English version

Гибкость и острота современности

Роскошные, текучие, большие кокошники и спиральные бочки-колонны как из цветной жевательной резинки: в Москве, кажется, нет других таких особняков стиля нео-рюс модерна. А Теремок на Малой Калужской, ранее, как кажется, малоизвестный, «заиграл» и стал заметен после реставрации для офиса «архитектурной экосистемы». Видно, что Юлий Борисов и архитекторы UNK вложили всю душу и в поиск нового офиса, и в его приведение в современный вид. Рассматриваем парадоксы истории особняка и его пластического решения. Спойлер: тут встречаются две современности, обе прямо на острие «лезвия актуального».

mainImg
Мастерская:
UNK https://unk.ltd/
Проект:
Офис UNK
Россия

2022 / 8.2023
Архитекторы UNK переехали в новый офис на Малой Калужской в августе 2023 года, а его торжественное открытие приурочили к началу текущего лета, дню рождения Юлия Борисова – основателю экосистемы исполнилось 50 лет – и 25-летию бюро. Праздник получился шумным: там и на балалайке играли, и угощали, ох, красной икрой.
 
Для столь экзотического угощения à la russe были и есть, впрочем, все основания: UNK поселились в памятнике архитектуры, неорусском особняке начала XX века, 1911 года постройки. Когда-то головной офис UNK находился на арендуемых площадях завода «Союз», где сейчас строится ЖК Luzhniki collection; затем UNK были разбросаны по всей Москве, и какое-то время искали «свой дом», перебирали разные предложения. И хотя вероятные места были очень разными – рассказывают, что именно Юлий Борисов настоял на историческом особняке. Любят модернисты работать в исторических зданиях. 
  • zooming
    Офис UNK, особняк Шервудов. 2024
    Фотография © Сергей Волокитин / предоставлена UNK
  • zooming
    Офис UNK, особняк Шервудов. 2024
    Фотография © Сергей Волокитин / предоставлена UNK

Особняк – архитектора Шервуда. Тут-то и начинается путаница. Впрочем, небольшая и легко распутываемая, поскольку UNK, и в этом они большие молодцы, нарисовали хронологию истории особняка – в столовой, прямо на стене, как сейчас принято делать на выставках. Проиллюстрировали фотографиями; выставка и есть. 

Итак, путаница. Она, к примеру, может обнаружиться в том, что особняк архитектора Шервуда, а автор проекта – архитектор Николай Дмитриевич Бутусов. Бутусову на момент окончания строительства было 47 лет, Шервуду – 44 года; оба молодых архитектора успели поработать в эклектике, неоклассике, модерне и их биографии еще, вероятно, ждут своих историков. Идем дальше: Владимир Шервуд, но не тот, который спроектировал Исторический музей, а его сын Владимир Владимирович, автор, к примеру, неоклассического доходного дома Титова на Старой площади, перед началом улицы Ильинки. Русские архитекторы Шервуды были потомками английского механика «черсточесальных машин» Вильгельма Шервуда, и участок на Малой Калужской, где сейчас поселились UNK – фамильное гнездо его потомков, так как участок Вильгельм получил по приезде в Москву в 1809 году. В России Вильгельма переименовали в Василия, и у него было четыре сына и одна дочь. Сын Иван, родившийся еще в Англии, известен тем, что сообщил Александру I о готовящемся восстании декабристов, за что Николай I затем присоединил к его фамилии слово «Верный». А другой, Иосиф, был отцом Владимира Шервуда и дедом скульптора Сергея Владимировича и архитектора Владимира Владимировича. Начнёшь разбираться в династиях архитекторов – закопаешься... 

В 1812 году дом Вильгельма Шервуда на Малой Калужской сгорел в пожаре Москвы и был отстроен заново. В какой-то момент, хотя вряд ли в 1813 году, дом Шервудов стал деревянным «Теремком» в псевдорусском стиле. 
Предыдущий, деревянный, Теремок Шервудов в 1885 году; фотография выставлена в офисе UNK
Фотография с фотографии: Юлия Тарабарина, Архи.ру

В середине XIX века дом окружили здания завода Бромлей; завод в значительной части был военным, производил станки для обточки стволов, цилиндровки гранат и патроны; в советское время он назывался «Красный пролетарий». Так вот, Владимир Шервуд-сын был в том числе архитектором завода Бромлей. Но каменный особняк ему построил Николай Бутусов. Почему так? Пока не знаем. 

