Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
«Северсталь» производит сталь и металлопрокат более 60 лет, в портфолио компании – объекты такого уровня как Западный скоростной диаметр, «Лахта Центр», стадионы Чемпионата мира по футболу 2018, «Сколково», Русский мост. В этом году компания, отвечая на запросы рынка, запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Покрытые слоем искусственно контролируемой «ржавчины», эти поверхности устойчивы к внешним воздействиям – и обладают живой естественной фактурой и цветом, который со временем набирает глубину. 
  • zooming
    Физкультурно-оздоровительный комплекс в Стрельне. Атмосферостойкая сталь Forcera, концерн «Северсталь»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    Физкультурно-оздоровительный комплекс в Стрельне. Атмосферостойкая сталь Forcera, концерн «Северсталь»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

 
 
Один из недавних объектов, на фасадах которого использована атмосферостойкая сталь Forcera – физкультурный комплекс в Стрельне, на территории ЖК Veren Village, недавно отмеченном общероссийской архитектурной премией «Хрустальный Дедал». 


Первоначальный проект предполагал облицовку из композитных панелей, имитирующих цвет и фактуру дерева, однако заказчик остановился на атмосферостойкой стали.  Для 545 м2 фасадов была использована Forcera, а ламели обшиты листами из стали Cor-Ten – такое совмещение продуктов сделало объект еще более интересным с точки зрения архитектуры. Скульптурный и яркий объем ФОК выделяется на фоне домов с кирпичными фасадами и кровлей из фальцевого металла, играя роль локальной доминанты, не подавляющей свое окружение. 

Раис Баишев, Елена Копытова,
АБ «Остоженка»:
zooming

«Да, первоначально мы планировали фасады из композитного материала с фактурой дерева. Но считаем решение, принятое заказчиком Veren Village, неожиданным и приятным подарком. Нам, авторам проекта, понравился результат – атмосферостойкая сталь обладает привлекательной фактурной, живой и яркой поверхностью. Разнообразная «бархатная» облицовка акцентировала форму, объем стал более цельным, лучше проявилось его отличие от жилых домов комплекса. Здание привлекает взгляды, создает удачный контраст и повышает визуальное качество среды в целом. 

Надо сказать, это один из редких случаев, когда решение о смене материала, принятое в процессе реализации проекта, оказало позитивное влияние на результат. Как известно, нередко процесс идет по пути экономии, причем баланс стоимости и ущерба оказывается негативным: сэкономили чуть-чуть, а испортили много. В данном случае получилось наоборот – это радует». 
  • zooming
    1 / 6
    Физкультурно-оздоровительный комплекс в Стрельне. Атмосферостойкая сталь Forcera, концерн «Северсталь»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    2 / 6
    Физкультурно-оздоровительный комплекс в Стрельне. Атмосферостойкая сталь Forcera, концерн «Северсталь»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    3 / 6
    Физкультурно-оздоровительный комплекс в Стрельне. Атмосферостойкая сталь Forcera, концерн «Северсталь»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    4 / 6
    Физкультурно-оздоровительный комплекс в Стрельне. Атмосферостойкая сталь Forcera, концерн «Северсталь»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    5 / 6
    Физкультурно-оздоровительный комплекс в Стрельне. Атмосферостойкая сталь Forcera, концерн «Северсталь»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    6 / 6
    Физкультурно-оздоровительный комплекс в Стрельне. Атмосферостойкая сталь Forcera, концерн «Северсталь»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

***

Российская атмосферостойкая сталь: технология

Отличие российской атмосферостойкой стали компании «Северсталь» от зарубежных аналогов, прежде всего, в сырье. Производитель использует местную железную руду, кокс собственного производства, известняк и легирующие элементы, технология же соответствует российским и международным стандартам. «Северсталь» предлагает различные марки атмосферостойкой стали, среди которых:
  • горячекатаный прокат 14ХГНДЦ, произведен по стандарту ГОСТ: толщина 2,0-50,0 мм, крупная текстура патины, подходит для инфраструктурных объектов;
  • горячекатаный травленый прокат А606, произведен по американскому стандарту ASTM: толщина 2,0-5,2 мм, мелкая текстура патины, используется в архитектурных и художественных проектах;
  • холоднокатаный прокат А606 марка стали 45, произведен по стандарту СТО: толщина 0,5-3,0 мм, мелкая текстура патины, наилучшим образом подходит для внешней и внутренней отделки зданий.
Патинированная сталь в России: микроистория
В нашей стране атмосферостойкую сталь начали применять в 2000-е годы, и одним из первых авторов, открывших для себя и горожан возможности этого материала, был Сергей Скуратов.
Жилой Комплекс «Арт хаус»
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

