Пространство взаимодействия

К востоку от стадиона, метро и парка Динамо отчасти вырос и продолжает расти городок ВТБ Арены Парка, чья архитектура построена на современных принципах, начиная от комфортного благоустройства вкупе с немалой высотностью и заканчивая взаимодействием разных подходов к форме, объединенных общим кодом.

mainImg
Проект:
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Россия, Москва, Ленинградский проспект, 36

Авторский коллектив:
SPEECH
Авторы проекта: Сергей Чобан, Сергей Кузнецов, Алексей Ильин
Архитекторы проекта: Марина Кузнецкая (ГАП) Анастасия Гриценко, Александр Лайко, Виталий Чеканов, Наталья Шитвина, Иван Шутиков, Людмила Макухина (ГИП)

ТПО «Резерв»
Руководитель авторского коллектива ТПО «Резерв»: Владимир Плоткин
Архитекторы проекта: Сергей Успенский (ГАП – руководитель архитектурной мастерской), Антон Егерев (ГАП – руководитель архитектурной мастерской), Анастасия Иванова (ГАП), Татьяна Максимова, Андрей Нигматулин (ГАП), Азат Хасанов, Евгений Чебышев
Инженеры: Игорь Кортышко (ГИП), Владимир Паненков, Вадим Семенов, Виктор Андреев, Людмила Каверзнева, Ольга Бурмистрова

2006 — 2013 / 2013 — 2020

Заказчик: ЗАО «Управляющая компания «Динамо»
Проект застройки территории к востоку от Новой Башиловки, к западу от парка Динамо, появился в середине нулевых – тогда по инициативе руководства стадиона на участке площадью порядка 7 га, контуры которого напоминают асимметричный факел, расширяющийся от пересечения с Третьим кольцом в сторону Нижней Масловки, планировалось построить МФК, состоящий в основном из офисов. В то время над проектными предложениями работало несколько мастерских, но значительное число вариантов сделали архитекторы ТПО «Резерв»: разнообразных форм и плотности, в числе прочих – крупный зигзаг объемного меандра, заполнивший собой территорию целиком как лабиринт. Была масса и других вариантов (несколько иллюстраций можно найти здесь). Однако после кризиса 2008 года руководство «Динамо» потеряло право управления территорией, которое перешло к инвестору, банку ВТБ, стадион получил название ВТБ-Арена, а застройка вокруг стала называться ВТБ Арена Парк. Функция с преимущественно офисной сменилась на преимущественно жилую и гостиничную, а плотность, надо сказать, по сравнению с предыдущим проектом сократилась примерно вдвое, до 400 тысяч м2, проект в целом уменьшился. Статус генпроектировщика получила компания SPEECH, но проектирование объемов архитекторы поделили приблизительно пополам, чередуя разные варианты в рамках общего дизайн-кода, который подразумевает внутренние улицы, в жилой части дворы без машин, пространственное взаимодействие с парком и фасады из светлого известняка.
  • zooming
    1 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
    © SPEECH
  • zooming
    2 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
    © SPEECH
  • zooming
    3 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
    © SPEECH
  • zooming
    4 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
    © SPEECH
  • zooming
    5 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
    © SPEECH

Строительство, надо сказать, развернулось не то чтобы быстро: несколько лет жители Москвы, постоянно проезжая здесь по Третьему кольцу, имели возможность наблюдать рост бетонных каркасов и их постепенную облицовку. Сейчас возведение комплекса ускорилось, он готов больше чем наполовину. Осенью 2017 открылись корпуса гостиницы 5* и апарт-отеля Hyatt Regency, спроектированные архитекторами SPEECH, летом 2018 – следующий ряд из трех офисных корпусов севернее, между двумя поперечными проездами. На следующем пятиугольном участке продолжается строительство ЖК «Арена Парк», три из его домов, вдоль западного контура участка, сданы весной текущего года. Пять П-образных корпусов здесь отведены под апартаменты, один угловой, почти квадратный в плане и выходящий на ТТК – офисный. Всё: гостиницы, офисы и жилье, – размещается на общем пятне двухъярусной парковки.

Мы привыкли к Арене Парку, из-за того, что он расположен на одном из самых заметных мест Москвы, перекрестке ТТК с Ленинградским проспектом, за прошедшие 2-3 года стало казаться, что он был здесь всегда. Между тем с ним связано несколько тем: роста масштаба московской застройки, ощущений, возникающих внутри и собственно архитектурная – двух «рук», играющих одну пластическую партию. Комплекс дорогой, фасады каменные, архитекторы смогли позволить себе здесь достаточно ресурсоемкие решения, работу с материалом и формой.

Время роста
Высотность, определенно, повысилась. Москва растет вверх быстро и решительно, за Ленинградкой к югу – ЖК «Царская площадь» бюро SPEECH, до 19 этажей, напротив шедевр московского модернизма, «Дом на ножках» Андрея Меерсона, 14 этажей плюс опоры. В перспективе БЦ Нордстар, 42 этажа, еще чуть дальше Сити. Город вырос, теперь пятиэтажки со стороны улицы Марины Расковой, кстати не вошедшие в программу реновации, выглядят паузой, слепым пятном.

