English version

Путь завода

На прошлой неделе в новом центре изучения конструктивизма «Зотов» открылась первая выставка: «1922. Конструктивизм. Начало». Идея создания центра принадлежит Сергею Чобану, а проект ближайших домов, приспособления здания хлебозавода к музейной функции, и дизайн его первой экспозиции архитектор разработал в соавторстве с коллегами по АБ СПИЧ. Мы решили, что такой комплексный проект надо рассматривать целиком – так получился лонгрид о конструктивизме на Пресне, консервации, новациях, многослойном подходе и надежде.

mainImg
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
АРМ «Фарос»
ЦКР (Центр комплексного развития)
Проект:
Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
Россия, Ходынская улица, 2с1

Авторский коллектив:
Внутренние архитектурные решения, дизайн-проект – СПИЧ: С.Э. Чобан, И.В. Членов, А.С. Гарновская, Ю.Д. Верницкая, А.С. Кузьмина, К.А. Чупина, И.Г. Клокова, Н.В. Гриднев, Н.В. Суркова

Инженерные решения – Метрополис: А.Н. Ворожбитов, И.В. Кремлев, Ш.Г. Курбанов, А.С. Архипов, С.Н. Брюзгин

Обоснование реставрации и приспособления – АРМ «Фарос»: Б.В. Савин, Н.А. Максименко, С.Б. Илюхина, Г.В. Тропина, С.А. Платонова, А.П. Зыков

Проект приспособления, решения фасадов – Центр комплексного развития: А.М. Филиппов, И.А. Шишков, В.О. Ельчанинова, Е.А. Щеголихина

2018 — 2019 / 2020 — 9.2022

Заказчик – Банк ВТБ
Итак, в Центре изучения конструктивизма «Зотов», в отреставрированном и приспособленном здании хлебозавода №5 на Пресне, открылась первая выставка «1922. Конструктивизм. Начало». На ней показывают сотни подлинников, произведений, связанных как с движением конструктивизма, так и с его предшественниками из области абстрактного искусства 1910-х годов. Сам хлебозавод тоже рассматривают как произведение конструктивизма, поскольку его форма полностью продиктована функцией «жесткого конвейера» инженера Георгия Марсакова. Здание таким образом становится и оболочкой, и самым крупным экспонатом выставки. Его интерьеры, отреставрированные по проекту архитекторов компании СПИЧ Сергея Чобана, Игоря Членова и Алины Гарновской в 2018–2022 годах, показали журналистам в конце октября. Кроме того, сейчас вышла книга, посвященная истории здания и его обновления, ее авторы Николай Васильев, Анна Мартовицкая и Елена Овянникова.

Хочется пошутить, что после такого всестороннего открытия вопрос хлебозавода можно считать закрытым. Но не бывает закрытых вопросов – хотя и само здание, и история «технологии хлебопечения» теперь представляются, конечно, намного более ясными. А суть понятия «конструктивизм», более известного и распространенного на Западе, надеемся, новый исследовательский центр еще будет последовательно и планомерно прояснять своим зрителям. 
Фрагмент значка на обложке. Книга «Хлебозавод-автомат №5. Шедевры авангарда». М., АНО «Культурный центр ВТБ», 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

А вот архив Марсакова утрачен, как мы узнаем из новой книги. Сам инженер, не лишенный архитектурного таланта и увлеченный циркульной формой (он спроектировал еще круглую столовую и круглый город) умер в безвестности, поскольку «неуемный характер <...> привел к тому, что его отправили в городок Билимбай». Ну, так бывает. В Москве от Марсакова осталось пять круглых хлебозаводов, в Петербурге – два, они, в частности, кормили Ленинград в блокаду. 
Книга «Хлебозавод-автомат №5. Шедевры авангарда». М., АНО «Культурный центр ВТБ», 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Нас же интересуют подходы к реставрации, приспособлению и шире – городскому ансамблю, представленные в данном случае в работе архитекторов СПИЧ. 

