English version

Петербург vs Рим

Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.

mainImg
Архитектор:
Евгений Герасимов
Сергей Чобан
Мастерская:
Евгений Герасимов и партнеры http://www.egp.spb.ru/
Tchoban Voss Architekten
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
Россия, Санкт-Петербург, ул. Новгородская, д. 20а; Дегтярный переулок, д. 11

Авторский коллектив:
Руководители авторского коллектива – Е. Герасимов, С. Чобан.
Главные архитекторы проекта – З. Петрова, Т. Комалдинова. 

Евгений Герасимов и партнеры: руководитель проекта – Е.Л. Герасимов; главные архитекторы проекта – З.В., Петрова, Т.А. Комалдинова; архитекторы – Е. Резникова, И. Бахорина, Н. Безбородова, А. Гвоздик, Т. Кузнецова, О. Манов, М. Орлова-Шейнер, О. Трунова, Д. Прудникова, Я. Серебрякова, Ф. Шольц, П. Земсков, В. Казуль, А. Перлич, С. Арутюнов, О. Берлянд, А. Боранбаева, М. Гришанов, Т. Жукова, А. Кабанов, А. Козырева, М. Кузнецкая, М. Кутовски, Ю. Лаврова, А. Лисицын, Т. Локтева, Т. Любимова, О. Никитина, А. Плотникова, Л. Панасенко, Е. Плужник, М. Рассказова, Е. Сенникова, К. Скуднова, А. Тычинина, А. Хмеленина, Я. Шестихина, С. Шилова; главный конструктор – М. Резниченко; руководители групп конструкторов – С. Рыжова, А. Прокофьев, Н. Алексеева; конструкторы – Д. Астапчик, Д. Григорьев, Е. Пантелеева, Е. Пестова, Т. Помазан, Т. Смирнова, Н. Богданова, К. Иванова, А. Рыбаков, Е. Яковлева, П. Култышев, И. Андреев, Т. Горшкалева, В. Антонов, С. Кучин; генплан – А. Титова, Е. Кузнецова.

Tchoban Voss Architekten: руководитель проекта – С. Чобан; руководитель группы архитекторов –В. Каширина; архитекторы – Ф. Шольц, П. Земсков

СПИЧ: руководитель проекта – С. Чобан; архитекторы: В. Казуль, А. Перлич, С. Арутюнов, О. Берлянд, А.Боранбаева, М. Гришанов, Т. Жукова, А. Кабанов, А. Козырева, М. Кузнецкая, М. Кутовски, Ю. Лаврова, А. Лисицын, Т. Локтева, Т. Любимова, О. Никитина, А. Плотникова, Л. Панасенко, Е. Плужник, М. Рассказова, Е. Сенникова, К. Скуднова, А. Тычинина, А. Хмеленина, Я. Шестихина, С. Шилова

Раздел КМД – ПКП «Вэлко-2000». Инженерные разделы – ОАО «Проектсервис СПб»-ПТИ, главный инженер проекта – В.Н. Маликов

2006 — 2010 / 2010 — 2025
Москве пока не удалось объединить все правительственные структуры в одном здании, а Петербургу удалось. Это, в числе прочего, делает «Невскую ратушу»  исключительным явлением; хотя, конечно, далеко не только это. История ее проектирования и строительства на данный момент насчитывает 18, почти 20 лет; мы рассказывали о комплексе неоднократно. Проект победил в международном конкурсе 2006–2007 годов, причем одним из условий участия было партнерство иностранного бюро и петербургского архитектора: в данном случае авторами стали Евгений Герасимов, АБ ЕГП, и Сергей Чобан как представитель немецкой компании Tchoban Voss Architekten. Победив, проект прошел долгие согласования и споры, изменился: исчез контраст стеклянных и каменных фасадов, возобладал камень и респектабельность – но все же разница не существенна и в конечном счете можно сказать: он реализован согласно замыслу.
Общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
Фотография © Андрей Белимов-Гущин, 2025 / предоставлена АБ СПИЧ

