English version

Город солнца

Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.

mainImg
Проект:
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Россия, Москва, Ленинградский проспект, 36

Авторский коллектив:
SPEECH
Авторы проекта: Сергей Чобан, Сергей Кузнецов, Алексей Ильин
Архитекторы проекта: Марина Кузнецкая (ГАП) Анастасия Гриценко, Александр Лайко, Виталий Чеканов, Наталья Шитвина, Иван Шутиков, Людмила Макухина (ГИП)

ТПО «Резерв»
Руководитель авторского коллектива ТПО «Резерв»: Владимир Плоткин
Архитекторы проекта: Сергей Успенский (ГАП – руководитель архитектурной мастерской), Антон Егерев (ГАП – руководитель архитектурной мастерской), Анастасия Иванова (ГАП), Татьяна Максимова, Андрей Нигматулин (ГАП), Азат Хасанов, Евгений Чебышев
Инженеры: Игорь Кортышко (ГИП), Владимир Паненков, Вадим Семенов, Виктор Андреев, Людмила Каверзнева, Ольга Бурмистрова

2006 — 2013 / 2013 — 2020

Заказчик: ЗАО «Управляющая компания «Динамо»
История проектирования ВТБ Арена Парка насчитывает где-то 15 лет и в значительной степени отражает основые «вехи» новейшего времени московской архитектуры. Его планировали как преимущественно офисный, в какой-то момент с очень большой площадью, но в конце концов комплекс приобрел смешанную функцию: гостиница Hyatt, 4 офисных корпуса, аппартаменты. Он уменьшился в объеме до примерно 400 000 м2, а проектирование было разделено между двумя бюро: СПИЧ и ТПО «Резерв», причем за первыми осталась функция генпроектировщика, но пластические решения корпусов чередуются примерно поровну. Год назад мы рассказывали историю проектирования и рассматривали завершенную к тому времени первую очередь. Теперь комплекс, расположенный на одном из самых значительных транспортных перекрестков Москвы, на пересечении Третьего транспортного кольца и Ленинградки, и хорошо знакомый как минимум всем столичным автомобилистам, полностью завершен и его можно рассматривать как данность – реализация заняла 7 лет.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий

Двенадцать корпусов выстроились вдоль Третьего кольца в части улицы Новая Башиловка, на территории, расширяющейся в сторону Масловки. У перекрестка – гостиница Hyatt, затем три офисных здания; широкую, пятигранную часть занимает ЖК «ВТБ Арена Парк» из шести домов с апартаментами, плюс на внешнем, восточном, углу, обращенном к ТТК – офисная башня.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
© SPEECH

Линия фасадов вдоль трассы прямая, к благоустроенному парку «Динамо» комплекс обращен широкой дугой. Первая и вторая очереди разделены улицей-бульваром, в широком створе которой хорошо просматривается синяя «шапка» обновленного стадиона.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий

Улица выводит к подземному переходу под ТТК, позволяя коротким путем через парк попасть от метро «Динамо» к домам на противоположной стороне. Но и все внутренние улицы первой очереди открыты для всех и благоустроены, по ним можно бродить. Территория ЖК закрыта решетками, но объемы расставлены раздельно, с паузами, так что комплекс проницаем для глаза и ветра.

С обеих сторон, парковой и с трассы, здания выстроены ритмично, почти как музыкальная гамма, никаких одутловатостей и слияний, дом-пауза-дом, разные, но похожие, или наоборот.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий

Как будто здесь был проведен эксперимент по прививанию Москве – городу, чью размашистую «шероховатость» многие принимают за genius loci, – привычки к порядку и умеренности без потери тонкости в выражении разнообразных тем.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий

Комплекс во многих своих проявлениях выглядит едва ли не эталоном застройки значительной территории в большом современном городе. Он большой, но не очень высокий, в основном 11-16 этажей, и только самые дальние объемы, у Масловки – один жилой, другой офисный, повышаются до 26 и 24. Он действительно многофункциональный, разделен между офисами, гостиницей и жильем в сопоставимых пропорциях. В зданиях первой очереди уже действуют кафе и магазины в нижних этажах, во второй очереди – жилой двор без машин.