Сергей Чобан рассматривает «Арену Парк» – застройку вдоль Башиловки, – прежде всего как градостроительный ответ, группу объемов, уравновешивающих крупную, хотя и не то чтобы высокую, градостроительную доминанту – здание реконструированного стадиона «Динамо». Архитекторы SPEECH занимались мастер-планом всей территории Динамо, включая парк и стадион, и вели проект реконструкции стадиона, первая версия которого была предложена Эриком Эгераатом и затем переработана Дэвидом Маникой.
  • zooming
    ВТБ Арена Парк: благоустройство
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    ВТБ Арена Парк: благоустройство
    Фотография: Архи.ру

«Стадион – это большой и заметный, в чем-то «экзальтированный» объем, – говорит Сергей Чобан. – Такого рода иконическая архитектура требует достойных кулис – «корсета» или «оправы», а в окрестностях, напротив, наблюдается множество пустот, «проседаний» застройки. Кроме того сами по себе трассы Ленинградского проспекта и ТТК в этом месте – очень широкие, расстояние между зданиями с разных сторон проспекта почти 200 м, такие пролеты тоже требуют архитектуры значительного масштаба. На мой взгляд теперь дома ЖК «Царская площадь», с одной стороны, и Hyatt, с другой – неплохо «держат» перекресток, работают как два «бастиона» на углах развязки. Возможно, Hyatt даже мог бы быть чуть выше. Их архитектура, с одной стороны, фоновая, сдержанная, а с другой – она насыщена деталями, что позволяет лучше воспринимать фасады человеческому глазу».

Тихий город
Удивительно, но несмотря на соседство двух шумных трасс, комплекс, если съехать с ТТК на дублер и войти внутрь, оказывается довольно тихим внутри, вероятно из-за того, что трасса достаточно далеко, а между корпусами образуется сравнительно спокойный, если учесть расположение участка в целом, и благоустроенный городок. В нем даже есть несколько наземных парковок. Слева, к северу, парк Динамо, в торце, вдоль эстакады Ленинградки, длинный сквер Динамо, обустроенный в результате конкурса 2015 года. Летом там совершенный покой, только подъезжают дорогие машины с людьми в костюмах да пробегают участники каких-то фестивалей, призванных разнообразить пятизвездочную жизнь. Открылось несколько ресторанов, один выстроил внушительную террасу со стороны сквера.

Одним из достижений проекта 2010 года Сергей Чобан считает, помимо уменьшения плотности предшествующего проекта вдвое, появление разрывов между корпусами. Действительно, зигзаг-«змея» ушел, разделился на отдельные здания, между которыми появились «прострелы» – цезуры, в сторону парка и трассы. Один из лучей, между домами в западной части ЖК, направлен в центр парка.

Благоустройство по современным московским меркам обычное, хотя и не дешевое: трава, подсветка, в том числе встроенная в мощение, ритмическое чередование светло-бежевых и темно-серых плит откликается на фасады, где известняк соседствует с темным камнем и стеклом. Некоторые фасады в солнечный день отбрасывают на асфальт блики, которые рифмуются с вымосткой. Ходить вокруг и внутри довольно приятно и легко, возможно благодаря близкому расположению зданий, – им в целом удалось уловить масштаб исторического города XVIII–XIX века, подчеркнув типологическое сходство фактурой натурального камня. Подобный образ сейчас часто озвучивают в рекламных буклетах, он стал этакой притчей во языцех, но поймать нужную интонацию получается далеко не всегда. Здесь, пожалуй, получилось. Причем с трассы это совершенно не чувствуется, необходимо погулять внутри.
  • zooming
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency, вход
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency, стеклянный объем конференц-зала
    Фотография: Архи.ру

Два пианиста
Работая вместе, деликатно чередуя объемы, SPEECH и «Резерв» разыграли ту же «карту», что и в Wine house и нескольких других проектах: одни классицисты, другие модернисты, одни апеллируют к архетипам наследия, другие – не разрушают их, но приводят к более смелым, алгебраическим, свежим решениям. Все это – в рамках общей респектабельности, фактуры плотного белого камня и стекла и даже близкого цвета.

«Цвет камня в наших зданиях более светлый, почти белый», – замечает Владимир Плоткин. И действительно, камень здесь белее, и между корпусами возникает гризайльно-акварельная игра оттенков, как будто мазков, слегка отличающихся по тону, создающих еле заметную, но возможно ощутимую на уровне подкорки вибрацию. Действительно, если все было одинаково белым или предсказуемо бежевым, было бы скучнее.

Камень – в случае со зданием Hyatt травертин, – укрепили для российских условий. Русская зима вредна для травертина, влага в кавернах замерзает и может их разрушить, повредить структуру камня. Каверны заполнили смолой вакуумным способом и армировали с незаметной тыльной стороны. 

Ар-деко+
Первый блок корпусов, завершенных, как мы помним, осенью 2017 – гостиница и апарт-отель Hyatt, спроектированные и построенные SPEECH. Два здания выстроены трапециевидным «покоем», крылья раскрыты на север, на кровлю двухъярусного стилобата. Между корпусами – целиком стеклянный, почти зеркальный, но достаточно крупный и весомый, двухъярусный переход с волнообразным верхом и конференц-центром внутри. Он нависает над входами в гостиницу – слева, и в апарт-отель справа, образуя защиту от дождя – своего рода массивный «козырек», общий для двух зданий; зеркальное стекло отражает мощение и улавливая дополнительную толику света и изменяя ощущение пространства зеркальным потолком и стенами, играя с перспективой.
  • zooming
    1 / 7
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография © Сергей Кротов. Дизайн интерьеров: Ara design
  • zooming
    2 / 7
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография © Сергей Кротов. Дизайн интерьеров: Ara design
  • zooming
    3 / 7
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография © Сергей Кротов. Дизайн интерьеров: Ara design
  • zooming
    4 / 7
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография © Сергей Кротов. Дизайн интерьеров: Ara design
  • zooming
    5 / 7
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография © Сергей Кротов. Дизайн интерьеров: Ara design
  • zooming
    6 / 7
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография © Сергей Кротов. Дизайн интерьеров: Ara design
  • zooming
    7 / 7
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография © Сергей Кротов. Дизайн интерьеров: Ara design

