Все материалы проекта здесь >> 
Информационный проект
создан при поддержке компании HP

Большой формат: истории роста

Истории о том, как архитектурные бюро переходят от малого масштаба к большой форме. Те, кому это удалось, делятся опытом и секретами.

mainImg

Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять свой стержень, свои ценности»

Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.

23 Ноября 2020
show_relations = 1 orgsLink = Array misc_22 = 0 content_flow_id = 1 record_thematic_status = 2 t_news_block_1_publish =
Увлеченному своей работой архитектору может понадобиться хороший плоттер.
Удобный, небольшой и управляемый удаленно
&hbsp
Юлий Борисов
UNK project

Архи.ру:
Когда и как вы начали, какими были первые проекты?

Юлий Борисов:
Я считаю, что, если не говорить о глобальных мегакорпорациях, любая организация определяется своими лидерами, и «потолок» архитектурного бюро компании определяют его основатели. Моя личная траектория роста такова: «на кого-то» я работал всего два месяца, в Германии, в бюро Smidt & Partners. Больше никогда ни на кого не работал. Это не плохо и не хорошо; может быть, даже скорее плохо. Работать я начал, учась в институте, с выставочных павильонов в Экспоцентре: это проекты небольшой площади, порядка 4 м2, но с очень быстрыми сроками и огромной ответственностью. Там не успеть на час – значит все провалить, это тренирует и дисциплинирует.

Потом я начал постепенно продвигаться, работать с частными заказчиками. Развитие было достаточно болезненным, поскольку проходило на собственном опыте, методом проб и ошибок. Начали подтягиваться люди, появились большие объекты на миллионы долларов. В какой-то момент я разобрался с типологией частного жилья, затем в его рамках стало тесно, я занялся другими типологиями: административными, торговыми зданиями.

В 1999 году я изменил свой бизнес: до этого он был скорее проектно-строительным. Но в рамках стройки мне стало неинтересно, и тогда мы основали компанию UNK project – вместе с Николаем Миловидовым и Юлией Тряскиной. Этот бизнес у нас уже больше 20 лет.

Насколько я помню, вы целенаправленно планируете развитие компании «пятилетками»?

Мы ставим планы, стремимся ясно понимать задачу, и затем – удалось ли нам достичь ее решения. Делаем следующий шаг, когда достигли определенной точки. Через первые пять лет работы мы серьезно вышли на рынок корпоративных интерьеров. Здесь я благодарен Борису Левянту, он был для меня бессменным маяком, лидером, которого интересно было догонять. Было интересно смотреть, как он работает. Мы всегда смотрели на лучших в отрасли, а его компания была образцово-показательной. Потом мы потихонечку перешли к следующим типологиям, вначале опять же интерьерным: рестораны, фитнес и прочее. Каждый раз мы досконально разбирались в типологии. Лучший офис построили, в торговле сделали с нуля сеть Глобус Гурме, она до сих пор существует. В ресторанах много работали с Аркадием Новиковым, построили с нуля сеть пиццерий Бокканчино, последнюю – в Лондоне.
Гастроном Глобус Гурмэ
Фотография © Сергей Ананьев. Предоставлено UNK project

Затем я поставил себе задачу войти в топ 5-10 бюро Москвы и России по архитектурному проектированию. Было сложно, маловато опыта, но было много желания. Мы сделали ставку на конкурсные процедуры – удачно сложилось, что в Москве именно тогда появились открытые конкурсы, за это надо поблагодарить главного архитектора города Сергея Кузнецова, который инициировал эту практику, и Евгении Муринец, которая в тот момент много сделала для ее развития и стабильного функционирования. Через инвестирование времени, талантов и финансовых средств, – потому что, на самом деле, это очень дорогое удовольствие, – мы начали выигрывать конкурсы. На данный момент мы знаем досконально ряд типологий, у нас есть все специалисты, технологии и знания.
Дворец водных видов спорта «Лужники»
Фотография © Дмитрий Чебаненко. Предоставлено UNK project
zooming
Многофункциональный комплекс «Империя Тауэр», юго-восточный угол здания и вход в атриум. Проект, победивший в открытом конкурсе 2013 года
© UNK project


А что дальше?

Когда появились знания, встал вопрос осознанности: чем мы хотим заниматься, чем нет.

