Филевский Колизей

Центральная часть МФК «Фили Град», построенная архитекторами SPEECH – пример работы с крупной формой и большой плотностью. То и другое удалось подчинить лаконичной замкнутой форме и жесткой структуре линий: они ритмизуют масштаб математически-рационально, предъявляя его городу как своего рода формулу.

mainImg
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
МФК «Фили Град»
Россия, Москва, Береговой проезд, вл. 5

Авторский коллектив:
Авторы проекта: Сергей Чобан, Игорь Членов
Главный инженер проекта: И. Цуканов
Архитекторы проекта: А. Усова (ведущий архитектор), А. Русакова, О. Калугина, А. Христов

2006 — 2014 / 2014 — 2016

Заказчик: ЗАО «МР Групп»
Застройщик: ЗАО «Фили Девелопмент»
ЖК «Фили Град» – часть интенсивно застраивающегося левого берега Москвы-реки, здесь, недалеко от Сити, крупные приречные промзоны сейчас интенсивно превращаются в крупные и высокие, преимущественно жилые, комплексы. До памятника того времени, когда место было селом царских родственников Нарышкиных, знаменитой церкви Покрова, здесь всего около 450 метров по прямой. Первую серьезную трансформацию бывшее предместье претерпело после войны в конце 1950-х, когда здесь выросло несколько кварталов кирпичных пятиэтажек и начал расширяться завод имени Хруничева. Сейчас район, особенно в приречной части и вдоль железной дороги, быстро растет: кругом строительные краны. К югу строится ЖК Западный порт, севернее на территории НПК имени Хруничева, запланирована штаб-квартира компании Роскосмос с небоскребом в качестве акцента; от реки комплекс Фили Града отделяет ЖК Береговой-1, рядом, на месте бетонного завода начинается строительство Берегового-2, комплекса из множества стеклянных пластин и башен.

Ощущение от местности сейчас лучше всего передают строительные краны. Строительство ЖК Западный порт к югу от Шелепихинского моста
Фотография: Архи.ру

ЖК Фили Град находится на границе между этими мастшабными стройками и кварталом пятиэтажек, – и представляет собой фрагмент оформившегося и функционирующегося города в окружении «становящегося», быстрорастущего пространства. Приводящая к нему улица с довольно интенсивным движением все еще носит временное название Проектируемого проезда №1672, но хипстеры и «белые воротнички» здесь уже обитают.
Вид на левый берег Москвы-реки от Шелепихинской набережной. Слева Западный речной порт, справа ЖК Береговой, на первом плане южная часть ЖК Фили Град; здание SPEECH за ним
Фотография: Архи.ру

Фили Град состоит из трех частей – очередей, вытянутых вдоль проезда. Больше 10 лет назад, еще до 2008 года, Сергей Чобан работал с проектами, в которых рассматривал всю территорию целиком. Это давало возможность теснее связать ее с городом и наметить оси, в частности, визуальную связь с церковью Покрова в Филях, – рассказывает архитектор. В другой части нового района планировалась городская высотная башня на углу и площадь-парк внутри квартала. Первый проект был утвержден главным архитектором Москвы, тогда Александром Кузьминым, со вторым SPEECH выиграли закрытый конкурс, проведенный заказчиком.

нет ли картинок этих ранних проектов, может быть, 3-5, включим в группу?
и еще – нужен, наверное, портрет Игоря Членова, поставим его после СЧ вверху
я пока взяла у Люси Малкис! Но она может возмутиться, если это ее картинка. И может быть у вас есть официальный представительный портрет.
И нужны биографии и хотя бы по одной официальной фотографии Членова и Павлова – сделаю на них страницы, раз они теперь партнеры.


После 2008 года изменилась структура собственников проекта, и от прежней территории за бюро SPEECH сохранилась только средняя часть. Возможность сравнительно свободно работать с осями была утрачена, и оказавшись на своего рода «градостроительном острове», архитекторы, по словам Сергея Чобана, в поиске новой пространственной логики предложили застройку, «обращенную внутрь себя – своего рода Колизей».
МФК «Фили-Град». Проект
© SPEECH

Центростремительная стереометрия
Принятое решение позволило «собрать» крупные здания, чья высота достигает максимальной разрешенной отметки 84 метра (этажность 21-24), в компактный и очень цельный овальный объем. Абсолютные размеры плана немного меньше римского Колизея, а высота много больше.