Дом Art House (2006–2012) в Тессинском переулке непротиворечиво сочетает рельефный и многотоновый кирпич ручной работы – на нем так живописно лежит снег зимой – и кортеновую поверхность въезда в парковку, вентвыхода подземного пространства и подпорной стенки со стороны Тессинского переулка. Архитектор подчеркивает, что выбор такого сочетания был нацелен на максимальную брутальность, «лофтовость» дома в ответ на его артхаусное название. Требовалось создать живую, сложную и в то же время не-гламурную поверхность.
  • zooming
    Жилой Комплекс «Арт хаус»
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    Жилой Комплекс «Арт хаус»
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Затем, что, если говорить о работах Сергея Скуратова, среди них встречаются как вкрапления «ржавчины» в малых формах – к примеру в ЖК «Садовые кварталы» в Хамовниках: здесь, в частности, на кортеновой стеле при входе на внутреннюю площадь разместилась редкая для московской архитектуры вещь – подпись архитектора. Это справедливо, она там должна быть, поскольку комплекс – едва ли не первый из московских ЖК со сложным, многоуровневым общественным пространством, в котором приватные зоны сочетаются с городскими в рамках достаточно сложной, но продуманной многоуровневой режиссуры. Кортеновые стелы здесь поддерживают «дорогу в школу» – легкий навесной переход, связывающий в верхнем уровне все дворы. Кортен предполагался в нижнем ярусе здания школы Садовых кварталов – в последнем конкурсном варианте 2020 года. 
  • zooming
    ЖК «Садовые кварталы»
    Фотография: предоставлена АБ Сергей Скуратов architects
  • zooming
    ЖК «Садовые кварталы»
    Фотография: предоставлена АБ Сергей Скуратов architects

Очень много кортена предполагал проект ГМИИ имени А.С. Пушкина, предложенный Сергеем Скуратовым на конкурсе 2014 года. В 2015–2016 появляется проект «самого кортенового» дома в лоте №2 на бульваре ЗИЛАРТа: фасад одного из корпусов полностью кортеновый, и снаружи, и со двора. 
Жилой комплекс ЗИЛАРТ, лот №2. Сталь SSAB
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс ЗИЛАРТ, лот №2. Сталь SSAB
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Сергей Скуратов ARCHITECTS

В лоте №1 из кортена – «хвост кометы», часть восточного фасада: поначалу она была совершенно оранжевой. Там же из «заржавленного железа» исполнен очень любопытный козырек над въездом в парковку, с крупными конусными фонарями, верхнюю часть которых можно увидеть по дворе. Под этим козырьком нередко проводят фотосессии, настолько оригинальным получилось пространство. 
  • zooming
    Садовые кварталы, лот №1. Сталь SSAB
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    Садовые кварталы, лот №1, въезд в подземную парковку и фонари верхнего света в кортене. Сталь SSAB
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Сергей Скуратов ARCHITECTS

Безусловно, кортен – очень выигрышный материал. Я полюбил его давно – когда увидел скульптуры Ричарда Серра в музее Гуггенхайма и его же гигантские объекты в Париже. И работы с металлом Ансельма Кифера. Материал выразительный, глубокий, цвет и фактура меняются на протяжении жизни и в то же время сохраняют, в определенных рамках, заданный первоначально тон.
 
С моей точки зрения кортен – прежде всего материал современного искусства, абстрактной скульптуры, живописи и объектов. Можно, вероятно, сказать, что он приближает архитектуру к современному искусству, усложняет ракурс, позволяет уйти от прямолинейного высказывания. Поверхность меняется, живет, эта жизнь оставляет следы, как-то «документируется». Один цвет смешивается с другим, возникают случайные линии, пятна. Есть художники, которые выстраивают свои объекты на таком смешении оттенков. Иногда это бывает очень интересно.

