English version

Энергетика эксприматики

Павильон, реализованный по проекту Сергея Чобана на всемирной ЭКСПО 2020 в Дубае, – яркое и цельное архитектурное высказывание, образность которого восходит к авангардным графическим экспериментам Якова Чернихова, но допускает множество трактовок. Павильон похож и на купольный храм, и на кружащуюся «Планету Россия», и на голову матрешки. Тем более что внутри, в ядре экспозиции – мозг. Внимательно рассматриваем и трактовки, и нюансы реализации.

mainImg
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Павильон России на всемирной выставке ЭКСПО 2020 в Дубае
ОАЭ, Дубай

Авторский коллектив:
Архитектура павильона: СПИЧ
Авторы проекта: Сергей Чобан, Игорь Членов, Алексей Ильин
Архитекторы: Антон Чернышев, Марина Кузнецкая, Дарья Кроткова

Идея и проект экспозиции, разработка темы павильона:
Константин Петров, Simpateka Entertainment Group

2021
Павильон России на всемирной ЭКСПО в Дубае Сергей Чобан начал проектировать в 2018 году под руководством компании Simpateka Entertainment Group.

Павильон России – один из «больших» на выставке, его диаметр 37 м, высота 26,7 м, площадь 3630 м2, он соответствует заданному на выставке высотному ограничению в 27 м и занимает собой большую часть отведенной территории.  Здание уже оценили достаточно высоко – павильон включен в список рекомендованных для посещения официальными делегациями; планируется, что после закрытия ЭКСПО 2020 он будет сохранен как торговое и культурное представительство РФ. 
Вид с Авеню Горизонта. Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

По словам Сергея Чобана, ключевая идея – двух куполов внутри и клубка разноцветных линий снаружи – пришла практически сразу.

Решение восходит к графическим опытам эксприматики Якова Чернихова, архитектора русского авангарда. Чернихов предложил много разных подходов к графике, один из них основан на проявлении динамики формы через свободное кружение разноцветных линий; примеры можно увидеть здесь, здесь или здесь.
Яков Чернихов. Архитектурная фантазия
Из презентации проекта павильона РФ

В первоначальных эскизах Сергея Чобана, действительно, заметна преемственность с графикой Чернихова – разноцветные линии образуют энергетически заряженный «узел». 
Эскиз. Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
© Сергей Чобан

Выбранная тема удачно сочетает ненавязчивую отсылку к русскому авангарду, который, как известно, во многом определяет вклад нашей страны в развитие мировой культуры, – и работает на раскрытие темы «Мобильность», предписанной мастер-планом ЭКСПО для территории, на которой расположен павильон России. 

Мобильность и внутренняя динамика остро ощущается, и в то же время эта динамика – особенная. Клубок линий, как кажется, предлагает нам образ движения «в себе», как такового – не в смысле перемещения из точки А в точку Б, а сродни кружению электронов по орбите и напряжению магнитных полей как их изображают в учебниках физики. Чистой энергетике стержня или ядра некоего фантастического мотора, составленного из силовых линий, чья природа, безусловно, материальна, но принадлежит к «высшим» или высокотехнологичным видам материи, невесомым благодаря внутреннему заряду. Возникает левитирующая тектоника, внеположная гравитации – на грани мечты авангарда и пафоса соседних выставок той же ЭКСПО, многие из которых проникнуты духом близкой реальности футуристических фантазий. 
Эскиз. Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
© Сергей Чобан

Кроме того, предложенная форма – достаточно цельная и абстрактная, чтобы допускать разные трактовки и смыслы. Она многое напоминает, от куполов Бухары и Самарканда до клубка нитей или проволок, головы в тюрбане и планеты Сатурн с его кружением колец. В подвижности клубящихся линий можно увидеть, как предлагают авторы, динамику развития нашей страны, также как и многонациональность, и пестрое разнообразие «Планеты Россия»: «...Россия это планета, вокруг которой многое вращается, и которая, в то же время, обращена вовне. В России много разного – 200 национальностей, огромное количество религий, возможностей, событий и тенденций, они складываются в сложный и интересный клубок...», – поясняет Сергей Чобан, говоря о своем пластическом высказывании, выраженном в павильоне, как об очень искреннем и пришедшем практически сразу в одном из вариантов.