Все ключевые идеи и эмоциональная специфика – сохранены. Но прочувствовать их полностью стало возможным только сейчас, когда завершены все очереди строительства, кроме угловой гостиницы. И комплекс, в своих основных чертах, завершен как градостроительный ансамбль. Ему даже не подходит определение «фрагмента города»: здесь есть ритм, оси, модули – внутренняя логика сильна и отвергает само понятие случайной фрагментарности.
Общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
Фотография © Андрей Белимов-Гущин, 2025 / предоставлена АБ СПИЧ

Это – пространство вновь сформированного центра, ансамбль с выверенной композицией и акцентами не просто расставленными, а уверенно занимающими свои места в общей иерархии: классичный портик и фантастический купол главного здания; стремящийся к эллипсу объем; выстроенные по струнке высокие, 6-метровые галереи крыльев. 
  • zooming
    Общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин, 2025 / предоставлена АБ СПИЧ
  • zooming
    Общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин, 2025 / предоставлена АБ СПИЧ

Что прекрасно отвечает как его функции центра власти большого города, так и образу Петербурга как самого классичного и регулярного города страны. 

И тут мы наблюдаем парадокс. Хотя логически все перечисленные качества – петербургские, ансамбль, по ощущениям, на Петербург не похож. Ни на петровский, ни на «достоевского», ни на какой. Я бы даже взяла на себя смелость сказать, что площадь Невской ратуши больше похожа на Рим, чем на Петербург. Моя коллега уже назвала примеры наибольшего сходства: площадь Августа, улицы 1930-х годов вокруг императорского мавзолея и площадь Капитолия Микеланджело. Метафизично-абстрактная классика XX века может быть понята как стилевой контекст, а Капитолий – как контекст смысловой. Конечно, сенаторы были законодательной властью, тут, в Петербурге исполнительная, но власть есть власть; в Риме перспектива к дворцу расширяется, а здесь расходится, но перед целостностью образа и довольно быстро улавливаемого сходства все эти мелочи, на мой взгляд, пасуют. 
  • zooming
    Общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин, 2025 / предоставлена АБ СПИЧ
  • zooming
    Общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин, 2025 / предоставлена АБ СПИЧ

Рим – вечный город, столица столиц, причем если сравнивать общеевропейские прообразы как таковые, то Иерусалим будет всеобщим церковным, а Рим – гражданским, управленческим. Кроме того известно, что сравнения Петербурга с Римом случались – прежде всего как пра-столицы, столицы как таковой.

Так что можно, вероятно, сказать, что на площади «Невской ратуши» присутствует образ, или даже «вайб» столичности как таковой – римской, парижской, берлинской... – тема передается как эстафета и исторически имеет уже много известных наслоений. Место ощущается как новый центр; не зря говорят и пишут, что «ратуша» стала драйвером джентрификации района Песков. 

Пески. Это тоже существенно. «Невская ратуша» построена на месте трамвайного парка и цеха завода «Северный уксус» в районе, одновременно близком в центру, но не вполне центральном. Участок имел форму неправильного четырехугольника, никаких параллельных сторон; даже не трапеция. Никаких осей, никакой, на самом деле, логики не было в его старой застройке, помимо прагматической необходимости.

А следовательно, подчеркнем, вся стройность, которую мы наблюдаем теперь, принадлежит авторскому замыслу, воле архитекторов по преобразованию городской ткани, приданию ей внятной логики, регулярности и образа – продуманных на всех уровнях, от общего абриса и объема до линий мощения площади, параллельных двум рядам зданий-крыльев и пересекающихся ромбами. С «каплей» здания в створе. Все по линейке и циркулю, строго. 
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша». Ситуационный план
© СПИЧ

Место выбрали из-за близости к Смольному институту, прежнему главному вместилищу мэрии города – до него примерно километр к северу – южнее Таврического дворца и Смольного. Здесь достаточно много промзон, не все еще стали новой застройкой или культурными кластерами. Место – скорее, край того, что в Петербурге определяют как «исторический центр», иными словами застройка скорее рядовая. Если смотреть ближе, то Новгородская улица – избыточно широкая, а улица Моисеева и Дегтярный переулок скорее обычные, нейтральные.

