English version

Энергетика эксприматики

Павильон, реализованный по проекту Сергея Чобана на всемирной ЭКСПО 2020 в Дубае, – яркое и цельное архитектурное высказывание, образность которого восходит к авангардным графическим экспериментам Якова Чернихова, но допускает множество трактовок. Павильон похож и на купольный храм, и на кружащуюся «Планету Россия», и на голову матрешки. Тем более что внутри, в ядре экспозиции – мозг. Внимательно рассматриваем и трактовки, и нюансы реализации.

mainImg
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Павильон России на всемирной выставке ЭКСПО 2020 в Дубае
ОАЭ, Дубай

Авторский коллектив:
Архитектура павильона: СПИЧ
Авторы проекта: Сергей Чобан, Игорь Членов, Алексей Ильин
Архитекторы: Антон Чернышев, Марина Кузнецкая, Дарья Кроткова

Идея и проект экспозиции, разработка темы павильона:
Константин Петров, Simpateka Entertainment Group

2021
Павильон России на всемирной ЭКСПО в Дубае Сергей Чобан начал проектировать в 2018 году под руководством компании Simpateka Entertainment Group.

Павильон России – один из «больших» на выставке, его диаметр 37 м, высота 26,7 м, площадь 3630 м2, он соответствует заданному на выставке высотному ограничению в 27 м и занимает собой большую часть отведенной территории.  Здание уже оценили достаточно высоко – павильон включен в список рекомендованных для посещения официальными делегациями; планируется, что после закрытия ЭКСПО 2020 он будет сохранен как торговое и культурное представительство РФ. 
Вид с Авеню Горизонта. Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

По словам Сергея Чобана, ключевая идея – двух куполов внутри и клубка разноцветных линий снаружи – пришла практически сразу.

Решение восходит к графическим опытам эксприматики Якова Чернихова, архитектора русского авангарда. Чернихов предложил много разных подходов к графике, один из них основан на проявлении динамики формы через свободное кружение разноцветных линий; примеры можно увидеть здесь, здесь или здесь.
Яков Чернихов. Архитектурная фантазия
Из презентации проекта павильона РФ

В первоначальных эскизах Сергея Чобана, действительно, заметна преемственность с графикой Чернихова – разноцветные линии образуют энергетически заряженный «узел». 
Эскиз. Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
© Сергей Чобан

Выбранная тема удачно сочетает ненавязчивую отсылку к русскому авангарду, который, как известно, во многом определяет вклад нашей страны в развитие мировой культуры, – и работает на раскрытие темы «Мобильность», предписанной мастер-планом ЭКСПО для территории, на которой расположен павильон России. 

Мобильность и внутренняя динамика остро ощущается, и в то же время эта динамика – особенная. Клубок линий, как кажется, предлагает нам образ движения «в себе», как такового – не в смысле перемещения из точки А в точку Б, а сродни кружению электронов по орбите и напряжению магнитных полей как их изображают в учебниках физики. Чистой энергетике стержня или ядра некоего фантастического мотора, составленного из силовых линий, чья природа, безусловно, материальна, но принадлежит к «высшим» или высокотехнологичным видам материи, невесомым благодаря внутреннему заряду. Возникает левитирующая тектоника, внеположная гравитации – на грани мечты авангарда и пафоса соседних выставок той же ЭКСПО, многие из которых проникнуты духом близкой реальности футуристических фантазий. 
Эскиз. Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
© Сергей Чобан

Кроме того, предложенная форма – достаточно цельная и абстрактная, чтобы допускать разные трактовки и смыслы. Она многое напоминает, от куполов Бухары и Самарканда до клубка нитей или проволок, головы в тюрбане и планеты Сатурн с его кружением колец. В подвижности клубящихся линий можно увидеть, как предлагают авторы, динамику развития нашей страны, также как и многонациональность, и пестрое разнообразие «Планеты Россия»: «...Россия это планета, вокруг которой многое вращается, и которая, в то же время, обращена вовне. В России много разного – 200 национальностей, огромное количество религий, возможностей, событий и тенденций, они складываются в сложный и интересный клубок...», – поясняет Сергей Чобан, говоря о своем пластическом высказывании, выраженном в павильоне, как об очень искреннем и пришедшем практически сразу в одном из вариантов.

В то же время, если говорить о трактовках и смыслах, то важно заметить, что здесь ничто не дано буквально «в лоб»: даже отсылка к авангарду лишена прямолинейной узнаваемости, нет никаких приевшихся «клинов красных», прием воспринимается как современный, созвучный поискам не только 1920-х, но и новейшего времени.