Его со всех сторон окружает зелень, как деревья, так и довольно обширные лужайки: все это компенсирует местоположение на развязке двух напряженных трасс, обеспечивающих, в свою очередь, отличную транспортную доступность. Все фасады облицованы светлым известняком, что недвусмысленно указывает на высокий статус и жилья, и офисов, работая в то же время на эффект внутренней целостности нового фрагмента города. Он достаточно удален от Третьего кольца, здесь тихо, светло и уютно, особенно в солнечный день, когда здания отбрасывают друг на друга блики и рефлексы, множество солнечных зайчиков.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий

У ансамбля два автора, Сергей Чобан и Владимир Плоткин, и в рамках общей задачи они, с одной стороны, достаточно строго придерживались высотных ограничений, вертикальных пропорций рисунка фасадов, белокаменного дизайн-кода при достаточном количестве стекла. Но, с другой стороны, представили каждый свое направление – условно говоря, современную классику и современный модернизм – максимально ясным образом. И дали возможность всем желающим сравнивать их, так сказать, в пространстве, в реальной, хотя и тщательно сконструированной среде обитания.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий

Корпуса бюро СПИЧ, представляющие классицизирующее направление, более пластичное и массивное, образовали своего рода каркас композиции, основу ее устойчивости. Отель Hyatt раскрывается к центру территории трапецией крыльев – такой же трапецией отвечает ему самый высокий (26 этажей) жилой дом на противоположном краю; силуэтом он немного напоминает голову и лапы сфинкса, что тоже довольно устойчиво. По сторонам дом «охраняют» два полуквартала-рамки, а по центральной оси от отеля к нему выстраиваются еще два небольших, похожих друг на друга, объема авторства СПИЧ.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
© SPEECH

Признаюсь, определять здания Сергея Чобана как «классицизирующие» в данном случае не вполне правильно. Скорее они представляют собой полюс «традиционной» архитектуры (опять же в кавычках) в рамках общего сюжета.

Гостиница Хаят обращена к Ленинградскому шоссе и берет на себя роль «головы» кометы или капитанской рубки парохода, недаром же вентвыходы на кровле первого здания решены как скульптурные трубы. Движение вперед подчеркнуто преобладанием горизонтальных линий, но сдержано золотисто-бронзовыми каннелированными вертикалями; фасады трактованы как решетка. Скругленные углы и гибкие ленты тяготеют к ретро-технодизайну, труба напоминает о доме-пароходе Ле Корбюзье, или о пароходах и паровозах вообще, полукруглые эркеры – о Весниных. Сама идея уподобления дома транспортному средству отсылает к авангарду, но здесь он очень прочно сросся с ар-деко: такого посткоструктивизма в России не было. Напротив, вспоминается что-то из области «владелец заводов, газет, пароходов едет с экскурсией в СССР». Прямо вот в таком отеле и можно поселить такого владельца.
Отель Hyatt Regency. Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий

Второй корпус – прицеп к локомотиву. Во втором здании меньше металла, но больше каннелюр и филенок. Он – в кильватере, и он светлее, поскольку целиком бежево-каменный, тогда как первое здание издали кажется скорее металлически-желтым (подробнее о структуре и интерьерах отеля см. здесь).
Отель Hyatt Regency. Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий

Аналогия головного здания с локомотивом заставляет как-то по-новому взглянуть на остальные корпуса: они и впрямь похожи на вагоны разной масти и калибра. Но и «хвост кометы» расширяется, так что вереница превращается в нечто более сложное.

Если во второй по счету итерации корпус Хаята был цельным, но имел два крыла, на третьем этапе объемы разделились на три отдельных корпуса: два по бокам спроектированы «Резервом», небольшой центральный СПИЧом, – здесь впервые заявлено соседство двух моделей, и, заметим, стилистика «традиционного» корпуса тоже иная, чем в гостинице и созвучна последующим зданиям тех же авторов. Эта, третья линия выглядит как шарнирное соединение – здесь, кроме прочего, усиливается поворот дуги границы комплекса и парка. Все три корпуса офисные, именно перед ними проходит улица-бульвар футболиста Численко, которая делит компекс на две половины, отделяя общественную от жилой.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий

Контраст подходов здесь особенно заметен. Здания Владимира Плоткина, расположенные по краям и выходящие на две фасадные стороны, к ТТК и к парку, недвусмысленно заявляют о своем отличии (подробнее здесь): белый цвет вместо бежевого, никаких карнизов, подвижная минималистичная форма, легкая и почти невесомая. Они формируют динамическую антитезу целеустремленному, но очень прочному на вид зданию отеля.