Мне не нравится глянец и не нравится полированная сталь. Мне ближе живые поверхности, способные развиваться, добавлять живописные оттенки, лессировки. В которых, скажем так, содержится будущая жизнь и потенциал – пусть нюансированных – но трансформаций. Вспоминается из детства: чуть наклонная ржавая поверхность, покрытая снегом или льдом. Она похожа на кору старого дерева; это сильное тактильное переживание – когда проводишь рукой по холодной поверхности и пальцы цепляются, под снегом, за шершавую ржавчину. Или вытаскиваешь, с некоторым усилием, некую ржавую железяку из-под снега. В нем есть ностальгия – не зря на протяжении второй половины XX века ржавчину связывали не только со старением, но и с воспоминанием как таковым, и с вечностью... Этот, образно говоря, «траченый временем» материал осмысленно появляется там, где автору хочется сказать и сделать нечто большее, нежели просто предъявить миру полезность и уместность.
 
С другой стороны, атмосферостойкая сталь материал сложный, капризный, для архитектора – подчас непредсказуемый. Он требует ответственности, культуры и опыта работы: как от автора проекта, так и от исполнителя. Необходимо много внимания и усилий при авторском надзоре. Образец, который производитель показывает при выборе материала, не всегда точно соответствует тому, что мы получаем в итоге. Нужно прогнозировать, оценивать вероятности, наблюдать и контролировать, не забывать о том, что ты отвечаешь за то, что получится в результате. Иными словами, если работаешь с этим материалом, важно приложить максимум сил, знаний и опыта для того, чтобы объект, в конечном счете, ответил ожиданиям автора.

Однако есть и практические плюсы: лист толщиной 2 см может служить одновременно финишным элементом фасада и его конструктивной основой, он не требует дополнительного каркаса, в отличие от тонкой полированной стали или алюминия.

  • zooming
    1 / 3
    Объект Ричарда Серра в музее Гуггенхайма
    Фотография © Сергей Скуратов
  • zooming
    2 / 3
    Объект Ричарда Серра в музее Гуггенхайма
    Фотография © Сергей Скуратов
  • zooming
    3 / 3
    Объект Ричарда Серра в музее Гуггенхайма
    Фотография © Сергей Скуратов

 
Пламя: как рождается атмосферостойкая сталь

В целом процесс изготовления атмосферостойкой стали такой же, как и обычной: сначала производится чугун – железная руда, кокс, известняк нагреваются в доменной печи до температуры 2000°C. Затем в конвертерной печи варится сталь, разливается в слябы, раскатывается в лист. Свои особенные свойства материал приобретает благодаря химическому составу и виду термической и механической обработки.

При упоминании атмосферостойкой стали зачастую на ум приходит всем известная нержавейка, которая используется для производства пищевого оборудования, бытовой техники, столовых приборов, хирургических инструментов. Но она значительно отличается по химическому составу. Привычная нержавеющая сталь содержит до 25%  «не железных» компонентов – хрома, никеля, титана. Атмосферостойкие стали – низколегированные. Они содержат менее 0,2% углерода и в общей сложности менее 5% легирующих элементов – меди, хрома, никеля, фосфора, кремния и марганца. Как и обычные углеродистые стали, атмосферостойкие окисляются, но благодаря химическому составу это процесс происходит гораздо медленнее и в какой-то момент останавливается. 
zooming
Арт-объект «Котенок с мячом», художник и скульптор Дмитрий Нечепуренко. Сталь Forcera
© Изображение предоставлено «Северсталь»
Арт-объект «Котенок с мячом», художник и скульптор Дмитрий Нечепуренко. Сталь Forcera
© Изображение предоставлено «Северсталь»
Оттенить реальность
И все же самое распространенное применение кортена – в малых формах и даже интерьерах. Самым свежим примером может служить общественное пространство в первом ярусе Центра «Зотов», ранее хлебозавода №5, а теперь центра исследования конструктивизма. Его интерьер реставрирован по руководством Сергея Чобана, который поставил перед собой задачу максимально сохранить все внутри на дату начала работы – 2018 год, добавив лишь необходимое. В хлебозаводе перфорированная кортеновая стена скрывает ядро, в котором расположено инженерное, в том числе вентиляционное, оборудование – техника, необходимая для работы музейного пространства. Кроме того бархатистая кортеновая фактура оттеняет натурально-исторические, во множестве заплаток, кирпич и бетон стен и полотка: будучи в основе своей брутальным материалом, он между тем парадоксально актуален, по-современному гламурен и хорошо подходит для центра, связанного с исследованием истории искусства модернизма. 
Центр изучения конструктивизма «Зотов»
Фотография: Архи.ру
Центр изучения конструктивизма «Зотов»
Фотография: Архи.ру
Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ

Сергей Чобан, между тем, как мы помним, автор второго во времени и самого крупного по размерам здания с кортеновыми фасадами – БК «Феррум» в Петербурге. Он состоит из двух корпусов, выстроенных неподалеку от БЦ «Бенуа», который когда-то прославил Сергея Чобана в России, здания с фасадами из стекла, на которое методом шелкографии были нанесены эскизы театральных костюмов Александра Бенуа. 