В стеклянном створе входа гостиницы хорошо виден интерьер просторного лобби и эффектная винтовая лестница без дополнительных опор – ось входного пространства, освещенная сверху через овальный купол во втором этаже.

«В нашей стране почти нет новых отелей с высокими входными холлами и ясным пространством общественных зон, нередко все тесновато и запутано. – говорит Сергей Чобан. – Думаю, нам удалось восполнить этот пробел, создать высокое, репрезентативное пространство, где легко сориентироваться и понять, где конференц-зал, а где бассейн. Мы вынесли все технические структуры наверх, освободили холл от лифтовых шахт и соединили весь «костяк» здания централизованно в систему анфиладных, просматриваемых, раскрывающихся друг за другом пространств по горизонтали и вертикали. Получилось достаточно эффектно: бассейн нависает над входом и освещен естественным светом сверху и с торцов, вся плавательная дорожка получила дневной свет, один из видов – на «волну» конференц-зала. Фитнес-центр получил шикарный вид на Ленинградский проспект, бар на верхнем этаже – большую террасу. Внутри отель выглядит не скучно, а репрезентативно, парадно, что важно для гостиниц такого класса и звездности. Неудивительно, что Hyatt принимал гостей финала ЧМ’18».

Эффектная лестница холла (его интерьер и все общественные пространства разработаны Ara design) окружена широкими круглыми колоннами, которые облицованы полосками мрамора, похожими на каннелюры – прием, известный по московскому метро и американскому ар-деко.
  • zooming
    1 / 3
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография © Сергей Кротов. Дизайн интерьеров: Ara design
  • zooming
    2 / 3
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография © Сергей Кротов. Дизайн интерьеров: Ara design
  • zooming
    3 / 3
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография © Сергей Кротов. Дизайн интерьеров: Ara design

Стилистике ар-деко, обобщенной и настроенной на восприятие XXI века, но вполне узнаваемой, подчинен внешний облик обоих корпусов, хотя они и различаются в нюансах. На сходство работают сочетание камня, стекла, тонких бронзово-золотистых металлических рамок, обрамляющих все элементы нижнего яруса, и угловатых «восьмерок», вставленных в рамы окон верхних ярусов. С ними перекликаются темно-желтые вертикальные полоски между окнами, определенно напоминающие каннелюры, а с «каннелюрами» – фризы горизонтальных полос стилобата, бежевых и черных, вызывающих уже не классицистические, а ретро-техногенные ассоциации, напоминающие о предметах дизайна 1930-х – 1960-х, радиоприемниках и хиппи-автобусах. Здание оказывается целиком подчинено схеме вертикальных и горизонтальных полос, которые «держат» его объем достаточно жестко, как часть механизма, каннелюры ассоциируются здесь с треками какого-то конвейера, – возможно, это определено соседством автомобильной развязки, ведь ближайший сосед фасадов Хайата – эстакада Ленинградки. И полукруглый эркер на углу ТТК напоминает не столько конструктивистский «нос», например, как у Наркомзема Щусева, сколько поворот механической ленты или шарнир. Намек на классическую архитектуру настолько вплетен здесь в образность технического плана, что они срослись, даже сложно отделить одно от другого.
  • zooming
    1 / 9
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография © Сергей Кротов
  • zooming
    2 / 9
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография © Сергей Кротов
  • zooming
    3 / 9
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография © Сергей Кротов
  • zooming
    4 / 9
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография © Сергей Кротов
  • zooming
    5 / 9
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография: Архи.р
  • zooming
    6 / 9
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 9
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография: Архи.р
  • zooming
    8 / 9
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография © Сергей Кротов
  • zooming
    9 / 9
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография © Сергей Кротов

Верхний ярус первого корпуса решен как терраса под крупным каменным козырьком, а часть технических сооружений оформлена как широкие скругленные каменные столбы, напоминая одновременно и традиционные «трубы с парохода» дома-корабля, и скульптурные вентшахты Марсельской единицы Ле Корбюзье. Эта форма, если конечно запрокинуть голову и рассматривать верх гостиницы, достаточно ясно апеллирует к прототипам классического модернизма. В «Доме-сороконожке» Андрея Меерсона прямо таких форм нет, но – можно себе представить, что объемы на кровле Хайат перекликаются с его овальными лестницами-башнями.
  • zooming
    1 / 3
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография © Сергей Кротов
  • zooming
    3 / 3
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография © Сергей Кротов

Архитекторы соединили в формах корпусов Hyatt прямоугольник и круг, – поясняет Сергей Чобан, – сочетание, типичное, по словам архитектора, для допетровской архитектуры. Из соединения получились в целом ортогональные, несмотря на трапециевидное расширение, объемы, и строгая сетка фасадов, а также два полукруглых эркера, формирующих южный фасад с помощью симметричной стереометрической фигуры, немного напоминающей растянутый эспандер. Внимание: эркер, видимый в Третьего кольца, не единственный, у него есть пара с противоположной стороны. Из сочетания прямоугольника и круга получилась также обтекаемая скругленная форма углов объемов и пилястр, – отчего здание выглядит оформленным, очень добротным, или даже качественно «обтесанным», как хорошее украшение или предмет ювелирного искусства, – особенность, присущая архитектуре ар-деко и, возможно, наиболее ярко подчеркивающая родство здания Hyatt с ним.