Обращенный к парку западный корпус, несмотря на значительную высоту (15 этажей), по рисунку сопоставим с парковым павильоном из тонких белых пилонад. Хорошо артикулированное множество белых прямых становится контрастным фоном для гибких линий холмов геопластики.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий

Этажи здесь объединены по два в горизонтальные ленты, а вертикали, тонкие и частые, плавно разрежены на заостренном в плане северном углу. В объеме верхнего и нижнего ярусов острый угол срезан по косой и только огражден по контуру каменной решеткой: внизу можно пройти, а вверху тонкая пилонада окружает террасу и, кроме того, маскирует вентвыходы.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий

Другой корпус «Резерва», расположенный со стороны ТТК, – более «городской», собранно-материальный. Ячейки одноярусные, совсем нет горизонтальных стяжек – межоконные плашки переплетаются как кончики пальцев или же метафизическое макраме: уток стекло, основа камень.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий

На углах камень и стекло чередуются, повинуясь ясной и почти непререкаемой внутренней логике; центральная часть здания «сплетена» последовательно, отчего выглядит до некоторой степени «вещью в себе». За оживляющую асимметрию отвечают пилонады верха и низа, цоколя и аттика – внушительные «расплетенные хвосты» основного пояса. Стереометрическая основательность восточного корпуса то и дело вызывает в памяти метафизику novecento, как будто римский EUR лишили арок и еще немного повернули, как кубик Рубика; или же расплели, как ткань.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий

Что дает нам другой вариант аллюзии на тридцатые, контрастный зданию отеля, как будто представляющий другой полюс идей и событий. Впрочем, все смысловые слои настолько тонки, что, надо думать, при желании будет несложно доказать – их и вовсе нет и не было. Но это, собственно, много лучше прямой цитаты.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий

Офисный корпус СПИЧа, помещенный между этими двумя, во многом декларативно на них непохож, прежде всего большей замкнутостью, устойчивостью и, конечно, декоративностью – здесь она максимальна: все 6 междэтажных полос, связывающих объем широкими лентами, орнаментированы.

Тип резьбы – плоскостный, крупный, как на Византийском доме, Wine house и соседней Царской площади; мотивы неоклассические. Углы скругленные, в аттиковом ярусе полоски «каннелюр». Все вместе напоминает банковский модерн, к примеру, московского Китай-города.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», корпус 4
Фотография © Алексей Народицкий

Но, при всей классичности рисунка с перевитым лентой лавром, венчающего карниза у здания нет, и его этажи между лентами состоят из вполне модернистских треугольных эркеров: одна грань стеклянная, другая каменная – как будто орнаментальные ленты удерживают полосы какого-то объемного каменно-стеклянного трека. Если вернуться к теме локомотива, заданной в архитектуре отеля, то здесь мы, надо думать, видим его пламенный мотор, своего рода «механическое ядро» всей композиции. Здесь же впервые, и сразу по-максимуму, заявлен декоративный орнамент – в обоих смыслах корпус оправдывает свое центрально-симметричное расположение в общей композиции.
  • zooming
    1 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», 4 корпус, офисный
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    2 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    3 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», 4 корпус, офисный
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    4 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», 4 корпус, офисный
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    5 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», 4 корпус, офисный
    Фотография © Алексей Народицкий

Корпус 9 с противоположной стороны улицы Численко в целом зеркалирует своего «лаврового» соседа, хотя бы по высоте, объему и наличию орнаментальных лент. Но он скромнее, лент с рисунками здесь всего три, вверху и внизу, рисунок проще, углы скруглены слабее и не выглядят «столпами», а «пила» треугольных выступов заменена чередованием филенок и окон, чуть выступающих вперед в средней части, похожих на трехгранные эркеры. Впрочем и карниз здесь тоже еще не появляется – корпус 9 как будто передает эстафету образности, найденной в офисном здании №5, комплексу апартаментов.
  • zooming
    1 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк». ЖК, 9 корпус
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    2 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк». ЖК, 9 корпус
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    3 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк». ЖК, 9 корпус
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    4 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк». ЖК, 9 корпус
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    5 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк». ЖК, 9 корпус
    Фотография © Алексей Народицкий