Здание хлебозавода №5 поставлено на охрану как региональный ОКН усилиями архитектора Татьяны Царевой в 2004 году. Это единственное из всех московских зданий хлебозаводов, в том числе круглых «жесткого конвейера», стоящее на охране. В 2006 завод был остановлен, а участок – куплен компанией Coalco, которая вначале планировала строительство офисного комплекса, а затем, после кризиса 2008 года – построила ЖК. Хронология и строительства, и реставрации подробно изложена в книге. 
  • zooming
    1 / 5
    Книга «Хлебозавод-автомат №5. Шедевры авангарда». М., АНО «Культурный центр ВТБ», 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Книга «Хлебозавод-автомат №5. Шедевры авангарда». М., АНО «Культурный центр ВТБ», 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Книга «Хлебозавод-автомат №5. Шедевры авангарда». М., АНО «Культурный центр ВТБ», 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Книга «Хлебозавод-автомат №5. Шедевры авангарда». М., АНО «Культурный центр ВТБ», 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    Книга «Хлебозавод-автомат №5. Шедевры авангарда». М., АНО «Культурный центр ВТБ», 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Надо сказать, ТЭПы на сравнительно небольшом участке хлебозавода были с самого начала разрешены огромные, а следовательно, новые здания – должны были быть крупномасштабными. Притом что строить было возможно только на территории 17 поздних пристроек в глубине участка, отступя от здания завода, наделенного, повторимся, статусом ОКН. 

Итогом поисков стал ЖК «Пресня Сити», Сергей Чобан занимался им с 2014 года, – три 44-этажные башни высотой 156 м реализованы к 2018 году. Ключевая идея проекта – ансамблевая композиция: он выстроен вокруг здания завода и откликается на градостроительный контекст, который был уловлен, если присмотреться, еще в здании Марсакова.
zooming
Карта района Пресненской заставы, фрагмент-цитата карты Москвы 1937 года

В этом месте сходятся четыре улицы: две из них это угол бывшего Камер-коллежского вала, одна городской переулок и еще одна бывшая пригородная дорога. Марсаков ориентировал «балку» административного корпуса прямо на угол, найдя своего рода «среднее арифметическое» между линиями всех трасс, и создал таким образом новый луч между старым городом и новым, развивающимся. Хотя, как мы знаем, круглое здание завода подчинено прагматике эффективного конвейера – но цилиндрическая форма обладает самостоятельной, и вполне очевидной пластической выразительностью. Круглящиеся бока заводов притягивают взгляд, они отчетливо необычны, похожи на храмы-толосы, они размером с Пантеон, но также похожи и на «толстые» крепостные башни. Если вспомнить, что этот цилиндр стоит на углу бывшей городской стены – чем не воспоминание о крепости? Хотя мы не знаем, конечно, думал ли об этом Марсаков. Но то, что он чувствовал выразительность формы и композиции – достаточно очевидно. Так что экспериментальный завод это все же произведение, не лишенное образности, пусть и не признается в этом открыто, – оно не просто конвейер. К слову, такое сочетание само по себе нередко для работ конструктивистов, поскольку декларировать отказ от эстетики они могли сколько угодно, но вкусом тем не менее обладали. 
Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
Фотография © Илья Иванов / предоставлено СПИЧ

Сергей Чобан развил тему: он продолжил направление «луча» Марсакова на северо-восток, но «расщепил» его на три башни-пластины. Их стройные уступчатые торцы обращены к перекрестку, между ними открываются просветы, особенно при взгляде из центра города, отчего башни могут показаться похожими на раскрытые двери, ворота – что тоже не лишено подтекста, поскольку в период существования Камер-коллежского вала не то чтобы здесь, но поблизости располагалась Пресненская застава – один из въездов в город. Сергей Чобан трактовал тему городских ворот в новом масштабе и на новом уровне абстрагирования, через акцент срежиссировав образный переход: от одной части Москвы к другой, от старого масштаба к новому. 