В то же время, если говорить о трактовках и смыслах, то важно заметить, что здесь ничто не дано буквально «в лоб»: даже отсылка к авангарду лишена прямолинейной узнаваемости, нет никаких приевшихся «клинов красных», прием воспринимается как современный, созвучный поискам не только 1920-х, но и новейшего времени.

Тем более интересно, как была осуществлена смелая пластически-энергетическая идея. 
Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

Линии-«нити» изготовлены из алюминиевых трубок диаметром 8 см, согнутых согласно продуманной авторами и просчитанной в BIM геометрии и покрытых цветным полимерным составом, устойчивым к солнечным лучам и даже песчаным бурям, которые случаются в Аравийской пустыне. Они должны сохранить блеск и цветность как во время, так и после ЭКСПО. Поначалу, как рассказал нам Сергей Чобан, рассматривалась идея светящихся изнутри прозрачных трубок, но их отвергли именно из-за неустойчивости к физическим повреждениям. 
  • zooming
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

Общая длина всех трубок – 46 км, количество фрагментов, из которых собрана облицовка – более 1000. Трубки крепятся к металлическим стенам павильона снаружи на кронштейнах, почти не различимых. В какой-то момент рассматривалась идея выдвинуть некоторые трубки чуть дальше вперед, но тогда кронштейны стали бы более заметны; сейчас крепления практически не видны. Из-за блестящей поверхности возникают взаимные отражения.
Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

Оболочка из цветных трубок – красивое и оригинальное решение, позволило визуально точно воплотить идею клубка разноцветных линий. Оно хорошо подходит для павильонного формата, крупного, но не чрезмерного, и выгодно отличается от, к примеру, алюминиевых панелей, какой бы рисунок ни был на них нанесен. Кроме того это решение, – как рассказывает Сергей Чобан, – экономичное и даже экологически ответственное. Дело в том, что дерева, которое приняло на себя роль «знамени» эко-ответственных решений, в Аравийской пустыне крайне мало; дерево для строительства или облицовки в Эмираты надо везти очень издалека (к примеру, облицовка польского павильона привезена из Польши). Перевозка – это расходы и выбросы. Между тем в Дубае идет активное строительство, фасады облицовывают в основном алюминием, этого материала много и местные строительные компании обладают хорошим опытом работы с ним. Возведением павильона РФ занималась базирующаяся в Абу-Даби компания Inventure, использовался тот же алюминий, который распространен на местных стройках, что позволило сэкономить и получить предсказуемую скорость реализации и достаточно качественный результат. 
Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

Фон внешней оболочки из цветных трубок – металлические стены – первоначально планировалось сделать антрацитово-черным ради графичного контраста в промежутках между линиями. Однако павильон монтировали летом, при более чем сорокаградусной жаре, и работа вблизи черной поверхности оказалась опасной для монтажников – поэтому фоновый цвет изменили на серый, – рассказывает Сергей Чобан. Это облегчило монтаж и было компенсировано большим количеством черных трубок, благодаря чему удалось усилить контраст и даже, используя оптический эффект «углубления» черного цвета, – усложнить восприятие поверхности: издали и даже в профиль она, особенно при беглом взгляде, воспринимается как слегка рельефная, как будто одни нити расположены глубже, другие выдвинуты вперед. Шесть оттенков цвета складываются в разные комбинации, варьируя толщину полос и частоту употребления, но соблюдая принцип контраста, избегая расположения похожих цветов по соседству, чтобы они не сливались визуально в слишком широкие полосы.
Фрагмент. Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

Неглубокие бассейны, устроенные вокруг павильона, отчасти следуют общей тенденции дубайской выставки добавить воду везде, где это возможно – но в большей степени, как и зеркало над входной лоджией, служат для отражения и умножения рисунка.  
Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

Павильон – трехъярусный, в основе его металлической конструкции – два купола, установленных один над другим. Малый купол в нижнем ярусе служит вестибюлем, где посетители в случае очередей смогут ждать входа в прохладном кондиционированном месте (сейчас павильон посещает около 8 500 человек в день, зимой, в пиковый период, предполагается 25 000– 30 000 человек ежедневно).
Входной купольный вестибюль. Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
Эскиз входного вестибюля. Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
© Сергей Чобан

В центре стойка ресепшна, вокруг дополнительные помещения кафе, ресторана и сувенирного магазина – снаружи они образуют круглящиеся выступы, которые служат неким скульптурным «цоколем», базой.