Когда я сюда попала, признаюсь, первый раз – случайно, к Невской ратуше, тогда еще была открыта только первая очередь, то была очень удивлена тем, насколько существенно она отличается от своего окружения, и XIX века, и начала XX, и XXI. 

Она другая. Более строгая и более стройная, чем Петербург, к которому мы привыкли. И дело даже не в том, что в данный момент здесь пока отсутствует присущая городу суета, а тишина усиливает метафизичность сформированного пространства, родственного картинам Де Кирико: мы как будто попали внутрь ренессансной пределлы – к слову сказать, не только у Де Кирико, но и у Сергея Чобана эта стереометрическая идеализация встречается не впервые. Но в квартале «ратуши» ощущается особенно остро. 
Общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
Фотография © Андрей Белимов-Гущин, 2025 / предоставлена АБ СПИЧ

Мне нравится этот метафизический ритм, абстрагирование формы и крупный шаг пропорций. Я сравниваю протяженные и высокие – 6 метров – галереи четырех южных корпусов с венецианскими Прокурациями. Сергей Чобан возражает: нет, здесь все вовсе не так жестко и крупно – и признается, что для него прообразом галерей была Ляйпцигер штрассе в Берлине.
  • zooming
    Общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин, 2025 / предоставлена АБ СПИЧ
  • zooming
    Общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин, 2025 / предоставлена АБ СПИЧ

Упрямый критик идет к карте с линейкой и выясняет, что длина галереи Прокураций – 150 м, а у южных корпусов Невской ратуши – 250 м, поделенные на 4 корпуса, но воспринимаемые цельно, «в прострел» по одной линии. Больше, даже почти в два раза. Ничего, зато длина палаццо Консерваторов, раз уж мы помним о Капитолии Микеланджело, маленькая, уютная – 55 м. Тем не менее надо согласиться с Сергеем Чобаном: несмотря на разницу в размерах, не знаю почему, может быть, из-за петербургского окружения, галереи «ратуши» воспринимаются мягче, чем венецианские Прокурации. А почему? Сама Венеция мельче, ее улицы уже, чем у ее «северной» разновидности... 

Однако сами по себе галереи вокруг улицы или площади – любопытная тема. Советские архитекторы начали увлекаться ими в 1980-е годы: как приемом, способным сделать пространство разнообразнее, укрыть от дождя – а еще, мне так кажется, после того, как поездили на парижские конкурсы и посмотрели, как хорошо на улице Риволи, как светятся там витрины. Оба триггера дали нам в 1990-е огромное количество проектов с галереями, и некоторое количество реализаций. Интерес не прошел и сейчас, и справедливо. Но среди появляющихся галерей встречаются разные – тут важна и ширина, и высота, и подсветка, и даже активность магазинов и кафе за пилонадами. Их пространство может ощущаться по-разному: как заброшенное, темное и дальше еще страшно сказать какое – или как величественное, гордо преподносящее себя. Римское. Да, в «Невской ратуше» определенно второй вариант – Сергей Чобан имплантирует свои галереи непосредственно из обширной европейской культуры их применения. 

И надо сказать, у культуры есть определенный паттерн. Галереи улиц и площадей восходят к античной традиции стой – портиков, дававших тень. Их строили, в основном, на форумах и главных площадях городов, в ключевых общественных пространствах. То есть не везде: сами средиземноморские города античности состояли из домов с подслеповатыми внешними стенами, ориентированными на собственные внутренние дворы. Так повелось и в европейских городах Нового времени, основная застройка «по красной линии», галереи – в самых ответственных местах.

Следовательно, появление галерей в «Невской ратуше», внимание к ним, их высота – типологический признак ее «центрального» статуса. 

