English version

Супер-пергола

Новый бизнес-центр на Пресне, в 1-м Земельном переулке, совмещает технологичность и эко-ориентированность. Его обтекаемые формы и белая диагональная решетка фасадов сочетаются с новой версией вертикального озеленения: отстоящей от фасада зеленью дикого винограда, которая не спорит с решеткой-«перголой», но лишь оттеняет ее.

mainImg
Архитектор:
Юлий Борисов
Мастерская:
UNK https://unk.ltd/
Проект:
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
Россия, Москва, ЦАО, район Пресненский, 1-й Земельный переулок, вл. 7/2, стр. 1-2

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива – Юлий Борисов, архитекторы: Михаил Иванченко, Данило Вукосавлевич, Павел Култышев, Анастасия Давыдова, Лоренцо Маттана, Марат Мухамедов. Инженеры: Александр Цукерман, Владислав Серебряков, Павел Ашихмин, Роман Лопуха, Олег Расторгуев
Интерьеры: Егор Коновалов, Николай МИловидов, Спартак Чинеников, Анна Юреско, Иван Стебунов

2016 — 2016 / 2018 — 2020

Девелопер: Актион Девелопмент
Заказчик: ООО «Карвен»
Застройщик ЗАО «Хортекс»
Строительство здания бизнес-центра в 1-м Земельном переулке, 1 завершено в 2020 году.

Изящная решетка белых диагоналей его фасадов отлично просматривается с Хорошевской эстакады Третьего транспортного кольца на фоне монументальных башен расположенного неподалеку ЖК «Пресня-Сити» и составляя с ним пару заметных современных акцентов этой части города.
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK

Несмотря на то, что фактически строительство было закончено, архитекторы не торопились рассказывать о проекте, просили подождать до завершения благоустройства. Просьба нередкая, мы знаем, что многие постройки выглядят лучше на фоне сформированного двора – однако в данном случае она оказалась более принципиальной, чем обычно: озеленение здесь вертикальное, высокотехнологичное и позиционируется как первый не только в Москве, но и в целом в наших широтах опыт такого рода. Летом 2021 работы были завершены и БЦ показан в очень информативном ролике блога Анны Мартовицкой, где сюжет набрал рекордную посещаемость, его посмотрели 5900 человек.

Здание нравится и вызывает интерес. 
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK

БЦ расположен в достаточно странном месте: он окружен промзонами, с одной стороны автобусный парк, с другой электродепо метрополитена, автобаза министерства обороны, станция Москва-Товарная; в двух шагах Ваганьковское кладбище. В то же время рядом начинаются жилые кварталы с уютными, утопающими в деревьях дворами.

И очень хорошая транспортная доступность – от ТТК рукой подать, от станции метро «Улица 1905 года» 5 минут пешком. Замечательное местоположение для бизнес-центра. Неудивительно, что офисные здания на этом участке проектировали давно. 
Различные авторы работали с этим участком на протяжении больше 15 лет. Для предыдущих владельцев участка Михаил Хазанов в 2003 году предлагал шикарный, на мой взгляд, проект. Мы показывали здание коллегам, которые работали с участком раньше, и должен сказать, все признали, что нам удалось предложить достойный ответ на ситуацию, сложившуюся в этом месте.
 
Мы очень рады, что заказчик пошел нам навстречу и позволил реализовать идеи – среди которых, на мой взгляд, есть несколько уникальных и даже прорывных – так, как было задумано. Это был опыт очень комфортного профессионального сотрудничества – во многом, вероятно, благодаря тому, что наш проект БЦ «Академик» для того же клиента оказался, насколько мне известно, успешным.

Итак, компания «Хортекс» заказала архитекторам UNK проект бизнес-центра в 1-м Земельном переулке в 2016 году по результатам успешной совместной работы над другим офисным зданием – БЦ «Академик» на проспекте Вернадского, белые ламели на фасаде которого складываются в обобщенный портрет создателя теории ноосферы.

В Земельном переулке контекст был другим, хотя не менее обязывающим. С одной стороны, вокруг кирпичные постройки, как жилые дома, так и корпуса промзон, среди которых встречается и XIX век. С другой стороны, в обозримой перспективе – Москва-Сити, главный деловой район города, с которым сравнительно небольшой БЦ должен был, так или иначе, конкурировать за арендаторов. Надо было предложить идею – яркую, современную, но принципиально отличающуюся от пафоса высотного делового центра. 