Тем более интересно, как была осуществлена смелая пластически-энергетическая идея. 
Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

Линии-«нити» изготовлены из алюминиевых трубок диаметром 8 см, согнутых согласно продуманной авторами и просчитанной в BIM геометрии и покрытых цветным полимерным составом, устойчивым к солнечным лучам и даже песчаным бурям, которые случаются в Аравийской пустыне. Они должны сохранить блеск и цветность как во время, так и после ЭКСПО. Поначалу, как рассказал нам Сергей Чобан, рассматривалась идея светящихся изнутри прозрачных трубок, но их отвергли именно из-за неустойчивости к физическим повреждениям. 
  • zooming
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

Общая длина всех трубок – 46 км, количество фрагментов, из которых собрана облицовка – более 1000. Трубки крепятся к металлическим стенам павильона снаружи на кронштейнах, почти не различимых. В какой-то момент рассматривалась идея выдвинуть некоторые трубки чуть дальше вперед, но тогда кронштейны стали бы более заметны; сейчас крепления практически не видны. Из-за блестящей поверхности возникают взаимные отражения.
Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

Оболочка из цветных трубок – красивое и оригинальное решение, позволило визуально точно воплотить идею клубка разноцветных линий. Оно хорошо подходит для павильонного формата, крупного, но не чрезмерного, и выгодно отличается от, к примеру, алюминиевых панелей, какой бы рисунок ни был на них нанесен. Кроме того это решение, – как рассказывает Сергей Чобан, – экономичное и даже экологически ответственное. Дело в том, что дерева, которое приняло на себя роль «знамени» эко-ответственных решений, в Аравийской пустыне крайне мало; дерево для строительства или облицовки в Эмираты надо везти очень издалека (к примеру, облицовка польского павильона привезена из Польши). Перевозка – это расходы и выбросы. Между тем в Дубае идет активное строительство, фасады облицовывают в основном алюминием, этого материала много и местные строительные компании обладают хорошим опытом работы с ним. Возведением павильона РФ занималась базирующаяся в Абу-Даби компания Inventure, использовался тот же алюминий, который распространен на местных стройках, что позволило сэкономить и получить предсказуемую скорость реализации и достаточно качественный результат. 
Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

Фон внешней оболочки из цветных трубок – металлические стены – первоначально планировалось сделать антрацитово-черным ради графичного контраста в промежутках между линиями. Однако павильон монтировали летом, при более чем сорокаградусной жаре, и работа вблизи черной поверхности оказалась опасной для монтажников – поэтому фоновый цвет изменили на серый, – рассказывает Сергей Чобан. Это облегчило монтаж и было компенсировано большим количеством черных трубок, благодаря чему удалось усилить контраст и даже, используя оптический эффект «углубления» черного цвета, – усложнить восприятие поверхности: издали и даже в профиль она, особенно при беглом взгляде, воспринимается как слегка рельефная, как будто одни нити расположены глубже, другие выдвинуты вперед. Шесть оттенков цвета складываются в разные комбинации, варьируя толщину полос и частоту употребления, но соблюдая принцип контраста, избегая расположения похожих цветов по соседству, чтобы они не сливались визуально в слишком широкие полосы.
Фрагмент. Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

Неглубокие бассейны, устроенные вокруг павильона, отчасти следуют общей тенденции дубайской выставки добавить воду везде, где это возможно – но в большей степени, как и зеркало над входной лоджией, служат для отражения и умножения рисунка.  
Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

Павильон – трехъярусный, в основе его металлической конструкции – два купола, установленных один над другим. Малый купол в нижнем ярусе служит вестибюлем, где посетители в случае очередей смогут ждать входа в прохладном кондиционированном месте (сейчас павильон посещает около 8 500 человек в день, зимой, в пиковый период, предполагается 25 000– 30 000 человек ежедневно).
Входной купольный вестибюль. Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
Эскиз входного вестибюля. Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
© Сергей Чобан

В центре стойка ресепшна, вокруг дополнительные помещения кафе, ресторана и сувенирного магазина – снаружи они образуют круглящиеся выступы, которые служат неким скульптурным «цоколем», базой.