А вот для Петербурга формат галерей не характерен. Красные линии – да, площади, от которых улицы расходятся барочной «вилкой» – да, портики да, и даже много; а галереи нет. Вспоминается только колонная циркумференция Казанского собора Воронихина, но это другая история, у нее есть совершенно определенный образец собора Святого Петра. В Риме, к слову сказать. 

Получается, что авторы, Евгений Герасимов и Сергей Чобан, встраивают в Петербург новую типологию: европейской площади, обрамленной галереями. Такую, какой город еще не знал. И еще – такую, которая подчеркивает причастность места структуре власти, а значит, центральность, и, как ни крути, столичность – особенно если принять все римские аллюзии. 

Помимо галерей посмотрим на детали и особенности. 

Главное здание выгнуто со стороны города и вогнуто со стороны площади: как будто оно парус, надуваемый ветром с Невы, хотя сходство, конечно, далеко не буквально. И еще как будто «тот, кто дует» – дует «в трубу» расходящейся в стороны площади; а воздух – или звук? – омывает со всех сторон эллиптический корпус. Простое и ясное построение безордерной классики. 
  • zooming
    Общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин, 2025 / предоставлена АБ СПИЧ
  • zooming
    Общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин, 2025 / предоставлена АБ СПИЧ

Большое впечатление производят колонны – строго круглые, каменные, в главном здании они готически-стройны, в овальном корпусе усиливают сходство с ренессансной ротондой, а в колоннадах там где присутствуют скругления, они получают «крепкие» пропорции, свойственные модерну и ар-деко как его наследнику. 

К тому же они из камня. Тут все из камня, и хотя где-то на верхних ярусах он после кризиса был замещен СФБ, глаз архитектора увидит, а горожанина, вероятно, нет – комплекс производит эффект каменного, сделанного из травертина. Нижние ярусы точно из травертина, пористого известняка, подвернутого вакуумной обработке. Но и цветные части, терракотового оттенка, – не кирпичные, как в Риме, а тоже каменные. 
Общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
Фотография © Андрей Белимов-Гущин, 2025 / предоставлена АБ СПИЧ

Корпуса различаются. Простенки южного корпуса первой очереди украшены флорентийской мозаикой с ренессансным орнаментом: зеленовато-серый фон, светлый рисунок. В северном ряду, западнее здания, которое теперь занято ВТБ – корпус с простенками рельефного орнамента, похожего, но несколько другого по рисунку. 
  • zooming
    Общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин, 2025 / предоставлена АБ СПИЧ
  • zooming
    Общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин, 2025 / предоставлена АБ СПИЧ

Версий гротесков можно предложить много, и Сергей Чобан много работает с этой темой, вспомним хотя бы угловой дом ЖК Царская площадь в Москве или Veren Place в Петербурге, в 5 минутах ходьбы от «ратуши». 

Второй офисный корпус южного ряда, спроектированный бюро Евгения Герасимова, использует камень серовато-коричневого оттенка со вставками светлых четырехлистников – чем сразу же напоминает другую работу автора, дом Ковенском переулке. Только там фон белокаменный, а здесь темный – как в доме Венеция, например. И еще круглые колонны широких пропорций, обрамляющие вход в той же Венеции, позволяют понять, откуда здесь взялся этот прием на грани модерна и ар-деко. 
  • zooming
    Общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин, 2025 / предоставлена АБ СПИЧ
  • zooming
    Общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин, 2025 / предоставлена АБ СПИЧ

Тем не менее различие авторских почерков в «Невской ратуше» считывается, скорее, на уровне «подписи-автографа», сопоставления знаков, а не почерков. Сложно сказать, почему это происходит: может быть, благодаря тому, что Евгений Герасимов – талантливый стилизатор, способный уловить разные направления и тенденции, но комплекс получился очень цельным и не всегда можно «уловить руку». Для меня, в частности, показалось удивительным, что «эллиптический» корпус тоже спроектирован бюро ЕГП... Потому что вся «Невская ратуша» – каменный европейский ансамбль с каменной площадью – работает в унисон. 