Такой идеей стал зеленый фасад, привлекательный для тех резидентов, которые ценят экологичный подход и природное окружение. Архитекторы решили «погрузить» офис в природу, но участок, очень небольшой, не давал возможности заполнить растениями окружающую территорию – что подсказало идею вертикального озеленения фасадов.

Юлий Борисов даже называет свое решение – в шутку, конечно – «современной дачей». В шутке есть доля правды: во-первых, архитектор сам выращивает на своем участке в районе Троицка разнообразные лианы, а во-вторых, хайтековское стекло в пол и энергичные белые диагонали, сочетаясь с листьями живого винограда, работают на образ той современности, которая использует технологии для наилучшего общения человека и природы. Есть что-то фантастическое в возможности выйти практически из любого офиса на балкон – галереи опоясывают здание по периметру и двери есть в стеклянных стенах повсеместно – и «зависнуть» над городом, теребя пятипалый лист винограда. 
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
Фотография предоставлена пресс-службой Москомархитектуры

Дикий, или девичий, виноград был выбран как одно из очень устойчивых растений нашей полосы, быстро растущий и сравнительно неприхотливый. Кадки со всем необходимым, обогревом и поливом, расставлены на балконах на каждом этаже, для лозы натянуты струны, по которым она уже с энтузиазмом вьется. С компанией, поставившей виноград и кадки, заключен договор не только на покупку растений, но и на несколько лет обслуживания, – так что она кровно заинтересована в том, чтобы растения выжили, – поясняет архитектор.

Авторы подсчитали, что виноград позволит экономить до 7% на летнем кондиционировании – слову сказать, здание собираются подавать на «зеленый» сертификат BREEAM. Кроме того, с южной стороны, где нужна защита от солнца, листьев будет больше, с северной меньше, а зимой, когда защита от ультрафиолета не очень нужна, листья опадают – так что «живой» фасад получается гибче и выгоднее любых солнцезащитных ламелей, даже автоматически управляемых. 
  • zooming
    БЦ «Земельный»
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK
  • zooming
    БЦ «Земельный»
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK

Как видим, БЦ представляет собой достаточно оригинальный вариант вертикального озеленения. С одной стороны, предложенное решение – простое. Многие выращивают на даче дикий виноград, он растет сам собой, да и в Москве есть фасады, увитые этим неприхотливым растением. С другой стороны, решение нетипично: как правило вертикальное озеленение превращает здание в «мохнатый дом», где едва видно окна, обычно зелень прилегает к стене вплотную, практически становится ее частью. Здесь не так – плоскости вьющихся растений отнесены где-то на метр от полностью стеклянного фасада и вместе с белой «перголой» образуют вторую, проницаемую оболочку здания, причем между ней и фасадом можно ходить, даже гулять. Кроме того кадки стоят не сплошь, а с разрывом: лианы не должны слиться в пастозный фон – скорее это штрихи, которые напоминают о дачно-усадебной лирике, но оставляют роль «первой скрипки» красивому, не лишенному элегантной графической напряженности, рисунку белой фасадной сетки.

Издали видна именно она – сетка диагональных линий. Самонесущая конструкция также держит на себе галереи с высокотехнологичными кадками для винограда.

Но главное – решетка визуально «собирает» здание, очерчивает его контуры и корректирует пропорции, работая при взгляде снизу вверх на эффект усиления перспективы. Анфас она, напротив, зрительно «закругляет» объем, придавая прямоугольному абрису обтекаемость и завершенность. 
  • zooming
    БЦ «Земельный»
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK
  • zooming
    БЦ «Земельный»
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK

Три нижних этажа, включая первый высокий (6,7 м) с лобби, кафе и магазинами, объединены крупным зигзагом наклонных опор – в основе они стальные, снаружи алюминиевые. Зигзаг обходит нижний объем, включая 3-ярусный выступ с севера, который он соединяет с основным зданием «воздушной» преградой, и формирует, таким образом, визуально цельный объем стилобата-основания.
  • zooming
    БЦ «Земельный», вид с севера
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    Схема построения фасада. 2020. БЦ «Земельный»
    © UNK