Дома-гиганты отступают от здания-памятника с максимальным уважением и в то же время подчеркивают его как пространственный шарнир – ключевой элемент всего ансамбля, пусть и разновременного, но умело организованного.

В значимости здания хлебозавода не остается сомнений: он – король, раз у него такая свита. 
  • zooming
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено СПИЧ
  • zooming
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено СПИЧ

Относительно функции здания-памятника – в книге говорится, что идея устройства в круглой части выставочного центра появилась достаточно рано, но первоначально экспозиционные залы соседствовали с офисами, магазинами, рестораном. Сергей Чобан поддержал идею культурного наполнения памятника и, судя по всему, применил немалое упорство и влияние ради ее воплощения, поскольку сейчас, как мы видим, план удалось реализовать полностью: все здание целиком стало выставочным центром. Значительную роль в этом сыграл Банк ВТБ, выкупивший хлебозавод №5 у девелопера Coalco в 2018 году. Банк планирует принимать участие в развитии Центра конструктивизма, рассматривая его не как просто спонсорский, а как филантропический проект, что было озвучено на открытии выставки. 

Между тем подходы к реставрации здания хлебозавода до и после 2018 года были несколько разными. В 2015–2018 реставрацией занимался Центр комплексного развития (ЦКР): его специалисты заменили доски на кровле верхнего этажа, пострадавшие от пожара 2007 года, укрепили межэтажные перекрытия и колонны каркаса, одев их в кожухи металлических конструкций. Серая покраска опор в пространстве 1 этажа – тоже решение ЦКР. 
Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ

Кроме того, до 2018 года были отреставрированы фасады. Им, как пишут авторы книги, была возвращена историческая раскраска с вертикальным ритмом цилиндрического объема и горизонтальным рисунком административного корпуса. На самом деле, насколько я понимаю, нам неизвестен цвет первоначальной покраски – только тон, по черно-белым фотографиям. Фасады покрыли основательным слоем штукатурки, кажется, цементной, прорисовав поверхность «в кирпич» с утопленными серыми швами и цветной поверхностью: красновато-коричневой и белой. Получилось очень аккуратно –  москвичи любят аккуратность – но снаружи здание теперь напоминает «доходники» начала XX века с их глазурованной плиткой, то есть своих буржуазных, так сказать, предшественников и антагонистов. Исторически внешние стены хлебозаводов были кирпичными, крашеными, или ровно оштукатуренными. Завод №5 перед реставрацией был карминно-красным. А покраска и тем более рельефная разделка под кирпич для памятников конструктивизма в принципе нехарактерна. Как и неяркий, коричневатый терракотовый цвет – сейчас он хорошо сочетается с башнями, но вряд ли достоверен.  
  • zooming
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено СПИЧ
  • zooming
    Фрагмент имитации кирпичной кладки на фасадах (ЦКР). Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Между тем к восстановлению фасадов архитекторы СПИЧ не имели никакого отношения, а в работе с интерьерами Сергей Чобан предложил противоположный принцип. 
Мы приняли принципиальное решение сохранить интерьеры здания хлебозавода в том виде, в каком получили их в начале работы, в 2018 году: все утраты и наслоения. Сохранить без попыток реконструировать интерьер на какой-то момент его жизни, поскольку такие попытки по определению обречены на провал, мы не можем знать, как именно выглядели пространства в 1930-е годы, – любая докомпоновка была бы в той или иной мере фантазией.
 
Я считаю консервационный подход самым актуальным и перспективным. Он много раз опробован в последние десятилетия, в частности, по моему проекту в 1990-е годы таким образом была реставрирована башня Java в Гамбурге. В случае консервации интерьер как будто замирает в момент его превращения в музейное или культурное пространство и – в данном случае – тоже становится частью экспозиции, поскольку в нем, в памятнике архитектуры конструктивизма, теперь размещен центр исследования конструктивизма.