Комплекс объединяет семь башен на общем стилобате, в котором, помимо подземной парковки, спрятан торговый центр с атриумом, выходящий во двор овальным световым куполом. Шесть башен жилые, одна офисная – она ощутимо толще, лестнично-лифтовой холл здесь по правилам проектирования офисных зданий расположен в центре здания, и поэтому оно ощутимо заступает в глубину двора. Первоначально планировалось два офисных корпуса – своего рода пропилеи со стороны улицы. Но в процессе проектирования осталась одна офисная башня и теперь она больше похожа на точку или ушко рукописной буквы «О» .
  • zooming
    1 / 5
    МФК «Фили-Град». Схема плана типового этажа
    © SPEECH
  • zooming
    2 / 5
    МФК «Фили-Град». Схема плана второго этажа с благоустройством
    © SPEECH
  • zooming
    3 / 5
    МФК «Фили-Град». Схема плана первого этажа с благоустройством
    © SPEECH
  • zooming
    4 / 5
    МФК «Фили-Град». Схема плана первого подземного уровня
    © SPEECH
  • zooming
    5 / 5
    МФК «Фили-Град». Схема разреза 1-1
    © SPEECH

Вижу здесь планы проекта, с двумя офисами – возможно есть планы более актуальные? Заменить бы.

Важно, что комплекс – по-настоящему многофункциональный, он объединяет офисы, апартаменты, квартиры и торговлю. В Москве давно говорят о многофункциональности как настоящей добродетели, способной, с определенной долей вероятности, снизить маятниковые миграции, – но как правило на практике дело не идет дальше общественных первых этажей. Здесь же перед нами скорее сингапурский вариант организации города. Цоколь состоит из подземной парковки и ярусов торгового центра, причем пространство верхнего яруса ТРЦ сливается с холлом офисной башни. Так возникают своего рода регистры: офисы, жилье и торговля сосуществуют, но в то же время потоки людей продуманно разведены. Входы в двусветные вестибюли жилых корпусов расположены снаружи, на внешнем контуре, а входы в торговый центр помещены между башнями.

Где-то, как например в благоустроенном дворе, потоки, наоборот, намеренно смешиваются – ради того, чтобы жизнь внутри постоянно «кипела», чтобы общественные пространства, кафе и рестораны были заполнены людьми в любое время суток.

Сила кадрирования
Контур разорван, и в то же время целостен, секции изогнуты по общей кривой и разделены узкими цезурами, которые не нарушают общую линию. Что похоже на решение, предложенное Сергеем Чобаном и Евгением Герасимовым в «Доме у моря» на Крестовском острове, где S-образная спираль состоит из отдельных домов-вилл – и в то же время вторит композиции московского офисного МФК «Лотос» на Одесской улице, он тоже состоит из дугообразных корпусов, но не семи, а трех, расстояния между ними больше, а динамика кружения сильнее.

Ширина разрывов между корпусами в МФК «Фили Град» – от 8 до 15 метров. Они дают свету доступ во двор и служат своеобразными кулисами для окрестных видов, в частности на высотки Москва-Сити, созвучные МФК масштабом, современностью, а башня «Федерация» еще и авторством Сергея Чобана. Створы между башнями похожи на видоискатели, причем они не просто кадрируют восприятие городского пространства, но и переформатируют его в сознании наблюдателя, диктуют пропорции, делая всё вокруг более строгим и подтянутым под стать фасадам.
  • zooming
    1 / 3
    МФК «Фили Град»
    © Дмитрий Чистопрудов/SPEECH
  • zooming
    2 / 3
    МФК «Фили Град»
    © Дмитрий Чистопрудов/SPEECH
  • zooming
    3 / 3
    МФК «Фили Град»
    © Дмитрий Чистопрудов/SPEECH

Структурный рисунок
Фасадная сетка в целом вписывается в концепцию современной «очищенной» версии ар-деко – направления, которое появилось в тридцатые годы XX века и решало, в основном, две проблемы: гармоничного применения схем классической архитектуры к зданиям много большего, чем для неё привычно, масштаба – и поиска новых методов украшения таких зданий. Один из характерных способов работы с масштабом – так называемый большой ордер, многим обязанный Андреа Палладио и позволяющий объединять несколько этажей: «к примеру, как в лоджии дель Капитаньо в Виченце», – замечает Сергей Чобан. В 1930-е большой ордер становится все популярнее, и объединяет уже не 2-3 яруса, а все 5 или 6, как в доме Жолтовского на Моховой или в доме общества «Динамо» Фомина (прием, использованный Сергеем Чобаном в деловом комплексе «Аквамарин» на Озерковской набережной). К этому времени в «готических» версиях чикагских небоскребов вертикали свободно могут вытягиваться на всю высоту, объединяя окна в длинные вертикали, что, собственно и происходит в доме-колонне Лооса, где окна гипотетического небоскреба встроены в желобки гигантских по определению каннелюр.