Стекло трех первых ярусов отступает в глубину, и вдоль переулка опоры превращаются в своего рода галерею-пилонаду с подвижным V-образным ритмом вместо традиционной уверенной поступи. Внутри, за белым зигзагом, есть ряд круглых опор графитового оттенка, составляющих часть основного бетонного каркаса здания – внешние опоры на высоту 3 этажей вынесены за «теплый контур» здания. При трехэтажной высоте галереи черные и белые опоры создают ощущение очень вертикального, почти готического «леса колонн». 
  • zooming
    БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
    Фотография: Архи.ру

Выше восемь этажей объединены балконами попарно, а ромбами более тонкой, алюминиевой решетки – по 4 этажа. Еще выше балконы становятся чаще, повторяются на каждом из трех следующих этажей, а ромбы объединяют этажи уже по два, чтобы на верхнем ярусе, объединенном со стенкой, маскирующей техэтаж, еще больше участить ритм и «сплющить» рисунок. Линии диагоналей в ключевых точках ломаются, но в целом складываются в последовательную структуру, образно сопоставимую с каким-то натянутым на здание супер-трикотажем. 
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK

Вечерняя подсветка усиливает эффект, подчеркивая «звездчатость» перекрестий решетки и ее эфемерность, отчасти – внеположность стеклянному объему, поскольку светящиеся контуры «зависают» перед внутренним фасадом на ощутимом расстоянии. 
  • zooming
    БЦ «Земельный»
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK
  • zooming
    БЦ «Земельный»
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK

План и объемно-пространственное построение БЦ очень рациональны и эффективны. Три подземных яруса занимают все пятно застройки, их и отливали по современной технологии сверху-вниз, не копая предварительно котлована. Основной 15-этажный объем-башня вторит треугольным контурам участка, приводя их к равностороннему треугольнику со скругленными краями. Коммуникационный узел посередине – тоже треугольный, в нем собрано 6 лифтов и 2 эвакуационные лестницы, опять же треугольные и трехмаршевые, черно-белые и очень эффектные, с гибкими белыми поручнями из крашеного металла.
  • zooming
    Эвакуационная лестница. БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
    Фотография © Алексей Гордиенко
  • zooming
    Эвакуационная лестница. БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
    Фотография © Алексей Гордиенко

Все треугольники складываются оптимально, как близкий к идеалу конструктор, одно в другом. Внешний контур получает максимум дневного света без перегородок и коридоров. Шаг опор – 8,5 м.
  • zooming
    1 / 6
    БЦ Земельный. Схема ситуационного плана. 2016
    © Группа компаний UNK
  • zooming
    2 / 6
    Разрез. 2020. БЦ «Земельный»
    © UNK
  • zooming
    3 / 6
    План типового этажа. 2020. БЦ «Земельный»
    © UNK
  • zooming
    4 / 6
    БЦ Земельный. Схема плана 1 этажа. 2016
    © Группа компаний UNK
  • zooming
    5 / 6
    БЦ Земельный. Схема плана 2 этажа. 2016
    © Группа компаний UNK
  • zooming
    6 / 6
    План на уровне подземной парковки. 2020. БЦ «Земельный»
    © UNK

Благодаря центрально-симметричному плану лоты на каждом этаже можно разделить на шесть частей, а можно – на три равные части. Для улучшения ориентации каждую из трех сторон всех лифтовых холлов архитекторы – оформлением общественных зон занималось подразделение «UNK корпоративные интерьеры» во главе с Николаем Миловидовым – оформили рифленой нержавейкой с волнистой поверхностью и напылением нитрид-титана с фотохроматическим переливом, трех оттенков: пурпурного, зеленого и синеватого. По словам Юлия Борисова, оттенки созвучны цветам листьев дикого винограда осенью и служат метафизическим парафразом реальных растений во внешнем контуре. На этажах лифты белые, цветным металлом оформлены входы, а на первом этаже два лифта белых, а металлическая поверхность досталась тому лифту, который обращен в сторону лобби и входа – таким образом с улицы можно разглядеть поблескивание волнистой титановой поверхности.
  • zooming
    1 / 6
    БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
    Фотография © Алексей Гордиенко
  • zooming
    2 / 6
    БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 6
    БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 6
    БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 6
    БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 6
    БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
    Фотография: Архи.ру

Задача разнотоновых покрытий – способствовать ориентации в центрально-симметричном лифтовом холле. Заметим, что это оригинальный вариант интуитивной навигации, интерпретирующий красивую и актуальную, с переливом, фактуру натурального материала – такой подход выгодно отличается от поднадоевших ярко-радужных панелей и цифр двухметрового роста. 