Второй корпус, тот, что делает первый шаг вглубь участка, не так жёсток с переплетением вертикалей и горизонталей. Здесь появляется стена, окна попарно по горизонтали объединены неглубокими филенками, каннелюры намечены тоньше – ассоциации с «постконструктистской» архитектурой 1930-х здесь сильнее. Хотя родственность корпусов очевидна: она проявляется в общем решении стилобата из двух высоких общественных этажей, оформленного лопатками черного камня, разделяющими широкие, витринного типа окна с бронзово-металлической разрганкой, широким фризом полосатого камня, опоясывающим оба здания выше стилобата, как будто их перевязали лентой. Надо сказать, тема «перевязанности лентой» в данном случае важна, она еще нам встретится в дальнейшем.
  • zooming
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency
    Фотография © Сергей Кротов
  • zooming
    ВТБ Арена Парк: Hyatt Regency, второй корпус
    Фотография: Архи.ру

Модернизм
Два офисных здания, спроектированных Владимиром Плоткиным, занимают угловые положения в третьей линии, они фланкируют третий офисный корпус архитекторов SPEECH. И демонстрируют иной, во многом противоположный – так и задумано, показать две «руки» – подход к форме. Помимо ощутимо более светлого, почти белого, цвета – здесь вообще нет скругленных углов, все углы прямые, кое-где острые. Так и вспоминаются известные стихи про овал и угол. Сами углы – в предыдущих зданиях каменные, а здесь часто раскрываются угловым окном, а там, где окна на углах сделать было нельзя, появляются обозначающие их ниши-филенки, отмечая единство логики построения. Профилировка минимальная, ее нет, никаких срезов, скруглений, ступенек, филенок.

Окна и простенки чередуются в шахматном порядке, но в восточном корпусе их высота один этаж, ритм фасадов западного объединяет по два этажа в высокие стройные ленты и здесь между двухъярусными лентами появляется тонкая горизонтальная полка, самого простого контура, без профилировок. Здание кажется составленным, как гробница Хатшепсут, из поставленных друг на друга пилонад. Такие опыты, с множеством пилонад, в современной архитектуре известны, в них прочитывается латентная классика, но в очень лаконичном изводе.
  • zooming
    1 / 8
    ВТБ Арена Парк: корпус 3, офисный / ТПО «Резерв»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 8
    ВТБ Арена Парк: корпус 3, офисный / ТПО «Резерв»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 8
    ВТБ Арена Парк: корпус 3, офисный / ТПО «Резерв»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 8
    ВТБ Арена Парк: корпус 3, офисный / ТПО «Резерв»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 8
    ВТБ Арена Парк: корпус 3, офисный / ТПО «Резерв»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 8
    ВТБ Арена Парк: корпус 3, офисный / ТПО «Резерв»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 8
    ВТБ Арена Парк: корпус 3, офисный / ТПО «Резерв»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    8 / 8
    ВТБ Арена Парк: корпус 3, офисный / ТПО «Резерв»
    Фотография: Архи.ру

Но пилонады – не каждая, а через одну – еще и экспериментируют с шириной проемов, плавным градиентом уменьшая и увеличивая проемы то в ту, то в другую сторону. Методом ассоциаций это построение напоминает металлофон, по которому молоточким провели по туда, то сюда – в детстве мне всегда казалось, что когда звуки делают при этом «вжжжик», то и клавиши немного меняют ширину под напором руки. Еще башня напоминает игру Дженга, где из сооружения надо вытаскивать кубики: чередование градиентов производит впечатление устойчивой нестабильности, качания. Покрутишь головой, глядя на него – того гляди закружится. Эффект организован методом оп-арта: межэтажные линии в результате кажутся не горизонтальными, как будто полы внутри «заваливаются». Но тряхнешь головой – наваждение проходит, все же не все полосы градиентны, а через одну, если бы таким градиентным был каждый этаж, ощущение было бы, надо думать, слишком сильным.

