Рыжая магия кортеновской стали

mainImg
Компaния:
GRADAS
Легированная сталь Cor-Ten в последние годы находит поистине универсальное применение практически во всех сферах строительства и дизайна, начиная от конструкций и наружной отделки зданий и заканчивая оформлением интерьера и созданием уличных арт-объектов. Благодаря широким возможностям использования кортеновской стали, архитекторы и дизайнеры сегодня воплощают в жизнь свои самые смелые идеи.

Форма этого модного и очень перспективного материала легко меняется в соответствии с решаемыми задачами, а вот цвет – остается неизменным, так что разглядеть Cor-Ten среди конкурентов не составляет особого труда. В процессе создания этой стали она проходит процедуру окисления, обретая свою бархатистую структуру и характерные оттенки – от мягких оранжевых до благородно-коричневых. Водостойкая оксидная пленка, которая образуется после окисления, надежно защищает кортеновскую сталь от дальнейшей коррозии и навсегда сохраняет ее изначальный цвет.

Одним из лучших примеров использования стали Cor-Ten в строительстве высотных зданий служит 23-этажное многофункциональное здание Городского университета Лидса на севере Англии, построенное в 2009 по проекту Feilden Clegg Bradley Studios. На площади более чем в 10 000 м2 разместились 240 комнат студенческого общежития, учебные помещения, кабинеты и кафе.
Корпус Broadcasting Place Городского университета Лидса © Cloud9Photography

Массивность комплекса нивелируется разноэтажностью отдельных его частей, пологостью крыш, каскадностью окон. Все вместе это позволяет зданию органично соответствовать окружению – вписаться в историческую застройку центрального Лидса. А самая высокая башня как будто еще и символизирует местную природу – суровые северные горы и кипучие реки Йоркшира. Немалую роль в реализации этой концепции сыграл ржавый цвет кортеновской стали, панелями из которой облицованы все фасады здания. Общая площадь кортена, примененного в проекте, составила 9200 м2.
Корпус Broadcasting Place Городского университета Лидса © Cloud9Photography
Корпус Broadcasting Place Городского университета Лидса © Cloud9Photography

Технология Cor-Ten с успехом применяется не только в облицовке жилых и общественных зданий, но и на фасадах промышленных комплексов. Яркий пример того, как с помощью кортеновской стали можно превратить сугубо утилитарное сооружение, которое должно бы стоять за серым забором и отпугивать обывателей, в настоящий объект искусства – газокомпрессорная станция Эгтвед , построенная по проекту бюро C.F. Møller.

Верхние части двух длинных зданий, стоящих на вершинах искусственных холмов, облицованы панелями из стали Cor-Ten. При таком фасадном решении проектировщики стремились минимизировать затраты на содержание (этот вид стали долговечен и неприхотлив в обслуживании), а также аккуратно вписать здания в природное окружение. Благодаря рельефной поверхности, сформированной с помощью панелей, фактура стен напоминает то ли выдвижные ящики комода, то ли плетенную из дерева корзину, при этом цвет «под дерево» прекрасно гармонирует с зеленой травой.
Газокомпрессорная станция Эгтвед © Julian Weyer
Газокомпрессорная станция Эгтвед © Julian Weyer
Газокомпрессорная станция Эгтвед © Julian Weyer

Кортеновская сталь без труда режется лазером, поэтому из этого материала создаются произведения искусства поистине ювелирной точности. Такая возможность стала находкой при реконструкции Палаццо Кампьелло близ Венеции. В 1980-х историческое здание сильно пострадало от пожара, долго стояло полуразрушенным и заброшенным, а 30 лет спустя архитекторы из 3ndy Studio предложили необычное решение: построить абсолютное новое здание, а память о старом сохранить в словах… из стали.
Реконструкция Палаццо Кампьелло © FG+SG
Реконструкция Палаццо Кампьелло © FG+SG

Перед новым зданием был установлен второй фасад, сделанный из кортена и по очертаниям напоминающий существовавшее здесь палаццо. На листах стали общей площадью 300 м2 были вырезаны цитаты итальянских классиков, набранные шрифтами, характерными для XIX века – времени постройки оригинального здания. Получилось свыше 15 000 знаков! Но с кортеном и не такое возможно: достаточно просто подготовить компьютерный макет, и лазер вырежет в стали необходимый рисунок.
Реконструкция Палаццо Кампьелло © FG+SG
zooming
Реконструкция Палаццо Кампьелло © FG+SG
Реконструкция Палаццо Кампьелло © FG+SG

Кортен – это вовсе не материал, предназначенный исключительно для масштабных проектов или инсталляций всемирно известных дизайнеров. Частные дома тоже «одеваются» в эту сталь, что обусловлено ее внешней привлекательностью, долговечностью и, не в последнюю очередь, невысокой ценой.

Трехэтажный дом в пригороде Антверпена (Бельгия), спроектированный DMOA Architecten, со всех сторон окружен узкими вертикальными панелями из кортеновской стали, стоящими перпендикулярно к фасадам. Такие же частые панели установлены по периметру участка, более редкие – на заднем дворе, у бассейна. Архитекторы поясняют, что искали материал, который давал бы чувство цельности, но не закрытости; позволял бы выглянуть за пределы участка, но при этом четко определял его границу. Идеальным выбором оказался Cor-Ten.
zooming
Дом в пригороде Антверпена © Luc Roymans
zooming
Дом в пригороде Антверпена © Luc Roymans
zooming
Дом в пригороде Антверпена © Luc Roymans

Такая сталь широко применяется во всем мире и при строительстве пешеходных мостов. Кортен позволяет сократить эксплуатационные издержки, избежать деформации, а также минимизировать воздействие на окружающую среду. Кроме того, мосты собираются на месте буквально за несколько дней из крупных стальных компонентов, заранее изготовленных на заводе.

Один из ярких примеров «кортеновских мостов» – мост Хёсе в норвежской коммуне Сульдал, построенный по проекту Сами Ринтала и Rintala Eggertsson Architects. Каркас моста, состоящий из двух ферм, а также его обшивка, сделаны из стали Cor-Ten. В центре моста устроен решетчатый пол, чтобы пешеходы могли полюбоваться бурлящим потоком воды. Новая переправа позволила жителям деревни Санн без лишних трудностей посещать противоположный лесистый берег, который всегда был у них популярным местом отдыха.
Мост Хёсе © Dag Jenssen
zooming

Авангардный и перспективный материал Cor-Ten набирает популярность и в России, где уже используется в нескольких крупных проектах, например, в московских постройках Сергея Скуратова – в Депозитарно-реставрационном выставочном центре или в жилом доме близ Донского монастыря.

Широкое применение кортеновская сталь находит в создании наружного дизайна: беседок, скамеек, клумб и разного рода инсталляций.

***
Компания Gradas - одна из немногих на российском рынке, которая может предложить потребителю модный и уникальный вид стали Cor-Ten. Компания GRADAS предлагает также плоские и объемные фасадные кассеты, перфорированный металл, лазерную резку и работает с алюминием разных цветов, нержавеющей и оцинкованной сталью, медью. Навесные объёмные фасады GRADAS – вот что придает городу его характер и стиль, помогает создать современную урбанистическую историю.

Поставщики, технологии

GRADAS

09 Сентября 2017

GRADAS: другие статьи и новости
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.