Входное двусветное лобби развивает те же темы: сочетания естественных материалов с хай-тековским подходом, лаконичным, черно-белым и ультрасовременным. Подчеркнем, что как стены вокруг лифтов на всех этажах, так и объемистые круглые колонны облицованы белым каррарским мрамором хорошего качества, с минимумом прожилок. Оболочку колонн вытачивали на 4D-станке. Точечные светильники на потолке отражаются в стеклянных ширмах, под балконом 2 яруса, установленных как будто специально для этого, и складываются в россыпь, похожую на звездную. 
Интерьер лобби. БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
Фотография: Архи.ру

Одна из тенденций нашего времени – здания, стремящиеся по качеству отделки к эффекту, производимому емкой обтекаемой формой электронных гаджетов. Конечно, это сравнение надо приводить с поправкой на неизбежное различие масштабов и подходов, однако достаточно очевидно, что перед нами – один из примеров такого рода, «здания-айфона», стремящегося к лаконичной футуристичной версии хайтека: чистота, преобладание монохрома, скругленные углы, рассчитанные сочленения поверхностей с отделкой из разных материалов, – все работает на одну тему. Ее подхватывают электронные устройства, в изобилии распределенные по стенам и постоянно демонстрирующие идущему его лицо в окружающем интерьере – они усиливают сходство интерьера и с современным гаджетом, и с космическим кораблем из кинофантастики. 

Потолок лобби украшают черные шары из медийных экранов, – будучи включены, они транслируют яркие картины природы, также совмещая современные технологии и эко-тематику, и заодно радикальным образом оживляют белизну – бросая разнотоновые рефлексы на стены и, кроме того, напоминая нам, что у «айфона», помимо лаконичной оболочки есть еще и экран. 
  • zooming
    1 / 3
    БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
    предоставлено: UNK

***

Помимо цельности и ясности пластического решения, построенного на одном приеме на грани wow-эффекта, в этом проекте интересны две вещи: трактовка натуральных материалов и отношение к контексту. В обеих много непривычного.
 
Мы привыкли, что разговор о хорошем старении натуральных материалов нередко имеет отношение к таким фактурам, которые изначально разнотоновы, как кирпич, или ноздреваты, как травертин. Патина времени усиливает обаяние этих естественных качеств, копоть подчеркивает объем известняковых рельефов, так получается красивое старение. Здесь же всё как будто наоборот – когда авторы говорят о красивом старении натурального мрамора по отношению к идеально прямой или идеально округлой поверхности, как и о натуральном происхождении нитрид-титана, создается ощущение, что они имеют в виду какой-то другой вариант старения, который сродни не увяданию, а скорее бессмертию. Натуральные материалы здесь не теплы, а прохладны, не пассеистичны, а футуристичны. Само здание футуристично, как и полагается современному бизнес-центру, авторы которого с самого начала проектирования задумались о конкуренции не с соседними офисными зданиями, а прямо с ММДЦ. Его стеклянные стены и белизна каркаса предполагают частое мытье, подсветка должна работать бесперебойно, кадки для растений требуют профессионального ухода. Вьющиеся лианы в данном случае – отнюдь не попытка пустить все на самотек, а своего рода декоративные рыбки в аквариуме, существа подвижные, красивые и разнообразные, но их красота подлежит строгому контролю и управлению. Они живые, но они часть спланированной системы, основанной на хорошем расчете и инженерном качестве всех ее составляющих.
 