Так что популярный современный прием объединения окон в вертикальные группы имеет довольно значительную историю, но только в конце 2000-х он закрепился как альтернатива ленточным и квадратным окнам и стал распространенным приемом. Пожалуй не будет преувеличением сказать, что главными законодателями тенденции к объединению окон по два и по три по вертикали стали Сергей Чобан и SPEECH, нередко предпочитающие приемы латентно-классичные. Вот и внешний округлый бок офисной башни «Кутузов» с ровными регулярными проемами входов – остро перекликается с входной группой стадиона ФК «Краснодар», построенной архитекторами SPEECH совместно с немецким бюро gmp и также прозванный «Колизеем».
МФК «Фили-Град», проект
© SPEECH

Когда и форма, и рисунок так отчетливо-строги, каждое изменение ритма хорошо считывается и, как кажется, должно нести определенный месседж. Так, сетка офисного корпуса объединяет всего по два окна. Фасады жилых домов ведут себя иначе, они, как будто противореча регулярности офисного здания, проявляют вольности, сгущая и разрежая линии. Белые тонкие горизонтальные тяги объединяют то три этажа, то четыре, а то и все шесть – даже удивительно, как им удается сойтись в одну линию внизу, над цокольным ярусом, и вверху, отсекая условный «аттик». В единую высоту которого, заметим, поместилось три офисных этажа и четыре жилых, из-за разной высоты потолков. Однако между «верхом» и «низом» горизонтали то теряют своих «соседок», то находят новых, причем к заострениям овального плана все линии сгущаются, а на пологих сторонах становятся более разреженными, интерпретируя таким образом энергетику скругления.
  • zooming
    1 / 8
    МФК «Фили Град»
    © Дмитрий Чистопрудов/SPEECH
  • zooming
    2 / 8
    МФК «Фили Град»
    © Дмитрий Чистопрудов/SPEECH
  • zooming
    3 / 8
    МФК «Фили Град»
    © Дмитрий Чистопрудов/SPEECH
  • zooming
    4 / 8
    МФК «Фили Град»
    © Дмитрий Чистопрудов/SPEECH
  • zooming
    5 / 8
    МФК «Фили Град»
    © Дмитрий Чистопрудов/SPEECH
  • zooming
    6 / 8
    МФК «Фили Град»
    © Дмитрий Чистопрудов/SPEECH
  • zooming
    7 / 8
    МФК «Фили Град»
    © Дмитрий Чистопрудов/SPEECH
  • zooming
    8 / 8
    МФК «Фили Град»
    © Дмитрий Чистопрудов/SPEECH

Кроме того, на фасадах жилых домов появляется некоторый намек – не на колонны, конечно, – а на пилястры, или лопатки: вертикали, которые «сшивают» объемы по высоте. Сплошные белые полосы обозначают лестнично-лифтовые холлы на фасадах жилых домов, подчеркивают и усиливают основное направление рисунка. Им вторят черные полосы – декоративный элемент, добавленный ради равновесия. Часть межоконных вертикалей покрыта не белой, а черной керамикой в обрамлении тонких белых полос, подчеркивающих тонкость и неоднородность рисунка, придавая ему глубину.

Глазурные узоры
Теперь о декорировании. Крупная ортогональная графика, способная оптически структурировать масштабные корпуса, требует, если мы говорим о развитии идей ар-деко, внимания к деталям и визуальному качеству поверхности. В данном случае оно достигнуто использованием экструдированной керамики со скрытым кляммером немецкой компании Moeding. «К сожалению, в России керамическую облицовку такого качества никто пока не производит, а жаль, стоило бы», – говорит Сергей Чобан. Полые плиты толщиной до 3 см выпускают на конвейере, что позволяет создать на лицевой поверхности рельеф с разнообразным, легко стыкующимся рисунком: в филевском комплексе использованы волны, насечки, дорожки. Горизонтальные швы проявлены, вертикальные уменьшены на стыках. Глазурью в данном случае покрыта не только лицевая сторона, но и торцы плит – городская копоть будет легче смываться дождем и не будет прилипать к фасаду.