Игру подхватывает пара прозрачных решеток-«пергол», вырезанных в теле здания, внизу – в качестве угловой галереи, вверху как обрамление террасы; и над входом во втором ярусе. В сущности та же сетка, но объем «вынут», и на северо-западе, где угол здания острый из-за конфигурации участка, он удален, как будто для удобства пешеходов, чтобы «срезать» маршрут. Не то чтобы это существенно уменьшало путь, но интересно само возникающее в результате ощущение относительности массы, отсутствия жесткой предопределенности – объем не строгий кубик, из него можно что-то вынуть: вспоминаем Дженгу. На ту же относительность, на оттенок нестабильности, работают и градиенты ширин. В какой-то степени подход противоположен основательной, ненарушаемой симметрии 5-звездной, то есть серьезной и респектабельно-устойчивой по определению, гостиницы. Там – контрабас, басовитый и весомый, здесь – какой-то легкий клавикорд или даже тема из «Алисы в Стране чудес», книги, которую, как известно, написал математик, играя с лингвистикой. Угловые корпуса предстают своего рода математической игрой, достаточно абстрактной для того, чтобы не вызывать никаких сомнений у поверхностного зрителя, но исподволь раскачивающих, облегчающих сугубую серьезность соседей, превращая камень – по ощущением – в бумагу или гипс, материалы для логической игры.
  • zooming
    1 / 6
    ВТБ Арена Парк: корпус 3, офисный / ТПО «Резерв»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 6
    ВТБ Арена Парк: корпус 3, офисный / ТПО «Резерв»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 6
    ВТБ Арена Парк: корпус 3, офисный / ТПО «Резерв»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 6
    ВТБ Арена Парк: корпус 3, офисный / ТПО «Резерв»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 6
    ВТБ Арена Парк: корпус 3, офисный / ТПО «Резерв»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 6
    ВТБ Арена Парк: корпус 3, офисный / ТПО «Резерв»
    Фотография: Архи.ру

Приемы, от лаконичной сетки до срезанного, или «вынутого» угла, встречаются в работах Владимира Плоткина. Вспомним хотя бы офисное здание на улице Красина, где методом среза с прозрачной решеткой устроена галерея первого этажа. А игра с плавно изменяемой шириной окон напоминает центральный ризалит Wine house. Но и различия очевидны: в здании на Красина не было и следа неустойчивости, разве что чуть-чуть, для облегчения целого. Здесь образная неустойчивость, открытость на грани хрупкости тонкого дерева на ветру, причем несколько углов ветром как будто уже выдуло, – стала основой сюжета. Сравним опять с гостиницей: она не просто очень структурна, детализирована, устойчива, она еще и многократно «перевязана» горизонтальными полосами. Хрупкий объем корпуса «Резерва» едва схвачен тонкими полками и стоит, как кажется, на моральном стержне какого-то внутреннего упорства.

Второй, восточный, корпус ТПО «Резерв» использует те же принципы, но каменных поверхностей здесь больше, шахматный порядок строго соблюден – никаких оптических качаний, вырезы входных лоджий массивнее, верхняя пергола только намечена черными вставками. Поверхность цельная, никаких профилировок нет совсем, даже тонких полок. Зато каменные простенки между окнами обведены тонкими отступами и выглядят как костяшки домино, равномерно выстроенные с нахлестом вокруг окон, что тоже антиклассично, поскольку хоть и не скрывает, но маскирует, а значит эстетически игнорирует межэтажные горизонтали. Корпус более весом и основателен, его стереометрия серьезнее, правила строже, хотя шахматный ритм окон все равно противопоставлен «классической» клетке, в которой окна принято ставить одно над другим.
  • zooming
    1 / 7
    ВТБ Арена Парк: корпус 5, офисный / ТПО «Резерв»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 7
    ВТБ Арена Парк: корпус 5, офисный / ТПО «Резерв»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 7
    ВТБ Арена Парк: корпус 5, офисный / ТПО «Резерв»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 7
    ВТБ Арена Парк: корпус 5, офисный / ТПО «Резерв»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 7
    ВТБ Арена Парк: корпус 5, офисный / ТПО «Резерв»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 7
    ВТБ Арена Парк: корпус 5, офисный / ТПО «Резерв»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 7
    ВТБ Арена Парк: корпус 5, офисный / ТПО «Резерв»
    Фотография: Архи.ру

Если первый корпус был похож на неустойчивую конструкцию тонких пилонад, то второй как будто блок известняка, аккуратно обтесанный, с вырезанными «по линейке» проемами. Что и понятно – он представляет свою версию комплекса городу, машинам, едущим по кольцу, он должен быть прост, ясен и «работать» издали. А стройный, тонкий, колышущийся западный корпус обращен к парку, отсюда различия в трактовке одной темы.

Неоклассика или модерн? 
Здание SPEECH в обрамлении двух башен «Резерва» остро отличается. Оказавшись между минималистскими пропилеями, авторы пошли от ар-деко вглубь и обратились за поддержкой к модерну. Причем скорее даже не к архитектуре модерна начала века, прямого сходства здесь нет, а к его плакату и гравюре, что позволило укрупнить форму. Модерн, как известно, был тотальным стилем, который стремился захватить собой все виды искусства и больше внимания уделял дизайну, оформлению, всяким оберткам и афишам. Для кого-то это милые мелочи, а для стиля это был способ проникнуть в жизнь людей и коммерцию повсеместно. К чему это я? – а к тому, что средний корпус, если подумать, похож на подарочную коробку в плиссированной бумаге, перетянутую орнаментальными лентами. Ленты, надо сказать, даже не модерн, а неоклассика: гирлянды с рельефом лаврового венка напоминают о Максе Клингере и еще о доходном доме 1917 года на Краснопролетарской улице, в двух шагах от офиса SPEECH, там они обрамляют подъезды, есть ощущение, что архитекторы попросту заметили их, идя мимо на работу, и развили тему, превратив в основную и «скрестив» с модерном из-за укрупнения элемента.
  • zooming
    1 / 7
    ВТБ Арена Парк: корпус 4, офисный / СПИЧ
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 7
    ВТБ Арена Парк: корпус 4, офисный / СПИЧ
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 7
    ВТБ Арена Парк: корпус 4, офисный / СПИЧ
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 7
    ВТБ Арена Парк: корпус 4, офисный / СПИЧ
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 7
    ВТБ Арена Парк: корпус 4, офисный / СПИЧ
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 7
    ВТБ Арена Парк: корпус 4, офисный / СПИЧ
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 7
    ВТБ Арена Парк: корпус 4, офисный / СПИЧ
    Фотография: Архи.ру