В этом смысле интересна апелляция Юлия Борисова к наследию Шухова. Действительно, диагональная решетка визуально напоминает конструкции великого инженера, и даже, по словам архитектора, отчасти работает на распор. Впрочем она же, по справедливому замечанию Анны Мартовицкой, давно уже вошла в арсенал приемов суперграфики интернационального модернизма, к сонму произведений которого БЦ, безусловно, можно причислить. Интереснее другое – предложенное архитектором противопоставление передовых конструкций Владимира Григорьевича Шухова «кирпичному» контексту тогдашнего промышленного строительства. Действительно, в XIX – начале XX века на фоне кирпичных корпусов, как правило решенных в духе историзма, решетчатые металлические конструкции выделялись как нечто, принципиально необычное, ни на что не похожее, передовое. В этом смысле хрустальная башня нового БЦ, окруженная неким усредненным контекстом из розового, красного, коричневого кирпича, выделяется контрастно, становится акцентом – звучным дополнением, которого давно ждали, а в панораме города, вероятно, она и впрямь перекликается с башней на Шаболовке, как метафизический «салют» от северо-западной части города – юго-западной.
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK

Так или иначе, а здание – заметное и в панораме, и само по себе, светится не хуже Сити и может похвастаться хорошим набором современных технологий, дорогих и качественных приемов и даже, как мы видели выше, рядом новаций, связанных как с вертикальных озеленением, так и с титановым покрытием в интерьере. Нет особенных сомнений в том, что этот БЦ, сравнительно небольшой, но отличающийся емкой и звонкой, привлекательной формой, вскоре заполнится арендаторами.
Архитектор:
Юлий Борисов
Мастерская:
UNK https://unk.ltd/
Проект:
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
Россия, Москва, ЦАО, район Пресненский, 1-й Земельный переулок, вл. 7/2, стр. 1-2

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива – Юлий Борисов, архитекторы: Михаил Иванченко, Данило Вукосавлевич, Павел Култышев, Анастасия Давыдова, Лоренцо Маттана, Марат Мухамедов. Инженеры: Александр Цукерман, Владислав Серебряков, Павел Ашихмин, Роман Лопуха, Олег Расторгуев
Интерьеры: Егор Коновалов, Николай МИловидов, Спартак Чинеников, Анна Юреско, Иван Стебунов

2016 — 2016 / 2018 — 2020

Девелопер: Актион Девелопмент
Заказчик: ООО «Карвен»
Застройщик ЗАО «Хортекс»