Тогда мы сформулировали для себя правило: мы видим себя не в поточном производстве, а в уникальных проектах. Уникальные – не обязательно сложные, но такие, которые никто до нас не делал. Наш Голландский квартал был в свое время уникален тем, что в супер-эконом классе требовалось создать европейскую среду.
Жилой комплекс «Голландский квартал» в Ивантеевке
Фотография © Ольга Алексеенко. Предоставлено UNK project

Павильон Росатом уникален по заглублению: объем размером почти с 12-этажный дом там закопан в землю на две трети и, кроме того, стоит на подводной реке.
Павильон «Росатома» на ВДНХ
© UNK project

Если сравнивать с медициной, то мы занимаемся скорее нейрохирургией и операциями на мозге – решаем точечно сложные задачи. Придумываем новые типологии, конструкции, планировочные решения. Можно сказать, что мы делаем много ноу-хау.

Мы много работали с государственными объектами, с регулированием, ценообразованием и прочим – научились, это тоже одно из наших знаний.

Как устроена компания сейчас?

Чтобы обеспечить развитие, нам пришлось глубоко разобраться в том, что такое бизнес. Архитектор не может быть просто архитектором-творцом, он должен понимать всё и всех. В бизнесе то же самое. Сейчас UNK project – крупная группа компаний, куда входят компании-блоки. Блоки независимые, но объединены общей синергией. Управление устроено так, чтобы не превратиться в слишком крупный холдинг, «условный Моспроект», поточную организацию, которой из-за ее масштаба сложно делать уникальные объекты.

Конечно, компания – не самоцель, а инструмент, который нам позволяет реализовывать знания, умения и ценности. На данный момент наша структура оптимальна для выполнения задач, которые мы сами себе поставили.
Образовательный комплекс «Точка будущего», Иркутск. Cebra & UNK project
Фотография © Дмитрий Чебаненко. Предоставлено UNK project


А что обеспечивает синергию?

Соединяют не административные механизмы, а общие ценности, корпоративная культура. Думаю, поэтому мы легко интегрируемся с нашими иностранными партнерами. У нас были плодотворные отношения с английской компанией Scott Brownrigg, прекрасные отношения с компанией Jerde. С японской компанией Nikken Sekkei у нас тоже было несколько проектов. Мы легко интегрируемся, потому что находим партнеров с такими же ценностями, что и у нас. В Лондоне, в Америке или Японии – мы все проектируем качественную среду для жизни, работы, образования и отдыха людей. Наша задача в том, чтобы люди были счастливы, чтобы город становился лучше, а не просто застраивался квадратными метрами из железобетона.
Рублево-Архангельское, архитектурно-градостроительная концепция. Проект – победитель конкурса
© Nikken Sekkei / предоставлено АО «Рублево-Архангельское»

Мы сформулировали для себя миссию – это отдельный документ, в котором обозначены наши ценности, и стараемся находить людей, которые разделяют наши подходы. На любом уровне. Я глубоко уверен в правоте Королева, который говорил: «Здесь даже уборщица считает, что она запускает ракеты». У нас – в идеале – каждый сотрудник уверен, что он создает объекты, которые позволяют людям чуть более комфортно жить.
Национальный космический центр в Москве. Проект, победивший в конкурсе, 2019
© UNK project


Что еще входит в сумму ваших ценностей?

У нас все написано по пунктам. У нас нет каких-то административных ресурсов, мы не занимаемся аффилированными сделками – я считаю, что это портит карму. Мы за честный, прозрачный бизнес, у нас компания абсолютно «белая и пушистая». Мы должны быть ответственны за свою работу. И это не просто общие слова. Мы отказываемся от проектов, если считаем, что они могут принести ущерб людям и городу, но иногда беремся за доработку плохих проектов в надежде их исправить.
Из текста миссии UNK project:

Главная наша миссия – улучшение и гармонизация среды обитания людей.

Мы новаторы / мы профессионалы / мы креативны / мы не останавливаемся на достигнутом / мы ответственны / мы увлечены

Качество для нас приоритетно по отношению к бизнес-задаче. Мы развиваемся через качество, боремся до последнего, зачастую в ущерб отношениям с клиентами. Косвенным учителем, эталоном отношения к качеству объекта, я, наверное, могу назвать Сергея Скуратова, хотя в каких-то других вещах я с ним не соглашаюсь. Как видите, у меня много учителей, людей, на которых я смотрю как на ориентиры.

Но сейчас и я сам тоже уже пытаюсь передать полученные знания, важно не только «делать домики», но и воспитывать новую смену.

Кстати о смене. У вас в UNK project много стажеров?