От гирлянд, вероятно, происходит и двойная «перевязанность» корпуса: они сами перевиты, и в то же время опоясывают здание.
Дом на Краснопролетарской улице. 1917
Фотография: Архи.ру

«Плиссировка» очень крупная – это ряды треугольных эркеров, одна часть каменная, другая, пошире, стеклянная. Углы скруглены по большому диаметру, их сочетание с широкими плоскими вертикалями напоминает сытинскую типографию «Утро России» и банковские здания Китай-города. Но не совсем: зигзаг, перевязанный «лентами», все же впрямую не похож ни на одно здание модерна. Объемный трехгранный эркер там появиться с легкостью мог, а треугольный вряд ли. Так что, с одной стороны, сходство, а с другой – довольно высокая степень обобщения и остранения – вызывают довольно неожиданный эффект при восприятии; оно кажется модерном, который крутнули как юлу, и его фасады «поехали» по часовой стрелке – ощущение, построенное примерно как стена-штора Джулио Романо в палаццо дель Те, найденное маньеристами и в современной архитектуре популярное, поскольку связано с нашим представлением о динамике архитектуры, искусства в основе статичного, но увлеченного намеком на движение.

Дальнейшее развитие темы в домах ЖК следует тем же принципам, разве что напряжение сопоставления несколько размывается – «руки» и подходы заметно разнятся, а материал, пропорции и композиция едва-едва, что обеспечивает цельность. Высотность к северу растет, а композиция, начатая трапециевидным «покоем» гостиницы, завершается подобным ему домом с раскрытыми крыльями, обращенными навстречу крыльям гостиницы, то есть внутрь территории. Четыре П-образных дома-рамки раскрыты к общему бульвару, но сохраняют и собственные дворы. «Резерв» придерживается тонкой минималистической решетки, раскрывает стеклянные углы – SPEECH варьирует классические мотивы и орнаментику.
Офисный корпус, ТПО «Резерв»
Фотография: Архи.ру
Два офисных корпуса, SPEECH и ТПО «Резерв», в общей перспективе
Фотография: Архи.ру

Есть и еще одна особенность: при всем имманентном различии подходов, подчеркнутом в тонкостях, здания поставлены рядом, достаточно плотно, и в некоторых вещах, помимо сходного материала, «взаимопроникают». К примеру можно вспомнить, что зигзагообразный фасад в других случаях – любимый прием Владимира Плоткина, вот он появляется не только в доме-воспоминании о модерне, но и во входной группе здания «Резерва» напротив – как будто один корпус отпечатался в другом. Но при восприятии существенны еще и отражения. Стекла здесь имеют достаточно высокий коэффициент зеркальности, конечно не блестят как новогодняя елка, но отражают отлично, и ходя между зданиями мы видим одно из них в стекле другого, что довольно занимательно, особенно там, где три разных корпуса поставлены рядом. Один подход буквально накладывается на другой, и тут становится очевидна важность единого кода, пропорций и близкого материала, наличие некоей общей базы. Заметим, что соседство разных фасадов в рамках близкой высотности и пропорционального строя – особенность исторического города, а вот взаимодействие через отражения скорее модернистский прием, распространившийся в эпоху качественного, и желательно чтобы и хорошо вымытого, стекла. В данном случае мы наблюдаем, как этот модернистский принцип проникает в комплекс, построенный на принципах нового урбанизма, помогает выстраивать отношения между разными пластическими подходами, разбрасывает солнечные зайчики вокруг, формирует некий новый, в сущности, конгломерат, вариант города, который одним определением: классический, современный, – не опишешь. Что и правильно, подхода-то здесь – как минимум два, оба играют на хорошем пластическом уровне, и темы вступают в диалог на равных, задавая даже разные пути такого диалога.

Поставщики, технологии

Проект:
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Россия, Москва, Ленинградский проспект, 36

Авторский коллектив:
SPEECH
Авторы проекта: Сергей Чобан, Сергей Кузнецов, Алексей Ильин
Архитекторы проекта: Марина Кузнецкая (ГАП) Анастасия Гриценко, Александр Лайко, Виталий Чеканов, Наталья Шитвина, Иван Шутиков, Людмила Макухина (ГИП)

ТПО «Резерв»
Руководитель авторского коллектива ТПО «Резерв»: Владимир Плоткин
Архитекторы проекта: Сергей Успенский (ГАП – руководитель архитектурной мастерской), Антон Егерев (ГАП – руководитель архитектурной мастерской), Анастасия Иванова (ГАП), Татьяна Максимова, Андрей Нигматулин (ГАП), Азат Хасанов, Евгений Чебышев
Инженеры: Игорь Кортышко (ГИП), Владимир Паненков, Вадим Семенов, Виктор Андреев, Людмила Каверзнева, Ольга Бурмистрова

2006 — 2013 / 2013 — 2020

Заказчик: ЗАО «Управляющая компания «Динамо»