К чему все это? Ну, хотя бы к тому, что UNK выбрали для своего «гнезда» место со значительной, даже семейной архитектурной историей. Несложно заметить, что среди фотографий на нижнем этаже семья Шервудов соседствует с семьей и коллегами Юлия Борисова – преемственность не только намечена, но и подчеркнута.

Впрочем не менее интересна архитектура самого «Теремка». Он появился незадолго до Первой мировой, и он – пример развитого, чтобы не сказать позднего нео-рюса. От псевдорусского стиля в нем нет уже почти ничего – кроме идеи дать наследию вторую жизнь, оживить и осмыслить. Вовсе это не пестрый, не дробный, даже не красно-кирпичный, безо «штучного набора» дом. Его не только коснулось влияние Дягилевских сезонов, Билибина, Васнецова, он уже – некая сумма переосмысления их идей. Его формы – цельные крупные, текучие, это довольно высокий уровень развития стиля модерн, видно, что здесь он пришел к определенному итогу, оказался на грани не только исторических пертурбаций, но и искусства XX века. Это вам не подделка под палаты XVII века – а дом-сказка, дом-театр, инсценировка. 
  • zooming
    Офис UNK, особняк Шервудов. 2024
    Фотография © Сергей Волокитин / предоставлена UNK
  • zooming
    Офис UNK, особняк Шервудов. 2024
    Фотография © Сергей Волокитин / предоставлена UNK
  • zooming
    Офис UNK, особняк Шервудов. 2024
    Фотография © Сергей Волокитин / предоставлена UNK
  • zooming
    Офис UNK, особняк Шервудов. 2024
    Фотография © Сергей Волокитин / предоставлена UNK

До реставрации Теремок был почему-то желтым с зелеными прорисовками; хотя его первоначальная окраска – белая с цветными деталями, примерно как в расположенной тут неподалеку церкви Николы в Хамовниках. Архитекторы UNK рассказали мне, что первоначально они планировали сделать фасады полностью белыми; но в процессе раскрытия фасадов нашли первоначальную раскраску и после консультаций с ДКН воспроизвели именно ее. Таким образом, сейчас мы видим фасады особняка такими, какими они были реализованы в 1911 году. 

С задорными цветными прорисовками. И надо признать, что это удачный результат: стало заметно, насколько здание 1911 года по-хорошему современно.

В какой-то степени он даже кажется постмодернистским, Теремок архитектора Бутусова. Посмотрим хотя бы на спирально-бочковидные колонны крыльца: да они же как будто сделаны из цветной жвачки восьмидесятых. Ну и Хундертвассер тоже вспоминается. 
  • zooming
    Офис UNK, особняк Шервудов. 2024
    Фотография © Сергей Волокитин / предоставлена UNK
  • zooming
    Офис UNK, особняк Шервудов. 2024
    Фотография © Сергей Волокитин / предоставлена UNK
  • zooming
    Офис UNK, особняк Шервудов. 2024
    Фотография © Сергей Волокитин / предоставлена UNK
  • zooming
    Офис UNK, особняк Шервудов. 2024
    Фотография © Сергей Волокитин / предоставлена UNK

Словом, Теремок выглядит как пример модерна, вышедшего к «революционной» границе и готового встретиться с современным искусством. 

Что и происходит в интерьере, где у архитекторов были «развязаны руки» и они поработали с белым цветом вовсю. 

Интерьер у нас «как яичко», – говорят UNK. И очень точно: входишь внутрь, как в гигантскую яичную скорлупу; вспоминаются и космические корабли (или даже образы рая?) из кино. Все белое, круглится и светится, края и стыки формы различимы далеко не всегда. И впрямь чувствуешь себя цыпленком – хочется пошутить, что мы попадаем внутрь «яйца современного искусства». Ну, или, в данном случае, архитектуры. Яйцо – сравнение с большим метафорическим потенциалом, достаточно вспомнить, что во многих мифах из яйца рождается мир, так что оно вполне подходит на роль образа архитектурного творчества, рождающего как объем, так и пространство «из ничего», ну или из пассивной материи. 

Отчасти скругления заданы исходной архитектурой Бутусова, но где-то и добавлены: в виде круглящейся стойки ресепшна во входном вестибюле, или элементов сантехники, круглых столов и светильников, кольцевых и дисковых. Авторы усиливают потенциал скругления и приводят его, особенно с помощью дисковых ламп, к абстрактной геометрии круга.
 
