интересно.
  • zooming
    1 / 5
    Проект планировки территории жилого комплекса близ деревни Поздняково в МО
    © Архитектурное бюро Empate
  • zooming
    2 / 5
    Проект планировки территории жилого комплекса близ деревни Поздняково в МО
    © Архитектурное бюро Empate
  • zooming
    3 / 5
    Проект планировки территории жилого комплекса близ деревни Поздняково в МО
    © Архитектурное бюро Empate
  • zooming
    4 / 5
    Проект планировки территории жилого комплекса близ деревни Поздняково в МО
    © Архитектурное бюро Empate
  • zooming
    5 / 5
    Проект планировки территории жилого комплекса близ деревни Поздняково в МО
    © Архитектурное бюро Empate

Какие проекты из вашего портфолио кажутся наиболее ценными? Над какими работаете сейчас?

Я очень горжусь тем, что мы сделали проект планировки территории рядом с деревней Поздняково в Московской области всего за три месяца, причем он довольно быстро прошел экспертизу. Все, кому я рассказываю об этом, мне не верят. Потому что у всех в голове год. А мы просто опытные, хорошо знаем тему, умеем читать нормативные документы. Далеко не все архитекторы способны понять всю эту юридическую казуистику. А мы ее не только понимаем, но и умеем переводить на человеческий язык и, что немаловажно, на язык цифр, наиболее понятный девелоперам.

Еще у бюро Empate два проекта в Горном Алтае – апарт-отель и ретритный поселок. Оба для меня очень важны. Это как раз история скорее про «объемку». По архитектуре получается довольно интересно. Тут есть место и эко, и этно мотивам.
  • zooming
    1 / 3
    Проект экопоселения на Алтае
    © Архитектурное бюро Empate
  • zooming
    2 / 3
    Проект экопоселения на Алтае
    © Архитектурное бюро Empate
  • zooming
    3 / 3
    Проект экопоселения на Алтае
    © Архитектурное бюро Empate

Кроме основной работы у вас есть ряд других проектов: изучение истории градостроительства, исследование экономической эффективности механизма КРТ совместно с «Проектом Россия» и REPA, телеграм-канал. И вообще вы много и хорошо пишете, что не очень характерно для архитекторов. Что вам дает эта деятельность? Это часть стратегии по масштабированию и формированию личного бренда, узнаваемости?

Все, что я делаю, я делаю искренне. И все это так или иначе связано с моей профессией. Мне важно развиваться, поэтому я постоянно накапливаю знания, анализирую текущую ситуацию, фиксирую свои наблюдения и выводы в текстах. Все это так естественно, по правде сказать. Никакой стратегии, никакого расчета в этом нет. Если узнаваемость моего личного бренда от этого повысится, то и хорошо. В наше время не стоит недооценивать значимость личного бренда. И все же в пиаре довольно много искусственного. Мне бы не хотелось, чтобы меня искусственно раздували.

В связи с вопросом не могу не поделиться одним впечатлением с прошедшей АРХ Москвы. Я ушла с открытия выставки, впервые не купив ни книг, ни журналов. На прилавках, в том закутке, который организаторы предоставляют издательствам, лежало что-то про садоводство, архитектуру частных домов, про архитекторов, о которых я и так уже все знаю, какие-то путеводители. Возникло ощущение, будто интеллектуальная жизнь в архитектурной сфере замерла, потому что то немногое интересное, что выходит на бумаге – да и в электронном виде тоже, – посвящено прошлому или каким-то сугубо прикладным вещам. Про настоящее, а тем более будущее почти никто не высказывается. Это очень досадно. И в то же время я вижу в этом возможность для себя лично.

Про наше совместное с «Проект Россия» и Ассоциацией REPA исследование об эффективности КРТ я бы как-нибудь с удовольствием рассказала отдельно. Но сперва надо довести его до завершения. На АРХ Москве мы с Юлией Шишаловой и Юлией Солодовниковой презентовали промежуточные итоги этого исследования.
  • zooming
    1 / 3
    Проект логистического комплекса в Анапе
    © Архитектурное бюро Empate
  • zooming
    2 / 3
    Проект логистического комплекса в Анапе
    © Архитектурное бюро Empate
  • zooming
    3 / 3
    Проект логистического комплекса в Анапе
    © Архитектурное бюро Empate

А ведь вы еще и шкипер! Вообще в среде архитекторов много любителей походить под парусом, как думаете, с чем это связано?