В результате этого и других ноу-хау появляется ощущение массивности стен, глаз насыщается, возникает должный баланс порядка и сложности. Рисунок строг, но его восприятие многообразно, и он не становится скучным при приближении. Благородный, отталкивающий грязь материал позволил наделить значительную часть поверхностей рельефом и он же обеспечил чистоту графичного контраста белого и черного, оттененных напоминающим известняк палевым цветом керамики и темно-серым стемалита между окнами. Горизонтальное рифление черных вертикалей перекликается с металлическими решетками балконов – заметим, что полосатый рельеф стал символом комплекса, на штриховом фоне теперь написаны номера домов и подъездов.
  • zooming
    1 / 6
    МФК «Фили Град»
    © Дмитрий Чистопрудов/SPEECH
  • zooming
    2 / 6
    МФК «Фили Град» © Дмитрий Чистопрудов/SPEECH
    © Дмитрий Чистопрудов/SPEECH
  • zooming
    3 / 6
    МФК «Фили Град
    © Дмитрий Чистопрудов/SPEECH
  • zooming
    4 / 6
    МФК «Фили Град»
    © Дмитрий Чистопрудов/SPEECH
  • zooming
    5 / 6
    МФК «Фили-Град»
    © SPEECH
  • zooming
    6 / 6
    МФК «Фили Град»
    © Дмитрий Чистопрудов/SPEECH

Пятый фасад
Двор с высоты коптера напоминает перстень: в центре крупный «камень», он же граненый овал стеклянный кровли атриума ТРЦ, – элемент, поддерживающий центральную ось всей композиции. Вокруг него, как подобие оправы, вьется деревянная тропинка, частью приподнятая на опорах, частью встроенная в мощение двора, отчего восприятие пространства становится многоуровневым. Дорожка огибает песочницу, беседку, несколько световых фонарей и вентшахт. Где-то на газон спускаются ступени амфитеатра, где-то на тропинке вырастает изогнутая скамейка, а там, где деревянный настил приподнимается, к нему пристыкована детская горка-труба. Пространство двора невелико по сравнению с домами, но использовано с большой эффективностью, функции распределены и переплетены, границы между ними не очень считываются: вот идешь по деревянной тропке, а вот – по траве; даже песочница не отгорожена бордюром. Стеклянный, светящийся по вечерам выступ в центре, обсаженный по-французски стрижеными деревьями, – и тот придает пространству «сингапурскую» интригу, подчеркивая многоярусность и многофункциональность комплекса. Словом, двор подтянут и ухожен, синергичен окружающим его домам.
  • zooming
    1 / 6
    МФК «Фили Град»
    © Дмитрий Чистопрудов/SPEECH
  • zooming
    2 / 6
    МФК «Фили Град»
    © Дмитрий Чистопрудов/SPEECH
  • zooming
    3 / 6
    МФК «Фили Град»
    © Дмитрий Чистопрудов/SPEECH
  • zooming
    4 / 6
    МФК «Фили Град»
    © Дмитрий Чистопрудов/SPEECH
  • zooming
    5 / 6
    МФК «Фили Град»
    © Дмитрий Чистопрудов/SPEECH
  • zooming
    6 / 6
    МФК «Фили Град»
    © Дмитрий Чистопрудов/SPEECH

Итак, вторая очередь МФК «Фили Град», построенная архитекторами SPEECH, с одной стороны, очень характерна для сегодняшней Москвы, стремящейся к сверхплотности. И между тем одно дело – сокрушаться о растущем масштабе города, и совсем другое – взять эти, максимальные для данной территории квадратные метры, объемы и высотность, и найти для них подходящую, адекватную форму. Ясную и бескомпромиссную, чуждую бесплодных попыток сделаться незаметной. Заявляющую о себе простотой целостной формы и тонкостью тщательно отделанных деталей, стройностью рисунка, светящейся белизной – все это ярко выделяет дом в контексте пестрых и терракотовых соседей, делает его пластическим ориентиром, запоминающимся элементом разномастной среды. Хотя визуальную, градостроительно-осевую связь с церковью Покрова выстроить не удалось, здесь как будто возникает перекличка, основанная на идейной преемственности: среди изб, амбаров и даже теремов конца XVII века башенная центрическая церковь заявляла о себе не менее звучно, чем белый овал МФК сейчас среди своих масштабных соседей.