 

Белизна усилена подсветкой, в том числе встроенной в пол или вот в поручень лестницы, ведущей вниз. Пластика интерьера получается довольно-таки специфичной: изогнутых поверхностей тут много, но они не ощущаются как материальные, тяжелые и объемные. Наоборот, благодаря и белизне, и подсветке оболочка кажется скорее эфемерной, то ли виртуальной, как в кино и в игре; то ли сделанной из белого листа бумаги. Тогда, на смену яичной скорлупе, приходит другая метафора – белого листа, ну или экрана, архитектурной «бумаги», на которой, или в данном случае «внутри которой» должны рождаться идеи и формы. 

Свет, белизна и круглящаяся форма особенно ощутимы на лестнице, где архитекторы позволили себе зенитные фонари и где, как следствие, происходит «крещендо» в развитии намеченного сюжета. 

Здесь же на лестнице мы внезапно обнаруживаем, что в интерьере есть, оказывается, цвет. Он «поселился» на историческом элементе – чугунных перилах, и это, предсказуемо, ярко-красный, фирменный цвет UNK, который здесь, однако, тяготеет к какому-то даже пионерскому алому оттенку – возможно, из-за обилия света со всех сторон.
  • zooming
    Офис UNK, особняк Шервудов. 2024
    Фотография © Сергей Волокитин / предоставлена UNK
  • zooming
    Офис UNK, особняк Шервудов. 2024
    Фотография © Сергей Волокитин / предоставлена UNK

Тем не менее акцент уместен и даже воспринимается как стержень здания. Строго говоря, лестница почти всегда – такой стержень, функционально или образно, или и то и другое; здесь, кажется, удалось свести все составляющие вместе, включая «столб» света: от дневного естественного из зенитных окон до ниточки подсветки поручня лестницы, ведущей в подвальную часть. Идя вниз, можно даже подумать, что свет пробивается на ступени сверху; хотя это не так. Но мысль проведена последовательно.
  • zooming
    Офис UNK, особняк Шервудов. 2024
    Фотография © Сергей Волокитин / предоставлена UNK
  • zooming
    Офис UNK, особняк Шервудов. 2024
    Фотография © Сергей Волокитин / предоставлена UNK

Замечу, что, если нео-рюс фасадов очень «модерновый», гибкий и обобщенный до высокой степени новизны, то элементы исторического декора, сохранившиеся в интерьере, очень традиционны и тяготеют к XIX веку. Чугунные балюстры лестничных перил красивые, но для своего времени довольно обычные; никакой текучести модерна в них не наблюдается, разве что гофмановские козлиные ноги. Может быть, потому их и выбрали на роль цветового акцента – потому что форма выпадает из гибкой пластики интерьера? 

Другой исторический элемент – рельефные нервюры, скопированные Бутусовым из Теремного дворца и украшающие ребра распалубок купола во входном тамбуре – архитекторы UNK, наоброт, оставляют белыми. Поэтому замечаешь их не входя в Теремок, а выходя из него. 
  • zooming
    Офис UNK, особняк Шервудов. 2024
    Фотография © Сергей Волокитин / предоставлена UNK
  • zooming
    Офис UNK, особняк Шервудов. 2024
    Фотография © Сергей Волокитин / предоставлена UNK

Входя – видишь два зеркала vis-a-vis, привычно, но всегда эффектно расширяющих пространство, и фотографию БЦ «Академик» в перспективе коридора под цилиндрическим сводом. 
  • zooming
    Офис UNK, особняк Шервудов. 2024
    Фотография © Сергей Волокитин / предоставлена UNK
  • zooming
    Офис UNK, особняк Шервудов. 2024
    Фотография © Сергей Волокитин / предоставлена UNK

Фотография очень уместна. Она не только без обиняков показывает, что мы попали в офис архитекторов – она еще и анонсирует входящему его смысловую структуру. Офис выстроен на знаковых проектах UNK – а Юлий Борисов не устает повторять, что его задача работать с уникальными объектами – соответственно, вся навигация сформирована «попроектно», каждая переговорная имеет имя: «Суббота», «Академик», «Атом», «Орбитал». Все это отражено на указателях, а они здесь повсюду, рельефные и тоже белые. 