БЦ «Феррум», завершенный в 2021 году, не менее оригинален, но еще и экспрессивно брутален: два его корпуса 4500 м2 и 11 000 м2, оплетены рельефной сеткой объемных, крупных кортеновых полос. Пройти мимо такого здания, на заинтересовавшись, невозможно: оно активнейшим образом работает с пространством вокруг себя, оно скульптурно.

«Управляемая ржавчина» хорошо оттеняет многоцветье ближайших построек (их автор тоже Сергей Чобан) – в то время как золотистая поверхность входных лоджий, в свою очередь, уравновешивает кортен. Снаружи он, получается, заводской – ржавый, но на срезе-то золотой. 
  • zooming
    1 / 7
    Бизнес-центр Ferrum, сталь SSAB
    Фотография © Илья Иванов
  • zooming
    2 / 7
    Бизнес-центр Ferrum, сталь SSAB
    Фотография © Илья Иванов
  • zooming
    3 / 7
    Бизнес-центр Ferrum, сталь SSAB
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Tchoban Voss Achitekten
  • zooming
    4 / 7
    Бизнес-центр Ferrum, сталь SSAB
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Tchoban Voss Achitekten
  • zooming
    5 / 7
    Бизнес-центр Ferrum, сталь SSAB
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Tchoban Voss Achitekten
  • zooming
    6 / 7
    Бизнес-центр Ferrum, сталь SSAB
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Tchoban Voss Achitekten
  • zooming
    7 / 7
    Бизнес-центр Ferrum, сталь SSAB
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Tchoban Voss Achitekten

Одно из основных преимуществ кортена для меня как для архитектора заключается в том, что он изначально обладает живой неоднородной поверхностью, которую другие материалы приобретают только с течением длительного времени. Бархатность, мягкость тональных переходов хорошо сочетаются с любой формой объекта.

Использование кортена уместно везде, в интерьере и ландшафте, на фасадах зданий. Но, безусловно, применение этого материала необходимо каждый раз обосновывать – например, скульптурной формой поверхности или определенными смысловыми параллелями. Этот материал – сильное и иногда даже слишком плакатное средство, и при поспешном и чересчур повсеместном употреблении его применение может казаться данью моде.

 
Химия: патина в оттенках дождя

Атмосферостойкая сталь поставляется в виде рулона, ленты или листа – и на строительной площадке ее сложно отличить от обычной стали. Трансформация происходит позже: под естественным воздействием осадков, влажности, примесей в воздухе.

Под влиянием различных  факторов на поверхности стали образуется слой гидрата окиси железа, то есть ржавчины. У обычной стали этот слой пористый, а скорость окисления со временем увеличивается и приводит к полному разрушению металла.

У атмосферостойкой стали все наоборот: скорость коррозии в определенный момент замедляется до нанопоказателей, а слой ржавчины превращается в барьер, который надежно защищает «сердцевину» от кислорода, влаги и грязи. Это происходит за счет обогащения оксида железа сульфатами тех самых легирующих элементов: меди никеля или хрома. 
cic =

Ирина Ванхонен, эксперт компании «Северсталь»

У каждого элемента своя роль. Медь повышает адгезию, прочность и эластичность патины. Фосфор действует как катализатор для меди и повышает начальную реакционную способность атмосферостойких сталей, что приводит к равномерному распределению коррозии без пятен, придает патине однородный вид, а также ускоряет «заживление» при случайном повреждении оксидного слоя. Хром и никель способствуют образованию нерастворимых основных сульфатов, которые снижают пористость оксидного слоя, обеспечивая защиту базовой поверхности металла от воды и кислорода. Хром, никель и кремний также улучшают механические характеристики стальной основы.