Между выступами – углубление входа. Здесь особенно заметно «наматывание» клубка линий, наложение цветных «прядей» друг на друга. 
Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

Выше, во втором ярусе, размещен блок конференц-залов и переговорных для официальных встреч и презентаций; такая закрытая зона есть в павильонах многих других стран на ЭКСПО, она требуется для функционирования павильона в представительском качестве. Если интерьеры общественного вестибюля и выставочного зала черные, то представительский этаж – белый. Посетители выставки минуют его на эскалаторах, поднимаясь на верхний третий ярус, где расположен главный зал. 
  • zooming
    1 / 5
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    2 / 5
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    3 / 5
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    4 / 5
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    5 / 5
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

На кровлях кафе и магазинов первого яруса устроены открытые террасы второго, представительского этажа, одна из них прикрыта выступом конструкции – поэтому у объем получает «козырек», усиливающий его сходство с «головой». 
Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
Терраса под козырьком в представительской зоне. Эскиз Сергея Чобана, 2020. Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
© Сергей Чобан

Верхний этаж – главный экспозиционный – полностью занят куполом: 36.4 м в диаметре, 14.37 м высоты. Купол дает свободный просторный интерьер с черным потолком и «звездами» точечных светильников. 
Одна из основных моих идей заключалась в том, чтобы создать мощное незатесненное экспозиционное пространство – высокое, просторное и безопорное, с единым перекрытием. Пространство, в котором можно было бы разместить большое эффектное шоу. Такое решение дает купол, причем важно, что он размещен в верхней части, не окружен ничем, не пронизан колоннами и велик – имеет максимально возможный диаметр. В принципе, купол – почти идеальное решение для размещения эмоционально заряженной эффектной экспозиции, он дает много места в центре, большую высоту и возможность установить крупный объект. Кроме того, купола хорошо известны в российской архитектурной традиции, в том числе двойные купола, купола друг над другом.

Два купола, малый и большой, Сергей Чобан сравнивает с матрешкой, где одна голова вкладывается в другую, и с двойными оболочками куполов ренессанса и классицизма. 
Эскиз. Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
© Сергей Чобан

Некоторое сходство, действительно, есть, особенно в разрезе. Замечу однако, что форма главного купола вовне никак не корректируется и честно сохраняет свои реальные, несколько приплюснутые «восточные» пропорции: радиус 18.2 м, высота 14.37 м. Такого рода честность отображения конструкции напоминает в равной степени и правила раннего модернизма, и восточные и византийские купола. В то же время купол нижнего вестибюля связан с верхним не столько конструктивно, сколько эмоционально: он предваряет посетителя, знакомя его «в миниатюре» с пространственным эффектом, который ожидает вверху – что похоже на экзонартексы византийских церквей и вестибюли дворцов, тогда как композиция с размещением малого купола строго под главным залом напоминает большие храмы Российской империи XIX века на высоких подклетах.
  • zooming
    1 / 7
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    © СПИЧ
  • zooming
    2 / 7
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    © СПИЧ
  • zooming
    3 / 7
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    © СПИЧ
  • zooming
    4 / 7
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    © СПИЧ
  • zooming
    5 / 7
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    © СПИЧ
  • zooming
    6 / 7
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    © СПИЧ
  • zooming
    7 / 7
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    © СПИЧ

Экспозиция, разработанная Константином Петровым и компанией Simpateka, во многом поддерживает и развивает намеченную в образе павильона идею «матрешки» и «головы», – поскольку в центре зала размещен обобщенный макет мозга как основа для проекций, созвучный проекционным глобусам в ряде других павильонов, но с более сложной волнистой поверхностью. Тема выставки – «Механика чуда», под каковым подразумевается человеческий мозг. В начале демонстрации макет разделяется на части, приоткрывая свою механическую начинку. Экспозиция исполнена на хорошем современном уровне мультимедиа, не отстает от некоторых павильонов выставки, а некоторые обходит с большим отрывом. Примечательны модули, позволяющие увидеть мир глазами рептилий, насекомых и других живых существ. Интерактивный пол вокруг «мозга» тоже отлично работает. 
  • zooming
    1 / 8
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    2 / 8
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    3 / 8
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    4 / 8
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    5 / 8
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    6 / 8
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    7 / 8
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    8 / 8
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

Один из больших плюсов решения выставки русского павильона – необременительность системы сеансов: мы видим отсчет секунд до начала шоу, но двери никто не закрывает и лишних очередей не возникает. Для сравнения – шоу японского павильона длится час и ждать его надо тоже больше часа перед закрытыми дверями. 

Но вернемся к внешности павильона – согласно замечанию Сергея Чобана, как русская архитектура исторически время от времени уделяла больше внимания взгляду снаружи, чем внутреннему пространству – так и архитектура павильона, формируя пространство для мультимедиа-выставки, в то же время в значительной степени работает не внешнее восприятие. У этой особенности есть две составные части: скульптурно-колористическая и пространственно-градостроительная.