Цвет здесь присутствует не только в виде алого акцента перил. Поскольку UNK обладают немалым опытом в области офисных и общественных интерьеров, в собственном офисе они следуют современным тенденциям: внизу, помимо столовой-кафе, организуют общественное пространство с амфитеатром, и на всех этажах, начиная от входа – уголки-ниши для уединения и разговоров. Там и там, то есть везде, где люди не только работают, как в опен-спейсе и переговорных, стерильный белый цвет дополнен натуральной зеленью растений «зимнего сада», сдержанным светлым деревом и примерно того же оттенка тканью диванов. Они не спорят с основной темой, скорее погружаются в равномерно светящееся пространство и дополняют его. Нейтрально, но все же оживляют. 
 
 

В конечном счете получается, что выбор особняка был удачным. 

Не только потому, что получили в свое распоряжение и привели в порядок яркий и интересный памятник московской архитектуры, куда теперь вдвойне хочется прийти на экскурсию: по истории и по современности. Не только потому, что владеют теперь еще и роскошным двором, где и состоялась летняя презентация, а внутри разместилось, помимо рабочего, еще и общественное пространство, амфитеатр с большим экраном, где вполне можно проводить лекции, столовая-кафе с кухней и целый ряд уютных «уголков», как принято в современных офисных интерьерах. 

Помимо всех этих достоинств, для хорошего современного офиса – необходимых на грани хрестоматийного и поэтому достойных упоминания, но не акцентирования, – тут возник любопытный диалог из области понимания архитектурной формы, или даже так – взгляда на поиски современности как таковой. Здание для своего времени было на острие поисков новизны, в рамках одного из актуальных тогда направлений, русского стиля. Надо ли говорить, что, сделав круг, повестка (ну, или одна из повесток) вновь пришла к опытам в области идентичности, и сейчас для тех авторов, которые решаются заниматься такими опытами, намного более актуально, нежели 100 лет назад, найти ее именно в современной парадигме. В проектах Юлия Борисова такие опыты, вроде бы, пока не замечены. Зато в новом офисе архитекторы UNK дают более тонкий ответ на тот же вопрос: поселившись в историческом нео-рюсе, они осмыслили его интерьер как остро современный – но между интерьерами и фасадами возникают заметная стилевая связь. Оказавшись здесь, мы можем не только увидеть, но даже ощутить: между ними 112 лет, но они как родные, проводят одну и ту же тему гибкой новизны, белизны, цельной формы. Тут и становится ясно, как много между нашими временами общего... И что тема, заданная сто лет назад, в сущности, продолжает свое развитие и сейчас.

Иначе говоря, тут понимаешь, что в словосочетании «современная архитектура» заключена определенная загадка. Не стоит его слишком прямолинейно понимать. 
Мастерская:
UNK https://unk.ltd/
Проект:
Офис UNK
Россия