Для формирования патины требуется чередование влажной и сухой погоды. Влага способствует созданию оксидного слоя, а в результате его высыхания образуется стойкий слой с низкой проницаемостью – защитная патина. Ее внешний вид зависит от времени, температуры, влажности, концентрации в воздухе диоксида серы и хлоридов. В городских условиях, например, патина приобретает более темный цвет, а поверхности, подверженные воздействию непогоды, будут иметь более мелкое зерно, чем защищенные. Промышленные выбросы и выхлопы увеличивают скорость развития патины, поскольку, оседая на поверхности металла, они удерживают влагу и соли. Также ускорить процесс патинирования можно с помощью химической обработки. 

Как показывают исследования, проведенные в различных научных институтах, в первые три года эксплуатации толщина листа атмосферостойкой стали теряет с внешней стороны не более 18 микрон, далее потеря снижается до 2 микрон в год. Для досконального изучения свойств материала «Северсталь» проводит совместные испытания с Московским институтом стали и сплавов, Санкт-Петербургским политехническим университетом, ЦНИИПСК имени Мельникова. 

Узнать больше о производстве, свойствах атмосферостойкой стали и нюансах ее эксплуатации можно из вебинара и презентации, подготовленных компанией «Северсталь». 
Детали в пространстве
Одна из самых благодарных сфер применения кортена – ландшафт. Он естественен по определению, следы потоков дождя в окружении растений выглядят правильно. Одним из первых в России кортен использовал Юрий Григорян – к примеру, в Гончаровском парке-сквере, где из атмосферостойкой стали сделан все входы и тонкий лепесток техпомещения; в корке зимнего льда он удивительно устойчив. Работа того же автора – амфитеатр в начале набережной ЗИЛАРТа.
Техпомещение в Гончаровском парке. Авторы проекта благоустройства – АБ Меганом
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Техпомещение в Гончаровском парке. В корке зимнего льда особенно эффектно. Авторы проекта благоустройства – АБ Меганом
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Другой пример, чуть более поздний – парк Тюфелева роща в ЗИЛАРТе, предложенный Джери ван Эйком. Его по периметру опоясывает брутальная, с острыми носами по краям, структура из кортена – не навес и на большем протяжении даже не дорожка для прогулок, а просто «ржавый скелет», объединяющий, тем не менее, парк своим парадоксальным хребтом. 
Парк Тюфелева роща, 2019. i!melk; Джери ван Эйк
Фотография: Архи.ру

Атмосферостойкая сталь все чаще используют и при создании малых форм: пространство «Брусницын» в Петербурге украшает фигура «рыжего» слона, вход в соседний Севкабель порт отмечает портал из кортена, скульптуры «Шишка» можно заметить в Иннополисе и многих других городах. Эффектно смотрятся плоские или ландшафтные перфорированные фигуры, а также поверхности, обработанные лазерной резкой. 
Ландшафтные скульптуры из стали Forcera
© Изображение предоставлено «Северсталь»

А чего стоит недавняя инсталляция в городе Сянъян, изображающая с помощью заржавленной поверхности стали следы от протекторов на дороге, полной грязи, который в Сянъяне уже, видимо, мало. 
Объект паблик-арта «Отпечаток» / Imprint
Фотография © Jin Weiqi. Предоставлено Field Conforming Studio
Объект паблик-арта «Отпечаток» / Imprint
Фотография © Jin Weiqi. Предоставлено Field Conforming Studio
Атмосферостойкую сталь благодаря ее фактуре используют в качестве акцента в интерьерных проектах. В ресторане Cho, спроектированном бюро KIDZ, внимание притягивают объемные панели с тремя цветами оксидирования: желтоватым, коричневым и насыщенно-темным. В кафе «Слой», расположенном в БЦ Ferrum, лента из стали дает парадоксальное сочетание легкости и брутальности. По словам архитекторов, фактура атмосферостойкой стали не надоедает, поскольку меняется с каждым сезоном и в зависимости от освещения. 
Карта из стали Forcera и стабилизированного мха, изготовленная компанией Steelmasters
© Изображение предоставлено Steelmasters

Далее мы бы хотели дать слово еще нескольким архитекторам, которые в своих проектах используют атмосферостойкую сталь.  
cic =

Петр Советников и Вера Степанская, Katarsis Architects

У нас в стране ржавое всегда смотрится органично, и мы бы хотели использовать сталь Forcera в своих проектах как можно чаще. Правда пока, к сожалению, у нас был только один случай, когда довелось столкнуться с этим замечательным материалом на практике.