Если говорить о камне – как мы помним, светлый известняк преобладает, но тут присутствуют и другие виды камня и его имитации – то вновь хочется заметить, что для «каменного» Петербурга камень, вообще-то, не очень характерен. Даже петровского запрета на каменное строительство во всей стране хватило только на цоколи домов новой столицы, остальное кирпич, штукатурка, краска...

Кажется, единственная параллель из памятников архитектуры Петербурга, которая приходит в голову – Мраморный дворец Ринальди. Она тоже не буквальна, но, заметьте: даже расцветки, серо-зеленый, близкий к терракотовому – совпадают. В «ратуше» намного больше светлого известняка... И все же, все же. А ведь авторы, защищая проект, указывали именно на «каменность» Петербурга. Другой параллелью были купола – и здесь тоже наблюдается парадокс: приплюснутый стеклянный купол, самая современная часть ансамбля, ну никак не похож на классические купола города. И очень хорошо! И прекрасно, что архитекторам удалось отстоять «летающую тарелку» главного здания, пусть даже и столь замысловатым способом. 

Почему? А потому, что именно современное больше всего определяет столичный вайб. 

Пожелаем же, чтобы «тарелка» начала когда-нибудь исполнять свою функцию смотровой площадки, которая была для нее первоначально задумана и даже технически реализована. 
   
  
  • zooming
    Общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин, 2025 / предоставлена АБ СПИЧ
  • zooming
    Общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин, 2025 / предоставлена АБ СПИЧ
Архитектор:
Евгений Герасимов
Сергей Чобан
Мастерская:
Евгений Герасимов и партнеры http://www.egp.spb.ru/
Tchoban Voss Architekten
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
Россия, Санкт-Петербург, ул. Новгородская, д. 20а; Дегтярный переулок, д. 11

Авторский коллектив:
Руководители авторского коллектива – Е. Герасимов, С. Чобан.
Главные архитекторы проекта – З. Петрова, Т. Комалдинова. 

Евгений Герасимов и партнеры: руководитель проекта – Е.Л. Герасимов; главные архитекторы проекта – З.В., Петрова, Т.А. Комалдинова; архитекторы – Е. Резникова, И. Бахорина, Н. Безбородова, А. Гвоздик, Т. Кузнецова, О. Манов, М. Орлова-Шейнер, О. Трунова, Д. Прудникова, Я. Серебрякова, Ф. Шольц, П. Земсков, В. Казуль, А. Перлич, С. Арутюнов, О. Берлянд, А. Боранбаева, М. Гришанов, Т. Жукова, А. Кабанов, А. Козырева, М. Кузнецкая, М. Кутовски, Ю. Лаврова, А. Лисицын, Т. Локтева, Т. Любимова, О. Никитина, А. Плотникова, Л. Панасенко, Е. Плужник, М. Рассказова, Е. Сенникова, К. Скуднова, А. Тычинина, А. Хмеленина, Я. Шестихина, С. Шилова; главный конструктор – М. Резниченко; руководители групп конструкторов – С. Рыжова, А. Прокофьев, Н. Алексеева; конструкторы – Д. Астапчик, Д. Григорьев, Е. Пантелеева, Е. Пестова, Т. Помазан, Т. Смирнова, Н. Богданова, К. Иванова, А. Рыбаков, Е. Яковлева, П. Култышев, И. Андреев, Т. Горшкалева, В. Антонов, С. Кучин; генплан – А. Титова, Е. Кузнецова.