Любопытно, что среди первых эскизов архитектора, которые мы находим, опять же, в книге, есть построения, в которых на лестничную башню завода насажен консольный объем à la горизонтальные небоскребы, – что было бы и смело, и красиво, но увы неприменимо к памятнику. Подчеркнем однако, что эта графика, как и многие другие рисунки Сергея Чобана – относятся к жанру архитектурной фантазии, это скорее размышление, чем проект; хотя в нем можно увидеть поиск и отражение осей жилых башен.  
Книга «Хлебозавод-автомат №5. Шедевры авангарда». М., АНО «Культурный центр ВТБ», 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Итак, внутри сохранена обколотая глазурованная плитка, белая и зеленая, с пятнами утрат, неровностями и следами советской краски, – на стенах. Отреставрирована, а затем положена на место желтоватая шестигранная плитка на полу лестницы; пустоты заполнены цветным бетоном, чтобы и ходить было удобно, и исторические утраты были очевидны.

Новые вкрапления обусловлены современными требованиями и выставочной функцией. Заводской подъемник в одной из лестниц не подлежал восстановлению, на его место встроили черную шахту с вентоборудованием. Добавили лифт для экспонатов и для МГН. Чтобы лишний раз не трогать плитку стен, вода и электричество помещены в металлические трубы – архитекторы называют их «органом»; действительно, похоже на музыкальный инструмент.
  • zooming
    1 / 8
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    2 / 8
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    3 / 8
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    4 / 8
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    5 / 8
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    6 / 8
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    7 / 8
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    8 / 8
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ

Красавицу с караваем на стене 3 этажа лестницы – результат позднего творчества неизвестного художника-оформителя (по последним сведениям, 1979 года), сохранили, опять же со всеми сколами и с исторически сложившимся пятном на носу. 
Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ

cic =

Алина Гарновская, СПИЧ, главный архитектор проекта реставрации и приспособления здания хлебозавода №5

Первая мысль была: мы не будем ничего здесь трогать, сохраним всю эту красоту. Облупившийся потолок мы рассматривали как какую-то красивую живописную абстракцию. Для нас было важно сохранить поверхность кирпича, ее неоднородность. Создать живой музей того времени – причем не только 1930-х годов, когда здание было построено, но и последующих периодов: 1950-х, 1960-х, 1970-х… Каждое поколение привносило сюда что-то свое, мы хотели все это сохранить и показать зрителям правдивую картину истории жизни здания.
 
Очень многое делалось в процессе авторского надзора, в ручном режиме. В данном случае было невозможно дать чертежи узлов или покраски и на этом успокоиться. В течение двух лет мы с коллегой Юлией Верницкой присутствовали на стройке, обсуждали каждый фрагмент, каждый квадратный метр. 

В первом этаже, где разместилось открытое для бесплатного посещения общественное пространство Культурного форума, раскрыты кирпичные стены с множеством поздних латок и такой же видавший виды бетонный потолок с радиусными ребрами балок. Опоры, укрепленные металлом и покрашенные в серый цвет, сохранены на 2018 год. Проемы нескольких окон удлинены до пола – чтобы летом их можно было открыть и свободно входить с улицы, благо пространство общественное, своего рода крытая площадь. 

Пол приподнят, как и на всех других этажах, для размещения коммуникаций, именно это позволило открыть потолки. В центре мы видим цилиндр перфорированного кортена: он скрывает вент- и техоборудование, необходимое для обеспечения, прежде всего, музейного климата в залах. Исторически в центральном стержне располагался коммуникационный узел, связывавший конвейеры всех четырех этажей завода – его размера для нижних ярусов оказалось недостаточно, так возник объем несколько большего диаметра, весь в круглых отверстиях, позволяющий оборудованию проветриваться, а любопытному зрителю заглянуть внутрь. Внутри, среди кожухов современного оборудования, сохраняются исторические опоры каркаса. 
  • zooming
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ

Пространство 1 этажа по-фальковски живописно: перекликаются серые потолок, пол и колонны, «салютуют» друг другу современный кортеновый сердечник и видавшие виды кирпичные стены. Строго говоря, здесь два основных цвета, серый и коричнево-терракотовый, но они, с одной стороны, растворяются в оттенках, естественных «лессировках», – а с другой стороны, подсветка предусмотрена управляемая, любого цвета, и здесь будут показывать инсталляции, в том числе световые. Так что пространство может быть каким угодно. Но оно живописно, насыщено эмоциональными триггерами. 
Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ

Два зала выше, предназначенные для выставок центра – в них-то и поддерживается климат музейного уровня – решены в целом так же, но в белом цвете, как будто они – однотонный «слепок» первого яруса. Стены закрыты гипсокартоном, в откосах окон размещены выходы вентиляции, в простенках предусмотрены ниши с возможностью доступа к оборудованию. В полах – также инженерное оборудование, полы здесь приподняты повсеместно на 40– 60 см. Перед бетонными ребрами потолков размещены тонкие крепления для света и подвешивания экспонатов. Исторически третий этаж был немного ниже второго, а окна одинаковые, поэтому и разница высоты теперь хорошо чувствуется: на третьем этаже окна очень близки к поверхности пола. 
  • zooming
    1 / 5
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    2 / 5
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    3 / 5
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    4 / 5
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    5 / 5
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ

Самый верхний, 4 этаж – тоже общественное пространство, сюда можно попасть без билета, по регистрации. Здесь расположены лекционный зал и два кинозала. Здесь не нужно столько оборудования, поэтому металлического цилиндра по центру нет, мы видим «заводское» ядро с остатками плитки и следами прежних проемов и можем порассуждать о том, как и куда подавали муку: ее поднимали наверх и затем весь процесс развивался сверху вниз. Каркас здесь тоже укреплен, но потолок деревянный и колонны тонкие, так что интерьер получился особенно свободным и легким. Кирпичные стены и потолок покрашены белым цветом в один слой, с сохранением фактур, зал четвертого этажа кажется неким гибридом между цветностью первого яруса и нейтральной белизной экспозиционных пространств. 
  • zooming
    1 / 5
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    2 / 5
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    3 / 5
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    4 / 5
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    5 / 5
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ

Эти пространства не зря показали журналистом до заполнения выставками и инсталляциями – они интересны сами по себе. Особенно хорош естественный свет: окна по кругу, в солнечный день впечатление феерические, полосы света напоминают о солнечных часах, круглящиеся залы завораживают, в них хочется замереть, «пребывать», как, собственно, и в раннехристианских храмах-ротондах. Хотя современные экспозиции нередко требуют управляемого искусственного света, да и не все экспонаты «любят» солнце, поэтому в залах, конечно, предусмотрена возможность окна закрывать. 
  • zooming
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ

Существенно и то, что те же архитекторы: Сергей Чобан, Алина Гарновская, Александра Шейнер, также работали над дизайном первой выставки, посвященной началу движения конструктивизма и его предыстории. Они предложили белые модульные витрины из металлической сетки, прозрачные, так что, глядя на одни картины, мы временами видим изнанку других, нередко с подписями. Витрины – на колесах, их легко передвигать, их также можно собирать в длинные и короткие цепочки. В них встроена возможность закрыть сетку тонким экраном, сделав перегородку непрозрачной. Плашки для подписей – на магнитных креплениях, их легко перенести на любое место; по тому же принципу решена часть табличек внутри Центра, в том числе те, которые сопровождают экскурсию, выстроенную на QR-кодах.
Выставка «1922. Конструктивизм. Начало» в центре изучения конструктивизма «Зотов». 23.11.2022 – 12.03.2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Многоразовые витрины можно будет использовать для будущих выставок, в чем состоит удобство и экологичность. Сейчас тонкие плоскости «носителей» расставлены в основном веерно, по расходящимся от центра лучам, и Алина Гарновская подтверждает, что это помогло авторам справиться с красивым, но непростым для экспозиционного дизайна кольцевидным пространством залов. Из такой же металлической сетки, но черного цвета сделаны ограждения лестниц и пандусов, то есть экспозиция – плоть от плоти интерьера. 
Выставка «1922. Конструктивизм. Начало» в центре изучения конструктивизма «Зотов». 23.11.2022 – 12.03.2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Иными словами, авторы «провели» проект от начала до конца, от жилого комплекса до реставрации интерьеров, программы центра, книги о здании и первой выставки, обеспечив проект даже модульным оборудованием.