2022 / 8.2023

05 Сентября 2024

UNK: другие проекты
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Форма немыслимого
Павильон АТОМ на ВДНХ хочется сопоставить с известной максимой архитекторов и критиков: «придумал? теперь построй!». Редко можно встретить столь самоотверженное погружение в реализацию, причем сложные конструктивные и инженерные задачи, поставленные UNK перед самими собой, тут представляются неотъемлемой, важной частью архитектурной идеи. Challenge соответствует месту – все же «выставка достижений», а павильон посвящен атомной энергетике. Рассматриваем: снаружи, изнутри и с изнанки.
Медный шаг
Квартал номер 5, над которым в ЖК «Остров» работали архитекторы АБ ASADOV, одновременно масштабен, хорошо заметен благодаря своему центральному расположению – и контекстуален. Он «не перекрикивает» решения соседей, а скорее дает очень взвешенное воплощение дизайн-кода: совмещает кирпич и металл светлого и темного оттенков и большие медные поверхности, ортогональную геометрию снаружи и гибкие линии во дворе.
Свет для Острова
Впервые для себя рассматриваем проект подсветки целого жилого района; впрочем, авторы проекта вечернего освещения ЖК «Остров», UNK lighting, и сами признают, что эта работа – крупнейшая не только в их портфолио, но и в стране. Они называют свой подход европейским, его основные принципы: плавность переходов, комфорт для глаз и то, что подсветка сосредоточена, в основном, в нижнем уровне, «работая» для пешеходов.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Кольцевое построение
Проект UNK interiors, победивший в конкурсе на метро «Загорье», модульностью и простотой формы созвучен идеям индустриальной жилой застройки ближайшего окружения. В то же время станция «вся металлическая», в чем откликается на название Липецкой улицы, поскольку Липецк – центр металлургии. Казалось бы, авторы могли увлечься брутальными образами проката и домны, но проект получился лаконичным и легким – изучаем, почему.
Функция треугольника
Экстравагантная форма расширяющейся кверху тонкой пластины – не формальный жест, а отклик архитекторов UNK на требования участка и ТЭПы. Решения по-модернистски рациональны, экономны и функциональны. Дом галерейный, торцы подчеркнуты «пластинчатым» сдвигом, а широкие фасады составлены из треугольных эркеров.
Юлия Тряскина: «В современном общественном интерьере...
Новая премия общественных интерьеров IPI Award рассматривает проекты с точки зрения передовых тенденций современного мира и шире – сверхзадачи, поставленной и реализованной заказчиком и архитектором. Говорим с инициатором премии: о специфике оценки, приоритетах, страхах и надеждах.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Супер-пергола
Новый бизнес-центр на Пресне, в 1-м Земельном переулке, совмещает технологичность и эко-ориентированность. Его обтекаемые формы и белая диагональная решетка фасадов сочетаются с новой версией вертикального озеленения: отстоящей от фасада зеленью дикого винограда, которая не спорит с решеткой-«перголой», но лишь оттеняет ее.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Эффект оживления
Проект Останкино Business Park разработан для участка между существующей станцией метро и будущей станцией МЦД, поэтому его общественное пространство рассчитано в равной степени на горожан и офисных сотрудников. Комплекс имеет шансы стать катализатором развития Бутырского района.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Архитектура как инструмент обучения
Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.
Конструктор здоровья
Публикуем концепцию типовой больницы бюро UNK project, занявшую 2 место в конкурсе, проведенном Союзом архитекторов России при участии Минздрава.
Похожие статьи
Архитектура в рельефе
Трансформация исторического здания педагогического института в отель и офисы по проекту CBA architectes дала городу Руан новую смотровую площадку.
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.
Ленты и складки
Выставочный центр по проекту Zaha Hadid Architects в Пекине реализован как модульное сооружение, что сократило затраты на строительство и его сроки.
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Ткани и свет
Бюро OMA выполнило экспозиционный дизайн для 2-й Биеннале исламских искусств в саудовском городе Джидда. Архитекторы уже второй раз занимаются оформлением выставок этой биеннале.
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Технологии и материалы
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Сейчас на главной
Пресса: «Очевидно, что я неудобна. Со мной тяжело работать»...
На вопрос «Как вас сейчас представить?» Елизавета Лихачева ответила кратко: «Искусствовед». Позади шесть лет директором Музея архитектуры, музеефикация дома Мельникова, год и девять месяцев у руля Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Работы достаточно и сегодня. Мы с трудом нашли время для разговора в ее плотном деловом графике.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Классика для статуса
По проекту архитектурной студии AN Architects отель в Великом Новгороде поднял свой статус с трех звезд до уверенных пяти. В интерьерах много мрамора и натурального дерева, номера оформлены в английском стиле, в ресторане же используются русские мотивы: резные наличники, традиционный орнамент, кольчуга.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Акценты для луга
Мы раньше и города такого не знали, Княгинино. А там каждый пятый житель студент, прямо мечта Азимова. Реализованный по проекту ГОРА «Студенческий луг» расположен далековато от университета, зато близко к центру. Главный акцент – покрытая гонтом вышка-«обсерватория». Существенно еще то, что, согласно плану, каждый павильон закреплен за одним из факультетов Нижегородского государственного инженерно-экономического университета.