Между выступами – углубление входа. Здесь особенно заметно «наматывание» клубка линий, наложение цветных «прядей» друг на друга. 
Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

Выше, во втором ярусе, размещен блок конференц-залов и переговорных для официальных встреч и презентаций; такая закрытая зона есть в павильонах многих других стран на ЭКСПО, она требуется для функционирования павильона в представительском качестве. Если интерьеры общественного вестибюля и выставочного зала черные, то представительский этаж – белый. Посетители выставки минуют его на эскалаторах, поднимаясь на верхний третий ярус, где расположен главный зал. 
  • zooming
    1 / 5
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    2 / 5
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    3 / 5
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    4 / 5
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    5 / 5
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

На кровлях кафе и магазинов первого яруса устроены открытые террасы второго, представительского этажа, одна из них прикрыта выступом конструкции – поэтому у объем получает «козырек», усиливающий его сходство с «головой». 
Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
Терраса под козырьком в представительской зоне. Эскиз Сергея Чобана, 2020. Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
© Сергей Чобан

Верхний этаж – главный экспозиционный – полностью занят куполом: 36.4 м в диаметре, 14.37 м высоты. Купол дает свободный просторный интерьер с черным потолком и «звездами» точечных светильников. 
Одна из основных моих идей заключалась в том, чтобы создать мощное незатесненное экспозиционное пространство – высокое, просторное и безопорное, с единым перекрытием. Пространство, в котором можно было бы разместить большое эффектное шоу. Такое решение дает купол, причем важно, что он размещен в верхней части, не окружен ничем, не пронизан колоннами и велик – имеет максимально возможный диаметр. В принципе, купол – почти идеальное решение для размещения эмоционально заряженной эффектной экспозиции, он дает много места в центре, большую высоту и возможность установить крупный объект. Кроме того, купола хорошо известны в российской архитектурной традиции, в том числе двойные купола, купола друг над другом.

Два купола, малый и большой, Сергей Чобан сравнивает с матрешкой, где одна голова вкладывается в другую, и с двойными оболочками куполов ренессанса и классицизма. 
Эскиз. Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
© Сергей Чобан

Некоторое сходство, действительно, есть, особенно в разрезе. Замечу однако, что форма главного купола вовне никак не корректируется и честно сохраняет свои реальные, несколько приплюснутые «восточные» пропорции: радиус 18.2 м, высота 14.37 м. Такого рода честность отображения конструкции напоминает в равной степени и правила раннего модернизма, и восточные и византийские купола. В то же время купол нижнего вестибюля связан с верхним не столько конструктивно, сколько эмоционально: он предваряет посетителя, знакомя его «в миниатюре» с пространственным эффектом, который ожидает вверху – что похоже на экзонартексы византийских церквей и вестибюли дворцов, тогда как композиция с размещением малого купола строго под главным залом напоминает большие храмы Российской империи XIX века на высоких подклетах.
  • zooming
    1 / 7
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    © СПИЧ
  • zooming
    2 / 7
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    © СПИЧ
  • zooming
    3 / 7
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    © СПИЧ
  • zooming
    4 / 7
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    © СПИЧ
  • zooming
    5 / 7
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    © СПИЧ
  • zooming
    6 / 7
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    © СПИЧ
  • zooming
    7 / 7
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    © СПИЧ

Экспозиция, разработанная Константином Петровым и компанией Simpateka, во многом поддерживает и развивает намеченную в образе павильона идею «матрешки» и «головы», – поскольку в центре зала размещен обобщенный макет мозга как основа для проекций, созвучный проекционным глобусам в ряде других павильонов, но с более сложной волнистой поверхностью. Тема выставки – «Механика чуда», под каковым подразумевается человеческий мозг. В начале демонстрации макет разделяется на части, приоткрывая свою механическую начинку. Экспозиция исполнена на хорошем современном уровне мультимедиа, не отстает от некоторых павильонов выставки, а некоторые обходит с большим отрывом. Примечательны модули, позволяющие увидеть мир глазами рептилий, насекомых и других живых существ. Интерактивный пол вокруг «мозга» тоже отлично работает. 
  • zooming
    1 / 8
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    2 / 8
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    3 / 8
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    4 / 8
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    5 / 8
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    6 / 8
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    7 / 8
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    8 / 8
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