Небольшой, но удерживающий ось корпус 9 с двух сторон фланкирован крупными полукварталами ТПО «Резерв», корпусами 10 и 6. Оба соседствуют через дорогу с описанными выше офисными зданиями 3 и 5, но если два vis-a-vis СПИЧа заметно перекликаются между собой, то Владимир Плоткин предлагает для жилых зданий иное решение: фасады подчинены рельефной сетке, основным мотивом которой становятся откосы – скошенные простенки, асимметрично фланкирующие пятна стекла, собранные в горизонтальные ленты. Их острые края похожи на лезвия белых керамических ножей, что еще раз подчеркивает контраст с повсеместно скругленными углами зданий СПИЧа. Там – овал, здесь острый угол, что сказать.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», корпус 10
Фотография © Алексей Народицкий

Откосы «причесаны» на одну сторону, в том же направлении развернуты эркеры: к парку их обращено много, на улицу всего по одному, а со стороны ТТК экреров нет вообще.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», корпус 10
Фотография © Алексей Народицкий

Сетка ведет себя очень вольно – мы уже сравнивали 5 корпус с плетением, а здесь рисунок похож на сильно растянутый хиппи-свитер: на двух внешних и южных углах стекла много, а к северу камень постепенно сгущается. Со стороны дворов откосы исчезают, но подвижный чередующийся ритм остается, дополненный плоскими нишами.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», корпус 6
Фотография © Алексей Народицкий
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», корпус 10
Фотография © Алексей Народицкий

Три жилых здания Сергея Чобана – тоже с П-образным планом и крыльями во двор. Крайний со стороны Масловки дом, как мы помним, значительно повышается в центральной части, до 26 этажей. Мы уже сравнивали его со сфинксом, в нем есть ощутимая стать, сравнимая с впечатлением, производимым сталинской высоткой – особенно в внешней стороны. К такому товарищу без стука не войдешь.
  • zooming
    1 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», 12 корпус
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    2 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», 12 корпус
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    3 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», 12 корпус
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    4 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», 12 корпус
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    5 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», 12 корпус
    Фотография © Алексей Народицкий

Все три дома СПИЧа тоже подчинены одной теме, уже заявленной в корпусах 4 и 9, – апеллирующей к модерну начала XX века, к зданиям, которые стали апофеозом истории развития типологии доходных домов и банковских офисов. Может быть, даже к известному идеалу 1913 года. Выбор понятный и объяснимый, как для жилых домов, так и для офисных зданий; к тому же прообраз трактован обобщенно, помимо модерна с ощутимым вкусом к современным решениям и в то же время, как мы видели выше, с нотой «сталинской» архитектуры.

Три дома, помимо орнаментальных лент и «каннелюр» в аттиковом ярусе, получают венчающие карнизы – плавных пропорций и, конечно, без консолей. Скруглены все углы: домов, ризалитов и вертикальных простенков-лопаток. Все дома имеют ризалиты, широкие и неглубокие, где-то они установлены по центру, где-то фасад получает два асимметричных ризалита.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», двор жилого комплекса
Фотография © Алексей Народицкий

Ризалиты на выходящих во двор торцах крыльев – во всю ширину и стеклянные, из темного стекла с темными перемычками, похожи на кабошоны в перстне, они ощутимо усиливают зеркальность целого и немного «щеголяют» гнутым стеклом.
  • zooming
    1 / 4
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», двор жилого комплекса
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    2 / 4
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», двор жилого комплекса
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    3 / 4
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», двор жилого комплекса
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    4 / 4
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», двор жилого комплекса
    Фотография © Алексей Народицкий

И, наконец, угловой офисный корпус авторства Владимира Плоткина. Корпус номер 8, высокий, всего на 2 этажа меньше своего жилого «соседа». Если весь комплекс скорее предъявляет себя городу и парку со спокойным достоинством, то это здание активнее. Оно полностью использует и интерпретирует как свою высоту, так и угловое положение на повороте трассы Третьего кольца, оно – один из акцентов, с помощью которого ВТБ Арена Парк заявляет о себе в городе. При подъезде со стороны Савеловского вокзала в какой-то момент кажется, что оно выше остальных корпусов раза в три, а с противоположной стороны, от Ленинградки, высота башни поначалу скрадывается, зато потом хорошо чувствуется, как ее угол раскладывается на части, направляя нас направо почти как регулировщик.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», корпус 12, офисный
Фотография © Алексей Народицкий