«Аристократизм, приватность, de luxe… разнообразие»
У Мытного двора в Петербурге не так давно, примерно полгода назад, сменился владелец, класс жилья, проект и архитектор. О проекте мы уже рассказывали по итогам рассмотрения на Градостроительном совете Петербурга. А сегодня беседуем с представителями девелопера о ЖК «Евгеньевский», теперь – de luxe, авторства Евгения Герасимова. Он построен на теме аристократизма и отсылках к разным видам исторической архитектуры, по части которых бюро «Евгений Герасимов и партнеры» – большие мастера.
Полезные связи
Zaha Hadid Architects представили проект мастерплана Наполи-Порта-Эст, который призван оживить заброшенные промышленные кварталы Неаполя и соединить их с центральной частью города.
Архитектура в рельефе
Трансформация исторического здания педагогического института в отель и офисы по проекту CBA architectes дала городу Руан новую смотровую площадку.
Пресса: Советский модернизм, который мы теряем
Общественная дискуссия вокруг судьбы Большого Московского цирка и сноса комплекса зданий бывшего СЭВа вновь привлекла внимание к проблеме сохранения архитектуры послевоенного модернизма
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Здоровый дух
Для спортивной базы в Зеленогорске бюро «Луч» предложило корпуса, которые свободно размещаются в сосновом лесу, гармонируя с ним скатными кровлями, природными материалами и цветовой гаммой. Также проект предусматривает приспособление бывшего финского усадебного дома, сохранившегося на участке.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Стеклянная граница оптимума
Очень маленький дом с оптимальной планировкой – 21 м2 – тем не менее включает две роскошные вещи. Во-первых, сауну, хотя и в виде кабины; во-вторых, угол из структурного стекла, изнутри стекло – от пола до потолка. Вот это, правда, роскошь для дома с фанерным конструктивом, что признает и сам автор.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
Щепотка ностальгии
Кафе-кулинария по проекту студии архитектуры и дизайна OBJCT открылось в Волгограде в здании бывшего Тракторного завода, который сейчас играет роль бизнес-парка. Чтобы воссоздать дух советского времени, архитекторы использовали мозаику, стеклоблоки, растения в кадках, а также терраццо. Фанера и красные акценты сделали интерьер светлым и свежим.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Пресса: Александр Скокан: «Ужас в том, что “Аушвиц” — идеальный...
В начале 1945 года советские войска освободили польский город Освенцим, а с ним и самый известный лагерь смерти, одно из главных свидетельств Холокоста — «Аушвиц». 40 лет спустя архитектор Александр Скокан и художник Иван Лубенников разработали проект реконструкции советского раздела музея-мемориала. Обновленная экспозиция открылась 8 мая 1985 года и просуществовала вплоть до 2013-го, когда ее в очередной раз осовременили. По просьбе «Сноба» публицист, соучредитель и бывший главред архитектурного журнала «Проект Россия» Анатолий Белов встретился с Александром Скоканом, чтобы узнать о правоверном модернизме проектировщиков «Аушвица», искусстве добывать стройматериалы в эпоху позднего застоя и о том, каково жилось в бывшей гостинице для офицеров СС.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Тяга к ремеслу
По проекту бюро KIDZ в Тель-Авиве открылась нео-изакая. Учитывая равнодушие горожан к сложным дизайнерским решениям, архитекторы сосредоточились на материалах, освещении и мебели. Такой подход соотносится с японскими понятиями «шокунин» и «коадавари», означающими искусного мастера и внимание к деталям. Единственным предметом декора стала лаковая миниатюра, найденная на блошином рынке.
Компактное построение
В буколическом окружении рисовых полей престижного района Бали Pererenan, на возвышении с видом на океан, Антон Кочуркин и 8Lines, выиграв конкурс, спроектировали апарт-отель. Его уже начали строить. Особенность проекта – оптимальные компактные планировки, он рассчитан на средний достаток.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.
Большой брат
Жилой комплекс Architecton построен в Екатеринбурге по проекту бюро Archinform на месте техникума 1930-х годов. Снос конструктивистского здания стал потерей для города, которую архитекторы попытались восполнить, сохраняя память места через эксперимент с формой.
Ленты и складки
Выставочный центр по проекту Zaha Hadid Architects в Пекине реализован как модульное сооружение, что сократило затраты на строительство и его сроки.
Красный конь
Суперграфика на фасадах жилого комплекса, построенного в Екатеринбурге по проекту бюро «План Б», вдохновлена мезенской росписью. Красный пигмент для 23-этажной башни выбрали не только как акцентный, но и устойчивый в штукатурке. Не менее яркими получились вестибюли подъездов, оформленные приемом color block.
Памяти Александра Раппапорта
Человек, «глубоко мыслящий и всесторонне одаренный»; «ренессансный гений – уникальный эрудит, мудрый философ, тончайший поэт, виртуозный музыкант и проницательный художник»; «один из последних архитекторов, входивших в интеллектуальную элиту»... С нами больше нет Александра Раппапорта.
Производство знаний
Компания «Даль» заняла второе место в конкурсе на редевелопмент Главного корпуса Ижевского завода. Команда предложила будущим инвесторам на выбор два сценария развития территории – межвузовский кампус или бизнес-хаб, но в обоих случаях отвела историческому зданию Семёна Дудина роль центра популяризации наук. Внушительное предпроектное исследование определило архитектурные решения.
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.