Один из больших плюсов решения выставки русского павильона – необременительность системы сеансов: мы видим отсчет секунд до начала шоу, но двери никто не закрывает и лишних очередей не возникает. Для сравнения – шоу японского павильона длится час и ждать его надо тоже больше часа перед закрытыми дверями. 

Но вернемся к внешности павильона – согласно замечанию Сергея Чобана, как русская архитектура исторически время от времени уделяла больше внимания взгляду снаружи, чем внутреннему пространству – так и архитектура павильона, формируя пространство для мультимедиа-выставки, в то же время в значительной степени работает не внешнее восприятие. У этой особенности есть две составные части: скульптурно-колористическая и пространственно-градостроительная.

Начнем с последней. Радиально-кольцевая планировка ЭКСПО, подчиненная цветку-трилистнику, образует целый ряд перекрестков. Пересечение авеню Горизонта, очерчивающего лепесток Мобильности, и авеню Гафа, ведущего к остановке шаттлов недалеко от главного входа – один из них. Авеню Горизонта плавно изгибается, и павильон РФ, достаточно объемный, замыкает несколько перспектив, образуя так называемые «инстаграмные точки» и служа заметным пространственным ориентиром, в том числе – благодаря отличию от многих других павильонов выставки. 

Таких отличий несколько. Во-первых, здание – цветная скульптура, оно совмещает два очень сильных средства выразительности. Чаще встречаются разноцветные объемы простой формы или пластичные нейтрального оттенка. Здесь цвет и форма «закручены» в единый узел.
Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

Другое отличие, как ни странно, заключается в некоторой «олдскульности» решения. На ЭКСПО 2020 всё больше, чем когда-либо, переливается медийными экранами и проекциями. Кинотеатры внутри павильонов в темное время перекликаются с медийными шоу на фасадах, складываясь гипернеоновый (или постнеоновый?) праздник. Павильон Саудовской Аравии попросту превратил себя в гигантский экран. Британский высвечивает стихи, сочиняемые искусственным интеллектом. Экспозиция павильона РФ внутри такая же, медийная и анимированная, в сущности это трехмерное кино-диорама, в которое погружают посетителя, стремясь его удивить.

Зато снаружи авторы ограничились мощной, но традиционной подсветкой из расставленных по кругу софитов, «выхватывающих» объем из темноты, проявляющих цельный абрис силуэта и даже блеск поверхности множества трубок – Сергей Чобан сравнивает ее с обычной ночной подсветкой памятников архитектуры в исторических городах.

Такое, регулярное, освещение делает павильон при взгляде снаружи образно очень постоянным, в противовес медийным пляскам, которые начинаются в темное время суток повсюду вокруг. Он какой днем – почти такой же и ночью. Светится отраженным светом и уверенно предъявляет себя в пространстве, при всем динамизме кручения – парадоксально спокойный и неподвижный, как вещь в себе. Притягивает внимание как этакий «камень» в окружении бурной выставочной реки. 
  • zooming
    1 / 4
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / преоставлена СПИЧ
  • zooming
    2 / 4
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / преоставлена СПИЧ
  • zooming
    3 / 4
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / преоставлена СПИЧ
  • zooming
    4 / 4
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / преоставлена СПИЧ

Решение получилось, с точки зрения архитектуры, медитативно-восточным – во многом благодаря куполу, центрическому пространству внутри и собранной, круглящейся форме снаружи. Сравнивая павильон 2021 года в Дубае с собственным проектом павильона на предшествующей ЭКСПО, 2015 года, в Милане Сергей Чобан признает принципиальное различие подходов, мотивированное культурным контекстом: в Европе он сделал ставку на порыв и устремленность зеркальной консоли вперед и вверх, здесь – на скорее восточный подход и к цвету, и к теме движения, не столько летящего в неизвестность, сколько кружащегося и пребывающего. Проявил ту составляющую русской души, которая созвучна Востоку. 