Нас не должна обманывать интровертность и обтекаемость круглящейся формы: здание со всей определенностью заявляет о своем столичном масштабе, новом ритме «Третьего Рима» – мегаполиса, растущего очень быстро, города, с которым мы пока еще только знакомимся.
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
МФК «Фили Град»
Россия, Москва, Береговой проезд, вл. 5

Авторский коллектив:
Авторы проекта: Сергей Чобан, Игорь Членов
Главный инженер проекта: И. Цуканов
Архитекторы проекта: А. Усова (ведущий архитектор), А. Русакова, О. Калугина, А. Христов

2006 — 2014 / 2014 — 2016

Заказчик: ЗАО «МР Групп»
Застройщик: ЗАО «Фили Девелопмент»

31 Декабря 2022

СПИЧ: другие проекты
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Чикагские лауреаты 2024
Премия The International Architecture Awards отметила сразу семь российских проектов – четыре из них стали победителями в различных номинациях, еще три удостоились почетного упоминания. Рассказываем о каждом.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Портик нового времени
В начале года в новосибирском аэропорте Толмачево открылся терминал С. Масштабный и прозрачный входной зал со светящимися колоннами внутри умело сочетает лаконизм с яркой фотогеничностью WOW-эффекта. Он – и новый фасад всего комплекса, и точка отсчета планируемой реконструкции, по завершении которой Толмачево станет крупнейшим региональным аэропортом России. Рассматриваем здание в контексте модернистских прототипов как Новосибирска, так и Ленинграда: они собираются в отдельную, не лишенную любопытных нюансов, историю.
Шестиглавый
В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Путь завода
На прошлой неделе в новом центре изучения конструктивизма «Зотов» открылась первая выставка: «1922. Конструктивизм. Начало». Идея создания центра принадлежит Сергею Чобану, а проект ближайших домов, приспособления здания хлебозавода к музейной функции, и дизайн его первой экспозиции архитектор разработал в соавторстве с коллегами по АБ СПИЧ. Мы решили, что такой комплексный проект надо рассматривать целиком – так получился лонгрид о конструктивизме на Пресне, консервации, новациях, многослойном подходе и надежде.
Пластины Багратиона
Обнародован проект нового небоскреба от архитекторов СПИЧ в Москва-Сити. В нем можно увидеть: московские высотки, Чикаго, архитектон Малевича и попытку деконструкции цельного образа московского небоскреба, найденного авторами в недавних предшествующих работах.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Логика жизни
Световая инсталляция, установленная Андреем Перличем в атриуме башен «Федерации», балансирует на грани между математическим порядком построения и многообразием вариантов восприятия в ракурсах.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Изнутри наружу: павильоны вечности
Реконструкция пакгаузов нижегородской Стрелки – они открылись в начале июня как концертный и выставочный залы – стала, без преувеличения, событием года в области как культуры, так и архитектуры. Их история кажется нам образцовой с точки зрения обнаружения, исследования и охраны памятника инженерной мысли XIX века. В то же время решение по приспособлению и экспонированию конструкций пакгаузов, предложенное Сергеем Чобаном – очень смелое, нетривиальное и актуальное. На грани временного, временнОго и вечного.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Энергетика эксприматики
Павильон, реализованный по проекту Сергея Чобана на всемирной ЭКСПО 2020 в Дубае, – яркое и цельное архитектурное высказывание, образность которого восходит к авангардным графическим экспериментам Якова Чернихова, но допускает множество трактовок. Павильон похож и на купольный храм, и на кружащуюся «Планету Россия», и на голову матрешки. Тем более что внутри, в ядре экспозиции – мозг. Внимательно рассматриваем и трактовки, и нюансы реализации.
Похожие статьи
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Технологии и материалы
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
Сейчас на главной
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Призы Архитектона
В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.
Курганы, вепсы и трилобиты
Выставка «Область», открытая на «Архитектоне», представляет собой сумму впечатлений об отдаленных уголках Ленинградской области, которую группы студентов открывали для себя во время трехдневных экспедиций под руководством опытных проводников-архитекторов. Здесь вы не увидите дворцов, церквей и готовых решений, зато точно почувствуете азарт первооткрывателя и подивитесь миру, лежащему по ту сторону градостроительства. Предлагаем небольшой путеводитель по экспозиции.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Сад знаний
Бюро UNK architects и UNK design создали интерьеры кампуса «Летово. Джуниор» при участии NF studio, которая отвечала за образовательную технологию, учитывающую потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Серебряные коньки
Офисный квартал STONE Калужская сопровождают два жилых дома, что делает комплекс, а это именно он, взвешенным с функциональной точки зрения. Архитекторы Kleinewelt сделали дома серебристыми под стать офисным корпусам. В чем сходство, в чем отличия и при чем тут «Серебряные коньки» – читайте в нашем материале.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.