В угловой офисной башне есть практически та же динамика и открытость, что и двух других офисных корпусах «Резерва», третьем и пятом, но здесь она устроена иначе. Все здание подчинено светлой решетке, похожей на ту, которая использована на фасадах больницы в Коммунарке; на внешних фасадах сетка рельефная и тонкая, на внутренних линии шире и более плоские, но везде она вертикальных пропорций и проста, как параллели и меридианы на глобусе, не изменяется никакими градиентными последовательностями, оптически не «раскачивается» и сохраняет соврешенную стабильность. Зато тонкость линий снаружи делает здание подчеркнуто-хрупким: здесь решетка фасада легче, чем в любом из других корпусов и сопоставима разве что с аттиковым ярусом 3 корпуса.

Ясность и простота фасадного рисунка подчеркивают частичный поворот объема: здание похоже на объемную головоломку в начале движения трансформации. Поворот, конечно, созвучен повороту трассы, но часть объема выглядит именно что «вынутой», «развернутой», – и ей вторит поворот плоскости в нижнем ярусе на северном фасаде со стороны Масловки под тем же углом.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», корпус 12, офисный
Фотография © Алексей Народицкий

В том же месте нижний ярус выдвигается к северу, в сторону жилого корпуса 12, примерно на три деления сетки. Внизу появляется арка – консоль с зеркальным потолком опирается на два ряда очень тонких «ног» (и одну опору побольше). Она открывает еще один, дополнительный, вид во двор и из двора на просвет, и подчеркивает тонкость здания, которое как будто отставило в сторону одну элегантную «ногу».
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», корпус 12, офисный

Две высокие башни – офисная «Резерва» (24 этажа) и жилая СПИЧа (26 этажей) – становятся высотными акцентами северной части комплекса, который, напомним, повышается от Ленинградки к Масловке (и еще немного, на 2 этажа, от шоссе к парку). Между ними тоже завязывается диалог на контрасте: симметрия–асимметрия, округлость–острота, основательность–легкость, – третий по счету внутри комплекса.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк». На первом плане слева – офис управляющей компании авторства СПИЧ, генпроектировщика комплекса
Фотография © Алексей Народицкий

Каждый из выстроенных здесь диалогов построен на разных приемах, и берет всякий раз новую тональность. Все их объединяет баланс напряжения и согласованности вкупе с проработанностью каждого решения. Здесь каждый корпус – высказывание, причем в составе общего разговора, выстроенного последовательно в расчете на то, чтобы проявить достоинства того или иного метода, оттенив различия соседством, но примирив общим знаменателем.

Владимир Плоткин и Сергей Чобан не впервые проводят такой эксперимент, один из ближайших примеров с точки зрения подхода – клубный дом Wine House в Садовниках, там чередуются фасады, также белокаменные. Пример ВТБ Арены Парка – самый крупный в данной парадигме. Кажется даже, что авторы «проходят» вместе со зрителем всю историю поисков и противоречий архитектуры XX века: модерн, авангард, ар-деко, метафизику форм в «снятом» виде, модернизм и его классицизированную версию, – тонко, не навязывая свои размышления горожанам, а приберегая для тех, кто захочет рассматривать архитектуру и думать о ней. Делают шаги навстречу друг другу: модернизм довольно классичен, в нем много вертикали, а «модерн» и ар-деко подвергаются значительной степени обобщения и сращиваются со свойственной модернизму техногенной эстетикой.

В данном случае сам диалог между направлениями становится предметом творческой работы, что позволяет использовать по отношению к ее результату не только расхожее рыночное определение «комплекс», но пожалуй что и образно-эмоциональное «ансамбль». Причем взаимодействие частей происходит не по правилам классики и не по логике модернизма, а ставит новые вопросы, которые, возможно, и составляют повестку нашего времени. К примеру, вопрос о необходимости разнообразия и допустимости использования «разных языков».