Все это какой-то гезамкунстверк, синтетическое произведение: от жилых домов до экспозиции. Комплексно, увлеченно, тщательно. Это нечастое явление на московской сцене, она как правило очень зависима от обстоятельств, здесь заказчикам удается отделить фасады от планировок и ландшафт от входных групп. В данном же случае душа всей истории – архитектор, что, несомненно, мечта и редкость. Прямо фантастика какая-то. 

Здесь важно вспомнить, что Сергей Чобан не совсем обычный архитектор, он, в частности, построил в Берлине свой собственный Музей архитектурного рисунка, он проводит выставки, занимается экспозиционным дизайном и издает книги – всех этих инициатив достаточно много. Он, в какой-то степени, привил такой «синтетический» подход к архитектурному творчеству и в Москве. В контексте авторства история со зданием хлебозавода представляется вполне логичным продолжением инициатив архитектора.

С другой стороны вспомним, что в этом году Сергей Чобан завершил реконструкцию не одного, а двух зданий с культурной функцией. Первое – Пакгаузы в Нижнем Новгороде, второе «Зотов». Любопытно сравнить. В каждом сохранена часть, меньшая или большая, но все – не по вине автора итогового решения. Стены пакгаузов разобрали в 2017 году, фасады хлебозавода оштукатурили к 2018 году. В обоих случаях Сергей Чобан работает над задачей экспонирования того, что осталось от зданий к моменту начала его работы и, надо признать, сохраняет без докомпоновки, именно «на момент получения». Фиксирует, можно, вероятно, так сказать, исторический срез.  

Кроме того оба проекта построены на миксе двух основных экспозиционных идей современности: большой белой коробки и старого прома, в котором сейчас принято выставлять современное искусство.

И в обоих случаях возникает вполне срежиссированное напряжение между старым и новым, только для пакгаузов оно – между реальными конструкциями и их отражением в полированной стали, и очень острое, артикулированное. А с «Зотовым» сложнее: здесь участвует город, башни «Пресни Сити», а внутри – техничные современные вкрапления и современнейший же подход к сохранению всех слоев памятника, даже – а может быть, и особенно – тех, которые сохранять формально не просили.

Так что слово «слои» становится ключевым для понимания проекта: здесь не только сохранены наслоения разных советских десятилетий в интерьере, все вместе и складывалось, и прочитывается послойно. Вздрагиваешь – то от масштабного контраста снаружи, то от глянцевитых фасадов «Зотова». Войдя внутрь, на какой-то момент пугаешься советской реальности сохраненных фрагментов, как будто это сон и снится, что ты в 9 классе на заводе на уроке УПК. Потом все же осознаешь себя в постиндустриальной, бесконвейерной, реальности, где надо чувствовать, а не вкалывать. Что прошлое – на самом деле в прошлом, и теперь его можно изучать. Это очень вправляет мозги на тонком уровне эмоционального восприятия, работает, как ни странно, против ностальгии и в пользу дистанцирования. Ради одного такого «контрастного душа» стоило провести столь тщательную консервацию. 