Есть люди, которые выросли из стажеров, но, в отличие от наших коллег АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры», у нас студентов поменьше. Мы набираем студентов редко, иногда для педагогических целей. В основном же стараемся брать людей осознанных, с опытом, с неудачами, стараемся не с нуля воспитывать сотрудников. Но подтягиваем с точки зрения синхронизации в подходах.
Штаб-квартира компании Mail.ru Group
Фотография © Сергей Ананьев. Предоставлено UNK project

Какие вы назвали бы «болевые точки», опасные места в истории развития компании?

Опасные места – это трансформация. Сначала надо изменить себя, потом меняется все вокруг тебя. Перестройка психики, организма, поведения неизбежна, но болезненна. Всегда есть соблазн остаться там, где ты уже чего-то достигаешь. Есть прекрасная история для того, кто хочет заниматься личностным ростом: так называемый «путь героя», его описывает 80% мировой литературы и фильмов. Когда человек проходит какой-то рубеж, встает вопрос, готов ли он идти дальше. Главный вопрос – где граница, стагнация, где «потолок».

Речь о ментальных границах?

Конечно, все у нас в головах. Нет физических ограничений. Первая проблема – ограничения у нас в голове. Вторая – люди, партнеры, сотрудники. Как только меняются твои воззрения и цели, это безумный стресс для людей, которые идут вместе с тобой. Не все готовы, идет серьезная перетряска команды, мы теряли многих коллег, высококлассных специалистов, на этом пути. Не потому что кто-то из нас плохой, просто поменялась парадигма. Расставаться тяжело, но надо уметь принимать тяжелые решения. В условиях, когда вы хорошо бегаете на лыжах, а вам надо плыть, навыки лыжника, увы, неприемлемы. Человек должен либо быстро научиться плавать, либо, если ему это некомфортно, то он бегает на лыжах где-то в другом месте, а мы здесь плаваем. И это тоже болезненно. Но мы занимаемся сложным делом, у нас не семейный бизнес. Хотя в то же время важно, чтобы люди, которые работают вместе, были близкими по духу и одновременно разными.

Мы должны быть гибкими и подстраиваться под ситуацию, под окружающий мир, при этом не теряя свой стержень, ценности, свою какую-то сущность. Это, наверное, самое важное.

У вас есть зарубежные проекты?

Пока что точечные. Был опыт реконструкции здания в Лондоне, в самом центре, достаточно дорогой объект, 7 млн фунтов. Был объект в Монако, частная вилла, бюджет порядка 15 млн долларов. Мне был интересен опыт работы за рубежом. Мы нанимали местных архитекторов на сопровождение, и мне показалось, что мы более конкурентоспособны, чем они. По крайней мере, те, с кем я общался, – они все достаточно расслаблены, живут в тепличных условиях. У них нет такой школы выживания, как у нас. Думаю, что именно поэтому не так много иностранных архитекторов удачно работают в России, они не привыкли к такой жизни.

Планируете выход на западный рынок?

Ниша интересная, рано или поздно, может быть, лет через пять, мы это сделаем. В этом плане я безмерно благодарен Сергею Чобану, который показывает, что русский архитектор может работать на западе. Я считаю его вклад неоценимым, он показывает пример – как надо работать. И когда некие, не будем их называть, общественные организации пытаются ограничить рынок для иностранцев в России, я считаю, они поступают неправильно – действуя так, мы рискуем превратить наших архитекторов в специалистов, менее конкурентоспособных на глобальном рынке. Вместо того, чтобы защищаться здесь, надо нападать там. Надо выходить российским архитекторам на международный рынок.

Возвращаясь к борьбе за идею – можете привести примеры успешной борьбы с хорошим результатом?

К моему счастью или везению, наши последние объекты успешны, процент реализации около 90, это очень высокий показатель по рынку. В основном – благодаря командной организации работы, когда в команду входит и заказчик, и подрядчик, и мы; когда у нас общие цели. Это не значит безболезненно, мы ругаемся, все идет жестко, кровью, потом и нервами, но, тем не менее, есть критерии, которые все понимают одинаково и которыми можно оперировать.

Сложнее с проектами, связанными с государством, там другие критерии: отчитаться перед кем-то, успеть вовремя. Мы не затягиваем сроки, но приоритет отчетности не разделяем и считаем неправильным целеполаганием. Если мы строим здание на 50–100 лет, опоздание на неделю – песчинка на пляже. А из-за спешки или неправильных решений случается, что потом многое приходится переделывать, как, к примеру, сейчас мы переделываем стадию П Дворца единоборства в Лужниках, отданную после нашей АГР другой компании. Это отрицательный пример, но мы не бросаем своих детей, боремся до конца, как и врачи, пока сердце не остановится.
Дворец единоборств в Лужниках, проект-победитель конкурса, 2019
© UNK project


Неужели бесплатно переделываете?