Заметим, что развитая здесь тема созучна более глобальному диалогу, происходящему в городе: Москва представляет собой конгломерат зданий-представителей классики и модернизма, «сталинской» репрезентации и модернистских высказываний, перемешанный иногда случайно, иногда намеренно. Иногда они индифферентны друг к другу, чаще спорят. Здесь же, на перекрестке при Динамо, разговор получился иным, отрегулированным и толерантным – таким специальным парламентом, где никто никого не перебивает, как будто задача – показать пример. Одновременно удается сформировать пресловутый комфортный город, достаточно крупный, чтобы он соответствовал интересам девелопмента, но не чрезмерный и сопоставимый по масштабу с соседними улицами.

Прямо идеал какой-то.
Проект:
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Россия, Москва, Ленинградский проспект, 36

Авторский коллектив:
SPEECH
Авторы проекта: Сергей Чобан, Сергей Кузнецов, Алексей Ильин
Архитекторы проекта: Марина Кузнецкая (ГАП) Анастасия Гриценко, Александр Лайко, Виталий Чеканов, Наталья Шитвина, Иван Шутиков, Людмила Макухина (ГИП)

ТПО «Резерв»
Руководитель авторского коллектива ТПО «Резерв»: Владимир Плоткин
Архитекторы проекта: Сергей Успенский (ГАП – руководитель архитектурной мастерской), Антон Егерев (ГАП – руководитель архитектурной мастерской), Анастасия Иванова (ГАП), Татьяна Максимова, Андрей Нигматулин (ГАП), Азат Хасанов, Евгений Чебышев
Инженеры: Игорь Кортышко (ГИП), Владимир Паненков, Вадим Семенов, Виктор Андреев, Людмила Каверзнева, Ольга Бурмистрова

2006 — 2013 / 2013 — 2020

Заказчик: ЗАО «Управляющая компания «Динамо»