Павильон-представительство страны на международной выставке такого уровня – задача, сложная во многих отношениях. Если говорить об архитектурном образе, то в случае удачи он должен балансировать на грани уникальной современной формы и высказывания на тему многовековой истории и национальных особенностей, быть ярким, заметным, притягательным пластическим высказыванием. И откликаться на общий контекст выставки и страны, в которой она в данный момент проходит. Непростая, повторюсь, задача, но в данном случае все, практически, условия выполнены, объем и иконичен, решен «на одном приеме», и многозначен, как полагается зданию-символу большой и сложной, многосоставной страны. Второй, и непохожий на первый, ответ Сергея Чобана на вопрос образа России. 

Как тут не вспомнить, что «Россия – сфинкс». Впрочем в данном случае загадочное существо запускает людей к себе в голову, где даже делает попытку объяснить, как устроена механика мышления, приоткрыть, так сказать, загадку загадок. Интересно, выйдет ли кто-нибудь из павильона с лучшими, чем прежде, знаниями об отличии лимбического мозга от кортикального, эмоционального от рационального, – не говоря уже о понимании «русской души». Но сама попытка вызывает уважение. 

Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Павильон России на всемирной выставке ЭКСПО 2020 в Дубае
ОАЭ, Дубай

Авторский коллектив:
Архитектура павильона: СПИЧ
Авторы проекта: Сергей Чобан, Игорь Членов, Алексей Ильин
Архитекторы: Антон Чернышев, Марина Кузнецкая, Дарья Кроткова

Идея и проект экспозиции, разработка темы павильона:
Константин Петров, Simpateka Entertainment Group

2021

21 Октября 2021

СПИЧ: другие проекты
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Чикагские лауреаты 2024
Премия The International Architecture Awards отметила сразу семь российских проектов – четыре из них стали победителями в различных номинациях, еще три удостоились почетного упоминания. Рассказываем о каждом.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Портик нового времени
В начале года в новосибирском аэропорте Толмачево открылся терминал С. Масштабный и прозрачный входной зал со светящимися колоннами внутри умело сочетает лаконизм с яркой фотогеничностью WOW-эффекта. Он – и новый фасад всего комплекса, и точка отсчета планируемой реконструкции, по завершении которой Толмачево станет крупнейшим региональным аэропортом России. Рассматриваем здание в контексте модернистских прототипов как Новосибирска, так и Ленинграда: они собираются в отдельную, не лишенную любопытных нюансов, историю.
Шестиглавый
В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Путь завода
На прошлой неделе в новом центре изучения конструктивизма «Зотов» открылась первая выставка: «1922. Конструктивизм. Начало». Идея создания центра принадлежит Сергею Чобану, а проект ближайших домов, приспособления здания хлебозавода к музейной функции, и дизайн его первой экспозиции архитектор разработал в соавторстве с коллегами по АБ СПИЧ. Мы решили, что такой комплексный проект надо рассматривать целиком – так получился лонгрид о конструктивизме на Пресне, консервации, новациях, многослойном подходе и надежде.
Пластины Багратиона
Обнародован проект нового небоскреба от архитекторов СПИЧ в Москва-Сити. В нем можно увидеть: московские высотки, Чикаго, архитектон Малевича и попытку деконструкции цельного образа московского небоскреба, найденного авторами в недавних предшествующих работах.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Логика жизни
Световая инсталляция, установленная Андреем Перличем в атриуме башен «Федерации», балансирует на грани между математическим порядком построения и многообразием вариантов восприятия в ракурсах.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Изнутри наружу: павильоны вечности
Реконструкция пакгаузов нижегородской Стрелки – они открылись в начале июня как концертный и выставочный залы – стала, без преувеличения, событием года в области как культуры, так и архитектуры. Их история кажется нам образцовой с точки зрения обнаружения, исследования и охраны памятника инженерной мысли XIX века. В то же время решение по приспособлению и экспонированию конструкций пакгаузов, предложенное Сергеем Чобаном – очень смелое, нетривиальное и актуальное. На грани временного, временнОго и вечного.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Похожие статьи
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.