Нам идет какая-то небольшая компенсация, но в данном случае это же не вопрос денег. В целом, у нас маленькая норма прибыли, рентабельность 5-7% по году. Микроостаток мы реинвестируем в развитие, поэтому мы развиваемся постепенно, долго, 20 лет. Маржинальность нашего бизнеса по отношению к его сложности очень небольшая. Поэтому мы считаем, что, если заказчик не может компенсировать затраты, мы не можем быть его инвесторами. Неправильно архитектурному бюро инвестировать в стройки каких-то крупных компаний или государственных институций.

Вы много побеждаете в конкурсах. Каков рецепт?

Это наша стратегия, мы все время находимся в конкурентной борьбе, у нас много открытых конкурсов, еще больше закрытых, которых вы не знаете.

Где-то год я посвятил исследованию конкурсных процедур, поиску ответов на вопрос, что такое изобретательство, поскольку конкурсы – это всегда решение задачи, которую сложно решить иным способом. Русские специалисты 1970-х годов сформулировали теорию потокового изобретательства [речь о ТРИЗ, разработанной Генрихом Альтшуллером и Рафаэлем Шапиро, – прим. ред.]. Я прочел много книг по этому вопросу. Составил систему подхода к решению задач оптимальным способом. Это не гарантирует, естественно, победы, но помогает повысить процент выигрыша и снизить объем пустой работы. Алгоритм не очень сложный – проблема в том, что в него надо верить и разделять, это сложнее. Даже в рамках компании людей приходится учить, и не все могут это принять. Здесь то же самое, что и со здоровьем, рецепт простой: есть здоровую еду, заниматься физкультурой, «чистить» свое здоровье, психологическое в том числе. Но не все готовы этому следовать. Здесь то же самое. Рецепты простые, главное каждый день вставать и делать. Меня многие спрашивают, как ты все успеваешь. Все просто: я встаю в 4-5 утра, до 8 что-то обдумываю, с 8 до 9 я могу еще чуть-чуть поспать, а потом иду и опять начинаю работать в офисе.
Инновационный центр «Сколково. Технопарк». Жилой квартал №10
Фотография © Дмитрий Чебаненко. Предоставлено UNK project
Инновационный центр «Сколково. Технопарк». Жилой квартал №10
Фотография © Дмитрий Чебаненко. Предоставлено UNK project


Не входит ли системность в противоречие с творчеством?

Универсального ответа на этот вопрос нет, но могу рассказать про себя. Я не верю в знаки зодиака, но я близнец. Близнецы – это люди, у которых одновременно могут работать два полушария. Для архитектора это хорошо, они могут одновременно мыслить рационально и не рационально. Продукт возникает на стыке. У меня есть незаконченное математическое образование, оно мне очень сильно помогает, и есть законченное художественное образование МАРХИ. Мой рецепт лично для себя – включать то одно, то другое. Днем я рациональный, все оцифровываю, рассчитываю, аргументирую, а с 4 до 8 утра придумываю, отпускаю свое сознание и занимаюсь поисками каких-то иррациональных вещей. Если задача сложная, стараюсь уехать. Лучшие свои проекты я придумывал на море и в самолете, особенно если есть 12 часов полета – то, что я в офисе делаю за месяц, можно сделать за время такого полета. Также нужен определенный настрой, атмосфера, нужна муза.

Но для решения творческой задачи все равно надо понять, в чем она состоит, нужна рациональная подготовка, постановка. А решение может быть нерациональным. Конкурс – почти всегда выход за рамки шаблона, что можно сделать только за счет иррационального мышления. Как это происходит в мозгу – не ко мне вопрос, я только пользуюсь инструментом. Хвала Всевышнему, или Вселенной, что пока он у меня есть.

А можете сказать, какой процент иррациональных прорывных решений принадлежит лично вам, и какой – коллегам в мастерской?

Где-то час назад у нас здесь был мозговой штурм, нас было шесть человек, мы пришли к какому-то результату. И я однозначно не могу сказать, кто автор чего. Есть объекты, которые я держу в голове и сам придумываю, их не очень много. А есть работы, которые мы делаем командой, каждый привносит какую-то идею, они трансформируются, переплавляются. Так что тут две модели.

Внутренние конкурсы практикуете в компании?

Я не считаю их самым продуктивным способом: команды становятся конкурентами, и они ограничены в рамках своей компетенции. Мозговой штурм эффективнее, когда мы сливаем разные точки зрения, люди взаимоопыляются этими идеями. Тут два позитивных результата: мы получили хороший проект, а люди повысили уровень своей компетенции, прониклись подходами, что важнее.