Tchoban Voss Architekten: руководитель проекта – С. Чобан; руководитель группы архитекторов –В. Каширина; архитекторы – Ф. Шольц, П. Земсков

СПИЧ: руководитель проекта – С. Чобан; архитекторы: В. Казуль, А. Перлич, С. Арутюнов, О. Берлянд, А.Боранбаева, М. Гришанов, Т. Жукова, А. Кабанов, А. Козырева, М. Кузнецкая, М. Кутовски, Ю. Лаврова, А. Лисицын, Т. Локтева, Т. Любимова, О. Никитина, А. Плотникова, Л. Панасенко, Е. Плужник, М. Рассказова, Е. Сенникова, К. Скуднова, А. Тычинина, А. Хмеленина, Я. Шестихина, С. Шилова

Раздел КМД – ПКП «Вэлко-2000». Инженерные разделы – ОАО «Проектсервис СПб»-ПТИ, главный инженер проекта – В.Н. Маликов

2006 — 2010 / 2010 — 2025

12 Сентября 2025

Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
«Аристократизм, приватность, de luxe… разнообразие»
У Мытного двора в Петербурге не так давно, примерно полгода назад, сменился владелец, класс жилья, проект и архитектор. О проекте мы уже рассказывали по итогам рассмотрения на Градостроительном совете Петербурга. А сегодня беседуем с представителями девелопера о ЖК «Евгеньевский», теперь – de luxe, авторства Евгения Герасимова. Он построен на теме аристократизма и отсылках к разным видам исторической архитектуры, по части которых бюро «Евгений Герасимов и партнеры» – большие мастера.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Галерея для курьера
Что думают профессионалы об интерьерах мест общего пользования в современных жилых комплексах? Вместе с выпускниками Geometrium School мы рассмотрели пять проектов: от ар-деко во всем его блеске до сдержанного северного минимализма.
Маршрут построен
При поддержке фонда DICTUM FACTUM вышел в свет путеводитель по новейшей архитектуре Санкт-Петербурга, составленный Анной Мартовицкой. Делимся впечатлениями о книге.
Три в одном
Дом на Тележной улице, построенный по проекту мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» всего в паре шагов от Невского проспекта, визуально делится на три самостоятельных объекта. Так архитекторы сохраняют масштаб исторической улицы и преодолевают недостатки вытянутого участка.
NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Градсовет Петербурга 25.05.2022
Градсовет рассмотрел дом от Евгения Герасимова на Петроградской стороне и жилой квартал на Пулковском шоссе от Сергея Орешкина. Обе работы получили поддержку экспертов, но прозвучало мнение о проблемах с масштабом и разнообразием в новой застройке.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Снег на красном
Дом на Миргородской улице по проекту мастерской Евгения Герасимова завершает ансамбль площади вокруг Феодоровского собора и рассказывает три истории: о русской старине, классическом Петербурге и современной архитектуре в их контексте.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Градсовет Петербурга 14.01.2022
На днях состоялся первый после смены председателя КГА и главного архитектора Петербурга градостроительный совет. На нем рассматривались: доработанный вариант реконструкции «Фрунзенской», жилой комлпекс на месте «Ленэкспо» и очередная LEGENDA Евгения Герасимова. Также были представлены новые лица в составе совета.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Бинарная оппозиция
Рассматриваем довольно редкий случай – две постройки Евгения Герасимова на одной улице с разницей в пять лет, на примере которых удобно рассуждать об общих подходах и принципах мастерской.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Фриланс у реки
Коворкинг по проекту бюро «Евгений Герасимов и партнеры» завершает ансамбль Аптекарской набережной и предлагает комфортное рабочее пространство с видом на Большую Невку. В числе прочего показываем рабочие эскизы, которые помогли найти броскую форму, соответствующую духу места.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Видный дом
Art View House на открыточном «перекрестке» Мойки и Крюкова канала – еще один эксперимент бюро «Евгений Герасимов и партнеры» с неоклассикой, а также аккуратное завершение архитектурной панорамы в центре города.
Новое воспоминание
«Русский дом» мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» – одна из самых заметных и тепло встреченных новостроек в центре Петербурга. Разбираемся, из чего он состоит и в чем секрет успеха.
Похожие статьи
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.
Мост в высоту
Архитекторы UNS уверены, что их офисная башня «Мост» в Варшаве стала местом, где история в буквальном смысле встречается с будущим.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Сосуд для актуального искусства
Архитекторы Snøhetta реконструировали арт-центр в Дартмутском колледже на северо-востоке США в соответствии с меняющимися формами и методами творчества и преподавания.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.