14 Августа 2019

СПИЧ, ТПО «Резерв»: другие проекты
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Чикагские лауреаты 2024
Премия The International Architecture Awards отметила сразу семь российских проектов – четыре из них стали победителями в различных номинациях, еще три удостоились почетного упоминания. Рассказываем о каждом.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
Проекция квартала
В том, что дом Владимира Плоткина в составе «Садовых кварталов» будет самым модернистским из всех, особенно сомневаться не приходилось. Он таким и получился: в рамках дизайн-кода сочетает кирпич и белый камень, ритмически откликается на соседний дом «Остоженки», и в то же время аккуратно, но настойчиво проводит свою линию. Тут и проекция идеального состава городской застройки 14–9–6, которую можно найти прямо по соседству, и математический расчет, в том числе разного рода террас, а может быть, и единственное воспоминание о советском прошлом завода Каучук. И легкие белые «крестики».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Портик нового времени
В начале года в новосибирском аэропорте Толмачево открылся терминал С. Масштабный и прозрачный входной зал со светящимися колоннами внутри умело сочетает лаконизм с яркой фотогеничностью WOW-эффекта. Он – и новый фасад всего комплекса, и точка отсчета планируемой реконструкции, по завершении которой Толмачево станет крупнейшим региональным аэропортом России. Рассматриваем здание в контексте модернистских прототипов как Новосибирска, так и Ленинграда: они собираются в отдельную, не лишенную любопытных нюансов, историю.
Шестиглавый
В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.
Китайская симфония
Строительство китайского центра «Парк Хуамин» стало долгой историей, которая завершилась относительно недавно. Здание соседствует с традиционным китайским садом, но оно очень современно, лаконично и технологично, а простые по форме, но эффектные белые ламели обещают когда-нибудь включиться как медиафасад. А еще этот комплекс по-настоящему многофункционален, в его объеме увязаны разные типы жилых помещений, офисы, большой фитнес, конференц-залы и рестораны. В нем можно с комфортом проводить международные форумы, выходя наружу только для того, чтобы прогуляться. Рассматриваем подробно.
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Из тени в свет
В ответ на массу ограничений и значительный для небольшого здания набор функций Музей Новодевичьего монастыря в проекте Владимира Плоткина превратился в легкое, но динамичное пластическое высказывание на тему современной интерпретации исторического контекста, а может быть, даже света и тьмы.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Путь завода
На прошлой неделе в новом центре изучения конструктивизма «Зотов» открылась первая выставка: «1922. Конструктивизм. Начало». Идея создания центра принадлежит Сергею Чобану, а проект ближайших домов, приспособления здания хлебозавода к музейной функции, и дизайн его первой экспозиции архитектор разработал в соавторстве с коллегами по АБ СПИЧ. Мы решили, что такой комплексный проект надо рассматривать целиком – так получился лонгрид о конструктивизме на Пресне, консервации, новациях, многослойном подходе и надежде.
Пластины Багратиона
Обнародован проект нового небоскреба от архитекторов СПИЧ в Москва-Сити. В нем можно увидеть: московские высотки, Чикаго, архитектон Малевича и попытку деконструкции цельного образа московского небоскреба, найденного авторами в недавних предшествующих работах.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Логика жизни
Световая инсталляция, установленная Андреем Перличем в атриуме башен «Федерации», балансирует на грани между математическим порядком построения и многообразием вариантов восприятия в ракурсах.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Изнутри наружу: павильоны вечности
Реконструкция пакгаузов нижегородской Стрелки – они открылись в начале июня как концертный и выставочный залы – стала, без преувеличения, событием года в области как культуры, так и архитектуры. Их история кажется нам образцовой с точки зрения обнаружения, исследования и охраны памятника инженерной мысли XIX века. В то же время решение по приспособлению и экспонированию конструкций пакгаузов, предложенное Сергеем Чобаном – очень смелое, нетривиальное и актуальное. На грани временного, временнОго и вечного.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Похожие статьи
Полезные связи
Zaha Hadid Architects представили проект мастерплана Наполи-Порта-Эст, который призван оживить заброшенные промышленные кварталы Неаполя и соединить их с центральной частью города.
Архитектура в рельефе
Трансформация исторического здания педагогического института в отель и офисы по проекту CBA architectes дала городу Руан новую смотровую площадку.
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.
Ленты и складки
Выставочный центр по проекту Zaha Hadid Architects в Пекине реализован как модульное сооружение, что сократило затраты на строительство и его сроки.
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Ткани и свет
Бюро OMA выполнило экспозиционный дизайн для 2-й Биеннале исламских искусств в саудовском городе Джидда. Архитекторы уже второй раз занимаются оформлением выставок этой биеннале.
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Технологии и материалы
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Сейчас на главной
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Мосты и лестницы
Дом на берегу Волги в Саратовской области архитекторы бюро SNOU снабдили большим количеством террас, которые соединяются воздушными мостами – этот элемент присутствует также и в интерьере. Простым объемам и линейной компоновке противопоставлена скульптурная винтовая лестница, которая позволяет спуститься из спальни или кабинета в сад.
Воронка комикса