Проект смотровой площадки в виде креста, расположенной в Мурманске, на сопке с панорамным видом на порт, должен стать не только знаковым местом для этого фантастического города, но и мостом между небом и землей, средством общения со Вселенной и символом надежды. Проект пока не реализован, но мы уверены в его воплощении в будущем.
 
Опыт проектирования с использованием атмосферостойкой стали сам по себе увлекателен. Тонкостей много – это и несовместимость с черным металлом (сварку с каркасом, при его наличии, стоит делать через нержавейку), и специфика хранения и монтажа, и специальные сварочные присадки, и сертифицированный крепеж. В общем, при проектировании, стоит особенно тщательно продумывать все узлы. Это вещь не так проста, как может показаться.

Но результат однозначно стоит потраченных усилий, потому что в конечном итоге материал может жить очень долго, красиво старея.

  • zooming
    1 / 4
    Смотровая площадка в Мурманске, макет.
    © Изображение предоставлено АБ Katarsis
  • zooming
    2 / 4
    Смотровая площадка в Мурманске, макет.
    © Изображение предоставлено АБ Katarsis
  • zooming
    3 / 4
    Смотровая площадка в Мурманске, макет.
    © Изображение предоставлено АБ Katarsis
  • zooming
    4 / 4
    Смотровая площадка в Мурманске, макет.
    © Изображение предоставлено АБ Katarsis

cic =

Мария Яско, архитектор

Сталь как рабочий материал очень интересна. На мой взгляд, архитекторы будут сохранять дружественный настрой по отношению к ней долгое время – за возможность реализовывать объемные композиции не только прямых, но и плавных форм, а также за эстетическую ценность.

Внешний виду стойкого, подлинного материала вызывает у архитекторов искреннюю любовь, сравнимую разве что с чувствами по отношению к бетону. В первую очередь интересно использовать большое количество открытого материала, который сам по себе очень выразителен. Но и способы обработки стыков могут работать на образ, меняясь от заводской аккуратности до продуманной небрежности, которой можно добиться ручной обработкой в мастерской. Несмотря на то, что сталь – материал довольно грубый, при определенном подходе и подаче она производит впечатление чего-то живого и настоящего.

  • zooming
    1 / 4
    Приземление. Конкурсный проект на разработку концепции ренновации территории домостроительного комбината ДСК – 500 в Тюмени, 2022
    YoYo Bureau © изображение предоставлено Марией Яско
  • zooming
    2 / 4
    Приземление. Конкурсный проект на разработку концепции ренновации территории домостроительного комбината ДСК – 500 в Тюмени, 2022
    YoYo Bureau © изображение предоставлено Марией Яско
  • zooming
    3 / 4
    Приземление. Конкурсный проект на разработку концепции ренновации территории домостроительного комбината ДСК – 500 в Тюмени, 2022
    YoYo Bureau © изображение предоставлено Марией Яско
  • zooming
    4 / 4
    Приземление. Конкурсный проект на разработку концепции ренновации территории домостроительного комбината ДСК – 500 в Тюмени, 2022
    YoYo Bureau © изображение предоставлено Марией Яско

cic =

Дарья Мирошниченко, АБ KLAUZURA

Бюро KLAUZURA использовало кортен в одном из проектов по реновации. Очень увлекательно следить за старением этого живого и неоднородного материала, который обогащает архитектурные элементы. При этом кортен очень устойчив к различным погодным условиям и долговечен, что тоже важно при реализации проектов. Он может использоваться без дополнительной защиты в условиях атмосферного воздействия. Благодаря образованию на поверхности патины такая сталь даже без дополнительного покрытия обладает исключительными антикоррозионными свойствами. 

Проект реновации
© Изображение предоставлено KLAUSURA

Поставщики, технологии

Северсталь

16 Августа 2022

Северсталь: другие статьи и новости
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Проба на вечность: в Екатеринбурге возвели мемориал...
32 тонны атмосферостойкой стали Forcera производства «Северстали» были использованы для монументальной стелы «Город трудовой доблести», торжественно открытой в центре Екатеринбурга в рамках III Всероссийского форума городов трудовой доблести «Рубежи победы»
Сталь Forcera: благородная патина
Атмосферостойкая сталь – одновременно изысканный и брутальный материал, моментально превращающий объект в иконическое здание-скульптуру. Компания «Северсталь» представляет видеокейс уникального спорткомплекса в ЖК Veren Village, где использовалась атмосферостойкая сталь Forcera
Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.