О возвращении к малому жанру. Вы говорили о логике движения: освоили одну тему, продвинулись дальше. Случается ли возвращаться назад, и если да, то почему?

Если вопрос лично ко мне, то у меня есть несколько, скажем так, уровней. На уровне владельца я занимаюсь стратегией развития, подбираю правильных генеральных директоров. На уровне президента компании занимаюсь организационными моментами, реорганизацией, строю компанию. А третий уровень, который мне больше всего нравится, – руководитель авторского коллектива. Здесь я сам у себя в подчинении и в подчинении у других людей. Надо мной руководитель проекта, даже ГАП может быть надо мной руководителем, директор, и только потом я сам как владелец. Есть ряд проектов, которые я делаю авторскими от начала и до конца, включая интерьеры.

В том же БЦ «Академик» – вплоть до того, что я придумал там авторскую мебель. И скульптуру, и арку я придумал. Подразделение интерьеров выступает как реализатор этой идеи, там прекрасная команда, но я отвечаю за продукт «от и до». Я обещал заказчику, что лично сам буду его доводить до последнего гвоздя, я ходил мрамор выбирал, для меня нет проблем это сделать. Мне кажется, очень важно не отрываться от действительности. Бывает такая проблема у многих руководителей, небожителей. Я, конечно, стараюсь не углубляться в административную и проектную «текучку», но в какой-то момент надо нырнуть в проблему, досконально разобрать, поговорить с каким-нибудь работягой – когда ты глубоко копнул, видишь, что идет хорошо, а что надо подправить.
БЦ Академик на проспекте Вернадского
Фотография © Дмитрий Чебаненко. Предоставлено UNK project

Ваш совет амбициозным начинающим архитекторам. Сейчас много разговоров о том, что «карьерных лифтов» практически нет. С вашей точки зрения – человека, которому удалось реализовать свою программу, – что бы вы посоветовали молодежи, как чего-то добиться, но не сломаться об стену?

Когда мы начинали, мы так же бились головой об стену. Были какие-то мастодонты, крупные организации, у которых, как нам казалось, все было схвачено. И у них то же самое было в свое время. Так всегда было и будет.

О молодых – во-первых, я им дико завидую. Потому что путь – и есть самое интересное. У них прекрасный путь, я рекомендую им наслаждаться этим путем. Он тяжелый, тернистый, нервный, требующий полной самоотдачи, но он впереди, это самая большая ценность. Это раз. Два – им проще, чем нам. Мир меняется стремительно, «лифты» уже как таковые не нужны. Сто лет назад требовалось происходить из династии архитекторов, чуть позже – быть в тусовке. В начале нашего пути важно было иметь офис, компьютеры, некие материальные активы, все это было дорого… Сейчас софт не очень дорогой, компьютеры для проектирования дешевые. Офис не нужен, все привыкли к дистанционке.

Важно умение создавать ценности. Я рекомендую, первое – заглянуть в себя и понять, чего вы действительно хотите и что вас отличает от других. В чем ваша уникальность. Вы не можете рассказать другим о том, что вы можете им дать, пока сами не разберетесь. У каждого человека есть уникальность и какой-то дар. Кто-то усердный, кто-то талантливый, кто-то быстрый, кто-то упертый. Без внутреннего осознания никакой рост невозможен. Вам должно нравиться, это должно быть ваше ядро, ваша сущность. Как только есть осознание, что именно у вас хорошо получается, – это надо развивать.

А развитие – это очень просто. Недавно один клиент мне сказал: бить в цель десять тысяч часов. Если вы будете бить в цель десять тысяч часов, каждый день по 8 часов, по 10, по 12 бить в цель, вы рано или поздно пробьете. Больше рецептов никаких нет. Самое опасное – достичь чего-то слишком рано, тут есть риск головокружения от успехов, риск остаться архитектором одного здания. Вот чего я бы опасался.

Поставщики, технологии

ООО «ЕТС-Строительные системы» Для отделки фасадов Жилого квартала №10 Инновационного центра «Сколково. Технопарк» архитекторы выбрали HPL- панели Formica. Уже более 100 лет Formica делает панели для фасадного и интерьерного применения, являясь крупнейшим производителем дизайн-ориентированных материалов в мире. Панели Formica широко применяются в проектировании и строительстве, отвечая самым требовательным запросам и пользуясь успехом у российских и международных архитекторов и дизайнеров.
Технологии и материалы
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.