Начнем с последней. Радиально-кольцевая планировка ЭКСПО, подчиненная цветку-трилистнику, образует целый ряд перекрестков. Пересечение авеню Горизонта, очерчивающего лепесток Мобильности, и авеню Гафа, ведущего к остановке шаттлов недалеко от главного входа – один из них. Авеню Горизонта плавно изгибается, и павильон РФ, достаточно объемный, замыкает несколько перспектив, образуя так называемые «инстаграмные точки» и служа заметным пространственным ориентиром, в том числе – благодаря отличию от многих других павильонов выставки. 

Таких отличий несколько. Во-первых, здание – цветная скульптура, оно совмещает два очень сильных средства выразительности. Чаще встречаются разноцветные объемы простой формы или пластичные нейтрального оттенка. Здесь цвет и форма «закручены» в единый узел.
Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

Другое отличие, как ни странно, заключается в некоторой «олдскульности» решения. На ЭКСПО 2020 всё больше, чем когда-либо, переливается медийными экранами и проекциями. Кинотеатры внутри павильонов в темное время перекликаются с медийными шоу на фасадах, складываясь гипернеоновый (или постнеоновый?) праздник. Павильон Саудовской Аравии попросту превратил себя в гигантский экран. Британский высвечивает стихи, сочиняемые искусственным интеллектом. Экспозиция павильона РФ внутри такая же, медийная и анимированная, в сущности это трехмерное кино-диорама, в которое погружают посетителя, стремясь его удивить.

Зато снаружи авторы ограничились мощной, но традиционной подсветкой из расставленных по кругу софитов, «выхватывающих» объем из темноты, проявляющих цельный абрис силуэта и даже блеск поверхности множества трубок – Сергей Чобан сравнивает ее с обычной ночной подсветкой памятников архитектуры в исторических городах.

Такое, регулярное, освещение делает павильон при взгляде снаружи образно очень постоянным, в противовес медийным пляскам, которые начинаются в темное время суток повсюду вокруг. Он какой днем – почти такой же и ночью. Светится отраженным светом и уверенно предъявляет себя в пространстве, при всем динамизме кручения – парадоксально спокойный и неподвижный, как вещь в себе. Притягивает внимание как этакий «камень» в окружении бурной выставочной реки. 
  • zooming
    1 / 4
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / преоставлена СПИЧ
  • zooming
    2 / 4
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / преоставлена СПИЧ
  • zooming
    3 / 4
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / преоставлена СПИЧ
  • zooming
    4 / 4
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / преоставлена СПИЧ

Решение получилось, с точки зрения архитектуры, медитативно-восточным – во многом благодаря куполу, центрическому пространству внутри и собранной, круглящейся форме снаружи. Сравнивая павильон 2021 года в Дубае с собственным проектом павильона на предшествующей ЭКСПО, 2015 года, в Милане Сергей Чобан признает принципиальное различие подходов, мотивированное культурным контекстом: в Европе он сделал ставку на порыв и устремленность зеркальной консоли вперед и вверх, здесь – на скорее восточный подход и к цвету, и к теме движения, не столько летящего в неизвестность, сколько кружащегося и пребывающего. Проявил ту составляющую русской души, которая созвучна Востоку. 

Павильон-представительство страны на международной выставке такого уровня – задача, сложная во многих отношениях. Если говорить об архитектурном образе, то в случае удачи он должен балансировать на грани уникальной современной формы и высказывания на тему многовековой истории и национальных особенностей, быть ярким, заметным, притягательным пластическим высказыванием. И откликаться на общий контекст выставки и страны, в которой она в данный момент проходит. Непростая, повторюсь, задача, но в данном случае все, практически, условия выполнены, объем и иконичен, решен «на одном приеме», и многозначен, как полагается зданию-символу большой и сложной, многосоставной страны. Второй, и непохожий на первый, ответ Сергея Чобана на вопрос образа России. 

Как тут не вспомнить, что «Россия – сфинкс». Впрочем в данном случае загадочное существо запускает людей к себе в голову, где даже делает попытку объяснить, как устроена механика мышления, приоткрыть, так сказать, загадку загадок. Интересно, выйдет ли кто-нибудь из павильона с лучшими, чем прежде, знаниями об отличии лимбического мозга от кортикального, эмоционального от рационального, – не говоря уже о понимании «русской души». Но сама попытка вызывает уважение. 

Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Павильон России на всемирной выставке ЭКСПО 2020 в Дубае
ОАЭ, Дубай

Авторский коллектив:
Архитектура павильона: СПИЧ
Авторы проекта: Сергей Чобан, Игорь Членов, Алексей Ильин
Архитекторы: Антон Чернышев, Марина Кузнецкая, Дарья Кроткова

Идея и проект экспозиции, разработка темы павильона:
Константин Петров, Simpateka Entertainment Group

2021

21 Октября 2021

СПИЧ: другие проекты
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Чикагские лауреаты 2024
Премия The International Architecture Awards отметила сразу семь российских проектов – четыре из них стали победителями в различных номинациях, еще три удостоились почетного упоминания. Рассказываем о каждом.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Портик нового времени
В начале года в новосибирском аэропорте Толмачево открылся терминал С. Масштабный и прозрачный входной зал со светящимися колоннами внутри умело сочетает лаконизм с яркой фотогеничностью WOW-эффекта. Он – и новый фасад всего комплекса, и точка отсчета планируемой реконструкции, по завершении которой Толмачево станет крупнейшим региональным аэропортом России. Рассматриваем здание в контексте модернистских прототипов как Новосибирска, так и Ленинграда: они собираются в отдельную, не лишенную любопытных нюансов, историю.
Шестиглавый
В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Путь завода
На прошлой неделе в новом центре изучения конструктивизма «Зотов» открылась первая выставка: «1922. Конструктивизм. Начало». Идея создания центра принадлежит Сергею Чобану, а проект ближайших домов, приспособления здания хлебозавода к музейной функции, и дизайн его первой экспозиции архитектор разработал в соавторстве с коллегами по АБ СПИЧ. Мы решили, что такой комплексный проект надо рассматривать целиком – так получился лонгрид о конструктивизме на Пресне, консервации, новациях, многослойном подходе и надежде.
Пластины Багратиона
Обнародован проект нового небоскреба от архитекторов СПИЧ в Москва-Сити. В нем можно увидеть: московские высотки, Чикаго, архитектон Малевича и попытку деконструкции цельного образа московского небоскреба, найденного авторами в недавних предшествующих работах.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Логика жизни
Световая инсталляция, установленная Андреем Перличем в атриуме башен «Федерации», балансирует на грани между математическим порядком построения и многообразием вариантов восприятия в ракурсах.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Изнутри наружу: павильоны вечности
Реконструкция пакгаузов нижегородской Стрелки – они открылись в начале июня как концертный и выставочный залы – стала, без преувеличения, событием года в области как культуры, так и архитектуры. Их история кажется нам образцовой с точки зрения обнаружения, исследования и охраны памятника инженерной мысли XIX века. В то же время решение по приспособлению и экспонированию конструкций пакгаузов, предложенное Сергеем Чобаном – очень смелое, нетривиальное и актуальное. На грани временного, временнОго и вечного.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Похожие статьи
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.
Перья на ветру
Павильон по проекту шанхайского бюро GN Architects, подчеркивая красоту пейзажа, служит для привлечения туристов на островок Чайшань в Восточно-Китайском море.
Дом из весенней материи
За этим домом мы наблюдаем уже пару лет: вроде бы простой, не очень сложный, но как удачно вписался в микрорайонный контекст после развязок МСД. Здорово запоминается этот дом всем, кто хотя бы время о времени ездит по шоссе. На наш взгляд, тут Сергею Никешкину, миксуя популярные приемы и подходы архитектуры 2010-х, удалось простое, вроде бы, здание превратить в высказывание «на тему дома как такового». Разбираемся, как так вышло.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Райский птичий лай
Вилла Casa Seriema, построенная в окрестностях Белу-Оризонти по проекту бюро Tetro, своими общественными пространствами обращена на горы, а частными комнатами – на густой лес.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Ковчег в заповеднике
Проект апарт-отеля мастерской Ильи Гринберга для Куршской косы – одновременно архитектурная капитуляция, как называют ее авторы, и осознанный выбор. Подход, вероятно, оценил бы Джон Рёскин, для которого в архитектуре была важна честность: здание не притворяется маленьким, не стремится раствориться или мимикрировать, но заявляет о себе с достоинством. Приняв данность ТЭПов и экономической модели, оно не увязает в рефлексии и демонстрирует сильные стороны. Подробную историю формообразования рассказывает главный архитектор проекта Илья Гринберг.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».