07 Октября 2020

СПИЧ, ТПО «Резерв»: другие проекты
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Чикагские лауреаты 2024
Премия The International Architecture Awards отметила сразу семь российских проектов – четыре из них стали победителями в различных номинациях, еще три удостоились почетного упоминания. Рассказываем о каждом.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
Проекция квартала
В том, что дом Владимира Плоткина в составе «Садовых кварталов» будет самым модернистским из всех, особенно сомневаться не приходилось. Он таким и получился: в рамках дизайн-кода сочетает кирпич и белый камень, ритмически откликается на соседний дом «Остоженки», и в то же время аккуратно, но настойчиво проводит свою линию. Тут и проекция идеального состава городской застройки 14–9–6, которую можно найти прямо по соседству, и математический расчет, в том числе разного рода террас, а может быть, и единственное воспоминание о советском прошлом завода Каучук. И легкие белые «крестики».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Портик нового времени
В начале года в новосибирском аэропорте Толмачево открылся терминал С. Масштабный и прозрачный входной зал со светящимися колоннами внутри умело сочетает лаконизм с яркой фотогеничностью WOW-эффекта. Он – и новый фасад всего комплекса, и точка отсчета планируемой реконструкции, по завершении которой Толмачево станет крупнейшим региональным аэропортом России. Рассматриваем здание в контексте модернистских прототипов как Новосибирска, так и Ленинграда: они собираются в отдельную, не лишенную любопытных нюансов, историю.
Шестиглавый
В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.
Китайская симфония
Строительство китайского центра «Парк Хуамин» стало долгой историей, которая завершилась относительно недавно. Здание соседствует с традиционным китайским садом, но оно очень современно, лаконично и технологично, а простые по форме, но эффектные белые ламели обещают когда-нибудь включиться как медиафасад. А еще этот комплекс по-настоящему многофункционален, в его объеме увязаны разные типы жилых помещений, офисы, большой фитнес, конференц-залы и рестораны. В нем можно с комфортом проводить международные форумы, выходя наружу только для того, чтобы прогуляться. Рассматриваем подробно.
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Из тени в свет
В ответ на массу ограничений и значительный для небольшого здания набор функций Музей Новодевичьего монастыря в проекте Владимира Плоткина превратился в легкое, но динамичное пластическое высказывание на тему современной интерпретации исторического контекста, а может быть, даже света и тьмы.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Путь завода
На прошлой неделе в новом центре изучения конструктивизма «Зотов» открылась первая выставка: «1922. Конструктивизм. Начало». Идея создания центра принадлежит Сергею Чобану, а проект ближайших домов, приспособления здания хлебозавода к музейной функции, и дизайн его первой экспозиции архитектор разработал в соавторстве с коллегами по АБ СПИЧ. Мы решили, что такой комплексный проект надо рассматривать целиком – так получился лонгрид о конструктивизме на Пресне, консервации, новациях, многослойном подходе и надежде.
Пластины Багратиона
Обнародован проект нового небоскреба от архитекторов СПИЧ в Москва-Сити. В нем можно увидеть: московские высотки, Чикаго, архитектон Малевича и попытку деконструкции цельного образа московского небоскреба, найденного авторами в недавних предшествующих работах.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Логика жизни
Световая инсталляция, установленная Андреем Перличем в атриуме башен «Федерации», балансирует на грани между математическим порядком построения и многообразием вариантов восприятия в ракурсах.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Изнутри наружу: павильоны вечности
Реконструкция пакгаузов нижегородской Стрелки – они открылись в начале июня как концертный и выставочный залы – стала, без преувеличения, событием года в области как культуры, так и архитектуры. Их история кажется нам образцовой с точки зрения обнаружения, исследования и охраны памятника инженерной мысли XIX века. В то же время решение по приспособлению и экспонированию конструкций пакгаузов, предложенное Сергеем Чобаном – очень смелое, нетривиальное и актуальное. На грани временного, временнОго и вечного.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Похожие статьи
Полезные связи
Zaha Hadid Architects представили проект мастерплана Наполи-Порта-Эст, который призван оживить заброшенные промышленные кварталы Неаполя и соединить их с центральной частью города.
Архитектура в рельефе
Трансформация исторического здания педагогического института в отель и офисы по проекту CBA architectes дала городу Руан новую смотровую площадку.
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.
Ленты и складки
Выставочный центр по проекту Zaha Hadid Architects в Пекине реализован как модульное сооружение, что сократило затраты на строительство и его сроки.
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Ткани и свет
Бюро OMA выполнило экспозиционный дизайн для 2-й Биеннале исламских искусств в саудовском городе Джидда. Архитекторы уже второй раз занимаются оформлением выставок этой биеннале.
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Технологии и материалы
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Сейчас на главной
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Мосты и лестницы
Дом на берегу Волги в Саратовской области архитекторы бюро SNOU снабдили большим количеством террас, которые соединяются воздушными мостами – этот элемент присутствует также и в интерьере. Простым объемам и линейной компоновке противопоставлена скульптурная винтовая лестница, которая позволяет спуститься из спальни или кабинета в сад.
Воронка комикса