Это связано с тем чувством свободы, которое дарит подобный опыт. Было время, когда многие архитекторы увлекались горными лыжами и сноубордами – чем опаснее, тем лучше. Когда яхтинг стал более доступным в России, перестал быть чем-то узко спортивным, народ начал устремляться туда. Главное преимущество яхтинга перед теми же лыжами – всесезонность. Еще не стоит забывать, что архитекторы любят путешествовать, получать новые впечатления, а яхтинг ведь подразумевает постоянные перемещения. Таким образом, занимаясь яхтингом, ты развиваешь и, грубо говоря, мускулатуру, и насмотренность.

Я, кстати, очень воодушевлена по поводу проекта системы марин в Казани. Недавно на АРХ Москве обсуждали этот кейс с Ильсияр Тухватуллиной в рамках дискуссии. Готова содействовать этому проекту собственной экспертизой.

В каких проектах развития марин участвует ваше бюро?

Я несколько раз выступала в роли консультанта по инфраструктуре марин – в Португалии, Хорватии. Подчеркну, что не являюсь специалистом по проектированию и техническому оснащению самих марин. Мы с командой можем разработать мастер-план территории вокруг той или иной акватории, подготовить предложение по формированию сети марин, но просчитать, например, инженерию вряд ли сможем. Не так давно я давала на этот счет подробное интервью порталу «Все марины России».

Вернусь к вашему телеграм-каналу: там вы писали, что женщина-бизнесмен не должна перенимать модели мужчины в своем карьерном пути. Можно ли на «мягкой силе» создать успешное архитектурное бюро? 

В России архитектура продолжает оставаться преимущественно мужской профессией, хотя тот же МАРХИ выпускает больше женщин, чем мужчин. Мужчины обычно руководят, а женщины чертят. Так повелось. Но это не означает, что этой практики надо продолжать придерживаться. Это выводит нас на тему социальной справедливости, довольно сложную и абстрактную, которая крайне любопытна, но немного выходит за рамки этого интервью.

Я считаю, что на «мягкой силе» вполне можно выстроить успешный бизнес, причем не только в сфере креативных индустрий. Главное, если ты женщина – не пытаться изображать из себя мужчину, использовать типично мужские приемы управления, ведения переговоров. Я, было время, и агрессировала, и давила, и требовала. Но это все свойства мужской модели поведения. Мужчина – завоеватель. В какой-то момент я увидела, что эффект от моей воинственности немного не тот, что эта вот позиция «я сейчас покрою все стадо» разрушает меня изнутри. И я начала серьезно работать над собой, чтобы вернуться в естественное для себя женское состояние.

Распространенная ошибка – считать, будто корень «мягкой силы» в манипулятивности и непредсказуемости, бессистемности. Женский бизнес про другое. Он про принятие, интуицию, эмпатию. Никак не про доминацию. Женщины на самом деле прекрасные руководители. Бизнес ведь – это хозяйство, а женщина – прирожденная хозяйка, она нацелена на сохранение и развитие.
 