Так что никакого парадокса нет, а есть направление глобального развития культурного, простите за выражение, менталитета, – и надо думать, развитие это нельзя остановить. Поэтому проект вселяет надежду. 
  • zooming
    1 / 7
    План 1 этажа. Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    © СПИЧ
  • zooming
    2 / 7
    План 2 этажа. Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    © СПИЧ
  • zooming
    3 / 7
    План 2 этажа на отметке 2200. Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    © СПИЧ
  • zooming
    4 / 7
    План 3 этажа. Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    © СПИЧ
  • zooming
    5 / 7
    План 4 этажа. Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    © СПИЧ
  • zooming
    6 / 7
    План подвала. Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    © СПИЧ
  • zooming
    7 / 7
    Разрез 1–1. Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    © СПИЧ
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
АРМ «Фарос»
ЦКР (Центр комплексного развития)
Проект:
Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
Россия, Ходынская улица, 2с1

Авторский коллектив:
Внутренние архитектурные решения, дизайн-проект – СПИЧ: С.Э. Чобан, И.В. Членов, А.С. Гарновская, Ю.Д. Верницкая, А.С. Кузьмина, К.А. Чупина, И.Г. Клокова, Н.В. Гриднев, Н.В. Суркова

Инженерные решения – Метрополис: А.Н. Ворожбитов, И.В. Кремлев, Ш.Г. Курбанов, А.С. Архипов, С.Н. Брюзгин

Обоснование реставрации и приспособления – АРМ «Фарос»: Б.В. Савин, Н.А. Максименко, С.Б. Илюхина, Г.В. Тропина, С.А. Платонова, А.П. Зыков

Проект приспособления, решения фасадов – Центр комплексного развития: А.М. Филиппов, И.А. Шишков, В.О. Ельчанинова, Е.А. Щеголихина

2018 — 2019 / 2020 — 9.2022

Заказчик – Банк ВТБ

02 Декабря 2022

СПИЧ: другие проекты
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Чикагские лауреаты 2024
Премия The International Architecture Awards отметила сразу семь российских проектов – четыре из них стали победителями в различных номинациях, еще три удостоились почетного упоминания. Рассказываем о каждом.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Портик нового времени
В начале года в новосибирском аэропорте Толмачево открылся терминал С. Масштабный и прозрачный входной зал со светящимися колоннами внутри умело сочетает лаконизм с яркой фотогеничностью WOW-эффекта. Он – и новый фасад всего комплекса, и точка отсчета планируемой реконструкции, по завершении которой Толмачево станет крупнейшим региональным аэропортом России. Рассматриваем здание в контексте модернистских прототипов как Новосибирска, так и Ленинграда: они собираются в отдельную, не лишенную любопытных нюансов, историю.
Шестиглавый
В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Пластины Багратиона
Обнародован проект нового небоскреба от архитекторов СПИЧ в Москва-Сити. В нем можно увидеть: московские высотки, Чикаго, архитектон Малевича и попытку деконструкции цельного образа московского небоскреба, найденного авторами в недавних предшествующих работах.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Логика жизни
Световая инсталляция, установленная Андреем Перличем в атриуме башен «Федерации», балансирует на грани между математическим порядком построения и многообразием вариантов восприятия в ракурсах.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Изнутри наружу: павильоны вечности
Реконструкция пакгаузов нижегородской Стрелки – они открылись в начале июня как концертный и выставочный залы – стала, без преувеличения, событием года в области как культуры, так и архитектуры. Их история кажется нам образцовой с точки зрения обнаружения, исследования и охраны памятника инженерной мысли XIX века. В то же время решение по приспособлению и экспонированию конструкций пакгаузов, предложенное Сергеем Чобаном – очень смелое, нетривиальное и актуальное. На грани временного, временнОго и вечного.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Энергетика эксприматики
Павильон, реализованный по проекту Сергея Чобана на всемирной ЭКСПО 2020 в Дубае, – яркое и цельное архитектурное высказывание, образность которого восходит к авангардным графическим экспериментам Якова Чернихова, но допускает множество трактовок. Павильон похож и на купольный храм, и на кружащуюся «Планету Россия», и на голову матрешки. Тем более что внутри, в ядре экспозиции – мозг. Внимательно рассматриваем и трактовки, и нюансы реализации.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Похожие статьи
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.