Рыжая магия кортеновской стали

mainImg
Компaния:
GRADAS
Легированная сталь Cor-Ten в последние годы находит поистине универсальное применение практически во всех сферах строительства и дизайна, начиная от конструкций и наружной отделки зданий и заканчивая оформлением интерьера и созданием уличных арт-объектов. Благодаря широким возможностям использования кортеновской стали, архитекторы и дизайнеры сегодня воплощают в жизнь свои самые смелые идеи.

Форма этого модного и очень перспективного материала легко меняется в соответствии с решаемыми задачами, а вот цвет – остается неизменным, так что разглядеть Cor-Ten среди конкурентов не составляет особого труда. В процессе создания этой стали она проходит процедуру окисления, обретая свою бархатистую структуру и характерные оттенки – от мягких оранжевых до благородно-коричневых. Водостойкая оксидная пленка, которая образуется после окисления, надежно защищает кортеновскую сталь от дальнейшей коррозии и навсегда сохраняет ее изначальный цвет.

Одним из лучших примеров использования стали Cor-Ten в строительстве высотных зданий служит 23-этажное многофункциональное здание Городского университета Лидса на севере Англии, построенное в 2009 по проекту Feilden Clegg Bradley Studios. На площади более чем в 10 000 м2 разместились 240 комнат студенческого общежития, учебные помещения, кабинеты и кафе.
Корпус Broadcasting Place Городского университета Лидса © Cloud9Photography

Массивность комплекса нивелируется разноэтажностью отдельных его частей, пологостью крыш, каскадностью окон. Все вместе это позволяет зданию органично соответствовать окружению – вписаться в историческую застройку центрального Лидса. А самая высокая башня как будто еще и символизирует местную природу – суровые северные горы и кипучие реки Йоркшира. Немалую роль в реализации этой концепции сыграл ржавый цвет кортеновской стали, панелями из которой облицованы все фасады здания. Общая площадь кортена, примененного в проекте, составила 9200 м2.
Корпус Broadcasting Place Городского университета Лидса © Cloud9Photography
Корпус Broadcasting Place Городского университета Лидса © Cloud9Photography

Технология Cor-Ten с успехом применяется не только в облицовке жилых и общественных зданий, но и на фасадах промышленных комплексов. Яркий пример того, как с помощью кортеновской стали можно превратить сугубо утилитарное сооружение, которое должно бы стоять за серым забором и отпугивать обывателей, в настоящий объект искусства – газокомпрессорная станция Эгтвед , построенная по проекту бюро C.F. Møller.

Верхние части двух длинных зданий, стоящих на вершинах искусственных холмов, облицованы панелями из стали Cor-Ten. При таком фасадном решении проектировщики стремились минимизировать затраты на содержание (этот вид стали долговечен и неприхотлив в обслуживании), а также аккуратно вписать здания в природное окружение. Благодаря рельефной поверхности, сформированной с помощью панелей, фактура стен напоминает то ли выдвижные ящики комода, то ли плетенную из дерева корзину, при этом цвет «под дерево» прекрасно гармонирует с зеленой травой.
Газокомпрессорная станция Эгтвед © Julian Weyer
Газокомпрессорная станция Эгтвед © Julian Weyer
Газокомпрессорная станция Эгтвед © Julian Weyer

Кортеновская сталь без труда режется лазером, поэтому из этого материала создаются произведения искусства поистине ювелирной точности. Такая возможность стала находкой при реконструкции Палаццо Кампьелло близ Венеции. В 1980-х историческое здание сильно пострадало от пожара, долго стояло полуразрушенным и заброшенным, а 30 лет спустя архитекторы из 3ndy Studio предложили необычное решение: построить абсолютное новое здание, а память о старом сохранить в словах… из стали.
Реконструкция Палаццо Кампьелло © FG+SG
Реконструкция Палаццо Кампьелло © FG+SG

Перед новым зданием был установлен второй фасад, сделанный из кортена и по очертаниям напоминающий существовавшее здесь палаццо. На листах стали общей площадью 300 м2 были вырезаны цитаты итальянских классиков, набранные шрифтами, характерными для XIX века – времени постройки оригинального здания. Получилось свыше 15 000 знаков! Но с кортеном и не такое возможно: достаточно просто подготовить компьютерный макет, и лазер вырежет в стали необходимый рисунок.
Реконструкция Палаццо Кампьелло © FG+SG
zooming
Реконструкция Палаццо Кампьелло © FG+SG
Реконструкция Палаццо Кампьелло © FG+SG

Кортен – это вовсе не материал, предназначенный исключительно для масштабных проектов или инсталляций всемирно известных дизайнеров. Частные дома тоже «одеваются» в эту сталь, что обусловлено ее внешней привлекательностью, долговечностью и, не в последнюю очередь, невысокой ценой.