07 Июня 2024

Похожие статьи
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Технологии и материалы
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
Сейчас на главной
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Чикагские лауреаты 2024
Премия The International Architecture Awards отметила сразу семь российских проектов – четыре из них стали победителями в различных номинациях, еще три удостоились почетного упоминания. Рассказываем о каждом.
Идеализация цилиндра
Студенческое общежитие Hoso в городе Порту по проекту местного бюро OODA удалось построить всего за 14 месяцев, причем на монтаж каждого из этажей уходило по неделе.
Искусство без барьеров
Бюро Олега Клодта обновило интерьеры инклюзивного пространства Третьяковской галереи. В «Добром музее» учтены потребности посетителей с различными ограничениями, а также создана дружественная атмосфера, располагающая к общению и раскрытию творческого потенциала.
Инфраструктурный луг
По замыслу архитекторов C.F. Møller, ливневые воды в датском городе Раннерс собирают и очищают на заболоченной территории у реки, одновременно играющей роль заповедника и рекреационной зоны.
Холм как монумент
Памятником экономических и политических перемен, начавшихся в КНР в конце 1970-х, стали музей и парк в Шэньчжэне по проекту бюро Urbanus.
Деревня у вулкана
Отель недалеко от Петропавловска-Камчатского по проекту бюро Fantalis: фасады из термодревесины, пять типов планировок, панорамные окна с видами на сопки и березовую рощу.
Искусство под холмами
Арт-лаборатории Хампи по проекту Sameep Padora & Associates – комплекс мастерских и жилья для художников в индийском штате Карнатака.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Luzhniki Collection: новый образ Хамовников
Изучаем фасадные и объемные решения одного из крупных и громких проектов, реализуемых на берегу Москвы-реки между спортивными аренами Лужников и сталинской классикой Хамовников – Luzhniki Collection. Слово «коллекция» в его названии присутствует вполне справедливо: тут и коллекция авторов, и коллекция тем, в том числе вычитанная в морфологии окружающих районов.
Кирпичная энергетика
В Вантаа под Хельсинки бюро Kivinen Rusanen Architects построило новый корпус электроподстанции: его фактурные кирпичные фасады ведут диалог с соседним историческим зданием.
Кора из кирпича
Для проекта клубного дома, расположенного среди сосен престижного подмосковного района, бюро «А.Лен» поработало с фасадами. Сочетание разных видов кирпича и кладки соотносится с объемно-пластическими решениями дома, а также усложняется включением окрашенных под дерево фрагментов и металлической «лессировки».
Молодежный апдейт
Торговому центру начала 2000-х в Гуанчжоу возвращена актуальность в ходе реконструкции по проекту местного бюро Atelier cnS.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Бермудский треугольник
Дом в Чебоксарах, спроектированный бюро House and Flat, умещается на маленьком треугольном участке. Его площадь – 86 м2, план вписан в трапецию, а ширина одной из стен – всего полтора метра. Найти форму помог опыт японских архитекторов.
Сны на Вуоксе
Еще один ландшафтный отель в карельских лесах от бюро Rhizome, в котором немедленно хочется забронировать номер. Башня и «кабины» разместились на берегу Вуоксы, прямо на гранитных валунах, среди берез и сосен – архитекторы чествуют каждый кусочек природы и включают его в опыт путешественника.
Гайя
На самом деле никакая, конечно, не Гайя, а Гея, по имени богини земли – так называлась парфюмерно-экологическая инсталляция архитекторов бюро KOSMOS на прошлогодней биеннале дизайна в Цюрихе. Парфюмеры разработали для нее запах тающего льда, и о чем же это нам говорит?
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
Изумрудная шкатулка
Бюро MDVA спроектировало для парка в Барнауле павильон, внутри которого располагается трехчастная театральная сцена с амфитеатром. Внешний контур строения формируют аркады из деревянных ламелей, а тентовый навес защищает зрителей от непогоды.
Гибкость и острота современности
Роскошные, текучие, большие кокошники и спиральные бочки-колонны как из цветной жевательной резинки: в Москве, кажется, нет других таких особняков стиля нео-рюс модерна. А Теремок на Малой Калужской, ранее, как кажется, малоизвестный, «заиграл» и стал заметен после реставрации для офиса «архитектурной экосистемы». Видно, что Юлий Борисов и архитекторы UNK вложили всю душу и в поиск нового офиса, и в его приведение в современный вид. Рассматриваем парадоксы истории особняка и его пластического решения. Спойлер: тут встречаются две современности, обе прямо на острие «лезвия актуального».
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Палубы и кессоны
Архитектурная мастерская Антона Литовского спроектировала дом-палубу: линейное устройство позволяет ему отгородиться от соседей протяженным глухим фасадом, а со стороны сада – раскрыться проницаемыми объемами разной конфигурации, объединяет которые кессонированный потолок.
«Устойчивая» мода
Бюро gmp реконструировало сразу четыре небольших здания в историческом квартале Шанхая под модный кластер ICCF Group. Проект стал результатом более чем десятилетнего сотрудничества двух компаний.
Сады на высоте
Бюро HENN выиграло конкурс на проект вертикальной фермы, совмещенной с офисным зданием, в новом районе на месте промзоны на юго-востоке Берлина.
В ожидании леса
Здание ресепшен курортного комплекса в Ленинградской области имеет сложную конфигурацию и конструктив. Архитекторы мастерской Kalinkahaus использовали несколько видов материалов на основе древесины: CLT-панели, LVL брус и фермы из клееной балки.
Семейное древо
По проекту команды Алексея Полищука в Ленинградской области построен дом, в котором бок о бок живут четыре семьи. Архитекторы предложили систему из автономных жилых блоков и общих пространств, а также объединили требования дизайн-кода поселка с пожеланиями заказчика: за лаконичными фасадами из планкена и фибробетона прячется интерьер, характерный для традиционного деревянного дома.
В основе – ромб
Арт-павильон в новом жилом районе Нанкина по проекту местного бюро azLa напоминает о 3-тысячелетней истории и столичном статусе этого мегаполиса.