08 Ноября 2021

UNK: другие проекты
Гибкость и острота современности
Роскошные, текучие, большие кокошники и спиральные бочки-колонны как из цветной жевательной резинки: в Москве, кажется, нет других таких особняков стиля нео-рюс модерна. А Теремок на Малой Калужской, ранее, как кажется, малоизвестный, «заиграл» и стал заметен после реставрации для офиса «архитектурной экосистемы». Видно, что Юлий Борисов и архитекторы UNK вложили всю душу и в поиск нового офиса, и в его приведение в современный вид. Рассматриваем парадоксы истории особняка и его пластического решения. Спойлер: тут встречаются две современности, обе прямо на острие «лезвия актуального».
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Форма немыслимого
Павильон АТОМ на ВДНХ хочется сопоставить с известной максимой архитекторов и критиков: «придумал? теперь построй!». Редко можно встретить столь самоотверженное погружение в реализацию, причем сложные конструктивные и инженерные задачи, поставленные UNK перед самими собой, тут представляются неотъемлемой, важной частью архитектурной идеи. Challenge соответствует месту – все же «выставка достижений», а павильон посвящен атомной энергетике. Рассматриваем: снаружи, изнутри и с изнанки.
Медный шаг
Квартал номер 5, над которым в ЖК «Остров» работали архитекторы АБ ASADOV, одновременно масштабен, хорошо заметен благодаря своему центральному расположению – и контекстуален. Он «не перекрикивает» решения соседей, а скорее дает очень взвешенное воплощение дизайн-кода: совмещает кирпич и металл светлого и темного оттенков и большие медные поверхности, ортогональную геометрию снаружи и гибкие линии во дворе.
Свет для Острова
Впервые для себя рассматриваем проект подсветки целого жилого района; впрочем, авторы проекта вечернего освещения ЖК «Остров», UNK lighting, и сами признают, что эта работа – крупнейшая не только в их портфолио, но и в стране. Они называют свой подход европейским, его основные принципы: плавность переходов, комфорт для глаз и то, что подсветка сосредоточена, в основном, в нижнем уровне, «работая» для пешеходов.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Кольцевое построение
Проект UNK interiors, победивший в конкурсе на метро «Загорье», модульностью и простотой формы созвучен идеям индустриальной жилой застройки ближайшего окружения. В то же время станция «вся металлическая», в чем откликается на название Липецкой улицы, поскольку Липецк – центр металлургии. Казалось бы, авторы могли увлечься брутальными образами проката и домны, но проект получился лаконичным и легким – изучаем, почему.
Функция треугольника
Экстравагантная форма расширяющейся кверху тонкой пластины – не формальный жест, а отклик архитекторов UNK на требования участка и ТЭПы. Решения по-модернистски рациональны, экономны и функциональны. Дом галерейный, торцы подчеркнуты «пластинчатым» сдвигом, а широкие фасады составлены из треугольных эркеров.
Юлия Тряскина: «В современном общественном интерьере...
Новая премия общественных интерьеров IPI Award рассматривает проекты с точки зрения передовых тенденций современного мира и шире – сверхзадачи, поставленной и реализованной заказчиком и архитектором. Говорим с инициатором премии: о специфике оценки, приоритетах, страхах и надеждах.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Эффект оживления
Проект Останкино Business Park разработан для участка между существующей станцией метро и будущей станцией МЦД, поэтому его общественное пространство рассчитано в равной степени на горожан и офисных сотрудников. Комплекс имеет шансы стать катализатором развития Бутырского района.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Архитектура как инструмент обучения
Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.
Конструктор здоровья
Публикуем концепцию типовой больницы бюро UNK project, занявшую 2 место в конкурсе, проведенном Союзом архитекторов России при участии Минздрава.
Похожие статьи
Архитектура в рельефе
Трансформация исторического здания педагогического института в отель и офисы по проекту CBA architectes дала городу Руан новую смотровую площадку.
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.
Ленты и складки
Выставочный центр по проекту Zaha Hadid Architects в Пекине реализован как модульное сооружение, что сократило затраты на строительство и его сроки.
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Ткани и свет
Бюро OMA выполнило экспозиционный дизайн для 2-й Биеннале исламских искусств в саудовском городе Джидда. Архитекторы уже второй раз занимаются оформлением выставок этой биеннале.
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Технологии и материалы
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Сейчас на главной
Пресса: «Очевидно, что я неудобна. Со мной тяжело работать»...
На вопрос «Как вас сейчас представить?» Елизавета Лихачева ответила кратко: «Искусствовед». Позади шесть лет директором Музея архитектуры, музеефикация дома Мельникова, год и девять месяцев у руля Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Работы достаточно и сегодня. Мы с трудом нашли время для разговора в ее плотном деловом графике.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Классика для статуса
По проекту архитектурной студии AN Architects отель в Великом Новгороде поднял свой статус с трех звезд до уверенных пяти. В интерьерах много мрамора и натурального дерева, номера оформлены в английском стиле, в ресторане же используются русские мотивы: резные наличники, традиционный орнамент, кольчуга.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Акценты для луга