Трехэтажный дом в пригороде Антверпена (Бельгия), спроектированный DMOA Architecten, со всех сторон окружен узкими вертикальными панелями из кортеновской стали, стоящими перпендикулярно к фасадам. Такие же частые панели установлены по периметру участка, более редкие – на заднем дворе, у бассейна. Архитекторы поясняют, что искали материал, который давал бы чувство цельности, но не закрытости; позволял бы выглянуть за пределы участка, но при этом четко определял его границу. Идеальным выбором оказался Cor-Ten.
zooming
Дом в пригороде Антверпена © Luc Roymans
zooming
Дом в пригороде Антверпена © Luc Roymans
zooming
Дом в пригороде Антверпена © Luc Roymans

Такая сталь широко применяется во всем мире и при строительстве пешеходных мостов. Кортен позволяет сократить эксплуатационные издержки, избежать деформации, а также минимизировать воздействие на окружающую среду. Кроме того, мосты собираются на месте буквально за несколько дней из крупных стальных компонентов, заранее изготовленных на заводе.

Один из ярких примеров «кортеновских мостов» – мост Хёсе в норвежской коммуне Сульдал, построенный по проекту Сами Ринтала и Rintala Eggertsson Architects. Каркас моста, состоящий из двух ферм, а также его обшивка, сделаны из стали Cor-Ten. В центре моста устроен решетчатый пол, чтобы пешеходы могли полюбоваться бурлящим потоком воды. Новая переправа позволила жителям деревни Санн без лишних трудностей посещать противоположный лесистый берег, который всегда был у них популярным местом отдыха.
Мост Хёсе © Dag Jenssen
zooming

Авангардный и перспективный материал Cor-Ten набирает популярность и в России, где уже используется в нескольких крупных проектах, например, в московских постройках Сергея Скуратова – в Депозитарно-реставрационном выставочном центре или в жилом доме близ Донского монастыря.

Широкое применение кортеновская сталь находит в создании наружного дизайна: беседок, скамеек, клумб и разного рода инсталляций.

***
Компания Gradas - одна из немногих на российском рынке, которая может предложить потребителю модный и уникальный вид стали Cor-Ten. Компания GRADAS предлагает также плоские и объемные фасадные кассеты, перфорированный металл, лазерную резку и работает с алюминием разных цветов, нержавеющей и оцинкованной сталью, медью. Навесные объёмные фасады GRADAS – вот что придает городу его характер и стиль, помогает создать современную урбанистическую историю.

Поставщики, технологии

GRADAS

09 Сентября 2017

GRADAS: другие статьи и новости
Технологии и материалы
​Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO Buro: Мы будем работать над тем, чтобы к нам приходили...
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Сейчас на главной
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Поселок при дата-центре
Педставляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Пресса: «Архитектурный мусор — это если не норма, то заурядная...
В Российском этнографическом музее на прошлой неделе прошла 9-я биеннале «Архитектура Петербурга». По просьбе Собака.ru архитектурный критик и автор телеграм-канала «Город, говори» Мария Элькина зашла на одну из двух главных петербургских архитектурных выставок и поделилась нерадостными впечатлениями.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Бумажный офис
Для собственного офиса бюро Maxim Kashin Architects не побоялось с головой уйти в концептуализм. В основе проекта – восхищение авангардом и наследием бумажных архитекторов. Итог – сложно скроенное и несколько дезориентирующее, ни на что не похожее пространство, в котором хочется оказаться, чтобы его понять и почувствовать.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
А! – 2024
Сейчас немного хвастовства: вчера нам вручили премию «Буква А» за архитектурную журналистку, причем не одну, а сразу две. Первую получила наш ведущий обозреватель и редактор Алёна Кузнецова, вторую – или наоборот – вручили Архи.ру как отраслевому архитектурному изданию. Благодарим, гордимся и радуемся. И публикуем список награжденных журналистов и изданий.