Эффективное не всегда должно быть сложным: PR-специалист Кристина Шилова рассказывает, как мини-комикс привлек внимание к архитектурному конкурсу и обеспечил рекордные охваты музею «Дом Китобоя». В коллажной истории спасенная после сноса калининградского Дома Советов панель рассказывает о своем путешествии – и собирает лайки.
Пресса: «Очевидно, что я неудобна. Со мной тяжело работать»...
На вопрос «Как вас сейчас представить?» Елизавета Лихачева ответила кратко: «Искусствовед». Позади шесть лет директором Музея архитектуры, музеефикация дома Мельникова, год и девять месяцев у руля Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Работы достаточно и сегодня. Мы с трудом нашли время для разговора в ее плотном деловом графике.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Классика для статуса
По проекту архитектурной студии AN Architects отель в Великом Новгороде поднял свой статус с трех звезд до уверенных пяти. В интерьерах много мрамора и натурального дерева, номера оформлены в английском стиле, в ресторане же используются русские мотивы: резные наличники, традиционный орнамент, кольчуга.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Акценты для луга
Мы раньше и города такого не знали, Княгинино. А там каждый пятый житель студент, прямо мечта Азимова. Реализованный по проекту ГОРА «Студенческий луг» расположен далековато от университета, зато близко к центру. Главный акцент – покрытая гонтом вышка-«обсерватория». Существенно еще то, что, согласно плану, каждый павильон закреплен за одним из факультетов Нижегородского государственного инженерно-экономического университета.
«Аристократизм, приватность, de luxe… разнообразие»
У Мытного двора в Петербурге не так давно, примерно полгода назад, сменился владелец, класс жилья, проект и архитектор. О проекте мы уже рассказывали по итогам рассмотрения на Градостроительном совете Петербурга. А сегодня беседуем с представителями девелопера о ЖК «Евгеньевский», теперь – de luxe, авторства Евгения Герасимова. Он построен на теме аристократизма и отсылках к разным видам исторической архитектуры, по части которых бюро «Евгений Герасимов и партнеры» – большие мастера.
Полезные связи
Zaha Hadid Architects представили проект мастерплана Наполи-Порта-Эст, который призван оживить заброшенные промышленные кварталы Неаполя и соединить их с центральной частью города.
Архитектура в рельефе
Трансформация исторического здания педагогического института в отель и офисы по проекту CBA architectes дала городу Руан новую смотровую площадку.
Пресса: Советский модернизм, который мы теряем
Общественная дискуссия вокруг судьбы Большого Московского цирка и сноса комплекса зданий бывшего СЭВа вновь привлекла внимание к проблеме сохранения архитектуры послевоенного модернизма
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Здоровый дух
Для спортивной базы в Зеленогорске бюро «Луч» предложило корпуса, которые свободно размещаются в сосновом лесу, гармонируя с ним скатными кровлями, природными материалами и цветовой гаммой. Также проект предусматривает приспособление бывшего финского усадебного дома, сохранившегося на участке.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Стеклянная граница оптимума
Очень маленький дом с оптимальной планировкой – 21 м2 – тем не менее включает две роскошные вещи. Во-первых, сауну, хотя и в виде кабины; во-вторых, угол из структурного стекла, изнутри стекло – от пола до потолка. Вот это, правда, роскошь для дома с фанерным конструктивом, что признает и сам автор.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
Щепотка ностальгии
Кафе-кулинария по проекту студии архитектуры и дизайна OBJCT открылось в Волгограде в здании бывшего Тракторного завода, который сейчас играет роль бизнес-парка. Чтобы воссоздать дух советского времени, архитекторы использовали мозаику, стеклоблоки, растения в кадках, а также терраццо. Фанера и красные акценты сделали интерьер светлым и свежим.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Пресса: Александр Скокан: «Ужас в том, что “Аушвиц” — идеальный...
В начале 1945 года советские войска освободили польский город Освенцим, а с ним и самый известный лагерь смерти, одно из главных свидетельств Холокоста — «Аушвиц». 40 лет спустя архитектор Александр Скокан и художник Иван Лубенников разработали проект реконструкции советского раздела музея-мемориала. Обновленная экспозиция открылась 8 мая 1985 года и просуществовала вплоть до 2013-го, когда ее в очередной раз осовременили. По просьбе «Сноба» публицист, соучредитель и бывший главред архитектурного журнала «Проект Россия» Анатолий Белов встретился с Александром Скоканом, чтобы узнать о правоверном модернизме проектировщиков «Аушвица», искусстве добывать стройматериалы в эпоху позднего застоя и о том, каково жилось в бывшей гостинице для офицеров СС.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Тяга к ремеслу
По проекту бюро KIDZ в Тель-Авиве открылась нео-изакая. Учитывая равнодушие горожан к сложным дизайнерским решениям, архитекторы сосредоточились на материалах, освещении и мебели. Такой подход соотносится с японскими понятиями «шокунин» и «коадавари», означающими искусного мастера и внимание к деталям. Единственным предметом декора стала лаковая миниатюра, найденная на блошином рынке.
Компактное построение
В буколическом окружении рисовых полей престижного района Бали Pererenan, на возвышении с видом на океан, Антон Кочуркин и 8Lines, выиграв конкурс, спроектировали апарт-отель. Его уже начали строить. Особенность проекта – оптимальные компактные планировки, он рассчитан на средний достаток.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.
Большой брат
Жилой комплекс Architecton построен в Екатеринбурге по проекту бюро Archinform на месте техникума 1930-х годов. Снос конструктивистского здания стал потерей для города, которую архитекторы попытались восполнить, сохраняя память места через эксперимент с формой.
Ленты и складки
Выставочный центр по проекту Zaha Hadid Architects в Пекине реализован как модульное сооружение, что сократило затраты на строительство и его сроки.