Мы раньше и города такого не знали, Княгинино. А там каждый пятый житель студент, прямо мечта Азимова. Реализованный по проекту ГОРА «Студенческий луг» расположен далековато от университета, зато близко к центру. Главный акцент – покрытая гонтом вышка-«обсерватория». Существенно еще то, что, согласно плану, каждый павильон закреплен за одним из факультетов Нижегородского государственного инженерно-экономического университета.
«Аристократизм, приватность, de luxe… разнообразие»
У Мытного двора в Петербурге не так давно, примерно полгода назад, сменился владелец, класс жилья, проект и архитектор. О проекте мы уже рассказывали по итогам рассмотрения на Градостроительном совете Петербурга. А сегодня беседуем с представителями девелопера о ЖК «Евгеньевский», теперь – de luxe, авторства Евгения Герасимова. Он построен на теме аристократизма и отсылках к разным видам исторической архитектуры, по части которых бюро «Евгений Герасимов и партнеры» – большие мастера.
Полезные связи
Zaha Hadid Architects представили проект мастерплана Наполи-Порта-Эст, который призван оживить заброшенные промышленные кварталы Неаполя и соединить их с центральной частью города.
Архитектура в рельефе
Трансформация исторического здания педагогического института в отель и офисы по проекту CBA architectes дала городу Руан новую смотровую площадку.
Пресса: Советский модернизм, который мы теряем
Общественная дискуссия вокруг судьбы Большого Московского цирка и сноса комплекса зданий бывшего СЭВа вновь привлекла внимание к проблеме сохранения архитектуры послевоенного модернизма
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Здоровый дух
Для спортивной базы в Зеленогорске бюро «Луч» предложило корпуса, которые свободно размещаются в сосновом лесу, гармонируя с ним скатными кровлями, природными материалами и цветовой гаммой. Также проект предусматривает приспособление бывшего финского усадебного дома, сохранившегося на участке.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Стеклянная граница оптимума
Очень маленький дом с оптимальной планировкой – 21 м2 – тем не менее включает две роскошные вещи. Во-первых, сауну, хотя и в виде кабины; во-вторых, угол из структурного стекла, изнутри стекло – от пола до потолка. Вот это, правда, роскошь для дома с фанерным конструктивом, что признает и сам автор.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
Щепотка ностальгии
Кафе-кулинария по проекту студии архитектуры и дизайна OBJCT открылось в Волгограде в здании бывшего Тракторного завода, который сейчас играет роль бизнес-парка. Чтобы воссоздать дух советского времени, архитекторы использовали мозаику, стеклоблоки, растения в кадках, а также терраццо. Фанера и красные акценты сделали интерьер светлым и свежим.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Пресса: Александр Скокан: «Ужас в том, что “Аушвиц” — идеальный...
В начале 1945 года советские войска освободили польский город Освенцим, а с ним и самый известный лагерь смерти, одно из главных свидетельств Холокоста — «Аушвиц». 40 лет спустя архитектор Александр Скокан и художник Иван Лубенников разработали проект реконструкции советского раздела музея-мемориала. Обновленная экспозиция открылась 8 мая 1985 года и просуществовала вплоть до 2013-го, когда ее в очередной раз осовременили. По просьбе «Сноба» публицист, соучредитель и бывший главред архитектурного журнала «Проект Россия» Анатолий Белов встретился с Александром Скоканом, чтобы узнать о правоверном модернизме проектировщиков «Аушвица», искусстве добывать стройматериалы в эпоху позднего застоя и о том, каково жилось в бывшей гостинице для офицеров СС.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Тяга к ремеслу
По проекту бюро KIDZ в Тель-Авиве открылась нео-изакая. Учитывая равнодушие горожан к сложным дизайнерским решениям, архитекторы сосредоточились на материалах, освещении и мебели. Такой подход соотносится с японскими понятиями «шокунин» и «коадавари», означающими искусного мастера и внимание к деталям. Единственным предметом декора стала лаковая миниатюра, найденная на блошином рынке.
Компактное построение
В буколическом окружении рисовых полей престижного района Бали Pererenan, на возвышении с видом на океан, Антон Кочуркин и 8Lines, выиграв конкурс, спроектировали апарт-отель. Его уже начали строить. Особенность проекта – оптимальные компактные планировки, он рассчитан на средний достаток.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.
Большой брат
Жилой комплекс Architecton построен в Екатеринбурге по проекту бюро Archinform на месте техникума 1930-х годов. Снос конструктивистского здания стал потерей для города, которую архитекторы попытались восполнить, сохраняя память места через эксперимент с формой.
Ленты и складки
Выставочный центр по проекту Zaha Hadid Architects в Пекине реализован как модульное сооружение, что сократило затраты на строительство и его сроки.
Красный конь
Суперграфика на фасадах жилого комплекса, построенного в Екатеринбурге по проекту бюро «План Б», вдохновлена мезенской росписью. Красный пигмент для 23-этажной башни выбрали не только как акцентный, но и устойчивый в штукатурке. Не менее яркими получились вестибюли подъездов, оформленные приемом color block.
Памяти Александра Раппапорта
Человек, «глубоко мыслящий и всесторонне одаренный»; «ренессансный гений – уникальный эрудит, мудрый философ, тончайший поэт, виртуозный музыкант и проницательный художник»; «один из последних архитекторов, входивших в интеллектуальную элиту»... С нами больше нет Александра Раппапорта.
Производство знаний
Компания «Даль» заняла второе место в конкурсе на редевелопмент Главного корпуса Ижевского завода. Команда предложила будущим инвесторам на выбор два сценария развития территории – межвузовский кампус или бизнес-хаб, но в обоих случаях отвела историческому зданию Семёна Дудина роль центра популяризации наук. Внушительное предпроектное исследование определило архитектурные решения.
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.