Эффективное не всегда должно быть сложным: PR-специалист Кристина Шилова рассказывает, как мини-комикс привлек внимание к архитектурному конкурсу и обеспечил рекордные охваты музею «Дом Китобоя». В коллажной истории спасенная после сноса калининградского Дома Советов панель рассказывает о своем путешествии – и собирает лайки.
Пресса: «Очевидно, что я неудобна. Со мной тяжело работать»...
На вопрос «Как вас сейчас представить?» Елизавета Лихачева ответила кратко: «Искусствовед». Позади шесть лет директором Музея архитектуры, музеефикация дома Мельникова, год и девять месяцев у руля Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Работы достаточно и сегодня. Мы с трудом нашли время для разговора в ее плотном деловом графике.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Классика для статуса
По проекту архитектурной студии AN Architects отель в Великом Новгороде поднял свой статус с трех звезд до уверенных пяти. В интерьерах много мрамора и натурального дерева, номера оформлены в английском стиле, в ресторане же используются русские мотивы: резные наличники, традиционный орнамент, кольчуга.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Акценты для луга
Мы раньше и города такого не знали, Княгинино. А там каждый пятый житель студент, прямо мечта Азимова. Реализованный по проекту ГОРА «Студенческий луг» расположен далековато от университета, зато близко к центру. Главный акцент – покрытая гонтом вышка-«обсерватория». Существенно еще то, что, согласно плану, каждый павильон закреплен за одним из факультетов Нижегородского государственного инженерно-экономического университета.
«Аристократизм, приватность, de luxe… разнообразие»
У Мытного двора в Петербурге не так давно, примерно полгода назад, сменился владелец, класс жилья, проект и архитектор. О проекте мы уже рассказывали по итогам рассмотрения на Градостроительном совете Петербурга. А сегодня беседуем с представителями девелопера о ЖК «Евгеньевский», теперь – de luxe, авторства Евгения Герасимова. Он построен на теме аристократизма и отсылках к разным видам исторической архитектуры, по части которых бюро «Евгений Герасимов и партнеры» – большие мастера.
Полезные связи
Zaha Hadid Architects представили проект мастерплана Наполи-Порта-Эст, который призван оживить заброшенные промышленные кварталы Неаполя и соединить их с центральной частью города.
Архитектура в рельефе
Трансформация исторического здания педагогического института в отель и офисы по проекту CBA architectes дала городу Руан новую смотровую площадку.
Пресса: Советский модернизм, который мы теряем
Общественная дискуссия вокруг судьбы Большого Московского цирка и сноса комплекса зданий бывшего СЭВа вновь привлекла внимание к проблеме сохранения архитектуры послевоенного модернизма
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Здоровый дух
Для спортивной базы в Зеленогорске бюро «Луч» предложило корпуса, которые свободно размещаются в сосновом лесу, гармонируя с ним скатными кровлями, природными материалами и цветовой гаммой. Также проект предусматривает приспособление бывшего финского усадебного дома, сохранившегося на участке.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Стеклянная граница оптимума
Очень маленький дом с оптимальной планировкой – 21 м2 – тем не менее включает две роскошные вещи. Во-первых, сауну, хотя и в виде кабины; во-вторых, угол из структурного стекла, изнутри стекло – от пола до потолка. Вот это, правда, роскошь для дома с фанерным конструктивом, что признает и сам автор.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
Щепотка ностальгии
Кафе-кулинария по проекту студии архитектуры и дизайна OBJCT открылось в Волгограде в здании бывшего Тракторного завода, который сейчас играет роль бизнес-парка. Чтобы воссоздать дух советского времени, архитекторы использовали мозаику, стеклоблоки, растения в кадках, а также терраццо. Фанера и красные акценты сделали интерьер светлым и свежим.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Пресса: Александр Скокан: «Ужас в том, что “Аушвиц” — идеальный...
В начале 1945 года советские войска освободили польский город Освенцим, а с ним и самый известный лагерь смерти, одно из главных свидетельств Холокоста — «Аушвиц». 40 лет спустя архитектор Александр Скокан и художник Иван Лубенников разработали проект реконструкции советского раздела музея-мемориала. Обновленная экспозиция открылась 8 мая 1985 года и просуществовала вплоть до 2013-го, когда ее в очередной раз осовременили. По просьбе «Сноба» публицист, соучредитель и бывший главред архитектурного журнала «Проект Россия» Анатолий Белов встретился с Александром Скоканом, чтобы узнать о правоверном модернизме проектировщиков «Аушвица», искусстве добывать стройматериалы в эпоху позднего застоя и о том, каково жилось в бывшей гостинице для офицеров СС.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Тяга к ремеслу
По проекту бюро KIDZ в Тель-Авиве открылась нео-изакая. Учитывая равнодушие горожан к сложным дизайнерским решениям, архитекторы сосредоточились на материалах, освещении и мебели. Такой подход соотносится с японскими понятиями «шокунин» и «коадавари», означающими искусного мастера и внимание к деталям. Единственным предметом декора стала лаковая миниатюра, найденная на блошином рынке.
Компактное построение
В буколическом окружении рисовых полей престижного района Бали Pererenan, на возвышении с видом на океан, Антон Кочуркин и 8Lines, выиграв конкурс, спроектировали апарт-отель. Его уже начали строить. Особенность проекта – оптимальные компактные планировки, он рассчитан на средний достаток.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.
Большой брат
Жилой комплекс Architecton построен в Екатеринбурге по проекту бюро Archinform на месте техникума 1930-х годов. Снос конструктивистского здания стал потерей для города, которую архитекторы попытались восполнить, сохраняя память места через эксперимент с формой.
Ленты и складки
Выставочный центр по проекту Zaha Hadid Architects в Пекине реализован как модульное сооружение, что сократило затраты на строительство и его сроки.